О чем рассказ коняга
Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Коняга»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Михаила Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название произведения: «Коняга».
Главные герои: коняга, пустоплясы
Характеристика главных героев:
Коняга — Работящая, трудолюбивая.
Старая, разбитая, больная.
Пустоплясы — Легкомысленные, ухоженные, весёлые, глупые.
Краткое содержание сказки «Коняга»
Тяжёлая жизнь была у коняги, работать приходилось много, а кормили его плохо.
Хорошо хоть мужичок попался животине добрый и просто так его не бил.
Прошли мужичок с конягой поле, лёг тот, и не поймёшь, жив или умер.
Мимо шли пустоплясы, увидели дальнего родственника и остановились.
Стали спорить и восхищаться живучестью коняги.
Считали пустоплясы, что всё дело в привычке работать, в силе духа.
А мужичок поднял конягу и пошёл дальше пахать.
План сказки:
Основная мысль сказки «Коняга»
Главная мысль сказки в том, что тяжёлым трудом достаются те блага, к которым привыкли те, кто никогда не работал.
Основная идея сказки в том, что любое богатство является результатом труда простого народа.
Чему учит сказка
Сказка учит уважать труд тех, кто работает для общего блага.
Учит тому, что любой человек должен трудиться.
Учит не заниматься пустыми разговорами, а работать.
Краткий отзыв по сказке «Коняга» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что понять рабочего может только тот, кто сам трудился.
У коняги не было сил. Он падал от усталости и ему было не до пустых разговоров, которые вздумали затеять бездельники пустоплясы.
Это очень тяжёлая, печальная история.
Автору удалось показать страдания простого народа, измученного непомерным трудом.
Мне очень жаль несчастного коня, чья жизнь — сплошной труд, лишения и голод.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что тяжесть чужого труда познаётся лишь на личном опыте.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший больше всего:
Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности. Он не живёт, но и не умирает.
Поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не спускает его с урочной полосы.
Какими бы наружными отличками ни наделил его случай, он всегда один и тот же: побитый, замученный, еле живой.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткое содержание «Коняга»
Всего получено оценок: 105.
О произведении
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1885 году, в аллегорической форме демонстрирует тяжёлое положение крестьянства в России в XIX веке. Образ Коняги отражает судьбу русского народа с его бессилием и отсутствием прав, гнёт со стороны зажиточных классов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Коняга», которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, « но Коняге не до корма ». Он был замученным, слабым, узкогрудым, « с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами ». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».
Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: « такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь ». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.
Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: « даром его не калечит ». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: « и в этой утехе бог бессловесной животине отказал ».
Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это « раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала ». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные « дожди, грозы, вьюги, мороз » выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.
Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, « чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда ». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.
Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, « что Коняга и Пустопляс — одного отца дети ». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки « Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс ». Так с той поры и повелось.
Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но « все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти », и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Михаил Салтыков-Щедрин — Коняга:
Краткое содержание
После тяжелой пахоты Коняга и мужичок отдыхают. «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, … с разбитыми ногами». Кормят его плохо, а работе нет конца, «нет конца полям». Скажет мужичок: «Ну, каторжный, вывози!», и Коняга пашет. Хорошо хоть мужичок добрый, просто так «не калечит». Вся деревня в железном кольце полей. И есть в этой вековой громаде скрытая сила. «Кто освободит эту силу из плена?» Только сами мужик и Коняга. Другие видят в поле простор да поэзию, а для Коняги оно «кабала» (рабство). «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание». Никому он не нужен. Лишь бы теплилась «мускульная сила» для работы. Усталость и боль – все, что он знает. И все же не умирает, будто бессмертный.
Есть у Коняги брат Пустопляс. Коняге, неотесанному и бесчувственному, отец давал только солому, а вежливому и чувствительному Пустоплясу – овес. С тех пор глядят пустоплясы на Конягу и рассуждают, в чем его секрет. Наверно, понял, что «плетью обуха не перешибешь», всем доволен. Или силен он тем, что в нем «жизнь духа и дух жизни». А может, труд его примиряет с жизнью. Или просто привык. Пока Коняга трудится, пустоплясы в восторге: «Дело мастера боится! Вот кому надо подражать!»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Коняга замучен работой. Кормит его мужичок плохо, а иногда и бьет. Оба труженики, пашут день напролет веками. Вся деревня в рабстве у бескрайних полей. Никто не заботится о Коняге, ведь он живучий, бессмертный. Был у него братец Пустопляс, так ему, вежливому и впечатлительному, отец давал овес, а грубому Коняге одну солому. До сих пор удивляются всякие пустоплясы терпению Коняги. То ли привык, то ли нравится ему, или видит великий смысл в своем каторжном труде. Словом, хорошо бы брать с него пример.
Отзыв
Сказка о великом терпении русского народа. Коняга – труженик, крестьянин. Пустоплясы – болтуны, господа, защитники народа только на словах. Сказка учит думать не только о себе, но и о других, учит справедливости, жизни по совести, уважению к чужому труду, взаимовыручке, состраданию. Учит судить о людях по делам, а не словам.
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.
Краткое содержание Коняга Салтыкова-Щедрина
На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному, тощему животному с выступающими ребрами, с глазами и носом, залитыми слизью, и со сбитыми в кровь ногами.
Тяжелая доля Коняги. Днями в хомуте ходит – летом землю пашет, зимой товары возит. Корм никакой: трава мягкая перепадает только, когда в ночную гоняют. Зимой резаная прелая солома, а в поле только недогнившие стебли.
Так годами тянет Коняга плуг, словно пытаясь вырвать спрятанную в громаде полей силу, которая исцелила бы его от тяжких уз. Но спряталась сила эта глубоко, и стало поле для Коняги кабалой, давящей и отнимающей последние силы. Кому-то и солнечный свет прекрасен, но для Коняги он дополнительный источник мучений. Для него одного лишь природа – истязатель и не знает он ни благоухания, ни прекрасных звуков, ни цветов, никаких ощущений не осталось, кроме боли и усталости.
Кажется, что Коняга живет бесконечно долго, не считая ни дней, ни годов, ни столетий, а зная только вечность. И вся эта вечность наполнена полем.
Дремлет Коняга под палящим солнцем, а мимо него пустоплясы ходят да поглядывают. Братьями они были, да только одному достался овес и мягкая солома на подстилку, а другому охапка прелой соломы.
Вспоминает иногда Пустопляс о брате, приходит поглядеть, как тот живет. И видит с удивлением, что бессмертный брат. Бьют его всем подряд, кормят соломой, морят тяжкой работой, но все же встает он на выкрученные ноги и идет, куда прикажут.
Думают пустоплясы, отчего так вышло. Одни говорят, что от смирной жизни таким стал, другие – что не от здравого смысла это, а от духа жизни, в нем живущего. Третьи утверждают, что «настоящий труд» нашел для себя Коняга. А четвертые уверены, что все оттого, что привыкла так жить Коняга и не ищет другой судьбы для себя.
Но эти разговоры идут от скуки и ничегонеделания, и вскоре просыпается мужик, привычно подгоняет лошадь. И все пустоплясы в восторге от того, как поднимается Коняга, тяжко упираясь в землю ногами.
Можно ли искать другую жизнь, если и не подозреваешь о существовании чего-то иного?
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
Коняга. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Автором данного произведения является Арбитра Петроний. Из всего произведения до сегодняшнего дня сохранились только 15 томов. В общем автором было написано 20 томов. Главными персонажами книги являются молодые юноши и бродяги Аскилт и Энколпий
Персонажами этой басни являются части дерева – корни и листья, которые не могут найти общий язык. В один из погожих дней лета листья на дереве стали хвастаться.
Иван Петрович родился и вырос в деревне Егоровке, что на Ангаре. Уезжал он из нее только раз, воевать. Вернувшись в 1946 году с войны, Иван раздумывал, остаться в деревне или уехать, уж больно разоренной и унылой выглядела его малая родина
Действие романа происходит в обыкновенной семье. У каждого, как водится, свои увлечения и интересы. Семья Савиных большая и все живут в одной квартире. Лена, жена Федора, всё время пропадает на рынках.
Автором этого творения является Габриэль Гарсиа Маркес. Он стал лауреатом Нобелевской премии и писатель Колумбии. Это произведение относится к самым жизнеутверждающим произведением великого писателя.
Краткое содержание сказки «Коняга» Михаила Салтыкова-Щедрина
После тяжелой пахоты Коняга и мужичок отдыхают. «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, … с разбитыми ногами». Кормят его плохо, а работе нет конца, «нет конца полям». Скажет мужичок: «Ну, каторжный, вывози!», и Коняга пашет. Хорошо хоть мужичок добрый, просто так «не калечит». Вся деревня в железном кольце полей. И есть в этой вековой громаде скрытая сила. «Кто освободит эту силу из плена?» Только сами мужик и Коняга. Другие видят в поле простор да поэзию, а для Коняги оно «кабала» (рабство). «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание». Никому он не нужен. Лишь бы теплилась «мускульная сила» для работы. Усталость и боль – все, что он знает. И все же не умирает, будто бессмертный.
Есть у Коняги брат Пустопляс. Коняге, неотесанному и бесчувственному, отец давал только солому, а вежливому и чувствительному Пустоплясу – овес. С тех пор глядят пустоплясы на Конягу и рассуждают, в чем его секрет. Наверно, понял, что «плетью обуха не перешибешь», всем доволен. Или силен он тем, что в нем «жизнь духа и дух жизни». А может, труд его примиряет с жизнью. Или просто привык. Пока Коняга трудится, пустоплясы в восторге: «Дело мастера боится! Вот кому надо подражать!»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Коняга замучен работой. Кормит его мужичок плохо, а иногда и бьет. Оба труженики, пашут день напролет веками. Вся деревня в рабстве у бескрайних полей. Никто не заботится о Коняге, ведь он живучий, бессмертный. Был у него братец Пустопляс, так ему, вежливому и впечатлительному, отец давал овес, а грубому Коняге одну солому. До сих пор удивляются всякие пустоплясы терпению Коняги. То ли привык, то ли нравится ему, или видит великий смысл в своем каторжном труде. Словом, хорошо бы брать с него пример.
Отзыв
Сказка о великом терпении русского народа. Коняга – труженик, крестьянин. Пустоплясы – болтуны, господа, защитники народа только на словах. Сказка учит думать не только о себе, но и о других, учит справедливости, жизни по совести, уважению к чужому труду, взаимовыручке, состраданию. Учит судить о людях по делам, а не словам.
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.