О чем рассказывает орнамент неолита

какой орнамент был характерен для керамических изделий в период неолита

В период позднего неолита и энеолита (медного века)— 4. 2 тыс. до н. э. — формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни.

Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались-сочетания красных, белых, черных и других красок.

Керамический сосуд эпохи неолита с ямочным орнаментом.

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных.

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Характерные сосуды неолитической неманской культуры с острым дном
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Источник

Орнамент

Заметки и статьи про орнаментальное искусство и все, что с ним связано.

Орнамент #3.1 — Особенности орнаментальных стилей от неолита до начала 19 века

Краткий обзор особенностей орнаментальных стилей от неолита до начала 19 века.
Список использованной литературы приведу в тексте.

Орнамент является не только отражением стилистических особенностей разных эпох, он и как губка впитывает актуальные тенденции. Это происходит за счет включения новых форм, образов, смыслов в системы предыдущих культур и под влиянием многих факторов: социальных, экономических, политических, научных, художественных и т.д.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаОбои со стилизованным изображением акантового листа, Уильям Моррис, 1875

Возникновение орнамента, как нового вида творчества, происходит в эпоху неолита. Это связано с усложнением духовной жизни первобытного человека, выделением его собственного Я из окружающей среды и соответственно, изменением взглядов на мир. Вместе с этим возрастает роль орнаментальных изображений, как воплощения визуальной модели сложившейся мифологической картины мира. Орнамент становится образным выражением знаний об устройстве окружающей действительности, отражением представлений о существование высших (трансцендентных) сил.
Примером первобытного орнамента может служить примитивный стиль народов Африки, южной Америки, Австралии и Океании
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаВ эпоху первобытного строя были заложены основы орнаментального искусства. Во-первых, он приобрел и закрепил свое основное предназначение в качестве украшения. Во-вторых, стал отражением картины мира и, в-третьих, продолжил накапливать стилевые особенности прошлых эпох.

Орнаментальное искусство древних цивилизаций развивалось в условиях перехода картины мира от мифологического (чувственного, предметного) типа мышления к понятийному (отвлеченному, умозрительному). Орнамент приобретает иносказательный, символический характер.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаФрагмент росписи фон, раппортный орнамент, основанный на чередовании изображения солнца, скарабея и цветков лотоса, Древний Египет
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаПоливные изразцы, ленточный орнамент со стилизованным изображением льва и цветами, Междуречье
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаСложный орнамент на вазе, состоящий из чередования цветков лотоса и пальметт, Древняя Греция

Появление в картине мира Древнего Рима реалистичных тенденций, когда земное приобретает приоритетный характер, как бы подготовило переход к религиозному типу мировоззрения Средневековья.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаЛенточный орнамент, бордюр типа балюстрада, Готика

В Средние века происходит отказ от коллективного восприятия окружающей действительности, что было характерно для мифологической картины миры. На место «одинакового» и «равного» выдвигается идея личного бытия человека, которое получит свое продолжение в эпоху Возрождения, как вера в безграничность своих возможностей.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаФреска, Залы Ватикана, Рафаэль, XVI век, Возрождение

Развитие идей гуманизма и антропоцентризма продолжилось в эпоху Нового времени – в рамках классической научной картины мира. В это время единого декоративного стиля не сложилось, а выделилось несколько направлений: иррационального (барокко, рококо) и рационального (классицизм и ампир) характера.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаКнижная иллюстрация, орнаментальная гравюра с аллегориями астрономии и географии, середина XVIII века, Франция

В XVIII веке классицизм распространился в архитектуре и был направлен на восстановление законов пропорции и понимания форм античности, как идеальных. Такие архитекторы как, например, К.Ф. Шинкель и Лео фон Клейце были заняты преимущественно не созданием новых форм, а цитированием старых решений.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаЛео фон Клейце, Пропилеи, Мюнхен

— Лескова И.А. От мифа к метафоре: семантические и конструктивные аспекты орнаментального творчества
— Соколова Т. Орнамент – подчерк эпохи
К сожалению, у себя не нашла эти книги в электронном варианте.
— Практически все иллюстрации из «Орнамент всех времен и стилей»

В середине XVIII – начале XIX веков орнамент все больше становится объектом изучения западноевропейских практиков и теоретиков искусства.

Первыми значимыми исследованиями орнамента являются работы английского историка искусств Джона Рёскина (1819 – 1900).
В интернете можно найти книгу Джона Рескина «Искусство и действительность» на русском языке. Я использую здесь только главу про орнамент, а вообще в книге рассматриваются доступно и интересно многие вопросы, связанные с искусством.
Джон Рёскин выступал против машинного производства и считал, что именно красоты имеет важнейшее значение в жизни людей. Он стремился к внедрению элементов красоты в ремесленное производство Англии, прежде всего, для предметов быта. Джон Рёскин считал, что для этого приемлемо умеренное использование орнаментальных изображений.
«Ясность утрачивается, если использовать орнамент бездумно».
«Орнамента никогда не может быть слишком много, когда он хорош, и всегда слишком много, когда он плох.»
Образцом для подражания для Джона Рёскина являлось готическое искусство, в котором орнамент должен отражать божественный порядок, адаптировать его к настоящему.
На основании религиозно-эстетического миропонимания, Джон Рёскин, призывал брать основой для орнаментальных изображений не творения человека, а «творенье Божье», то есть природу. Для этого надо внимательно изучать, наблюдать и созерцать окружающий мир и воспроизводить с максимальной точностью.
Условность допустима в орнаменте, например, на текстиле или витражах, потому что она является признанием недостатка умений и несовершенством техник обработки материалов.
Ценность орнамента определяется «отвлеченной красотой формы» и трудами и временем, затраченными на его создание. Машинная работа при этом не приемлема, а машинный орнамент, Джон Рёскин, считал подделкой. Джон Рёскин отвергал машинное массовое производство и копирование форм вещей, созданных до этого ремесленниками.

Учение Джона Рёскина получило практическую реализацию в Англии в 50–е года ХIX века. В это время возникло первое крупное движение европейской художественной промышленности «Движение искусства и ремесел» во главе с Уильямом Моррисом (1834—1896).
Несмотря на утопичность идеи отказаться от массовой дешевой продукции с низким художественным качеством и вернуться к выразительному ремесленному производству, Уильям Моррис и его движение, смогли обратить внимание общественности на необходимость поиска компромисса в данной ситуации. Остановить технический прогресс было невозможно, но и довольствоваться продукцией массового машинного производства было неприемлемо.
О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолитаРастительный орнамент на ткани, Уильям Моррис

Уильям Моррис предложил привлечь художников для создания красивых и удобных предметов быта и сделать вещи, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.
Этот период времени в истории орнаментального искусства стал промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.
Однако со временем Моррис понял, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, работает только на богатых, которые могут позволить себе красивые, но дорогие предметы быта. С такой дилеммой столкнулись все ремесленники Европы и США «Движения искусств и ремесел»: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества.

Источник

Глава № 19 Спиральный мотив орнамента культур неолита юго-востока Северной Азии

Спиральный мотив орнамента культур неолита юго-востока Северной Азии

По мнению дальневосточных исследователей неолита Приамурья известный спиральный орнамент на петроглифах и древней керамике является символом солнечного змея и одновременно властителя вод Амура – нанайского дракона Мудура. А сформировалась она на исконной земле северян – Нижнеамурье. В этой конкретно очерченной зоне амурская спираль и спирально-ленточный орнамент обрёл якобы классический вид, который заключается в том, что по внутреннему и внешнему контуру спирали расположены различные завитки в виде небольших лент и других криволинейных графических начертаний.

Чтобы придать ей идею связующего звена неолита и современности, учёные этот классический, как они считают, вид безосновательно перенесли в неолит и отдали предкам нанайцев – тунгусо-маньчжурским племенам (илл. № 194). Однако большинству исследователям ничего подобного в неолите выявить не удалось. Спирали есть, завитков нет. Более того, ещё А.П. Окладников отметил, что спиральный орнамент был широко распространён в странах обширного тихоокеанского бассейна, в основном южных территориях от низовья Амура, и принадлежностью культуры аборигенов Нижнего Амура спираль нельзя назвать, а завитки – это поздние варианты спирального орнамента, вероятно, действительно, местного нанайского происхождения. Спираль царствовала в неолите не только здесь, но и в Передней Азии, и в Европе. Где она родилась – вопрос кажется неразрешимым. Возможно она относится к мировым универсальным изображениям, к которым относятся простые геометрические формы – круг, квадрат, треугольник. Образ спирали представляется в самом обобщённом виде образов буквы «С», «S», цифры «8», узора волют, знака «бараньих рогов», «бегущей волны», лабиринта. Известно, что спиральный мотив трактуется обычно как идея изменения или движения. Большинство исследователей уделяют внимание внешним характеристикам спиралей или их внутреннему содержанию – семантике. Однако появились нетрадиционные исследования спирали посредством применения к ним принципов геометрии и алгебры, что, как оказалось, дало неизвестную раннее информацию, связанную с неолитом Восточной Азии и Дальнего Востока (Нижним Амуром).

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

В археологических вестях, выпуск 16, опубликована статья О.Н. Даниловой и И.С. Жущиховской «Спиральный мотив в орнаменте неолитической керамики Восточной Азии и Дальнего Востока: формализовано-аналитический подход». Как отмечают авторы, согласно принятому в математике определению, спираль (виток) – это плоские кривые линии, бесчисленное множество раз обходящие некоторую точку, с каждым обходом приближающиеся к ней или отдаляющиеся от неё. Спираль можно рассматривать как геометрическую фигуру, образованную вращением и поступательным движением точки. Существует несколько базовых типов спирали, выделенных и описанных в разное время учёными-математиками: 1. архимедова; 2. логарифмическая; 3. клотоида; 4. образованная сопряжением дуг полуокружностей разных диаметров (аналог её символ «инь-ян». Фигуры архимедовой и логарифмической спирали близки рисунку волюты и «бараньих рогов». Клотоида соответствует начертанию широко известного узора «бегущая волна». Основные виды спиралей (илл. № 195). Названные типы спирали издревле использовались в качестве орнаментального мотива в орнаментике неолитических культур Передней Азии, Ближнего Востока, Европы, Восточной Азии.

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Они же были характерны и для неолита Нижнего Амура, что придаёт его древним культурам высокий статус, равный раннеземледельческим культурам и выводит их из академического представления о внеисторичности народа, использовавшего спираль в орнаментах на керамике и в петроглифах. Известные типы спирали в различных древних культурах достаточно хорошо знакомы. Однако есть смысл продемонстрировать спираль Триполья типа «инь-ян» для дальнейшего анализа, которая датируется 4200–4000 г. до н. э. (илл. № 196).

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

В Восточной Азии авторы статьи рассмотрели спирали на керамике культур круга яншао, дзёмон, Приамурья. Для иллюстрации географического распространения спирали, в этот перечень можно добавить культуру Бан-чанг богатую спиральным орнаментом, описанного в сравнении с трипольскими спиралями Е. А. Мироновой.

В своей статье авторы глубоко проанализировали типы спирали этих культур и пришли к заключению, что для культур круга яншао (мацзяяо, давэнькоу – 4115–1900 лет до н. э.) была характерна спираль типа клотоиды (илл. № 197), реже встречается архимедова спираль. Среди исследованных орнаментов ни разу не выявлена спираль типа «инь-ян».

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Керамика дзёмон – уникальное явление в масштабах неолитического гончарства всего Евразийского континента. Самая яркая черта её – использование для декорирования верёвочных штампов. Спиральный мотив в ней появляется 5300–3500 лет до н. э. Спиралевидные элементы здесь включены в общую композицию, однако есть примеры и выразительных завершенных фигур. Спирали, в основном, представлены архимедовым типом, т. е. с равномерными расстояниями между витками. Иногда спирали соединяются между собой пластичной линией по принципу соединения между витками клотоиды (илл. № 198[2]).

Логарифмическая спираль отчётливо идентифицируется здесь лишь в отдельных случаях. Клотоида как тип спирали не имела широкого распространения на керамике среднего периода дзёмон. Но в позднем периоде дзёмон она получает более значительное развитие. Композиционным вариантом её является «бегущая волна», в которой спиральные фигуры связаны одна с другой, создавая эффект непрерывного движения (илл. № 199 [13]).

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

В районе Нижнего Амура на территории Российского Дальнего Востока выделены три основные культуры неолита, связанные между собой хронологически и генетически. Это малышевская, кондонская и Вознесенская культуры. Их общие временные рамки определяются с IV тыс. до н. э. до средины II тыс. до н. э. Здесь орнаментация керамических сосудов оригинальна и разнообразна, отличается криволинейными мотивами построенных композиций. На керамике из поселения острова Сучу идентифицируются фигуры типа архимедовой спирали и клотоиды. Они соединяются или в одном мотиве, или представлены отдельной архимедовой спиралью. Фигуры спирального орнамента малышевской керамики выполнены двойным параллельным прочерчиванием, либо тиснением. На поздненеолитической Вознесенской керамике идентифицируются фигуры типа архимедовой и логарифмической спирали, клотоиды и спирали, образованной сопряжением дуг полуокружностей (тип символа «инь-ян»). Характерной особенностью орнамента её является совмещение в одной композиции разных типов спирали «бегущая волна» или повторение её с интервалами; клотоида с формированием ветвей из архимедовой спирали; спираль из сопряжённых дуг (тип «инь-ян»); в ряде случаев спираль типа «инь-ян» служит основным мотивом композиции; встречается и свободное сочетание разнотипных спиралей с другими криволинейными элементами.

Похоже, что Нижний Амур по количеству вариантов сочетания типов спирали превзошёл культуры яншао и дзёмон, а тип спирали «инь-ян» в период неолита зафиксирован только здесь. Из посёлка Вознесенское происходят хорошо известные фрагменты сосудов, покрытые красной охристой краской с изображением антропоморфных личин. В этих композициях тоже фигурирует мотив спирали, образованной сопряжением дуг полуокружностей, или тип символа «инь-ян» (илл. № 199 [7]). На сохранившемся сосуде из этого же памятника использован мотив нисходящей клотоиды, ветви которой преобразованы в спираль типа символа «инь-ян» (илл. № 199[13]).

О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть фото О чем рассказывает орнамент неолита. Смотреть картинку О чем рассказывает орнамент неолита. Картинка про О чем рассказывает орнамент неолита. Фото О чем рассказывает орнамент неолита

Таким образом, орнаментика неолитической культуры Восточной Азии и Дальнего Востока даёт примеры всех известных сегодня математических типов фигур спиралей с некоторой региональной спецификой.

Географическое расположение неолитических культур, использовавших в орнаментах описанные типы спирали следует дополнить указанием, что в сопредельных регионах – юге Сибири, Приморье, Сахалине спиральные орнаменты на керамике представлены очень скудно или не встречаются совсем.

Создаётся впечатление, что из трёх отмеченных центров главным следует считать Нижнеамурье. Именно здесь широко в орнаментике использовались все известные типы спирали и использовались их комбинации. Только здесь выявлен мотив спирали «инь-ян», хотя считается, что знак «инь-ян», являющийся производным этого мотива, неотъемлимый символ древних культур Китая. Но оказалось, что в культуре яншао он не просматривается. Более того, такие же типы спирали в Приамурье широко представлены и в петроглифах Сикачи-Аляна, Шереметьево на Уссури, реки Кии, чего нет в других сравниваемых культурах. Распространение спирального мотива в рисунках в Приамурье охватывает не менее полутора тысяч километров по Амуру, включая нижнее течение Уссури и южное побережье Татарского пролива до г. Находка. Сосуд с изображением спирали, найденный у г. Находка (илл. № 68). При ничтожности объёма археологических работ в Приамурье, здесь существует около 80 пунктов, где найдена Вознесенская керамика – основной носитель спирального орнамента.

Спираль присутствует и в древних культурах Кореи, Вьетнама, Таиланда (культура Бан-Чанг), а так же в европейско-переднеазиатском регионе. Однако знак «инь-ян» и тип спирали «инь-ян» удалось пока выявить только в трипольской культуре и на Амуре – кондонской и Вознесенской культурах. Аналогию рисунков и их семантики между этими культурами удалось проследить по 20 позициям. Теперь эта связь прослеживается ещё и по типу спирали «инь-ян». Известно, что ранняя трипольская культура относится к праславянской, религиозно-мифологическим культом которой был Бог Род. Образ его свято и твёрдо хранился и поддерживался в высшей сакральной среде волхвов-жрецов и был «неизречённым» и недемонстрируемым. Он нёс в себе два порождающих начала – мужское и женское, необходимое для зачатия и рождения. И хотя образ его не демонстрировался, но должен был иметь свой символ в неолитической символике Триполья. Таким символом и мог являться знак «инь-ян», трактующийся и в настоящее время, как единство двух противоположных начал, в т. ч и мужского и женского. Это подтверждает трансформация Бога Рода в Иегову, имя которого состоит из двух слов праславянского языка, обозначающих мужское порождающее начало – «уй, ий, ийи, уйа или уд» и женское – «хова, хава», в значении женского полового органа («ховать» – прятать). Отсюда и Ева-Хава. Таким образом, «ийе» + «хова» = УйеХава – Иегова (позже у евреев Яхве – Йахова). Это доказывает, что теоним и мифо-образ заимствованы евреями у индоевропейцев. Другого источника этого мифообраза нет, а этимология имени бога однозначно раскрывает семантику знака «инь-ян».

Культуре какого нижнеамурского прогрессивного этноса в неолите мог принадлежать столь разнообразный спиральный орнамент, включающий и мотив спирали типа «инь-ян»? Предки тунгусо-маньчжурского этноса не могли быть ими, хотя бы потому что в Прибайкалье, откуда он мигрировал на Амур, он не выявлен, да и сама миграция произошла только в начале новой эры. Нивхи – палеоазиаты, так считают академические этнологи, но они не имели отношения ни к гончарству, ни к неолитической символике, ни к работе с камнем – петроглифам ни в прошлом, ни в настоящее время. Единственное, что связывает орнаментальную культуру неолита с традиционными изображениями на халатах северян – это архимедова и логарифмическая спираль, которые они получили, скорее всего, в подарок от китайцев в средние века вместе с драконами – рисунками на шёлковых халатах.

Наиболее тесно связаны неолитические культуры Приамурья с японской культурой дзёмон. В этот период существовал культурный контакт Нижнеамурья с Сахалином и через него с Хоккайдо. Это послужило развитию спирального мотива, как считают японские историки, в культуре дзёмон. Но для трансляции Нижнеамурской культуры в Японию она должна была быть выше последней. Могла ли быть орнаментальная культура нивхов содержательней дзёмонской в это время? Понятно, что нет, ведь она относилась к шаманистской, такая культура не прогрессирует и не достигает сколько бы заметных высот. Но на Нижнем Амуре культура в символике не уступала неолитическим культурам Европы, Передней Азии, Предкавказья, Ближнего Востока, судя по распространённым здесь символам – разнообразные типы спирали, равноконечные кресты, косые кресты, свастики, ромбы, треугольники, меандры, концентрические окружности, овалы, петли, волюты, «Рога барана», «Священная триада», ленточный орнамент, изображение Великой Богини с сердцевидной головкой и многого другого. А религиозные представления и этапы изображения образа Бога Творца были такими же как на Западе: зверь > рога, бивни, кости зверя > синкретические антропо-зооморфные существа «иномира» > камень > каменный фаллический культ > антропоморфный образ > космогонические образы, что с мезолита ярко представлено в петроглифах и керамике Приамурья. Это, как понятно, теистическая, а не шаманистская религия.

Китайский этнос, теоретически мог прибыть по Сунгари и Уссури на Нижний Амур и стать источником нижнеамурской символики, но многие перечисленные символы не обнаружены в их неолитических культурах, хотя некоторые совпадают: зигзаги, спирали, свастики. Но и происхождение культуры китайского неолита многие исследователи связывают с инфильтрацией территории будущего Китая индоевропейскими племенами. Таким образом, эта символика могла прийти на Амур, наиболее вероятно, только из Европы. Хотя по мнению отечественных историков она была доморощенной – нижнеамурской, прананайской. Многие вопросы спорны и запутаны академистами, простым ответам не придаётся значения или они замалчиваются, как не вписывающиеся в академические представления. Вот, например, петроглиф европейского лица в сикачи-алянских петроглифах (илл. № 72). Это, как говорится, стопудовый факт присутствия европеоидов в неолите в Сикачи-Аляне. Он нигде не публикуется, хотя его открыл сам А.П. Окладников. Вот как он его описал:

«Изображено человеческое лицо, не ограниченное контуром. Видны дугообразные линии бровей, от которых опускается широкий массивный нос. По бокам носа весьма своеобразно показаны глаза. Внизу, там, где должны быть щёки лица, нанесены две короткие дугообразные полоски. Они и на самом деле означают, очевидно, щёки. Довольно живо изображен рот. В целом этот рисунок производит сильное, можно даже сказать, живописное впечатление». Ни слова не сказано академиком о расовой принадлежности этого рисунка лица. Но непредвзятому читателю и так ясно, что это не монголоидное лицо.

Таким образом, «инь-ян», он и в Триполье и в Приамурье «инь-ян», поскольку европеоиды в неолите расселились во всей Евразии, а по теории Ю.Д. Петухова в неолите это был единственный цивилизованный первоэтнос планеты, другие этносы в это время только вызревали и находились в предэтнотическом состоянии и культура их была достаточно примитивна и во многом позже заимствована и индоевропейцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

АМАЗОНКИ АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

АМАЗОНКИ АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ От античных историков и писателей дошло множество свидетельств о женщинах-воительницах, которые жили отдельно от мужчин, допуская их к себе лишь на короткое время, воспитывали девочек, а мальчиков либо убивали, либо отдавали отцам и имели

Глава 10 Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: путь капиталистического развития

Глава 10 Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: путь капиталистического развития Группа стран, о которых теперь пойдет речь, весьма противоречива и неоднородна. Объединяет их одно – развитие по капиталистическому пути с ориентацией на японскую модель развития.

Россия – региональная держава в Северной Азии и Восточной Европе

Россия – региональная держава в Северной Азии и Восточной Европе Десятилетнее правление ельцинистов привело к плачевному результату – Россия превратилась в слабое региональное государство, и хотя произошло определенное его укрепление за годы экономического роста в

ГЛАВА V О том, что завоевания, произведенные народами Северной Азии, имели иные последствия, чем завоевания, произведенные народами Северной Европы

ГЛАВА V О том, что завоевания, произведенные народами Северной Азии, имели иные последствия, чем завоевания, произведенные народами Северной Европы Народы Северной Европы покорили ее как свободные люди; народы Северной Азии покорили ее как рабы и одержали победы лишь для

Неолит в северной Азии

Неолит в северной Азии На сегодняшний день несколько ранних неолитических памятников IV тысячелетия до н. э. открыты и на Урале и к востоку от него.Стоянки древних племен, населяющих в древности эту территорию, тоже принадлежали охотникам и рыболовам, которые только что

Неолит в лесной полосе Северной Азии

Неолит в лесной полосе Северной Азии В лесах Северной Азии и Восточной Европы очень отчетливо сохранились следы древней формы жизни и культуры. У лесных племен Прибайкалья и Южной Сибири некоторые изменения в материальной культуре начали происходить только в III

Верования племен Азии и Северной Америки

Верования племен Азии и Северной Америки Жизнь в тайге кроме всего прочего оказала глубокое влияние и на мировоззрение первобытного человека Сибири во времена родового строя. В сюжетах и образах искусства этих людей, как и в палеолите, главенствовал образ зверя. Особо

Очаги древних культур в сердце Азии

Очаги древних культур в сердце Азии Африка, Европа, Сибирь, Дальний Восток — огромные пространства Старого Света — были прародиной человека. Но существовала и еще одна область на Земле, которая, как считали ученые, могла претендовать на эту роль. Она привлекала внимание

Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны

Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны 1. В чем заключалась колониальная экспансия? Начавшиеся с ХVI в. колониальные захваты европейцев расширялись с каждым веком, завоевывая все новые и новые районы Востока. Колонизаторы в основном

Глава 10 Страны Востока и Азии в новейшее время

Глава 10 Страны Востока и Азии в новейшее время 1. Последствия крушения колониальной системы Одной из характерных особенностей послевоенного развития были рост национально-освободительного движения и национально-освободительные революции, которые в конечном счете

1. Восприятие Востока (Азии) в дохристианской Руси

1. Восприятие Востока (Азии) в дохристианской Руси На дохристианском этапе своей истории Древняя Русь1 завязала довольно оживленные связи – отнюдь не всегда носившие идиллический характер – не только с некоторыми регионами Западной Европы и с Византией, но и с

Первые землепроходцы Северной Азии

Первые землепроходцы Северной Азии После находок у военного госпиталя в Иркутске прошло более ста лет. За этот срок значительно изменились представления ученых о времени первоначального заселения Сибири и Дальнего Востока. Сегодня есть немало оснований удревнить его в

Очаги древних культур в сердце Азии

Очаги древних культур в сердце Азии Африка, Европа, Сибирь, Дальний Восток — огромные пространства Старого Света — были прародиной человека. Но существовала и еще одна область на Земле, которая, как считали ученые, могла претендовать на эту роль. Она привлекала внимание

Лингвистическая ситуация в северной части Восточной Азии

Лингвистическая ситуация в северной части Восточной Азии Северная часть Восточной Азии отчетливо делится на два лингвистических ареала. Северо-восточную приполярную часть Евразиатского материка населяют народы, говорящие на палеоазиатских языках

Соотношение локальных вариантов культур неолита

Соотношение локальных вариантов культур неолита Для решения вопроса о происхождении культур неолита в бассейне Хуанхэ и этнической принадлежности их насельников первостепенное значение имеет характеристика тех специфических черт, на основании которых, собственно, и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *