О чем просил юноша своих родителей
Монастыри. Духовный подвиг (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
Начало монашеской жизни
После смерти родителей несколько лет, погруженный в молчание, в полном одиночестве жил он в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь.
На берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора вместе с братом Стефаном построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия.
Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.
Общественное служение Сергия Радонежского
Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Историческая роль Сергия Радонежского
По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.
Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
О жизни Преподобного Сергия существует множество легенд:
Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.
Легенда о Богородских игрушках.
Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил «на благословенье» детям.
Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
В городе Сергиев Посад, названном в честь преподобного Сергия ему установлен памятник. А вот так сегодня выглядит Троице-Сергиева лавра.
Работа с пословицами
Дети работают в парах. Им предлагается подобрать эпизод из жизни Сергия Радонежского, соответствующий пословице.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.
2. Жить – Богу служить.
Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.
3. Послушание паче поста и молитвы.
Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.
4. Умный смиряется, глупый надувается.
Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.
5. С молитвою в устах, с работою в руках.
Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.
На стадии рефлексии для закрепления знаний детям предлагается выполнить тестовые задания.
- Какое имя получил мальчик при крещении?
- Как учился мальчик?
б) медленно и не прилежно
в) прилежно, но с трудом
- Кого встретил мальчик?
- Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
- Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет знать грамоту
б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь
- Откуда переехал отец мальчика?
- Куда переехал отец мальчика?
- О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
- О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
- Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?
- Как называется храм, созданный Сергием?
б) Духовская церковь
в) Троице-Сергиевская Лавра
По итогам данного занятия детям было предложено принять участие в творческом конкурсе «Уроки духовного подвига». Ребята с удовольствием согласились. Для этого на дом было задано: подобрать интересный материал о жизни преподобного Сергия, нарисовать рисунок, найти иллюстрации, подобрать стихи, пословицы, соответствующую музыку.
Каждый выбрал для себя интересный и близкий вид деятельности. Помощь родителей приветствуется, мы хотим сделать родителей нашими союзниками в этом нелегком деле.
Детские работы и фотографии прилагаются.
Список источников
Ссылки для скачивания презентаций и видео
Разработка урока по литературному чтению «Житие Сергия Радонежского» 4 класс
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ №52»
по литературному чтению
«Житие Сергия Радонежского»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
«Житие Сергия Радонежского»
Тема урока: Житие Сергия Радонежского
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока : формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.
· п ознакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;
· создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;
· создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.
ü формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;
ü обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
ü имеют представление о житийной литературе, житии;
ü читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.
ü формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;
ü оценивают свою работу на уроке.
ü используют различные способы поиска учебной информации;
ü овладевают логическими действиями построения рассуждений.
ü отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.
Формы и виды деятельности:
1. Работа с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение.
2. Работа с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с опорой на иллюстрацию и вопросы.
3. Словарная работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.
4. Словарная работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.
5. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.
Опорные понятия: житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.
Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение занятия):
· Эпиграф к уроку: «Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт и ни одна ещё стихия не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала и становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, и преподобный Сергий в ней». (С. Никулина)
· Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки.
· Иконы с изображением Сергия Радонежского.
· Презентация к уроку.
· Карточки с заданиями для парной работы.
1. Мотивация учебной деятельности – 1 минута.
2. Речевая разминка – 1 минута.
3. Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) – 2 минуты.
4. Постановка проблемы. Самоопределение деятельности – 2 минуты.
а) работа с опорными понятиями (перед чтением текста) – 3 минуты.
б) Динамическая пауза. – 1 минута.
в) работа с материалом учебника – 10 минут.
г) выборочное и поисковое чтение – 10 минут.
а) работа в парах по объяснению смысла пословиц – 2 минуты.
б) просмотр видеофильма «Самая обычная история.
Детям о жизни преподобного Сергия Радонежского» – 3 минуты.
III . Заключительная часть (6 минут):
1.Подведение итогов (обобщение) – 2 минуты.
2.Работа с тестом. Самопроверка – 2 минуты.
3.Рефлексия учебной деятельности – 2 минуты.
4.Домашнее задание – 1 минута.
Вопросы (или проблема) занятия:
— Чем Варфоломей отличался от других детей?
— Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?
— Почему это произошло именно с ним?
— Исполнил ли Варфоломей волю родителей?
— О каких чертах характера говорит его поступок
1. Мотивация учебной деятельности
— Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.
— Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу. Вы почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои места.
2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
1. Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.
2. Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.
3. Прочитайте выразительно индивидуально.
— Ребята, о каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении
С. Никулиной? (ответы детей)
— Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей)
— Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.
3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) (слайд 3)
— Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.
— Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.
— Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.
— Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
— Что вы видите необычного?
— Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу.
— Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
— И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский
— На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.
(Учитель показывает детям иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского)
4.Постановка проблемы. Самоопределение деятельности (слайд 4)
— Сформулируйте тему урока.
— Тема урока «Житие Сергия Радонежского».
— Поставьте цель деятельности на уроке.
— Предположите, что нового вы сегодня узнаете.
— Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.
1.Информационный блок. Знакомство с новым материалом
1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед чтением текста) (слайды 5-6)
Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
— Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.
— Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.
2. Работа с материалом учебника. Чтение текста (стр.22-28)
Учитель: О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.
— В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.
— Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).
1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд 7)
2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (слайд 8)
3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд 9)
4. Чтение текста на стр. 26 (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд 10)
5.Чтение текста на стр. 27 – 28(до конца текста) (слайды 11-12)
3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с текстом
1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?
2. Как назвали мальчика в святом крещении?
3. Чем отличался Варфоломей от других детей?
4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?
5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
6. О чём многократно просил Варфоломей отца?
7. О чём просили родители Варфоломея?
8. Исполнил ли он их волю?
9.О каких чертах характера говорит его поступок?
2. Аналитический блок.
1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)
Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.
Карточки с пословицами
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Жить – Богу служить.
Послушание паче поста и молитвы.
Умный смиряется, глупый надувается.
С молитвою в устах, с работою в руках.
Карточки с объяснениями
Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.
Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.
Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.
Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.
Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.
Учитель. Посмотрите, как изменилась жизнь мальчика Алеши после знакомства с житием Сергия Радонежского.
— Какая информация была для вас новой?(ответы детей)
III . Заключительная часть
1.Подведение итогов (обобщение).
— Назовите тему урока.
— Какую цель ставили в начале урока?
— Объясни, как ты понял, что такое житие?
— Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?
2.Работа с тестом. Самопроверка.
Тест «Житие Сергия Радонежского» (на отдельных листах) (слайд 13)
Выбери правильный ответ.
1.Как звали родителей Сергия?
2.Какое имя получил мальчик при крещении?
3.Как учился мальчик?
б) прилежно, но с трудом
в) медленно и не прилежно
4.Кого встретил мальчик?
5.Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
6.Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать монахом
б) что его послали искать лошадь
в) что он хочет знать грамоту
7.Куда переехал отец мальчика?
8.О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
9.О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
2.Рефлексия. Закончи предложение. (слайд 14)
Ø Сегодня на уроке я познакомился (лась)….
Ø Мне было интересно …
Ø Мне особенно удалось …
Ø Я могу применить полученные знания …
Ø 3.Оценивание. Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт. (слайд 15)
— Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.
— Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберите сердечко красного цвета.
— Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – выберите сердечко зелёного цвета.
— А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – выберите сердечко синего цвета.
(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)
— Ребята! Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам быть. Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами! (слайд 15)
— Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.
— А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи: Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!
1. Подготовить выразительное чтение отрывка из «Жития Сергия Радонежского», прочитанного на уроке. (с. 22–28).
2. Найти дополнительные сведения о Сергии Радонежском.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.
Угодник – лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Обет – торжественное обещание, обязательство.
Праведный – у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
Благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
Благодать – в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Карточки с пословицами
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Жить – Богу служить.
Послушание паче поста и молитвы.
Умный смиряется, глупый надувается.
С молитвою в устах, с работою в руках.
Карточки с объяснениями
Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.
Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.
Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.
Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.
Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.
Тест «Житие Сергия Радонежского»
Выбери правильный ответ.
1.Как звали родителей Сергия?
2.Какое имя получил мальчик при крещении?
3.Как учился мальчик?
б) прилежно, но с трудом
в) медленно и не прилежно
4.Кого встретил мальчик?
5.Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
6.Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать монахом
б) что его послали искать лошадь
в) что он хочет знать грамоту
7.Куда переехал отец мальчика?
8.О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
9.О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
Приложение 1 – Иллюстративный ряд
С. Н. Ерошкин. Преподобный Сергий. По Руси.
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.