О чем рассказ отрочество толстого

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил. »

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание «Отрочество»

Всего получено оценок: 2644.

О произведении

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдоавтобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка: как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Наше краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть фото О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть картинку О чем рассказ отрочество толстого. Картинка про О чем рассказ отрочество толстого. Фото О чем рассказ отрочество толстого

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века в России, в Москве.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимается детьми, живя во флигеле. У мальчиков и девочек появились свои секреты.

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблат, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане, и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Глава 21

Глава 22

Глава 23

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились. »

О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть фото О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть картинку О чем рассказ отрочество толстого. Картинка про О чем рассказ отрочество толстого. Фото О чем рассказ отрочество толстого

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Источник

Краткое содержание повести «Отрочество» Толстого Л.Н.

О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть фото О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть картинку О чем рассказ отрочество толстого. Картинка про О чем рассказ отрочество толстого. Фото О чем рассказ отрочество толстого

Повесть «Отрочество» – одна из частей трилогии Льва Толстого, написанная в 1854 году. В ней отражены события из жизни подростка Николеньки Иртеньева.

Карл Иваныч — первый гувернер Володи и Николая, верно служивший семье много лет. Он сильно привязан к мальчикам. Карл Иванович будет уволен бабушкой вскоре после переезда в Москву;
Сен-Жером — француз, второй гувернер, назначенный обучать детей после того, как уволили Карла Ивановича;
Мими — гувернантка;
Катенька — дочь Мими;
Маша — горничная, в которую Николенька был тайно влюблен;
Василий — портной, которого любила Маша;
Сонечка — девочка, к которой Николенька испытывал интерес. Она для мальчика станет «изменницей», хотя никогда не подавала ему надежд;
Нехлюдов — молодой князь, знакомый Володи, сыгравший большую роль в расширении кругозора Николеньки, ставший его другом;
Дубков — знакомый Володи;

Глава 1 – Поездка на долгих

Николенька – мальчик подросткового возраста из дворянской семьи. Недавно он пережил трагическое событие – потерял мать. Вместе со своей семьей он едет в Москву, к бабушке. Дорога предстоит долгая, они едут четыре дня. Мальчик с интересом рассматривает большое количество «новых живописных мест и предметов». В тот момент, когда ему было позволено управлять лошадьми, Николенька испытывает настоящее счастье.

После жаркого дня разразилась гроза, которая застает Николеньку и его семью в дороге. Мальчик слышит гром, и ему становится страшно. Страх перемешивается с интересом и восхищением при виде буйной и грозной стихии. После грозы он чувствует свежий воздух и переполнен приятным чувством.

Глава 3 – Новый взгляд

В дороге Николенька разговаривает с Катей о предстоящей жизни в Москве. Катенька настороженно относится к переезду. Со слов своей матери она знает, что у графини-бабушки непростой характер, и девочка едет без особого настроения. Николенька воспринимает эту перемену, как отдаление Кати. Девочка замечает, что «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться». Говоря с Катей, он ощущает, что за пределами его семейства есть еще и другая жизнь. Мальчик сталкивается с тем, что Кате и ее матери страшно, потому что они бедны.

Семью встречает бабушка-графиня. Она тяжело перенесла потерю любимой дочери, постарела. Николенька чувствует сострадание к ней. Отец селится во флигеле. Он заметно отдаляется от детей. Девочки и мальчики все больше разделяются по интересам, у них появляются секреты.

Глава 5 – Старший брат

У Николеньки обнаруживают дробь и немедленно докладывают бабушке. Хотя дробь не опасна, раздувается сильный скандал. Под этим предлогом бабушка увольняет гувернера Карла Ивановича – человека, любившего детей всем сердцем. Она давно недолюбливает этого «дядьку», а наличие у Николеньки пороха списывает на недосмотр гувернера. У братьев появляется новый гувернер Сен-Жером, француз по происхождению.

Глава 8 – История Карла Ивановича

Гувернер сильно раздосадован, что за преданное отношение к мальчикам получает в ответ отказ и неблагодарность. Говорит, что ему всегда так платят за его доброту. На прощание бывший гувернер поведал Николаю историю своей жизни. Родом он был из Германии. Его настоящим отцом был граф фон Зомерблат. Отец же, воспитывавший его, был ему неродным. Он недолюбливал маленького Карла, зная, что не является его биологическим отцом. Мальчик чувствовал себя чужим в родной семье. Повзрослев, он начал изучать сапожное дело. Он старался завоевать любовь и уважение отчима, поэтому вызвался идти в солдаты вместо младшего брата, который отчиму приходился родным сыном.

Глава 9 – Продолжение предыдущей

Солдат Карл принимал участие в войне с Наполеоном. Он оказался в плену, но ему подсказал сержант, как совершить побег. И Карлу посчастливилось бежать. Затем он работал на канатной фабрике, на которую устроил его один добрый человек. Все складывалось отлично, но произошло непредвиденное. Жена его благодетеля полюбила Карла. Решив не платить за добро черной неблагодарностью, написав хозяину письмо, Карл незаметно вышел из дома.

Глава 10 – Продолжение

Он долго не видел свою семью, около 9 лет. Когда он пришел домой, то никто из близких не понял, что это Карл. Вдруг случилась неприятная ситуация, и он был вынужден бежать. Вскоре он встретился с генералом и вместе с ним уехал в Россию. Когда граф умер, мать Николеньки пригласила Карла работать гувернером. Николенька любил Карла Ивановича, который был искренне привязан к детям.

Отец обращается к Николаю с просьбой пойти во флигель и принести конфеты, предназначенные для именинницы. Николенька смотрит на маленький ключик. Ему интересно, что отец открывает им. На глаза попадается портфель отца с маленьким замочком. Открыв портфель, мальчик достает различные бумаги. Он испытывает сложное состояние, где смешались любопытство и чувство вины. Закрывая замок, мальчик ломает ключ. Возвратившись с конфетами, он скрывает произошедшее.

Глава 13 – Изменница

Праздник в разгаре, и в доме устраивают игры. Николенька нервничает: мало того, что он скрыл единицу, он еще без спроса открывал портфель отца. И праздник его не очень-то радует. Николенька обращает внимание на девочку Соню, которой интересен совсем другой мальчик. Более того, Николенька становится свидетелем сцены, когда этот мальчик смело целует Соню прямо в губы. Девочка только радостно смеется в ответ. Николенька же попадает в пару либо с сестрой, либо с княжнами, которые ему совсем не нравятся. Николенька испытывает досаду и разочарование по поводу «изменницы» Сони. Девочка ничего и никогда не обещала ему, но Николенька именно так назвал ее.

Глава 14 – Затмение

Николеньку, сидящего в чулане, переполняют мрачные мысли. Главный герой искренне считает, что он никому не нужен и никто не любит его. Мальчика посещает мысль, что его родители – неродные ему. Этим он объясняет себе, почему к нему такое плохое отношение. Николай представляет, как будет сокрушаться Сен-Жером, если он умрет.

Глава 16 – Перемелется, мука будет

В чулане мальчик просидел целую ночь. Его отводят к бабушке лишь на следующий день. Графиня настаивает, чтобы мальчик попросил прощения у Сен-Жерома. Мальчик непреклонен, извиниться он отказывается. Сразу после этой сцены происходит разговор с отцом. Папа возмущен поступком сына, открывшего его портфель. Мальчик дает слово, что больше такого не повторится. Мальчик жалуется, он просит отца защитить его от Сен-Жерома. Его плач переходит в конвульсии. Николенька теряет сознание. Открыв глаза, он видит своих родных рядом. Все перепуганы, волнуются за него. Мальчик прощен, но ребенок возненавидел гувернера.

Глава 17 – Ненависть

Николенька испытывает к гувернеру сильную ненависть. Мальчик чувствует протест по поводу методой Сен-Жерома, унижающих человека. Учитель и ученик стараются особо не контактировать.

На глазах у Николеньки развивается любовный роман Маши и Василия. Наблюдая за ними, мальчик не понимает, неужели такие грубые отношения и есть любовь? Он восхищен красотой и женственностью Маши, и ему не понятно, за что она полюбила этого пьяницу. Он наслышан о горькой истории их любви – они не могут пожениться. На их брак наложен запрет, и пара сильно страдает от этого. Несмотря на то, что Николеньке горничная нравится, он хочет помочь паре пожениться, когда подрастет.

Глава 19 – Отрочество

Мысли Николеньки уже совсем непохожи на мысли ребенка. Главный герой задумывается об общечеловеческих ценностях. Его интересуют вопросы, касающиеся общечеловеческих ценностей. Он размышляет о счастье, смерти, о предназначении человека. Он исследует тему бессмертия души. Николаю нравится побыть одному, поразмышлять о жизни. В этот период он много рассуждает. У него появляется привычка анализировать жизненные процессы.

Брат Володя поступает в университет, он блестяще сдает экзамены. Ставши студентом, он уже курит табак, начинает вести взрослую жизнь. У него собираются знакомые. У Володи собственный экипаж, он посещает балы. Николенька с завистью смотрит на его успехи.

Глава 21 – Катенька и Любочка

Николенька стал больше видеть отца, который принялся частенько заглядывать к бабушке. Он приходил в веселом расположении духа. Оказывается, это оттого, что отец выиграл большие деньги в карты. Однажды папа слушает, как Любочка играет на фортепиано произведение, которое часто исполняла покойная мать. Глядя на Любочку, папа заплакал. Николенька удивляется некоторым своим мыслям, жестоким и непонятным по поводу отца, которого любит.

Бабушка болеет и слабеет. Однажды, вместо уроков, детей отправляют кататься на санях. Николенька, Любочка и Катенька весело проводят время. Подъезжая к дому, они видят крышку гроба и понимают, что бабушка умерла. Николенька вплотную сталкивается со смертью. Он чувствует страх, что когда-то тоже умрет. Несмотря на траурную церемонию, о смерти графини никто не жалеет, кроме горничной Гаши. В доме идут толки о том, как будет распределено наследство. Выясняется, что бабушка все свое имущество завещала Любочке, опекуном которой назначила совсем не их отца.

Николенька готовиться к поступлению на математический факультет в университет. Сен-Жером хвалит своего ученика, и Николенька поменял отношение к гувернеру. Иногда даже ему кажется, что он любит Сен-Жерома. Он продолжает испытывать чувства к Маше, но видит, что она любит Василия. Николай просит помощи у отца в вопросе женитьбы Василия и Маши. Брак состоялся, что полностью исцелила Николая от первой его влюбленности.

Глава 25 – Приятель Володи

К Володе приходят приятели, и Николеньке нравится проводить время в их компании. Частыми гостями в их дом были адъютант Дубков и князь Нехлюдов. Главный герой сравнивает обоих приятелей. Николаю интересен Нехлюдов.

Глава 26 – Рассуждения

Однажды Нехлюдов отдал Володе свой билет в театр, и Володя уехал в театр с Дубковым. Нехлюдов же остался дома вместе с Николенькой. Они разговаривают, затрагивая самые различные темы – о самолюбии, об отношении к себе. Такой разговор для посторонних мог бы выглядеть, как бессмысленный, но для Николая и Нехлюдова он имел большое значение. Каждая мысль, присущая одному из них, откликалась в другом. Стало понятно, что они интересны друг другу.

Глава 27 – Начало дружбы

Нехлюдов и Николай продолжают общаться. Нехлюдов идеализирует многие стороны жизни, считая возможным уничтожить зло и несчастья людей. Хотя, их разговоры возможны только тогда, когда Нехлюдов остается с Николенькой наедине. В присутствии других людей Нехлюдов не обращает на Николая внимания. Однажды Николенька обиделся на Дмитрия, поскольку тот, заезжая к ним несколько раз, ни разу не поговорил с ним. Но друзья вскоре помирились, выяснив причину ссоры.

В трилогии Толстой наглядно показывает процесс становления человека на разных стадиях развития – в детстве, в периоды отрочества и юности. Главный герой Николенька – мальчик из дворянской семьи. При помощи мыслей, чувств Николеньки и событий, происходящих с ним, Толстой раскрывает переживания героя, его желания и поступки.

Глядя на главного героя, наблюдаешь, как с годами он умнеет, развивается, начинает понимать то, что раньше было от него скрыто. Его первая любовь к горничной Маше и интерес к Сонечке, его дружба с Нехлюдовым, взрослый взгляд на своего отца – человека со своими слабыми сторонами – все эти этапы проходит каждый человек, будучи подростком.

Хочется, чтобы эту книгу читали не только дети, но и взрослые. Здесь много говорится о чувствах мальчика, который сталкивается с непониманием и безразличием взрослых. Толстой описывает как Николенька тяжело переживает уход с их семьи Карла Ивановича. Он недавно потерял мать. Его отец отстранился от детей, а Карл Иванович – учитель и старейший друг, очень важен в этот непростой момент. Но бабушка иного мнения. Для нее учитель – это «дядька», глупый и неотесанный. И она не понимает, что он для детей – родной и близкий человек.

Читая повесть, понимаешь, что многое бывает в жизни, пока не вырастишь и не поумнеешь. Повзрослев, человек начинает видеть жизнь более доброжелательно и реально. И тогда понимаешь, что все, что происходит с каждым из нас – этот путь похож на жизнь других детей. И не всегда наш путь усеян розами, есть в нем и шипы.

С годами отношение к событиям жизни меняются. Понимаешь, что это лишь этапы взросления, которые свойственны каждому. Если что-то не получилось, то не стоит унывать, потому что впереди вся жизнь, а детский и подростковый опыт со всеми радостями и горестями – это духовный путь, становление личности Опыт, который потом поможет в жизни.

Когда читаешь о различных чувствах мальчика-подростка, то узнаешь в нем себя, сопереживаешь ему, радуешься за него. И становится легче, потому что понимаешь, что в своих волнениях ты не одинок. Каждый из детей о чем-то радуется и о чем-то грустит, и у каждого есть самые разные чувства и разные поступки. Я думаю, что Толстой и хотел показать, что каждый ребенок – он не одинок в своих сложных чувствах и выборах. Поэтому он так подробно, так тщательно описал внутренний мир главного героя. Проходя этапы формирования личности, мы учимся жить и радоваться жизни.

Источник

Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть фото О чем рассказ отрочество толстого. Смотреть картинку О чем рассказ отрочество толстого. Картинка про О чем рассказ отрочество толстого. Фото О чем рассказ отрочество толстого

Год написания – 1854 г.;
История создания – В 50-е годы Лев Толстой переживает собственный кризис. Он уезжает на Кавказ, светские развлечения он оставив в прошлом. Толстой пишет: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал», а на следующий день получает письмо от Некрасова с наилучшими отзывами о его рукописи «Детство». После этого Толстой и задумывает повесть, где будут описаны различные этапы жизни человека.
Жанр – псевдо-автобиографическая повесть;
Направление – реализм;
Основная идея – раскрытие внутренних процессов, протекающих в человеке, на примере событий, происходящих с мальчиком-подростком. Толстой показывает, как формируются взгляды и закладывается основа дальнейшего развития личности;
Тема – Отражение процесса развития и взросления главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к происходящим событиям;
Композиция – Простая, повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его окружения;

п.1. Тематика и проблематика

Тема: 1. Развитие личности, ее становление

Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.

Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.

Тема: 2. Отношение к себе

Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.

Николенька видит себя неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать разрешение на брак.

Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя

События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.

Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.

Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.

Основной идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на «движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в «огненный восторг» души.

Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.

Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.

Николенька противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж. Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности. Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.

По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.

п.4. Литературные приёмы

В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.

п.5. Конфликт произведения

Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.

Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.

Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *