О чем рассказывают древние письма
Древняя письменность
Как только человек приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать. Зачем? А затем, чтобы осталась память о мыслях, открытиях, событиях, интересных людях и т.д. Даже в то время, когда человек не умел еще толком говорить, он оставлял на стенах своих пещер восхитительные картины.
На самом деле оказалось очень сложным соединить два важнейших изобретения человечества — речь и письмо. Письмо же заключается не просто в определенном количестве знаков, которые выражают конкретную мысль. В нем должно содержаться и содержание послания, чтобы другой смог прочесть его и произнести. Так как люди древнего мира не могли еще разделить речь на фразы, предложения на слова, а слова на звуки, они пытались отразить свои мысли в рисунках.
Письменность представляла собой набор неких мнемонических символов, по которым читатель мог понять, в чем дело, однако это не было отражением собственно речи или особенностей языка. Каждый, кто рисовал на стене всевозможные сцены, делал это по-своему. Но постепенно люди стали вырабатывать какую-то определенную систему символов, которые обозначали конкретные предметы: например, солнце могли изображать в виде круга с точкой посередине, и всем членам племени было ясно, что это именно солнце. Вырабатывались и конкретные, известные всем, символы, обозначающие такие понятия как «мужчина», «женщина», «вода», «огонь», «бежать» и т.д. Так и появилась первая система письменности — пиктографическое, или рисуночное, письмо.
Видимо, многие древние цивилизации применяли такую систему письма. Ведь это была самая простая форма для необходимых записей. Пиктограммы всегда были ясны и легки для изображения. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3 000 года до нашей эры египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.
Уже тогда каждый символ представлял собой небольшое изображение. Самым главным было то, что этот символ должен был соответствовать тому предмету, который изображался, то есть быть похожим на него.
Несмотря на все достоинства у пиктографического письма были и свои существенные недостатки. В чем же они заключались? Во-первых, на изображение пусть даже очень короткой истории необходимо было много времени, ведь каждый символ требовал тщательной прорисовки. Во-вторых, с помощью пиктограмм можно было изобразить лишь предметы, но невозможно было передать их цвет, какие-то абстрактные понятия, местоимения, личные имена. Именно на этом этапе появилась необходимость соединить устную и письменную речь в единую систему.
Когда писцы научились записывать связные тексты, у них на это, опять же, уходило очень много времени. Каков выход? А выход видели в упрощении символов. Так возникли символы, удобные и легкие, понятные и писцам, и читателям документов. Когда форма символа перестала напоминать рисунок, а превратилась лишь в сочетание черт, тогда человеческая письменность перешла на новую ступень развития — иероглифическое письмо.
Иероглифы служат для обозначения слов. Выделяют три группы иероглифов.
Первая группа — это логограммы, или идеограммы, то есть знаки, которые обозначают понятия, будь то предмет или действие.
Вторая группа — это символы, которые базируются на фонетическом принципе: к примеру, знак «ласточка» для обозначения прилагательного «большой». В древнеегипетском языке эти слова звучат примерно одинаково.
Третья группа — это детерминативы, то есть знаки, которые помогают читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. К примеру, в шумерской клинописи такие детерминативы ставились в виде вертикальной черты перед мужскими именами. Некоторые детерминативы ставились перед именами царей, цариц, названиями городов, рек, стран и т.д.
Постепенно система письма «один символ — одно слово» сменилась на систему «один символ — один слог». Это означает, что в системе письма стало гораздо меньше знаков — обычно от 30 до 100. Так как ни один из них не отражает объектов, поэтому написание их просто и состоит из простых линий и точек. В качестве примеров слогового письма можно привести кипрский силлабарий (1 200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.).
Однако на этом развитие письменности не закончилось. Около 1 100 года до нашей эры в Палестине был изобретен западносемитский алфавит. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, который является предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.
Принцип алфавита очень прост: каждому знаку соответствует один звук. Письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Однако в самом финикийском алфавите на письме обозначались лишь согласные, в то время как гласные опускались. Стоит отметить, что человеку все же проще читать тексты с набором из 22 символов, нежели учить коллекции иероглифов из 2 000 штук.
История письменности
Люди всегда стремились фиксировать и передавать потомству информацию о накопленном в разных сферах жизни опыте. Это наглядно демонстрирует история практически всех стран мира.
Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Древние художники изображали реальные объекты. Ученые считают, что наскальная живопись в пещере Ласко свидетельствует о религиозном ритуале.
Постепенно изображения становились все более условными и символичными. Рисунок превратился в знак, что и дало толчок к возникновению письменности.
Предлагаем вашему вниманию краткую историю письменности.
Стремительно развивающиеся торговля и ремесла, требующие учета, привели к созданию письменности. Самым древним видом письма считается пиктографическое.
Пиктограмма – это схематический рисунок, который изображает вещи, события и явления, о которых идет речь. Это письмо было очень наглядно и вполне годилось для передачи небольших сообщений.
Но когда возникла потребность передать какую-нибудь абстрактную мысль или понятие, в число пиктограмм стали входить условные значки. Скажем, солнце стало изображаться кружком внутри другого кружка, а вода – волнистой линией.
История письменности начинается около 3200 г. до н.э., когда шумеры в Месопотамии впервые начали задумываться о передаче и сохранении информации. Вначале для обозначения слов они пользовались пиктограммами.
Постепенно значки все меньше походили на рисунки, появились стандартные условные знаки. Месопотамские писцы писали на плитках из сырой глины, поскольку ее в Месопотамии было очень много.
Знаки наносились стилосами – тростниковыми перьями с треугольным концом, поэтому шумерское письмо стало называть клинописью. После того как плитки высушивали на солнце или обжигали в печи, они становились прочными и могли храниться не одно тысячелетие.
Клинописной была письменность шумеров, ассирийцев и вавилонян. Ее переняли и применяли в течение двух тысяч лет древние персы.
Системы счисления
Основанием вавилонской системы счисления является число 60, поэтому в Древнем Вавилоне число 87 – это 60+27. Со временем в мире возобладала десятичная система счисления: число 87 это 8 десяток и 7 единиц. Однако 87 минут для наших современников равны 1 ч. 27 мин., то есть так же, как у древних вавилонян. И это не совпадение. Для измерения времени, а также углов мы применяем шестидесятеричную систему счисления древних вавилонян.
Египетская письменность
На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.
Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.
История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.
Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).
С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.
Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.
Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.
Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов.
Как записывали числа
История письменности увлекательна еще и тем, как древние люди пытались научиться записывать числа для обозначения количества.
На территории Чехии была найдена волчья кость, на которой примерно 32 тыс. лет назад древний человек нацарапал 55 отметин (5 групп по 11 отметин)
Символы для обозначения чисел больше 10 появились в Египте в 3400 г., а в Месопотамии в 3000 г. до н. э.
В древнеегипетской системе счисления и в клинописи для чисел 1; 10; 100; 1000; 10 000; 100 000 и 1 000 000 применялись различные символы, причем, для того чтобы обозначить цифру большой величины, цифры повторяли.
Так обстояло дело и у этрусков, а затем и у древних римлян: X обозначало 10, XX – 20, XXX – 30, С – 100, ССС – 300 и т. д. Но ни в одной системе счисления не было символа ноль, а история его появления – это отдельный увлекательный рассказ.
Среди обнаруженных археологами клинописных табличек сохранились «школьные тетради», поэтому известно, что в Месопотамии знали таблицу умножения.
Египетские ученики знали только сложение, умножение и деление на два. Чтобы умножить, скажем, на четыре, они умножали число на два и складывали (удваивали) получившийся ответ.
Основные даты
Лет до нашей эры
Событие
История письменности – это история удивительного развития человеческой мысли от простейших форм к чрезвычайно сложным абстрактным языкам.
Послание инопланетян или древнейшая письменность на Земле: о чем рассказали дощечки ронго-ронго с острова Пасхи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древние дощечки острова Пасхи
Этот остров получил мировую известность благодаря необычным каменным глыбам Моаи, обнаруженным на его территории. Сам остров расположился в южной части Тихого океана и принадлежит Чили. Однако долгое время о нем не было известно. И только в 1722 году эта земля была открыта путешественником из Голландии Якобом Роггевеном. Бесспорно, эта часть суши является одним из самых таинственных мест на планете. Оказывается, что там были найдены дощечки ронго-ронго с загадочными знаками.
Ученые утверждают: эта находка подтверждает тот факт, что это письменность Рапа-Нуи. Эта древнейшая высокоразвитая цивилизация жила на этих землях долгое время. Однако в XVIII веке, когда этот остров был открыт, здесь мало оставалось коренных жителей. Удалось обнаружить около 25 дощечек с определенным набором иероглифов. Такие же надписи были и на каменных фигурках. Иероглифы представляли собой спирали, двуногих, которые выглядели как инопланетные существа, растения и крылатые люди, а также многое другое.
Ученые уверены, что на дощечках нанесен рапануинский язык. Однако непонятно – это слова или только слоги, и как вообще они могут переводиться. Правда, удалось обнаружить некую последовательность знаков. Они всегда начинаются в нижнем углу и идут строчкой слева направо. Когда строка закончена, то, видимо, дощечку перевернули вверх ногами и продолжили наносить иероглифы в том же порядке. Такая система перевернутых знаков напоминает стиль «Перевернутый бустрофедон». Ранее такой порядок нанесения знаков встречался только у инков.
Кто обнаружил ронго-ронго и почему их не могут прочитать
Согласно историческим данным, остров Пасхи или Рапануи был открыт в 1772 году. В этом же году были обнаружены каменные статуи Моаи. А вот дощечки с загадочными иероглифами удалось отыскать только через 92 года (в 1864 году) миссионеру из Франции Эжену Эйро. Он был священником и добровольно сюда приплыл с целью обратить в христианскую веру туземцев, спасая их души. Эжен Эйро был первым из европейцев, кто прожил здесь около года. Находясь на острове, он обратил внимание на дощечки из темного дерева со значками. Как позже оказалось, дощечки были изготовлены из дерева торомиро, произрастающего на той же территории.
Интересно, что дощечки были практически в каждом доме рапануинцев. Они были все исписаны непонятными иероглифами, вырезанные острыми камнями. На них можно было увидеть необычных животных, растения, части тела или существ, похожих на людей.
Об этой находке священник написал в письме, адресованному Верховному Отцу братства, которому тот служил. Однако спустя 2 года большая часть дощечек со знаками исчезла. Скорее всего, они погибли в результате начавшихся на острове междоусобных войн. Хотя историки до сих пор не могут точно сказать, что случилось. Просто эти древние письмена исчезли. Известно, что удалось сохраниться только двум десяткам древних дощечек, а также ряду надписей, выполненных на жезле и нагруднике жрецов острова.
Загадка внезапного исчезновения кохау ронго-ронго волновала многих исследователей. Ведь просто раствориться бесследно в воздухе они не могли. Появилось предположение, что жители острова Пасхи спрятали их от чужих глаз в подземных тайниках. Хотя это очень ценная находка, но вот понять, что же написано на ронго-ронго, оказалось весьма проблематично. Дело в том, что тех, кто знал этот язык, практически не осталось к тому времени. Или их забрали в рабство, или погибли в междоусобных войнах, а кто-то умер от старости.
Иероглифы Древнего Египта и Индии на острове Пасха
Ученые предположили, что на острове Пасха действительно сохранилась древняя письменность, которая была распространена по всему миру 3-4 тыс. лет назад. Каким образом это удалось сделать островитянам, пока остается тайной.
Послание поколениям
Уже в 1954 году этнограф Томас Бартель обнаружил эти записи и попробовал сам расшифровать загадочные знаки на дощечках. По его мнению, там описаны ритуалы, проводимые на острове Пасхи, которые были насыщены жертвоприношениями богам. Хотя есть предположение, что большую часть знаков Бартель просто домыслил сам. Были неоднократные попытки расшифровать иероглифы ронго-ронго. Самая популярная гипотеза заключалась в том, что это послание внеземных цивилизаций будущему поколению. Некоторые ученые предположили, что инопланетяне были на острове, о чем свидетельствуют необычные каменные статуи.
Недавно профессор де Мела из Бразилии заявил, что прочитал непонятные знаки кохау ронго-ронго. Там описаны события катастрофы целой цивилизации. Произошло сильное землетрясение, и некогда огромный архипелаг исчез под водой. Остался небольшой остров в Тихом океане, на котором находилась небольшая часть населения, культура, достижения. Это напоминает историю легендарной Атлантиды и Лемурии. Какие тайны открыла древняя скульптура с Урала, которая старше египетских пирамид: «Шигирский идол».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Глава 5. ПИСЬМО И ПИСЬМЕННОСТЬ У ДРЕВНИХ НАРОДОВ
Глава 5. ПИСЬМО И ПИСЬМЕННОСТЬ У ДРЕВНИХ НАРОДОВ
5.1.ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» — гонцы.
Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен («мужская тайна»). Правда, тогдашний опыт был еще примитивен, и первобытные педагоги для скорейшего запоминания сопровождали его усвоение ритмическими танцами и пением. Так было на протяжении сотен веков.
Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль. Древнейшим из пещерных и наскальных рисунков в нашей стране — 15–20 тысяч лет.
Первобытное искусство было явлением синкретическим. В нем просыпающаяся потребность в прекрасном сливалась с наивной верой в сверхъестественное и со стремлением закрепить, сохранить воспоминания о происходящем. В Иране на скале Бегистун над караванными тропами изваяна целая картина: персидский царь в короне, над ним распростер крылья бог Ормузд, тянутся вереницы пленных с веревкою на шее. Здесь запечатлена победа Дария I Гистаспа над мятежниками (521 г. до н. э.). Царь повелел высечь это руками побежденных, чтобы проходящие караваны разнесли весть о его победе по всему свету.
В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка бегущего человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография — рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики. Гербы государств, городов, сообществ, отдельных лиц, производственные марки и эмблемы, рекламные знаки, религиозные обозначения, научные символы — все это пиктография, действующая по принципу: один образ, одна мысль.
Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений, и появляются символические изображения, как, например, это можно увидеть в прошении индейских племен делаваров конгрессу Соединенных Штатов. Фигуры животных (бобр, гусь, рыба, заяц и другие) выражают тотемы племен, объединенных союзом. Широкая полоса внизу — это отец Рек — Миссисипи, общая территория индейцев. Мысль чрезвычайно четко и понятно выражена в этом изобразительном решении, но часто такие изображения напоминают собой ребусы, разгадать которые порой очень нелегко. Этап рисуночно–смысловых комбинаций прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность, а с нею книгу.
Одновременно формировался и язык как логическая система, языковой строй — деление на слова, фразы, слоги, отдельные звуки, части речи, грамматика в целом. Попутно решалась проблема писчего материала, формы книги, которая, конечно, в равной мере зависит как от применявшегося письма, так и от употребления писчего материала.
При возникновении рабовладельческого строя с его сравнительно развитой политической иерархией, техникой обработки земли, ремесленным производством пиктографическая запись уже не удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое, в котором каждый знак либо выражал отдельные понятия и идеи, либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков. С течением времени в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. С его помощью можно было передать не только смысл, но и оттенки человеческой мысли.
Общий смысл информационного сообщения воспринимался уже как целая комбинация, сопоставление символов и знаков. Наряду с пиктографическими значками появляются детерминативы — абстрактные определители, знаки, передающие грамматические формы, социальные оттенки, диалектизмы, даже произношение и смысловую принадлежность. В течение тысячелетий существования и развития идеографические системы достигли необычайной сложности. Одновременно стали применяться знаки, изображавшие только слоги и даже просто звуки.
Существовала и иероглифическая система письма. Искусство письма, как и вся древняя система знаний, находилась в руках жрецов. Недаром слово «иероглиф» означает «резьба жрецов». Ради укрепления своей власти жрецы стремились не упростить письменность, а наоборот, сделать ее доступной только избранным. Чтобы стать образованным человеком, надо было знать наизусть несколько сотен, а то и тысяч знаков, и грамоте учились много лет. С течением времени иероглифическое письмо изменялось и развивало свою графическую основу. Упрощение знаков — «графем» — привело к созданию так называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного) почерка, в котором число графем значительно сократилось.
В Шумере, Вавилонии, Ассирии писали трехгранными острыми палочками на сырой глине. Каждый штрих был похож на маленький гвоздь или колышек. Поэтому и письменность этих народов называется клинописью. Китайцы и японцы писали тушью при помощи кисточки, их древние иероглифы имеют вид мазков, легких штрихов.
Найденный в Египте в 1799 г. «Розеттский камень» с надписью в честь царя Птолемея и его супруги Клеопатры позволил французскому историку Ф. Шампольону (1790–1832) сделать замечательное открытие. В частности, он установил, что текст, высеченный египетскими иероглифическими, иератическими и демотическими греческими письменами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит.
Идея буквенного письма, резко демократизирующая всю письменную книжную культуру, вырывала ее из?под монопольной власти жрецов. Буквенное письмо получило могучий всплеск на рубеже I тысячелетия до н. э.
В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII веке до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Само изобретение угаритской письменности датируется историками XIV веком до н. э. Это самый ранний буквенный алфавит. Эгейские племена, уничтожившие Угарит, подхватили идею алфавита и передали ее крито–микенцам, грекам.
На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира.
От племен Ханаана, который был как бы узлом или кипящим котлом цивилизаций (в его рудниках страдали рабы почти всех национальностей Ближнего Востока, и на стенах сохранились нацарапанные письмена самых различных систем), алфавит при посредстве общесемитского наречия — арамейского языка проник на Аравийский полуостров, и там возник еще более простой и универсальный арабский алфавит, которым и поныне пользуется не менее одной десятой части населения земного шара.
Затем арамейский (финикийский) алфавит триумфально пересек горы и пустыни и явился на просторах Монголии и Маньчжурии, где предпочли воспользоваться именно им, отвергая более близкие китайские иероглифы. В древней Индии распространение буддизма способствовало изобретению своеобразного буквенно–слогового алфавита — деванагари.
Особенностью произношения в семитских языках является безразличие к гласным. Все знаки для гласных заменял у них один «алеф». При переходе алфавита к народам, где господствовало полногласие, для этих звуков изобретались специальные буквы. Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
В середине IV века н. э. Месроп Маштоц (362–440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.
Еще в течение долгих столетий различные системы письменного закрепления информации сосуществовали и, развиваясь, взаимно влияли друг на друга.
В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв), древнейшие памятники которых дошли до нас от VII века до н. э. Вносятся различные предложения по созданию всемирного алфавита.
Читайте также
Узелковая письменность древних славян
Узелковая письменность древних славян В древности узелковая письменность была распространена довольно широко. Это подтверждают археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, видны несимметричные изображения узлов,
Глава пятнадцатая Письменность
Глава пятнадцатая Письменность 1. Рисуночная письменность. 2. Слоговая письменность. 3. Буквенная письменность. 4. Место письменности в жизни человека 1В предыдущих главах мы в общих чертах описали развитие основных общественных образований, от примитивных зачатков
Глава 12. Зачаточная письменность славян
Глава 12. Зачаточная письменность славян На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдалённую связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные
Глава восьмая ЭТРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
Глава восьмая ЭТРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ Алфавит и буквари Хотелось бы знать, кого из своих национальных героев этруски считали изобретателем письменности. У греков это были Кадм или Паламед, у римлян — древний царь Эвандр. Во всяком случае, распространение в Центральной и
ГЛАВА III О том, что нужды южных народов отличаются от нужд северных народов
ГЛАВА III О том, что нужды южных народов отличаются от нужд северных народов В Европе существует некоторое равновесие между народами юга и севера. Первые имеют всевозможные удобства для жизни и мало нужд; у вторых много нужд и мало удобств для жизни. Одним природа дала
ГЛАВА VI О торговле древних народов
ГЛАВА VI О торговле древних народов Бесчисленные сокровища Семирамиды, приобретение которых не могло быть делом одного дня, приводят нас к заключению, что ассирийцы ограбили немало богатых народов, прежде чем сами были ограблены.Торговля ведет к богатству, богатство
Глава 1 «Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов»
Глава 1 «Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов» «То, что патриотично настроенного автора интересует история Отечества — закономерно, равно как и то, что его отношение к традиционной
Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар
Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар Л. Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между
Глава 4 Особенности месторазвития «древних монголов». Кимаки и кыпчаки. Некоторые сведения о материальной культуре этноса «древних монголов», или татар Чынгыз хана
Глава 4 Особенности месторазвития «древних монголов». Кимаки и кыпчаки. Некоторые сведения о материальной культуре этноса «древних монголов», или татар Чынгыз хана «Евразия — степная полоса от Хингана до Карпат, ограниченная с севера «таежным морем», то есть сплошной
Глава 7 ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННОСТЬ
Глава 7 ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННОСТЬ Задолго до того, как грузины обзавелись собственным алфавитом и литературой, они познакомились с письменностью и фольклором греческого и иранского миров, равно как и с мифами, существовавшими в устной традиции. В древних источниках мы
Письменность и наука народов Двуречья в III тысячелетии до н. э
Письменность и наука народов Двуречья в III тысячелетии до н. э Древнейшие народы Двуречья создали великолепную культуру, которая легла в основу более поздней — вавилонской. С укреплением многообразных связей между народами достижения шумеров и аккадцев делались
Глава 12. Зачаточная письменность славян
Глава 12. Зачаточная письменность славян На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные
Глава 1 Культ медведя у древних людей и у народов Севера России
Глава 1 Культ медведя у древних людей и у народов Севера России Первобытный человек, перенося на мир животных отношения своих родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами, представлял этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной