О чем просит православный человек когда читает молитву отче наш
Православная Жизнь
Как часто мы говорим о чём-то: «Знаю как „Отче наш“»! Но действительно ли мы знаем самую известную христианскую молитву? Понимаем ли, что стоит за знакомыми словами? О чём мы молимся? Над нашими вопросами размышлял священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского п. Мироновский.
Когда я начал размышлять над темой, то осознал, что молитва «Отче наш» — самая распространённая, но и самая недооценённая христианами. Самая известная — в том плане, что её все знают наизусть, — и самая неизвестная, потому что мало кто понимает, о чём она на самом деле.
Каждому священнику регулярно доводится слышать: «Батюшка, у нас проблемы, всё плохо, подскажите, как молиться, какую молитву читать?» Пытаешься начать с основ и спрашиваешь: «А вы знаете молитву „Отче наш“?» — и люди отвечают: «Ну конечно, мы же крещёные, православные! Но, может, вы что-нибудь другое подскажете — акафист или канон какой-нибудь?» Такая ситуация, не совсем правильная и даже досадная, говорит о том, что человек молитву выучил, но не задумывается, о чём она. Соответственно, он не спешит к Богу именно этими словами обращаться.
Чтобы понять, о чём эта молитва, за исходную точку наших размышлений надо принять её происхождение. «Отче наш» — это Господня молитва, а не труд интеллектуальных или духовных усилий каких-то людей. Это именно откровение Божие: Сам Господь открыл её нам. Вот как об этом повествуется в Евангелии:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк. 11:1- 4).
Молитва не случайно начинается словами «Отче наш»: Христос приоткрывает тайну общения между Собой и Отцом — тайну внутрибожественного диалога, диалога любви. Он постоянно присущ Пресвятой Троице, потому что любящие не могут не общаться. Это главное, что нам открывает молитва вообще: если есть любовь, взаимоотношения, то невозможно не общаться. Исходя из этого, мы можем задать себе вопрос: какое общение может быть самым искренним, чистым, доверительным? Конечно, это общение между детьми и родителями. Именно это первым открывается в молитве «Отче наш»: Христос показывает, как Он, будучи Сыном, обращается к Отцу, и тому же учит учеников Своих. Таким образом Он Своих учеников — в том числе и нас — ставит на одну ступень с Собой: Я так общаюсь с Отцом, и у вас есть такая же возможность общаться с Ним.
Ещё эта молитва — образец, даже идеал того, каким должно быть отношение человека к Богу. Все остальные молитвы — это уже опыт осмысления молитвы Господней. Один современный священник и проповедник заметил, что молитва «Отче наш» — это сокращённое Евангелие. Я согласен с такой точкой зрения. Тот, кто не понял, о чём эта молитва, не понял Евангелие — и наоборот: тот, кто не понял Евангелие или никогда не открывал его, не поймёт, о чём молится, даже если выучил слова наизусть.
Евангелие — это не просто нравственный кодекс или моральное учение, как сейчас принято рассуждать. К слову, в молитве «Отче наш» о нравственности почти ничего не сказано, разве что слова о прощении долгов. Все остальные прошения — о том, чтобы Царство Божие — мир Божественной любви, милосердия, благости — вошло в наш мир — падший, греховный, далеко не идеальный. О том, чтобы воля Божия — апостол Павел называл её «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2) — соединилась с нашей волей — тоже далеко не идеальной и порой не способной ни к чему доброму. Чтобы мир Божественный соединился с миром человеческим. Это красная нить молитвы «Отче наш».
В христианском богословии есть такое утверждение: «закон молитвы есть закон веры» (лат. lex orandi lex est credendi). То есть, как ты молишься, так и веришь. Это утверждение подчёркивает, что в молитве открывается внутренний мир человека. По тому, как он молится, можно сказать, как он верит, смотрит на Бога, самого себя, свои отношения с Ним. Молитва «Отче наш», данная Христом, в некоторой мере отражает внутренний мир Самого Христа. Для нас всех Христос — это образец, идеал, икона, которую мы в себе должны воплотить. В Нём Божество и человечество соединены без конфликта. То же должно быть и в нас. Поэтому «Отче наш» — это не просто одна из молитв в молитвослове, но возможность подражать Христу, смотреть, чем Он живёт, чтобы перенять это в свою жизнь. Об этом ещё апостол Павел писал: «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе» (Флп. 2:5), — то есть те же переживания, настроения, те же чувства. Молитва «Отче наш» — это зеркало, в которое мы должны смотреть, перенося Божественную суть отношений между Сыном и Отцом на нашу жизнь, на отношения между нами и Богом.
Записала Екатерина Щербакова
«Отче наш»: 10 вопросов о главной христианской молитве
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?
«Отче наш, иже еси на Небесех»
Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?
Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.
Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».
Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?
Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.
Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».
Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?
Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.
Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»
Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?
Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»
О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?
Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:
Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».
«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?
Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.
Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?
«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.
Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.
Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»
Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?
Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.
Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?
Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.
Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».
Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?
Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.
Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».
В чем сила молитвы «Отче наш»
Здравствуйте, дорогие друзья! Часто даже учителя в школе говорили – знать урок, как «Отче наш». А в чем ее смысл, в чем сила молитвы «Отче наш»? Она помогает исцелиться от болезней, сглаза, спасает от несчастий, катаклизмов и всякого зла. Надо только знать когда, как и сколько раз ее читать.
Как появилась молитва
Сам Иисус Христос передал людям слова этой молитвы. Читая ее, человек ощущает свою связь с Господом. Все крещеные люди должны знать ее наизусть и каждое утро начинать с этих великих слов.
Иисус передал молитву на арамейском языке, а потом ее перевели на все языки мира. На каждом языке она имеет большую силу и эффективность.
Текст молитвы: О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́ко и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго: я́ко твоé éсть цáрствіе и си́ла и слáва во вѣ́ки. Ами́нь. (Мф. 6)
Этот текст написан на церковнославянском языке. Можно выучить ее на русском. И православная, и на церковнославянском языке, молитва имеет одинаковую силу.
Многие христиане хотели бы понять ее смысл, чтобы осознанно произносить текст. Предлагается точная расшифровка каждого слова:
Объяснение детям
Чтобы дети с малолетства нашли путь к Богу, необходимо доступное пояснение к каждому слову молитвы. Сначала надо объяснить ребенку, почему она называется Молитва Господня. Потому что ее дал своим Ученикам сам Иисус Христос.
Обязательно надо сказать, что эта христианская молитва самая сильная, которая поможет от всех страхов и неприятностей. Тот, кто ее будет знать наизусть, полюбит ее, будет настоящим христианином.
Что означает последняя фраза, ребенку можно объяснить так: Богу принадлежит и царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа, и так будет всегда.
Всегда важен личный пример для детей, как в чтении молитв, та и в благоговейном отношении ко Всевышнему. Если они будут видеть, как родители ежедневно молятся, то им западет в душу эта сильная православная молитва.
Читайте также
Какие православные молитвы нужно обязательно знать наизусть
Здравствуйте! Какие молитвы нужно знать христианину и почему этот вопрос волнует каждого человека, начинающего посещать церковь. Этот же вопрос возникает тогда, когда у нас появляются проблемы в…
Как и когда читать «Отче наш»
Как читать великую молитву обычным людям? Эту единственную молитву, которую дал Христос всем людям на Земле, надо читать вдумчиво, отчетливо произнося каждое слово. Не стоит читать бегом, торопясь, не проговаривая фразы.
Чтобы Бог хранил вас весь Божий день, чтобы вы были защищены от бед, то надо читать утром 12 или 15 раз. Но прежде, чем приступить к чтению, необходимо всех простить, затем мысленно самим попросить прощения у тех, кого обидели.
Можно даже дома включать запись этой молитвы через компьютер. Тогда вся нечисть покинет ваш дом, а лихие люди будут обходить его стороной. Если в доме часто происходят ссоры, не слушаются дети, случаются какие-то несчастья, часто болеют обитатели дома, то молитва поможет наладить мир и спокойствие в семье.
У человека, который мысленно или вслух читает эту молитву, в душе наступает мир и покой. Он прощает и любит всех людей. Негативные мысли, которые посылают бесы, куда-то улетучиваются. В теле прибавляются силы, энергия начинает бить ключом.
Как только человек перестает молиться, бесы тут же начинают посылать негативные мысли, толкать на плохие дела. Поэтому не надо лениться читать «Отче наш». Сильная молитва дана человеку в помощь от всего негативного в жизни.
Человеку даны еще 2 сильные молитвы. Это Иисусова молитва и Духу Святому «Царю Небесный». Читая эти молитвы, человек незаметно и сам исправляется. Ему уже не хочется делать людям плохое, не хочется опускаться до пьянства, сквернословия. Они способны остановить ссоры, конфликты и драки. Эти молитвы — великая помощь людям от всякого зла.
Читайте также
Короткая молитва Николаю Чудотворцу
Короткая молитва Николаю Чудотворцу на будущее и на исполнение желания. Как правильно нужно молиться. Как просить помощи и защиты от…
Спасение от любых бед и несчастий
Если читать «Отче наш» 40 раз в день – то человек будет защищен от любой катастрофы, бури, агрессии людей, аварии и даже неминуемой смерти, как это было не раз на войне.
Было замечено, что после прочтения 40 раз этой молитвы, исчезали из окружения все недобрые люди. А многие из них словно исправлялись, становились добрее к этому человеку.
Есть много примеров, как от смерти на войне спасала именно эта молитва. Те солдаты, которые даже в ужасных условиях, шептали святые слова, оставались живы в самых жестоких сражениях.
Многие люди отмечают, как сорока-кратное произношение слов, исцеляет от душевных и физических недугов. Почему так происходит? Читая 40 раз сильные слова, человек приобретает душевный покой. Его сердце покидают недовольство, гнев, уныние, агрессия.
Вслед за изменением душевного состояния излечиваются разные заболевания. Лечение происходит в сознании, поэтому излечивается не только голова, но и тело. Постепенно ум «перевоспитывается», освобождаясь от негативных мыслей. Целительная практика затрагивает глубинные пласты сознания, меняя человека в лучшую сторону.
Читайте также
Сила материнской молитвы: как молиться за чадо свое
В чем сила материнской молитвы и как нужно молиться за чадо свое. Экстренная помощь в любых невзгодах. Кому и когда молиться о судьбе…
Целительная сила «Отче наш»
От чего помогает чудодейственная молитва? Если хотите очистить душу и тело от разных хворей, то медленно, проговаривая и улавливая смысл каждого слова, читайте текст. Скоро вы почувствуете, как к вам идет помощь от Всевышнего.
Перечислим те недуги, при которых люди действительно получали исцеление.
Время для чтения при заболеваниях (читать по три раза):
Изгнать насекомых из дома поможет чтение текста 5 раз, выметая их тремя ветками лиственницы.
Как призвать успех
Читая молитву и веря в успех, вы обязательно добьетесь чего задумали. Но можно самостоятельно изготовить амулет на удачу. Он будет оберегать и помогать во всех добрых делах.
Оберег с текстом «Отче Наш» следует изготовить таким образом:
Вы не раз слышали, какие чудеса происходят с теми, кто с верой читает молитву. Одних спасает от несчастного случая, другим помогает сдать экзамены, третьи исцеляются от тяжелых заболеваний.
Уважаемые друзья, верьте, что сила молитвы «Отче наш» поможет и вам. Произносите ее ежедневно, с верой и любовью, тогда Бог услышит вас!
Молитва «Отче наш» — о чем она на самом деле? Протоиерей Алексий Уминский
— Когда мы общаемся с Богом, мы всегда общаемся с таинственным Богом, это надо очень хорошо понимать. И когда мы говорим о богопознании, это не означает, что мы говорим о богопонимании. Мы говорим о чем-то таком, что не всегда выразимо человеческим языком. Когда говорим, что помолились Богу и поняли, что Он нас услышал, в ответ мы почувствовали Его присутствие. И это присутствие божественное в своей жизни позволяет Его понимать и принимать.
Понять Бога как Троицу невозможно и невыносимо. Это и не нужно. В каком-то смысле, но каждому из нас дана возможность обращаться к Богу в Троице через личностное ипостасное общение. И поэтому мы понимаем, что значит в молитве обращаться к Господу нашему Иисусу Христу, потому что Он нам открыт евангельски, у нас есть словесный и видимый, иконописный портрет Христа. Мы очень хорошо представляем и понимаем, как Он говорит, когда читаем Евангелие.
Мы также знаем об Отце через Иисуса Христа, и Он сам дарует нам молитву «Отче наш».
Эта молитва — очень глубокий, серьезный молитвенный путь к Отцу. Она дает нам дерзновение просить Бога сделать нас Его сыновьями и дочерями.
По крайней мере, с этого надо начинать эту молитву читать.
Пока ты для себя вопрос своего сыновства или дочерности не определил, читать молитву «Отче наш» бесполезно. Эта молитва имеет только один смысл, когда ты перед Богом как перед Отцом. Но для этого тебе надо захотеть быть сыном, захотеть быть дочерью, в это состояние постараться себя возвысить или по крайней мере Бога об этом попросить: «Будь моим Отцом», «Сделай меня Своим сыном».
Молитва «Отче наш» у нас сегодня читается между делом. «Трисвятое по Отче наш», а потом начинается богослужение, «Трисвятое по Отче наш», а потом начинаются какие-то другие молитвы. Что это такое?
Но эта же молитва — она главное, что у нас есть от Христа. Научи нас молиться — вот, пожалуйста, молитесь так. И нет никаких других молитв, которыми Христос хотел бы, чтобы мы молились. «Отче наш» мы превратили в молитву перед едой.
Можно часто читать эту молитву, но всегда ее надо читать определенным образом. Ее нельзя читать просто часто, надо читать осмысленно часто. Например, когда мы к этой молитве подступаем во время литургии, есть такой возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно — там с церковнославянского размытый немножко смысл, — смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати». Но вообще-то, если перевести это на русский язык, будет звучать так: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением — слово дерзновение здесь бесконечно важно, — неосужденно сметь называть Тебя, небесного Бога, Отцом».
И что, ты после этого будешь картошку благословлять? Или можно как-то попроще отнестись к земной нашей пище и не делать вот таких вот странных вещей.
Просто в этом отечестве надо нуждаться. А если ты не нуждаешься, тогда, как говорил Дитрих Бонхёффер о молитве «Отче наш», дай нам волю — и мы от этой молитвы оставим только одно прошение.
И самая большая проблема у нас — это разговор со Святым Духом. Я не могу понять, по какой такой причине мы 50 дней не молились Святому Духу. Почему вдруг из нашей жизни, из жизни целой Церкви, которая этим Святым Духом родилась, исчезла молитва обращения к Святому Духу. Как же так?
Мы просто не умеем молиться Святому Духу и вообще не знаем, как к Нему обращаться.
У нас есть только одна маленькая молитва, я не говорю третью молитву в вечернем правиле, которая ну просто опять есть перечисление каких-то покаянных дисциплин.
Но молитва «Царю небесный» — она ведь настолько потрясающе красива и велика, что на самом деле может быть личной молитвой каждого из нас. «Приди ко мне, вселись в меня», — вот что надо от Бога, чтобы я действительно стал Им жить и чтобы мне стало понятно: если Он во мне живет, Он ко мне пришел, то я поэтому и начинаю Его познавать.
Вот Святому Духу умел молиться преподобный Силуан Афонский. И этот Святой Дух — третья ипостась, — научил его так любить людей, что он слезы проливал о тех, кто вдруг может когда-нибудь не спастись. «Господи, да познают Тебя Духом Твоим Святым все народы земли», — говорил он в молитве. А нам никогда в жизни в голову не приходит к Святому Духу обратиться, у Святого Духа что-то попросить, как-то с Ним познакомиться. Мы на 50 дней просто исключаем Его из нашей христианской жизни.
Более того, даже когда мы читаем вот эти длиннющие коленопреклоненные молитвы на вечерне праздника сошествия Святого Духа — причем эта вечерня уже относится к Дню Святого Духа, — там нет ни одной молитвы Святому Духу. Ну то есть мы поем торжественно хором «Царю небесный», примерно как мы поем «Христос воскресе из мертвых». Но при этом даже во время Пасхи у нас каждое воскресенье поются пасхальные песнопения даже во время Великого поста. И вдруг раз — и мы исключаем Святой Дух. Потому что мы Его не знаем и знать не хотим. Потому что к Нему обращаться очень тяжело. Потому что к Нему обращаться мы не привыкли.
И если я хочу узнать Святую Троицу поближе, то я должен знать каждого из лиц Святой Троицы хоть чуть-чуть. И тогда это познание лиц Святой Троицы приведет меня к какому-то пониманию Святой Троицы. А как по-другому? Ну да, можем всего Лосского прочесть нашего, но Троица Святая не таким образом познается.
Бог вообще познается иначе, через личное знакомство.