О чем произведение сын полка тема
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Катаев Валентин “Сын полка” Читательский дневник, краткое содержание
Катаев Валентин “Сын полка” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Катаев Валентин.
Название: «Сын полка».
Жанр: повесть.
Тема произведения: война и дети.
Число страниц: 132.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Разведчики находят спящего мальчика, которого хотят оставить у себя. Но капитан решает иначе, и вскоре Ваня Солнцев становится помощником наводчика на артиллерийской батарее.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Ваня обманул ефрейтора Биденко. Он сбежал от него в лес, а ефрейтор решил, что Ваня поплутает и, сделав круг, выйдет прямо на него. Но Ваня оказался хитрее, он не стал бегать по лесу, а просто залез на дерево. И если бы не случайность, не нашёл бы его Биденко.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Родину защищать может и взрослый, и ребёнок, каждый в меру своих сил.
Чему учит эта книга
Повесть учит любить Родину и быть настоящим патриотом. Учит смелости, самоотверженности, бесстрашию. Учит ненавидеть врагов и любить друзей. Учит взаимовыручке и находчивости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта повесть, хотя рассказывает она об очень печальном событии в истории нашей страны – о Великой Отечественной войне. Та война коснулась всех – и взрослых, и детей, и это особенно страшно. Но мальчик Ваня Солнцев, конечно, молодец. Он настоящий герой, на поступки которого можно равняться.
Новые слова и выражения
В тылу – далеко за линией фронта, линией боёв.
Фляжка – металлический сосуд с крышкой для воды.
«Язык» – пленный, которого можно допросить.
Пословицы к произведению
Хорошей войны не бывает.
Сам маленький, а подвиг большой.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Русский немцу задал перцу.
Сами воевать не хотим, но своей земли не отдадим.
«Сын полка»: краткое содержание и анализ произведения
Юный разведчик Ваня Солнцев: YouTube/Классное Чтение
Хотите познакомиться с произведением «Сын полка»? Краткое содержание поможет быстро понять основную канву событий, кто главные герои и какая история с ними произошла. Представленный в статье анализ также даст ответы на вопросы, кто написал «Сын полка», каковы жанровые и композиционные особенности произведения.
«Сын полка»: краткое содержание
Чем интересен «Сын полка»? Катаев сумел создать яркую, достоверную, увлекательную историю, передать драматизм военных лет, показать истинный патриотизм, который проявляли все от мала до велика. Краткий пересказ «Сын полка» таков:
«Сын полка» в сокращении: начало истории
В лесу разведчики случайно обнаружили мальчика. Услышав странные прерывистые звуки, они нашли его спящим, взяли его с собой. Так Ваня Солнцев оказался в артиллерийской батарее, командиром которой был капитан Енакиев.
О своих мытарствах 12-летний мальчик рассказал следующее:
Разведчики Василий Биденко и Кузьма Горбунов взяли Ваню в свою палатку, вкусно покормили и стали называть пастушком. Однако капитан батареи, у которого погибла вся семья, хоть и трепетно отнесся к мальчику, но решил отправить его в тыл.
«Сын полка»: развитие событий
Биденко, одному из опытнейших разведчиков, было поручено доставить мальчика в приемник для детей. Целый день его не было, а вернулся он с такой историей:
Два дня мальчик снова провел в лесу и надо же было ему встретить во время своих скитаний самого капитана. Ваня не знал его в лицо и пожаловался офицеру на то, что его отсылают в тыл и не желают принимать в «сыновья». Пришлось Енакиеву вернуться вместе с мальчиком и оставить его в батарее.
Кадр из фильма «Сын полка» (1981): YouTube/RVISION
Когда Биденко и Горбунков пошли на следующее задание, то прихватили с собой Ваню. Тот снова сбежал, чтобы отметить мосты и броды, и был пойман немцами. Это ужасно разозлило и взволновало капитана, но, к счастью, наши войска перешли в наступление и юный шпион сумел ускользнуть от немцев.
После этого приключения Ваня получил мундир и стал настоящим солдатом. Капитану при взгляде на него вспоминался его погибший сын. Поэтому он решил всерьез заняться воспитанием и военным образованием Солнцева, для чего составил целый план. Так Ваня остался в первом взводе, чтобы выучить все обязанности, и стал своим в тесной семье бойцов.
В этом знаменитом орудийном расчете был самый лучший в дивизии баянист, а также служил искуснейший наводчик Ковалев, Герой Советского Союза. Последний рассказал Ване о том, что наши войска уже подходят к границам Германии.
«Сын полка»: краткое содержание концовки произведения
Между тем в дивизии Енакиева вели подготовку к бою. Капитан рассчитывал на поддержку пехотной дивизии, пытаясь разгадать планы неприятеля. Немцы могли воспользоваться запасными частями, что беспокоило Енакиева. Перед боем в разговоре со старым наводчиком он сказал, что усыновит Ваню.
Бой действительно оказался сложным, и первый взвод по приказу капитана был передвинут вперед, чтобы прикрыть пехоту. Дальше события развивались так:
Ваня доставил пакет и поспешил вернуться. Но оказалось, что бой окончен, а весь расчет первого орудия вместе с капитаном погиб в трагическом сражении. Енакиев успел оставить несколько строк, в которых:
Просьба капитана была выполнена. Его торжественно похоронили, а Ваня Солнцев стал курсантом Суворовского училища.
«Сын полка»: анализ произведения
Что следует учесть, разбирая произведение «Сын полка»? Анализ можно провести с учетом таких факторов:
Основная идея автора заключалась в том, чтобы показать патриотические чувства, мужество, отвагу, героизм, храбрость воинов. Все бойцы верили в справедливость и были готовы погибнуть, чтобы освободить Родину.
Главную мысль конкретизировал Валентин Петрович Катаев. «Сын полка» — повесть о том, что даже в суровое военное время ничто человеческое не было чуждо нашим солдатам. Они приняли участие в судьбе маленького мальчика и считали его сыном полка, всячески заботясь и стараясь сохранить ему жизнь, воспитать из него настоящего воина.
«Сын полка»: главные герои
Кадр из фильма «Сын полка» (1981): YouTube/RVISION
Главный персонаж повести — Ваня. Этот хрупкий мальчик двенадцати лет в военные годы становится круглым сиротой после гибели всех родных. Мальчика отличают отвага, смелость, мужество, желание бороться за освобождение страны.
Второстепенные герои произведения представлены советскими воинами, среди которых:
Отличительная особенность произведения заключается в том, что автор описал не только внешность героев и их характерные черты, но и переживания, мысли персонажей, которые раскрываются с помощью диалогов, воспоминаний.
Согласно жанровой направленности, это повесть с изображением реально происходивших событий, но с вымышленными героями и художественными усилительными элементами. Автор описал не только каждого персонажа с его яркими чертами, но и передал их мысли, переживания.
Композиция и сюжет
«Сын полка», автор которого сделал акцент на своих персонажах, построен последовательно. Сюжет развивается стремительно:
Таковы основные моменты в описании произведения «Сын полка». Краткое содержание и анализ помогают составить общее впечатление, понять направление и особенности повести, которая достойна неоднократного прочтения.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Эссе по произведению В. Катаева «Сын полка»
Марина Зюляева
Эссе по произведению В. Катаева «Сын полка»
Мы – голодные дети войны,
С обожженными порохом душами.
Был нам жмых и обедом, и ужином,
Но зато нам теперь нет цены.
В этом, таком маленьком, слове, столько страданий, горя, страха и ужаса! Война оставила отпечаток на судьбе каждой семьи, но, не смотря на все горе, причиненное войной, люди нашли в себе силы жить дальше, отстраивать страну и верить в лучшее.
Много книг написано советскими писателями о войне. Вот и произведение Валентина Катаева – это описание последнего, победоносного для Советского Союза, года Великой Отечественной войны, унесшего десятки тысяч жизней советских солдат и офицеров.
Сыном полка во время войны называли ребенка, оставшегося без семьи и попавшего в воинскую часть, полк, дивизию, ставшего ее членом. Мне нравятся повести и рассказы о войне. Интересно узнавать, что же происходило на фронтах Великой Отечественной, как и чем жили наши солдаты, что им пришлось пережить. В таких произведениях рассказывается о мужестве, о героических подвигах нашего народа, о судьбах людей, перенесших все тяготы войны, об их становлении как личности. Читая их, невольно думаешь о своих родных, которых я никогда не видела в силу своего возраста. Они умерли уже очень давно, хоть и вернулись с фронта. Правда, один мой прапрадедушка пропал без вести под Сталинградом.
Главный герой повести – двенадцатилетний мальчик Ваня Солнцев, который во время войны остался сиротой. Таких детей-сирот в те суровые годы было тысячи. Тяжелая судьба была у Вани. Мальчик был настоящим патриотом своей Родины, настоящим героем! Он мечтал победить врага. И воевал наравне со взрослыми.
Мальчишка два долгих года скитался, скрываясь от немцев. Когда мальчугана нашли разведчики и хотели отправить его в тыл, он сбежал, оставшись на передовой. Ване повезло – он попадает к капитану Енакиеву, который относится к нему, как к сыну. Ваня Солнцев вместе с полком доходит до Восточной Германии, где, во время неравного боя, погибает капитан Енакиев, но успевает спасти его, отправив в тыл с письмом. Капитан успевает позаботиться и о судьбе Вани. По его просьбе мальчика отправляют учиться в суворовское училище.
А сколько в те годы было таких сынов полка! Война украла счастливое детство у тысяч детей. Тысячи детей потеряли своих родных, а, значит, потеряли опору, помощь, и это страшно. И в мирное то время остаться ребенку одному страшно, что уж говорить о тех ужасных, страшных, суровых годах! И каждый из них хотел отомстить немцам – за убитых родных, за украденное детство, за горе и страдания.
Произведение это очень интересное и поучительное, читается на одном дыхании, правда со слезами на глазах… Читая повесть, ты представляешь все эти события, как будто переносишься в то время.
Данная повесть учит нас любить Родину, не забывать своих близких, которые внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом. Кроме этого, она учит нас не забывать все то, через что пришлось пройти всем участникам войны, не забывать, что многие из них отдали свои жизни ради того, чтобы мы с вами жили в великой и свободной стране. Благодаря им, мы с вами живем под мирным небом, а о войне знаем только из рассказов родных, из книг и телепередач. Вечная слава воинам-победителям!
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.
Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.
НОД «Первый снег» по произведению Сергея Городецкого Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Первый снег» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая.
Мастер-класс «Поделка из поролона «Мойдодыр» по произведению К. И. Чуковского» Назначение: поделка предназначена для игровой мотивации при знакомстве с произведением К. И. Чуковского «Мойдодыр», в качестве атрибута.
Театрализованное представление по произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» В 2019 году исполняется 185 лет произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Мы с ребятами нашей группы решили отметить это событие.
Викторина по произведению Г. Х. Андерсена «Огниво» Предлагаю вашему вниманию еще одну викторину по творчеству Г. Х. Андерсена «Огниво».Которую можно использовать для закрепления материала.
Викторина по произведению Виталия Бианки «По следам» Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки,.
Анализ произведения Сын полка Катаева
В произведении Валентина Петровича можно заметить много историй, которые произошли во времена Великой Отечественной. В то тяжелое время много детей оставались сиротами, их принимали в подразделения и там рядом становились настоящими солдатами. Маленькие мальчишки были очень сильными. Когда с ними происходили такие страшные события, как потеря родителей, они не собирались горевать, у них была одна цель – отомстить. В свои ранние годы из-за мерзкого неприятеля вся их жизнь пошла под откос.
Дети лишились мирного неба над головой, любви, ласки и заботы родителей, еды, воды, жили в страшных условиях. Самое главное, их детство кончилось, так и не начавшись. Они так и не узнали, что такое беззаботное детство, когда можно отдыхать и радоваться жизни. Им пришлось очень быстро повзрослеть. Мальчишки сами рвались защищать родину, они хотели, как можно быстрее выгнать с нашей земли неприятеля, Ваня Солнцев был один из них.
Главному герою всего двенадцать лет, он уже лишился всей своей семьи и остался абсолютно один. Родителей Вани расстреляли нацисты. Произведение показывает насколько сильно ужасы войны отразились на ни в чем неповинных детях и подростках. Которые были вынуждены скитаться в поисках еды и ночлега. В свои ранние годы мальчишки были настолько полны ненависти к врагу, что были готовы отдать собственную жизнь ради победы. Мало того, им было нечего терять.
Бойцы Красной армии обнаружили его в лесу. Иван отличается невероятной храбростью, мужеством и умом. Все военнослужащие полюбили мальчугана. Иван – тот парень, который умеет уважать старших, выполнять возложенные на него дела и нести ответственность за свои действия.
У мальчика сложились очень хорошие отношения с военнослужащими. Он очень мечтал быть одним из них. Судьба не сразу ему позволила это. Однако, упорство и целеустремленность мальчика сделали свое дело. Капитан все же принял его в строй, даже был готов усыновить его.
Однако, война вмешалась и здесь. В одном из ожесточенных боев, капитан погибает, но просит, чтобы мальчика определили в Суворовское училище. Он очень заинтересован, чтобы жизнь ребенка не пошла под откос. Благодаря Енакиеву, Солнцев станет настоящим офицером.
2 вариант
В произведении, которое написал Катаев, практически все события происходят во времена войны. В это тяжелое и очень трудное время все отправлялись на войну, а дети оставались одни. Сироты бродили по улицам и искали еду не только себе, но и своим братьям и сестрам. Многих ребят забрали в специальные подразделения и потом из них сделали настоящих солдат, которые потом отправлялись в самое пекло войны. Мальчишки старались и выполняли все что им прикажут и чему учат. А потом превращались в сильных мужчин, которые ничего не боятся и готовы отдать последнюю каплю крови за защиту своей родины.
Дети лишились всего чего заслуживали. Они потеряли своих родителей, а также дом. Теперь им приходилось выживать в страшных условиях, в которых раньше они никогда не бывали. Они прекрасно понимали, что детство навсегда закончилось и больше никогда не повториться. Если другие дети знают, что такое отдыхать и просто радоваться жизни, то этим детям никогда этого не узнать, ведь теперь для них открывается совсем другая жизнь. И принимать решения им придется самостоятельно.
К этим же ребятам относится и Ваня, которому совсем недавно исполнилось двенадцать лет. Его родители также как и родители других детей ушли на фронт. Их поймали нацисты и расстреляли. На протяжении всего произведения показаны и подробно описаны все ужасы войны во всех ее красках. И все это видели маленькие дети. Они бродят по улицам города и ищут еду. Мальчики не только обижены, но и обозлены на жизнь и готовы сделать все для того чтобы защитить свою родину.
Как раз бойцы проходили через лес и там находился Ваня. Парень был смышленым, умным и храбрым и ничего и никого не боялся. Он сразу же подружился с бойцами, и они полюбили его и приняли в свою команду. А парень обещал не только помогать им, но и выполнять все, что ему будет приказано.
Больше всего на свете ему хотелось воевать и защищать свою родину. Бойцы старались отправить мальчика в безопасное место, где ему не будет угрожать опасность, но каким-то образом, ему удавалось догнать их и дальше отправиться вместе с ними.
Он многому научился у бойцов и даже если с первого раза у него ничего не получалось, то он пробовал еще и еще и понемногу стал добиваться успеха.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Сын полка Катаева
Популярные сегодня темы
Родители часто навязывают детям свое мнение, так как думают, что гораздо умнее и опытнее их. Конечно, с тем, что взрослые люди прожили дольше и у них больше жизненного опыта, не поспоришь, но жизнь меняется
Интерьер каждого героя из романа «Преступление и наказание» олицетворяет их жизнь и душевное состояние. На протяжении всего романа интерьер является неотъемлемой частью герой произведения.
Величайшее своё произведение роман Тихий Дон Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы
В своем рассказе «Фро» автор затронул человеческие переживания. В произведении рассказывается о любви Фроси к супругу, который уехал очень далеко. Творение отличается линейным сюжетом
Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси
Катаев Валентин «Сын полка»
Читательский дневник по повести «Сын полка» Валентина Катаева
Автор: Валентин Петрович Катаев.
Название: «Сын полка».
Жанр: повесть о войне.
Главные герои: Ваня, Егоров, Енакиев, Биденко.
Второстепенные герои: Ахунбаев, Горбунов.
Характеристика главных героев:
Ваня Солнцев — мальчик-сирота.
Решительный и добрый.
Егоров — сержант-разведчик. Друг Вани.
Енакиев — капитан. Хотел усыновить Ваню.
Биденко — разведчик. Считал себя самым хитрым.
Характеристика второстепенных героев:
Ахунбаев — капитан, друг Енакиева.
Горбунов — сильный и весёлый разведчик.
Краткое содержание повести «Сын полка»
Однажды разведчики подобрали в лесу спящего мальчика. Им оказался Ваня Солнцев.
Малец понравился разведчикам и они хотели бы его оставить у себя. Но капитан Енакиев велел отправить ребёнка в тыл.
Ваню повёз опытный сержант Биденко, но мальчик обманул разведчика и сбежал.
Он встретил другого мальчика в кавалерийской форме, сына полка. А потом нашёл капитана Енакиева и тронул сердце военного.
Капитан разрешил Ване остаться у разведчиков.
Однажды в рейде Ваня чуть не погиб и попал в плен. Его спасли, но после этого Енакиев отправил мальца к артиллеристам.
Немцы напали на батарею превосходящими силами и Енакиев отправил Ваню в тыл с донесением.
Мальчик выжил и Биденко отвёз его в город, в суворовское училище.
План повести:
Основная мысль произведения «Сын полка»
Главная мысль повести в том, что война не для детей.
Основная идея повести в том, что войны должны прекратиться.
Чему учит повесть
Учит ценить мирное время, не стремиться решать конфликты силой.
Учит состраданию и милосердию.
Учит смелости, патриотизму, взаимовыручке.
Краткий отзыв по повести «Сын полка» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что дети никогда не должны видеть ужасы войны.
Война — это всегда несправедливость, боль, слёзы, несчастья.
Это очень интересная книга о войне и судьбе мальчика в это суровое время.
Автору удалось написать историю, основанную на реальных фактах. Ведь многие дети в годы войны становились сиротами и подбирались воинскими частями.
Мне понравился Ваня, добрый и решительный мальчик, который готов был умереть за свободу Родины. И мне понравился Енакиев, умный и милосердный, который стремился защитить мальчика даже во время боя.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, как сделать мир счастливей, без войн и насилия.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
В некотором смущении Биденко бродил по лесу, меняя направление. Он ломал себе голову над необъяснимым отсутствием всяких следов мальчика.
Один раз он даже унизился до того, что маленько покричал лживым, бабьим голосом:
— Ванюшка-а-а! Ау-у-у! Полно балова-а-ать! Пора еха-а-ать!
И тут же сам себе стал противен.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентина Катаева:
Библиотека произведений автора пополняется.