О чем рассказ ребята и утята пришвина
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пришвин Михаил “Ребята и утята”. Читательский дневник, краткое содержание
Пришвин Михаил “Ребята и утята”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пришвин Михаил
Название: “Ребята и утята”
Жанр: рассказ
Тема произведения: человек и животные
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Когда утка вела утят через дорогу, утят поймали мальчишки. Рассказчик пристыдил их, и мальчики отпустили птенцов.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как мальчишки, вслед за рассказчиком, стали махать вслед утятам шляпами. Они поняли, как нелегко проделать длинный путь таким крохам, и потому желали им счастливого пути.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Звери и птицы не для игры, и поэтому их нельзя ловить и обижать.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу и бережно относиться ко всем живым существам. Учит доброте и заботе к нашим меньшим братьям, справедливости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот смешной и поучительный рассказ. Я очень порадовалась за маленьких утят, которых мальчишки не стали мучать, а отпустили, прислушавшись к словам взрослого и умного человека — рассказчика.
Новые слова и выражения
Чирок-свистунок — дикая утка небольшого размера.
Верста — старинная мера длины.
Зашвырять — закидать, забросать.
Пословицы к произведению
У кого детки, у того и заботы.
Жизнь дана на добрые дела.
Кто матери не слушает, в беду попадает.
Название произведения | Ребята и утята |
---|---|
Автор | Михаил Пришвин |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1943 |
Главные герои
Сюжет произведения
Дикая утка соорудила гнездо вдали от озера, чтобы его не залило разливавшейся каждый год водой. Там она выпарила утят. В один из дней, когда птенцы окрепли, утка решила отвести их к водоему.
На открытых местах заботливая мать пропускала птенцов веред, чтобы не упускать детенышей из виду. Так она сделала и у кузницы, где резвились ребята. Когда мальчишки заметили утят, они выловили их шапками. Они хотели поймать утку таким же способом, но в этот момент подошел рассказчик.
Мужчина строго спросил шалунов, что они собираются делать с утятами. Ребята испугались и ответили, что отпустят их. Прохожий пристыдил мальчишек и стал расспрашивать их об утке. Дети показали мужчине, где находилась все это время взволнованная мать утят. Она сидела на холмике.
Рассказчик приказал ребятам отнести всех утят к утке. Когда ребята сделали это, утка-чирок радостно встретила своих птенцов. Мужчине показалось, что она что-то по-своему сказала утятам. После этого все семейство отправилось к озеру через овсяное поле.
Рассказчик снял шляпу, помахал вслед утиному семейству и пожелал всем им счастливого пути. Ребята засмеялись над этим жестом прохожего, но он пристыдил их и на этот раз. Мужчина сказал им, что добираться утятам к озеру нелегко. Он приказал детям снимать шапки и прощаться с утятами. Мальчишки радостно исполнили наказ строгого рассказчика.
Ребята и утята — краткое содержание для читательского дневника
М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.
Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.
Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.
Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.
Своим небольшим рассказом автор учит детей не совершать плохих поступков по отношению к живой природе.
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Пришвина Паутинка↑ ПришвинАнализ рассказа Пришвина Золотой луг →
Сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила свое гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей, и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперед свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили, и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их, и огляделся в поисках матери-утки – та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней, и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей, и важно повела их к озеру.
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они еще совсем крошки. Ребята последовали его примеру, и также пожелали утятам счастливого пути.
План «Ребята и утята»
План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:
Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.
Русская сказка
Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»
Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.
Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.
Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.
«Ребята и утята» — содержание и главные герои
Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.
В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.
И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.
На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.
Главная мысль рассказа
Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.
Автор наглядно говорит нам: иногда почитание и любовь к природе и животным проявляется не только в действии, но и в бездействии. Также уважительное отношение к природе основывается на знаниях. Вот объяснил автор, почему не нужно было тревожить уточек, ребята поняли и всё сделали правильно. Так что любить природу это и ещё и изучать её, быть пытливым и заинтересованным. Только так между человеком и всем живым может быть согласие и дружба.
Читайте текст рассказа «Ребята и утята» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Отзывы читателей
Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.
Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.
Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.
Настя. Нижегородская область
Сочинение 2
Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.
Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.
Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.
Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.
Краткое содержание
Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.
Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.
По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.
Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».
Популярные сегодня пересказы
Главная мысль
В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.
Например:
Анализ рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Анализ произведения «Ребята и утята» М. Пришвина
— Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? (Я предполагаю что ответы будут такими: о ребятах и утятах; о ребятах; об утятах).
— Кто видел маленьких утят? Где видели? (Все ребята поднимут руки, некоторые видели настоящих в деревнях у бабушек, некоторые скажут что видели на картинках).
— Давайте попробуем ответить на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (не совершать бездумных поступков; думать прежде чем что-то делать; хорошо относится к животным).
— Как вы думаете просто так была выбрана автором птичка – чирок-свистунок? (Да, просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту птичку).
Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Самая маленькая из речных уток. Об одной из таких уточек — чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.
-Ребята, теперь, узнав о ней побольше, как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет что она маленькая и употребляет слово уточка, а не утка? (Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить что автор хочет показать нам с самого начала чтения рассказа что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке).
— Теперь мы можем сказать почему автор выбрал именно эту птичку? (да)
— Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)
— Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).
— Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).
— Сколько надо было идти до озера? (версты три)
— Сколько это километров? (чуть больше 3 км)
— Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)
— А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).
— Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).
— Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).
— Как вы думаете почему мать шла позади? (Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).
— Где ребята увидели утят? (при переходе через дорогу)
— Как вы думаете почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать что утка попала в поле зрения ребят? (потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу, словами «Вот тут то» автор показывает, что ребята застали утку врасплох).
— Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).
— Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? (Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы).
— Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает — превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).
— Могла ли утка кричать? ( Её немота, беззащитность, отчаяние — все в этих движениях.)
— Зачем автор показывает на сколько шагов птица летала? (Во-первых, несколько шагов человеческих, для маленькой уточки это много, она металась из стороны в сторону, не могла помочь утятам; еще можно предположить что именно несколько шагов, потому что не хотела далеко улетать и боялась оставить их на более большее расстояние).
Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам что так делать нельзя, если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).
— Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? (Она все еще продолжала бояться детей, они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее, а еще можно предположить что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям, она убедилась что опасности нет и начала спасать утят).
— Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? (предположения детей могут быть разными)
— Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (спасите, помогите)
— А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)
— А ваша мама переживает за вас? (да)
— Как она ведет себя при этом? (разные ответы детей)
— Как в рассказе чаще всего называют уточку? (мать)
— А какая она мама? (заботливая)
Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?
Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать).
Пришвин Михаил рассказ «Ребята и утята»
Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин, Михаил Михайлович
Название произведения: «Ребята и утята»
Главные герои: Мама-утка, ребята, автор, утята.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Ребята — проказники и озорники.
Хотели поиграть с утятами, но их вовремя остановили.
Осознали свою ошибку.
Рассказчик — добрый и справедливый.
Сделал доброе дело и вернул утят.
Заботливый и любит природу.
Утка — заботливая мамаша. Берегла утят.
Утята — послушные, маленькие, беззащитные.
Краткое содержание рассказа «Ребята и утята»
Как-то весной утка-чирок, повела своих повзрослевших птенцов к озеру.
Около кузницы им пришлось переходить через дорогу, их заметили и стали закидывать камнями мальчишки.
Они хотели прогнать утку и забрать её деток.
Автор пристыдил детей и спросил, зачем им малыши.
Мальчишки засмущались и отнесли утят на холм, где пряталась утка.
Та собрала своих деток в стаю, а потом снова повела дальше к озеру.
Автор пожелал птицам доброго пути, а ребята стали махать им вслед шапками.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Ребята и утята»
Главная мысль рассказа в том, что природу следует беречь.
Основная идея рассказа в том, что животных нельзя обижать, забирать детёнышей.
Чему учит рассказ
Рассказ учит бережному отношению к животным.
Учит доброте и отзывчивости.
Учит не обижать слабых.
Краткий отзыв о произведении «Ребята и утята» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что люди часто не понимают, что своими действиями причиняют боль животным и птицам.
Они легкомысленно приносят домой найденных детёнышей животных, разоряют гнёзда, ловят насекомых.
А животные от этого страдают.
Вот и герои этого рассказа не осознавали последствий своего поступка.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось на личном примере показать, как надо вести себя с меньшими братьями человека.
Мне понравились действия рассказчика.
Он пристыдил ребят, и научил их вежливому обращению с животными.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что любое животное заслуживает уважения и бережного к себе отношения.
Пословицы к рассказу
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито.
– Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
Библиотека произведений автора пополняется.