О чем рассказывает христианская православная культура 5 класс
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
Повторение изученного материала. Проверочная работа.
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Всё Бог нам дал в распоряженье.
Люби, в конце концов, мечтай
И сердца выполняй веленье.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова (один ученик работает со словарем, затем читает определение: «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о блудном сыне- о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура
Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура.
Провела: Аленчикова С.А.
Учитель английского языка
МОУ гимназия №16 «Интерес»
познакомить детей с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
познакомить с некоторыми видами богослужения.
воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения.
• Уметь грамотно строить свою речь с учетом правил и норм русского языка;
• Грамотно отвечать на поставленный вопрос, уважать другие мнения;
• Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
• Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
• Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
• Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
• Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
• Работать консультантом и помощником для других ребят;
• Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
• Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
• Уметь организовывать свою работу в классе и взаимодействие с другими учениками.
Когда в 4 веке был объявлен закон (эдикт) императоров Константина и Ликиния о веротерпимости, прекратились преследования христиан. Много новых людей стали приходить в христианскую Церковь. Некоторые из них плохо знали правила христианской веры, но старались учить других и объяснять Священное Писание. В то время широко разрослись неправильные учения о Христе – ереси. Сторонники этих учений повели борьбу против православия, стараясь привлечь на свою сторону правителей и императора. Вновь начались преследования христиан. Мужественными защитниками учения Церкви стали святые, имена которых христианская Церковь всегда упоминает вместе. Это – святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Запишем в тетрадь : 12 февраля – память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Православные христиане – правильно славящие Бога.
1.Почему Церковь называет святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Вселенскими учителями?
2.От чего они защищали христианскую Церковь?
4.За что святой Григорий был назван Богословом?
5.Почему святителя Иоанна назвали Златоустом?
6.За что святой Иоанн Златоуст благодарил Бога, если жизнь его заканчивалась в изгнании?
Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Святой Григорий Богослов в Византии и мы ответим на некоторые вопросы.
2.Что означало спасение для христиан?
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова ( один ученик работает со словарем, затем читает определение: « Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.
Притча о блудном сыне — о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Путь в Небесное Царствие
Первичное закрепление. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.
Стр. 23 ответить на вопросы.
Литература и источники Интернет:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.
Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
РП ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 класс.
I. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с, и на основании следующих нормативно – правовых документов:
· Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».
· Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
· Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:
· изучение православной религиозной традиции;
· изучение истории христианства;
· изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
· изучение православной этики;
· ознакомление с православным календарём;
· знакомство с агиографией;
· ознакомление с особенностями церковного искусства;
· изучение устроения православного храма;
· ознакомление с мировыми религиями и сектами;
· ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
· ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
· ознакомление с основными видами православного богослужения;
· изучение церковнославянского языка;
· формирование целостного восприятия мира;
· воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
· формирование культуры общения;
· предупреждение возможных тупиков личностного развития;
· воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
· выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
· предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
· формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
· духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
· приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
· расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
· оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
· возрождение православных основ семьи;
· пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
· творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
· воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Место учебного предмета в образовании
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 ч для обязательного изучения ОПК на базовом уровне в 5 классе.
II. Результаты изучения учебного предмета
(личностные, метапредметные, предметные)
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, воспитания доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью находить средства осуществления поставленной учебной цели;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· развитие умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
· понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· знающий историю формирования отечественной культуры;
· имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
· овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
· владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
· овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
· сформируются знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
· сформируется представление о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
· имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
· имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
· знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории.
· научится объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных);
· овладеет основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения.
III. Содержание учебного курса
1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
2. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
3. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
4. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись.О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
5.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
6. Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
7. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Святая великомученица Варвара. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная».
8. Святые воины.Святые врачеватели.. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
9. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
IV. Тематическое планирование.