О чем просят богородицу
В чем помогает икона Божией Матери «Нечаянная радость», значение и история образа
Богородица, пожалуй, самый чтимый образ в православном христианстве (после собственно Спасителя, разумеется). В каждом храме обязательно наличествует несколько икон Божией матери различных типов.
Икона «Нечаянная радость» – одна из самых популярных. Ее почитают всего пару-тройку столетий, что, по сравнению с другими образами Царицы Небесной, которым поклоняются более тысячи лет, и немного. Однако этот образ является квинтэссенцией христианской морали и учебником нравственности, поэтому к «Нечаянной радости» обращается множество молящихся в надежде на чудо.
История обретения иконы «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная радость» («Божьей радости», «Неожиданная радость», «Нежданная радость», «Случайная радость» – ее по-разному величают в народе) – это визуальное отражение рассказа Митрополита Ростовского Димитрия, впоследствии канонизированного.
Дмитрий Ростовский – не только видный религиозный деятель, но и автор многочисленных проповедей и духовных книг. В одной из них, «Руно орошенное» (издана в 1863 году), Дмитрий описал историю, легшую в основу сюжета иконы «Нечаянная радость».
… Один грешник был очень набожным – странное сочетание, но часто встречающееся в нашей жизни, правда? Перед каждым дурным поступком он истово молился и просил благословения перед иконой Богоматери.
Так продолжалось достаточно долго, пока грешника не постигло чудесное видение. Ему привиделась живая Богородица с божественным отпрыском. На конечностях Иисуса зияли разверстые раны (как после распятия на кресте), из которых сочилась кровь.
Грешник в ужасе вопросил Богородицу: что случилось с Иисусом? И Приснодева отвествовала ему, что люди вновь и вновь распинают Христа, умножая его муки каждым грешным поступком.
Человек ощутил раскаяние, разрыдался и попросил Богородицу умолить Спасителя простить его прегрешения. Богородица дважды обращалась к Иисусу, но он отвечал отказом. И только на третий раз он согласился помиловать грешника из уважения к непорочной родительнице, которая возжелала пасть ему в ноги.
Грешник облобызал раны Христовы, очнулся и ощутил невиданный прилив радости, так как понял, что он спасен. С тех пор человек вел благочестивую жизнь, искренне молился и не грешил.
История грешника, получившего спасение после лобзания Христовых ран, часто отражается непосредственно на иконе. Отрывок из нее размещается непосредственно под образом Богородицы, держащей Христа на коленях. Иногда его замещает текст молитвы.
Первый образ «Нечаянная радость» был создан анонимным иконописцем ориентировочно в XVIII веке. С него было сделано множество списков, некоторые стали чудотворными.
Значение образа
Значение иконы «Нечаянная радость» понятно любому человеку, который хоть сколько-то сведущ в христианской морали. Образ напоминает о великом подвиге Спасителя, искупившего все грехи человеческие своими страданиями. Мы часто молимся, но продолжаем совершать неблаговидные поступки, ошибочно полагая, что молитва заменяет праведную жизнь.
Икона означает, что Господь ожидает от нас не только молитв, но и благовидных поступков. Злоба, пьянство, воровство, алчность, прелюбодеяние и так далее – все это грехи, умножающие страдания Христовы. Мы, неблагодарные, грешим – Спаситель принимает дополнительную толику мук.
Тем не менее на небесах есть Заступница, которая умоляет Господа пощадить грешников. И что бы мы ни совершали, следует просить ее о защите. Она умолит Божественного отпрыска о прощении и спасении, но и мы должны в дальнейшем постараться не вносить печальной лепты в страдания Искупителя.
Богородица слышит все наши молитвы. Прощение могут получить абсолютно все. Главное – искреннее раскаяние и стремление к праведной жизни.
Иконография
Изображение иконы «Нечаянная радость» напоминает художественное полотно с динамичным сюжетом. Помимо Богородицы с сыном, на ней изображен тот самый грешный человек, которого постигла нежданная радость. Антураж – Божий храм, виднеющийся на заднем плане. Иконографический тип – Одигитрия, то есть, «Путеводительница» либо «Указующая путь».
Коленопреклоненный человек взирает на Богородицу, держащую на руках божественного сына. Он растерян и поражен чудесным видением. Приснодева и Спаситель тоже смотрят на богомольца. Их взгляды укоризненны, но добры: так смотрят любящие родители на набедокуривших детей.
Рука Богородицы показывает на Христа, будто указывая путь к спасению. На теле Христа виднеются раны и язвы, свидетельствующие о его страданиях, одежда разорвана. Под образом Спасителя и его Пречистой матери расположен текст (либо отрывок из книги «Руно орошенное», либо молитва).
«Нечаянная радость» – самый динамичный и пронзительный образ из всех существующих икон Богородицы. Молящийся отождествляет себя с кающимся богомольцем, проникается его чувствами: сначала страхом, потом раскаянием, а в финале – неземной радостью от полученного прощения.
Икона выглядит достаточно современно: помним, что создана она была сравнительно недавно. Что такое пара-тройка столетий по сравнению с историей христианства длиной в два тысячелетия?
В чем помогает икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость»
Икона «Нечаянная радость» – поистине универсальный божественный ответ молящимся. Ее просят практически обо всем, и она помогает даже закоренелым грешникам и вчерашним атеистам.
Чаще всего чудесный образ просят об:
Небесная Заступница ходатайствует перед Спасителем о каждом из нас. И он, из уважения к матери и любви к роду человеческому, искупает наши грехи и спасает наши души.
Списки иконы «Нечаянная радость»
Чудотворная икона действительно помогает страждущим вне зависимости от тяжести их прегрешений. Список с нее имеется практически в каждом православном храме. А во многих российских городах есть церкви, часовни и монастыри, названные в честь «Нечаянной радости».
Только в Москве имеется минимум три чудотворных списка иконы. Они находятся в храмах Илии Пророка в Обыденском переулке, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще, Спаса Преображения на Песках.
Чудотворная «Нечаянная радость», чьи божественные свойства были документально подтверждены, пребывала и в храме «Неопалимой Купины», что в Хамовниках. Благодаря ей прихожанка Агафья Степанова исцелилась от глухоты. Однако при советской власти чудотворный образ был утерян.
Чудеса, связанные с иконой
К сожалению, задокументированных чудес, связанных с иконой «Нечаянная радость», немного. Однако множество прихожан не только описывают чудеса, творимые этим образом, но и искренне благодарят его богатыми дарами.
В своих воспоминаниях старец Никон описывает путь к монашеству. Он вместе с братом неоднократно наведывался в Оптину Пустынь, дабы принять постриг. Однако старожилы монастыря долго присматривались к юношам и проверяли их намерения на прочность. Желания юношей сбылись именно в день чествования описываемой иконы – наверное, потому, что их дед некогда много сделал для храма «Нечаянной радости».
Еще одно зарегистрированное чудо датируется 1994 годом. Одна из монахинь увидела во сне Крестный ход: процессия двигалась из Кремля к Ильинскому храму, а окружающие радостно кричали, что идет Царица. На следующий день икона была перенесена в соответствующий храм уже в реальности, став его главнейшим духовным достоянием.
А вот чудо, произошедшее всего несколько лет тому назад. В Саратове был выстроен и освящен новый храм «Нечаянной радости». Жена настоятеля храма вскоре после вступления супруга в новую должность забеременела и родила здоровую малышку. А ведь брак четы много лет был бесплодным – супруги уже было смирились с этим и взяли на воспитание приемную дочь, а тут и своя появилась, кровная!
Дни празднования
День почитания иконы «Нечаянная радость» – большой церковный праздник. Точнее, целых три: у чудесного образа два дня памяти (14 мая и 22 декабря). Имеется и еще один летний переходящий праздник, отмечающийся в июне.
Приснодеву очень чтят в России и во всех государствах, где проживает много православных. Помимо множества Богородичных праздников, каждая известная икона Богородицы имеет 2-3 персональных дня почитания. И «Нечаянная радость» не исключение!
Празднование Дня иконы Божьей Матери «Нечаянная радость»
О чем и как молиться иконе
Богородица слышит все наши молитвы и заступается за нас перед Богом. Иконе «Нечаянная радость» молятся о рождении детей, их здоровье и благополучии, исцелении от болезней и зависимостей, мире с близкими и душевном равновесии, защите от недругов и других напастей.
Тексты молитв
Молиться можно как в храме, так и дома, перед семейным алтарем или карманной иконой. Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».
Молитва Заступнице
О Пресвятая Дева, Всеблагого Сына Мать Всеблагая, града и святого храма сего Покровительница, всех сущих во грехах, скорбях, бедах и болезнях верная Предстательница и Заступнице! Прими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и как древнего грешника, на каждый день многажды пред честною иконою Твоею молившегося, не презрела, но даровала ему нечаянную радость покаяния и преклонила Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешного и заблудшего, так и ныне не презри моления наши, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред образом Твоим, дарует нечаянную по кому-то потребную радость; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — действенное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбях и печалях – утешение; обретающимся в бедах и озлоблении – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; изжившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о грехах, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердись о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честном жительстве пребывающих до скончания их во благости соблюди; злым благое сотвори; заблудших на путь правый наставь; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разрушь; в недоумении и трудных и опасных обстоятельствах обретающихся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспошли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавать, путешествующим сопутствуй; сущим в нужде и гладе будь Питательница; неимущим крова и пристанища будь покровом и прибежищем; нагим подай одеяние; обиженным и неправедно гонимым – заступничество; клевету, поношение и хуление терпящим незримо оправдай; клеветников и хулителей пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подай примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием; супружество в любви и единомыслии сохрани; супругов, во вражде и разделении, помири, соедини друг к другу; детородящим скорое подай разрешение; младенцов воспитай; юных целомудрию научи, открой им ум к восприятию всякого полезного учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию наставь; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовью огради; безматерних сирот будь Матерь, от всякого порока и скверны отврати и всему благому и богоугодному научи; прельщенных же грехом и в нечистоту впадших, скверну греха отними, из бездны погибели изведи; вдов будь Утешительница и Помощница; старости буди опора; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избавь и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненную, непостыдную, мирную и добрый ответ на Страшном Суде Христовом даруй; преставившимяс в вере и покаянии от жития сего с Ангелами и всеми святыми житие сотвори; скончавшимся внезапною смертью милостиво Сына Твоего умоли и о всех усопших, не имеющих родственников, об упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама будь непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатальница. Да все на Небесах и на земле ведают Тебя, как твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и славят Тебя и Сына Твоего, со Безначальным Его Отцом и Единосущным Его Духом, ныне и вечно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4 (перевод на современный русский язык)
Сегодня, верующие люди, духовно торжествуем, прославляя Защитницу усердную христианского рода и прибегая к пречистому Её образу взываем так: о Премилостивая Владычица Богородица, подай нам нежданную радость, обремененным грехами и множеством скорбей, и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего о спасении наших душ.
Кондак, глас 6
Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Необязательно учить тексты молитв наизусть: можно читать их и с листа бумаги или сборника. А если такой возможности нет, можно обратиться к Богородице и своими словами: если они будут искренни, то Царица Небесная обязательно их услышит и передаст Спасителю!
+++ БОГОРОДИЦА ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
+++ ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ
Прославилась огромным количеством чудес. “Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон. Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни. Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей при междуусобных конфликтах и войнах, от краж и воров, о прекращении бедствий. Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь. Перед этой иконой молятся для защиты от недругов, во время эпидемий, для прозрения духовного и телесного.
Это образ заступницы всего народа. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей, ею благословляют на брак. Часто с этой иконой составляется венчальная пара (иконы для венчания ) или же пара со Спасителем для домашнего иконостаса.Её просят помощи в исцелении и заступления в тяжелые времена.Даже праздник 4 ноября день народного единства установлен в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Одним из первых чудес от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться перед этой иконой в глазных болезнях и о прозрении слепых очей душевных и телесных. Перед иконой Богородицы «Казанская» иконой также является заступницей в тяжелые времена, от войн, ей благословляют вступающих в брак. Часто её иобраз ставят над кроваткой младенца.Ей молятся при болезнях глаз и о прозрении.
Казанская икона именуется в народе иконой смутного времени. Это Икона-спасительница!
Эта икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Ей молятся об исцелении болящих от тяжелых болезней и от душевных тягостей, а также поможет преодолеть переходный возраст;
У неё просят помощи в зачатии дитя, а также о успешных и легких родах.Считается что икона Умиление » умиляет » злые сердца, избавляет от безнравственных мыслей и придание гармонии. Девушкам образ поможет найти достойного человека и принести счастье в жизнь.
+++ ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Все мы знаем праздник Покрова и молясь перед таким её образом конечно молим её о Покрове над нами,нашей семьёй.
Молимся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Женщины, почитая день Покрова Пресвятой Богородицы, обращают к ней свои молитвы и просьбы — сохранить жизнь и здоровье близких, защитить мужей и детей от врагов видимых и невидимых. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение. Военные почитают этот праздник, считая, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.
+++ БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ
Эта икона – заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома.
Молятся во время бедствия и нашествия врагов (от войн), о смягчении злых сердец (об умирении враждующих), о спасении и сохранении России, об охранении от ересей и расколов, а также об исцелении от телесных и душевных болезней.
Тип иконы умиление и для женщин он распологает к молитве о детях.
+++ ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Любимая и почитаемая в народе икона.Эту икону очень почитала царская семья и она покровительствовала им.
До сих пор она является покровительницей семей по молитвам помогает женщинам удачно выйти замуж, бездетным семьям обзавестись потомством, роженицам разрешиться от бремени при трудных родах. Помогает наладить отношения между супругами, исцеляет болезни, особенно женские.
Эта икона почитается как покровительница невест, устроительница семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах.Очень хорошо иметь дома такую икону Богородицы,дарить ее в благословение новобрачным.
+++ СЕМИСТРЕЛЬНАЯ ИЛИ УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ
Эта икона пришла к нам из католичества,но обрела широкое почитание в России.Богородица изображена на ней с непокрытой головой,что редкость для православных икон,оплакивающая своего Сына распятого на кресте.
Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы Богородицы, привлекли к ней множество паломников.
В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворную икону Богородицы в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемая икона на Святой земле. Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на Ваш дом, собственность.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина. Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом. Если в трудной ситуации вы не знаете, как поступить, обратитесь с молитвой к этой иконе. Также «Смоленской» Богоматери молятся о сохранении Отечества, от войн, благополучии в пути путешествующих.
В оригинале Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Она считается образом, от которого мы, по молитве нашей к Пречистой Деве, получаем защиту от самых разных негативных событий – от стихийных бедствий (пожаров, наводнений), от вторжения в дом воров и недоброжелателей и других бед. Нерушимой стеной охраняет нас вечное заступничество Богородицы. И в наше время широко известны случаи исцеления от неизлечимых болезней, другие чудесные события. Ей молятся о сохранении города,жилища.
+++ БОГОРОДИЦА ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ
Ей молятся при головной и зубной боли, об избавлении от наркомании, алкоголизма и запоя, о вразумлении заблудших.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
***Икону которой нет у меня в магазине можно всегда выполнить на заказ.
*** В публикации использованы фото иконописца Тамары Беловой.
Искренняя молитва Богородице никогда не бывает тщетной
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Казанская икона Божией Матери
Почему мы молимся Божией Матери
Без всякого преувеличения можно сказать, что количество молитв Богородице намного превышает число молитв к даже великим святым: одних только канонических акафистов Ей (Акафистник. М., 2004 г.) насчитывается двадцать восемь! И это неудивительно, ведь Она – Царица Небесная и Владычица, а все святые лишь Ее небесные подданные. Поэтому мы и замечаем, что всегда, когда Богородица являлась в сопровождении апостолов или других святых мужей и дев, то последние внимали Ей со благоговением и трепетом, как своей Госпоже и Владычице!
Такую величайшую славу даровал Ей Сын Божий и Ее Сын, как и Сама Она некогда предрекла, сказав:
И искренние молитвы к Царице Небесной никогда не бывают тщетными.
Самые насущные молитвы к Богородице на каждый день
Самые первые молитвы к Пресвятой Богородице – это Ее славословия. В которых мы прославляем нашу Владычицу и Царицу Небесную, благодарим Ее за те благодатные и спасительные милости, кои Она нам, как Своим чадом, ниспосылает!
В первую очередь, к таким славословящим и благодарственным молитвам относятся уже упомянутые многочисленные акафисты Пречистой, посвященные как праздникам в честь Ее, так и различным Ее иконам. Впрочем, обычно все церковные молитвы так или иначе содержат восхваления Божией Матери.
Достойно есть
Наиболее краткая, и наиболее сильная из этих молитв «Достойно есть»:
«Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем».
Первоначально православные молились только второй часть сей молитвы («Честнейшую Херувим…»). Но в десятом веке сам архангел Гавриил открыл некоему афонскому послушнику и первую ее часть, после чего она и вошла в нынешнем виде в молитвенный обиход православных. Обычно этой молитвой или ее второй частью заканчиваются наши богослужения и молитвословия.
По своей сути это славословие Божией Матери обличает разного рода древних еретиков, неправославно учивших о Богоматери и умаляющих Ее достоинство. Заметим, что она также обличает и нынешних богословов, ложно мнящих, как было показано выше, о, якобы, «виновности Пречистой в прародительском (первородном) грехе». Если это было бы так, то тогда бы было сомнительно неизмеримое («без сравнения») превосходство Пречистой над святыми Херувимами и Серафимами, которые, ведь, ни в чем не согрешили. Так что и это лжеучение данная молитва опровергает.
Богородице, Дево, радуйся
Еще одна такая краткая молитва, знакомая всем православным, «Богородице Дево, радуйся»:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенная Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Эту молитву еще называют «Ангельским приветствием», поскольку она построена на приветствии архангела Гавриила Деве Марии в день Благовещения.
Царице моя Преблагая
В многочисленных скорбях, обуревающих их, православные молятся Царице Небесной так:
«Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Удивительное дело, но само чтение или пение сей молитвы как-то само собой умиротворяет в душе наши скорби и печали; облегчает наши труды благочестия и делает легким наше бремя житейских забот.
Молитва о детях ко Пресвятой Богородице
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Молитва ко Пресвятой Богородице благодарственная
Что Ти принесе́м, или́ что Ти воздади́м, о Преми́лостивая Госпоже́ Влады́чице, засту́пнице ро́да христиа́нскаго, за вся́ Твоя́ неисче́тная благодея́ния, я́же при́сно явля́еши всем призыва́ющим и́мя Твое́ и Твоея́ по́мощи прося́щим. Кто бо притека́яй к Те́бе посра́млен и неуслы́шан от Тебе́ отхо́дит, о премилосе́рдая Ма́ти? Ве́мы, Пречи́стая, я́ко за мно́жество грехо́в и беззако́ний на́ших не́смы досто́йни ниже́ и́мя Твое́ пресла́дкое нарещи́, не то́чию песнопе́ния от оскверне́нных усте́н Тебе́ приноси́ти, и удо́бее есть нам молча́ние люби́ти. Но да не яви́мся непа́мятливи и неблагода́рни пред Тобо́ю, дерза́ем приноси́ти Тебе́ сие́ коленопреклоне́нное славосло́вие: Ты же, премилосе́рдая Ма́ти, не возгнуша́йся прия́ти е, я́ко от избы́тка лю́бящих Тя серде́ц возноси́мое. Сама́ Ты, Влады́чице, благода́тию Твое́ю косни́ся серде́ц на́ших, да я́ко воск раста́явша, пролию́тся пред Тобо́ю в сле́зных благодаре́ниих и славосло́виих. Благодари́м Тя, Всепе́тая: не таи́м благодея́ний Твои́х, но велегла́сно возвеща́ем, да вси слы́шащии притека́ют к Тебе́, еди́ней непосты́дней Засту́пнице ро́да христиа́нскаго, и да немо́лчно славосло́вят Тя, Всепе́тую, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва ко Пресвятой Богородице о муже и семье
Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в сердца́ супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и непрекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкаго расставания, до преждевременныя и внеза́пныя сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровскаго нападе́ния, вся́каго зла́го обстоя́ния, разнаго страхова́ния и диа́вольскаго наважде́ния. Да и мы́ ку́пно и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твое́ Свято́е всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Казанской
Молитва Пресвятой Богородице о здравии и исцелении пред иконой Ея «Целительница»
Молитва Пресвятой Богородице просительная о помощи
С этой молитвой обращаются к Божией Матери с просьбами о помощи в сложных обстоятельствах, в бедах и напастях, в трудностях с работой.
Молитва
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Молитва Божией Матери о новопреставленном до 40 дней
Молитва Божией Матери об усопшем
Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.
Какая же молитва к Богородице самая сильная и чудодейственная?
Думаю, она самая простая и самая краткая: «Пресвятая Богородице, спаси нас». И думать так заставляют слова Спасителя, сказавшего:
Очевидно, точно так же знает все наши нужды, еще прежде нашего прошения, и Царица Небесная. Поэтому если мы будем постоянно молиться Ей и вышеуказанной краткой молитвой, Она нас услышит и подаст нам просимое, если оно, конечно, будет для нас полезно.
Впрочем, ради нашей немощи Владычица дала разным Своим иконам разную благодатную силу помогать в самых разнообразных случаях и напастях православным. Приведем более или менее полное указания на такие иконы согласно общим верованиям.
В каких нуждах к каким иконам Божией Матери можно читать молитвы
Иверская икона Божией Матери
14. Неупиваемая Чаша. Исцеление одержимых недугом пьянства. 5 (18) мая.
19. Троеручица. При болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре. 28 (11) июня.
ДЛЯ ЖЕНЩИН, БРАКА, СЕМЬИ
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Отсюда существует традиция молиться перед теми или иными иконами Божией Матери с соответствующими прошениями. Вопреки мнению некоторых нынешних чересчур продвинутых богословов ничего языческого в этой традиции нет. Это следует вот из чего.
Когда апостол Лука написал первую икону Божией Матери (Владимирскую), Она, увидев Свое изображение, повторила пророчество:
Очевидно, как каждому верующему один и тот же Дух подавал различные благодатные дарования, так точно ради духовной пользы православных тот же Самый Дух по воле Богородицы разделяет сии Свои дарования и на различных Ее иконах. Поэтому молиться перед ними о получении тех или иных благодатных даров Святого Духа православным отнюдь не зазорно!
Богородичное правило
Преподобный Серафим Саровский заповедал своим духовным чадам, проходя по Канавке вокруг Дивеевского монастыря, по которой прошла Сама Пресвятая Богородица, читать 150 раз в сутки Архангельское приветствие:
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших».
«Богородичное правило», которое обнимает собой всю жизнь Богоматери, разделено на 15 десятков по числу важнейших событий в Ее жизни. Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери»:
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!
Матерь Божия — Всесильная Заступница
Этому можно привести множество примеров, но для краткости сошлюсь лишь на один, но зато очень уж выразительный. Речь идет о том, упомянутом в Житиях святых, церковном экономе, который из-за ничтожных тщеславных потуг продал свою душу диаволу, подписал с ним договор (хартию), отрекшись в ней не только от Христа, но и от Его Пречистой Матери!
Когда же со временем наступило раскаяние, и этот несчастный, чудовищно согрешивший, человек начал обдумывать, как ему совершить свое покаяние, то решил обратиться именно к Богородице. От Которой хотя и отрекся, но однако же без устали молился Ей, надеясь на Ее неизреченную милость. И эта надежда его не посрамила!
Чрез некоторое, не очень продолжительное, время его усиленных поста и молитв, Владычица явилась ему. Явилась с укором и обличением этого грешника, но… весьма ободрила его самим этим Своим явлением. И о, как я его понимаю!
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Тогда тот начал уже лицом к лицу — окаянный грешник начал умолять Пречистую даровать ему покаяние, приводя многочисленные примеры оного. И Божия Матерь для совершения этого потребовала от него совсем немногое: исповедать Ее Сына Сыном Божиим и истинным Богом.
Когда же тот грешник начал, сомневаясь, говорить, как же он это сделает, если от Него отрекся, то Владычица ответила ему удивительно просто, зато поразительно премудро: «Ты уж только исповедуй»… А остальное Она сделала Сама, испросив у Своего Сына прощение и для такого окаяннейшего грешника, вернув ему ту сатанинскую хартию с его отречением. Которую он потом собственноручно и прилюдно уничтожил, затем сподобившись не только прощения, но и святости.
А теперь зададимся вопросом:
Почему такую великую силу имеет молитва к Божией Матери
По двум основным причинам. Во-первых, все мы, все православные христиане Самим Господом еще на Его Кресте усыновлены Ей вместе с апостолом Иоанном Богословом, как сказано в Священном Писании:
И как милостивая, любящая Своих чад Матерь Она всячески заботится о нас, не только о праведных и благочестивых, но и о заблудших да грешных, всех стремясь привести чрез покаяние к Сыну Своему! О чем в Библии есть очень сильные слова:
Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими
Это Господь сказал о Самом Себе. Но не в меньшей степени сие относится и к Его Пречистой Матери, у Креста ставшей и Матерью всех нас грешных!
И такое было не только с отдельными людьми, но и с целыми народами. Так известны подобные откровения о судьбе России во время Великой Отечественной войны. В тот ее период, когда, казалось, фашистов уже никто остановить не может, и гибель нашей Родины пред наречена… Но их остановила молитва Богородицы, Которая, молясь Господу за Россию, даже хотела стать пред Ним на колени! И Спаситель на это ответил Ей:
Так оно и вышло. Историческая Россия, в виде СССР, победила («помилую»), однако ценой громадных человеческих и материальных потерь («накажу»).
А что же мы хотели?! Перед войной, в годы пятилетки, которую назвали безбожной, рассчитывая за ее время полностью покончить с русским православием, в СССР осталось около сотни храмов – это из прошлых десятков тысяч. И вы что думаете, только за одно это разве не положено было наказание Божие?! Вот и были наказаны страшной войной и множеством жертв, но молитвами Царицы Небесной победили, не дав окончательно уничтожить Россию, как это и планировали сделать гитлеровцы. И разве это не Победа?!
Но, как видим из этого примера, наши грехи весьма препятствуют молитвам Богоматери. Особенно они препятствуют в том случае, если мы грешим против Нее Самой. Ибо Господь, по той же самой 5-й заповеди чтущий Ее, не потерпит умаления Ее славы. Посему своевременно сказать
О православном почитании Божией Матери
Существует ряд еретических, в основном, иудейских лжеучений, так или иначе отрицающих Приснодевство Богоматери. Они уже давным-давно опровергнуты святыми отцами. Но ныне, из-за чрезмерного развития в нашем народе атеизма, из-за сей атеистической нечистоты эти лжеучения содержатся достаточно многими, некоторые из которых даже считают себя православными.
Человек с таким обременительным багажом заблуждений вряд ли что-то получит от Пречистой Девы, даже если будет усердно молиться Ей. Таковому сначала надо избавиться от своего еретического бремени и от всего сердца православно исповедать Ее славу, тогда-то он и получит желаемое.
Впрочем, эти лжеучения еще не самая главная нынешняя беда. Дело в том, что в процессе полемики с католиками по поводу их ложного догмата о непорочном зачатии Богоматери (якобы, Она была совершенна непричастна первородного или прародительского греха) православные богословы допустили ошибку, приписав Ей вину в этом самом грехе.
Тут надобно сказать несколько слов о последнем. Согласно учению апостола Павла, мы все, все человечество, все люди неким образом согрешили вместе с Адамом этим грехом и виновны вместе с ним: «Потому что в нем все согрешили» (Рим.5: 12). При этом мы все согрешили тогда, но вменяется нам этот грех с момента зачатия, как и Давид сказал: «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мы мати моя» (Пс.50: 7).
Однако Православие называет Богородицу Второй Евой, что, между прочим, следует из Священного Писания. А именно: из вышеприведенного его места (Ин.19: 26.27) об усыновлении нас, православных христиан вместе с ап.Иоанном Богословом Богоматери. Итак, у нас, у всех людей есть общая праматерь – первая Ева; но для православных есть и Другая Матерь, Вторая Ева – Богородица.
Поэтому для Нее действительно, как правильно считают католики, следует сделать исключение. Ибо как Второй Адам, Господь Иисус Христос не только не виновен в грехе первого, но на Кресте искупил этот грех, так по аналогии и Вторая Ева, в отличие от всех нас, не виновна в этом грехе, но стала Помощницей Господу в деле нашего искупления. Однако, поскольку Она была зачата и родилась, как и все люди, этот первородный грех передался Ей при зачатии; впрочем, оставшись в Ней мертвым семенем. Не понимая чего, ошиблись католики.
Нам всем этот грех передается таким путем по причине нашей виновности в нем вместе с прародителями; Ей же передался не из-за Ее виновности, коей на самом деле (вопреки мнению В.Н.Лосского и ряда других православных богословов) нет, а ради домостроительства Божия, ради искупления и спасения человечества.
Пишу это кратко, даже несколько конспективно, поскольку в ряде других своих публикаций, в том числе, и на данном сайте более подробно касался сего вопроса. Впрочем, ради чести Богородицы добавлю еще кое-что, о чем ранее не говорил.
Речь идет не о догматике, а аскетике. Любой христианин, пытающийся жить по закону Божию и спасти свою душу, сталкивается с тем, о чем апостол Павел сказал:
«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7: 22-23).
Рано или поздно такой аскет поймет, что основой этого греховного закона является всеянный в его природу прародительский (первородный) грех. Если он при этом будет считать себя невиновным в этом грехе, как нам сейчас усиленно пытаются внушить, то это с большой долей вероятности может вызвать в нем протест против Бога. И, как пса, вернувшегося на свою блевотину (ср.2 Пет.2: 22), снова ввергнуть в состояние воинствующего атеизма, «вакцинированного» против христианства.
Чтобы избежать такого ужасающего краха, таковому следует задать себе вопрос: а что он бы сам делал на месте Адама (или, если женщина, Евы) в раю? Согрешил ли он (она) на их месте или нет? Если смиренно ответит, что согрешил бы, то отсюда явно следует наша общая виновность в сем грехе. Если же скажет, что не согрешил бы, тогда другой вопрос:
Если ты такое «безгрешное сокровище», то почему же Бог не поставил именно тебя в раю вместо Адама (Евы)?! Ведь как Всеведущий и Всемогущий Он мог произвести от тебя безгрешное человечество?! Очевидно, чтобы допустить существование таких «не согрешивших», надо допустить что или «Бог не Всеведущий; или не Всемогущий – не смог поставить таких в рай; или не Благой, а злой и завистливый – позавидовал таковым».
Не говоря уже о том, что этого не может быть, следовательно, ложен исходный тезис о «безгрешности» кого-то из нас, заметим, что все эти недостатки как раз и приписывал Богу тот змий, который и внушил первой Еве вкусить запретный плод (ср.Быт.3: 4-7). Так что такие утверждения да лжеучения – это грех уже не только прародительский, но и змииный.
Но если мы применим такие рассуждения к Пречистой Деве, то получим совершенно другой результат. Святые отцы учили, что древо познания добра и зла, а также все с ним и нашими прародителями тогда произошедшее, было неким прообразом Древа Крестного и распятия Спасителя. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов:
Поэтому то Ее искушение было неизмеримо выше искушения первой Евы. Но, однако, Вторая Ева осталась непричастна греху – ни одна ропотная мысль не вгнездилась в Ее сердце; ни одно слово ропота не сорвалось с Ее уст; ни на йоту не была поколеблена Ее вера… А отсюда совершенно очевидно, что если Она без греха перенесла то неизмеримо тяжкое искушение, то точно также не послушала бы слов искусителя и не согрешила бы на месте первой Евы.
Господь не поставил Ее там потому, что Адам вкусил бы запретный плод и без Нее. Зато вот безгрешное человечество Он произвел от Пречистой Девы путем не плотского, а духовного рождения. Ведь как уже неоднократно было сказано выше, все мы, православные христиане, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1: 13), будучи чадами Божиими (Ин.1:12), одновременно усыновлены Ей (ср.Ин.19: 26.27), посему являемся и чадами Богоматери, нашей Второй Евы!
Отсюда и понятно, насколько действенны наши молитвы к Ней.
Сны Богородицы или канонические молитвы из православного молитвослова
Итак, из всего вышесказанного, читатель может сделать правильный вывод о том, какая величайшая польза заключается в канонических молитвах к Божией Матери и познакомиться с текстами некоторых этих основных молитв. Следует, однако, избегать неканонических, таких, как например, пресловутые «сны Богородицы», скорее напоминающие народные псальмы, сказки и заклинания, чем настоящие молитвы. Вместо этого будем постоянно молиться хотя бы вышеупомянутой самой краткой православной молитвой: «Пресвятая Богородице, спаси нас», — и Она не оставит нас без Своей помощи!
Протоиерей Георгий Городенцев