О чем рассказывается в повести временных лет о начале руси
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ
Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?
История происхождения Руси как государственного образования основывается на противоречивых летописных данных. Археологические раскопки с одной стороны подтверждают норманнскую теорию возникновения Руси, но с другой стороны не могут опровергнуть антинорманнскую теорию. К тому же в свое время обе эти теории были слишком политизированы. Некоторые сторонники норманнской теории использовали её для обоснования отсталости славян, их неготовности организовать собственное государство, а исторически доказывали подчиненное положение славян по отношению к более «цивилизованным» народам. В Советский период тезис о том, что государство не может быть навязано извне, стал государственной идеологической установкой для историков в доказательстве славянского происхождения народа «русь». Все старались использовать исторические данные в далеко не научных целях. До сих пор по вопросу происхождения Руси продолжаются споры.
Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?
Норманнами назывались жители Скандинавии. Они совершали военные набеги на прибрежные территории Балтийского моря. Также внесли большой вклад в развитие многих народов современной Европы. Так, следы присутствия норманнов зафиксированы во Франции (где Нормандией названа одна из провинций), а на Ладожском озере найдены археологические следы поселений с бытовой и военной культурой, похожей на скандинавскую.
Вопросы к тексту параграфа
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?
В «Повести временных лет» рассказывается о происхождении славян, о призвании на княжество одного из вождей варягов-русь, об истории становления Древнерусского государства – Руси.
В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?
Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вертинских анналов», которые велись в одном из монастырей Франкской империи. В ней говорится о посольстве народа рос ко двору императора Людовика Благочестивого.
О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами из племени свеев (шведов), а антинорманисты причисляют варягов-русов к славянским племенам, населявшим в то время южное побережье Балтийского моря.
Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?
Потому что севший на княжение в Новгороде предводитель варягов-русов был Рюрик. Он положил начало династии князей на Руси.
Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?
«Повесть временных лет» написана монахом Нестером в начале XII века на славянском языке (он сильно отличается от современного русского языка). Все остальные документы – на других языках.
1. Покажите на карте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород.
Выполним задание к контурной карте в рабочей тетради на странице 20.
2. Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров.
Рассмотрим карту на странице 7 атласа.
Думаем, сравниваем, размышляем
Выскажите своё мнение по поводу спора норманнистов и антинорманнистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.
Я считаю, что есть достаточные основания считать варягов, пришедших править в Новгород с южного побережья Балтики, русами. Их нельзя однозначно считать скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни.
Применимость названий русы, руги, рутены, руяны к одному и тому же племени доказывается во многих исторических документах. История происхождения племени ругов позволяет с большой долей вероятности причислять их к одному из племен венетов (именно этим именем впоследствии называли все древние славянские племена, хотя сами венеты пришли в Европу из Малой Азии после падения Трои и смешались с местными славянскими племенами, привнеся новшества в культуру, верования и традиции). Однако многие историки считают ругов восточногерманским племенем.
Нельзя отрицать, что хотя русы и говорили на одном языке со славянами, о чем прямо говорится в «Повести временных лет», этот язык они переняли в результате соседского проживания и смешения со славянами. Историк Лев Гумилев склонен относить ругов, скорее к германским племенам — действительно большое влияние на культуру и традиции будущих русов оказали германские и скандинавские племена. Русы сильно отличались от славян в исторических документах византийских и арабских авторов. Если славяне описывались как миролюбивый народ, то русам приписывалась воинственность, иногда их даже называли разбойниками. При этом наличие наемных отрядов русов отмечается практически во всех армиях древней Европы, потому что они были храбры, сильны и отлично умели воевать.
Существует множество документов, в которых упоминаются руги (русы), описывается территория их расселения – южный берег Балтийского моря, представляются свидетельства миграции ругов во время Великого переселения племен и основание (правда ненадолго) государственного образования Ругенланд на территории современной восточной Австрии и Венгрии, которое в то время было провинцией Норик в Римской империи. Нестор в «Повести временных лет» так же выражал уверенность о родине русов в Норике. К тому же эта территория соседствует с признанной многими учеными теории происхождения славян в районе Дуная. По некоторым версиям отсюда племя русов, как одно из племен славянских полян мигрировало в район среднего течения Днепра и его притока – реки Рось.
Используя Интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу о происхождении слова «русь».
По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века, слово «русь» по мнению Гедеонова пошло от названия этого племени и каганата. Существует версия, что «русь» — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат.
Возможные вопросы на уроке
Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?
Вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным потому, что имеется недостаточно источников для однозначного обоснования той или иной гипотезы. А имеющиеся письменные источники противоречивы. Кроме того, разные позиции в вопросе о происхождении Руси долгое время служили не в научных, а в политических целях. Сегодня все больше ученых склоняются к выводу о том, что нужно говорить о влиянии нескольких культур на процесс образования Руси.
Как мы можем выяснить истоки происхождения народа «русь»? С помощью каких источников?
Происхождение народа русь можно выяснить только путем сопоставления различных летописных источников и археологических находок, которых все-равно недостаточно для однозначного определения истоков происхождения народа «русь».
Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?
В «Повести временных лет» слово «русь» используется автором несколько раз, и каждый раз в разном контексте. Первое упоминание в летописи о народе «русь» в самом начале повествования при перечислении народов пошедших от Иафетова колена. Автор ставит «русь» в один ряд с другими народами, как отдельный народ. При этом автор противопоставляет народ «русь» и славянам, и скандинавам, и угро-финнам. В последующих упоминаниях слово «русь» можно трактовать как определенную территорию (северная земля и земли полян и древлян) и военно-торговое дружинное сословие в славянских племенах («русь подняла весла», в смысле — дружина).
Что говорят о народе русь иностранные авторы?
Готский историк Иордан упоминает народ рус или рос, который жил в Причерноморье и досаждал соседей грабежами. Арабский писатель Ибн Хордадбег сообщает о русских купцах-славянах, приезжающих на восток. А в «Бертинских анналах» говорится о народе рос, которыми правит каган, и которые на самом деле свеи (шведы).
К каким выводам вы пришли?
Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?
В «Повести временных лет» говорится о том, что народ варягов-русь пришёл в Новгородскую землю по приглашению славянских и финно-угорских племен, которые ссорились между собой и в 862 году решили призвать варягов, чтобы они установили им справедливое правление.
Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?
Поселения пришельцев из-за моря появляются в землях восточных славян в VIII-IX веке.
Где располагались эти поселения?
Они располагались в районе Ладожского озера, а также около Новгорода.
Когда и где появился Новгород?
Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.
К какому выводу пришли многие археологи?
Каковы были главные занятия норманнов?
Главными занятиями варягов и норманнов были война и торговля.
Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?
По мнению академика Б.А.Рыбакова варяги приезжали на территорию ильменских словен не воевать, а торговать. Он объясняет это тем, что тактика нападения варяжских дружин славилась внезапностью. Для того, чтобы напасть на восточных славян, варягам нужно было войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем пройти несколько сотен километров по рекам и озерам против течения Невы, Волхова и Ловати. На всем этом пути ладьи могли простреливаться с берегов. Кроме того, чтобы добраться до богатых владений полян, северян, древлян варягам пришлось бы перетаскивать свои корабли по суху из одного водоема в другой, при этом они сами становились беззащитными перед нападением. Фактор внезапности не мог играть главную роль.
Кто такие варяги?
Варяги — группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный, либо социальный характер, который вызывает многочисленные дискуссии. К варягам часто относят выходцев из Скандинавии — викингов и их обрусевших потомков, бывших наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве. По другой версии, варягами были славянские или восточногерманские народы южного побережья Балтийского моря. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» связывает с племенем варягов-русь появление государства Русь.
Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?
Археологические источники говорят, что в IX веке на северных территориях Руси отмечается присутствие представителей южнобалтийских народов. Это подтверждается в «Повести временных лет» монаха Нестора, который рассказал о призвании варяг племени русов на княжение в Новгород. Именно с этого момента отмечается движение русов с севера на юг и объединение славянских племен в Древнерусское государство.
Написать эссе о происхождении слова «русь».
Однозначно сказать, откуда пошло слово «русь» нельзя, потому что нет достаточного количества исторических источников, подтверждающих ту или иную версию. По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая историком С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века. Слово «русь», по мнению Гедеонова, пошло от названия этого племени и каганата.
Так или иначе, слово «русь» несколько раз изменялось, прежде чем пришло к своему окончательному виду. На мой взгляд, наиболее вероятной можно считать версию происхождения слова «русь» от названия племени. Таким образом, можно проследить изменения слова «русь» в череде долгих веков до других его вариаций «руг», «руже», «рузи», «рос», «рош» и значений: «красный», «рыжий», «светлый», «русый», «красивый».
Врет ли нам Повесть временных лет о начале Руси?
Есть расхожее мнение, что наши летописи сплошь и рядом подделки, либо переписаны в позднее время и их содержание сфальсифицировано. Таким образом мы якобы не знаем подлинной истории начала нашего государства. Что тут хочется сказать. Это просто мифы.
Самым древним письменным источником у нас является «Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода»: дата начала написания колеблется в пределах от 1230-х до 1260-х годов, завершена в 1350-х. Она дошла до нас в изрядно потрепанном виде, но тем не менее.
В данном случае историкам как и всегда в таких событиях очень помогают археологи. В раскрытии правды о возникновении Руси мы сильно обязаны Анатолию Николаевичу Кирпичникову.
Это человек-легенда в мире истории и археологии, результат его трудов нельзя переоценить.
После «призвания варягов» город явно стремительно развивается, в нем появляется бронзолитейная мастерская, большая гостиница для купцов. С начала 870 годов поступление серебра из Восточной Европы в Скандинавию было устойчивым и равномерным, при этом до конца X века нет сведений о нападениях скандинавов на Ладогу. То есть установился прочный мир, желание у варягов-находников совершать набеги пропало, торговля процветает. Таким образом последовательность событий в Повести временных лет археологами полностью подтверждается и даже датировка почти совпадает.
Позже темпы роста города замедляются. Что вполне соответствует сведениям из Повести временных лет о переносе столицы в Новгород, который тогда существовал в виде так называемого «Рюрикова городища», а потом в Киев. Тем не менее, Ладога долго оставалась важным торговым пунктом.
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?
В самом начале «Повести временных лет» рассказывается, что славяне произошли от сына Ноя.
Далее следует история их расселения по рекам и основания ими первых городов.
Стоит отметить, что эта дата является вообще первой в «Повести временных лет».
Эта дата знаменует собой контакт славян с Византийской империей.
Далее следует история призвания на Русь варягов, ну и далее события развиваются соответственно.
Что рассказывается в повести времённых лет?
Что рассказывается в повести времённых лет.
О каких племенах восточных славян рассказывается «Повесть временных лет»?
О каких племенах восточных славян рассказывается «Повесть временных лет».
О каких племенах восточных славян рассказывает » Повесть временных лет„?
О каких племенах восточных славян рассказывает » Повесть временных лет„.
Повесть временных лет» рассказывает оА истории РоссииБ?
Повесть временных лет» рассказывает о
Истории сотворения мира
Помогите пожалуйста?
1)В каком историческом источнике содержатся Первые датированные сведения о народе Руси чём говорится в этом источнике?
2) о чем свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде
3) назовите главное расхождение норманской и антинорманской теории
4) Почему династию правителей Руси называли рюриковичами
5) что рассказывается в Повести временных лет о начале Руси.
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начали Руси?
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начали Руси.
Как можно короче, спасибо.
Что рассказывается в «Повести временных лет» начале Руси?
Что рассказывается в «Повести временных лет» начале Руси?
Сравните рассказ фильма с повестью временных лет?
Сравните рассказ фильма с повестью временных лет.
Выписать значение принятия крестьянства на Руси!
Повесть временных лет?
Повесть временных лет.
Что означает слово летопись вспомните что рассказывает о событиях связанных с марокканским княжеством Повесть временных лет?
Что означает слово летопись вспомните что рассказывает о событиях связанных с марокканским княжеством Повесть временных лет.
На празднествах в честь бога Диониса. Облачались в козлиные шкуры, греки подражали : богам А.
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы : * крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом ; * помещики сохраняли собственнос..
Попробуй аббатство или убранство.
Эпоху «Великих реформ» Александра II характеризует понятие Г. Суд присяжных.
Уаяла Яно а меё яуяении хрзыфоё.
История писалась долгие годы и пишется сейчас, что бы каждый человек мог узнать всё что происходило с его народом. Нужно знать историю своих предков дабы понять через что им пришлось пройти, с кем они враждовали, а с кем спокойно сосуществовали.
Припоминаю, что из братской могилы у деревни Крюково взяли останки солдат и перезахоронили у Вечного огня у Кремля. НАВЕРНО.
Мусават, либеральный форум, альянс, вафд, Виги и тд.
Содержание «Повести временных лет»
В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.
«Повесть временных лет» о происхождении русского государства
Начало русского летописания принято связывать с учреждением в Киеве митрополии. Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником исторической осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных мыслителей и оригинальные памятники (к которым относится былевой эпос, сказания, песни, предания, рассказы о деяниях и событиях русской истории). Летописцев волновал широкий круг философских, политических и социальных проблем: соотношение земного и небесного миров; борьба со злом и врагами родной земли; история человечества и история своей земли, ее место во всемирной истории; взаимоотношения человека и общества. В числе общих вопросов широко представлена и политическая проблематика: характер верховной власти и формы ее осуществления; взаимоотношения Великого князя с князьями-вассалами, наследниками и подданными. Постоянный интерес вызывал нравственный облик держателя верховной власти, законность происхождения его полномочий и их реализации. Летописцы стремились документировать свое повествование введением текстов договоров, посланий, княжеских завещаний и т. п.
Создание «Повести временных лет», явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. О нем известно только, что семнадцати лет от роду он пришел в монастырь и, видимо, пребывал в нем всю свою жизнь, занимаясь книжным трудом!. Летописец задался целью выяснить происхождение Русского государства («. откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть»); законность княжеской династии, историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также роль и место Руси во всемирно-историческом процессе.
В современной литературе ведется много споров о построении этим первым историком Русского государства концепции «приглашения» варяжской династии.
Новейшими современными исследованиями доказано, что государственность возникла у славян гораздо ранее, чем у варяжских племен. Отсюда совершенно очевидно несовпадение норманнского династического начала с фактом образования политической организации у славян. Сам Нестор не раз отмечал, что славяне «управлялись своими родами», имели своих князей, власть которых передавалась по наследству, а также «свои обычаи и законы». Видимо, на Руси, равно как и в странах Западной Европы, имело место военное варяжское вторжение, преследующее цели грабежа и обложения данью. Многочисленными исследованиями установлено, что ни в странах Западной Европы, ни на Руси варяги собственных государств не образовали: они были малочисленны и уровень их политического развития значительно уступал уровню тех стран, в которые они вторгались. «Но там, где норманнам удавалось прочно закрепиться, они основывали свои династии» *.
Описание исторических событий Нестор дополнил некоторыми современными фактами. Он рассказал о набеге половецкого хана Боняка и походе Святополка на половцев, проведя идею необходимости отражения врагов Русской
История создания повести временных лет кратко
История создания Повести временных лет — кратко
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год.
Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году.
Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях.
После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
Описание крещения Руси;
Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Повесть временных лет – анализ произведения
Древнерусская литература складывается после принятия христианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиозной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная летопись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произведений русской литературы.
Оно создано в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры летописцем Нестором. В названии летописи Нестор сформулировал свою задачу: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Оригинал «Повести…» до нас не дошел. В настоящее время имеется несколько копий.
Из них самые известные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года — хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV века — хранится в библиотеке Академии наук РФ (Ипатьевская летопись).
Лаврентьевская летопись названа по имени её писца — монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году и поставил в конце свое имя. Лаврентьевская летопись — это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет» и «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения — Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей и в том числе «Повесть временных лет». В данном документе повествование доводится до 1202 года.
Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110 г., а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.
Летопись — это один из жанров средневековой литературы. В Западной Европе он назывался «хроники». Обычно это описание легендарных и реальных событий, мифологических представлений. Академик Д.С. Лихачев по этому поводу говорил, что у древнерусской литературы был один сюжет — «мировая история» и одна тема — «смысл человеческой жизни».
Летописцы не заносили в свои записи события частного характера, не интересовались жизнью простых людей. Как отмечал Д.С. Лихачев, «попасть в летописные записи — само по себе событие значительное».
Русские летописцы не только записывали события в хронологической последовательности, но и создавали свод письменных источников и устных преданий, а затем на основе собранного материала делали свои обобщения. Итогом работы становилось некое поучение.
Летописный свод включает в себя как краткие погодные записи (то есть записи о событиях, происшедших в определенный год), так и другие тексты различных жанров (повести, поучения, притчи, предания, легенды, библейские сказания, договоры). Основным в летописи становится рассказ о каком-либо событии, имеющий законченный сюжет.
Прослеживается тесная связь с устным народным творчеством. «Повесть временных лет» содержит изложение древнейшей истории славян, а затем и Руси от первых киевских князей и до начала XII в. «Повесть временных лет» не только историческая хроника, но одновременно и выдающийся памятник литературы.
Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет», по словам Д.С. Лихачева, явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».
Тематика «Повесть временных лет» — первый общерусский летописный свод. В ней собраны исторические сведения о жизни Древней Руси, записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь.
Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.
Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, вещего Олега не встречаются в других источниках того времени, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями. Роль первых русских князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира) в борьбе с врагами, становление Киевского княжества — основополагающая тема «Повести временных лет». Среди летописных текстов: рассказ о мести Ольги древлянам (945-946 гг.); рассказ о юноше и печенеге (992 г.); осада печенегами Белгорода (997 г.) — рассказ о смерти Олега от коня (912 г.) занимает особое место.
Идея анализируемого произвдения
Основной идеей «Повести…» является осуждение автором распрей между князьями, призыв к объединению. Русский народ представлен летописцем как равный среди других христианских народов.
Интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, чтобы «поучить» князей — современников политической государственной мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками.
Таким образом, древнерусская литература выполняла задачу по нравственному воспитанию общества, формированию национального самосознания, выступала носителем гражданских идеалов. Основные герои Повести временных лет Героями летописей являлись в первую очередь князья.
В «Повести временных лет» рассказывается о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.
Например, в центре внимания одной из редакций повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи. И это не случайно. Как известно, Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг.
Он был известен народу как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал «Поучение детям». Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег. Князь Олег (? — 912) — первый киевский князь из рода Рюриковичей.
Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание. По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 г.
(год смерти Рюрика) по 912-й. Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е.
волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах. Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.
Сюжет, композиция Повести временных лет
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».
Художественное своеобразие произведения
«Повесть временных лет», рассказывая о месте русского народа среди других народов мира, об истории его становления, вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. В «Повести временных лет» наличествует как эпическое изображение, так и поэтическое отношение к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» — это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве. Перед нами литературное произведение, созданное на основе устных рассказов. Именно устным источникам «Повесть временных лет» обязана и своим великолепным, сжатым и выразительным языком. Историзм, лежащий в основе древнерусской литературы, предполагал некую идеализацию изображаемого. Отсюда художественное обобщение, отсутствие изображения внутренней психологии героя, его характера. Вместе с тем в летописи явно прослеживается авторская оценка. Особенностью «Повести временных лет» является необычайно для того времени поэтический слог. Стиль летописи лаконичен. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к пословицам и поговоркам. В основном летопись содержит церковнославянскую лексику, которая тесно переплетается с разговорным русским языком. Отражая действительность, летопись отражает и язык этой действительности, передает речи, которые были на самом деле произнесены. В первую очередь это влияние устного языка сказывается в прямой речи летописей, но и речь косвенная, повествование, ведущееся от лица самого летописца, в немалой степени зависит от живого устного языка своего времени — прежде всего в терминологии: военной, охотничьей, феодальной, юридической и т.д. Таковы были те устные основы, на которых зиждилось своеобразие «Повести временных лет» как памятника русской исторической мысли, русской литературы и русского языка. Значение произведения «Повесть временных лет» Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточноевропейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь со всемирной историей. «Повесть временных лет» — это не только образец древнерусской литературы, но и памятник культурной жизни народа. Сюжеты летописи широко использовали в своем творчестве многие поэты. Особое место принадлежит знаменитой «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Поэт рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня: «Из мертвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала».