О чем рассказывает музыка 1 класс

Конспект урока в 1 классе О чем говорит музыка

Конспект урока в 1 классе

Тема: О чем говорит музыка

Конспект урока в 1 классе

Тема: О чем говорит музыка

Цель: Научить детей определять настроение и характер музыки

Ход урока: 1. – Всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чем эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку с самого начала, а вот в танце нужно показывать чувства людей, радость и печаль. Эти два чувства мы находим во всех произведениях искусства, в том числе и в музыке.

— Сейчас послушаем музыку, которую еще не слушали, о чем расскажет эта музыка? (слушание «Весело. Грустно» Бетховен по фрагментам.)

— Какой характер в этой части музыки? (веселый, радостный, смешной)

— А теперь какой характер? (грустный, задумчивый, печальный)

— Теперь посмотрим, как меняется музыка, какое у нее настроение (прослушивание целиком)

— У композитора была музыкальная мысль, что после веселья наступает грусть (слушание «Грустно. Весело»)

— Послушаем музыку снова и последим за музыкальной мыслью в третий раз (слушание «Весело. Грустно. Весело») – После веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернется веселье)

— Вот видите, ребята, как связаны в музыке чувства и мысли? Мы сегодня это проследили и разобрались в характере и настроениях музыки.

2. Разучивание песни «Наша елочка» муз. Бекетовой.

Знакомство с содержанием, определение характера музыки, разучивание мелодии по фразам, определение движения мелодии, работа над чистотой интонирования, разучивание 1 и 2 куплета.

— Ребята, вы научились определять характер музыки, ее настроение?

— Кто запомнил имя композитора, который показал нам в музыке, что после грусти может наступать радость и наоборот? (Бетховен)

— Что может быть выражено в музыке? (настроение)

— Можем мы теперь сказать, какие чувства может передавать музыка? (да)

— Помогает это людям понять друг друга? (да)

Источник

Тема урока: «О чем говорит музыка» 1 класс

Конспект урока по музыке составила: Гринева Л.В. ( г. Санкт- Петербург)

«О чем говорит музыка»

Тема: «Какие настроения передает музыка»

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.

Пьеса: «Весело-грустно»

Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (отрывисто)

. Да, веселая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? Как она звучит? ( плавная)

Тема: «Что выражает музыка»

Слушание: Кабалевский «Три подружки» (музыка)

Тема: «Что изображает музыка»

Музыкальные инструменты и игрушки: Труба и

В средние века игрой на трубе сопровождали рыцарские турниры, военные церемонии. Труба звучала во время торжественных шествий, празднеств. О праздничных событиях возвещалось обычно торжественными, звонкими трубными фанфарами.

Позже трубу начали делать из меди, серебра. Она стала очень длинной, и для удобства ее согнули в несколько раз. В таком виде она сохранилась до нашего времени.) Звук трубы яркий, блестящий.

. Вы знаете, что музыка может изображать звуки природы, например капли дождя. Музыка похоже передаёт голоса птиц и животных, например чириканье птички. Один инструмент, например фортепиано, может изобразить звучание других музыкальных инструментов.

Дмитрий Борисович Кабалевский. написал пьесу для фортепиано, которая называется «Труба и барабан». В этой пьесе изображается сначала звучание одного инструмента, а потом одновременно двух. Какой инструмент, труба или барабан, звучит в начале пьесы? (. Барабан.)

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «О чем говорит музыка» 1 класс»

Конспект урока по музыке составила: Гринева Л.В. ( г. Санкт- Петербург)

Источник

Конспект урока по музыке 1 класс «О чем рассказывает музыка»

Тема урока : О чем рассказывает музыка.

Цель: научиться определять настроение и характер музыки с помощью средств музыкальной выразительности.

Тип урока: открытие новых знаний

-размышлять, рассуждать об отражении в музыке жизни животных, птиц, зверей, людей;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

-выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, певческих интонациях по музыкальным произведениям;

-выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.

-формулировать учебную задачу урока коллективно, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

-контролировать свои действия и действия при совместном исполнении песен.

-выявлять выразительные возможности музыки;

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

-использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-воспринимать другие мнения и позицию; разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками;

определять выразительность мелодии;

— уметь слышать изменения темпа, динамики, регистра, ритма мелодии;

— уметь петь хором в унисон;

-уметь чётко артикулировать слова песен.

Оборудование: мультимедиа, фортепиано.

Технологическая карта урока

-Здравствуйте, ребята, меня зовут ……., сегодня урок музыки проведу у вас я.

-Может ли музыка рассказать о чем-нибудь?

— Что музыка может выражать?

(Музыка может выражать чувства, эмоции, настроение)

— О чём ещё может рассказать музыка?

(Так же она может рассказать нам о времени года, о природе, о сказке, о человеке)

— О каких явлениях природы может рассказать музыка?

-Какие пьесы, которые вы слушали на прошлом уроке, рассказывают нам о таком природном явление, как смена дня и ночи? («Утро вечер»

-Какова тема сегодняшнего урока? (О чем рассказывает музыка)

-Какую цель мы поставим себе на урок? (Научиться понимать, о чём рассказывает музыка)

Беседуют с учителем

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? (Слушать песни, петь их)

— Сегодня на уроке мы будем выразительно петь и слушать песни.

Беседуют с учителем

1 . Этап овладения новыми знаниями

-Сейчас для вас прозвучит пьеса, как бы вы ее назвали?

— Прослушайте ее и после мы обсудим ваши варианты.

(прослушали и пьесу, и варианты названия)

— Кого вы представили при прослушивании пьесы?

-Какое настроение передал нам композитор?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали в пьесе? (скрипка, коробочка-или вуд-блок — один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов. Звучание инструмента — характерный цокающий звук. фортепиано, банджо— струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары)

— Какой темп у прослушанной нами пьесы? (

-Эта пьеса называется «Веселая лошадка»

-Вспомните песню которую вы пели на прошлом уроке?

«Зимушка снежная», вы её выучили на прошлом уроке.

Все слова произносим четко, поем выразительно все вместе.

— Какой ритм? (ритм вальса)

— С какими пьесами П. И. Чайковского вы уже знакомы? («Баба-Яга», «Марш деревянных солдатиков»)

Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки. Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости. Самым веселым на святках было колядование (колядки). Колядовать — это значит ходить от дома к дому и петь особые, обрядовые песни. А хозяева за это дарят детям вкусное лакомство (пряники, конфеты, орехи). Девушки колядовали отдельно от парней. С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие музыкальные инструменты: колотушка, бубенцы, колокольчики, трещотки. Наряжали смешно одного человека – коляду.

— что выражают новогодние песни?

— Почему все любят декабрь?

Садятся как слушатели

Беседуют с учителем

Сели как исполнители

— выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.

1.Подведение итогов и результатов

-Давайте подведем итог всего урока.

Может ли музыка нам рассказывать? (Да)

— О чем она может нам рассказать? (О настроении, о времени года, о природе, о сказке, о человеке, о мире.)

— Может ли музыка «изобразить» картину природы?

— Какие природные явления можно изобразить в музыке? (ветер, капель, волны)

— Какие средства использует композитор, чтобы «изобразить» картину? (музыкальные инструменты, мелодия – темп, ритм, регистр)

-Наш урок подходит к концу. Какова тема сегодняшнего урока? (О чем рассказываем музыка)

-Какую цель мы ставили себе на урок? Достигли ли мы цели? (Научиться понимать, о чём рассказывает музыка)

Скажите, что вам было особенно интересно на уроке?

-Возникли ли у вас затруднения в течение урока? В чём затруднения?

Мне было интересно…

Подводят итог урока

Анализируют свою работу на уроке, работу учителя.

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Номер материала: ДБ-047814

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть фото О чем рассказывает музыка 1 класс. Смотреть картинку О чем рассказывает музыка 1 класс. Картинка про О чем рассказывает музыка 1 класс. Фото О чем рассказывает музыка 1 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по музыке «О чём говорит музыка,» 1 класс

Тема урока: О чем говорит музыка? (1 кл)

Подготовил: Ю.В. Трофимова

Цель: На примере музыкального материала объяснить, что выражает и что изображает музыка.

Задачи:

продолжить работу над вокально-хоровыми навыками: над дыханием, дикцией, артикуляцией;

научить определять настроение, выражение чувств в музыкальных произведениях, а также изобразительность в музыке;

развивать навык осмысленного слушания музыки;

развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

создание нравственных переживаний;

сравнение, анализ, обобщение.

Формы роботы: фронтальная, групповая.

Оборудование: аудиозаписи, презентация, карточки «мажор-минор», инструменты, дидактическая игра «Найди музыкальный инструмент».

Добрый день, уважаемые гости, добрый день, ребята. По традиции мы начинаем урок с музыкального приветствия.

Здравствуйте , ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами>

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (Поет только учитель, а дети отвечают)

Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют только дети, а учитель отвечает)

Сообщение нового материала.

Начать наш урок я хотела бы с красивого стихотворения.

Это струны ливня, это первый гром!

Потому что музыка живёт во всём.

Звонкий смех вокруг,

Тысяча мелодий, голосов прибой…

Потому что музыка – всегда с тобой!

Музыка действительно всегда рядом с нами – в мультфильмах, в кино и на праздниках. Если бы музыки не было, мир бы стал совершенно скучным и неинтересным. Чтобы подружиться с музыкой, надо научиться говорить на ее языке и понять, о чем говорит музыка!

Прочитай тему нашего урока на доске. «О чем говорит музыка?»

А музыка умеет говорить, разве у нее есть язычок? (Ответы детей) Музыканты утверждают, что музыка может рассказать о настроении. Давайте послушаем музыку и отгадаем, какое у нее настроение.

Дети слушают музыку Л. Бетховена «Веселая. Грустная»

Как звучала музыка сначала? Какое у нее было настроение? Как звучала музыка потом? Настроение изменилось?

Познакомьтесь с двумя братьями-гномиками. Как вы думаете, какую музыку любит первый брат? (рассматриваем картинки) Конечно, веселую. Этого брата зовут Мажор. А какую музыку любит второй брат? Конечно, грустную. Его имя Минор.

Настроение в музыке называется особыми словами: мажор и минор. Посмотрите на картинки. Мажорная музыка звучит радостно, весело, как будто солнышко светит. А минорная музыка звучит печально или спокойно, как будто тучка набежала и спрятала солнышко.

Давайте поиграем, я раздаю вам карточки с солнышком и тучкой. Мы будем слушать музыку и отгадывать ее настроение. Когда услышите грустную музыку, покажите мне тучку и подарите эту музыку гномику Минору. А когда зазвучит веселая музыка, покажите солнышко и подарите музыку Мажору.

Молодцы, все отлично справились с заданием.

Какая музыка вам нравится больше веселая – мажорная или грустная – минорная. Всем нравится мажорная. Давайте исполним на инструментах веселую песню «Солнышко».

Инструменты в руки взяли и красиво заиграли.

Будем мы играть в оркестре, это очень интересно.

Дети играют в оркестре, ориентируясь на знаки дирижера (учителя).

О чем же еще может рассказать музыка? Музыканты утверждают, что в каждой музыке спрятан человек. А точнее его характер.

Мы сейчас будем слушать музыку о трех подружках, нужно отгадать, какие характеры у девочек. Внимание на экран. Здесь изображены портреты девочек. Найдите соответствие.

Слушание музыки Д. Кабалевского «Плакса. Злюка. Резвушка».

После каждого отрывка задаются вопросы: Почему вы решили, что именно этот портрет соответствует музыке? Как звучала музыка (подсказки на слайде с терминами, дети читают и выбирают нужный).

Молодцы. Как вы думаете, художник правильно изобразил плаксу, резвушку и злюку? (ответы детей)

Кто из девочек вам понравился больше всего? Почему? Каких ребят в вашем классе больше? На какую девочку бы вы хотели быть похожими? Не спрятались ли среди вас плаксы и злюки?

Конечно, у каждого из вас свой особый характер. Все мы разные.

Давайте споем попевку «Разные ребята». Для этого разделимся на две группы: первая группа – спокойные ребята, вторая группа – ребята непоседы.

Ребята исполняют попевку под фортепиано. Учитель обращает внимание на передачу характера ребят при пении.

Попевка «Разные ребята».

1.Мы спокойные ребята,

Никуда мы не спешим,

Никуда мы не спешим.

2. Мы ребята – непоседы,

Мы на месте не сидим.

Куда –нибудь, куда –нибудь,

Куда – нибудь спешим.

Куда –нибудь, куда –нибудь,

Куда – нибудь спешим.

Молодцы, а теперь напомните, как называется особый музыкальный язык, при помощи которого записывают музыку? Конечно, нотная грамота. Давайте повторим ноты и споем гамму.

Дети исполняют гамму до мажор вверх и вниз с показом ступеней гаммы рукой.

Молодцы, мы потренировали наши голоса, а теперь споем песню «От улыбки», которую учили на прошлом уроке. Какое настроение у этой песенки? А какой характер?

Дети исполняют 1 и 2 куплеты песни хором под фортепиано. Обратить внимание детей на четкое проговаривание слов и интонацию во время пения.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, может ли музыка рассказывать сказки? Конечно. С. Прокофьев при помощи музыки создал замечательную симфоническую сказку «Петя и Волк». Мы с вами знакомились и героями этой сказки, и с инструментами, которые изображают каждого героя.

Давайте поиграем в «Угадайку». Вы должны отгадать, о каком герое рассказала музыка, и какой инструмент ей в этом помогал.

Дети слушают музыку и выбирают нужную картинку героя.

Молодцы, вы отлично поработали, настало время отдохнуть и поизрать в игру «Найди инструмент». На картинке в комнате спрятались разные инструменты, нужно их отыскать и назвать.

Наш урок подходит к концу. Ребята ответьте мне на главные вопросы нашего урока: «Может ли говорить музыка? И о чем она говорит?»

Дети отвечают с опорой на картинки на слайде, что музыка говорит о настроении, о характере и может рассказывать сказки.

Молодцы, музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы.

А теперь домашнее задание: нарисовать картинки на тему «О чем говорит музыка?», используя знания полученные на уроке. На следующем уроке мы сделаем выставку ваших работ.

Наш урок подошел к концу, давайте споем наше музыкальное прощание.

Источник

Кнспект урока по музыке: «О чем рассказывает музыка?» (1 класс)

Урок в 1 классе (четырехлетняя начальная школа) 2 четверть

Тема: «О чем рассказывает музыка?»

Музыкальный материал: 3 мин. «На лошадке» Витлин.

10 мин. «На чем играем» Тиличеева

10 мин. «Котик и козлик» Тиличеева.

7 мин. попевки «Лесенка», «Василек».

5 мин. «Первая утрата» Шуман.

5 мин. «Во саду ли, в огороде» р.н. песня.

Задачи: Обучающие: Эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.

Закрепление навыка различения движения мелодий ↑ и ↓. Развитие навыка исполнения ритмического рисунка, пульса, сильной доли на шумовых музыкальных инструментах.

Образовательные: Знакомство с музыкой Р. Шумана, осознание разнообразия

музыки, ее связи с жизнью.

Воспитательные: Стремление помочь тому, кто в помощи нуждается, воспитание любви к русской песне.

Ход урока: Дети входят в класс под музыку Витлина «На лошадке». Если

забыли, напомнить название пьесы.

— Легко. Музыка звучит быстро, легко, на высоких звуках.

— Музыка как бы шагает по ступенькам ↑ и ↓ (Исполняем с показом ступенек, движения мелодии).

(Исполняем медленно, растягивая звуки).

Читаю: «Василек, василек, мой любимый цветок, скоро ль ты мне скажи посинеешь во ржи?»

— Нежно, плавно, т.к. поется о цветочке тоже нежном и красивом (Исполняю). При разучивании сами покажут движение мелодии рукой. Следить при исполнении за дыханием,

— Треугольник, бубен (Исполняем с инструментами (после работы с ними). ∆ ритмич. рисунок

После исполнения сразу исполняю «На лошадке».

сложены, нижней частью кистей рук отстукивают пульс, изображая цокот

— Котика и козлика, они гуляли по саду.

котика или про козлика? (Дети определяют мягкий, ласковый, нежный, певучий характер музыки о котике и громкое звучание, твердый, немного грубоватый характер музыки о козлике (будто бодается).

(разучиваем, можно во время исполнения передать движение того и другого

героя руками (метод свободного дирижирования))

Дети отмечают грустный характер музыки, жалобные интонации, как будто песня печальная и тихая.

— Один. Слышим одинокий голос.

— Веселая, озорная, как полька, звонкая.

Исполнением со своими инструментами.

— «Во саду ли в огороде?» (Исполняем, сказав, что она тоже веселая, задорная, озорного характера, способная развеселить, поднять настроение).

3 класс (четырехлетняя начальная школа) 2 четверть

Тема урока: «Чудеса природы. Их образы в музыке»

Пол Уинтер «Колыбельная матушки Китихи маленьким

Песня «С чего начинается Родина».

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к своей родной земле, ко всему, что нас окружали, к труду, делающий мир прекрасным. Уметь видеть и ценить красоту в жизни

Обучающие: продолжение работы над развитием тембрового слуха, чувства ритма, умением анализировать.

Ход урока: Вход под звучание песни «С чего начинается Родина».

— С чего начинается Родина?

У- А если я задам этот вопрос вам? Что такое Родина?

— Место, где ты родился.

У- Что вы вкладываете в понятие «любить Родину?» За что ее любят?

— Родную природу, ее красоту.

А та красота, что еще грядет,

Снова оттуда же и придет.

Из земли, только из земли.»

Эти стихи не напомнили вам какую-то песню знакомую?

У- А почему? Только потому, что упоминается слово «земля»?

— Нет. Здесь тоже о красоте земли, только более простым языком, т.к. песню писал простой русский народ.

У- Как называется «земля» в песне?

У- О чем говорит это ласковое обращение?

— О любви к родной земле.

-репродукции известных картин с изображением пейзажей. На каждый слайд

-( некоторым детям заранее раздать строки)).

1человек: «Нежная матерь природа! Слава тебе!

3 человек: «Полон весь простор окрестный

торжествующей, чудесной, ненаглядной красоты!?

4 человек: «Кто утомлен, тому природа

Великий друг, по сердцу брат. »

5 человек: «Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу и голубые небеса».

— Добрый, внимательный, отзывчивый, открытый для других.

— Петр Ильич Чайковский, (открываю портрет на доске).

У- Это восхождение стремительное, смелое?

— Нет робкое, не смелое.

У- Робко, не смело но верно, к солнцу, к первым весенним лучам? Что тянется весной к солнцу так настойчиво и в то же время трепетно и хрупко?

У- А сам человек может что то сделать, чтобы земля наша стала еще красивее?

— Ухаживать за растениями, сажать деревья.

У- А можно назвать чудом «посадить дерево»?

— Сажаем маленький расточек, а из него вырастает могучее, раскидистое дерево, которое скрывает от жары и дождя, радует глаз и не только нас, но и будущее поколения.

У- Я думаю, вы все вспомнили незатейливую на первый взгляд песню, но очень нежную и добрую?

Дети исполняют (обратить внимание на протяжное пение, именно песенное начало в мелодии; иначе бы разрушился «образ чуда»).

У- Какие еще знаете? (после ответов детей).

Слушают композицию Пола Уинтера «Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям».

У- О чем же рассказал вам голос?

— Любимым, дорогим людям. Колыбельные бывают такие же нежные

— У животных своя жизнь, как и у человека. Они тоже могут чувствовать, страдать, любить, заботиться. Они имеют такое же право на солнце, воду, воздух, ЖИЗНЬ! Люди должны относиться к ним с уважением.

Исполняем песню «Не дразните собаку».

У- Заканчивается наш урок. Если бы он был песней, как бы вы его назвали?

У- Нужна людям красота?

У- Когда мы видим солнце, цветущие луга, слышим песни птиц, шелест листвы нам хочется…УЛЫБНУТЬСЯ!

А если люди будут больше улыбаться, то меньше на земле будет зла. Звучит песня «С чего начинается Родина». Дети выходят из класса.

6 класс (четырехлетняя начальная школа) 3 четверть

Урок по теме «В чем сила музыки?»

10 мин. Римский-Корсаков «Песня Леля» из оперы

15 мин. «Сцена таяния» из оперы «Снегурочка».

5 мин. вариация р.н песни «Возле речки, возле моста».

5 мин. р.н. песня «Весна, весна красная».

5 мин. Зацепин «Ты слышишь, море».

— Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова,

— закрепление знаний о разнообразии жанров русской музыки,

— осознание богатства русского языка на анализе текста «Песни Леля»,

— осознание преобразующей силы музыки.

Закрепление навыка игры на музыкальных, шумовых инструментах, развитие чувства ритма, тембрового слуха,

— продолжение работы над развитием навыка вокального исполнения (дикционный ансамбль, ритмический ансамбль и т.д.).

Ход урока : Дети входят в класс под звучание знакомых им вариаций на р.н. песню «Возле речки, возле моста». Дети узнали музыку, вспомнили что такое вариации, назвали инструменты, которые услышали во время звучания музыки.

У- Ребята, а мы ведь и сами своим оркестром шумовых народных инструментов исполняли эту музыку, делали ее звучание еще богаче и красочней. Прежде чем исполнить, скажите, к какому жанру р.н. песен относится песня «Возле речки. »

У- В какой жизненной ситуации может звучать?

У- Какой праздник недавно отмечали?

— Масленицу, встречу весны!

исполнив нашим классным оркестром вариации на русскую плясовую песню

«Возле речки, возле моста».

Исполняем (у детей на столах разложены ложки, бубны, трещетки,металлофоны, треугольники).

Можете вспомнить одну из них?

— «Весна, весна красная».

«Весна, весна красная

Пришла весна с радостью

С радостью великою

С милостью богатою» и т.д.

— Песня проходит через всю жизнь русского народа. И рождена она жизнью.

У- Может поэтому они так теплы и искренны? Разве нет?

Играю на фортепьяно «песню Леля».

— Дети говорят о связи, близости этой музыки с русскими народными песнями (напевность, широта, протяжность, постепенность мелодии).

У- Зачем нужно было композитору писать «песни Леля» в русском стиле?

— Лицо русского народа, его представитель, носитель русского искусства (можно вспомнить Садко, сравнить).

У- Помните, Снегурочку тянет к людям? Почему?

У- Что ей не хватает?

Тепла. Она и находит их в русских песнях.

У- Откуда это тепло в русских песнях?

— Русские песни писались душой, сердцем.

Слушают, пропевая про себя.

— Протяжная и хороводная.

проигрыш (плясовая). Раскрасим инструментами

Исполняем 2 куплета. Подчеркиваем «лукавство» вокализа:

«Лель мой, Лели-лели-лель».

Исполнило 3-й куплет (для ребят новый, они с ним не знакомились).

У- В чем это лукавство?

— Девушка одна ягоды в кустах собирает не кличет подружек»

. У-Кто это девушкам разъясняет?

— Беззаботная, веселая. Голос близок голосу природы (ее характеризует флейта).

. На Снегурочку падает луч солнца, и она начинает таять на глазах у всех жителей Берендеева царства, не сразу понимая, что с ней происходит (читаю текст сцены таяния, затем сразу звучит сцена из оперы. Дети слушают).

— Нет. Свет, счастье. Звучит скрипка, а не флейта, как в первой арии Снегурочки. Голос ее нежный, она не подражает пению птиц, как в начале оперы.

У- Испытывает Снегурочка сожаление?

— Она прощается с жизнью и восхищается ей. Она счастлива!

— Она была бы несчастна.

— Волхову из оперы «Садко».

У- Случайно ли совпадение? Что хочет сказать композитор?

У- Вспомните себя в начале урока и сейчас. Почему вы изменились?

У- «Если ваши сердца сейчас открыты для прекрасного, значит и в этой жизни от вас будет исходить только добро и тепло» (Исполняем песню «Ты слышишь, море» и дети выходят из класса).

8 класс 1 четверть «Что такое современность в музыке»

Тема урока: «Его величество вальс»

Неизвестный автор «Вальс в ритме дождя».

Задачи: Показать многообразие, богатство вальсов. Познакомить с творчеством И. Штрауса. Ввести понятие «Венский вальс», «Шопеновский вальс». Довести до сознания детей мысль о том, что потребность человека в счастье, в теплоте, искренних чувствах не знает временных преград. И вальс как воплощение этих чувств, всегда современен.

Ход урока: Вход под вальс Чайковского. Дети узнают музыку (слушали раньше на уроках). Если затрудняются, напомнить название, композитора. Но вальс определяют без труда:

У- Куда перенеслись вместе с музыкой?

Д- На праздник, праздник красоты, волшебства, чудес!

У- И это благодаря музыки вальса!

У- Ребята, как легко определить вальс на слух?

У- А в чем его не современность?

Д- Сейчас в моде другие ритмы.

У- Послушайте, это мнение одного человека? А может целого поколения? Учитель исполняет 1 куплет «Вальс о вальсе».

Д- Мнение поколения.

У- А что значит «вальс затаен»?

Д- Он ждет своего времени.

Д- Не каждый день будешь вальс танцевать.

Д- Вальс пережил многие модные в свое время ритмы.

У- А в чем этот секрет? Попробуем понять.

Сейчас мы услышим один из них. Только ли это танец у Шопена? И танец ли вообще? Может нечто другое? Больше? Найдите два слова, точно выражающих это состояние. Звучит вальс Шопена.

У- Что же такое вальс у Шопена? Только танец?

У- Найдется ли хоть один человек, у которого в жизни не было бы таких минут полного счастья, восторга!?

Д- Думаем, что трудно таких не найти.

(звучит вальс Штрауса «На голубом Дунае» (можно обратить внимание на «растянутое» вступление, «предверие сказки»).

У- Что же такое вальс Штрауса, «венский вальс»?

Вы наверное слышали: (пою) «Бьется в тесной печурке огонь» и т.д.

У- О чем песня «Землянка»?

У- Почему любили на фронте эту песню?

Д— Она теплая, ласковая. Островок мирной, счастливой жизни.

У- Но ведь нет «модных» ритмов.

Д- Она о нас. Мы ее тоже можем петь в походах, на встречах друзей (Начинаем разучивать песню).

У – Там, где звучит вальс, всегда ощущение теплоты и счастья!

Выходят из класса под любой вальс (по выбору детей).

Пример межпредметных взаимодействий

Использование образцов музыкальной классики и литературы

в различных учебных предметах.

Разработка урока по факультативному курсу

«Основы православной культуры»

Тема: «Слово в православии»

Урок в 6 классе (2 часа)

«Молитва в православии, как разговор человека с Богом, как основной жанр древнерусской религиозной словесности»

Автор: Львова Любовь Викторовна

учитель музыки, преподаватель факультативного

курса Основы православной культуры.

В современном мире очевиден глубокий кризис духовности подрастающего поколения. Часто молодые люди не знают своих корней, своих традиций, своих истоков. А ведь они лежат в русской культуре, культуре, которая вошла в мировую сокровищницу именно по своему духовно-нравственному началу.

Неоспоримо, что русская культура развивалась на основе культуры православной. Православие, после Крещения Руси, стало для наших предков душой, семьей и домом.

Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.. Но на наш взгляд материал этой разработки может быть использован и на уроках словесности, и на классных часах, и во внеклассных мероприятиях.

Тема «Слово в православии»

Урок (2 часа) Тема «Молитва в православии как разговор человека с Богом, как основной жанр древнерусской религиозной словесности»

Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.

1. Дать детям понимания значения слова «молитва»

2. Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».

3. Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви»

из цикла ф-ной музыки «Детский альбом»

2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»

3. Л.Толстой «Благословляю вас, леса»

5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева»

6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении

Звучит песня «Колокольный звон»

— Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на

слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?

— Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».

— По каким словам вы поняли, что это молитва?

— Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?

(варианты ответов детей)

— А может ли быть молитва без слов?

Конечно же вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (изображения икон Кирилла и Мефодия).

Й создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (можно послушать варианты ответов детей)

после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.

— Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

— Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации, какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.

Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.

Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.

— Почему Герда читала молитву?

— Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

— Какую молитву читала Герда?

(на доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы, (на доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится имя Твое, да

приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя. Яко на небеси

и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь, и

остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником

нашим, и не введи нас во

искушение, но избави нас от

— Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

— А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает»

После догадок детей показываю портрет Чайковского

— А с чего начинается ваш день?

— А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название

— Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

— Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

— Нет, только на добро, любовь и благие дела.

— А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней (звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.

— Это домашняя молитва?

— Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

— Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

— Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

— Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные,высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и течи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге Великом он пел,

и хвала Его не притворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

— Кто ж такие ангелы?

Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »

Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *