О чем рассказывает легенда карты
О чём рассказывает легенда физической карты полушария?
О чём рассказывает легенда физической карты полушария?
Географическая карта – величайшее изобретение
Она изображает земную поверхность на плоскости в
Но при попытке представить шарообразную поверхность
Земли на плоскости неизбежно возникают искажения.
На картах объекты земной поверхности изображаются условными знаками.
Существует много видов условных знаков, их расшифровывают по специальным
Каждая карта снабжена своим списком всех условных знаков,
которые на ней использованы – это и есть легенда карты.
Что такое физическая карта полушарий планеты Земля?
Что такое физическая карта полушарий планеты Земля?
Где находится Тува на физической карте полушария?
Где находится Тува на физической карте полушария.
Расскажите об условных обозначениях на физической карте полушарий или карте Беларуси?
Расскажите об условных обозначениях на физической карте полушарий или карте Беларуси?
Что общего и различного между физической картой полушария и физической картой Украины?
Что общего и различного между физической картой полушария и физической картой Украины?
Масштаб физической карты полушарий?
Масштаб физической карты полушарий?
Где на физической карте полушарий находится лондон?
Где на физической карте полушарий находится лондон?
Что изображено на физической карте полушарий и ее масштаб?
Что изображено на физической карте полушарий и ее масштаб?
Что общего и различного между физической картой полушарий и физической картой Украины?
Что общего и различного между физической картой полушарий и физической картой Украины?
На каких картах используются «изолинии» (Физическая карта полушарий, физическая карта РФ, карта океанов, политическая карта мира?
На каких картах используются «изолинии» (Физическая карта полушарий, физическая карта РФ, карта океанов, политическая карта мира?
Физической карты полушарий.
Физической карты Россия.
Политической карты мира.
Что такое легенда карты?
В детстве приходилось читать книги, где были изображены карты вымышленных стран, например, Швамбрании. Чтобы понимать их, ничего дополнительно знать не нужно. Достаточно прочитать надписи. Иное дело — настоящие карты, где на небольшой площади изображены большие территории.
Для чего карте нужна легенда
На местности бывает много объектов. Все их на картах изобразить невозможно. Поэтому придуманы условные обозначения — легенда карты. Для карт разной тематики условные обозначения разные. С их помощью можно указать очень многое.
Условные обозначения — это термины, только рисованные. Обычно картографы помещают легенду на свободное место. Она может размещаться сбоку или снизу под картой, а в атласах — на отдельном листе. Условные обозначения могут быть изображены в виде списка или таблицы.
Для удобства картографов и пользователей условные знаки собирают в группы. Для географических карт их 4.
Масштабными значками обозначаются объекты, размеры которых сопоставимы с единицами масштаба: лес, озеро, пустыня или страна. То есть, масштабные знаки — это условный вид линий очертания местности или отдельных объектов.
Внемасштабными знаками обозначаются объекты, величину которых изобразить на карте графически невозможно. Населённые пункты обозначаются кружочками, а месторождения полезных ископаемых — различными геометрическими фигурками.
Линейными значками обозначают объекты, длина которых значительно больше ширины. Например, реки и дороги, ЛЭП обозначают линиями.
Пояснительные знаки для того, что нуждается в некотором дополнительном комментарии. Это всевозможные подписи. Например, на картах указаны высоты горных пиков.
Что было до легенд
Этот способ архивирования информации появился не сразу. На старинных картах приведены списки объектов, обозначенных цифрами, города или крепости каждый картограф изображал по-своему. Некоторые карты — произведение искусства, но разобраться в них сложно.
Графический «словарик» помогает расшифровать сжатую до значков информацию.
Географические карты меня завораживают. Я считаю их настолько гармоничными, что одна висит у меня прямо над обеденным столом, заряжает своим позитивным настроем. Что любопытно, хотя карта висит давно, часто возникают вопросы по столицам или рекам. И с ответами мне помогает легенда.
Для чего нужна легенда карты
Легенда карты представляет собой таблицу, куда внесены все условные обозначения, которые только есть на карте. Оказывается, что всё, что изображено на карте, имеет смысл. Обозначения не едины для всех карт на планете, поэтому каждый раз нужно напоминать читателю, что в данном случае обозначает точка, подчеркивание, жирный шрифт и так далее. На моей карте столицы отмечены подчёркиванием. На самой карте обычно легенду располагают снизу или в правом нижнем углу.
Тематика условных знаков на карте
Одна и та же территория на карте может быть рассмотрена под разными углами. У меня над столом висит политическая карта. Горы на ней не отмечены, зато у каждого государства свой цвет или оттенок. С точки зрения предназначения все условные знаки можно поделить на следующие группы.
Также можно выделить экономические, демографические, экологические и другие виды условных обозначений, относящиеся к той деятельности человека, для которой карта и разрабатывается. Моими фаворитами в школе были карты почв, растительности и животного мира с нескучными попытками изобразить коалу или кенгуру.
Стандарт легенды карты
Условные обозначения в большинстве случаев имеют стандарты, то есть самому ничего придумывать не нужно. Зная это, я могу не только читать карты, но и грамотно составлять их.
Что такое историческая карта: как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту?
Цели: познакомить учащихся с понятиями историческая карта, легенда карты, план.
развивающие: сформировать навыки работы с исторической картой, легендой карты, планом.
сформировать у учащихся представление об исторической карте, как о пространственно-временной модели существования человека.
систематизировать информации о картах; ознакомить с понятием «историческая карта»;
учить формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
Из дальних стран к родимому порогу.
Работа по теме урока
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Карта «Нашествие Батыя на Русь»
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
4. История на плане
На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.
План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.
Рефлексия
1. Изображение земной поверхности в различные исторические периоды это: а) историческая карта; б) план; в) контурная карта; г) любая карта.
2. Особенностью исторической карты является: а) более яркие изображения; б) развитие динамики событий и процессов; в) отсутствие условных обозначений; г) большие размеры.
3. Условные обозначения, с помощью которых можно читать историческую карту это: а) легенда карты; б) план карты; в) масштаб карты; г) словарь карты.
4. Изображение на плоскости небольшой части территории называют: а) глобусом; б) атласом; в) планом; г) контурной картой.
5. В чем отличие исторической карты от других карт?
6. В чем отличие исторической карты от плана?
7. Назовите условные обозначения, которыми пользуются, чтобы показать: два разных государства; места битв; села; перемещение народов.
8. Составьте план своего населенного пункта или его отдельных частей.
9. Дословный перевод понятия «картография» означает:
а) рисовать; б) земная поверхность; в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге.
Домашнее задание
Выучить условные изображения на исторических картах.
Конспект по теме «Чтение исторической карты»
Тема: Обучение младших школьников чтению исторической карты.
Цель: дать первоначальное представление об исторических картах.
-познавательные: дать понятие «чтение карты», «историческая карта», формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт ; показать отличие исторической карты от географической;
-развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания ; развивать умения работать с исторической картой;
-воспитывающие: воспитывать патриотизм у учащихся.
Приветствие, знакомство с учениками, проверка готовности к уроку.
С добрым утром: начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Ребята, сегодня у вас урок проведу я, меня зовут Лейля Фаритовна.
Вы все готовы к уроку, у всех тетрадки и ручки на партах?
Прежде чем начать урок, вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
II .Актуализа ц ия прежних знаний.
-Ребята, сегодня когда я шла в школу я встретила наших хороших знакомых-Мишу и Машу. Они были очень грустными, даже плакали. Хотите узнать почему?
-Послушайте, что они мне рассказали. Каким-то чудесным образом они оказались в нашем городе и заблудились. А что это за город? Где здесь можно побывать они не знают. Как вы думаете, мы сможем помочь им? (ответы детей)
-А как мы им поможем? (мы должны дать им карту нашего города)
-Чтобы вспомнить как работать с картой Миша и Маша будут нас внимательно слушать. Поэтому вы должны давать правильные ответы, чтобы они больше не заблудились.
-Ребята, скажите а что такое карта? ( Карта – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной картографической проекции и системе условных обозначений. Это важнейшее средство научного познания о земле и обществе).
-Какие виды карт вы изучали ранее? (географические, физические, политические).
-Что изображено на картах? О чем может рассказать карта?
-Зачем нужна карта грибникам, автомобилистам, путешественникам?
-Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?
— Историк тоже не может обойтись без карты.
-Вот сегодня мы будем учиться читать историческую карту. И это будет наша сегодняшняя тема.
III . Формирование новых ЗУН.
-Мы с вами сказали что такое карта. А вы знаете кто придумал первую карту?
(Первая карта была создана в Древнем Египте более 4000 лет назад. Она представляла собой плоский кусок глины с нацарапанными острой палочкой линиями и символами. Потом египтяне обожгли эту глиняную лепешку в огне, она стала более прочной и сохранилась до наших дней.)
1)все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;
2)надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;
3) цифры также наносятся на карту вершинами на север.
— Чтение карты – это, прежде всего понимания объектов изображенных на карте условными знаками и умение опознавать их на местности.
-Историческая карта – это точный географический рисунок определенной местности, на которой происходили (или происходят) события.
— Историческая карта отличается от других карт тем, что с помощью условных знаков и обозначений изображает исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств в их изменении, протекании, развитии.
Виды исторических карт:
— по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);
— по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);
— по пространственному охвату различают исторические карты мира, отдельных регионов, государств, исторических областей, городов и т. д.,
— по хронологии – карты первобытного общества, Древнего мира, Ср. веков, Нового и новейшего времени.
А также карты археологические, историко-этнографические, историко-политические, военно-исторические, историко-экономические, историко-культурные, истории географических открытий и др.
-Легенда карты – это список специальных значков, надписей, дат, а также цветовая разметка и заливка.
-Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.
Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров
-Ребята, давайте теперь рассмотрим памятку Как «читать» историческую карту».
АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ:
-прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
-ознакомься с легендой карты;
-чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
-Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Догадайся сам!». Я буду показывать карточку с условным обозначением, а вы должны будете расшифровать его значение.
-Итак, вот какие условные знаки можно увидеть на исторических картах. ( п оказываю карточки с условными обозначениями, дети говорят свои предположения, если есть ошибки, то исправлю, объясняю их содержание, карточку магнитом прикрепляю к доске.)
-Ребята, вы уже знаете, как нужно работать с картой. Как вы показываете страну? (мы должны во время показа обводить границы).
-Хорошо, теперь давайте мы с вами посмотрим карту Русско-Японская война 1904-1905 гг.
-Ребята, посмотрите на карту, какие условные знаки здесь показаны?
-Какой масштаб этой карты?
-Хорошо, ребята, вот мы с вами рассмотрели условные обозначения этой карты. Теперь давайте поделимся на две команды и проведем игру. Я буду вам задавать вопросы по данной карте. Капитан команды, которая нашла ответ на мой вопрос должен поднять руки и выбрать одного человека, который будет отвечать на вопрос.
-Теперь каждая команда выберите капитана и название вашей команды. Начнем игру.(за правильные ответы даю буквы «м», «о», «л», «о», «д», «ц», «ы»).
2)Найти территорию, арендованную Россией у Китая в 1898г.
3)Где к началу войны были расположены русские войска и флот?
4)Найдите на карте нападение японского флота на русскую эскадру. В каком году и когда это произошло?
5)Покажите на карте действия русских войск.
6)В каких местах были важнейшие сражения на море и на суше? Перечислите.
7)Покажите положение русских и японских войск к концу войны.
-Хорошо, молодцы. Команды поработали хорошо. У первой команды … очков. У второй команды … очков.
Первичное повторение, закрепление материала.
— Ребята, теперь проверим внимательно ли вы меня слушали на этом уроке. Вы должны выделить особенности этой исторической карты
-И рассмотрим ещё одну историческую карту. Здесь вы должны доказать что эта карта несомненно историческая. Каждый работает отдельно в своих тетрадях.
-Хорошо, молодцы. Давайте, сыграем ещё в одну игру. Игра называется «Найди историческую карту» Ребята, вам даны три разные карты, вы должны выбрать историческую карту. И должны обосновать свой ответ, почему вы выбрали именно эту карту.
V . Подведение итогов урока.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили тему «Чтение исторической карты». Узнали, как читать карту, какие условные обозначения там есть, научились работать с картой. Работали с картой, отвечали на вопросы. Надеюсь, наш урок сегодня пошел вам на пользу и Маша с Мишей погуляют по нашему прекрасному городу, увидят исторические места и вернутся домой с хорошими воспоминаниями. Давайте попрощаемся с ними.
Постановка домашнего задания.
рисунок должен полностью соответствовать рассказу;
все обозначения, значки, даты, цвета имеют своё значение, поэтому они должны быть указаны в легенде карты (не забывай, что здесь записи производятся в краткой форме);
твоя карта должна иметь название, которое точно отображает содержание рисунка.