О чем произведения моцарта

Краткое содержание творчества

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)
(1756–1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта — важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт: биография и творчество

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

В каком городе родился композитор?

Семья Моцартов

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Ранний творческий период Моцарта

Положительным моментом является то, что в его семье все, кроме матери, обладали музыкальными способностями. Поэтому и неудивительно, что у него был развит в идеале музыкальный талант. В раннем возрасте никто не мог удивлять так, как Моцарт. Биография его лишь слегка приоткрывает дверь к тому, какими способностями был одарен композитор. Он, будучи еще ребенком, играл на органе, скрипке, клавесине, сочинял музыку. Всем этим он обязан своему отцу Леопольду, который обучал сына игре на клавесине. Вольфгангу нравилось часами просиживать за этим инструментом, он любил подбирать созвучия, мог повторить любое услышанное произведение.

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

В четыре года Моцарт просит у отца разрешения развиваться самостоятельно и в пять лет сочиняет свои первые маленькие пьесы. Отец гордился своим сыном. Ведь он превосходил его во всем. Биография Вольфганга Амадея Моцарта раскрывает многие факты о том, что музыкальные способности мальчика каждый раз улучшались и в шестилетнем возрасте он научился самостоятельно играть на скрипке.

Важным моментом является еще то, что родители стремились всему обучать детей самостоятельно. Дети не ходили в школу, учились чтению, грамматике, письму, счету в домашних условиях. Обучал их отец, который был для сына лучшим преподавателем и воспитателем.

Первые путешествия с отцом и сестрой

Отец (Леопольд Моцарт) делал все возможное, чтобы его дети были наилучшими. Так и произошло.

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Многие родители не дают развиваться своему ребенку в том направлении, где действительно он может реализовать себя и стать успешной личностью. Они думают, что то, чем увлекается их ребенок, не принесет никакого дохода для жизни, что это неактуально. Стоит взять пример с отца Моцарта. Да, он был строгим учителем для своих детей, но он дал им выбор и помог приумножить их таланты. Сестра Моцарта стала пианисткой, у нее всегда были толпы слушателей, ее игрой вдохновлялись. Так же и Вольфганг. И он, и она смогли добиться желаемых результатов, но опередил сестру своей гениальностью Моцарт. Биография в «Википедии» дает более расширенную информацию о талантах маленьких Моцартов.

Концертная деятельность и большое путешествие

После путешествия по Европе семья решает немного отдохнуть. Маленький перерыв восстановил силы юных виртуозов. Не долго думая, Леопольд решает снова с детьми отправиться в путешествие, чтобы покорить Париж. Именно в этом удивительном городе Франции Вольфганг написал первые 4 сонаты для клавесина и скрипки. На то время Моцарту было 7 лет. В каком же были восторге аристократы! Они никогда не слышали ничего подобного. Благодаря этому Леопольд и его семья были взяты под покровительство Фридриха Мельхиора, который имел очень большие связи. Теперь Вольфганг и Наннерль выступали не только перед аристократами, но даже и в царских палатах перед королем и маркизой Де Помпадур.

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

В Париже дети Леопольда достигли удивительных высот. Они заработали приличную сумму денег, получили много подарков. После двух великих концертов путь лежит в Лондон. Пребывание в Англии еще больше отразилось на творчестве Вольфганга. Он познакомился с популярными композиторами Лондона.

Знакомство с Иоганном Христианом Бахом

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Этот композитор был младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха. Их дружба, на удивление, была прекрасной. Хоть на тот момент Вольфганг еще был ребенком, Иоганн Христиан любил с ним говорить, проводить время за игрой на клавишном инструменте. Иоанн обладал хорошим, утонченным вкусом, идеально владел навыками игры на фортепиано. От него Моцарт многому научился, его произведения стали более утонченными и изысканными, техника улучшилась.

Творческий путь Моцарта как признанного композитора

Возвратившись из Англии, Амадей Моцарт привлекается к сочинению музыки и служит у князя-архиепископа Зальцбургского. Он сочиняет много различных произведений. К сожалению, они утрачены. Сохранились лишь первая часть оратории «Долг первой заповеди», опера на латинском языке «Аполлон и Гиацинт».

С 1770 по 1774 год Вольфганг находится в Италии. В биографии Моцарта и творчестве в этот период происходят значительные изменения. Он знакомится с талантливыми людьми, пишет шикарные оперные произведения, которые были приняты с восторгом публикой. Это «Митридан, царь Понтийский», «Луций Сулла». К 17 годам Моцартом было написано: 4 оперы, духовные произведения, около 13 симфоний, около 24 сонат и много небольших произведений.

В 1779 году Моцарт начинает работать придворным органистом в Зальцбурге, а в 1781 году была поставлена его опера «Идоменей», которая демонстрирует его мастерство в оркестровке, речитативе и превосходных мелодических линиях.

Вена и творческий путь Моцарта

Летом того же года композитор пишет оперу «Похищение из сераля». Премьера произведения состоялась лишь через год. Несмотря на то что произведение понравилось многим и вызвало у всех восхищение, о Моцарте как о композиторе мало кто знал. Поэтому его авторитет был низок по сравнению с другими венскими композиторами. Даже победа в состязании с виртуозом Клементи в императорских палатах не повлияла на то, чтобы Моцарт играл на клавире для принцессы. Выбрали совсем иного, малоизвестного Георга Зуммера. Моцарт от этого не пал духом, а продолжал работать преподавателем музыки. Число его учениц возросло в несколько раз, он был потрясающим учителем.

Личная жизнь Моцарта

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Но личную жизни композитора омрачали негативные моменты. Его отец не хотел принять Констанцию как невестку. Он относился к ней враждебно. По этой причине отношения между сыном и отцом ухудшились, переписка велась лишь делового характера.

Творческий подъем

С каждым годом слава великого композитора увеличивалась. За свои концерты, издание сочинений, преподавательскую деятельность он получал немалые гонорары. Его семья жила в больших удобствах, была в почете и входила в число самых богатых. Отец, несмотря на натянутые взаимоотношения, гордился сыном. С 1784 по 1789 год Моцарт плодотворно работает, достигает фееричного успеха и сочиняет много произведений. Среди них оперы «Волшебна флейта», «Милосердие Тита», «Свадьба Фигаро», пьеса «Дон Жуан», незаконченная месса «Реквием» (дописал мессу его ученик).

Неприятности приходят вместе с проблемами. На себе ощутил это и Моцарт. Великому композитору сложно было справиться с тяжелым семейным положением. Он беспокоился о жене, которая болела, детях, финансовом долге. Все это отразилось на Моцарте, и он стал часто болеть. Великий деятель музыки предчувствовал, что его жизнь близится к концу, хотя он планировал дальнейшую работу.

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Осенью резко здоровье ухудшилось, а зимой 1791 года Моцарт скончался.

Память о композиторе

В настоящее время великий австрийский композитор не забыт, наши современники интересуются его жизнью. Успешными были как жизненный путь, так и творческая биография Моцарта. Амадея Моцарта еще при жизни любили и почитали за талант. В наше время часто ставят различные спектакли, посвященные его жизни. Он является героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. А вот насчет его смерти ходят различные слухи. Остается лишь один факт: он умер от лихорадки, оставив после себя немалый багаж своих шедевров, подарил миру более 600 музыкальных произведений.

Источник

О чем произведения моцарта

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г. — оперу «Луций Сулла».

Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес — дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода — «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода — Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».

Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта — «Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон Жуана» (1788), а также оперы-buffа «Так поступают все» (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу — «Милосердие Тита»), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония» ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор — «Юпитер»; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» — гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) — и скорбный величественный Реквием, не завершенный композитором.

Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле — все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., — жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира — многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

Всеобъемлющий характер моцартовской музыки, охватившей все жанры эпохи (кроме уже упомянутых — балет «Безделушки» — 1778, Париж; музыка к театральным постановкам, танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете, мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые произведения, камерные ансамбли различных составов, концерты для духовых инструментов с оркестром, Концерт для флейты и арфы с оркестром и др.) и давшей их классические образцы, во многом объясняется той огромной ролью, какую сыграло в ней взаимодействие школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.

Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон Жуан»).

Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития, симфония (например, Симфония соль минор — своего рода рассказ о жизни человеческой души) может быть наделена детализированностью, свойственной камерной музыке, концерт — значительностью симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской оперы-buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко подчиняются созданию комедии реалистических характеров с явным лирическим акцентом, за названием «веселая драма» встает совершенно индивидуальное решение музыкальной драмы в «Дон Жуане», проникнутое шекспировскими контрастами комедийного и возвышенно-трагического.

Один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза — «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства — Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

О чем произведения моцарта. Смотреть фото О чем произведения моцарта. Смотреть картинку О чем произведения моцарта. Картинка про О чем произведения моцарта. Фото О чем произведения моцарта

Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и Бастьенна». В Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу «Похищение из сераля». Создаёт произведения самых разных жанров, проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием. Уважение к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским, сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом, которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому использованию этих качеств, австрийский мастер — подлинное чудо музыки — преодолел все трудности композиции со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет «сомнамбулическим», создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.

Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств — будь эти последние католическими или масонскими — Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.

Подобная творческая продуктивность — не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке — была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства. Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца, итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания «галантного» и «учёного» стилей в крупных инструментальных формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка — в том, что касается театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна, великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты, непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *