О чем рассказ ленька пантелеев
Год написания: 1938
Жанр произведения: роман
Краткое содержание романа Пантелеева «Лёнька Пантелеев» для читательского дневника повествует о тяжелых скитаниях мальчика во время гражданской войны.
Сюжет
Мальчик Леня живет с родителями Иваном Адриановичем и Александрой Сергеевной. Но в семье общий язык не был найден, так что отец ушел из дому. Так и не вернувшись он умер. Семья жила за счет уроков музыки, которые давала мать. В училище Леня знакомится с Волковым, богатым мальчиком. Они сходятся на любви к серьезным книгам. От Стеши он узнает о большевиках, и считает ее шпионкой. В годы революции бывшая нянька пригласила семью в деревню. Сытая жизнь деревни понравилась мальчику. Но он заболел дифтеритом и отправился с мамой к доктору в Ярославль. В городе их застали сражения. Покидая Ярославль мать и мальчика едва не убили бандиты. Поправив здоровье Пантелеевы вернулись в деревню. По маминой работе они переехали в татарский городок. Уехав в Петроград по работе, мать долго не возвращалась. Ленька пошел работать на ферму, но безуспешно. Потом поехал искать мать в Петербург. Там мерз, голодал, поступил в профтехшколу. Странствовал мальчик по России и Украине. Без работы стал воровать. Добравшись до Петрограда он нашел семью. Встретив Волкова, мальчик снова стал красть. Стеша спасла его, устроив в спецшколу.
Вывод (мое мнение)
Дети легко поддаются влиянию друзей, компаний. Научив в раннем возрасте выбирать друзей, родители сделают очень многое. Атмосфера любви в семье позволяет детям оставаться дома, не уходя на улицу. Война лишает детства.
Ленька Пантелеев читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Краткое содержание для читательского дневника
Ленька Пантелеев со своим другом-хулиганом попадают в тюрьму. Судьба у мальчика была нелегкой, он много скитался, голодал, ведь была гражданская война. Мама Лёньки решила бежать под обстрелом по Волге. Когда Лёнька вышел из тюрьмы, маму он не нашел. Ему пришлось работать, чтобы как-то выживать. Мальчик научился читать и любил книги. Несмотря на свою нелегкую жизнь, он не переставал интересоваться литературой. Он даже начал писать пьесу. В профшколе Лёнька осваивал столярное ремесло. Там же была поставлена его пьеса, в которой он сыграл маленькую роль. Маму мальчик всё-таки нашёл. После тюрьмы Лёнька встретил хороших людей, они помогли ему выучиться, встать на ноги. Он вырос, стал писателем и написал много книг.
Главные герои
Главная мысль
Человек всегда должен стремиться развиваться. Никакие самые трудные жизненные обстоятельства не смогут сломить человека, если он твердо решил достичь своей цели.
Чему учит
Автор в рассказе учит читателя быть хорошим человеком, учиться, не связываться с хулиганами. Честный труд всегда лучше воровства. На жизненном пути нам встречаются не только плохие люди, но и хорошие. С кем продолжить свой путь выбирать нам.
Отзыв
Очень интересная, поучительная повесть. Несмотря на все невзгоды, у каждого человека есть шанс стать хорошим и полезным человеком. Главное, к этому стремиться. В жизни ошибается каждый, автор показывает нам в своем произведении, что нужно уметь признать ошибки, вынести из них урок и избегать их в будущем.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Краткое содержание Лёнька Пантелеев
В книге рассказывается о времени гражданской войны. Главным героем рассказа является мальчик по имени Леня. Ему недавно исполнилось 10 лет. Мальчику приходиться выживать среди беспризорников и воровать.
Как – то раз приятель Волков забирает Леньку с собой на грабеж. Они попадают полиции. Леньку успели поймать. А Волков убежал. Мальчика арестовали и отправили в камеру, где он осмысливает свою жизнь.
Отец Лени очень много-много пил и уходил в запой. Вопреки пьянству, сын боготворил отца за искренность, щедрость и правдивость. Ранее отец был военным. Иван Адрианович появился на свет в семье торговцев. Он служил в военнослужащих органах. После женитьбы начал заниматься семейной торговлей.
С детства Леня был сообразительным и преждевременно научился читать. Во время мировой войны отец Лени погибает. Мать мальчика работала учительницей и давала частные уроки музыки. Мальчик учится хорошо и принимает участие в школьной деятельности. Вскоре Леня начал читать более серьезные книги и познакомился с Владимиром Волковым. Волков жил в богатой семье и был очень высокомерен. Вова давал книги Лене почитать. Вова узнал, что Леня из простой семьи и перестал с ним общаться.
Леня заболел и не ходил в школу некоторое время. Вернувшись в школу, мальчик узнал, что его класс почти распустился. Некоторые уроки отменялись, а старшеклассники бродили по коридорам. А семья Волкова переехала из города. Зима была холодной, и семье Лени пришлось туго. После окончания революции Леня с матерью переехали в деревню. У Лени были младшая сестра с братом. Они быстро нашли общий язык с сельскими детьми. Леня подружился с Игнатом.
В деревне начались революционные нападения. И мать Лени с детьми переехала в гостиницу. В гостинице мальчик заболел и ему вызвали врача. Лена не попал в больницу, поскольку в гостиницу прорвались военные гвардейцы. Все постояльцы спрятались в подвал. Во время переполоха семью Лени ограбили. У них закачивались припасы. Ленька решил подняться на верхние этажи гостиницы. Там он встретил владельца гостиницы и его сына. Они приняли Леню за воришку. Но когда все выяснилось, отпустили мальчика. Хозяин вызволил всех из подвала и обещал устроить бесплатное угощение.
В конце концов, после окончания гражданской войны Леня поступает в трудовую школу, которая ранее была гимназией. Вскоре в учреждении все узнали о воровском прошлом Лени. Мальчик остался в школе. Но директриса исключила его из школы из – за драки с мальчиками. Леня учился в Петербурге. Тетя после отчисления решила отправить его домой. На дорогу она дала ему денег. Увидев рулетку на улице мальчик сыграл в игру и проиграл все деньги. Из – за стыда он не решился вернуться и бродил по улицам Петербурга. После он встретил Волкова, и они начали воровать.
В конце Леню отпускают из полиции по сопровождению Стеши, которая ранее жила по соседству. Леня все рассказывает Стеше. Она определяет его в учреждение для трудных подростков под руководством Сорокина. Леня окончил школу на отлично и стал хорошим писателем.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пантелеев. Все произведения
Лёнька Пантелеев. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В романе рассказывается о вымышленной планете. На дворе продолжается 632 год Эры Форда. Форд был великим человеком, создавшим автомобильную компанию. Для народа планеты Форд стал Богом. В стране процветала технологическая индустрия.
Повесть «Золотая роза» состоит из нескольких глав. В первой главе, которая называется «Драгоценная пыль» идет речь об одном мусорщике по имени Жан Шамет
Двое братьев гуляли по лесу. Они устали и легли вздремнуть. Проснувшись, они увидели камень с какой-то надписью. Там было написано, что на горе стоит дом, в котором находится счастье. Но чтобы добраться до этого счастья
Опера знаменитого композитора отличается своей оригинальностью, которая заключалась в том, что во время премьеры прозвучало своеобразное попурри из танцевальных мелодий Испании, воссоздающую атмосферу Севильи.
Первая сцена пьесы – Глумов Егор Дмитриевич находится в своей квартире, где живет вместе с матерью. Между ними происходит диалог. Глумов зарекается делать свою карьеру исключительно через знакомых.
«Лёнька Пантелеев» читательский дневник
«Лёнька Пантелеев» – история непростого жизненного пути мальчика, которому хватило смелости и решительности покончить с воровской жизнью и стать честным человеком.
Краткое содержание «Ленька Пантелеев» для читательского дневника
ФИО автора: Пантелеев Леонид
Название: Лёнька Пантелеев
Число страниц: 400. Пантелеев Леонид. Издательство «Клевар Медиа Групп». 2016 год
Жанр: Роман
Год написания: 1938 год
Время и место
Действие романа происходит в смутное время в России и охватывает период, включающий Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну.
Главные герои
Лёнька Пантелеев – добрый, отзывчивый мальчик, который под влиянием обстоятельств встал на кривую дорожку, но после исправился.
Александра Сергеевна – мать Лёньки, преподавательница музыки, добрая, заботливая женщина.
Волков – предводитель шайки хулиганов и воров.
Сюжет
Детство Лёньки пришлось на смутные годы Первой мировой войны и революции. Когда-то у мальчика была полная семья, однако у отца был очень тяжёлый характер и склонность к пьянству, в результате чего семья распалась. От грустных мыслей Лёнька спасался благодаря чтению, к которому пристрастился в раннем возрасте.
Когда отец умер в Первую мировую войну, все заботы о семье легли на хрупкие материнские плечи. Женщина давала частные уроки музыки, но денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить троих детей. Зима в тот год выдалась особенно голодная. Весной мать получила приглашение от няньки погостить всей семьёй в деревне. Несмотря на обстрелы, женщина отважилась покинуть город.
После революционного Петрограда жизнь в деревне показалась Лёньке спокойной и сытой. Мальчик быстро влился в компанию деревенских ребятишек. Когда он заболел дифтеритом, мать решила отвезти его в Ярославль к доктору. В городе они попали в страшную заварушку, которую устроили белогвардейцы и красноармейцы, но им удалось выжить и невредимыми вернуться домой.
Однажды мать уехала по работе в командировку в другой город и долго не возвращалась. Чтобы как-то прокормить себя, Лёнька был вынужден искать работу. Однако мальчику не везло, и он постоянно попадал в какие-то передряги. Чтобы не умереть с голода, Лёнька был вынужден воровать. Он очень обрадовался, когда получил работу курьера. Желая выполнить поручение как можно быстрее, он съехал с лестницы со второго этажа и напоролся на большой гвоздь. В результате Лёнька надолго оказался в больнице.
Выздоровев, Лёнька очутился в профшколе. Ему тяжело давалась учёба, поскольку мальчик давно не ходил в школу, но он очень старался и вскоре наверстал пропущенные занятия. Лёнька написал пьесу, которую решили поставить на сцене. Ему досталась совсем крошечная роль, но он прекрасно с ней справился.
Мечтая отыскать маму, Лёнька отправился в Петроград. Преодолев массу трудностей, он её нашёл. Выяснилось, что на поезд, в котором возвращалась мама домой, напал бандитский отряд, и ей лишь чудом удалось выжить.
В родном городе Лёня связался с местными хулиганами под предводительством Волкова. Он не собирался кого-то грабить или обманывать, но по досадной случайности оказался втянутым в преступное дело и был пойман на горячем. Лёньке было очень стыдно перед мамой. Он добровольно признался, и его выпустили с подпиской о невыезде. Матери удалось пристроить Лёньку в спецшколу для трудных подростков. Поначалу он хотел сбежать оттуда, но неожиданно ему понравилось на новом месте. Благодаря прекрасным преподавателям Лёнька вырос хорошим человеком и стал писателем.
Вывод и своё мнение
В жизни главного героя было множество трудностей, которые он не всегда преодолевал с честью и достоинством. Однако природная честность, благородство и порядочность не дали ему опуститься на самое дно. Попав в хорошее окружение, мальчик смог избавиться от своего тёмного прошлого и вырасти достойным человеком.
Главная мысль
Даже в трудные времена нужно оставаться порядочным, честным человеком, ставить цели и добиваться их, и тогда всё наладится.
Авторские афоризмы
«…Споткнуться и упасть в яму нетрудно, выкарабкаться из неё гораздо труднее…»
«…Ведь никто не рождается преступником. Преступниками делают людей голод, нужда, безработица…»
«…Тот, если бы влип, так сразу бы всё рассказал. Твердости у него нет, даром что опытный…»
Толкование непонятных слов
Чёрная лестница – подсобная лестница внутри дома, предназначенная для хозяйственных нужд и выходящая во двор.
Гимнастёрка – плотная тканевая удлинённая рубашка, которую носили с ремнём или поясом.
Чулок – предмет одежды, изделие из нитей, мягкого материала, облегающее ногу.
Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.
Новые слова
Дюжина – мера поштучного счёта предметов, равная 12.
Ирод – мучитель, изверг (чаще в обращении).
Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.
Лёнька Пантелеев
Микропересказ : Годы гражданской войны. Десятилетний мальчик переживает опасные приключения, ему приходится жить среди беспризорников, воровать. На верный путь мальчика направляет директор исправительной школы.
Вступление
В тот день Волков снова тащит Лёньку воровать, но на сей раз подельников ловят. Волков успевает сбежать, а Лёньке выкрутиться не удаётся. Мальчика отводят в милицию и сажают в пустую, холодную камеру. Наплакавшись, Лёнька начинает вспоминать, как дошёл до такой жизни.
Глава I
У Лёнькиного отца Ивана Адриановича был тяжёлый характер и склонность к длительным запоям. Несмотря на это, Лёнька любил отца за честность, прямоту и щедрость. О его прошлом мальчик знал только, что тот служил казачьим офицером и участвовал в русско-японской войне.
Иван Адрианович родился в старообрядческой петербургской торговой семье. Против воли родителей он окончил Елисаветградское военное училище, служил в драгунском полку, успел повоевать, но разочаровался в офицерской жизни, после ранения в полк не вернулся и стал торговать лесом. Женился он на Александре Сергеевне из православной торговой семьи. Она так и не смогла найти общий язык с мужем, которого очень боялась.
Мать и отец ругались, жили врозь, потом снова сходились, а жизнь мальчика шла своим чередом. Рано научившись читать, Лёнька читал всё, что попадалось ему в руки. Паинькой он никогда не был, и вечно попадал в неприятности. Особенно трудно стало Александре Сергеевне справляться с сыном, когда Иван Адрианович окончательно покинул семью.
Глава II
Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.
О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.
Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.
Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.
Глава III
Пока Лёнька болел, произошла Октябрьская Социалистическая революция. Вернувшись в училище, Лёнька обнаружил, что его класс сильно поредел. Исчез и Волков. Старшеклассники разгуливали по коридорам в шинелях, а уроки часто отменялись. Наведавшись к приятелю, Ленька узнал, что Волковы уехали в своё поместье.
Зима выдалась голодная. Стеша пошла работать на завод «Треугольник» и, чем могла, помогала Александре Сергеевне. Лёнька много читал и пытался сочинять стихи. Весной пришло письмо от бывшей няньки. Она приглашала всю семью на лето к себе, в деревню Ярославской губернии. Стеша из Питера уезжать отказалась — осталась беречь имущество.
Глава IV
Деревню, где жила нянька Секлетея Фёдоровна занимали бойцы Зелёной армии. Нянька рассказала, что в этой армии, воюющей с большевиками, состояли сыновья её кума, рыжебородого Фёдора Глебова.
После революционного Петрограда деревенская жизнь казалась Лёньке спокойной и сытой. Его младшие брат и сестра, Вася и Ляля, быстро подружились с сельскими ребятишками, а застенчивый Лёнька долго наблюдал за ними со стороны. Однако вскоре и он влился в компанию деревенский детей, где познакомился с младшим сыном Глебова Игнатом.
Вскоре Лёнька встретился с председателем комитета бедноты Василием Фёдоровичем Кривцовым. Он показал свой огород, где пытался вырастить помидоры. Растениям не хватало очень дорогой бордосской жидкости.
В середине июня в Чельцове появился атаман Хохряков. Лёнька бросился предупредить Кривцова, но того не оказалось дома. Мальчик побежал к дороге, и увидел, что Кривцова уже караулит посланный отцом Игнашка Глебов. К счастью для председателя, хохряковцы вскоре ушли из села. Вернувшись домой, Лёнька напился ледяной воды и заболел дифтеритом. Александра Сергеевна решила везти десятилетнего сына к доктору в Ярославль.
Глава V
Остановившись в гостинице «Европа», Александра Сергеевна вызвала детского врача. Он и заявил, что мальчика следует госпитализировать, но в больницу Лёнька так и не попал: в Ярославль ворвались белогвардейцы. Постояльцам «Европы» пришлось спрятаться в гостиничном подвале. В спешке Александра Сергеевна не успела захватить вещи и еду. Вскоре стало известно, что власть большевиков свергнута, и в подвале воцарилось радостное оживление. Александра Сергеевна отважилась сходить за вещами. Вернувшись, женщина сообщила, что у них всё украли.
Выйдя в туалет, Лёнька не устоял перед искушением и отправился на верхние этажи «Европы». На обратном пути Лёнька заблудился, вышел на парадную лестницу и наткнулся на хозяина гостиницы Пояркова и его сына — белогвардейского офицера. Приняв мальчика за воришку, они отвели его в подвал проверить — на самом ли деле он здесь живёт. Убедившись, что его давно ищет мать, Поярков убедил людей выйти из подвала и пообещал угощение за счёт гостиницы. Утром, когда Александра Сергеевна и Лёнька завтракали в ресторане «Европы», снова началась стрельба — коммунисты обстреляли Ярославль из пушек.
Глава VI
Одной из мишеней обстрела оказалась гостиница «Европа». В её подвале остались только те, кому некуда было бежать, в том числе и Александра Сергеевна с Лёнькой. На четвёртый день кончились свечи, еда, и женщина решилась поискать съестного. Лёнька увязался за ней. Поднявшись, они обнаружили, что в длинном гостиничном коридоре живут люди, и пристроились рядом с грузной, строгой женщиной, сельской учительницей Нонной Иеронимовной Тиросидонской.
Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.
Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.
Глава VII
Недели через две Александра Сергеевна снова повезла Лёньку в Ярославль к врачу. Оставив сына в госпитальном саду, мать отправилась на поиски доктора. Внезапно «за углом здания грянула духовая музыка» — это хоронили красноармейцев, погибших во время мятежа. В толпе мальчик увидел Кривцову и узнал, что председатель выжил и лежит в этом же госпитале.
Лёнька оказался здоров. В Чельцово возвращались на пароходе, где мальчик заметил молодого Пояркова. В августе Александра Сергеевна несколько раз ездила в Петроград за вещами, которые меняла на продукты. Лёнька больше не играл с Глебовым-младшим и снова пристрастился к чтению. В конце лета из Петрограда в Чельцово переехала Лёнькина тётка с дочерью Ирой. Вскоре село заняли красноармейцы. Глебова-старшего убили, а ещё через несколько дней через село провели пленных хохряковцев во главе с атаманом.
Александра Сергеевна рассказала о покушении на Ленина и о том, что Стеша ушла на фронт. На село наступал голод, и женщина решила ехать на поиски «хлебного места», оставив детей на попечение няньки и тётки. Осенью в Чельцово вернулся председатель Кривцов, и Лёнька отдал ему с таким трудом сбережённую бордосскую жидкость.
Александра Сергеевна нашла место заведующей музыкальной школой «в маленьком татарском городке на реке Каме». Она забрала и детей, и тётку с дочерью.
Глава VIII
Вскоре Александра Сергеевна «уже руководила детским художественным воспитанием во всём городе». Семье отвели две большие меблированные комнаты, а Вася поступил в сельскохозяйственную школу и жил за городом в интернате. В начале марта Александра Сергеевна уехала в Петроград, в служебную командировку. Лёнька в это время лежал в больнице с тифом. Тётка мальчика не навещала, а в последние дни перестала ходить и Ляля. Вернувшись домой, Лёнька обнаружил, что все больны, а мама не вернулась. Он взялся вести хозяйство. Две недели он лечил тётку и Иру, бегал в больницу к Ляле и стряпал обеды. Тётка поправилась, и Лёнька стал для неё обузой. В это время пришло письмо от Васи, очень довольного своим учением и работой, и мальчик решил податься к брату на «ферму».
Свободных мест в сельскохозяйственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопроводительных бумаг, надеясь на помощь брата.
Директор школы Николай Михайлович мальчика не принял, и тот остался «на птичьих правах». Здесь воровали все. Директор, показавшийся мальчику смутно знакомым, и преподаватели обирали учеников, а ученики резали домашнюю скотину в окрестных сёлах. Лёнька быстро выучился этому ремеслу. Сельскохозяйственное дело мальчику не давалось, и он часто расплачивался за свои ошибки.
Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.
Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.
Через два месяца мальчик сел на первый попавшийся пароход, попал в городок Пьяный Бор и поселился на пристани в компании беспризорников. Наступила зима. Лёнька мёрз и голодал, пока его не подобрал на улице весёлый парень. Так мальчик попал в городской комитет РКСМ, где и остался на всю зиму. Вскоре парень, Юрка, предложил Лёньке поступить в профтехшколу. Рабочие специальности Лёньке не давались, а об алгебре он даже не слыхал. Узнав о неуспеваемости подшефного, Юрка взялся его «подтягивать». Через несколько месяцев Лёнька уже получал хорошие отметки.
Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.
Глава IX
Лёнька передвигался зайцем, уцепившись за сани, пока его нога не попала под полоз. Потеряв тёплые сапоги, он с трудом добрался до ближайшей деревни и постучался в первую же избу, где провалялся в горячке до поздней весны. Выходила Лёньку немолодая крестьянка Марья Петровна Кувшинникова. Некоторое время мальчик прожил у Кувшинниковых, но потом его снова потянуло в странствия.
Теперь Лёнька путешествовал на поездах. В Белгороде его поймал дежурный, агент ЧК. Чекист пожалел мальчика, выписал документ, по которому Лёнька мог доехать до Питера без билета, и дал денег. В бараке, где ночевал Лёнька, его обокрали. Пропажу мальчик обнаружил только в поезде. Его высадили из вагона на неизвестной станции. Всю осень, зиму и лето Лёнька провёл на Украине. Работу он найти не мог, и воровал, чтобы выжить. В конце лета мальчик добрался до Петрограда.
Глава Х
В Лёнькиной квартире жили чужие люди, и мальчик подался к маминой сестре, где и нашёл свою семью. Десятилетняя Ляля очень изменилась. Васина сельскохозяйственная школа закрылась — все учителя оказались бывшими белогвардейцами. Мальчик переехал в Питер и поступил работать в кондитерскую. Он рассказал, как два дня искал Лёньку в лесу и решил, что его загрызли волки.
Александра Сергеевна тоже рассказала о своих злоключениях. Она уже возвращалась к детям, когда на поезд напал дезертирский отряд. Женщина спряталась, зарывшись в угольную крошку, а потом, полуодетая, пробиралась к ближайшей станции. По дороге простудилась, попала в больницу, где заразилась тифом и проболела несколько месяцев. Рассказал о себе и Лёнька. Александра Сергеевна взяла с сына клятву, что тот никогда больше не будет воровать.
Теперь Лёнька мечтал работать на каком-нибудь заводе, но найти такое место было нелегко. Наконец, мальчик устроился на заводик «Экспресс», производящий напитки. Лёньку поставили помощником пожилого Захара Иваныча. Вдвоём они целый день развозили по городу бутылки в тяжёлой тележке, почти ничего за это не получая.
Глава XI
Во время одного из рейсов Лёнька встретил Волкова, ставшего уличным воришкой. От изумления мальчик выпустил ручку тележки и разбил несколько десятков бутылок. За разбитые бутылки хозяин штрафовал. У Лёньки таких денег не было, и ему пришлось срочно сматываться. Волков помог мальчику скрыться в толпе и предложил пойти вместе с ним на дело. Лёнька согласился только чтобы отвязаться от приятеля, который одновременно и притягивал, и отталкивал его. Воровать мальчик не хотел.
Дома Лёньку дожидалась неожиданная гостья — Стеша. Она устроила Александру Сергеевну руководительницей музыкального кружка в клуб завода «Треугольник». Женщина рассказала Стеше о приключениях Лёньки, и та решила серьёзно взяться за мальчика.
Глава XII
По настоянию тётки Лёнька поступил в Единую трудовую школу, бывшую когда-то гимназией, где сохранился старый учительский состав, гимназистские порядки, и учились дети богатых нэпманов. Вскоре по школе поползли слухи о Лёнькином воровском прошлом. Несмотря на это, Лёнька решил остаться в школе, но директриса выгнала мальчика из-за затеянной им драки. В тот же день Лёнька натолкнулся на хозяина «Экспресса». Тот потребовал расплатиться за причинённые ему убытки. Мальчику ничего не оставалось, как рассказать обо всём матери.
Александра Сергеевна дала Лёньке денег. По дороге в «Экспресс» он увидел уличную рулетку, и проиграл всё, что имел. Не смея вернуться домой, Лёнька отправился бродить по Питеру, и снова встретил Волкова. На этот раз мальчик не стал отказываться от предложения воровать и прочно связался с ним.
После неудачной кражи замка и ночи в холодной камере Лёньку отпускают под поручительство Стеши. Мальчик рассказывает всё без утайки, не выдав только имя подельника. Благодаря Стеше, до суда дело не доходит. Она устраивает мальчика в спецшколу для трудных подростков, заведует которой Виктор Николаевич Сорокин. Мальчик попадает в хорошие руки и через много лет пишет повесть о школе имени Достоевского.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.