О чем рассказывается в сказке о рыбаке и рыбке
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название: “Сказка о рыбаке и рыбке”
Жанр: литературная волшебная сказка
Тема произведения жадность
Число страниц: 24
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Старик поймал и отпустил золотую рыбку, а та обещала выполнить его желание. Старуха стала просить у рыбки все больше и больше, и осталась у разбитого корыта.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда старик пошел к рыбке в последний раз. Он стал просить сделать старуху владычицей морской, а синее море было неспокойно. Огромные валы по нему катались, словно море тоже гневалось, как гневалась рыбка. И вернулся старик к старой лачуге и к разбитому корыту.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Во всем нужно знать меру.
Чему учит эта книга
Сказка учит не злоупотреблять чужой благодарностью, не жадничать и не хотеть слишком многого. Учит довольствоваться малым, тем, что имеешь. Учит доброте и состраданию. Учит не зазнаваться случайно приобретенным богатством.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Она написана очень простым и понятным языком, читать ее очень легко, многие фразы запоминаются с первого раза. Мне понравилось, что рыбка так долго терпела капризы старухи, ведь она чувствовала благодарность к старику. Но мне не понравилась жадность старухи и бесхребетность старика. Они не заслужили счастья.
Новые слова и выражения
Землянка — дом, выкопанный в земле.
Невод — рыбачья сеть
Светелка — чистая комната в доме.
Пословицы к произведению
Жадность последнего ума лишает.
Жадность всякому горю начало.
За большим погонишься, малое потеряешь.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1835 | Форма произведения: сказка | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |
Темы: гордость и смирение, жадность
Волшебный улов
Иллюстрация Н. Ращектаева
На берегу моря, в убогой землянке доживали свою долгую жизнь старик и старуха. Питались они в основном тем, что старик приносил с рыбалки. Так было и в этот раз. Закинул старик свои сети в море, вытащил их, а там – чудо! Рыбка золотая бьется и умоляет человеческим голосом отпустить ее в море за любое желание.
Гнев старухи
Никогда еще старику не доводилось встречаться с подобными вещами. Растерялся он, испугался да и отпустил рыбку просто так. Выслушав старика, бабка страшно рассердилась. Она тут же велела ему вернуться и попросить у рыбки новое корыто, потому что старое стало совсем дырявым.
Новое корыто
Иллюстрация Н. Ращектаева
Подошел дед к тихому, гладкому морю и стал вызывать рыбку. Когда она появилась, он передал ей просьбу жены. Рыбка пообещала выполнить желание старухи и велела ему возвращаться домой. Возле своей избушки старик увидел сердитую бабку и новое корыто, которое ее явно не радовало.
Терем
На этот раз старуха повелела просить у рыбки новый терем. Дед был настолько запуган женой, что тут же помчался на берег. Вызвал он рыбку и озвучил требование старухи. В этот раз море слегка волновалось, и уже не было таким спокойным. Но и теперь рыбка не отказала ему, а велела возвращаться домой. Подходя к дому, старик увидел, что от избушки не осталось и следа, а вместо нее возвышался новый резной терем.
Столбовая дворянка
Иллюстрация Н. Ращектаева
Но, видно, мало было этого злой старухе. Приказным тоном она послала старика к золотой рыбке требовать у нее для себя титул столбовой дворянки. Когда старик приблизился к морю, он поразился тому, насколько оно потемнело. На его зов приплыла рыбка. Он, как и в прошлый раз, озвучил ей требование бабки. Рыбка согласилась исполнить и это желание.
Вольная царица
Недолго пробыла старуха столбовой дворянкой. Теперь ей не давала покоя мысль, что можно стать вольною царицей. Снова старик вызвал рыбку, и снова она выполнила очередной каприз старой бабки.
Вернувшись домой, старик застал такую картину: в царских роскошных палатах восседает бабка-царица, вокруг нее снуют слуги, выполняя ее малейшие прихоти. Бросив в сторону мужа взгляд, полный презрения, «царица» приказала прогнать его вон.
Владычица морская
Иллюстрация Н. Ращектаева
Однажды к старику прискакали гонцы от царицы. Она велела им доставить его во дворец. На этот раз старуха изъявила желание стать не кем-нибудь, а самой владычицей морскою, чтобы золотая рыбка ей служила и выполняла все ее желания.
Страшная буря разыгралась на море. Кое-как докричался старик до рыбки. Выслушала она его, но ничего в этот раз не сказала, лишь, блеснув золотой чешуей, нырнула обратно в темное море.
Старое корыто
Побрел старик домой, боясь наказания царицы. Смотрит, а перед ним уже не палаты, а старая избушка, а вместо царицы сидит его прежняя бабка и смотрит на разбитое корыто.
Реферат «Сказка о рыбаке и рыбке» Современное прочтение (к 185-летию создания произведения).
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.
Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом. Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.
Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.
Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве. Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.
В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.
Сюжет
Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить ее в синее море, и старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке – попросить у нее новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.
Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю, и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит – стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила жить на конюшню.
Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала ее царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила ее.
Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу, и старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.
Сказка братьев Гримм
Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.
Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.
Рыбка
В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.
Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.
Ведическая мудрость
В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?
Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.
Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.
Глубокий смысл сказки о рыбаке и золотой рыбке
Когда я была еще совсем ребёнком, где-то в глубине своего существа, я чувствовала, что русские сказки несут в себе послание более серьёзное, нежели поверхностные бытовые выводы о нравственности и намёки. Но под большим грузом целых десятилетей, столетий и веков, эта информация была скрыта от нас. И теперь, когда ведическая культура постепенно расширяется и начинает проникать в каждый дом, озаряя светом знания умы выдающихся современников, многие тайны находят свои долгожданные разгадки. Сегодня мы поговорим с вами о смысле и тайне, заключенной в известной сказке о рыбаке и рыбке, которую мы хорошо знаем благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, однако прототипы ее также можно найти у многих современных народов. О чем же повествует сказка? Жил был старик со старухою, у самого синего моря. Жили они аж 30 лет и 3 года, и вот однажды приключилося чудо — бросил старик свой невод в сине море, и не раз, а три раза, да ничего не выловил, а попалась в нем рыбка одна, да не простая, а говорящая. И сказала рыбка, что исполнить готова три его желания, да и попросила его вернуть ее в море. Старике же пришел в избу, землянку свою, да рассказал все старухе своей. И жадность его старухи в конце концов привела деда к полному поражению. Захотела старуха быть владычицей морскою, да чтобы рыбка была у нее самой на службе. Так и закончилось все тем-же разбитым корытом. Сказка — ложь, да в ней намёк И услышит человек сию сказку и поймёт, что жадность до добра не доводит. Ведь если бы старуха не была такой жадной, они вместе с дедом вполне могли бы удовлетвориться и тем что есть. Также кто-то сделает вывод, что старик уж слишком полагался на свою старуху и не смог взять решение в свои руки, доверил, так сказать, стратегические вопросы неразумной жене, вот и поплатился. Но на самом деле смысл и аллегория сказки намного глубже, и как мы сейчас узнаем, происшедшее всё именно таким образом в этой сказке — имеет глубочайшее значение. Тайна, скрытая в Матсье-пуране В одной из самых древнейших по современным датировкам пуране (историческое ведическое произведение), в Матсье-пуране, есть удивительная история о старике, старухе и рыбке. Эта история рассказывается в виде аллегории. Нужно отметить, что техника аллегории очень часто применяется древними ведическими мудрецами, чтобы помочь человеческому уму, погруженному в низшие модусы материальной природы лучше усвоить более возвышенные и глубокие истины. Так вот, в этой самой истории о старике и рыбке из матсья-пураны раскрывается смысл аллегории. Старик олицетворяет наше истинное Я, или саму живую душу живого существа (джива), которая есть у человека, у животного, у дерева, растения, привидения, микроба и даже минерала. Эта душа, находясь в материальном мире, согласно Ведам, пребывает в искусственной и чуждой для нее среде, поскольку ее истинная природа — духовная и полностью отлична от материи. Душа попадает в этот мир, который в сказке назван синим морем-океаном и бросает в него невод кармических желаний. Синий океан — это огромный материальный мир, который очень сложен, очень велик и могущественен. Этот мир поглощает собою душу, которая привязывается к плодам своей кармической деятельности. Так старик, влекомый вожделением (кама) вынужден бросать в море невод, пытаясь каждый раз выловить себе счастье и удовольствие. Согласно Ведам, в материальном мире человек не может быть счастлив, поскольку как уже было сказано выше — этот мир полностью противоположен его природе. Тогда возникает вопрос, как же душа может притягиваться к нему, чем этот мир так привлекает ее и почему она не может так легко выйти из под его влияния, если ее природа на самом деле более чистая и возвышенная? И вот тут мы должны подойти ко второму герою сказки — к старухе. Согласно истории, данной в Матсья-пуране, старуха олицетворяет Ложное Эго человека. Давайте же разберемся с вами, что такое это Ложное Эго. Каждый из нас обладает индивидуальностью и может отличить себя от других объектов. Каждый обладает сознанием и считает себя причиной всех своих действий. Мы говорим — Я сделал, Я посмотрел и т.д. Это указывает на то, что находясь в сознании, человек отчетливо способен различать свою индивидуальность, приходя к понимаю собственного Я. Это собственное Я и есть наше изначальное Эго, или самоосознание. Однако когда мы попадаем в этот материальный мир, наше истинное самоосознание, чистое сознание оскверняется ложным самоотождествлением. Мы забываем свою духовную природу и начинаем переносить понятия своего Истинного Эго на материальные объекты. Наше сознание обладает духовной природой, но перенося его (сознание) на материю, мы оскверняем его. В оскверненном же виде это сознание приобретает черты ложного Эго, т.е. мы считаем себя тем, чем на самом деле не являемся. Для примера давайте посмотрим на себя: у нас есть материальное тело. Мы приобретаем его в один прекрасный момент и затем расстаемся с ним. Некоторые люди способны выходить в сознании из своего тела во время сна, тем самым доказывая, что источник нашего сознания отличен от тела. Тело появляется и уничтожается, но сознание остается. Если наше сознание отлично от нашего тела, то почему же мы упорно считаем себя — своим телом? Мы делаем это потому, что наше сознание осквернено Ложным Эго. Стоит также отметить, что дословный перевод понятия Ложное Эго с санскрита звучит как [ахамкара] — ахам — я, кара — делаю. Таким образом ложное понятие о своей индивидуальность распространяется далеко за пределы нашего физического тела и охватывает наши действия и поступки. Согласно Ведам человеческая душа не способна двигаться, совершать поступки и различные действия в материальном мире, но она способна думать об этом и желать этого под воздействием материального осквернения. Частичная экспансия Бога приводит в действие все желания души и полностью отвечает за работоспособность как всего организма в целом, так и за полную функциональность всех тонких материальных тел живого существа. Именно Сверхдуша, Парам-атма, частичная экспансия Бога открывает наши глаза, переваривает нашу пищу, заставляет наше сердце биться и т.д. Сама же душа не прикасается к этой деятельности, но наслаждается или страдает от ее плодов. Когда же душа считает, что сама делает это, сама жует, сама ходит, сама разговаривает — она проявляет свое невежество, демонстрируя свое Ложное Эго (я — делаю). Теперь становится понятным, что именно благодаря осквернению материей душа получает оболочку Ложного Эго, и эта оболочка скрывает истинное знание о душе и о Боге. Олицетворением этой самой тонкой материальной оболочкой — является старуха. Третье лицо в этой сказке — это золотая рыбка. Даже в Шримад Бхагаватам мы читали о воплощении Бога в образе золотой рыбы — Матсье. Именно ее именем названа пурана, описывающая эту аллегорическую историю. Точно также в этой сказке золотая рыбка олицетворяет Бога, Верховную Личность, которая всегда пытается спасти каждую душу из океана рождений и смертей. Так давайте же теперь посмотрим что же произошло там, у берега синего моря… Старик, олицетворяющий живое существо бросает невод кармической деятельности в синее море, олицетворяющее океан перерождений и смертей, океан материальной жизни — самсару. Старик бросает свой невод, т.е. сеть (кармическая деятельность подобно сети запутывает душу так, что из нее уже невозможно выбраться наружу самостоятельно). И все броски старика не приносят ему ничего. Все плоды кармической деятельности — преходящи, они не могут принести нам должного удовлетворения и вечного счастья. В этот момент на помощь старику (душе) приходит сам Бог (в облике Золотой рыбки) и предлагает ему исполнить три его желания (обратите внимание, что Бог обращается к нашей душе, ведь именно с нашей душой Он связан самыми тесными узами). Так Бог всегда готов осыпать благословениями каждого, но мало кто знает, о чём же стоит просить у Бога. В ту минуту старик отпускает рыбку и идёт к старухе. Старуха, ложное материальное Эго старика тут же берётся за дело: проси, говорит, того, проси этого и так далее. Но что бы не просила старуха — все это только больше делает ее зависимой от Золотой рыбки. Теперь становится совершенно ясно, что генератор нашего вожделения, материальной привязанности — это наше материальное Эго. Дальше сказка подробно описывает природу этого материального Эго — Ложное Эго заставляет человека стремиться к ложным ценностям, которые сначала основываются на удовлетворении его материальных потребностей, а затем на удовлетворении его потребности быть Богом на земле. Эта потребность быть властителем есть ни что иное, как искаженное сексуальное желание. Так чистое, бескорыстное любовное стремление служить Богу, обмениваться с ним любовью (которое изначально присутствует в нас, в глубине нашей души) трансформируется до самых отвратительных форм, в которых живое существо мнит себя Богом. И здесь нужно сказать пару слов о том, что это в принципе невозможно по своей природе. Потому что джива, живое существо, является неотъемлемой частицей Бога, которая по качествам сходна с ним, но количественно или потенциально не может сравниться с ним никогда. Бог является сарва-шакти-маном, т.е. обладателем всех энергий в их полной мере, но джива по своей природе находится всегда под их властью. Сказка описывает крах, к которому приводит материалистическое сознание Дживы (души), попавшей во власть материального Эго. Золотая рыбка приходит к душе, чтобы помочь ей выбраться из могучего океана материальной жизни, но вместо того, чтобы прислушаться к голосу своего разума, душа, находящаяся во власти своего ложного самоотождествления с материей, пытается получить от Бога только материальные блага, не думая об истинном благе в духовной жизни…
Старуха
Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.
Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.
У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.
Читательский дневник Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина
Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рыбак — старый и добрый мужчина.
Старуха — жадная и ненасытная.
Неблагодарная и злая.
Не ценит то, что имеет.
Рыбка — добродушная и мудрая.
Исполнила все желания старика.
Справедливая и мудрая.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.
Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.
Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.
Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.
С каждым разом всё чернее становилось море.
Всё больше гневалась рыбка.
И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.
А старик вернулся и увидел разбитое корыто.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.
Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.
Чему учит сказка
Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.
Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться.
Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.
Но любая благодарность имеет границы.
Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.
Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.
Она была доброй, благодарной, но справедливой.
Старуха была просто жадной.
А старик был слабым и бесхарактерным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.
Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
Библиотека произведений автора пополняется.