О чем рассказ гуси в полынье
Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье для читательского дневника
В этом произведении говорится о семье гусей, прибывших к нам из дальних стран и об их судьбе. Остановиться они решили на Енисее, в небольшой полынье. По роковому стечению обстоятельств, гусиха с детьми угодила в западню, они оказались в маленькой промоине, которую сковывало льдом. Сильное течение не позволяло гусям самостоятельно выбраться на ледяные забереги. Бедная мать совсем отчаялась, она уж не видела хорошего исхода.
Вызволять несчастных птиц принялись ребятишки, живущие неподалеку. Благодаря мужеству и бесстрашию подростков семья гусей была спасена, однако и сообразительность гусихи тоже помогла в этом нелегком деле. Мальчики, рискуя жизнью, не раздумывая, протянули руку помощи пернатым. Не окажись их рядом, погибли бы гуси.
Когда процесс выуживания гусей из полыньи был завершен, их отнесли в деревню согреться, поместили по разным избам. Гусиха очень волновалась за детей, отказывалась принимать пищу, ходила и гоготала. Гусят принесли к матери, она успокоилась и поела.
Читая такие произведения, каждый раз убеждаюсь, что еще не все потеряно, что есть еще на земле добрые люди, полные отваги и решимости, сострадания и сочувствия ближнему. Важно любить и ценить мать – природу, сохранять ее ценности.
Читать краткое содержание Гуси в полынье. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Гуси в полынье
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В пещере, в глубоком сне пребывает злая великанша по имени Арахна. Всем окружающим она приносила вред, но только к гномам относилась благосклонно и даже помогала. Гуррикап усыпил великаншу на пять тысяч лет.
Однажды, гуляя рядом со своим домом, девочка по имени Алиса замечает в траве белого кролика. Казалось бы, ничего необычного, но кролик умеет разговаривать. Сюжет
Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.
Начинается трагедия с посвящения, в котором автор вспоминает годы своей юности. Он вспомнил свою первую любовь, первые свидания. Приходят в его видения и добрые друзья, среди них и те, у кого жизнь сложилась хорошо
Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.
Краткое содержание рассказа Гуси в полынье Астафьева
Действие происходит во время таяния льда на Енисее. Природа в ожидании прихода весны. Однажды, в селе появились слухи, что в полынье плавают большие гуси и совсем не боятся людей. И, правда, вечером, когда рассказчик катался с друзьями на санках, услышал взволнованные крики. Полынья, в которой находились птицы, замерзала и они боялись наступления ночи. Гуси никак не могли выбраться оттуда без чьей-либо помощи.
На следующий день рассказчик со своими товарищами забрались на выступы камня и увидели бедных гусей. Вдруг одного гусёнка утащило течением к краю полыньи, мать пыталась его спасти, но ей не удалось спасти своего детёныша. Двоюродный брат рассказчика Кеша предложил спасти птиц. Ребята понимали, что Енисей очень опасен. Они начали придумывать разные способы спасения.
После долгих раздумий они спустились к домам известкарей. Внизу они увидели Мишку Коршукова, который как-то, раз на спор во время ледохода перешёл Енисей. Ребята рассказали ему про бедных птиц. Мишка скомандовал им взять большие доски и на них добраться по льду до гусей. Дальше должен был ползти только один, выбрали рассказчика. Он, вспоминая бабушкину молитву, пытался перебороть свой страх. После долгих попыток вызволить гусей, мальчик взял гусыню, а ребята остальных птенцов.
Дома рассказчик хвастался бабушке, как спас птиц, а она чуть было не решилась ума! Гусыня не хотела ничего есть, без своих деток. Её решили отнести в дом дяди, где были птенцы.
Этот рассказ учит нас тому, что надо помогать братьям нашим меньшим и беречь природу.
Также читают:
Рассказ Гуси в полынье (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
В сказке Ш.Перро рассказывается о судьбе двух девушек: злой и доброй. У одной вдовы выросли совершенно разные дочери. Старшая во всем походила на мать. Мало того, что она внешне не отличалась
Данный роман описан в четырех частях, каждая из которых издавалась отдельно друг от друга. В его основе есть притчи из философии, также рассказывается о нравственных и моральных вещах
Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.
Произведение является главной политэкономической работой автора, известного немецкого экономиста, использующего в своих трудах диалектико-материалистический подход, включая и в отношении исторических процессов.
689. Гуси в полынье — краткое содержание рассказа Астафьева. Русский язык, литература
Краткое содержание — Гуси в полынье. Русский язык и литература
Замечательнейший рассказ под названием «Гуси в полынье» написан русским писателем Астафьевым.
По сюжету рассказа семья гусей прилетала из теплого края. Они пролетали над рекой Енисей и приземлились в полынье. К огромному несчастью гусыня угодила в ловушку, запрятанную в травах.
Спасти гусыню и ее деток пришли местные ребятишки. Важным фактором оказалась проворность гусыни. Птица очень смело работала во время спасительной операции. Но дети также оказались очень смелыми, проворными и отважными, что было странно для их еще малого возраста.
Когда миссия по спасению гусиной семьи была завершена и все птицы были размещены в безопасном месте. Утка-мать не переставала волноваться за детей. Все собрались и были окружены теплом мамы и гусыни успокоилась.
В произведении этого авторы подняты проблемы и вопросы семейных ценностей, смелости и человечности. Он учит, что надо помогать любому существу, даже если это не человек, когда оно нуждается в помощи. Животным, как и людям, свойственно испытывать такое чувство, как материнский инстинкт. Гусыня волнуется за своих птенцов точно так же, как и человеческая мать волнуется за своих детей, когда они в опасности. Дети должны быть благодарны своим родителям, так как в дальнейшем будущем им придется занять их место и примерять их роль на себя.
ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ (1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке (ЕГЭ по русскому)
В тексте В. Астафьева поднимается проблема отношения людей к животным.
Автор, рассуждая над данной проблемой, рассказывает историю о гусях, которые жили в верховьях Енисея и там же ночевали. А когда наступал вечер, их выталкивало на течение, где они вмерзали в лед или погибали на морозе. Ребятишки заметили гусыню, которая кричала с горьким отчаянием, что у них даже замирало сердце.
Дети не бросили маленькую стаю птиц, а почти сразу же пошли за помощью к Мишке. Этот пример показывает, что ребятишки остались неравнодушны к беде гусей, а также очень переживали за их жизнь. Еще автор обращает наше внимание на то, как птиц все-таки спасли. Так как лед был очень тонкий, поэтому Михаил Коршуков сказал идти за ними самому легкому мальчику — им оказался герой-рассказчик, которому хотелось закричать, убежать, потому что было страшно ползти дальше. Он плакал. Но мальчик переборол себя и спас гусей. Этот пример показывает, что герой-рассказчик рисковал своей жизнью ради птиц, и не смотря на свой страх он всё-таки не бросил их в беде. Эти два примера дополняют друг друга и показывают нам, как люди должны относиться к животному миру.
Авторская позиция ясна: «настоящий» человек не бросит братьев наших меньших в беде, а поможет им, так как для него это будет долгом, честью.
Я согласен с позицией автора. Действительно, люди должны помогать животным. Но, к сожалению, не всегда так происходит. В современном обществе с появление новых технологий люди все больше забывают о животном мире. Каждый день в воздух, воду выбрасывается большое количество вредных веществ, из-за которых погибает много живых существ. Человек должен не забывать о братьях наших меньших, так как не всё возможно потом будет исправить.
Таким образом, «настоящий» человек обязан помогать животным, потому что, кроме нас ждать защиты им не от кого. Люди будьте неравнодушны!
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В. П. Астафьев. Гуси в полынье
Однажды после ледостава[9] облетела село весть, будто возле быка[10], в полынье, плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся, должно быть, домашние.
На следующий день оравой перешли мы реку по свежей тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.
Полынья сделалась совсем маленькой. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно её подогревали снизу громадным костром, ещё оставалось тёмное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала.
Иногда она подплывала к хрупкому припаю[11], врезалась в него грудью, пыталась выбраться на лёд и вывести весь табун.
Внезапно одного гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило. А когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притеснило к краю льда, свалило на бок, и он беленьким комочком мелькнул под припаем, как под стеклом, и исчез навсегда.
Гусыня кричала долго и с такой печалью, что у нас спины коробило.
И тут кто-то из ребят сказал:
– Пропадут гуси. Все пропадут. Спасти бы их.
Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, а закрутит, как того гуся, – ищи-свищи потом.
И вдруг разом, как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни настаивали – подбираться к полынье ползком. Другие – держать друг дружку за ноги и ползти. Третьи предлагали позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились. А кто-то махнул рукой – надо, мол, ещё день подождать, и гуси сами тогда выйдут на лёд, выжмет их из полыньи морозом.
Мы спустились с быка и очутились на берегу возле домов известкарей.
Возле поленницы, гулко ахая, колол дрова Мишка Коршуков. Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек. Но так уж все его звали: Мишка и Мишка.
Однажды этот Мишка на спор перешёл во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой.
– Что за шум, а драки нету? – спросил нас Мишка.
Мы рассказали Мишке про гусей. Он радушным жестом указал нам на поленья. Когда мы расселись и сосредоточенно замолкли, Мишка закурил, выпустил клуб дыма и сказал:
– Погибнут гуси, если не помочь им.
Нам сразу стало как-то легче. Мишка выручит. Он такой. Мишка и впрямь скомандовал нам следовать за ним, и мы побежали на бугор, где строился барак.
– Всем взять по длинной доске! – отдал распоряжение Мишка.
Ну конечно же доски надо, как это мы не догадались сами?
И вот мы бросаем доски и ползём между торосов к припаю. Кое-где под козырьками льдин ещё остались оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
Мишка сзади нас. Ему нельзя на доску – он тяжёлый. Когда заканчивается доска, он просовывает нам другую, мы кладём её впереди и снова ползём, ползём.
– Стоп! – командует Мишка. – Теперь надо одному. Кто тут полегче? – Он обмеривает нас всех взглядом, и его глаза останавливаются на мне, исхудавшем от лихорадки. – Сымай шубёнку! – приказывает он, и я начинаю расстёгивать пуговицы. Хочется мне закричать, убежать, потому что уж очень страшно дальше ползти.
Но Мишка смотрит на меня, стоя на доске, по которой я уже прополз, и никак невозможно ему возражать.
Я ползу по доске. Она кажется мне горячей. Под доской трещит и прогибается лёд.
– Гусаньки, гусаньки, – шепчу я. – Гусаньки, гусаньки, – умоляю их, зову и не могу дальше ползти – страшно.
– Гусаньки, гусаньки, – плачу я и маню их пальцами, рукой, глазами. А они по-прежнему толпятся на другой стороне полыньи и, вытянув шеи, глядят на меня.
Вдруг я почувствовал, что возле моего бока что-то зашуршало, и я обмер, подумал, что лёд вовсе обломился, и уцепился за доску.
– Держи, держи! – слышу я тугой, взволнованный шёпот Мишки и, не оборачиваясь, нащупываю доску.
Доска доползла до воды, чуть прогнула лёд.
Мать-гусыня поглядела на меня и, недоверчиво та?кая, поплыла к доске. Всё семейство двинулось за ней. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
– Ну, вылезай, вылезай! – нетерпеливо закричали сзади меня ребятишки.
– Ша! Мелочь! – гаркнул Мишка, и ребята покорно замолкли.
Гусыня, испуганная криками, отпрянула, а потом успокоилась, повернулась грудью по течению, поплыла быстро-быстро и выскочила на доску. Чуть проковыляла от края и приказала: «Делай так же!»
– Ах ты умница! Ах ты умница! – шептал я.
Гуси так же стремительно выплывали на доску и ковыляли по ней, а я отползал назад, дальше от чёрной, жуткой полыньи, и манил:
А потом, уже на крепком льду, схватил тяжёлую гусыню на руки и зарылся носом в её тугое холодное перо.
Ребята подобрали остальных гусей, и мы помчались в деревню.
– Не забудьте покормить их! – кричал вслед нам Мишка. – Да в тепло их, в тепло, наморозилися, шипуны полоротые…
Я припёр домой гусыню, а остальных гусей ребята растащили по своим домам. Бабушка, узнавши, как добыл я гусыню, чуть ума не решилась и говорила, что Мишке Коршукову она задаст баню. Гусыня орала на всю избу, клевалась и ничего не желала есть. Бабушка выгнала её во двор, заперла в стайку. Но гусыня и там орала на всю деревню, орала до тех пор, пока не отнесли её в другой дом и не собрали к ней всех гусей. Тогда гусыня успокоилась и поела.
Так в нашем селе появились гуси. Они хлопались в Малой речке, бродили по улицам и с шипом гонялись за ребятишками.
• 1. Расскажи, в какую беду попали гуси. Почему они не могли улететь? Что с ними могло произойти?
• 2. Почему было трудно спасти гусей? Какие способы спасения гусей предлагали ребята? Что придумал Мишка Коршуков? А что мог бы предложить ты?
• 3. Найди в тексте и прочитай, как герой рассказа спасает гусей.
4. Мальчику было очень страшно. Какие слова и выражения в тексте говорят об этом?
• 5. Оцени поступок ребят и особенно действия главного героя.
• 6. Как вела себя в этой истории гусыня-мать?
7. Составь простой план (раздели текст по событиям) и перескажи рассказ по этому плану.
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев – современный писатель. Он родился и вырос в сибирской деревне на берегу Енисея.
История спасения гусей – не вымысел. В рассказе описана история, произошедшая с писателем в детстве.
Вопросы и задания для повторения
• 1. Какой из рассказов этого раздела тебе особенно понравился? Почему?
• 2. Что нового ты узнал о повадках домашних животных?
• 3. А что интересного писатели рассказали о диких животных?
4. Назови авторов, которые писали рассказы о природе, о животных.