О чем рассказывает феклуша кабанихе
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
1. Что Феклуша рассказывает о других странах? 2. Чем она объясняет греховность людей?
3. Какое значение имеет разговор Феклуши и Кабанова? И что Феклуша рассказывает о жизни в Москве и других больших городах?
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского «Гроза»
Феклуша — второстепенный персонаж, цель добавления которого может показаться непонятна: ни её поступки, ни само существование никоим образом не влияет на основной сюжет произведения. Но в социально-бытовой драме А. Н. Островского «Гроза» всякое действующее лицо достойно внимания читателя. Характеристика Феклуши поможет разобраться в необходимости присутствия этой героини в пьесе.
Роль странницы
Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:
Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.
Речь героини
В речи она часто использует слова «милая», «ваша светлость», «сударь», «милая девушка», перед другими людьми зачатую пресмыкается.
Действительно ли Феклуша считает, что окружающие достойны такого обращения?
Почему она ведёт себя таким образом? Ответить на эти вопросы можно следующей цитатой Феклуши: «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
Заметно, что обращения и причитания используются для придания речи напевности, возможно, с целью усыпить критическое восприятие своего собеседника, ведь Феклуша в Калинове занимается в основном тем, что морочит головы обычным людям, рассказывая сказки и небылицы о внешнем мире и других странах.
Что рассказывает феклуша о других странах гроза. Сочинение «Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза
Странница Феклуша – весьма значимый образ в пьесе. Вообще, странники, блаженные и юродивые были обычной приметой купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих произведениях, но это всегда были внесценические персонажи. Одни из них странствовали по религиозным мотивам (собирали средства на строительство храмов, шли поклониться святыням и т.
д.), другие – пользовались щедростью помогавшего странникам населения и просто вели праздную жизнь, существуя за чужой счет. Вера для таких людей была просто предлогом, своими рассказами о святынях и чудесах они расплачивались за приют и подаяние. Островскому не нравилось такое ханжеское проявление религиозности, поэтому он всегда упоминал странников и блаженных в иронических тонах, характеризуя с их помощью среду или отдельного персонажа. Только в «Грозе» писатель вывел такую типичную странницу на сцену, сделав ее существенным персонажем, который затем стал одним из самых известных в русском комедийном репертуаре.
Непосредственно в действии пьесы Феклуша не участвует, но значение ее образа от этого не уменьшается. Во-первых, она важнейший персонаж, при помощи которого автор характеризует обстановку в целом и в частности – образ Кабанихи.
Во-вторых, диалог Феклуши и Кабанихи играет очень важную роль для понимания жизненной философии Кабанихи, ее трагического чувства крушения патриархального мира.
Впервые Феклуша появляется на сцене сразу после высказывания Кулигина о «жестоких нравах» города и перед появлением Кабанихи, беспощадно пилящей своих детей. При этом Феклуша от души хвалит дом Кабановых за щедрость, подтверждая слова Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела.
В следующий раз читатель встречает Феклушу уже в доме Кабановых. Она советует девушке Глаше присматривать за убогой, чтобы та не стянула чего-нибудь. Глаша раздражается, поскольку все нищие друг на друга наговаривают, а она неплохо разбирается в людях и сама видит, кому можно доверять. При этом, слушая рассказы Феклуши о других странах, где люди «за неверность» с песьими головами ходят, Глаша простодушно воспринимает все, как правду. Это доказывает тот факт, что Калинов представляет собой замкнутый мир, ничего не знающий о других землях. Затем Феклуша начинает рассказывать Кабанихе о Москве и о железной дороге. Странница уверяет, что по всем приметам наступают «последние времена». Люди суетятся, куда-то торопятся, и даже время начало идти быстрее, а значит, конец света не за горами. Кабаниха сочувственно слушает эти речи и по ее репликам можно судить о том, что она также осознает надвигающееся крушение своего мира.
Благодаря пьесе Островского, имя Феклуша уже давно стало нарицательным и обозначает человека, который распространяет всякие нелепые байки под видом благочестивых рассуждений.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».
Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.
Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.
Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.
Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.
Характеристика образа Феклуши в пьесе «Гроза» Островского |
— странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной).
На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Феклуша. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.
Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно.
Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.
Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»). Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осоз-нает надвигающуюся гибель своего мира.
Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.
В русской литературе блаженные странники являются характерным признаком купеческих домов. С их образами я познакомилась, прочитав произведения Лескова Н.С. «Очарованный странник», Островского А.Н. «Гроза» и Горького А.М. «На дне». Странником обычно называют человека, путешествующего пешком, идущего на богомолье. Это человек – вечный путник, не желающий вести оседлый образ жизни. Странник, в отличие от паломника, движется бесцельно, не имея представления о том, куда забросит его жизнь, «идёт туда, не зная куда».
Но среди них было немало личностей целеустремлённых, трудолюбивых, любознательных, много повидавших и познавших (как образ странника у Лескова Н.С.). Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интереснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделённые зорким взглядом и образной речью.
Отражая данную тему (образы странников), я остановлюсь на двух из них: Феклуши из драмы Островского А.Н. «Гроза» и пьесы Горького А.М. «На дне».
В драме Островского А.Н. «Гроза» странница Феклуша – внесценический персонаж, она не участвует непосредственно в действии, но при этом имеет в нем существенное значение.
Феклуша не была истинно верующей в Бога женщиной, она только прикрывалась этой верой, чтобы жить за счёт подающего милостыню населения. Её рассказы о святынях и городах являлись определённым товаром, которым она расплачивалась за подаяния, щедрость и приют.
В своё первое появление в городе Калинове Феклуша восхищается красотой города, даже называет его «землёй обетованной», хвалит купеческий народ, особенно дом Кабановых, хозяйка которого окружила себя приживалками, невежественными странницами. Они ей нужны, они поддерживают её авторитет. Но у Кабанихи есть и своего рода защитники и «единомышленники». Не случайно второе и третье действия «Грозы» открывают сцены с участием Феклуши, как не случайно Феклуша впервые появляется на сцене в первом действии – после знакомства читателей с Кулигиным, Диким, Борисом. С приторной тягучестью она поёт: «Бла-а-алепие, милая, бла-а-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте!». Эти слова звучат после оценки Кулигина местной общественно-бытовой жизни: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Сразу после этих слов часовщика и звучит феклушино «Бла-а-алепие». Не красота природы, не вид на Волгу приводят её в восторг, а странница прославляет именно нравы города, то самое купечество, которое так отрицательно охарактеризовал механик-самоучка. Поразительным контрастом звучит хвала купечеству в устах странницы: «И купечество всё народ благочестивый, украшенный щедростью и подаяниями! Я так довольна, матушка, по горлушко…».
Мастерство Островского выражено в изображении Феклуши крупным планом, в изображении её не проходным лицом, а как характер, тип. Но драматург в её образе показал не самобытного, с чудинкой и привлекательностью, высоконравственного человека, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке. Вред таких людей очевиден. Её россказни не просто глупые выдумки, не безобидное и смешное враньё. Феклуша распространяет сведения о порядках в других странах: «салтан Махнут турецкий», «салтан Махнут персидский», «все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедны», «все люди с пёсьими головами»…
В следующий раз Феклуша появляется в доме Кабановых и советует Глаше присмотреть за убогой, чтобы та ничего не украла. На что девушка ей раздражённо ответила: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Несмотря на то что Глаша является девушкой, хорошо разбирающейся в людях, она простодушно поверила в небылицы, рассказываемые Феклушей. Это одна из причин, доказывающих, что Калинов – это автономный край, жители которого ничего не ведают о других городах, странах, о том, что происходит в мире. Также об этом можно судить из разговора странницы и Кабанихи. Угождая своей благодетельнице, Феклуша посетовала, что настают «последние времена», что во всех городах «беготня и суета», и только в Калинове тишина и спокойствие. Сообщила, что в Москве в погоне за скоростью начали запрягать «огненного змия», т.е. поезд. В конце концов, она сказала, что за грехи людей и «время-то стало в умаление приходить». На всё это Кабаниха ей сочувственно поддакивала. Из этого диалога становится понятно, что Кабаниха признаёт скорое крушение своего мира.
Островский А.Н. использовал образ Феклуши для характеристики города Калинова и, в частности, Кабанихи. Её диалог с Кабанихой важен для более глубокого понимания того, что Кабаниха осознаёт гибель своего мира. Также можно заметить, что Феклуша появляется перед какими-либо главными событиями пьесы как предвестник чего-то важного. В диалогах Кабанихи и её детей, Кабанихи и Катерины как раз и происходит завязка сюжета, противостояние старших консервативных людей молодым, желающим жить своей жизнью. Впоследствии её присутствие как бы ощущается в беседе Варвары и Катерины, в которой бедная девушка признаётся, что уже давно влюблена в Бориса, а к мужу испытывает только жалость. И через некоторое время вновь ощущается присутствие Феклуши перед первым свиданием Катерины и Бориса. И конечно же, странница присутствует в роковой сцене прилюдного покаяния Катерины. Возможно, именно её возглас о том, что в грозу кого-то обязательно убьёт, стал последней каплей для Катерины, и она решилась на раскаяние в своём грехе.
Со временем образ Феклуши стал одним из самых популярных в русском комедийном репертуаре, а некоторые её высказывания вошли в обиходную речь.
В пьесе Горького А.М. «На дне» изображена жизнь людей обездоленных, потерявших надежду и веру в лучшее. Это люди разного возраста, разного социального статуса, но по тем или иным причинам опустившиеся на «дно» жизни. Все они не живут, а существуют. У них нет работы, им нечего есть, единственным кровом является ночлежка, похожая на пещеру. Вынужденные жить под одной крышей, они не хотят помогать друг другу. Утратившие всё человеческое, в большей степени из-за того, что и сами не видели к себе другого обращения, они жестоко выброшены из обычной жизни в силу нравов, порядков и условий, царящих в обществе.
Но наряду со всем этим одним из главных вопросов пьесы является вопрос о правде и лжи. Все обитатели ночлежки измотаны безрадостной жизнью, и поэтому они не хотят о ней думать, живут мечтами, в которых прячутся от настоящей жизни. Слесарь Клещ мечтает о будущем благополучии, не замечая, что его жена Анна умирает. Настя грезит о настоящей любви, а Актёр заливает горе алкоголем. Так или иначе, они обманывают себя.
Также в ночлежке присутствуют люди, считавшие, что нужно всегда быть правдивыми, насколько бы ни была горька эта правда. Например, Бубнов считает, что люди рождаются, чтобы умереть, и поэтому жалеть их глупо. Сатин считает, что человек может надеяться только на себя и не видит в жалости никакого смысла. Любители правды ведут себя жестоко по отношению к мечтателям. Мечтатели же жаждут добра и сострадания. Как раз это они и получат от странника Луки.
Пожилой странник Лука появляется в ночлежке неожиданно. На вид он ничем не отличается от остальных босяков, но всё же он не такой, как все. Он как-то незаметно, никому не переча, начинает строить отношения с обитателями ночлежки. Лука пытается понять, почему эти люди оказались на дне жизни. Он не делит людей на плохих и хороших, для него все равны: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают». От рождения все люди добрые и честные, и лишь социум меняет их. Как очень доброму и верующему в Бога человеку, ему жалко этих людей. Он понимает, что эти люди не видят в жизни ничего хорошего, и избирает такой принцип, как ложь во спасение. Добротой, нежностью, мягкостью и лаской он нашёл подход почти ко всем обитателям ночлежки. Странник жалеет умирающую Анну, убеждая её в том, что на «том свете» её муки обязательно закончатся; говорит Актёру, что в каком-то городе начали лечить от пьянства, и советует ему туда поехать. Убеждает Ваську Пепла податься в Сибирь и начать там новую светлую жизнь. Он поддерживает Настю и говорит, что верит в её рассказы о настоящей любви.
Через некоторое время Лука уходит из ночлежки так же незаметно, как и пришёл. Когда босяки заметили его отсутствие, они по-разному отреагировали на это событие. Настя, Клещ и Татарин отметили, что он был очень человечным и добрым стариком. Они поняли, что благодаря ему они увидели хоть какой-то свет в жизни, он подарил им надежду на лучшее. Даже Сатин защищает странника, когда Барон говорит о нём плохо: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Своей жалостью, рассказами и притчами странник вселил в людей веру в лучшее, окрылил их и дал надежду.
Имя Лука ассоциируется в христианстве с апостолом Лукой, но при этом переплетается со словом «лукавый», а с латинского оно переводится как «светлый». Если объединить последние два значения, то получится «светлая ложь», ложь во имя добра и спасения души.
Образ Луки очень противоречив. С одной стороны, его ложь не принесла ничего хорошего, а с другой, благодаря ему эти измотанные жизнью люди хотя бы на мгновение поверили в чудо, в мечту, в лучшее. Лука сделал их серую жизнь более радостной. И благодаря наставлениям странника Сатин осознал, что «человек живёт для лучшего», что нельзя обижать людей, любого смертного надо уважать, и по законам жизни человек волен жить так, как хочет!
Таким образом, Феклуша и Лука говорили неправду. Только ложь Феклуши приносила пользу ей самой, а вот ложь Луки доставляла добро другим людям, но при этом она же приносила ущерб падшим духом. Как говорится: «Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – много потерял, а коли духом пал – всё потерял!».
Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».
Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.
Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.
Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».
Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.
Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.
Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.
Тест по произведению
Взаимодействие с другими персонажами
Особого внимания стоит эпизод разговора с Глашей, в котором Феклуша рассказывает девушке, что все иностранные религии неправедны, суд нечестен, а сами нехристианские страны полны греха. Эта сцена отражает важную черту характера героини: она мыслит узко, считая истинной только то, во что верит сама. При этом она вставляет правду о жителях Калинова между строк в своих безумных рассказах.
Никто из собеседников не слушает этой правды и не хочет её принимать, ведь им достаточно хвалебных речей об их родном крае и захватывающих историй Феклуши.
После Глаши жертвой её россказней становится Кабаниха. На первый взгляд казалось, что она имеет твёрдые принципы и может думать самостоятельно, но Феклуше не стоит особого труда гипнотическими речами медленно вести её сквозь свой бред и в итоге внушить, что по стране ходят «огненные машины», а люди в столице торопятся и суетятся, поэтому близится конец света.
Эти утверждения алогичны и не имеют никаких обоснований, но Кабанова легко соглашается со странницей, принимая мнение, что мир вокруг неё рушится.
Можно выделить следующие качества странницы:
Кроме того, автор наделил свою героиню болтливостью.
Собирательный образ
Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.
Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.
Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».
Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».
Характеристика Феклуши
Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить по указке – нет у них своей воли!
Феклуша — второстепенный персонаж. Какую же роль играет она в пьесе?
Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.
«Бла-а-лепие» – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.
Другие темы: ← Кудряш в произведении Гроза↑ ОстровскийБорис в произведении Гроза →