О чем рассказ народ избранный

Анализ эпизода рассказа л. Улицкой «народ избранный»

«ДЕЛАЯ ДОБРО, БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ЭТО» (Л.Н.ТОЛСТОЙ).

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА РАССКАЗА Л.УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ».

Не привыкай ни к худу, ни к добру:

Не забывай, что всё – в ладонях Бога.

Вероятно, нет человека на Земле, который бы не слышал о смерти и воскресении Иисуса Христа. Духовные плоды смерти и воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря данной людям способности воспринимать духовный свет Божественной истины, они убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все человеческое религиозное мировоззрение.

В нашей сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем. Одной из таких тем является отношение к убогим людям, физически неполноценным. Рассказ Л.Е.Улицкой «Народ избранный» открывает её нам, читателям. То, о чём говорит писатель, знакомо мне, потому что и я, проходя мимо людей убогих, стыдливо опускал глаза, стесняясь того, что я так благополучен в сравнении с ними. Мне хочется высказать свое мнение об одной из сцен рассказа Л.Улицкой – сюжете о двух монахинях.

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Дочитаны последние строки романа, а я продолжаю думать о его героях. Не знаю, как буду я себя вести, когда повстречаюсь с людьми, подобными героям, но уверен, что не будет в моем взгляде презрения. Я буду смотреть на них, как на людей, место которым определено Богом, и буду благодарить судьбу за то, что она дала мне возможность проявить свои лучшие человеческие качества. Ведь Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

на тему: «Делая добро, будь благодарен за это»

Источник

Над чем заставляет задуматься рассказ народ избранный сочинение небольшое

В нашей сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем. Одной из таких тем является отношение к убогим людям, физически неполноценным. Рассказ Л. Е. Улицкой «Народ избранный» открывает её нам, читателям. То, о чём говорит писатель, знакомо мне, потому что и я, проходя мимо людей убогих, стыдливо опускал глаза, стесняясь того, что я так благополучен в сравнении с ними. Мне хочется высказать свое мнение об одной из сцен рассказа Л. Улицкой – сюжете о двух монахинях.

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Дочитаны последние строки романа, а я продолжаю думать о его героях. Не знаю, как буду я себя вести, когда повстречаюсь с людьми, подобными героям, но уверен, что не будет в моем взгляде презрения. Я буду смотреть на них, как на людей, место которым определено Богом, и буду благодарить судьбу за то, что она дала мне возможность проявить свои лучшие человеческие качества. Ведь Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

«Редкий человек говорит: все у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и все от зависти, что у другого есть, а у меня нет. Каждому Господь место определил. Вот оно, мое место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его. Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота – денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Источник

О чем рассказ народ избранный

Рассказ про Зинаиду, которая недавно похоронила свою мать.
До смерти матери к ней Марья Игнатьевна приходила, кормила, а потом перестала, потому что захотела взять мамину кофту, а Зина не отдала – хотела как память сохранить, больше эта кофта ей ни для чего бы не пригодилась, потому что была Зина «такой ширины, что в трамвай не влезала»*.
Зинаида имела инвалидность второй группы, хоть и считала она, что все болезни её в ногах, но врачи говорили, что в железах-надпочечниках.

Когда её мать помирала, то сказала, чтобы Зина шла к храму, когда деньги кончаться: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери». Так она и сделала.
Никто ей не подал, кроме одной женщины, которая попросила помолится об успокоении Екатерины. Больше никто не подал, поэтому Зина решила уходить, но сначала – зайти в храм: поблагодарить Божью Матерь.
В церкви она поставила свечку возле Казанской и пошла к выходу, но здесь на неё набросились другие нищие. Крича, чтобы она больше сюда не приходила, и ругаясь бранными словами, они бросились на Зину. Зина готова была уже убегать, но ноги у неё подкосились, и она упала. Вдруг она услышала: «У, шакалья стая, рванина ненасытная! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда старый хрен, лезешь, прислуга фашистская! Вставай, что ли!»** Это кричала на попрошаек Катя Рыжая. Она помогла Зине подняться, дала ей три рубля, и сказала, чтобы её здесь больше никто не трогал.
В следующий раз Зина пошла к церкви на Покров, теперь её уже никто не
прогонял, и она насобирала почти четыре рубля, но Катю она так и не увидела.
Только на третий раз встретила она Катю, которая увидела её, кивнула и зашла в храм, Зинаида пошла за ней. Катя разговаривала со священником, а затем запела «Верую. ». После церкви они пошли к Зине домой, где сели за стол; Катя достала четвертинку водки, и торжественно, но вкрадчиво, сказала, Зинаида правильно сделала, что пришла к церкви, потому что попрошаек и так много, а Зина должна стать настоящей нищенкой! И Катя рассказала свою историю.
Катя училась в техникуме, потом вышла замуж, из-за мужа попала в тюрьму, а когда вернулась, мать не пустила её домой. Решила она переночивать у подруги на даче, но когда проезжала Савеловский вокзал, зашла в церковь. Стояла плакала, потому что очень плохо ей было, потому что «калечная» и некрасивая она – ничего не дал ей Бог, и тут увидела она женщину, у которой не рук, не ног не было. Так Кате её жалко стало, что заплакала она. Тогда Катя поняла, что и настоящие нищие для того и нужны, чтобы посмотрел на них любой и подумал, что хорошо хоть мне больше повезло, так как, по выражению Кати, завистливые все стали: о себе только думают, поэтому народ нищий – избран Богом!
Так Катя дальше и рассказывала, а Зина уже спала, видя во сне свою маму, но ещё молодую, которая звала Зину с собой.

Источник

Читательская дискуссия по рассказу Л.Улицкой «Народ избранный»

Чевис Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей села Хлевное» Хлевенского муниципального района Липецкой области

«РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ

В РАССКАЗЕ ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ».

• Выявить христианские мотивы в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный», определить их роль;

• создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;

• объяснить, что такое христианские мотивы, и проанализировать эпизоды, связанные с ними;

• обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;

• помочь выявлению чувства после прочтения текста.

• формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

• способствовать расширению словарного запаса учащихся.

• воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;

• развивать чувство милосердия и сострадания.

Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролик о нищих, концептуальное колесо.

1. Вступительное слово учителя:
— Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания. В сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем.
Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества XXI века, является Людмила Улицкая. Вы познакомились с ее рассказом «Народ избранный».

— О чем или о ком идет в нем речь? (об отношении к убогим людям, физически неполноценным)

— Надеюсь, что после самостоятельного прочтения у вас возникли вопросы, на которые мы сегодня постараемся вместе ответить в ходе дискуссии.

— Прежде чем начать дискутировать, я хочу напомнить вам правила дискуссии.

Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса.

Правила ведения организованной дискуссии

1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы, это поможет вам прислушиваться к мнению других.
2. Выражайте свое мнение свободно, но кратко, дайте возможность высказаться другим.
3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.
4. Уважайте чужое мнение, будьте терпимы и внимательны к тому, что говорят другие. Не говорите: «Вы не правы», а только: «Я с вами не согласен».
5. Взвешивайте утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умейте ценить опыт других.
6. Старайтесь рассмотреть проблему основательно, вникая в ее суть. Не спорьте об очевидном — вы потеряете время.
7. При возникновении разногласий не прерывайте дискуссию. Изучите разногласия, ищите точки соприкосновения, стремитесь к компромиссу. Никогда не переходите на личности.
8. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

— Перед беседой давайте познакомимся поближе с писательницей, создавшей такое актуальное произведение.

3. УЧИТЕЛЬ:
— Нашу беседу по этому произведению я хочу предварить вопросом:

— Чего больше всего боится человек, независимо от возраста, пола и национальности?

ОТВЕТЫ: Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

— В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.

— Посмотрим ролик о современных нищих.

— Скажите, что общего у увиденного ролика с рассказом «Народ избранный»?

На какие проблемы он нас нацеливает в сегодняшнем разговоре?

(ОТВЕТЫ: проблема нищих, отношения к ним других людей, смысла жизни, судьбы, счастья…)

— Итак, давайте вспомним содержание всего рассказа.

1) Скажите, какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

2) Главная героиня – Зинаида. Что вы о ней узнали? (месяц, как умерла мать, сама – инвалид II группы, деньги кончились).

3) Кто такая Марья Игнатьевна? Почему она перестала помогать Зинаиде? (после смерти матери Зинаида не отдала ей мамину кофту зелёного цвета с цветами на плечах).

4) Почему Зинаида пошла к храму? Чем закончился её первый поход за милостыней? (никто не подавал, оделась во всё лучшее).

5) На второй день Зинаида, вспомнив наставления матери, вновь пришла к церкви. Что произошло в этот раз? (нападки нищих, знакомство с Катей).

6) Итак, Зинаида познакомилась с Катей. А что Катю заставило просить милостыню? (отбывала наказание, после освобождение мать отказала в прописке, ходит на костылях).

7) При заступничестве Кати Зинаида стала приходить к храму и собирать милостыню, но только тогда, когда пенсия заканчивалась и не на что было купить хлеба. Какое прозвище дали Зинаиде попрошайки, как их называла Катя? (Слониха, из-за толстых больных ног).

8) На что обратила внимание Катя, когда первый раз пришла домой к Зинаиде? (на грязный пол, Зинаида из-за больных ног не могла согнуться, а Катя мыла ползком на животе).

9) Как ответила Зинаида на вопрос Кати: «Чего тебе не хватает, Зина»?(«Сегодня у меня всего есть, Катя») О чём говорит этот ответ? (слова Кати: «Редкий человек говорит: всё у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и всё от зависти, что у другого есть, а у меня нет»).

10) Однажды, оказавшись в церкви, Катя злилась на Бога. Что заставило её изменить мнение о Боге? Кого она увидела в церкви? (на раскладушке принесли женщину с детским телом – калеку «Уж так мне её жалко с тало, не передать…».

11) Как Катя объясняет Зинаиде, «зачем же это Господь таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает»? «Вот тут меня и осенило… Для сравнения, для примера или для утешения, уж и не знаю, как тебе сказать».

. К этому эпизоду мы еще попозже вернемся.

12) Кого же Катя называет избранным народом? (нищих – тех, кто действительно не может прожить без подаяния. Избран для того, чтобы обеспеченные, благополучные люди были благодарны Богу, что не стоят с протянутой рукой)

— Попробуйте ответить на вопрос:

13)Какие христианские мотивы вы увидели в рассказе? (Все нищие собираются около храма на паперти, упоминаются церковные праздники: канун Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, Покров, описывается часть службы в храме, рассказывается о двух монахинях, вообще большая часть рассказа проходит возле храма, упоминается икона Казанской Божьей Матери).

— Разобраться в теме сегодняшней дискуссии нам поможет концептуальное колесо (на доске). Серединку пока будет пустой, а оставшуюся часть делим на 5 частей:

2. Образ Божьей Матери

— Переходим к первой части, мы назвали ее «ПРАЗДНИКИ». В рассказе основные события происходят в дни церковных праздников. Вспомните, о каких святых упоминает Улицкая?

(О Сергии Радонежском, Иоанне Богослове)

— Что вы можете сказать о них? Случайно ли писательница их упоминает?

— Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Земли Русской. По словам одного из современников, Сергий «тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца».

— Иоанн Богослов является одним из апостолов Иисуса Христа. Ему принадлежит Евангелие, его называют Апостолом любви, он говорил «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга! Любовь же состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его».

-Еще есть упоминание праздника Покрова Пресвятой Богородицы, (покрывало над Россией). Считается, что Пречистая Божья Матерь (ЭЛЕМЕНТ КОЛЕСА) простирает свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына своего Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.

-Особое место в рассказе занимает мотив милостыни. Заполняем третий элемент колеса «МИЛОСТЫНЯ». Милостыню подают и не подают в течение рассказа несколько раз. Напомните мне, кто и когда это делает? Милостыня считается делом, угодным Богу. Подают нищему, а приемлет сам Господь. Можно сделать вывод, что осталось в нас еще сострадание, любовь к ближнему, желание помочь.

-Хорошо, переходим к анализу следующего эпизода «МОЛИТВА».

— Предлагаю обратиться к тексту.

— Зачитываем со слов: «….она отвернулась от нее и неожиданно тонко стала выводить с такими замираниями и падениями и подъемами, что казалось, Она одна ведет всю эту толпу по горной перепадистой дороге.»

— О ком и о чем речь? (Речь о Кате Рыжей, эпизод, когда она молится)

-Что такое МОЛИТВА? ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА, ДЕТСКОСТЬ.

-Переходим к следующему эпизоду. Историю, рассказанную Катей о том, как она пришла в мир нищих, сопровождает рассказ о двух МОНАХИНЯХ.

— Предлагаю посмотреть инсценировку данного эпизода («Вот послушай, что со мной один раз случилось……….)

— Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!».

— Концептуальное колесо заполнено.

— Какова же роль христианских мотивов в рассказе?

— Почему рассказ называется «Народ избранный»?

— Кого называет Улицкая избранными и почему? (Роль христианских мотивов велика, они словно ткань, из которой соткан рассказ. Они помогают понять идею рассказа. Улицкая называет нищих избранным народом, потому что «настоящий нищий, Божий человек, Господу служит» Они живут не для себя, а для других, как напоминание всем нам, что не о материальном мы должны заботится, а о душе. Спасти народ наш призваны они от духовной гибели).

Вспомним еще раз все элементы колеса и решим, что мы напишем в его середине?

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.

-А наше сегодняшнее мероприятие пусть откроет наши сердца для тех, кто нуждается в сострадании и понимании.

— В 1886 году князь Константин Романов написал молитву «Научи меня, Боже, любить…». Тема сегодняшнего разговора и этой молитвы перекликаются. Предлагаю послушать ее.

-Думаю, что сегодняшняя дискуссия смогла задеть самые глубокие уголки вашей души. Именно поэтому я предлагаю в следующий раз обсудить не менее интересное произведение: роман-автобиография Антона Борисова «Кандидат на выбраковку»

Рефлексия или подведение итогов в форме предложений:

Я впервые задумался над тем, как.

Каждый, кто прочитает рассказ Л.Улицкой, тот…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный»

О чем рассказ народ избранный. Смотреть фото О чем рассказ народ избранный. Смотреть картинку О чем рассказ народ избранный. Картинка про О чем рассказ народ избранный. Фото О чем рассказ народ избранный

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 01.08.2015 2015-08-01

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Агаева, К. Ш. Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» / К. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21307/ (дата обращения: 22.12.2021).

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост.

Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню. Как нам известно, Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается подвижником Русской земли. Также считалось, что Сергий Радонежский своими словами мог «лечить» самые огрубевшие сердца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Не случайно и упоминание праздника Иоанна Богослова. Он — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Его также называли Апостолом любви. Любовь же, по Иоанну Богослову, заключалась в том, чтобы следовать заповедям Божьим. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Символично, что именно в этот день Зине впервые подают милостыню и просят помолиться об упокоении Екатерины. Но Зина теряет деньги, когда её начинают избивать нищие, которые требуют, чтобы она больше не ходила туда, так как там хватает своих. И в этот же день впервые происходит её встреча с Катей Рыжей, которая выступает в роли заступницы Зины. Именно Катя становится «проводником» Зины в мир нищих и убогих. Она не просто вводит Зину в это «общество», она, можно сказать, учит Зину верить в Бога, потому что мама учила Зину верить только в Божью Матерь. Хотя из дальнейших слов Зиночки мы понимаем, что она и вовсе не понимает, во что верит, потому что на вопрос Кати, кому ж она мать, Зина, растерявшись, отвечает: «Дочки своей матерь». Катя от такой неожиданности уронила костыли: «Да ты, Зина, хуже татарина» [4: 98].

В следующий раз Зинаида приходит в церковь и собирает «много денег, почти четыре рубля» на христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и это тоже глубоко символично. В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.

Следующий символ, изображённый в рассказе, — икона Казанской Божьей Матери, перед которой ставит свечку Зина, как её учила мать. Эта икона считается чудотворной. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. В народе ее считают заступницей женщин.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!» [4: 106].

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

1) «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;

2) они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;

3) они не предаются греху гордыни;

4) они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;

5) они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;

6) им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

О людях, изображенных в рассказе, в Евангелии говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33). Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» [4: 106]. Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

А. Молчанов, рассуждая в своей статье «Настоящая женская проза, или феномен Людмилы Улицкой» об этом рассказе, говорит о том, что нищие, юродивые избраны страдать «за все человечество, и в этом миссия его и счастье» [2: 4]. Эту мысль подтверждают слова той же Кати Рыжей, рассказавшей Зине историю двух монахинь. Она видит их (нищих) предназначение в том, что люди, проходящие мимо таких, как они, начинают сознавать всю прелесть жизни, благодарят Бога за то, что они здоровы, «что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то».

Традиция изображения юродивых — это традиция христианизированной литературы (Н. Гоголь, Н. Лесков, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Изображая своих героев, Улицкая словно обращается к фразе из Нового Завета: «Сила моя в немощи совершается».

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

1. Колядич Т. М. Людмила Улицкая // Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391.

2. Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10.

3. Христианство: Словарь. — М.: Республика, 1994.

4. Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, — С. 95–108.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *