О чем рассказ о полку игореве

«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)

Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).

Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.

Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».

Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.

Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.

Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.

История создания

В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.

Значение произведения

«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.

Действующие лица

Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.

Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.

Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.

Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.

Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.

Краткое содержание

Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.

А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.

И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.

О чем рассказ о полку игореве. Смотреть фото О чем рассказ о полку игореве. Смотреть картинку О чем рассказ о полку игореве. Картинка про О чем рассказ о полку игореве. Фото О чем рассказ о полку игореве

В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.

Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.

За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.

«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.

Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.

Важное и интересное

Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».

В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).

Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.

«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»

Экранизации

«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто помог князю Игорю бежать из плена?

Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.

Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?

Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.

Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».

Источник

Слово о полку Игореве:
Краткое содержание

Вступление

Неизвестный автор (скорее всего, монах) начинает рассказ о недавнем походе молодого князя Игоря Святославича Новгород-Северского (Черниговская область) против половцев «поганых» (кочевников-язычников).

Автор не хочет, как «старинный соловей» Боян, сказитель и певец, растекаться «мыслию по древу», писать пышно и красочно о битвах да князьях. Нет, он будет следовать правде, даст оценку событиям.

Часть первая

1185 год. Князь Игорь с дружиной поджидает своего брата Всеволода (его прозвище «буй-тур» значит «могучий»), князя Курского и Трубчевского. Вместе они хотят разгромить половцев, захватить богатую добычу.

Войско в сборе. Начало похода омрачено дурным знаком. Князь Игорь видит солнечное затмение. Тень от него «ополченья русские покрыла». Но князя гонит в поход жажда славы. И дружина выступает вперед, к Дону. «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Всю дорогу войско сопровождают зловещие знаки. Поднимается птичий крик и волчий вой. «Стон и скрежет в сумраке ночном». Дружина ночует в степи. Туда со всех сторон стекаются половцы.

Утром, в пятницу, русичи бросаются в бой. Ряды половцев смяты. «Поганые» терпят сокрушительное поражение. Русичи поживились золотом, шелками, взяли в плен половецких девушек. Преследуя бегущих, русичи шли по болотам, бросая себе под ноги покрывала и прочую половецкую одежду.

Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.

Осыпая дружину градом стрел, «с криками и воем валит враг». Русичи встречают их сомкнутыми рядами щитов. Князь Всеволод разит врагов направо и налево. Он не чувствует боли от ран, забыл об осторожности, о том, что целым и невредимым дома ждет его милая жена – Глебовна.

Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.

Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.

Братьев-князей Игоря и Всеволода берут в плен разные ханы. Сама природа скорбит о поражении: «степь поникла, жалости полна». Пока Игорь с братом в плену, прочие русские князья идут войной друг на друга, бьются за власть.

«Жены русские» рыдают, не видать им больше милых, взятых в плен. Вся Русская земля переполнена печалью. Сам стольный град Киев «стонет над горою». Ведь еще недавно били русские половцев нещадно. Черниговская земля осиротела без своего князя. Половцы, пользуясь разобщенностью русских князей, разоряют Русь, берут дань.

Игорь и Всеволод невольно послужили причиной великого бедствия. А вот отец их Святослав держал «поганых» в узде, самого хана Кобяка, собаку, взял в плен, «на Степь ногою наступал».

Иностранцы смеются над неудачами князя Игоря. Считают его виновником всех бед, восхваляют мудрость и силу его отца Святослава. «На Руси веселье полегло».

Часть вторая

Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).

И тогда обратил Святослав свое «золотое слово» к плененным князьям. Опрометчивость сгубила их. Не посоветовавшись, вышли они в поход. Не вовремя напали на орду кочевников.

Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.

Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.

Часть третья

В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.

Она упрекает ветер, который безжалостно принес тучу стрел на русские полки; корит солнце, равнодушно взиравшее на погибель русичей. Обращается и к славному Днепру, реке великой, с просьбой сохранить жизнь мужа. В ответ на ее горе море вздымается волнами. «Сам Господь из половецких стран» показывает Игорю путь домой.

В полночный час Игорь не спит. Он слышит условный знак от половца Овлура (его мать была русской). Кони наготове, русский князь может беспрепятственно бежать под покровом ночи. «В горностая-белку обратясь» мчится Игорь «к тростникам». Затем, «как гоголь, по волне» седлает коня и летит домой.

Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.

Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).

Он считает, что лучше женить юного Владимира на половчанке. Тогда он станет родичем половцам, станет блюсти их интересы. Старый Гзак уверен, что «он с девицей в терем свой умчится», не останется среди половцев, вернется на Русь. Окрепнет, придет воевать в Степь. (Автор Слова не сообщает, но из летописей известно, что юный Владимир вместе с князем Всеволодом вернутся на Русь).

Как солнце в небе, появляется долгожданный князь Игорь на Руси. Вся Русская земля охвачена ликованием. А князь первым делом «по Боричеву» (уже в Киеве) спешит к «Пирогощей Богородице Святой» (к храму, где пребывает Образ Божией Матери), чтобы возблагодарить за спасение.

В финале автор восхваляет отвагу и дерзновение Игоря и Всеволода, молодых князей. Славит всех, кто «за христиан полки поганых бил». Желает доброго здоровья князю и дружине его славной.

Читательский дневник по поэме «Слово о полку Игореве»

Сюжет

Князь Игорь вместе с братом Всеволодом идут бить к Дону половцев. Вначале они побеждают «поганых», берут пленниц и сокровища. Однако вскоре половцы, во главе с Гзаком и Кончаком, громят русичей у речки Каялы. Оба брата попадают в позорный плен.

Киевский князь Святослав опечален таким исходом похода. В своем «золотом слове» он критикует молодых князей, взявшихся в одиночку бороться с сильным противником. Затем призывает остальных князей оставить споры и раздоры, объединиться, защитить границы Руси.

Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.

Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.

Отзыв

Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.

Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.

Источник

Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

Содержание:

В конце XVIII в граф Мусин-Пушкин – личность в государстве Российском известная трудами и коллекциями, связанными с древней историей Руси – стал обладателем уникального рукописного сборника, включающего произведения конца XII в. Одно из них – самый известный памятник литературы времен противостояния русских князей и половцев – «Слово о полку Игореве».

Содержание

О чем рассказ о полку игореве. Смотреть фото О чем рассказ о полку игореве. Смотреть картинку О чем рассказ о полку игореве. Картинка про О чем рассказ о полку игореве. Фото О чем рассказ о полку игореве

О «Слове» в нескольких словах

Интерес к произведению не остывает с момента первого сообщения о находке.

Авторство

Автор поэмы – очевидец, свидетель, описавший поход князя Игоря непосредственно по следам событий 1185 г. Исследователи на протяжении двух веков после появления текста выдвигали множество теорий о том, кто мог быть автором поэмы. Версии рождались и опровергались, споры не утихали. Одно не подвергали сомнению – автор писал о событиях, современником которым был он сам, а не со слов потомков участников похода.

Исследователи едины и в мнении, что автор был сам родом из Киева или его окрестностей, страстно любил родину, природу, был предан князю Святославу. А кем был автор – священнослужителем, летописцем, дружинником, боярином – установить уже невозможно. Можно сказать, что перед читателем «Пушкин» того времени

Жанр

Одна из целей автора – в поэтическо-песенной форме обратиться к князьям с напоминанием о единении, о необходимости общности перед лицом врага. Автор переживает о вражде удельных княжеств, которая не позволяет справиться с общим врагом и построить сильное единое государство. Эта позиция, как и, предположительно, исполнение под сопровождение гуслей, позволяет определить жанр произведения как слово – отдельный особый жанр средневековой литературы, содержащий призыв, обращение, поучение.

Современные литературоведы называют ее поэмой, так как адаптированная и обработанная форма имеет признаки этого жанра:

Прямая сюжетная линия, взаимодействие ограниченного количества героев, объем произведения и временной размах дают основание некоторым исследователям называть «Слово» повестью.

Автор прибегает к фольклорным жанрам – плач, слава – которые обогатили текст эмоционально и поэтически. Так, плач Ярославны стал одним из кульминационных фрагментов. Слава – финальное восхваление князей.

Композиция

В тексте выделяют несколько композиционных составляющих:

Все части выстроены в единую логическую цепь и пронизаны авторским видением, его отношением к происходящему. Это проявляется в поэтических образах, эпитетах, которыми богат текст.

Герои

Действующие лица повествования – князья Игорь, Всеволод и Святослав, жена Игоря – Ярославна. Второстепенный герой, которому отводится важная роль в повествовании, – половец по имени Овлур. Еще два половца – Гзак и Кончак – преследователи пленника-беглеца.

Краткое содержание

Во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования тому, как вещал легендарный сказитель Боян. Автор обещает говорить без излишних отступлений, витиеватостей, напрямую, не отходя от сути дела.

О чем рассказ о полку игореве. Смотреть фото О чем рассказ о полку игореве. Смотреть картинку О чем рассказ о полку игореве. Картинка про О чем рассказ о полку игореве. Фото О чем рассказ о полку игореве

Часть 1

Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.

Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.

Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.

Часть 2

Святослав, представленный автором «Слова» мудрым зрелым политиком, горюет о провале недальновидных братьев, сетует на разобщенность, разлад в удельных княжествах. Речь Святослава пронизана болью за беды земли русской и мыслью о необходимости объединения усилий, дружбы между княжествами, сплотившимися вокруг сильного центра.

Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.

Часть 3

Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.

Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.

Долгий путь «Слова»

Сам сборник историками отнесен к XVI в: древние документы в те годы переписывали от руки, чтобы сохранить для будущих поколений. Как список попал в коллекцию Мусина-Пушкина, доподлинно неизвестно. Сам граф заявлял о том, что рукопись он приобрел у архимандрита Иоиля, после упразднения монастыря, где священник был настоятелем.

Но исследования конца ХХ в. опровергают эту версию, предложив другую, не столь красящую образ графа-историка. Считают, что Мусин-Пушкин, пользуясь служебным положением обер-прокурора Синода, присвоил попавший к нему средневековый список с древнерусскими поэмами.

В 1800 г. вышел первый печатный вариант поэмы, подготовленный самим графом. Работа Мусина-Пушкина заключалась в том, что надо было привести текст в читабельное состояние, ведь текст, вышедший из-под пера средневекового писаря, был без пробелов, больших букв, точек, с ошибками и описками. На обложке было написано: «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».

Пятью годами раньше для государыни Екатерины II сделали копию, опубликованную во второй половине ХIХ. Успели с рукописью поработать историки этого периода, в том числе Н. Карамзин, сделавший несколько выписок из исторического списка.

Все это важно, потому что рукопись из коллекции графа не пережила события 1812 – сгорела в пожаре. Печатное издание 1800 г и копии стали единственными источниками текста, который известен теперь. Утрата оригинала даже поставила под сомнение происхождение поэмы: одно время считали, что это очень талантливая подделка, подражание древнерусским авторам. Но эта версия не нашла серьезных обоснований.

«Слово о полку Игореве» известно во многих переводах, число адаптаций древнерусского текста к современному звучанию составляет несколько сотен. Самые известные варианты принадлежат перу В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого.

Источник

«Слово о полку Игореве» читательский дневник

О чем рассказ о полку игореве. Смотреть фото О чем рассказ о полку игореве. Смотреть картинку О чем рассказ о полку игореве. Картинка про О чем рассказ о полку игореве. Фото О чем рассказ о полку игореве

Всего получено оценок: 4369.

Всего получено оценок: 4369.

«Слово о полку Игореве» — выдающееся произведение древнерусской литературы, повествующее о неудачном походе князя Игоря на половцев и разгроме русского войска.

Краткое содержание «Слово о полку Игореве» для читательского дневника

ФИО автора: Неизвестен

Название: Слово о полку Игореве

Число страниц: 24. «Слово о полку Игореве». Издательство «Эксмо». 2017 год

Жанр: Поэма, древнерусский жанр — слово

Год написания: Конец XII века (примерно 1185–1188 гг.)

О чем рассказ о полку игореве. Смотреть фото О чем рассказ о полку игореве. Смотреть картинку О чем рассказ о полку игореве. Картинка про О чем рассказ о полку игореве. Фото О чем рассказ о полку игореве

Время и место сюжета

Действие поэмы основано на реальных событиях и происходит в 1185 году, когда новгород-северский князь Игорь организовал поход на половцев.

Главные герои

Игорь – новгород-северский князь, храбрый, решительный, но при этом излишне самоуверенный и честолюбивый.

Всеволод – брат князя Игоря, отважный, бесстрашный воин, который искренне любит свою родину.

Святослав – киевский князь, мудрый правитель, который видел величие земли русской в прекращении междоусобиц и объединении княжеств.

Ярославна – жена князя Игоря, любящая, верная, преданная своему мужу.

Сюжет

Князь Игорь и его брат Всеволод, собрав могучую дружину, отправились в поход на половцев. По пути их преследовали дурные знамения: солнечное затмение, издавна считавшееся предвестником страшной беды, тревожные крики птиц, гроза, волчий вой. Однако князья не обращали на них никакого внимания.

Прибыв на место, русичи напали на половцев и разгромили их, взяв богатую добычу: золото, драгоценные камни, меха, половецких девушек. Пока уставшее войско Игоря набиралось сил, на место сражения поспешили бесстрашные половецкие ханы Гзак и Кончак со своими многочисленными воинами. Началась страшная битва, которая длилась больше двух дней. На третий день русское войско потерпело поражение, и раненый князь Игорь оказался в плену.

Для Руси наступили трудные времена. Мелкие князья перестали бороться против общего врага, разъединились. Пользуясь их междоусобицами, половцы вновь стали совершать дерзкие набеги, грабя и убивая простой народ.

Тем временем киевскому князю Святославу приснился дурной сон. Он видел себя на кровати в черных одеяниях, и на грудь ему сыпался из пустых колчанов крупный белый жемчуг, и все время слышалось карканье ворон. Святослав рассказал свой сон боярам, и те поведали ему о поражении князя Игоря. Узнав об этом, киевский князь осудил Всеволода и Игоря в их необдуманном и тщеславном решении самостоятельно справиться с могучим половецким войском.

Святослав не намеревался без боя отдавать врагам родную землю. Но вот беда – князья были заняты борьбой за власть и даже не помышляли о том, какая страшная беда нависла над Русью. Святослав призвал всех князей прекратить вражду и объединиться в борьбе с общим врагом.

Тем временем в Путивле Ярославна оплакивала своего любимого мужа, оказавшегося в половецком плену. Её плач и мольбы о помощи были услышаны небесами, князю Игорю удалось сбежать из плена и благополучно добраться домой. Помог ему в этом простой половец Овлур, который проникся к князю большим уважением. Сын Игоря, юный Владимир, отказался бежать с отцом – он был влюблён в прекрасную половчанку и не захотел покидать её.

Неожиданное возвращение князя Игоря было сродни появлению солнца на хмуром небе. Он приехал в Киев и посетил храм Богородицы Пирогощей, где вознёс благодарность за своё избавление. Вся Русь ликовала, искренне радуясь спасению князя Игоря.

Вывод и своё мнение

Несмотря на солидный возраст произведения, оно доносит до читателей понятные и доступные истины – мелкая вражда не приводит ни к чему хорошему, и настоящая сила, благоденствие и процветание заключаются в единении. Произведение учит всем сердцем любить свою родину, которую, при необходимости, нужно защищать от врагов.

Главная мысль

Призыв к единству и укреплению государства.

Авторские афоризмы

«…Братия и дружина! Лучше нам быть изрубленным, нежели достаться в плен…»

«…Русские поле великое червлеными щитами прегородили, Ища себе чести, а князю славы…»

«…Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы…»

«…Во крамолах княжеских век человеческий сокращался…»

«…Не с честию вы победили, С нечестием пролили кровь неверную!»

Толкование непонятных слов

Братия — монашеская община одного монастыря.

Брань — война, битва, сражение.

Рать — вооружённые силы в целом или его составные формирования (войско, ополчение, воинство, армия).

Дружина — княжеское войско.

Вещий — умный, мудрый, знающий, сведущий.

Новые слова

Былины — древнерусские эпические песни-сказания, воспевающие подвиги богатырей.

Князь — вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования.

Клёкот — прерывистые звуки, издаваемые орлами и другими крупными птицами.

Хоругвь — знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *