О чем рассказывается в тексте
Что такое повествование (с примером текста)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьной скамьи всякий помнит, что существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
У каждого из них своя роль и свой набор отличительных признаков. Как распознать повествование среди текстов другого типа и научиться грамотно воссоздавать его на письме, расскажет эта статья.
Повествование — это.
Термин «повествование» имеет несколько значений. В широком смысле это рассказ о неких действиях, событиях.
Грамматически это слово представляет собой существительное, образованное от глагола «повествовать», значит, основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории.
В узком смысле повествование – это тип речи, который последовательно излагает произошедшие события.
Лингвисты выделяют следующие особенности повествовательных текстов:
Также повествование бывает информативным и изобразительным.
Признаки повествования
Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:
Мы с Серёжкой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.
Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.
Композиция повествовательного текста
Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:
В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.
Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.
Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.
Пример текста повествования
Чтобы вам стало понятнее, как выглядит повествование, приведём текст в пример:
Как мы ехали в Вологду.
Когда закончился учебный год, родители стали думать, куда бы нам поехать летом. Они долго спорили, перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила отправиться в Вологду.
Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял, как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком…
Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.
В день отъезда мы проснулись ни свет ни заря, умылись, оделись, наскоро позавтракали и отправились на вокзал. Красивый новенький поезд подошёл к платформе и зашипел, как горячий утюг. Как только проводница отворила двери, родители подошли ко входу, достали наши билеты и документы. Проводница внимательно посмотрела сначала на нас, потом на родителей, улыбнулась и сказала: «Проходите!»
Все четыре места в вагоне были наши. Мы расставили сумки и чемоданы, опустили сиденья и устроились поудобней. Путь предстоял долгий.
Наконец, поезд тронулся! За окном замелькали перелески, чьи-то дачи, голубые речки и озерца, потом показались маленькие деревни с крестами колоколен на зелёных холмах. Мы с сестрой сидели, не отрываясь от вагонного окна, жадно ловили новые звуки, запахи, слова и чувствовали, что ехать вот так в поезде вместе с мамой и папой в неизвестную молочную Вологду – это и есть счастье.
Как видно из примера, в тексте последовательно описываются этапы поездки. В завязке говорится о выборе маршрута. Развитие действия включает рассказ о сборах, прибытии на вокзал, о том, как семья расположилась в вагоне.
Историю дополняют краткие сведения о Вологде, что позволяет назвать этот тип текста информативным повествованием.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Конспект урока «Текст. Заглавие текста»
Тема урока: «Текст. Заглавие текста»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое тема текста?
· Чем тема отличается от основной мысли?
· Каким должно быть заглавие текста?
Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:
– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!
– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?
– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.
– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.
– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.
Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.
То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.
Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.
Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:
Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.
Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.
Посмотрим вот на такие отдельные предложения.
Всё чаще идут дожди.
Облетели и пожухли цветы.
Пока что каждое предложение здесь само по себе.
Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».
А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.
Посадил дед репку . Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!
Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.
– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.
– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.
– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.
И вот, у Сени получился такой текст.
Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!
– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.
– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?
Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.
Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.
Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.
Это его отношение к теме текста.
Тема и основная мысль между собой не равны.
Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.
– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.
Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.
Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.
Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.
– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.
– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?
– «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?
– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.
Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.
Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.
Название также иногда называют заголовком.
Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.
Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.
А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.
Давайте прочитаем текст, определим тему, основную мысль и озаглавим его.
Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили
А какова основная мысль текста? (Люди должны быть добрыми и гостеприимными ).
Готовясь к устному высказыванию, вдумайтесь в его тему. Каждое слово в названии темы
имеет значение. Например, темы «Гость», «Поздний гость», «какого гостя я увидел
предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.
Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили
А какова основная мысль текста? (Люди должны быть добрыми и гостеприимными ).
Готовясь к устному высказыванию, вдумайтесь в его тему. Каждое слово в названии темы
имеет значение. Например, темы «Гость», «Поздний гость», «какого гостя я увидел
предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.
Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили принимать гостей).
Что же нам требуется сегодня запомнить?
Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.
Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.
Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.
Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.
Что известно о научно-познавательных текстах? Как написать текст правильно?
Задание по литературе для 3 класса Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.
Научно-познавательны е тексты отличаются от текстов художественных тем, что в них нет главных героев, не происходят какие-либо события, а просто рассказывается о каком-нибудь интересном факте, явлении природы, гипотезе. Вместе с тем, научно-познавательны й текст отличается и от текста научного, потому что об этих фактах и явлениях в таком тексте рассказывается простыми словами, которые понятны любому человеку, а не только специалисту в данной области.
Чтобы правильно написать такой текст следует просто своими словами рассказать о том явлении, о котором ты узнал из сторонних источников. Рассказать так, чтобы тебя поняли те, кто эти источники не читал.
Таким образом, чтобы написать научно-познавательны й текст, следует узнать что-то о каком-то факте или предмете и рассказать об этом другим по возможности своими словами, не используя непонятных терминов и формул.
Аленушка же отвечает козленочку, что камень ее на дно тянет, да травы ее оплели. Она не может помочь братцу.
В чем же причина несчастья, которое коснулось именно братца Иванушку? Вероятно это его непослушание, что стоило ему потерпеть и не пить воду из копытца. Но может быть тогда никогда Аленушка и не вышла за купца.
Разделить на смысловые части сказку «Сестрица Аленушка» можно следующим образом:
Первая часть. От смерти родителей до превращения Иванушки в козленочка.
Вторая часть. От встречи Аленушки с купцом до ее утопления ведьмой.
Четвертая часть. Счастливая развязка, слуга слышит разговор сестры и брата, и Аленушку спасают.
Теперь озаглавим выделенные смысловые части:
Рассказ ОГенри «Дары волхвов» у меня вызывает и грусть и вместе с тем радость за героев, которые настолько сильно любят друг друга, что без сожаления расстаются со своими сокровищами, ради того, чтобы сделать другому подарок. И пусть они сразу не могут воспользоваться этими дарами, но в них важна та искренность, с которой они преподнесены.
План пересказа рассказа «Дары волхвов»:
Потом стал козленочком Иванушка, когда не послушался мудрой сестры и напился из копытца.
Правда потом Аленушка удачно вышла замуж, но тут появилась ведьма и утопила Аленушку.
Героям помогла преодолеть все сложности та любовь, которую они испытывали друг к другу.
О том как любили друг друга брат и сестра говорит то, что козленок после убийства Аленушки не ел и не пил, тосковал, а после ее спасения от радости перекувыркнулся и снова стал человеком.
А Аленушка, когда потеряла братца залилась слезами.
В рассказе Горбачевского о первопечатнике Иване Федорове и царе Иване Грозном описывается, как Иван Федоров приносит царю свою первую печатную книгу «Апостол». Иван Грозный придирчиво осматривает книгу, смотрит какими буквами она напечатана, разглядывает рисунок и внимательно читает текст книги, выискивая ошибки, которые неизбежно возникают при ручном переписывании книг.
Царь остается довольным работой Федорова и обращается к нему не иначе как Друкарь, друг, и прямо говорит, что тот угодил царю.
И особенно о том, что царю понравилась книга Федорова говорят слова, в которых царь сравнивает русскую книгу и книгу иноземную: