О чем рассказ чехова черный монах
Чёрный монах
Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.
В деревне он ведёт такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьёт вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в чёрное монах шёл по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого чёрного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере. Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло. После беседы с Таней Коврин идёт в сад и вдруг видит чёрного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поёт, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.
Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает чёрный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбуждённый Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.
Идёт подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает чёрный монах, они беседуют. Таня застаёт мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошёл с ума.
Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьёт вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. »
Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идёт горлом кровь. Он уже живёт не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность. Выходит на балкон и видит чёрного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провёл бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идёт кровь. Зовёт Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Загадочный «Черный монах»
Учитывая небольшое число героев повести, типы возможных ответов на вопрос об авторской позиции Чехова практически исчерпаны. Однако круг материала, вовлеченного в анализ, и до сих пор не очень широк. Вероятно, сама «идеологическая» форма повести провоцирует на то, что основой различных концептуальных суждений о ней оказываются прежде всего прямые высказывания персонажей (беседы Коврина с монахом), отдельные (почти всегда одни и те же!) эпизоды и образные детали (образ сада). Своеобразие других аспектов поэтики «Черного монаха» – прежде всего построение системы образов, многообразные композиционные переклички, соотношение слова автора и слова героя – не подвергалось сколько-нибудь систематическому исследованию. Характерно, что повесть изучается почти в полном отрыве от других чеховских произведений 80 – 90-х годов. Незначительный сопоставительный материал приведен в комментарии к «Черному монаху» в Полном собрании сочинений и писем Чехова. Лишь М. Френкель находит сходные мотивы в рассказах «Хорошие люди», «На пути» и пьесе «Дядя Ваня», да 3. Паперный разбирает повесть в одной главе с «Попрыгуньей», озаглавленной «Красота обыкновенного человека» (вопрос об оправданности этих аналогий оставляем сейчас в стороне). Таким образом, мнение о «загадочности»»Черного монаха» вовсе не безосновательно. В контексте чеховского творчества повести как-то не находится места. Поэтому, не пытаясь создать нового – четвертого – направления в изучении повести, попробуем отыскать для нее ближайший контекст, для чего необходимо еще одно внимательное и беспристрастное ее прочтение с использованием – поверх барьеров! – тех наблюдений и суждений исследователей, которые представляются бесспорными или наиболее обоснованными. Он, этот контекст, и дает, как представляется, ключ к адекватной интерпретации «загадочного»»Черного монаха».
Хотя это и безумие, но в нем есть система.
«Ты веришь в бессмертие людей? – Да, конечно. Вас, людей, ожидает великая, блестящая будущность». Этот фрагмент диалога тоже можно рассмотреть как образец «романтико-декадентских», «мистических» идей. Однако сходный вопрос задают в начале 90-х годов разные чеховские герои, которых никак нельзя заподозрить в связях с декадансом. «…Я глубоко верю, что если нет бессмертия, то его рано или поздно изобретет великий человеческий ум» (VIII, 97), – утверждает еще один чеховский сумасшедший, Иван Дмитрич Громов из «Палаты N 6». «Но ведь бог есть, наверное есть, и я непременно должна умереть, значит, надо рано или поздно подумать о душе, о вечной жизни, как Оля, – размышляет в рассказе «Володя большой и Володя маленький» вполне нормальная и ветреная Софья Львовна после встречи со своей родственницей Олей, ставшей монашкой. – Оля теперь спасена, она решила для себя все вопросы…
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Краткое содержание «Черный монах»
Всего получено оценок: 161.
О произведении
Рассказ «Черный монах» Чехова был написан в 1893 году. В произведении описываются перемены в душевном состоянии человека, склонного к мании величия. Неуёмная гордыня, трансформировавшаяся в образ загадочного чёрного монаха, в итоге стала причиной распада семьи главного героя и его гибели.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Черный монах» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Магистр Андрей Васильевич Коврин « утомился и расстроил себе нервы », и знакомый доктор посоветовал ему на весну и лето отправиться в деревню. К месту пришлось и письмо от Тани Песоцкой, дочери старого знакомого, с приглашением погостить в Борисовке.
Коврин навестил родную Ковринку, а затем отправился в Борисовку, к своему опекуну и воспитателю, известному на всю Россию садоводу Егору Семёнычу Песоцкому. Самым впечатляющим местом в имении Песоцких был, безусловно, сад, в котором хозяин проводил свои опыты по селекции растений. С раннего утра и до позднего вечера здесь « как муравьи, копошились люди с тачками, мотыками, лейками ».
Большой помощницей Песоцкого была его дочь Татьяна. Сразу по приезду Коврин всю ночь провёл с девушкой в саду — ожидались заморозки, и повсюду жгли костры, чтобы спасти растения. Молодые люди много говорили о прошлом, о будущей жизни. Коврину показалось, что он вполне может влюбиться в Татьяну.
Глава 2
Даже в деревне Коврин мало спал и усердно работал. Однажды вечером, когда у Песоцких были гости, он рассказал Татьяне старинную легенду, главным героем которой был чёрный монах.
Согласно старинному преданию, тысячу лет назад « где-то в Сирии или Аравии » объявился монах, одетый во все чёрное. Вскоре от этого монаха стали образовываться миражи, которые распространялись по всему свету — чёрного монаха « видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере ». Выйдя за пределы атмосферы, призрак отправился блуждать по Вселенной. Но на днях чёрный монах должен вновь посетить Землю.
Коврин в одиночестве отправился прогуляться по полю. Неожиданно мимо него пронёсся « монах в чёрной одежде, с седою головой и чёрными бровями, скрестив на груди руки ». Убедившись в правдивости легенды, Коврин в приподнятом настроении вернулся в дом.
Глава 3
Когда уехали гости, Песоцкий завёл с Ковриным откровенный разговор. Он признался, что переживает о будущем, и что после его смерти сад « не продержится и одного месяца ». Татьяна не могла в полной мере уследить за садом, особенно, если выйдет замуж.
Песоцкий очень боялся, что хозяином его детища станет чужой человек, и выразил надежду, что Коврин станет супругом Татьяны. Он высказал это « прямо, без жеманства, как честный человек », потому что любил Коврина как своего сына и мечтал о таком муже для единственной дочери.
Глава 4
Однажды Егор Семёныч и Татьяна о чем-то повздорили. Они не разговаривали друг с другом уже целый день, и « томление хозяев отражалось на всем доме, даже на людях, которые работали в саду ». Почувствовав большую неловкость, Коврин решил выступить миротворцем и мягко убедил Татьяну, что оба были неправы. Утешая плачущую Таню, он « думал о том, что, кроме этой девушки и её отца, во всём свете днём с огнём не сыщешь людей, которые любили бы его, как своего, как родного ».
Спустя некоторое время Коврин заметил, как Татьяна с отцом гуляли по парку и мирно беседовали, как ни в чём не бывало.
Глава 5
Коврин отправился прогуляться по парку и в вечерних сумерках заметил уже знакомого чёрного монаха. Он заговорил с ним, и монах ответил, что он является призраком, продуктом возбуждённого воображения магистра.
Коврин заметил, что старик смотрит на него с восхищением, и монах признался, будто магистр — « один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими ». Коврин принялся обсуждать со старцем вопросы о смысле жизни. Когда видение исчезло, он радостно засмеялся — « то немногое, что сказал ему чёрный монах, льстило не самолюбию, а всей душе, всему существу его ».
Вернувшись в дом, Коврин признался Татьяне в любви и сделал ей предложение.
Глава 6
Узнав о предстоящей свадьбе, Песоцкий очень обрадовался. Свободного времени ни у кого не было: в саду начали вызревать фрукты, и все были заняты с утра до вечера. Кроме того, полным ходом шли приготовления к свадьбе, и было много возни « с приданым, которому Песоцкие придавали не малое значение ».
Кривин по-прежнему много работал и регулярно виделся с чёрным монахом. Общение с ним вдохновляло Коврина, заставляло поверить в собственную исключительность.
После Успенского поста сыграли свадьбу, которую « по настойчивому желанию Егора Семёныча, отпраздновали «с треском», то есть с бестолковою гульбой, продолжавшеюся двое суток ».
Глава 7
После свадьбы молодожёны переехали в Москву, и Татьяна плохо спала « от непривычки жить в городе ». Однажды ночью Коврин вновь принялся общаться с монахом: он « говорил, обращаясь к креслу, жестикулировал и смеялся: глаза его блестели и в смехе было что-то странное ».
В таком виде его застала проснувшаяся Татьяна и очень испугалась. Она уже давно заметила, что душа мужа « расстроена чем-то ». Коврин нашёл в себе мужество признаться, что он и в самом деле нездоров. Едва дождавшись утра, он отправился к доктору.
Глава 8
Летом Коврин вновь переехал в деревню. К тому времени он « уже выздоровел, перестал видеть чёрного монаха, и ему оставалось только подкрепить свои физические силы ». Однако поведение Коврина, его жизненный настрой кардинально поменялись — мужчина стал вялым, раздражительным, апатичным.
После прогулки по полю, где год назад он впервые повстречал чёрного монаха, Коврин обвинил тестя и жену в том, что они испортили ему жизнь. Если раньше магистра преследовала мания величия, то теперь он стал жалкой посредственностью, а былую радость бытия сменила скука и уныние.
Татьяну удивляли перемены, которые произошли с её мужем. Между супругами всё чаще стали возникать ссоры и взаимные укоры.
Глава 9
« Коврин получил самостоятельную кафедру », но приступить к лекциям так и не смог из-за тяжёлой болезни. У него шла горлом кровь, но доктора убеждали, что болезнь не особенно серьёзная, и нужно лишь не волноваться и следить за своим самочувствием.
К тому времени Коврин жил уже не с Татьяной, а с другой женщиной, Варварой Николаевной, которая « ухаживала за ним, как за ребёнком ». Она предложила возлюбленному поехать в Крым, чтобы тот смог поправить здоровье.
Коврин получил письмо от Тани и распечатал его только в Севастополе. Он искренне считал большой ошибкой свою женитьбу на Татьяне и совершенно не чувствовал угрызений совести в том, что два года вымещал на невинном человеке « свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью ». Коврин вспомнил отвратительную сцену: в припадке раздражения он сказал Тане, что её отец уговорил его жениться на ней. Егор Семёныч случайно услышал это и от сильнейшего возмущения и отчаяния не мог вымолвить и слова. Таня же, « глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок ».
В письме Таня сообщила, что умер отец, а сад отдан чужим людям. Она призналась, что всем сердцем ненавидит Коврина, ставшего источником всех её бед и страданий, и пожелала ему скорой смерти.
Письмо взволновало Коврина, и он, желая успокоить расшалившиеся нервы, сел за работу. Однако привычный монотонный труд не смог отвлечь его от назойливых мыслей. Выйдя на балкон, Коврин увидел « чёрный высокий столб, похожий на вихрь или смерч », из которого вышел знакомый монах. Он напомнил магистру, что тот — « избранник божий и гений ».
У Коврина из горла потекла кровь. Он вспомнил « свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна ». Умер Коврин со счастливой улыбкой на устах.
Заключение
В своём произведении Антон Павлович поднял такую важную проблему, как болезнь человеческой души. Погружаясь в собственные фобии и переживания, главный герой оказался беспомощным перед лицом болезни, которая изуродовала не только его личность, но и наложила трагический отпечаток на судьбы близких ему людей.
После ознакомления с кратким пересказом «Черный монах» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание Чехов Чёрный монах
Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой. Она проживает вместе со своим папой, с главным героем они знакомы еще с ранних лет.
Автор увлеченно рассказывает о жизни отца и дочери, о том, как они занимаются работой в саду. Оказывается, Татьяна уже несколько лет влюблена в Андрея Васильевича и довольно серьезно настроена относительно его персоны. У Коврина тоже зародилось некое чувство к девушке, но он относится к этому, как к небольшой, ничего не значащей интрижке.
В один из вечеров Коврин рассказал девушке весьма странную историю о существовании некого черного монаха, который однажды появился на Земле и в скором времени должен объявиться вновь. После этого разговора наш главный герой в действительности увидел черного монаха, но это не произвело на него колоссального впечатления и он, как ни в чем не бывало, принялся заниматься своими делами.
Тем же вечером отец девушки стал предлагать Коврину жениться на дочери. После этого разговора к Коврину вновь наведывается черный монах. Он говорит ему о том, что он лишь плод его воображения. Монах говорит о том, что Андрей Васильевич избран Богом и имеет уникальную возможность служить в правде. Он убеждает его в том, что Коврин поистине гениален.
Главный герой готовится к свадьбе, периодически он общается с черным монахом. После переезда в город во время очередного разговора с несуществующим собеседником он обнаруживает, что Татьяна все слышит. Она понимает, что ему необходима квалифицированная помощь. Она отправляет Коврина на лечение.
После прохождения лечения он перестал общаться с невидимым другом, но при этом он расстался с Татьяной, и жизнь его стала скучна и однообразна. Он нашел себе другую женщину – Варвару Николаевну, которая безмерно любила его, как собственное дитя. в один из вечеров в Севастополе он читает письмо от Татьяны, которая извещает его о смерти отца. В этом она винит Коврина. Он, не понимая, что происходит, отправляется на балкон, вновь видит черного монаха и умирает.
Главная мысль
Данный рассказ призывает читателя с трепетом и вниманием относится к собственному психологическому состоянию. Ведь черный монах – это всего лишь воображение, плод больной фантазии. Ошибка главного героя в том, что он культивировал в себе свое же сумасшествие, тогда как он нуждался в незамедлительном лечении и помощи.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Чёрный монах. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В «Шахнаме» описывается то, как иранский царь Хушанг обнаружил, как можно извлечь огонь с помощью камня. Так же он научил людей выковывать из железа полезные вещи, орошать землю, изготавливать для себя одежду из шкур зверей.
В конце весны у одной оленихи родился маленький малыш, и назвала она его Бэмби. Летом она старалась познакомить и приспособить его к жизни в лесу. А когда он немного повзрослел, то они вместе отправились на поляну
Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет
События происходят на окраинах Нижнего Новгорода в XV веке. Всему городу стало известно, что на другом берегу Оки проживает молодая красивая вдова Настасья, которая прекрасно принимает гостей
В небольшом королевстве проживал молодой принц. На могильном месте отца пророс необычайной красоты один цветок розы. И вот этот, источающий дивный аромат цветок, и соловья и послал принц императорской дочке.
Краткое содержание «Черный монах» Чехова
Краткое содержание «Черный монаха» А. Чехова пригодится для читательского дневника и подготовке к уроку литературы. Произведение рассказывает о жизни и сумасшествии одного гения, который страдал раздвоением личности. Философско-мистическая повесть была опубликована автором в 1894 г. на страницах издательства «Артист».
История написания
Российского писателя знают во всем мире как автора коротких аллегорических сочинений и человека, который исследует многообразие человеческой сущности. В последних рассказах отчетливо просматривается его интерес к онтологической тематике (онтология — учение в философии о закономерностях, структурной составляющей и взглядах на жизнь). Она очень ярко показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в произведениях:
Произведение было написано в подмосковном домике в Мелихово (сейчас в этом доме расположен самый крупный музей Чехова) в 1893 г. Создавая своего «монаха», автор делился своими идеями с соратниками. Сам же писатель говорил, что сюжет повести ему пришел во сне.
Когда работа была закончена, все издательства стали с ажиотажем звать Чехова в свои журналы. Поэт выбрал «Артиста» — издательство, которое специализировалось на теме театра. Позднее, уже в 20 столетии, эту повесть ожидала насыщенная театральная и телевизионная постановка.
Краткое содержание
У Андрея Васильевича Коврина, являющегося магистром, началось нервное расстройство. По рекомендации своего друга врача он решил отправиться в деревню. Такое решение совпало с приглашением в гости от его подруги Тани Песоцкой, которую он знал с детства. Она жила со своим отцом, Егором Семенычем, в поместье Борисовка. Последний являлся страстным садоводом, он посвятил жизнь собственному саду и не знал, кому передать хозяйство, когда умрет.
Коврин приезжает ночью, в это время Татьяна и Егор Семеныч спят по очереди: смотрят за работниками, спасающих яблони от мороза. Андрей Васильевич с Таней отправляются в сад, начинают вспоминать детство. В разговоре четко прослеживается, что она к нему испытывает чувства, и что ей тоскливо в деревне с отцом, поскольку он и знать ничего не хочет помимо своего сада, а из нее сделал покорную помощницу. Татьяна также симпатична Коврину, он считает, что может серьезно ей увлечься, но такая идея больше веселит, чем всерьез воспринимается им.
Легенда о монахе
В имении у Коврина такая же нервная жизнь, как и была в городе: недосыпает, постоянно пишет и читает, часто пьет вино и курит сигареты. Он является впечатлительной натурой. В один из дней он рассказал Татьяне легенду, которая не то привиделась ему во сне, не то он ее где-то прочитал, не то услышал. Несколько веков назад монах в черных одеяниях шел по аравийской или по сирийской пустыне. За несколько километров рыбаки увидели еще одного монаха — мираж, двигавшийся по водной глади озера.
Затем его могли видеть в Африке, в Италии, в Америке, даже на Северном полюсе… Он ушел за пределы Планеты и сейчас ходит по Вселенной, его, вероятно, видят на Венере либо на какой-то другой звезде Южного Креста. Суть легенды заключается в том, что через 1000 лет после своего появления монаху нужно опять прийти на Землю, и это время настало…
После разговора с Татьяной Коврин отправляется в сад и неожиданно видит этого самого монаха, который возник из вихря от земли до небес. Он пролетел рядом с Ковриным, тому показалось, что монах лукаво, но по-доброму улыбнулся ему. Даже не пробуя объяснить увиденное, Коврин отправляется в свою комнату. Его охватило непонятное веселье. Он танцует, распевает песни и все отмечают, что у него особое вдохновенное лицо.
Перед сном в этот же день в комнату Коврина заходит Семеныч. Он беседует с ним, из разговора становится ясно, что отец хочет отдать Татьяну замуж за Коврина, так он будет уверен в будущем сада. «Если бы у вас с ней родился сын, я бы сделал из него садовода». Татьяна и Егор Семеныч часто ругаются. Утешая ее, Коврин в один день осознает, что более родных людей, чем Таня и ее отец, у него больше нет.
Через время он опять встречает монаха, они начинают беседовать, при этом загадочный призрак признался, что он находится только в голове Коврина. «Ты являешься одним из немногих, которых справедливо называются божьими избранниками». Эти речи Коврину слушать лестно, однако он переживает, что психически нездоров. На это монах возразил, объясняя, что все гении больны. «Нормальные и здоровые лишь обычные, стадные люди». Взволнованный и радостный Коврин встречается с Татьяной и признается ей в своих чувствах.
Свадьба Коврина
Начинается подготовка к свадьбе. Андрей Васильевич постоянно работает, он не замечает суматохи и счастлив. Несколько раз в неделю видит монаха и долго разговаривает с ним. Он убежден в своей гениальности. После женитьбы молодожены уезжают в город. Как-то ночью к Коврину опять приходит монах, они разговаривают. Татьяна застает супруга, который беседует с невидимым человеком. Она испугалась, как и ее отец, находящийся у них в гостях. Жена уговаривает Коврина пройти лечение, он дает согласие, понимая, что сходит с ума.
Андрей Васильевич лечится и практически выздоравливает. Он с женой проводит лето у Семеныча в его доме. Почти не работает, не курит, не употребляет вино. Ему начинает становиться скучно. Он ругается с Татьяной, упрекая жену, что она заставляла его проходить лечение. «Я сошел с ума, у меня появилась мания величия, но мне было весело, я был бодрым и счастливым, оригинальным и интересным».
Ему дали собственную кафедру. С Татьяной он уже не проживает, у него другая женщина, которая старше его на несколько лет — Варвара Николаевна, она ухаживает за Ковриным, как за дитем. Они отправляются в Крым и по пути останавливаются в Севастополе. Еще находясь дома, незадолго до отправления, он получает письмо от Татьяны, однако прочитал его только в Севастополе.
Она сообщает о смерти отца, проклиная и обвиняя в этом его. Ковриным овладело «беспокойство, которое напоминало страх». Он четко осознает, что он посредственность. Отправляется на балкон и встречает монаха. «Почему ты не поверил мне? — спрашивает он с упреком, смотря ласково на Коврина. — Если бы ты еще вначале поверил, что гений, эти годы провел бы не так скучно».
Коврин опять начинает верить, что является избранным, непризнанным гением, он не замечает, что горлом начала идти кровь. Начинает звать Татьяну, падает и умирает: «на его лице застывает блаженная улыбка».
Основная идея
Автор отмечал, что его повествование посвящается мании величия. Главный персонаж — работящий и образованный, он с удовольствием делает свою работу. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании и состоит трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкуренции, стимула к совершенствованию, развивается ковринский синдром.
Монах выступает в роли доппельгангера, он символизирует раздвоение личности. В этом случае можно также вспомнить Достоевского с его произведением «Двойник», в котором неудачливый советник Голядкин встречает собственную воображаемую копию. Она имеет такие качества характера, которые робкий Голядкин не может выпустить из своей души.
Монах в произведении озвучивает то, о чем все время думает Коврин, но не может этого сказать. Таинственный человек убеждает главного героя, что он избранник божий и лучше других людей. Также он заставляет Коврина поверить, что люди с нормальным сознанием — это стадо. У гениев собственный взгляд и миропонимание, которое стадо называет «сумасшествием».
Рассказ о Коврине сильно схож с христианской притчей о Св. Антонии, которого постоянно хотел искусить Сатана. Но Антоний противостоял этому. Персонаж Чехова умер гордо, он убежден, что избран Богом.
Анализ произведения
В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:
Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.
Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии. Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.