О чем рассказывается в повести белкина
Краткое содержание «Повестей Белкина»
Данное произведение было написано в Болдинскую осень, в 1830 году. Осенняя пора вдохновила поэта, подарив прилив творческих сил. Краткое содержание повестей «Белкина» А. С. Пушкина расскажет о жизни простых обывателей тех времен, их быте, невзгодах и проблемах. В цикле повестей отражены современные реалии, такие далекие от возвышенных идеалов романтизма.
От издателя
Выстрел
Все это время Сильвио мечтал отомстить наглецу. Узнав о предстоящей свадьбе графа, он решил, что его час настал. Заявившись без приглашения в дом молодоженов, Сильвио напоминает о неоконченном поединке. Графу повезло во второй раз. Жребий вновь пал на него. Граф промазывает, попадая в картину, висящую на стене. Сильвио с дьявольской усмешкой прицеливается в него и в это время заходит супруга графа. Сильвио, увидев застывший в глазах соперника ужас, отвел направленное на него дуло пистолета в другую сторону. Он достиг цели. Убивать графа он не собирался. Ему хотелось увидеть его смятение, заставить почувствовать страх смерти. Он идет к выходу, но на пороге оборачивается и делает выстрел в картину, попадая точно в простреленное графом место. Больше его не видели. Спустя несколько лет прошел слух, что Сильвио трагически погиб в сражении под Скулянами.
Метель
После того случая Мария заболела. В бреду она проговорилась, кто ее жених. Родители решили сменить гнев на милость и дали благословение на брак. Они пишут Владимиру письмо, но вместо согласия, он отказывается жениться и просит оставить его в покое. Вскоре парень уезжает на войну. В Бородинской битве получает тяжелое ранение и умирает.
Отец Марии скончался, оставив дочь богатой наследницей. Женихов вокруг завидной невесты крутилось немало, но выбор ее пал на полковника Бурмина, недавно приехавшего в их деревню после окончания войны. Чувства были взаимны. Бурмин честно признался, что женат, но на ком, не знает. Он видел невесту всего раз в жизни, в церкви, где их обвенчали.
Однажды, в сильную метель, он заглянул в храм. Священник, не спрашивая, кто он провел обряд венчания с какой-то незнакомкой. Когда пришло время поцеловать невесту, с невестой случился обморок. Мария поняла, что речь идет о ней и призналась Бурмину, что она и есть та девушка из церкви, с которой его ошибочно повенчали.
Гробовщик
Ночью Адриана разбудили. Умерла знатная купчиха. Решив рабочие моменты он возвращается домой и видит за столом своих клиентов, покинувших бренный мир. Они ждали хозяина и были рады, что он не забыл о них. От охватившего его ужаса, он теряет сознание. Очнувшись утром, Прохоров понимает что ему все привиделось. Купчиха не умирала, покойники не приходили. Это был всего лишь дурной сон.
Станционный смотритель
В день отъезда Минский предложил подбросить Дуню до церкви, а сам тайком увез ее в Петербург. Вырину удалось разыскать по горячим следам похитителя. Он хотел забрать дочь, но Минский не позволил этого сделать, сказав что любит Дуню и никому не отдаст. Сунув старику деньги, он вытолкал гостя за дверь. Больше о дочери он ничего не слышал.
Рассказчику еще раз пришлось оказаться на знакомой станции. Самсона уже не было в живых. Старик умер в тоске и одиночестве. После похорон на его могиле видели эффектную даму с детьми. Она долго плакала, а после, сунув монету сыну пивовара за то, что показал, где похоронен ее отец, укатила в карете. Больше ее не видели.
Барышня-крестьянка
Молодые люди понравились друг другу и начали тайно встречаться. Спустя два месяца их отцы помирились. Муромский решил пригласить в гости Берестова с сыном. Лиза не могла допустить, чтобы ее узнали. Она разукрасила лицо белилами и сурьмой, став похожей на матрешку. Ее поведение было неестественно. Она вела себя жеманно, чем сразу оттолкнула от себя.
Уже дома, Берестов признается сыну, что они с Муромским решили поженить детей. Алексей категорично заявил, что не желает брать в жены Лизу. Он едет к Муромским, чтобы сообщить о своем решении и застает вместо Лизы свою Акулину, догадавшись, что она просто претворялась, выдавая себя за другую.
«Повести Белкина» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Гробовщик
Гробовщик Прохоров переезжает с дочерьми в новый дом. Сосед-немец зовет их к себе в гости. Во время застолья кто-то предлагает выпить за здоровье своих клиентов. Прохоров оскорблен, и в порыве злости решает пригласить на новоселье своих «клиентов».
Станционный смотритель
Во время путешествия Белкин знакомится со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочкой Дуней, умной и красивой девушкой. Спустя время Белкин узнает, что Дуню увез с собой гусар. Вырин отправился в Петербург, чтобы вернуть дочь, но это ему не удалось. Он спился и умер от тоски по дочери. Дуня с детьми приезжала на могилу отца и долго плакала над ней.
Барышня-крестьянка
Соседи-помещики Муромский и Берестов не ладят много лет, и их дети не общаются. Юная Лиза Муромская переодевается крестьянкой, чтобы познакомиться с Алексеем. Между молодыми людьми вспыхивает любовь. Когда их родители мирятся, обман Лизы раскрывается, и влюбленные играют свадьбу.
Выстрел
Меткий стрелок Сильвио отказывается продолжить дуэль с графом, который не ценит собственную жизнь. Поединок переносится. Спустя несколько лет Сильвио узнает о женитьбе своего противника. Он приезжает к графу, и напоминает о дуэли. Увидев в глазах соперника страх за молодую жену, Сильвио намеренно промахивается.
Метель
Тайное венчание богатой дворянки Марии и бедного прапорщика Владимира расстраивается по непонятной причине. Юноша спешно отправляется на службу, где вскоре погибает. Спустя годы Мария влюбляется в Бурмина. Она узнает, что ее суженым, с которым она случайно обвенчалась в церкви в ту роковую ночь, был Бурмин.
Краткое содержание Пушкин Повести Белкина
Повести Белкина – это одна из первых завершенных работ Пушкина. Она состоит из пяти рассказов:
Выстрел
Автор произведения, офицер, рассказывает о своем знакомстве с бывшим военным, человеком с необычным характером по имени Сильвио.
Прошли годы, автор повествования, случайно познакомился с тем самым графом и услышал продолжение той истории.
Аристократ с новоиспеченной супругой переехали в деревню, туда явился Сильвио и напомнил о неоконченном поединке.
Противники начали заново стреляться. Выстрел графа не увенчался успехом, он попал в картину, когда пришла очередь Сильвио, появилась супруга аристократа и застала своего мужа под прицелом. Сильвио увидел страх и ужас в глазах соперника, он отвел дуло пистолета и выстрелил в ту же картину. Обида на графа прошла. Сильвио погиб, спустя годы во время Греческих мятежей.
Повесть учит не зацикливаться на своих обидах.
Метель
Жила на свете Маша, она была дочкой барина Гаврилы Гавриловича. К ней со всей округи сватались женихи, но она всем отказывала, девушка была влюблена в бедного военного по имени Владимир. Любовь была взаимной и они даже хотели тайно обвенчаться. Молодые решили провести этот обряд в соседнем селе, но свадьба не состоялась. Владимира застала в дороге непогода, и он опоздал, а Мария в бреду все твердила его имя, так, что родители решили их поженить. Владимиру было послано соответствующее сообщение, на что тот ответил отказом, а после и вовсе уехал служить. Позже он погибнет в Бородинской битве.
Гаврила Гаврилович вскоре умирает, а его дочь с женой переезжают в другую деревню. Там Мария тоже не обделена мужским вниманием, но она еще не рассталась с мыслью, что его любимого Владимира больше нет.
После окончания войны в их деревню приехал полковник Бурмин. Марии нравился ее новый ухажер, но развитию романа, что – то мешало. Наконец Бурмин открывается Марии, говорит о своей любви и о том, что когда – то по ошибке женился на незнакомой девушке. Маша спрашивает подробности, и понимает, что это Бурмин тот самый жених, которого в метель приняли за Владимира и женили на ней. Молодые люди обескуражены.
Этот рассказ учит серьезнее относиться к выбору будущего спутника жизни.
Гробовщик
В этой повести говорится об истории, приключившейся с Адрианом, который занимался похоронными делами.
Гробовщик переехал в новый дом, не успев еще полностью обустроиться, он был приглашен к соседу на торжество. Адриан любезно согласился прийти к новым знакомым на юбилей, и вот уже следующим утром наш герой отправился к соседям.
На праздник собрались гости разных профессий, люди веселились и чествовали юбиляров. Одному гостю пришло в голову выпить за здоровье своих клиентов, все присутствующие охотно приняли это предложение. Люди были в курсе, какие у Адриана клиенты и настаивали на том, чтобы, он произнес тост за покойников. Гости откровенно издевались над гробовщиком. Адриан сильно обиделся и покинул соседский дом.
На свое новоселье, гробовщик принял решение не звать соседей, а пригласить покойников, которых он похоронил, с этой мыслью Адриан заснул, но поспать ему не дали. Гробовщику следовало заняться похоронами очередной покойницы. Адриан отправился на работу.
Когда все дела были улажены, герой поспешил домой. В своем дворе он увидел несколько человек, недавно покинувших этот мир, гробовщику стало не по себе. Зайдя в дом, он остолбенел, за столом сидели его клиенты. Они были несказанно рады, что Адриан пригласил их на новоселье. В страхе гробовщик проснулся, и понял, что ему это привиделось.
Нельзя смеяться над работой других, тем более, такой, как у нашего героя.
Станционный смотритель
Рассказчик прибывает на станцию, чтобы отдохнуть в пути. Там его приветливо встречают смотритель и его красавица – дочь Дуня 14 лет. В их доме тепло и уютно, за приятной беседой, автор не замечает, что ему уже пора, карету подали и он нехотя уезжает.
Спустя какое – то время рассказчику пришлось опять ехать той дорогой. Он с радостью остановился на знакомой станции, но там уже было не так уютно, смотритель уже стал стариков, и поведал, что дочь пропала. Оказалось, что заезжий офицер увез Дуню, молодые люди полюбили друг друга.
Смотритель сходил в город к тому офицеру, видел свою дочь, видел, что она счастлива. Старика прогнали оттуда, и он подумал, что судьба у его дочки не завидная, что ей бы лучше жилось с отцом. После этого он ничего не слышал о своей дочери вот уж долгое время.
Прошли годы, автор опять проезжал по знакомому пути. Остановившись в полюбившемся месте, он узнал, что смотритель помер, а в его доме живет сын пивовара. Мальчик указал путь до могилы старика и сообщил, что летом приезжала барыня с тремя ребятишками и долго плакала на этой могиле, а потом дала сыну пивовара монету и уехала.
Эта повесть призывает нас задуматься о счастье своих близких, вопреки нашим желаниям.
Барышня-крестьянка
В одной далекой губернии жили по соседству два барина. Один по фамилии Берестов, а другой Муромский. Между собой помещики в ссоре, и причем, давно. Они не разговаривают друг с другом. Берестов, как и Муромский вдовец, у него растет сын Алексей, а у соседа дочь Лиза.
Отучившись, сын Берестова возвращается домой к отцу. Местные девушки без ума от молодого человека. Елизавете тоже хочется посмотреть на Алексея, но этому не бывать, их родители враги.
Лиза придумывает хитроумный план, чтобы увидеть сына Берестова. Девушка переодевается в крестьянскую одежду и спешит в лес, где по привычке охотится Алексей. Совершенно случайно Лиза знакомится с юношей, представляется Акулиной. Молодые люди понравились друг другу и стали тайно встречаться.
Однажды помещик Муромский, прогуливаясь в лесу, упал с лошади, на помощь пришел его заклятый враг Берестов. Соседи забывают свои прошлые обиды и мирятся, в честь этого события Муромский зовет завтра в гости отца и сына Берестовых.
Лиза не желает, чтоб на обеде Алексей узнал ее, она меняет прическу наряд и выходит к гостям. Алексей не узнает в ней свою возлюбленную Акулину, девушка ему неприятна.
Помещики надумали женить своих детей, о чем старик Берестов сообщает Алексею уже дома. Парень говорит, что не желает брать в жены Лизу.
Следующим утром Алексей спешит в дом к Муромским, он хочет сказать о своем решении, не жениться на Лизе. Войдя в дом, молодой человек видит Акулину, и осознает, что это она и есть Лиза. Дальнейшую судьбу героев мы не узнаем, так как автор заканчивает свое произведение на этой ноте.
Этот рассказ пример благородства и хорошего воспитания юноши, несмотря на разногласия, более старшего поколения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пушкин. Все произведения
Повести Белкина. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Иван Иванович Сидоров был настоящим волшебником-инженером. Строил он разные приборы, и для дома машины полезные изобретал: и пол мести они могли, и кофе помолоть, и даже говорить и действовать как люди.
Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей.
Рим, когда правил Нерон, стал преступным местом, где преобладает разврат. У Нерона был приближенный Петроний, который ценил роскошные вещи, считал себя писателем. Петрония навещает Марк Виниций
Это произведение впервые было выпущено в 1875 году и напечатано в журнале «Гражданин». В основе лежит вполне реальный случай из деятельности миссионера в Сибири архиепископа Нила из Ярославля.
Действие рассказа происходит на Марсе, но главный герой – землянин, Бенджамен Дрисколл. Он провёл целый месяц на красной планете, высаживая по её поверхности саженцы и семена деревьев, привезённые с Земли
Краткое содержание «Повести Белкина»
Главные герои: граф, Сильвио (бывший офицер), Марья Гавриловна (дочь помещика), Владимир (прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны), Бурмин (гусар, полковник), Адриян Прохоров (мастер гробовщик), сапожник Шульц (знакомый Адрияна), Самсон Вырин (смотритель на станции), ротмистр Минский (гусар, похитивший Дуню), Дуня (дочь Вырина), Иван Петрович Берестов (дворянин), Григорий Иванович Муромский (помещик), Алексей Берестов (сын Ивана Петровича Берестова), Лиза (дочь Григория Ивановича Муромского)
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1831 | Форма произведения: повесть | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Время чтения: 1-3 часа |
Темы: гордость и смирение, любовь, месть и великодушие, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, смелость и трусость
К первой публикации произведения издатель приложил короткое описание жизни покойного автора. Звали его Иван Петрович Белкин. Это был слабохарактерный, простодушный человек, помещик, который часто становился жертвой обмана своих же крестьян. Вел он себя достаточно скромно, однако испытывал большую слабость к женскому полу. По причине врожденной стыдливости он так и не обзавелся семьей и до самой смерти оставался одиноким. Скончался он от горячки в возрасте двадцати девяти лет.
Представленное произведение стало его первым литературным опытом. Оно состоит из правдивых историй, которые автор в разное время слышал от разных людей. Остальные рукописи Белкина стали материалом для заклеивания окон.
Выстрел
Действующие лица: граф и Сильвио
Офицеры армейского полка, расквартированного в провинции, познакомились с загадочным молодым человеком. Звали его Сильвио. Известно о нем было лишь то, что раньше он служил в гусарском полку. Отличавшийся угрюмостью и вспыльчивость характера, Сильвио был непревзойденным стрелком. Однако в дуэлях участия не принимал. Других сведений о нем не было.
Иллюстрация художника К. Рудакова
Прошло несколько лет. Офицер, которому Сильвио рассказал свою историю, вышел в отставку и познакомился с графом и его молодой супругой. При посещении их дома внимание его привлекла картина, висевшая в гостиной. На ней было пулевое отверстие, но граф сказал, что это след от двух пуль, оставленный метким стрелком. После чего он поведал свою историю, которая напомнила офицеру о Сильвио.
Позже офицер узнал, что Сильвио погиб во время участия в греческом восстании.
Метель
Действующие лица: Марья Гавриловна, Бурмин и Владимир
Марья Гавриловна была дочерью состоятельного помещика и, как и положено девушкам ее возраста, была влюблена. Предметом ее любви был бедный прапорщик Владимир, проживавший по соседству. Молодые люди понимали, что родители Маши не дадут им благословения, поэтому Владимир уговорил девушку бежать.
Договорившись со священником соседней деревни, Владимир должен был к назначенному времени приехать в церковь, где его будет ждать Маша. Однако в пути разыгралась страшная метель. Владимир, отчаявшись найти дорогу, плутал всю ночь, а когда утром добрался до церкви, она оказалась закрытой.
К вечеру Маша занемогла, у нее началась горячка. В бреду она постоянно произносила имя любимого и обеспокоенные родители решили, что это судьба. Владимиру было отправлено приглашение, в котором содержался намек на скорую свадьбу. Однако молодой человек, потрясенный ночным происшествием, не читая, порвал его. Вскоре он отправился в армию и был убит в сражении под Бородино.
Иллюстрация художника К. Рудакова
После смерти отца Марья Гавриловна стала богатой наследницей и завидной невестой. Однако все, кто хоть как-то пытался сблизиться с ней, получали отказ. Так продолжалось до тех пор, пока в их доме не появился Бурмин. Красавец, полковник гусарского полка сразу был отмечен Машей. Было видно, что и Бурмину Маша нравилась, но по мере их общения полковник все больше мрачнел и становился все более загадочным.
Объяснение состоялось неожиданно. Бурмин признался, что уже давно влюблен в Машу, но поступок, совершенный им по глупости, не дает ему права жениться на ней. Полковник сообщил, что у него есть супруга, но кто она, ему не суждено узнать никогда. Однажды, потеряв дорогу во время метели, лошади вывезли повозку с Бурминым к открытой церкви. Войдя, он увидел, что все готово к венчанию, ждут только жениха. Поддавшись какому-то непонятному азарту, Бурмин обвенчался с невестой, которая была в полуобморочном состоянии. Маша, выслушав полковника, прошептала: «и вы не узнаете меня?» Бурмин побледнел и пал к ее ногам.
Гробовщик
Действующие лица: гробовщик Адриян Прохоров и те, для кого были сделаны гробы
Иллюстрация художника Н. Зарецкого
В новом доме Адриян познакомился с Щульцем и вскоре получил от него приглашение на серебряную свадьбу. Во время застолья каждый поднимал тост за своих клиентов. Адрияну же было предложено выпить за покойников, что он воспринял как личное оскорбление.
Домой он вернулся пьяным и злым. Ночью за ним прислали, так как скончалась одна состоятельная купчиха. Возвращаясь, он заметил, как к нему в дом вошли неизвестные люди. В комнате Адриян увидел толпу покойников, которые были его клиентами.
Один из них хотел обнять Прохорова, но тот с силой оттолкнул мертвеца, который тут же упал и рассыпался. Другие, увидев это, окружили Адрияна и стали ему угрожать. Гробовщик потерял сознание.
Утром Прохоров узнал, что купчиха жива, а в его дом никто не приходил. Оказывается, вернувшись с праздника, Адриян мгновенно уснул, а все ночные происшествия оказались кошмарным сном.
Станционный смотритель (читать тут)
Действующие лица: Самсон Вырин, ротмистр Минский и Дуня
Однажды, пережидая дождь на почтовой станции, рассказчик познакомился со смотрителем Выриным и его четырнадцатилетней дочерью Дуней. Спустя какое-то время он снова оказался в тех же краях. Навестив Вырина, он обнаружил, что смотритель, поразительно быстро превратившийся в старика, теперь живет один. От него автор и узнал, как и куда пропала его дочь.
Как-то раз к ним заехал молодой гусар, который сильно бранился от того, что ему долго не подают лошадей. Фамилия его была Минский. Увидев Дуню, Минский смягчился, а к вечеру заболел. Несколько дней он провел в горячке, а когда болезнь отступила, засобирался в дорогу. Получив разрешение Вырина подвезти Дуню до церкви, офицер уехал. Когда Дуня в положенное время не вернулась домой, Вырин отправился в церковь. Прихожане сказали ему, что его дочери здесь не было.
Иллюстрация художника М. Добужинского
От потрясения Вырин слег. Поправившись, он отправился в Петербург на поиски Дуни. Разыскав Минского, он узнал от него, что Дуня живет в его особняке и он все делает для ее счастья. Сунув старику деньги, Минский приказал ему больше не появляться. Вырину все же удалось повидаться с дочерью, которая, увидев отца, лишилась чувств. Смотритель взашей был вытолкан с территории особняка.
Когда рассказчик вновь оказался на этой станции, он узнал, что смотритель год уже как скончался. Местный мальчик рассказал ему, что после смерти Вырина сюда приезжала красивая и богатая барыня. С нею было трое детей. Она безутешно плакала и долго лежала, обняв могилу отца.
Барышня-крестьянка
Действующие лица: помещик Берестов, сын Берестова Алексей, помещик Муромский, дочь Муромского Лиза.
После окончания университета Алексей Берестов приехал в имение отца. Узнав об этом, Лиза Муромская страстно захотела увидеть молодого человека. Но препятствием к этому служила давняя вражда между помещиками. Побывав у соседей, служанка поделилась впечатлениями об Алексее, что еще больше разожгло любопытство Лизы.
Переодевшись в крестьянку, Лиза отправилась в лес в надежде встретить там младшего Берестова. К ее счастью Алексей также в это время прогуливался по лесу. При знакомстве девушка представилась Акулиной, дочерью кузнеца.
Иллюстрация художника Д. Шмаринова
Алексей влюбился в Акулину и их тайные встречи становились все более частыми. К тому времени произошло перемирие между соседями и Муромские были приглашены к Берестовым. Перед визитом Лиза полностью преобразилась с помощью румян и белил, чтобы не оказаться узнанной. Увидев ее, Алексей был неприятно поражен ее видом и жеманными манерами.
Между тем, дружба между помещиками крепла и вскоре было принято решение породниться. Алексей категорически не хотел жениться на своей соседке и принял решение взять в жены Акулину. С намерением объявить об этом он направился к Муромским. Каково же было его изумление, когда дверь ему открыла его любимая Акулина.
Как Вы запомнили содержание «Повести Белкина»?
«Повести Белкина» в кратком изложении: содержание и анализ цикла Пушкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» — сборник повестей Александра Сергеевича Пушкина, более известный под кратким названием «Повести Белкина». Рассказчиком выступает вымышленный помещик Белкин.
В цикл входят пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Написаны они были в другом порядке: первым — «Гробовщик», последней — «Метель».
Все повести созданы Болдинской осенью 1830 года, с 9 сентября по 20 октября. Чуть позже к ним добавлено предисловие «От издателя» с биографией подставного автора — Ивана Белкина. Впервые повести были изданы отдельной книгой в 1831 году. «Повести Белкина» стали первым из напечатанных прозаических произведений Пушкина, до этого он был известен исключительно как поэт.
Вступление «От издателя»
Издатель с инициалами А.П. приводит письмо с рассказом об Иване Петровиче Белкине, написанное соседом покойного. Сосед-помещик сообщает, что Белкин родился в селе Горюхине в 1798 году. Был он «человек не богатый, но умеренный». До 1823 года служил в пехотном егерском полку, а потом уехал к себе в имение. С крестьянами обращался мягко, и потому дела шли не очень хорошо, сетует автор письма. Представленные повести были первым литературным опытом Белкина. Осенью 1828 года помещик «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер» на 30-м году жизни.
«Выстрел»
Бывший офицер Сильвио мечтает о мести. Когда-то ему дал пощечину молодой граф, и они стрелялись на дуэли. Граф прострелил сопернику фуражку, а затем равнодушно ждал ответного выстрела, поедая черешню. Оскорбленный Сильвио сказал, что отложит свой выстрел на потом.
Спустя несколько лет Сильвио узнает, что его обидчик женится. Мститель решает, что его час пришел: он является к молодоженам во время медового месяца и требует от графа повторить дуэль. Графу по жребию достается первый выстрел, но он промахивается. Сильвио отказывается от своего выстрела и уходит: ему достаточно того, что в этот раз противник испуган.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Выстрел»
«Метель»
Дочь богатого помещика Марья Гравриловна бежит из дома, чтобы без родительского благословения обвенчаться с женихом — бедным прапорщиком по имени Владимир. Однако сам Владимир из-за метели сбивается с дороги, и в храме его не оказывается. Зато проезжающий мимо гусарский полковник Бурмин ради злой шутки выдает себя за жениха и венчается с Машей, после чего сбегает.
В войну 1812 года Владимир гибнет. Бурмин же возвращается героем и влюбляется в Марью Гавриловну, не подозревая, что она и есть та самая девушка из церкви. Однажды он признается возлюбленной в своем грехе и с удивлением узнает от Марьи Гавриловны, что она и есть его жена.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»
«Гробовщик»
Московский гробовщик Адриян Прохоров обижается на шуточное предложение соседа выпить за здоровье своих «клиентов» и в сердцах заявляет, что на новоселье позовет не соседей, а мертвецов.
Возвратившись домой следующей ночью, он застает дома множество покойников, которых сам некогда хоронил. Мертвецы сообщают, что явились по его приглашению. Скелет самого первого человека, похороненного Прохоровым, пытается обнять гробовщика. Тот отталкивает мертвеца, и кости рассыпаются. Другие покойники начинают ругать Адрияна и угрожать ему, он падает без чувств.
Гробовщик просыпается и с радостью понимает, что это был всего лишь сон.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Гробовщик»
«Станционный смотритель»
Смотритель почтовой станции Самсон Вырин живет с дочерью Дуней. Однажды у них останавливается проезжий гусар, который обманом увозит девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу и находит обоих: кажется, Дуня и правда влюблена в ротмистра. При виде отца девушка теряет сознание, и гусар грубо выгоняет смотрителя. Униженный Вырин возвращается на станцию, спивается и умирает.
Спустя несколько лет на кладбище, где похоронен станционный смотритель, приезжает богато одетая барыня с тремя детьми. Она плачет на его могиле.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
У враждующих помещиков Муромского и Берестова есть взрослые дети: дочь Лиза и сын Алексей. Чтобы познакомиться с юношей, Лиза наряжается простой крестьянкой и «случайно» встречается с ним в лесу. Молодые люди влюбляются друг в друга, часто видятся на природе и ведут переписку.
Вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается внезапно: Берестов выручает упавшего с лошади Муромского, а вскоре они становятся друзьями.
Отец Алексея решает женить его на дочери соседа. Юноша не догадывается, что она и есть его возлюбленная, и наотрез отказывается. Алексей едет в поместье Муромских, чтобы сорвать свадьбу, и там узнает в Лизе свою ненаглядную «крестьянку Акулину». Счастью влюбленных больше ничто не мешает.
Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Барышня-крестьянка»
«Повести Белкина»: анализ цикла
Со времен Белинского многие литературоведы относятся к «Повестям Белкина» как к «изящной безделушке, шалости гения», отмечают авторы учебного пособия для филологов «Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»» В.Е. Хализев и С.В. Шешунова. Однако повести эти не так уж просты: чем больше узнаешь о Пушкине и его эпохе, тем больше нового в них открывается.
Все произведения цикла написаны Пушкиным в считанные дни, легко и стремительно. Анна Ахматова назвала «Повести Белкина» «воздушной громадой»: они выглядят предельно простыми и легкими лишь благодаря мастерству автора. Нельзя забывать, что это тот самый Пушкин, что уже написал «Евгения Онегина».
Проблематика произведений при этом убрана в подтекст: автор не поучает и не читает мораль. Его отношение чаще звучит в форме ненавязчивой шутки. «Повести Белкина» — это «творение одновременно и серьезное по мысли и насквозь шутливое по тону», пишут Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» содержат массу литературных аллюзий: отсылок к Шекспиру, Вальтеру Скотту, Байрону, Грибоедову, Баратынскому, Мериме, Марлинскому. В шутку и всерьез используются приемы романтизма и сентиментализма. Значительный пласт произведения составляет скрытая полемика с современными Пушкину авторами о литературе и российской жизни.
Иван Петрович Белкин: загадка подставного автора
Образ Ивана Петровича Белкина автор придумал уже после того, как написал первые три повести. Однако литературоведы отмечают, что образ рассказчика, не тождественный самому Пушкину, присутствует во всех произведениях цикла. При этом одни считают этот образ крайне важным для понимания повестей, другие — незначительным.
Белкин — фигура загадочная, описанная лишь вскользь. Он сам — отражение «белкинского мира», описанного в повестях: такой же простой и человечный, знакомый с новыми веяниями просвещенной эпохи, при этом не интеллектуал. Пушкин в одном из писем назвал своего Белкина «славным малым».
Благодаря наличию подставного автора в цикле сразу два речевых пласта: «язык Пушкина» и «язык Белкина». Сам автор говорил о Белкине: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Действительно, в повестях нет ни ярких авторских метафор, ни поэтических гипербол.
Лишь изредка Белкин пытается улучшить повествование «красивыми» оборотами («Сие да будет сказано не в суд, и не во осуждение, однако же nota nostra manet»). В этим моменты он комичен, как любой провинциальный писатель-дилетант.
Складывается впечатление, что рассказчик пытается придать простым историям назидательность, но его ложный пафос Пушкин стирает своим лукавым юмором.
«Повести Белкина» как энциклопедия русской жизни
В «Повестях Белкина» литературоведы видят возросший интерес зрелого Пушкина к провинциальной России, к обыкновенной жизни и красоте повседневности, переход от романтизма к реализму. Как и роман «Евгений Онегин», этот цикл можно назвать своего рода «энциклопедией русской жизни».
Россия в повестях показана с разных сторон: тут и армейский быт в «Выстреле», и усадебная жизнь в «Барышне-крестьянке», будни и праздники ремесленника в «Гробовщике».
В числе персонажей есть и богатый граф, и мелкий чиновник. Показаны люди разного психологического склада: от романтичных барышень вроде Лизы или Марьи Гавриловны до хмурого гробовщика Прохорова. При этом всех героев объединяет то, что они действуют органично и непосредственно, им чужды «байронические» метания и глубокая рефлексия эпохи романтизма.
В жизни этих персонажей сплетаются вещи искусственные, навязанные извне, и природные качества: доброта, честность, простодушие. Отчасти «Повести Белкина» можно трактовать как размышления Пушкина о судьбах русской культуры и ее связи с западным просвещением.
Повторяющиеся мотивы
Мир «Повестей Белкина» во многом идиллический. На протяжении всего цикла звучит мотив непосредственной, мгновенно возникающей симпатии людей друг к другу. В этом мире общительность и доброжелательность — норма. Многие герои склонны к забавам и веселым проделкам.
Конечно, в этом «белкинском мире» есть место и конфликтам, разрушительным силам, эгоизму и обману. Здесь есть ротмистр Минский, разрушающий жизнь станционного смотрителя; есть мстительный Сильвио; есть полковник Бурмин, чья «проказа» в храме лишила влюбленных права на счастье; есть мрачный гробовщик Прохоров, вечно ругающий дочерей. Однако все они получают у Пушкина второй шанс и в итоге оказываются не такими уж плохими людьми. Минский искренне любит Дуню, Сильвио щадит графа, Бурмин раскаивается и обретает любовь, даже гробовщик Прохоров после ночного кошмара глядит на мир веселее.
Мотивы вины, раскаяния и духовного возрождения показаны в повестях не явно, но при желании легко прочитываются. Характерно, что Пушкин не навязывает читателю определенную мораль. Он не выносит приговор и не наказывает персонажей, а просто дает им возможность быть хорошими людьми. По-видимому, Пушкину хотелось верить во врожденную нравственность людей: даже те, кто заблуждается, в итоге могут найти верную дорогу.
Эмоциональная окраска повестей
Все повести из сборника можно описать как истории с неожиданным поворотом. Однако в разных новеллах Пушкин обыгрывает разные жанры и литературные направления. Кроме того, повести отличаются разной эмоциональной окраской.
Цикл начинает драматичный «Выстрел», близкий к произведениям романтизма. Потом идет грустная «Метель» со счастливым финалом. Затем — «Гробовщик», мрачный и в то же время исполненный черного юмора. Предпоследнее произведение цикла — «Станционный смотритель», самая трагическая из повестей. А завершается сборник игривой «Барышней-крестьянкой».
Порой автор допускает перекличку между различными повестями, словно высмеивая сам себя. Так, Сильвио вопрошает соперника перед второй дуэлью: «Ты не узнал меня, граф?». И этими же словами веселый скелет обращается к гробовщику: «Ты не узнал меня, Прохоров. ».
Все вместе это заставляет задуматься, что жизнь полна неожиданностей, она может быть и смешной, и страшной, и доброй, и грустной.
Биография Пушкина в «Повестях Белкина»
В произведении заметны некоторые черты автобиографизма. В «Гробовщике» описана Большая Никитская, где Пушкин бывал у Гончаровых. В «Барышне-крестьянке» угадывается атмосфера Тригорского, куда он наведывался из Михайловского. Упомянутые Белкиным сказки ключницы заставляют вспомнить, как сам Пушкин в ссылке записывал сказки няни Арины Родионовны.
В «Выстреле» Пушкин пишет о дуэлях, которые знал не понаслышке. Как мрачный Сильвио, поэт сам постоянно упражнялся в стрельбе. Как его соперник-граф, однажды на дуэли завтракал черешнями под дулом пистолета.
В «Станционном смотрителе» некоторые видят отражение истории о том, как Пушкин соблазнил крепостную крестьянку Ольгу Калашникову. Отец Калашниковой вымогал у Пушкина деньги и в дальнейшем, по некоторым данным, спился.
Начало русской классической прозы
«Повести Белкина» стали первым завершенным образцом прозы Пушкина. По сути — первым образцом русской классической прозы, предваряющим эпоху реализма в отечественной литературе.
При этом «Повести Белкина» остались во многом непонятными. Кое-кто из современников критиковал их за легковесность. Так, Фаддей Булгарин писал, что это «несколько анекдотцев (из коих некоторые давно известны)». А потомки уже не видели в пушкинских текстах отсылок к современной полемике и двойного дна: искали объяснения сюжетам с точки зрения социальных противоречий, психологии, философии. В итоге многие «не придавали значения занимательности, остроумию, изяществу стиля, которыми так дорожил автор», отмечают Хализев и Шешунова.
«Повести Белкина» — новаторское произведение, соединившее в себе множество жанров, воссоздавшее картину эпохи в движении и противоречивой изменчивости и в то же время затронувшее ряд вечных тем. Все это позволяет считать данный цикл предшественником прозы Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова.