О чем рассказывает странница феклуша

Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»

Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?

Феклуша рассказывает всякий бред.

Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.

Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».

Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».

Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.

Источник

Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.

Феклуша и дом Кабановых

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.

Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.

Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.

Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.

Роль Феклуши в драме «Гроза»

Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.

Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Источник

Сочинение Феклуша в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

На первый взгляд кажется, что Феклуша является неприметной героиней в пьесе П. Н. Островского, но это не так. Несмотря на то, что Феклуша не является главной героиней, она введена в сюжет не случайно. Героиня олицетворяет обстановку в провинциальном городке, где и происходит действия произведения, а также раскрывает некоторые черты Кабанихи, одной из главной героинь пьесы.

Сказать о внешности можно очень мало, так как автор не стал застрять внимание на внешних чертах героини, поставив на первое место внутренний мир женщины. Читателю лишь известно, что героиня чуть старше среднего возраста, одета бедно, в лохмотья.

Первое знакомство с Феклушой происходит после повествования Кулибина о жизни в Калинове, о быту и нравах города. Феклуша воспевает свою хозяйку госпожу Кабанову, говоря о её доброте, ведь она подаёт милостыню бездомным и убогим. Речь Феклуши можно смело считать сумасшедшей, ведь все, что она говорит — наглая ложь. Восхваление героиней купечества можно объяснить лишь тем, что она боится Кабаниху, поэтому все, что ей остаётся — восхвалять хозяйку.

В следующий раз читатель встречается с Феклушой в доме Кабановой. Героиня разговаривает со служанкой Глашей и просит проследить её за убогой. Глаша девушка со своими взглядами, потому она отказывается от просьбы Феклуши. Однако, Феклуше все-таки удаётся переубедить Глашу с помощью своих фантастических рассказов о других странах. Далее происходит разговор героини с Кабановой. Она рассказывает хозяйке о том, что все люди куда-то спешат и торопятся, а это говорит о приближающемся конце света. Кабаниха верит каждому слову Феклуши и после разговора осознает, что её «тёмное царство» начинает разрушаться.

Роль Феклуши в пьесе такова, что она является источником информации для жителей тёмного царства, словно запертых от всего остального мира. Но героиня не только рассказывала небылицы жителям Калинова, порой она пыталась донести до них важные вещи, открыть глаза на настоящую ситуацию, но все это им было неинтересно.

Таким образом, Феклуша — это обманщица, одурачивающая жителей Калинова и пытающаяся нажиться на их подаяниях за те байки, которыми она кормила жителей. Сейчас имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, который за благими речами скрывает байки и небылицы, то есть красиво врет.

Сочинение 2

Феклуша — та героиня, которая с первого взгляда может заинтересовать далеко не каждого читателя, так как это один из второстепенных персонажей драмы «Гроза». На первый взгляд, даже не понятно, зачем автор решил ввести её образ в своё произведение, ведь он абсолютно не привлекает внимание и кажется незначимым. Но я думаю, что автор сделал это неслучайно, так как Феклуша играет важную роль в понимании обстановки, царившей в небольшом провинциальном городке Калинове, а так же помогает дорисовать образ Кабанихи.

На страницах пьесы читатель встречается с Феклушей только несколько раз. Впервые это происходит после рассказа Кулибина о нравах города, «темного царства» и перед встречей с Кабанихой, появившейся вместе со своими детьми. Реплики Феклуши пропитаны чувством восторга и восхищения в отношении не только хозяйки дома, но также и её порядков. Но все её слова, на мой взгляд, не несут в себе ни капли искренности, они лживы и слащавы, даже ассоциируются с бредом. Феклуша выступает за купцов «темного царства», считает их образ жизни абсолютно правильным. И благодаря этой героине сразу становится понятно, насколько сильно прижились ложные принципы. Мне кажется, что её слова нельзя назвать адекватными.

В следующий раз мы встречаемся с Феклушей в доме Кабанихи, когда она разговаривает с Глашей. Странница рассказывает о неправедности жизни, но при этом сама основывается лишь на слухах. Все её суждения — суждения ограниченного человека. Феклуша необразованна и наивна. Она, как и все жители города, верит каждому слову, которое ей приходится слышать.

После публикации пьесы имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, распространяющего байки, слухи, сплетни, замаскированные под видом благочестивых рассуждений. При описании образа Феклуши нельзя не обратиться к речевой характеристике героини. Её реплики наполнены такими словами, как «милая», «сударь», «ваша светлость». И это придает её речи напевность, а также показывает её пресмыкающийся характер.

Характеристика Феклуши

Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить по указке – нет у них своей воли!

Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.

«Бла-а-лепие» – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.

Феклуша в произведении Гроза

О чем рассказывает странница феклуша. Смотреть фото О чем рассказывает странница феклуша. Смотреть картинку О чем рассказывает странница феклуша. Картинка про О чем рассказывает странница феклуша. Фото О чем рассказывает странница феклуша

Популярные сочинения

Есть вещи, которые впитываются c молоком матери. Есть вещи, которые не меняют свою значимость на протяжении всей жизни. Есть вещь понятные любому человеку во всех странах мира.

Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями

Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.

Источник

Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *