О чем произведение разговор с анакреоном
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном».
История написания.
Произведение было окончательно написано в 1761г., его поэт перерабатывал и добавлял не раз в течение 1750-1761 г. Это одно из последних произведений поэта, своеобразное поэтическое завещание.
Жанр.
Эстетический манифест в форме стихотворного диалога- диспута.
Литературное направление. Классицизм. |
Размер стиха. Трёхстопный ямб (любимый размер поэта). Рифма перекрёстная, чередование женской и мужской. В части, посвящённой Катону, использован шестистопный ямб (свойственный трагедии). Четырёхстопный ямб в заключительной части придаёт весёлость, даже игривость повествования. |
Композиция. Поэт сделал перевод четырёх од Анакреона и дал на каждую свою оценку (I, XXII, XI, XXVIII). Это не просто оценка од, а спор, который ведёт поэт с мыслителем древности, а ведь именно в споре рождается истина. |
Тема, идея, проблемы. Анакреон прославлял гедонизм, то есть наслаждение жизнью, воспевая его как высшее благо человека на земле, поэтому описывал любовь, чувства «к любезной», воспевал молодость, красоту, а если и старость, то довольную и счастливую.Да гусли поневоле Хоть нежности сердечной Тема смысла жизни. Проблема: в чём смысл жизни, может ли он ограничиваться лишь наслаждениями? Анакреон утверждал, что если жизнь так коротка, то нет смысла посвящать её материальному, ведь никами сокровищам не откупиться от смерти. Потому лучше наслаждаться тем коротким мигом, который дан человеку. Не лучше ль без терзанья М. Ломоносов не приемлет такой позиции. Но он и против позиции другого древнеримского философа – Сенеки, представителя стоицизма, в основе которого лежит аскетизм, то есть полный отказ от земных наслаждений. «Возьмите прочь Сенеку»,- произносит поэт. Тема любви. Тема любви к Родине. Проблема сущности любви, важности любви в Родине как основы жизни человека. В заключении оба поэта просят живописца нарисовать портреты самых привлекательных женщин. Для Анакреона — это его возлюбленная, в которой подчёркнута её внешняя красота. Напиши любезну мне. А для Ломоносова — это мать. Этим именем он называет Родину, подчёркивая и внешнюю, и духовную красоту. Он мечтает, чтобы его страна была великой державой, процветающей, независимой, страной, в которой действуют справедливые законы и все проблемы решаются без войн. «И повели войнам престать». Изобрази Россию мне, Главная идея стихотворения— стремление подчеркнуть важность гражданственности, патриотизма людей, вера в светлое будущее России, его великого народа. |
Художественные средства Основной приём — противопоставление. Всё стихотворение построено на высказывании поэтом взглядов, не схожих с позицией Анакреона по многим вопросам: о смысле жизни, о назначении поэзии, о месте темы любви в ней, о прославлении Родины как главной темы творчества. |
Олицетворение. Анакреон о своей поэзии:Да гусли мне в покое |
Эпитеты: «согревшейся крови», «сладкими словами», «славная судьбина», «Чрез приятной лиры звон», «небесны очи». Метафора. Я бегать стал перстами |
Лексические средства. Слова возвышенной лексики, свойственные оде.Отрады ясность по челу |
Синтаксические средства. Обращение. О вас, герои, боле, От зеркала сюда взгляни, Анакреон.. ( поэт постоянно обращается к Анакреону) Вижу здесь тебя, мой свет; |
Однородные члены. Ты петь любил, плясал;(об Анакреоне)…ты был роскошен, весел, сладок …(об Анакреоне). |
Риторический вопрос. И кто по оным жил? (Говоря о Сенеке, осуждая его законы аскетизма). |
Сравнение И как снег представь белу.. (Анакреон хотел такой видеть на портрете возлюбленную)Как чистой голос лебедей. (Поэт о Родине-матери, её голосе) |
Синтаксический параллелизм (когда поэт сравнивает свои стихи со стихами Анакреона).Мне петь было о Трое – Мне петь было о нежной; Да гусли поневоле – Мне струны поневоле |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Анализ стихотворения Ломоносова «Разговор с Анакреоном»
Изучение жизни и творчества Ломоносова насчитывает уже три века, о нем очень много литературы, критических и литературоведческих статей, монографий, но, тем не менее, знаем его мало, плохо, особенно как поэта.
Первые сведения о Ломоносове мы получаем еще в школе: всем знаком «архангельский мужик», ставший впоследствии феноменальным ученым и первым русским поэтом. Поэзия Ломоносова привлекает нас прежде всего своей общественно-политической направленностью, утверждением важности, красоты героического подвига во славу Отчизны.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Настоящим мастером своего дела Ломоносов предстал во всех жанрах: в одах, переложениях псалмов, героических поэмах, стихотворениях, баснях, эпиграммах. Одним из наиболее известных произведений можно назвать произведение, построенное в форме диалога, «Разговор с Анакреоном».
Для своего стихотворения Ломоносов не случайно выбрал форму разговора: именно разговор несет откровенность реплик, что подразумевает гораздо большую открытость, простоту и естественность.
В стихотворении идет полемика через две эпохи между Ломоносовым — поэтом просветительной идеи и Анакреонтом (или, как его называет Ломоносов, Анакреоном) — древнегреческим певцом, исповедующим философию гедонизма и воспевавшим земные наслаждения как подлинное высшее благо.
Композиция «Разговора с Анакреоном» на первый взгляд, незамысловата: Ломоносов сделал перевод четырех од Анакреона (I, XXII, XI, XXVIII) и на каждую из них дал свой ответ. Эти чередования логически продуманы, такая необычная форма ставит вопрос острее, это — спор, а в споре, как известно, рождается истина.
В первой группе стихов поэты ищут предмет воспевания: по своему звучанию стихи поэтов несколько перекликаются, но смысл их прямо противоположен: если для Анакреона предмет воспевания — любовь, чувства к «любезной», то для Ломоносова — героизм и любовь к Отчизне. Однако стоит заметить, что Ломоносов, будучи еще студентом, писал лирические, любовные стихи в духе западной анакреонтики и признается, что «нежности … в любви я не лишен».
Общее здесь — образ «гуслей» (Ломоносов специально «русифицирует» струнный инструмент Анакреона). Следует обратить внимание, что в противовес песенному хорею од Анакреона Ломоносов выбирает трехстопный ямб — как известно, это был его любимый стихотворный размер (в отличие от хорея, который предпочитал Тредиаковский — противник Ломоносова).
Во второй части стихотворений поэты размышляют о коротком веке человеческого существования: Анакреон считает, что раз каждому человеку «положен срок» и от смерти не уйти, то сокровища копить бессмысленно, ведь ими не откупиться от смерти, то не лучше ли всю жизнь посвятить удовольствиям?
Ломоносов, в свою очередь, видит в древнегреческом поэте достойного противника, но принять его философию никак не может. Совершенно иная точка зрения у известного исследователя и литературоведа Западова А.В., который считает, что ответ Ломоносова — это «не дань уважения Анакреону, а ирония». Однако, по мнению других исследователей, в том числе Лебедева Е.Н., в первой строчке логическое ударение попадает на слово «верно».
Если бы оно являлось вводным, то ирония была бы налицо. Но во всех напечатанных текстах запятой нет, а рукописи были утрачены. Получается, что в данном контексте слово «верно» — самостоятельная лексическая единица, выступающая в значении «действительно» и подчеркивающая смысловую насыщенность.
Резко и неожиданно звучат последние строки ответа, посвященные Сенеке, римскому философу, исповедующему стоицизм. Обращается к нему автор неслучайно. Сенека проповедовал аскетизм — полный отказ от радостей жизни, такая позиция полностью противостоит Анакреону: она искусственна («правила сложил»), умозрительна («и кто по оным жил?») Тем не менее, Ломоносов отрицает и Сенеку: («Возьмите прочь Сенеку»).
В третьей паре стихотворений развивается и углубляется проблема, затронутая во второй части: Анакреон отстаивает свои взгляды, а Ломоносов противопоставляет Анакреону Катона — политического деятеля, твердого и непреклонного, покончившего с собой, когда в Древнем Риме потерпела крах Республика и пришла власть в лице Гая Юлия Цезаря.
На первый взгляд, в своем противостоянии Катон близок Сенеке, но, в отличии от него, его дела со словами не расходились. Здесь Ломоносов использует шестистопный ямб, характерный для русских трагедий и переводов классических поэм, что позволяет подчеркнуть мрачность и аскетизм Катона в противовес Анакреону. В столкновении этих двух позиций — эпикурейской у Анакреона и аскетичной у Катона — Ломоносов не хочет быть судьей, но мы понимаем, что симпатия Ломоносова все-таки на стороне Катона.
Полемику завершает самая «программная часть» — заключение. Оба поэта просят живописца написать портреты самых привлекательных женщин — «любезну» Анакреона и «возлюбленную мать» Ломоносова. Четырехстопный хорей придает веселый и игривый колорит оде Анакреона: эпикуреец рисует эталон красоты, образ юной красавицы в алом (цвет страсти) платье.
Для своего ответа Анакреону Ломоносов выбрал четырехстопный ямб — удобный, серьезный размер, позволяющий показать свой вкус и искусство весьма убедительно. Совсем иначе выглядит образ возлюбленной Ломоносова — матери, которую он именует Россией: здесь мы видим не внешние, а духовные качества.
Поэт желает видеть Россию мощной, независимой, процветающей, великой державой, способной дать разумные законы и счастливую жизнь без кровопролития и войн («И повели войнам престать»). «Главное в поэзии Ломоносова — гражданственность, оптимизм, вера в великое будущее своего народа, — пишет Щеблыкин И.П., — все это было подхвачено и развито на новом этапе последующими представителями русского классицизма — Державиным, Фонвизиным и другими.
Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном
Нестерова И.А. Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном // Энциклопедия Нестеровых
«Разговор с Анакреоном», древнегреческим поэтом-лириком, – это диалог из переводов Анакреона и ответов Ломоносова, которые помогут понять взаимоотношения классицизма и античности.
Особенности и сравнение строф
Стихотворение М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном» было написано в период с 1757 по 1761гг. Данное произведение представляет собой сочетание переводов М.В. Ломоносова и собственных рассуждений поэта. В данном стихотворении явно противопоставлены друг-другу героическая лирика и любовная поэзия.
Мне петь было о нежной,
Я чувствовал жар прежней
В согревшейся крови,
Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Я гусли со струнами
Любовь мне петь велят,
Композиция стихотворения – это спор, в котором сталкиваются две позиции: Ломоносова и Анакреона. Анакреон любит жизнь, растворяется в ее потоке, а ему противоречит Ломоносов и строгие римляне. В стихе спорят не прямые противники, а как бы разные голоса одной души. Ломоносов не отвергает Анакреонта. Ломоносов приветствует искренность Анакреона, который делом «держался слов». В третьей части беспечности Анакреона противоречит Катон. Последняя часть – это опять спор Ломоносова и Анакреона.
Отвечая Анакреону М. Ломоносов раскрывает собственное мировоззрение, идеи и стремления. В каждой ответной строфе читатель видит особое развитие мысли, образные детали, которые перекликаются со строками Анакреона. При этом в глаза бросается противостояние мыслей и идей. Так, например, Анакреон просит написать «любезну мне», а Ломоносов – изобразить на портрете «возлюбленную мать». Вторая пара строф усиливает и конкретизирует эту противоположность лейтмотивов. Древнегреческий поэт очарован белизной лица и нежным румянцем юной девушки. Герои М.В. Ломоносова зрелые в отличии от анакреоновских. При этом, очевидно, что М.В. Ломоносов часто в качестве главной героини использует саму Россию.
Чтобы подчеркнуть диалог и между строками у Ломоносова явно имеется лексическая параллель, а именно одно общее слово. Так в двух первых строфах от Анакреона и М.Ломоносова мы видим следующее:
«Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,»
Однако, как видно из приведенных выше строк, смысловое значение слова у поэтов сильно различается. А если так, то и образное его содержание оказывается различным.
Общий характер поэзии Анакреона, ее темы и направление начисто отвергнуты Ломоносовым. В своем творчестве он шел по другому пути, отдавая поэтические силы служению отечеству, и в «Разговоре с Анакреонтом» отчетливо сказал об этом.
Вывод
В поэтической битве отраженной в произведении «Разговор с Анакреоном» разняться не только слог, но и ритм. Так, в заключительном фрагменте произведения анакреоновские строфы написаны хореическим размером, а Ломоносовские – ямбическим.
Стихотворение М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном»являет собой спор о назначении поэта, о назначении культуры. Эта тема важна для Михаила Ломоносова. Она проходит красной линией в его творчестве. Поэт должен служить Отечеству. Так считал великий русский поэт.
Анализ стихотворения Разговор с Анакреоном
Содержание:
Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова восприятие, толкование, оценка
Анакреонтическая поэзия включу в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе,
стихотворения, воспевающие «земные радости»: вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова «Разговор с Анакреоном» и стихотворение «Ночною темнотою…» (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым З0-й оды Горация — стихотворение «Памятник».
Стихотворение «Разговор с Анакреоном» было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусству, обозначает свою творческую позицию.
Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал «оппонентом» Древнегреческого поэта.
Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом, возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.
Оды М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном»
Тема первой оды
Тема первой оды — предмет поэзии. Для Анакреона это — частная жизнь человека, любовь:
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Анакреон — певец «земных радостей», такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов — певец героев, его поэзия проникнута общественным пафосом:
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Тема второй оды
Во второй оде Анакреон раскрывает свою жизненную философию. Поскольку жизнь коротка, то нужно посвятить ее удовольствиям и развлечениям, дружбе и любви:
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать?
В своем ответе Ломоносов признает достоинства древнегреческого поэта, т. к. Анакреон «жил по тем законам, Которые писал…»:
Ты делом равномерно
Своих держался слов…
В этом же ответе присутствует антитеза. Анакреон противопоставлен философу-стоику Сенеке. Сенека проповедовал отказ от земных благ, полный аскетизм, считал, что перед лицом смерти человек должен отказаться от всего.
Однако философия Сенеки в практической жизни зачастую была нежизнеспособной, искусственной, его идеи и принципы было очень трудно воплотить:
Не в силу человеку,
Эти строчки получили различное объяснение в работах исследователей. Так, существует мнение, что Ломоносов здесь встает на сторону Анакреона, поскольку слова его не расходились с делом. Однако отметим, что строки эти пронизаны тонкой авторской иронией, которая создает второй план стихотворения, углубляя его смысл.
И за этой иронией — уважение к философу-стоику. Ломоносов словно показывает читателю, что существует и иной образ жизни, и иной образ мыслей. И далее этот мотив в произведении идет по восходящей линии.
Тема третьей оды
Тема третьей оды — старость человека. Здесь возникает мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти. Анакреон и здесь очень последователен в своих высказываниях:
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.
Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
Катон старался ввесть в республику порядок;
Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
Его угрюмством в Pим не возвращен покой;
Ты жизнь употреблял как временну утеху,
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятный виноград,
Ножом он сам себе был смертный супостат;
Беззлобна роскошь в том была тебе причина,
Упрямка славная была ему судьбина.
«Изнеженным старцам, которые спешат вкусить наслаждение на краю могилы, Ломоносов противопоставляет «упрямку славную» людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью», — отмечали исследователи.
Тема четвертой оды
В четвертой оде Анакреон создаст образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создаст абстрактный образ женской красоты, образ, лишенный каких бы то ни было личностных черт: «кудри черны»; «дугами брови»; белая, как снег, кожа; нежный, как роза, румянец; небесный цвет очей. И вместе с тем исследователи отмечали, что в этом образе доминирует чувственность: уста привлекают «своим приятством»; яркое, алое платье притягивает взгляд.
В своем ответе Ломоносов создает образ «возлюбленной Матери», которая становится у него символом самой России. И здесь уже нет ни малейшего намека на чувственность. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу:
Ты первый в нашей стороне
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне.
Изобрази ей возраст зрелый
И вид в довольствии веселый.
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.
Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» раскрывает творческую позицию Ломоносова. Поэзии камерной, воспевающей радости обыденной жизни, он предпочитает поэзию общественную, гражданскую, проникнутую общенациональным пафосом.
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном».
Произведение «Разговор с Анакреоном» Ломоносов переделывал много раз, начиная с 1750 г. и вплоть до 1762 года. Стихотворение построено в форме диалога, происходящего между современным поэтом и древнегреческим. Поскольку именно в споре рождается истина, поэт и выбрал такую форму для своего произведения. Проблема, которая поставлена в стихотворении Ломоносовым, – истинное предназначение поэзии.
Образ Анакреона
Анализ «Разговора с Анакреоном» можно начать с описания одного из его героев – поэта Анакреона. Он жил очень давно, в V веке до н. э. В своих произведениях он восхищался светлыми моментами жизни, славил молодость и красоту. Если же Анакреон писал о старости – то упоминал довольную и радостную. Как в древние времена, так и позднее произведения поэта обрели такую популярность, что в литературе даже возникло отдельное направление – «анакреонтическая лирика».
С этим поэтом и начинает диалог Ломоносов. Для того чтобы еще больше убедить своего читателя, поэт берет отдельную строку из стихотворения Анакреона, переводит ее и дает собственное толкование, предлагает свой взгляд на сказанное поэтом. Так и построен «Разговор с Анакреоном». Анализ стихотворения должен содержать упоминание о том, что в течение всего стихотворения чередуются его фрагменты – сказанное Ломоносовым сменяет сказанное Анакреоном. Последний жалуется на то, что его мысли не могут должным образом сосредоточиться на теме героизма – невольно он пишет о любви:
«… Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть».
Анакреонтическая поэзия включала в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе, — стихотворения, воспевающие «земные радости»: вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова «Разговор с Анакреоном» и стихотворение «Ночною темнотою…» (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым 30-й оды Горация — стихотворение «Памятник».
Стихотворение «Разговор с Анакреоном» было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусства, обозначает свою творческую позицию.
Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал «оппонентом» древнегреческого поэта. Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.
Тема первой оды — предмет поэзии. Для Анакреона это — частная жизнь человека, любовь:
Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть.
Анакреон — певец «земных радостей», такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов — певец героев, его поэзия проникнута общественным пафосом:
Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.
Во второй оде Анакреон раскрывает свою жизненную философию. Поскольку жизнь коротка, то нужно посвятить ее удовольствиям и развлечениям, дружбе и любви:
Не лучше ль без терзанья С приятельми гулять И нежны воздыханья К любезной посылать?
В своем ответе Ломоносов признает достоинства древнегреческого поэта, т.к. Анакреон «жил по тем законам, Которые писал…»:
Анакреон, ты верно Великий Философ: Ты делом равномерно Своих держался слов…
В этом же ответе присутствует антитеза. Анакреон противопоставлен философу-стоику Сенеке. Сенека проповедовал отказ от земных благ, полный аскетизм, считал, что перед лицом смерти человек должен отказаться от всего. Однако философия Сенеки в практической жизни зачастую была нежизнеспособной, искусственной, его идеи и принципы было очень трудно воплотить:
Возьмите прочь Сенеку: Он правила сложил Не в силу человеку, И кто по оным жил?
Эти строчки получили различное объяснение в работах исследователей. Так, существует мнение, что Ломоносов здесь встает на сторону Анакреона, поскольку слова его не расходились с делом. Однако отметим, что строки эти пронизаны тонкой авторской иронией, которая создает второй план стихотворения, углубляя его смысл. И за этой иронией — уважение к философу-стоику. Ломоносов словно показывает читателю, что существует и иной образ жизни, и иной образ мыслей. И далее этот мотив в произведении идет по восходящей линии.
Тема третьей оды — старость человека. Здесь возникает мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти. Анакреон и здесь очень последователен в своих высказываниях:
Лишь в том могу божиться, Что должен старичок Тем больше веселиться, Чем ближе видит рок.
Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок, Катон старался ввесть в республику порядок; Ты век в забавах жил и взял свое с собой, Его угрюмством в Рим не возвращен покой; Ты жизнь употреблял как временну утеху, Он жизнь пренебрегал к республики успеху; Зерном твой отнял дух приятный виноград, Ножом он сам себе был смертный супостат; Беззлобна роскошь в том была тебе причина, Упрямка славная была ему судьбина.
«Изнеженным старцам, которые спешат вкусить наслаждение на краю могилы, Ломоносов противопоставляет «упрямку славную» людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью», — отмечали исследователи.
В четвертой оде Анакреон создает образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создает абстрактный образ женской красоты, образ, лишенный каких бы то ни было личностных черт: «кудри черны»; «дугами брови»; белая, как снег, кожа; нежный, как роза, румянец; небесный цвет очей. И вместе с тем исследователи отмечали, что в этом образе доминирует чувственность: уста привлекают «своим приятством»; яркое, алое платье притягивает взгляд.
В своем ответе Ломоносов создает образ «возлюбленной Матери», которая становится у него символом самой России. И здесь уже нет ни малейшего намека на чувственность. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу:
О мастер в живопистве первый, Ты первый в нашей стороне Достоин быть рожден Минервой, Изобрази ей возраст зрелый И вид в довольствии веселый, Отрады ясность по челу И вознесенную главу.
Таким образом, стихотворение нам раскрывает творческую позицию Ломоносова. Поэзии камерной, воспевающей радости обыденной жизни, он предпочитает поэзию общественную, гражданскую, проникнутую общенациональным пафосом.
Позиция М. В. Ломоносова
Но Ломоносов отвечает Анакреону, что с большим удовольствием восхищается славой отважных героев, нежные чувства его трогают меньше. Михаил Васильевич считает свою позицию куда более весомой и прибавляет в ответ древнегреческому поэту еще несколько строк. В анализе «Разговора с Анакреоном» стоит подчеркнуть, что именно в них содержится основная мысль поэта, они являются афористичными. Ломоносов выражает суть своего произведения: ему тоже доступны нежные переживания любви, однако он считает, что поэтическая Муза в первую очередь должна воспевать именно героические подвиги. Вот эти строки:
«Героев славой вечной
Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова восприятие, толкование, оценка
Анакреонтическая поэзия включу в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе,
стихотворения, воспевающие «земные радости»: вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова «Разговор с Анакреоном» и стихотворение «Ночною темнотою…» (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым З0-й оды Горация — стихотворение «Памятник».
Стихотворение «Разговор с Анакреоном» было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусству, обозначает свою творческую позицию.
Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал «оппонентом» Древнегреческого поэта.
Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом, возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.
Различия в требованиях
В этой заключительной части каждая строфа, которая представляет ответ великого русского поэта, перекликается с соответствующими строфами Анакреона. Однако при этом строфы двух поэтов противопоставляются. Например, если древнегреческий поэт просит изобразить свою возлюбленную, то Ломоносов – мать. Следующая строфа еще больше усиливает противопоставление. Если Анакреон восхищается красотой юной девушки, то Ломоносов просит художника изобразить женщину в возрасте, у которой «спокойный взор», «вознесенная глава».
И в этом нет ничего необычного, ведь на том портрете, который просит Ломоносов, изображается сама Россия. Во всех этих строфах внимательный читатель обнаружит лексическую параллель – слово в них будет общим. Но значение этого слова (семантика) будет разным. Поэтому будет отличаться и образное содержание. Например, как у Ломоносова, так и у Анакреона упоминается чело. Но у древнегреческого поэта делается акцент на внешней красоте, а у Ломоносова – на состоянии души («отрады ясность на челе»). В анализе «Разговора с Анакреоном» стоит упомянуть и о том, что полемичность этого диалога отображается и на ритмическом уровне. В завершающей, самой важной, части стихотворения строки Анакреона написаны хореем, а у Ломоносова – ямбом.
Разговор с Анакреоном
Поэзия Ломоносова
Стихотворения древнегреческого поэта Анакреона переводились в XVIII в. многими писателями. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, к каждой из которых написал стихотворный ответ и назвал этот поэтический цикл «Разговор с Анакреоном». Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику. В первой группе стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания. Анакреон, по его собственным словам, пробовал петь о троянской войне, о подвигах Алкида, т. е. Геракла, но каждый раз возвращался к любовным песням.
Ломоносов четко разделяет личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только героические подвиги:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен (С. 4).
Во второй паре стихотворений гедонистические взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзгодам. Ломоносову не нравятся суровые «правила» Сенеки, и он отдает в этом вопросе предпочтение Анакреону:
Возьмите прочь Сенеку,
Не в силу человеку,
И кто по оным жил? (С. 4).
В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни. Девушки напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но это его мало смущает. Мысль о близости смерти только усиливает в нем жажду наслаждений:
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок (С. 5).
Ломоносов в ответном стихотворении снова прибегает к сравнению. Но на этот раз он противопоставляет Анакреону не философа-стоика, а республиканца Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он вместе с тем с явным осуждением пишет о его бездумном эгоизме. Как суровый приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял свое с собой» (С. 5). Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Однако самоубийство Катона не вызывает у Ломоносова сочувствия: «Его угрюмством в Рим не возвращен покой». Поэтому он не отдает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:
Несходства чудны вдруг и сходства понял я,
Умнее кто из вас, другой будь в том судья (С. 5).
Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть на картине точное подобие своей любимой, со всеми ее прелестями:
Дай из рос в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу (С. 6).
В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу (С. 7).
Служение матери-Родине Ломоносов понимает не как отказ от радостей жизни, а как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.
Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Более того, «Разговор с Анакреоном» помогает уточнить место Ломоносова и в русском классицизме и прежде всего установить отличие его гражданской позиции от позиции Сумарокова. В понимании Сумарокова, служение государству было связано с проповедью аскетизма, с отказом от личного благополучия, несло в себе ярко выраженное жертвенное начало. Особенно четко эти принципы отразились в его трагедиях. Ломоносов выбрал другой путь. Ему одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.
Форма стихотворения
В анализе «Разговора с Анакреоном» Ломоносова отдельно стоит упомянуть форму этого произведения – разговор. Ломоносов так определял понятие «разговор» в своем труде «Риторика»: «когда одну и ту же материю предлагают два, три или более вымышленных лиц, ведущих между собой беседу». В анализе «Разговора с Анакреоном» можно добавить: выбирая форму для своего произведения, Ломоносов старался уходить от традиционной монологичности, которая свойственна обычным одам. Ведь разговор предполагает обмен мнениями, открытость идей и позиций, а это влечет за собой естественность изложения мысли.
Ирония над Анакреоном
Иронией пронизаны следующие строки:
Смысловое ударение приходится именно на слово «верно». Исследователи творчества Ломоносова, в частности А. В. Западов, считают: если бы это слово было вводным, то авторская ирония была бы более очевидной. Рукопись стихотворения не сохранилась, а во всех печатных текстах это слово выступает как отдельная лексическая единица в значении «действительно» и подчеркивает смысловую насыщенность последней строчки. Следующие десять строк раскрывают мысль поэта.