О чем рассказ лескова зверь
Николай Лесков — Зверь:
Краткое содержание
Глава 1
Рассказчику было 5 лет, когда мать уехала к мужу-следователю, оставив его у жестокого дяди, чтобы встретить Рождество.
Глава 2
Дом дяди был похож на мрачный замок, в одном окне которого были натянуты струны, завывавшие при ветре.
Глава 3
Дядя любил охоту на медведей. У него были собаки-«пьявки» для нее. Медвежат-сирот держали в сарае. Смотрел за ними удалой красавец черноглазый Храпошка (Ферапонт). Спокойному медвежонку разрешали жить во дворе.
Глава 4
Уже 5 лет во дворе жил «смышленый медведь» Сганарель. Если бы он озверел, его стали бы травить собаками, а в конце прикончили бы охотники.
Глава 5
Сганарель был умный и красивый, носил шляпу, умел маршировать. С Храпоном они были друзьями. Но и Сганарель показал себя: напал на гуся, жеребенка и слепца с поводырем. И «зверя» перед «казнью» посадили в яму.
Глава 6
К Рождеству дядя, собрав гостей, планировал затравить провинившегося зверя.
Глава 7
Глава 8
О чувствах Храпона рассказчик-мальчик и его кузен, сын дяди, узнали от Анны, сестры Храпона. Дяде доложил о них гувернер. И тот назначил Храпона вторым, после Флегонта, стрелком для скорой травли. Маленький рассказчик молится о спасении медведя.
Глава 9
От рождественского стола все пошли на травлю. Дядя подал сигнал стрелкам.
Глава 10
Медведь вылезать отказался. Тогда дядя велел Храпону выманить его.
Глава 11
Ферапонт приказа барина не ослушался. Друзья вышли обнявшись. У медведя был несчастный вид, а на голове шляпа. Кому-то из гостей стало жаль его.
Глава 12
Глава 13
Большинство гостей сбежало в дом, когда медведь вертел бревном, привязанным к лапе.
Глава 14
Медведь бревном сшиб засаду стрелка Флегонта, тот выстрелил – и ранил Храпона. Медведь, помедлив возле друга, бегом подался в лес.
Глава 15
Глава 16
Старый священник стал объяснять детям смысл рождественской песни Христу. О том, что Бог ждет от нас милосердное сердце. И дядя заплакал. Храпошка был прощен за «любовь к зверю», и даже отпущен на волю. Но он не ушел, а остался слугой и другом дяде. Дядя в шутку звал его «укротителем зверя» (то есть, себя). Оба добряка с тех пор помогали людям. Храпон и хоронил дядю, и потом сам лег рядом.
Читательский дневник по рассказу «Зверь» Лескова
Сюжет
Отзыв
Рассказ можно назвать святочным. События в нем происходят в Рождество, и все заканчивается преображением злого человека в доброго. В названии рассказа имеется в виду не медведь, а дядя. Он сам был как зверь. Случай с медведем помог ему понять себя, раскаяться, измениться. Он понял, что Храпон медведя любил так, как сам дядя никогда не любил людей. Он понял, что даром прожил жизнь, и поспешил делать добрые дела. Храпон стал его товарищем. Рассказ учит милосердию, любви, раскаянию, прощенью. Учит признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, помогая другим.
Краткое содержание Лесков Зверь
В основу повествования положены детские воспоминания писателя, когда он в рождественские дни гостил в имении своего дяди — своенравного и жестокого помещика.
Дядя был страстным любителем охоты на медведей. Для этого у него были специальные собаки — «пиявки», которые впивались в медведя так крепко, что их невозможно было от него оторвать. Если на охоте попадались медвежата, их забирали в имение, где содержали в специальном сарае. Из пойманных медвежат отбирался один, которому для потехи давали возможность свободно гулять по двору, но только до той поры, пока он вел себя смирно. Когда медведь подрастал и становился опасным, его травили «пиявками», а затем убивали охотники.
Присматривал за медведями молодой крепостной парень, которого звали Ферапонтом, но все называли его Храпоном. Пять лет во дворе жил медведь по кличке Сганарель, который носил охотничью шляпу с пером и умел бить в барабан. Храпон в нем души не чаял и медведь отвечал ему взаимностью. Со временем в Сганареле проявилась звериная натура, и он начал совершать поступки, недопустимые с точки зрения людей — оторвал крыло гусю, повредил хребет жеребенку, напал на человека. Судьба медведя была предрешена — для этого в поместье разыгрывался настоящий спектакль, посмотреть на который съезжались родственники и гости.
Зная привязанность Храпона к медведю, злой помещик приготовил для Храпона особую роль – тот должен был находиться в засаде с ружьем и в нужный момент выстрелить в Сганареля. Парень попадает в сложное положение — тех, кто решался ослушаться хозяина, ждала суровая расправа.
И вот в один из дней накануне рождества, медведя, помещенного в глубокую яму, пытаются выманить из нее, чтобы отдать на растерзание собакам. Но Сганарель, словно предчувствуя свою гибель, не желает покидать свое убежище. Не помогают ни заостренные колья, ни бревно, ни горящее сено. Помещик призывает в помощь Храпона, и медведь в обнимку с парнем покидает яму. На глазах собравшихся медведь разрывает двух «пиявок» и начинает размахивать бревном. Гости в панике начинают покидать зрелище. В медведя стреляют, но ему удается уйти в лес.
Все в ужасе гадают, какое же наказание приготовил помещик для Храпона, которого он считал виновником неудавшейся охоты.
Наступает Рождество. Гости собрались в поместье, где в вольтеровском кресле восседает хозяин. Священник читает молитву. И рождественское чудо происходит – растроганный помещик прощает Храпона, дает ему вольную и дарит сто рублей. Парень решает и дальше служить хозяину верой и правдой.
Главная мысль
Эта история о том, как Ферапонт, спасая медведя, спас своего хозяина. Она учит доброте, милосердию и умению оставаться человеком в самой сложной ситуации.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лесков. Все произведения
Зверь. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле
Главным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.
Болезнь под названием «Красная смерть» почти обезлюдила страну. Однако не все жители боятся эпидемии – принц Просперо продолжает жить беззаботно. Он прячется в укреплении вместе с такими же беспечными придворными
Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.
«Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ
Краткое содержание рассказа «Зверь» Н. Лескова
Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.
«Зверь» очень краткое содержание
Н. Лесков «Зверь» краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: помещик, Ферапонт — молодой крепостной, Сганарель — медведь.
Сюжет:
Помещик был жестокосердный и суровый человек. Все в имении боялись его. Он любил развлекать гостей охотой на медведей — на них пускали обученных псов, которые, вцепившись в добычу, не отпускали ее.
Мирных медвежат оставляли свободно гулять по двору, и вот уже 5 лет Сганарель исполняет эту роль, а присматривает за ним Ферапонт. Они привязались друг к другу и очень подружились. Но медведь стал дичать — напал на домашних питомцев, а затем и на человека.
Помещик устроил на него охоту при гостях, но Ферапонт помог Сганарелю убежать в лес. Вечером священник долго рассказывал о праведниках и милосердии, и помещик помиловал крепостного и дал ему вольную. Ферапонт остался служить у него несмотря на свободу.
Вывод:
Жестокость и суровость не делают человека счастливым, не дают душевного умиротворения, каким бы черствым ни был человек, он чувствует в глубине опустошенность и горечь своего поведения, а милосердие и доброта спасают человека, как Ферапонт спас медведя и помещика.
Это интересно: Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. В произведении автор затрагивает темы праведничества, крепостного гнета, гибели народных талантов. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Тупейного художника» по главам, а также краткую версию для читательского дневника.
Короткий пересказ «Зверь»
Краткое содержание «Зверь» Лесков:
В основу повествования положены детские воспоминания писателя, когда он в рождественские дни гостил в имении своего дяди — своенравного и жестокого помещика.
Дядя был страстным любителем охоты на медведей. Для этого у него были специальные собаки — «пиявки», которые впивались в медведя так крепко, что их невозможно было от него оторвать. Если на охоте попадались медвежата, их забирали в имение, где содержали в специальном сарае.
Из пойманных медвежат отбирался один, которому для потехи давали возможность свободно гулять по двору, но только до той поры, пока он вел себя смирно. Когда медведь подрастал и становился опасным, его травили «пиявками», а затем убивали охотники.
Присматривал за медведями молодой крепостной парень, которого звали Ферапонтом, но все называли его Храпоном. Пять лет во дворе жил медведь по кличке Сганарель, который носил охотничью шляпу с пером и умел бить в барабан. Храпон в нем души не чаял и медведь отвечал ему взаимностью.
Со временем в Сганареле проявилась звериная натура, и он начал совершать поступки, недопустимые с точки зрения людей — оторвал крыло гусю, повредил хребет жеребенку, напал на человека. Судьба медведя была предрешена — для этого в поместье разыгрывался настоящий спектакль, посмотреть на который съезжались родственники и гости.
Зная привязанность Храпона к медведю, злой помещик приготовил для Храпона особую роль – тот должен был находиться в засаде с ружьем и в нужный момент выстрелить в Сганареля. Парень попадает в сложное положение — тех, кто решался ослушаться хозяина, ждала суровая расправа.
И вот в один из дней накануне рождества, медведя, помещенного в глубокую яму, пытаются выманить из нее, чтобы отдать на растерзание собакам. Но Сганарель, словно предчувствуя свою гибель, не желает покидать свое убежище. Не помогают ни заостренные колья, ни бревно, ни горящее сено.
Помещик призывает в помощь Храпона, и медведь в обнимку с парнем покидает яму. На глазах собравшихся медведь разрывает двух «пиявок» и начинает размахивать бревном. Гости в панике начинают покидать зрелище. В медведя стреляют, но ему удается уйти в лес.
Все в ужасе гадают, какое же наказание приготовил помещик для Храпона, которого он считал виновником неудавшейся охоты.
Наступает Рождество. Гости собрались в поместье, где в вольтеровском кресле восседает хозяин. Священник читает молитву. И рождественское чудо происходит – растроганный помещик прощает Храпона, дает ему вольную и дарит сто рублей. Парень решает и дальше служить хозяину верой и правдой.
Главная мысль:
Эта история о том, как Ферапонт, спасая медведя, спас своего хозяина. Она учит доброте, милосердию и умению оставаться человеком в самой сложной ситуации.
Читайте также: Рассказ Н. С. Лесков «Человек на часах» написал и впервые опубликовал в 1887 году под названием «Спасение погибавшего». Прочитать краткое содержание «Человека на часах» можно на нашем сайте. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. Рассказ основан на реальной истории спасения караульным утопающего человека.
Сюжет рассказа «Зверь» Лесков
«Зверь» Лесков краткое содержание произведения:
Рассказчик, тогда ещё пятилетний мальчик, гостил у своего дяди в Орловской губернии. Не только крепостные крестьяне, но и члены семьи боялись его гнева. Он никому не прощал даже малейших промахов.
Помещик был большим любителем охоты. Он разводил специальную породу собак, которых называли пиявками, так как они отличались от других псов мёртвой хваткой. Часто охотники из крепостных крестьян по приказу барина привозили в имение маленьких медвежат и отдавали на воспитание Ферапонту, который служил доезжачим.
Самый спокойный и послушный медведь охранял помещичье хозяйство. Но если за ним замечались какие-либо шалости, помещик устраивал на него охоту для своих гостей.
Уже пятый год охранял двор любимец Ферапонта – медведь по кличке Сганарель. Был он добродушным животным и очень любил своего воспитателя. Да и Ферапонт очень привязался к медведю и относился к нему как к близкому другу.
Но под Рождество в Сганареле стал просыпаться звериный инстинкт. Рассерженный помещик решил избавиться от медведя. На праздник он пригласил гостей, а медведя приказал посадить в глубокую яму.
Сганарель был умным медведем. В день охоты он категорически отказывался выбираться из ямы, как ни издевались над ним и ни провоцировали его окружающие. В конце концов, медведь сумел выбраться из ямы и прорваться через плотное кольцо охотников. Ферапонт сумел помочь ему скрыться в лесу, за что помещик пригрозил строго наказать его за испорченную охоту.
Вечером гости и даже дети с тревогой ждали появления хозяина дома. Он пришёл в сопровождении двух охотничьих собак и устроился в кресле. Среди гостей был старый священник – отец Алексей.
Он тихо начал рассказывать присутствующим о празднике Рождества, о любви друг к другу, об умении прощать и сочувствовать, утешать и поддерживать, ведь не зря появился на свет Христос. Долго говорил отец Алексей, и все прекрасно понимали, кому предназначались эти слова. И вдруг все увидели, что хозяин дома плачет. Позже он приказал позвать Ферапонта.
Помещик подписал для него вольную и разрешил ему уехать. Но Ферапонт остался в имении и до конца жизни был для помещика не только преданным слугой, но и верным другом, хотя уже считался свободным человеком. Вместе они сделали много добрых дел, поэтому даже после их смерти в округе не забывали о них.
Заключение:
Рассказ учит состраданию к любому живому существу, доброте и милосердию.
Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.
Краткое содержание рассказа «Зверь» Николая Лескова
Глава 1
Рассказчику было 5 лет, когда мать уехала к мужу-следователю, оставив его у жестокого дяди, чтобы встретить Рождество.
Глава 2
Дом дяди был похож на мрачный замок, в одном окне которого были натянуты струны, завывавшие при ветре.
Глава 3
Дядя любил охоту на медведей. У него были собаки-«пьявки» для нее. Медвежат-сирот держали в сарае. Смотрел за ними удалой красавец черноглазый Храпошка (Ферапонт). Спокойному медвежонку разрешали жить во дворе.
Глава 4
Уже 5 лет во дворе жил «смышленый медведь» Сганарель. Если бы он озверел, его стали бы травить собаками, а в конце прикончили бы охотники.
Глава 5
Сганарель был умный и красивый, носил шляпу, умел маршировать. С Храпоном они были друзьями. Но и Сганарель показал себя: напал на гуся, жеребенка и слепца с поводырем. И «зверя» перед «казнью» посадили в яму.
Глава 6
К Рождеству дядя, собрав гостей, планировал затравить провинившегося зверя.
Глава 7
Глава 8
О чувствах Храпона рассказчик-мальчик и его кузен, сын дяди, узнали от Анны, сестры Храпона. Дяде доложил о них гувернер. И тот назначил Храпона вторым, после Флегонта, стрелком для скорой травли. Маленький рассказчик молится о спасении медведя.
Глава 9
От рождественского стола все пошли на травлю. Дядя подал сигнал стрелкам.
Глава 10
Медведь вылезать отказался. Тогда дядя велел Храпону выманить его.
Глава 11
Ферапонт приказа барина не ослушался. Друзья вышли обнявшись. У медведя был несчастный вид, а на голове шляпа. Кому-то из гостей стало жаль его.
Глава 12
Глава 13
Большинство гостей сбежало в дом, когда медведь вертел бревном, привязанным к лапе.
Глава 14
Медведь бревном сшиб засаду стрелка Флегонта, тот выстрелил – и ранил Храпона. Медведь, помедлив возле друга, бегом подался в лес.
Глава 15
Глава 16
Старый священник стал объяснять детям смысл рождественской песни Христу. О том, что Бог ждет от нас милосердное сердце. И дядя заплакал. Храпошка был прощен за «любовь к зверю», и даже отпущен на волю. Но он не ушел, а остался слугой и другом дяде. Дядя в шутку звал его «укротителем зверя» (то есть, себя). Оба добряка с тех пор помогали людям. Храпон и хоронил дядю, и потом сам лег рядом.
Читательский дневник по рассказу «Зверь» Лескова
Сюжет
Отзыв
Рассказ можно назвать святочным. События в нем происходят в Рождество, и все заканчивается преображением злого человека в доброго. В названии рассказа имеется в виду не медведь, а дядя. Он сам был как зверь. Случай с медведем помог ему понять себя, раскаяться, измениться. Он понял, что Храпон медведя любил так, как сам дядя никогда не любил людей. Он понял, что даром прожил жизнь, и поспешил делать добрые дела. Храпон стал его товарищем. Рассказ учит милосердию, любви, раскаянию, прощенью. Учит признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, помогая другим.
«Зверь», анализ рассказа Лескова
История создания
Рассказ Лескова «Зверь» был напечатан в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» в 1883 г. У произведения был подзаголовок «Рождественский рассказ».
Рассказ «Зверь» автобиографичен. Тётка Лескова очень юной была отдана замуж за пожилого благодетеля семьи. Этот человек был богатым, но злобным и жестоким. В отличие от героя Лескова, с ним не произошло чудесного духовного перерождения.
Литературное направление и жанр
Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.
Тема и проблематика
Тема рассказа – преображение человеческой души, которое в руках Божьих.
Важнейшая социальная проблема рассказа – проблема крепостного права. Описаны события примерно 30-х гг.19 в. К моменту написания рассказа крепостное право было уже 20 лет как отменено, но не изжиты отношения между деспотичными помещиками и рабски покорными слугами. В рассказе Лесков предвидел, что тень крепостного права, делающего рабами и слуг, и господ, долго будет властвовать над душами его соотечественников.
В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.
В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.
Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.
Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.
Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.
По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.
Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.
Герои и образы
Дядя, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.
Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.
Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя.
Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.
Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.
Ферапонт (Храпон) – «ловкий, сильный и смелый парень лет 25», красивый по-народному: белый, румяный, «с чёрными кудрями и с чёрными же большими глазами навыкате». Ферапонт служил доезжачим, то есть заведовал всеми гончими. Он умел воспитывать не только собак, но и присматривал за медвежатами, отбирал самого смирного и дрессировал его в своё удовольствие.
Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга), не осмеливается ослушаться хозяина.
Сердце Ферапонта отзывчиво на доброту. Благородный поступок дяди, дающего рабу вольную, побуждает Ферапонта «вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Так Ферапонт из слуги превратился в друга.
Дядя так объясняет поступок Ферапонта: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека». Он до конца жизни называет Ферапонта укротителем зверя, имея в виду не столько медведя, сколько себя самого, свою звериную природу.
Сганарель – медведь «необыкновенной силы, красоты и ловкости», проживший в поместье 5 лет и не проявивший своих «зверских» наклонностей. Ум Сганареля сравнивается с умом пуделя, потому что он многому был научен: ходил на задних лапах, бил в барабан, маршировал с большой палкой, как с ружьём, мог с мужиками таскать грузы на мельницу и умел надевать высокую мужичью шляпу с пером. Сганареля не приходится тащить в яму. Он идёт по просьбе друга Ферапонта, да ещё и обнимает его всю дорогу, а с собой берёт свою шляпу. Попав в яму, медведь стонет, как человек. Сталкиваясь с сидящим в засаде Ферапонтом, медведь лезет к нему целоваться и обниматься, что и защищает его от выстрела другого охотника.
Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.
Художественное своеобразие
Начало рассказа готовит читателя к восприятию какого-то ужасного события, соотносимого с концом света и приходом антихриста. Природа скорбит: морозы убивают овец и птиц.
Похожий на замок дом, в котором происходят события – антураж готического романа ужасов. Эолова арфа (натянутые в окне струны, колеблемые в бурю ветром), устроенная в башне каменного замка сумасшедшим отцом помещика, отсылает читателя к древнегреческой мифологии, согласно которой над человеком властвует злой рок. Недаром дядя был тем мрачнее наутро, чем громче играла ночью эолова арфа.
Гости, наблюдающие за травлей Сганареля, не могут видеть в дрессированном животном дикого зверя, они жалеют идущего на задних лапах медведя, надевшего смешную шапку и похожего на преданного и изгнанного близкими короля Лира. Медведь очеловечивается зрителями, им кажется, что он страдает не столько физически, сколько морально.