О чем просил павел петрович брата после дуэли с базаровым
Дуэль Базарова и Павла Петровича
Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно плоскую остроту, мало напоминающую прежний умственный фейерверк. Ему противостоит знакомая «холодная вежливость» дяди.
Оба противника, не признаваясь друг другу и самим себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое раздушенное лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку…». Слово «даже» здесь вполне уместно. Впервые он решил полюбопытствовать, на чем строит аргументы его противник. И тем не менее, на этот раз пребывание в доме Кирсановых завершается для Базарова дуэлью. «Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений», – путаясь в словах, произносит по окончании дуэли Николай Петрович. Непроизвольно выговаривает самое главное. «Антагонизм воззрений» участвовал «до некоторой степени» и вряд ли бы привел к поединку. Если бы не… Фенечка.
«Фенечке нравился Базаров», но и она ему нравилась. Он держался с нею «вольнее и развязнее», их сблизило «отсутствие всего дворянского». Описанные в начале главы посещения, разговоры, медицинская помощь – свидетельства все увеличивающейся взаимной симпатии. Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство. Если б оно объяснялось объективными причинами, а не сваливалось, порой назло нам, с неба; «болезнью», от которой нет спасения. Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем. По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя «с формальным поступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая. В журнальном варианте романа сдержанный Тургенев прямо говорил: «Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства». Литературоведы раскрыли здесь психологическую подоплеку – потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Оказывается, в любви просто не бывает. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит женщина с «неподдельным упреком».
Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов». Тургенев передает реплику старого слуги, который был «по-своему аристократ, не хуже Павла Петровича». Не кровавый поединок поразил Прокофьича: он «толковал, что и в его время благородные господа дирывались». Щепетильному хранителю устоев не пришелся по душе выбор соперника: «дирывались» «только благородные господа между собою». Настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина: «а этаких прощелыг за грубость на конюшне отодрать велели».
«Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» – возмущается Базаров после того, как за его противником захлопнулась дверь. «…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь», – пытается он объяснить себя в разговоре с Аркадием. Раздражение, как обычно у героя, маскирует внутреннее недоумение и растерянность. Пришлось и ему, в свою очередь, убедиться в ограниченности собственных «прынципов». Оказывается, есть ситуации, когда только поединком можно отстоять свое достоинство: «Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…»
В середине века дуэль уже переходила в разряд анахронизмов, отчасти даже смешных. Перо Тургенева рисует множество юмористических подробностей. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный», но перетрусил до крайности. А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, «белые панталоны». Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил», как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее. Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта». Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».
Мы помним, как горячо обсуждали они крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только ему досконально известно, в чем нуждается и о чем думает русский мужик. Перед началом дуэли Базаров замечает мужика, прошедшего мимо него и Петра не поклонившись. Мгновение после дуэли он возвращается. Крестьянин на этот раз снимает шапку с внешне покорным видом, подтверждающим мысль об его «патриархальности». Прежде Павел Петрович этим бы удовлетворился. Но теперь вдруг задает своему вечному оппоненту заинтересованный вопрос: «Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» В ответе Базарова звучит недоумение совершенно искреннее: «Кто ж его знает!» Молодой нигилист отказывается от монополии на истину не только для себя. Он готов признать, что и «темный» мужик обладает сложным духовным миром: «Кто его поймет? Он сам себя не понимает». «Понимание» вообще ключевое слово данного эпизода: «Каждый из них сознавал, что другой его понимает».
► Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:
Дуэль Базарова и Кирсанова. Краткое содержание
Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. В истинные причины вызова он предлагает не вникать: они друг друга терпеть не могут, этого достаточно. Договариваясь о формальностях дуэли, вместо секунданта предлагают свидетеля, в роли которого должен выступить камердинер Петр.
Базаров догадывается, что Павел Петрович, скорее всего, влюблен в Фенечку. Ночью Базарову снятся беспорядочные сны: Одинцова, которая была его же матерью, Фенечка в образе черной кошечки, Павел Петрович в образе леса, с которым он должен был драться.
На рассвете Базаров первый является к роще, где была назначена дуэль. Павел Петрович приезжает с пистолетами, элегантный, в белых панталонах. Дрожащий и заикающийся Петр прячется за дерево.
Базаров отмеряет шаги, говоря, что поединок их необычайно смешон, но Павел Петрович отвечает, что будет драться серьезно.
Когда они сходятся, Базаров замечает, что Павел Петрович целит ему «прямо в нос», и, не целясь, нажимает на курок. Кирсанов хватается за ляжку: по белым панталонам течет струйка крови. Евгений идет к нему, Павел Петрович говорит, что по условиям у них еще есть по выстрелу, но Базаров отвечает, что сейчас он доктор, и хватает противника, который уже бледнеет и теряет сознание.
Евгений осматривает рану (она не опасна) и посылает Петра за водой. В этот момент Павел Петрович открывает глаза, и Петр начинает креститься, шепча: «Кончается!» Базаров при водит его в чувство, встряхнув за шиворот, и отправляет за дрожками.
Евгений перевязывает рану, Павел Петрович говорит, что он в данный момент поступил благородно. Приезжает насмерть перепуганный Николай Петрович, которому Петр все доложил. Павел Петрович придумывает причину дуэли, и Кирсанов-старший просит Базарова заняться братом.
Дома начинается переполох, Фенечке делается дурно, но Павел Петрович в щегольском наряде со всеми шутит, особенно с Базаровым, который искусно обработал и забинтовал его ногу. Прибывший доктор подтверждает, что рана не опасна.
Краткое содержание романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева по главам
Глава 1
Действие романа «Отцы и дети» начинается 20 мая 1859 года неподалеку от села Марьино где-то в глубинке Российской Империи. Помещик Николай Петрович Кирсанов на постоялом дворе *** шоссе ожидает прибытия своего 23-летнего сына Аркадия, студента, который 4 года обучался в Петербурге и только что получил звание кандидата. Первые три года Николай Петрович жил в Петербурге вместе с сыном:
В 15 верстах (16 км) от шоссе находится имение Кирсанова в 200 душ, он старается внедрять нововведения в жизнь деревни и даже организовал ферму. Он сын боевого генерала Пиотра Кирсанова, но не пошел по стопам отца, так как еще в юности сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким». Любимая жена Николая Петровича скончалась 13 лет назад, и теперь он живет вдвоем с братом Павлом. Село Кирсанова носит название Марьино — в честь покойной супруги Николая Петровича.
Глава 2
Аркадий прибывает вместе со своим другом Евгением Базаровым, человеком простого происхождения, но гордящимся этим. Базаров на 5-7 лет старше Аркадия. Он общается на грубоватом, безыскусном языке. Аркадий просит отца подружиться с ним и подчеркивает, что товарищ прост и церемоний не любит.
После знакомства все вместе они едут в имение Кирсановых. Базаров едет в тарантасе (среднее между телегой и коляской), а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.
Глава 3
Николай Петрович безмерно рад прибытию сына. По дороге они разговаривают о делах в имении и природе, но Аркадий все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении. Аркадий явно дорожит уважением Базарова, и вновь просит отца подружиться с ним.
Николай Петрович стыдливо рассказывает сыну, что он поселил в своем доме некую Фенечку, молодую девушку из простого народа (что считалось неприличным), но если Аркадий против, она уедет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.
Глава 4
По прибытию в имение Кирсановых Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова.
Как только молодые люди уходят привести себя в порядок перед обедом, Павел Петрович начинает расспрашивать брата о Базарове, который явно ему не понравился. Позже и Базаров высказывает Аркадию мнение о его дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне.
Глава 5
Наутро Базаров отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются дворовые мальчишки, и все отправляются на болото ловить лягушек, для упражнений в анатомии.
Фенечка отказывается выходить к завтраку, под предлогом болезни, но на самом деле она стесняется Аркадия. Молодой человек сам идет к ней, и узнает, что у его отца и Фенечки родился сын Митя. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.
Отец и дядя расспрашивают Аркадия о его друге, и узнают, что он сын лекаря и относится к течению нигистов, которых недолюбливает Павел Петрович. Он переворачивает который ничего не уважает
Глава 6
Во время совместного утреннего чая, разгорается спор между Павлом Петровичем и Базаровым. Оба не скрывают свою неприязнь друг к другу. Павел Петрович допытывается о сути его убеждений. Базаров сообщает, что не признает авторитетов, ценит немецкую науку, не видит значимости в русской науке. Также он отрицает ценность искусства.
Николай Петрович пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений.
Глава 7
Чтоб изменить отношение Евгения к Павлу Петровичу, Аркадий рассказывает другу историю жизни своего дяди.
Некогда Павел Петрович был очень красив. Он воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывал зависть у мужчин. В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой, хотя и не была красавицей. Она жила то в России, то за границей, держала себя довольно странно. Четыре года они расставались и снова сходились. В последний раз их любовь вспыхнула в Бадене, но, после расставания, Павел Петрович не смог быть ее другом и вернулся в Петербург. Его жизнь потеряла смысл, карьера была утрачена, а спустя десять лет он узнал о смерти княгини. В это же время овдовел его брат. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьине.
Но Базарова эта история не тронула. Он цинично заявляет:
Глава 8
Автор рассказывает историю знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: Однажды ещё маленькой Фенечке в глаз попал пепел из печи и мама повела ее к Николаю Петровичу, он обработал глаз и ему понравилось милое детское личико Фенечки. С тех пор он начал часто смотреть за ней, она от него пряталась, смущаясь. Когда мать умерла, Николай Петрович забрал Фенечку жить с собой. Они полюбили друг друга, и, пол года назад, Фенечка родила Николаю сына Митю.
Глава 9
Базаров знакомится с Фенечкой и ее сыном Митей, случайно встретившись с их на прогулке. Аркадий объясняет Евгению, кто такая эта женщина, и тот отпускает комментарий, что у Николая Петровича «губа не дура». Аркадий говорит, что отцу стоило бы жениться на Фенечке, чтобы узаконить их отношения, но Базаров насмешливо удивляется тому, что друг придает значение такому пережитку, как брак.
Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели композицию Шуберта, Базаров насмехается над старым романтиком, заявив, что «в 44 года играть на виолончели глупо», чем вызывает неодобрение Аркадия.
Глава 10
Действие романа продолжается спустя «около двух недель». Начало июня. Базаров вновь говорит Аркадию, что его отец, Николай Петрович, слишком романтичен для своего возраста.
В этот же день, во время вечернего чаепития, между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается новый спор о том, кто больше приносит пользы обществу, аристократ, человек, следующий каким-либо принципам, или нигилист. Причиной тому послужил нелестный отзыв Базарова об одном из помещиков — «дрянь-аристократишка…». Павел Петрович, берегущий дворянскую честь, воспринимает его слова на свой счет. Он вступается за традиционное общество, за принципы и красоту искусства. Но Базаров выказывает презрение не только к аристократии, но и к темному, необразованному русскому народу, самого же Павла Петровича Евгений обвиняет в том, что он живет также бессмысленно, как и другие аристократы и потому бесполезен для России, которую тот так любит. Павел Петрович выходит из себя и упрекает Базарова в «гордости почти сатанинской».
Аркадий поддерживает Базарова, так как тоже считает себя нигилистом. Заканчивая спор «о высоком» Аркадий и Евгений отправляются «лягушек резать».
Глава 11
Николай Петрович Кирсанов приходит в беседку в саду и вспоминает счастливое время со своей покойной женой. Несмотря на жизнь с Фенечкой, он по-прежнему грустит о жене, с которой был очень счастлив.
На другой день друзья отправляются развеяться в город, и заодно навестить родителей Базарова, которых он давно не видел. «Молодежь в Марьине пожалела об их отъезде; Дуняша даже всплакнула… но старичкам вздохнулось легко».
Глава 12
Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых, чиновника Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Базаров встречает знакомого, Ситникова, который преклоняется перед Базаровым и делает вид, что разделяет его убеждения. Он приглашает друзей к «настоящей эмансипе», Евдоксии (Авдотье) Кукшиной, утверждая, что это умнейшая женщина.
Глава 13
Базаров, Аркадий и Ситников завтракают у Кукшиной. Хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивает с предмета на предмет демонстрируя свои поверхностные знания и перебивает собеседников. Главное, что интересует Кукшину — это «женский вопрос».
Завтрак превращается в пьяную вечеринку. Аркадий смущается, а Базаров уходит, не попрощавшись. Ситников бежит вслед за Базаровым и спрашивает его мнение о Кукшиной. Базаров ничего о ней не говорит.
Во время этого визита впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой: Кукшина отзывается о ней, как о «пустой» особе, хоть и недурной.
Глава 14
Спустя несколько дней Базаров и Аркадий приезжают на бал к губернатору. На балу Ситников знакомит Аркадия с Анной Одинцовой, которая приглашает Аркадия и Базарова к себе в гости. Базарову нравится Одинцова, но он всячески маскирует это. После бала Базаров цинично обсуждает ее при Аркадии, находя, что у нее:
Глава 15
На следующий день Базаров и Аркадий навещают Одинцову в гостинице, где она остановилась. Во время разговора Базаров краснеет — Аркадий это замечает.
Автор рассказывает историю Одинцовой: ее отец был известный мошенник, который проигрался, умер и оставил разорившееся поместье дочерям. Одинцова, чтобы поправить дела, пригласила к себе жить тетушку-княжну, сварливую, недобрую старуху, и вскоре вышла замуж. Мужа своего она не любила, но признавала, что человек он добрый. В браке они прожили шесть лет, за это время подросла ее сестра, Катя, воспитанием которой Анна Сергеевна, по мере сил, занималась. Одинцова в свои двадцать семь лет была очень статна, красива, от нее веяло спокойствием.
Базаров при Анне Сергеевне вел себя не как обычно. Аркадий ожидал, что друг начнет распространяться о нигилизме, но тот говорил об естественных науках. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор. К Аркадию она отнеслась, как к младшему брату.
Прощаясь Анна Сергеевна приглашает друзей к себе в имение Никольское. Через три дня (22 июня) они едут к ней в гости. Базаров вспоминает, что в этот день его ждут родители, но тут же решает: «Ну, подождут, что за важность!».
Глава 16
Базаров и Кирсанов приезжают в имение Одинцовой. Здесь они знакомятся с младшей сестрой Одинцовой — Катей Локтевой. Анна Сергеевна большую часть времени проводила с Базаровым, что вызвало ревность Аркадия.
Глава 17
Аркадий и Базаров живут у Одинцовой 15 дней. За это время оба друга влюбляются в хозяйку, но ей интересен только Базаров. Аркадий замечает, что его друг меняется, хоть он ни о чем и не говорит. На самом деле, Базаров стыдится своего чувства к Одинцовой: он отрицал романтизм, но теперь, и сам влюблен.
Между тем Аркадий сближается с Катей, они становятся хорошими друзьями.
Наконец в имении появляется приказчик (помощник, поверенный) отца Евгения, Тимофеич, который рассказывает Базарову, что его ждут родители, они волнуются (они ждали его домой еще две недели назад). Евгений сообщает об отъезде. Одинцова говорит Базарову, что будет скучать по нему. Она также признается ему, что в душе она очень несчастна и устала жить. Базарову тяжело в ее присутствии, и он уходит спать.
Глава 18
На следующий день Одинцова и Базаров снова разговаривают наедине. Базаров признается ей в любви. Одинцова не отвечает ему взаимностью. Оставшись наедине с собой, она решает, что поступила верно. Она боится потерять самое главное — спокойствие в жизни:
Глава 19
Базаров просит у Одинцовой прощения за свое признание. Он также сообщает ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу.
Аркадий и Базаров прощаются с сестрами Одинцовыми и уезжают. Ситников приехавший к Одинцовой надеется ехать с ними назад в город, но друзья нарочно уезжают без него. В пути они почти не разговаривают — их отношения давно напряжены.
Глава 20
Евгений и Аркадий приезжают в имение Базаровых. Оказывается, Базаров уже 3 года не видел родителей. Его встречает отец, Василий Иванович, «высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», а затем и мать, Арина Власьевна, — «кругленькая, низенькая старушка», встревоженная и сентиментальная. Она обожает сына и плачет от радости встречи, но отец, зная об отношения сына к проявлению эмоций, старается сдерживать свои чувства.
Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына. В имении Базаровых 22 души крестьян, все просто и уютно. Василий Иванович явно смущается их бедности, всячески подчеркивает, что они «простые люди».
После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако он не уснул до утра. Аркадий располагается в недавно отстроенном флигеле.
Глава 21
На следующий день Аркадий говорит со стариком Базаровым о Евгении. Отец признается. что боготворит сына и гордится им. Он верит в Базарова, и Аркадий убежден, что не зря:
Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.
Вечером Базаров объявляет отцу, что завтра он едет назад к Кирсановым. Он обещает старикам вернуться через месяц. На следующий день они отправляются в дорогу. Когда молодые люди уезжают, старики Базаровы грустят, так как сын побыл у них только 3 дня.
Глава 22
По пути друзья решают заехать к Одинцовой. Она принимает их очень холодно, и приятели через несколько часов уезжают. Аркадий и Базаров снова поселяются в имении Кирсановых. Через 10 дней вспомнив, что Одинцова предложила им приехать к ней в другой раз, Аркадий едет к ней, но всем говорит, что едет в город по делам. Базаров намекает Аркадию, что понимает, куда тот едет. Одинцова и ее сестра с радостью принимают Аркадия у себя.
Глава 23
Тем временем сам Базаров находится у Кирсановых и занимается наукой. «На него нашла лихорадка работы», он даже оставил споры с Павлом Петровичем. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки. Молодая женщина часто обращается к Базарову: он лекарь и знает, как помогать ее малолетнему сыну Мите в том или ином случае.
Однажды Базаров остается с ней наедине в беседке, и целует ее, а она не противится. Эту сцену видит Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Фенечка в испуге убегает, искренне укоряя Базарова: «Грешно вам». Павел Петрович скрывает этот случай от брата Николая Петровича. Он решает сам разобраться с «этим волосатым».
Глава 24
Павел Петрович оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Пригласив для свидетельства одного только слугу Петра, они решают стреляться без секундантов, предварительно написав предсмертные записки, снимающие вину с другого.
В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу. Старый дворянин протестует его помощи, желая снова стать к барьеру и продолжить драться насмерть. Базаров же действует как врач: помогает аристократическому противнику, осматривает, перевязывает. Рана неопасна. После этого Базаров уезжает от Кирсановых к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.
Павел Петрович говорит с Фенечкой и укоряет ее за сцену в беседке. Женщина гневно восклицает, что любит только Николая Петровича, а тут ее вины нет. После этого Павел Петрович просит брата жениться на Фенечке, хотя раньше выступал явным противником этого неравного брака.
Глава 25
Аркадий все больше сближается с Катей. Осознав, что на самом деле он любит ее, а не Одинцову, Аркадий собирается признаться ей в любви, но не решается.
Тем временем в никольское приезжает Базаров. Он рассказывает другу про дуэль с его дядей. На этот раз Базаров и Одинцова общаются как друзья, но с некоторой неловкостью. Встретившись с Одинцовой, Базаров утверждает, что совладал со своими чувствами, и кроме того — «любовь — чувство напускное». Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями. Также он рассказывает ей о влюбленности Аркадия в нее, она изумлена.
Глава 26
На следующий день Аркадий все же признается в любви Кате, и делает ей предложение. Она принимает его. Анна Сергеевна согласна выдать Катю замуж, но сначала она хочет узнать мнение отца Аркадия. Базаров же злится: он укоряет Аркадия, что тот «не годится для решающих дел», и уезжает домой к родителям. Он прощается с Аркадием навсегда, заявив, что их пути разошлись и что они — разные люди.
Глава 27
Вернувшись в родительский дом Базаров вновь возвращается к лекарской работе. Однажды вскрывая труп крестьянина он случайно поранился, и заразился тифом, смертельной инфекцией. Вскоре он замечает симптомы и понимает, что скоро умрет. Он аккуратно признается отцу, что поранился при вскрытии зараженного, и отец сразу же понимает, что его сын смертельно болен.
Довольно быстро появляются первые симптомы болезни. Отец вне себя от горя. Базаров страшится бреда и постоянно проверяет рассудок на ясность. Ощущая близкую кончину, он посылает приказчика Тимофеича за Одинцовой. Та приезжает вместе доктором-немцем, но и тот признает свое бессилие. Перед смертью Базаров говорит Одинцовой о своих настоящих чувствах, подчеркивая их с вою никчемность:
Одинцова целует его в лоб. Вскоре Базаров засыпает. Ему «уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер.».
Глава 28
Прошло шесть месяцев. Наступила зима. Аркадий и его отец в один день женятся на любимых девушках в маленькой деревенской церкви: Николай Петрович на Фенечке, а Аркадий на Кате. Павел Петрович уезжает из Марьино, сначала в Москву, а позже за границу в Дрезден (Германия), «где знается больше с англичанами и с проезжими русскими».
Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином. У них с Катей рождается сын Коля. Через некоторое время имение Кирсановых начинает приносить хороший доход благодаря его усилиям. Николай Петрович становится мировым посредником (чиновник улаживающий поземельные споры), хотя и слишком мягок для этой работы.
Одинцова выходит замуж «не по любви, но по убеждению», «за одного из будущих русских деятелей», «человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья».
Кукшина тоже уезжает в Германию, в город Гейдельберг, «и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Ситников женится и живет в Петербурге, утверждая, что продолжает «дело Базарова». «Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком».
Все счастливы по своему, и лишь два дряхлых старичка постоянно приходят на могилу Евгения Базарова, «долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын».