О чем произведение преступление и наказание достоевского

Преступление и наказание

О чем произведение преступление и наказание достоевского. Смотреть фото О чем произведение преступление и наказание достоевского. Смотреть картинку О чем произведение преступление и наказание достоевского. Картинка про О чем произведение преступление и наказание достоевского. Фото О чем произведение преступление и наказание достоевского

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание Достоевский Преступление и наказание

Бывший студент университета Раскольников Родион Романович жил в маленькой комнатушке, боялся своей хозяйки, которой задолжал за квартиру. Мать с сестрой жили бедно, и помогать ему не могли. Иногда Раскольников ходил к старухе Алёне Ивановне, у которой брал деньги под залог. Последний раз он принёс ей часы, подаренные ему сестрой.

По дороге домой он встретился с Мармеладовым. Его уволили со службы за пьянство. Тот рассказал ему о своей тяжёлой жизни, о больной жене, о своей старшей дочери Соне, которая работала на панели, чтобы прокормить семью. Раскольников вспомнил свою сестру, которая до этого работала горничной, а сейчас ради брата собирается выйти замуж за богатого, но бесчестного человека. И тогда он решает расстроить эту свадьбу. Он провожает пьяного Мармеладова домой. Где их встретили жена Мармеладова, измученная безденежьем и пьянством мужа, голодные и замёрзшие дети. Раскольником незаметно оставил им свои последние деньги. Под впечатлением от всего увиденного и услышанного, он решается на убийство старухи-процентщицы. Убивает он не только её, но и невольную свидетельницу его преступления – сестру старухи Лизавету. Раскольников считал, что убийство это идейное, но в душе его растёт чувство, будто он сам вычеркнул себя из списка людей. Когда приехала мать и сестра, он даже побоялся обнять родных ему людей.

От постоянных угрызений совести Раскольников заболел. За ним ухаживал его друг Разумихин. Во время болезни Раскольникова он познакомился с его сестрой Дуней и полюбил её. Когда Родиону стало лучше, друг рассказал ему о том, что следователь подозревает его в убийстве. Возникли эти подозрения из-за статьи Раскольникова, которую он написал ещё в университете. В ней он раскрывал свою теорию об исключительности людей, которых он называл необыкновенными, оправдывая их вседозволенность.

Раскольников узнаёт о смерти Мармеладова, а позже его жены Катерины Ивановны. Он идёт к Соне, чтобы поддержать её, и признаётся ей в своём преступлении. Девушка предложила ему покаяться, снять грех с души. После этого разговора он идёт в полицию и признаётся в убийстве. За совершённое преступление его осудили на восемь лет каторги. Причин, которые смягчили приговор, было немало: его признание в убийстве, возвращённые до копейки деньги. Не забыли даже случай, когда Раскольников вынес двух детей из горящего дома, целый год заботился о заболевшем товарище, заплатил за лечение собственными деньгами.

Соня Мармеладова тоже едет в Сибирь, чтобы хоть изредка видеться с Раскольниковым и поддерживать его. Каторжники относились к Родиону плохо, называли безбожником. Соню, наоборот, любили и радовались её приходу. Она для каждого находила слова поддержки и утешения. Заключённые смотрели на неё, как на ангела хранителя.

Раскольников мужественно переносил все тяготы каторжных работ, но в душе покоя так и не нашёл. Однажды он узнал, что Соня заболела. Страх за её жизнь льдом сковал его сердце. Он понял, что всё самое лучшее, светлое в его душе – это любовь к Соне. Без неё жизнь теряла смысл. Об этом он сказал ей при первой встрече после её болезни. С этого дня в душе Раскольникова поселились покой и надежда на счастье.

Роман учит ценить человеческую жизнь и жить по совести.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Это произведение Гессе о фантастическом будущем мира состоит из трёх частей. В первой части описывается история идеальной страны, где даже отсутствует время. Во второй показана жизнь главного героя романа – Кнехта Йозефа

Главный герой произведения Яков Голядкин обычный государственный работник. Он работает служащим низшего звена. Его мечта стать популярным и всеми любимым, он хочет вращаться в высших кругах.

Виднеется деревня. Картина жизни представляется весьма обычной, для такого рода поселения. Много деревьев, но больше – открытой местности.

Автор повествует о событиях, произошедших на самом деле примерно 30 лет назад. Воспоминания о них продолжают жить в преданиях семейства, описанного в рассказе.

Жуткий сегодня мороз. Вот, как слышен хруст! И глаза были сделаны. И границу рта изображал кусок железа. На него стал гавкать старый пёс. Предсказывающий ему, что солнце растопит, и он расплывается на части. Погода несколько раз менялась.

Источник

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · Опубликовано 24.06.2017 · Обновлено 08.10.2017

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории Раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона. Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества. Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов. Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Источник

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Кратко

Фёдор Михайлович Достоевский
Роман «Преступление и наказание» Краткое содержание

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» поднимает вопросы, со временем не теряющие своей популярности. Автор провоцирует читателя, открывшего его книгу, на размышления о нравственной природе человека, о его взаимодействиях с окружающими, о границах дозволенного, о праведности и милосердии, о «бедности» духа и о других психолого-социальных проблемах.

Очень краткий пересказ сюжета романа «Преступление и наказание»

Не выдержав тяжесть содеянного, Раскольников признается в убийстве. Лишь Соня понимает его и остается с ним, когда его отправляют на каторгу. Теперь он находит смысл жизни в любви к Соне.

Краткое содержание романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» по частям и главам

Согласно оглавлению «Преступление и наказание» состоит из шести частей и эпилога. Все части романа и его эпилог разбиты на главы. Если нет возможности прочитать роман полностью, можно ознакомиться с его кратким содержанием по частям и главам.

ЧАСТЬ I. Страшный замысел и преступление Раскольникова

Глава 1

Глава 2

Родион знакомится с Мармеладовым, безработным чиновником, который философствует на тему нищеты и бедности и рассказывает о том, как нелегко живётся его близким. О несчастной жене, голодный детях и старшей дочери, которая пошла на панель, чтобы семья не сгинула с голоду. Раскольников подвозит еле стоящего на ногах мужчину до дома и ужасается жалким существованием его семьи. Катерина Ивановна устраивает ссору, и Родион уходит, оставив последние деньги на подоконнике Мармеладовых.

Глава 3

Автор знакомит читателя с крохотной комнатой, в которой живёт Раскольников. Родион получает и читает письмо из дома. Мать пишет, что его сестру оболгали в доме Свидригайловых, где она прислуживала. Кроме того за Дуней сватается надворный советник, о котором Пульхерия Раскольникова отзывается в самых лучших красках. Мать обещает на днях приехать в Петербург вместе с Авдотьей, так как Пётр Петрович Лужин торопит свадьбу.

Глава 4

Письмо из дома встревожило Родиона. Как любящий брат, он понимает, что эта свадьба нужна Дуне лишь для того, чтобы выбраться из нищенского существования. Раскольников осознаёт, что не в силах запретить сестре это сомнительное замужество. Но категорически против союза с Лужиным. С новой силой герой задумывается об убийстве Алены Ивановны.

Глава 5

Во время прогулки Раскольников перекусил и выпил водки. Давно не видевшего алкоголя юношу сморило прямо в кустах. Он видел сон из детства, а, проснувшись, задумался о том, что вряд ли решится на убийство.

Проходя рыночную площадь, Родион видит сестру процентщицы, из беседы Лизаветы с торговками, он понимает, что завтра в семь ему выпадает шанс — Алёна Ивановна будет одна дома.

Глава 6

Родион случайно подслушивает разговор военного и студента, которые говорят, что старуха процентщица недостойна жизни, а её деньги могли бы выручить многих молодых людей в трудной ситуации.

Придя в крайнее волнение от услышанного, подогревающего его собственную идею, Раскольников приходит домой и начинает приготовление к убийству. Он крадёт топор из дворницкой и направляется в дом старухи-процентщицы.

Глава 7

Вручив старухе мнимый заклад, Родион убивает её двумя ударами топора. Затем он набивает карманы её богатствами из сундука. Неожиданно приходит сестра старухи, и Раскольников убивает и её. В ужасе молодой человек отмывает с себя кровь и покидает место преступления. Дома он возвращает топор и подает без чувств на свою кровать.

ЧАСТЬ 2. Сумасшествие Раскольникова

Глава 1

Раскольников просыпается глубоко после обеда. Он исследует свою одежду, находит и прячет ценности, похищенные из квартиры убитой. Кухарка приносит Родиону повестку. Вызов квартального взволновал преступившего закон студента, но его пригласили лишь для того, чтобы он написал расписку о возврате долгов хозяйке квартиры. Покидая участок, Родион слышит разговор об убийстве старой процентщицы и теряет сознание от напряжения. Студента отпускают восвояси, посчитав его больным.

Глава 2

Страшась обыска, Раскольников прячет награбленное в безлюдном месте.

Глава 3

Дома Родион провёл несколько дней в бреду, а придя в себя, обнаружил в своей комнате Настасью и друга Разумихина. От матери за это время пришёл денежный перевод для оплаты съёмного жилья. Приятель рассказал Родиону о визитах полицейского.

Глава 4

Раскольникова навещает ещё один товарищ — студент Зосимов. Он говорит, что в убийстве двух сестёр подозревают многих, но улик пока нет.

Глава 5

К Родиону заявляется Лужин, вместо ожидаемого радостного приёма он получает презрение и упрёки от будущего шурина. Раскольников выгоняет неугодного жениху. Другу Разумихину становится понятно, что с его товарищем происходит что-то неладное.

Глава 6

Раскольника подозревают в сумасшествии.

Глава 7

Раскольников идёт к Разумихину. По дороге он видит сцену несчастного случая с Мармеладовым. Пьяницу приносят умирать домой. Родион отдаёт все свои деньги осиротевшей семье и уходит к другу. Разумихин провожает Родиона. Подойдя к дому, студенты видят свет в окнах. Приехали родные Раскольникова — мать и сестра. Студент вновь теряет сознание.

ЧАСТЬ 3. Муки совести и подозрения

Глава 1

Очнувшись, Родион рад матери и сестре, но настаивает, чтобы Авдотья отказалась выходить за Лужина. Разумихин влюбляется в сестру Родиона.

Глава 2

На следующее утро Разумихин навещает женщин Раскольниковых в гостинице. Они собираются к Родиону.

Глава 3

Родиону заметно лучше. Он говорит матери, что отдал все деньги на похороны Мармеладову. Вновь идёт разговор о Лужине, вскоре с ним предстоит встреча.

Глава 4

К Родиону приходит Сонечка и приглашает на похороны. Несмотря на печальный статус девушки, Раскольников знакомит её с матерью и сестрой. Прощаясь, Дуня кланяется Сонечке, от чего девушка очень смущается.

Глава 5

Разумихин и Раскольников навещают следователя по делу процентщицы. Порфирий Петрович подозревает Родиона, помня о его статье, опубликованной в прессе. Там, студент размышлял над теорией «тварей дрожащих» и «право имеющих». Между прочим, следователь спрашивает смог бы Раскольников преступить закон? На что Родион отвечает, что всё возможно.

Глава 6

Незнакомец возле дома обвиняет Родиона в преступлении. Студент вновь впадает в горячку и видит страшный сон. Проснувшись, он вынужден принять очередного гостя — Свидригайлова.

ЧАСТЬ 4. В пяти шагах от признания

Глава 1

Свидригайлов просит у Раскольникова встречи с сестрой. Марфа Петровна, умирая, оставила Дуне деньги. Но Родион категорически против этой встречи.

Глава 2-3

На встрече с Лужиным Дуня говорит, что не может предпочесть его брату. Она просит Лужина уйти.

Глава 4

Родион идёт к Соне. Он обещает девушке, что придёт ещё и поведает ей имя убийцы. Их беседу слышит Свидригайлов.

Глава 5

Родион приходит к следователю за своими вещами. Порфирий Петрович вновь мучает его своими подозрениями. Раскольников сильно нервничает, он почти выдаёт себя.

Глава 6

В полицейский участок вводят Миколку, который сознался в убийстве. Родион успокаивается и идёт домой.

ЧАСТЬ 5. Грязная месть Лужина. Признание Раскольникова

Глава 1

Из мести Раскольникову Лужин задумал недоброе. Он зовёт к себе Соню и даёт ей десять рублей, извиняясь, что не сможет прийти проводить её отца в последний путь (хотя его никто не звал).

Глава 2-3

По Мармеладову получились хорошие поминки, но пришли не все приглашённые. Зато явился Лужин и обвинил во всеуслышание, что Сонечка украла у него деньги. Девушка всё отрицала, но в её карманах обнаруживается сторублёвая банкнота. Происходит скандал. На защиту Сони встаёт Лебезятников, который случайно видел подставу, и Раскольников. Хозяйка квартиры выгоняет семейство Мармеладовых на улицу.

Глава 4

Раскольников признаётся Соне в том, что сотворил. Она говорит ему, что он должен раскаяться и сознаться, чтобы начать жизнь заново. Сонечка обещает идти за Родионом хоть на каторгу.

Глава 5

Катерина Ивановна сходит с ума и умирает. Свидригайлов сообщает Раскольникову, что устроит женщине похороны и позаботится о судьбах сирот на деньги, которые хотел передать Дуне. Юноша понимает, что Свидригайлов расщедрился неспроста. И тот, признаётся, что слушал всё разговоры между ним и Сонечкой.

ЧАСТЬ 6. Явка с повинной

Главы 1-2

Главы 3-4

Раскольников осознаёт, что хочет увидеться со Свидригайловым. Между ними состоится откровенный разговор.

Глава 5

Глава 6

Помотавшись по трактирам, Свидригайлов заходит к Соне и отдаёт ей три тысячи рублей. Затем он снимает номер в гостинице, там ему снится кошмар из прошлого. Свидригайлов убивает себя выстрелом в голову.

Глава 7

Раскольников сожалеет о том, что не оправдал собственных надежд и собирается признаться. Он прощается с родными.

Глава 8

Соня дарит Родиону нательный крестик, велит пойти на перекрёсток и поцеловать землю, признавшись самому себе в содеянном. Раскольников делает, как просила Соня, а после идёт с повинной в участок. Там он узнаёт о кончине Свидригайлова.

ЭПИЛОГ или новая жизнь Раскольникова

Глава 1

Раскольников приговорён к каторге. Соня едет за ним в Сибирь. Дуня и Разумихин женятся и тоже планируют переезд в Сибирь. Пульхерия Ивановна так и не смирилась с преступлением сына, она умирает от тоски.

Глава 2

Заключённые полюбили Соню, а Родиона избегали за его «безбожные» мысли. Со временем в преступлении он раскаивается и понимает, что окончательно влюблён в Сонечку.

Заключение и выводы по произведению «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» Достоевского поднимает вопросы человеческой морали, прав на жизнь и истинную добродетель. Анализ жизни главного героя даёт понять читателю, что ни одно преступление не может остаться безнаказанным. В случае с Раскольниковым наказанием ему стали моральные мучения, а каторга и любовь Сони — спасительным искуплением и прощением. Достоевский подчёркивает то, что никакие благие или великие цели не стоят жизни человека, каким бы он ни был.

Роман «Преступление и наказание» читается на одном дыхании, но если времени катастрофически не хватает, то с ним можно познакомиться и в кратком содержании. Ниже представлена полезная информация, связанная с этим великим литературным произведением русского классика: история создания, краткое содержание, характеристики персонажей и выводы по роману «Преступление и наказание».

Кратко о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Образы персонажей Достоевского в романе «Преступление и наказание», заражены духом протеста, отрицающим унижение человеческого достоинства и социальную несправедливость. Писатель верит в фундаментальные истины: каждый человек имеет право на духовную индивидуальность, справедливое к себе отношение и достойные условия жизни.

Немаловажное значение в трактовке и прочтении Достоевского имеет образ города, на улицах которого сосредоточены основные действия романа. Образ Петербурга дополняет и катализирует чувство безысходности, в котором погрязли главные герои произведения. Город душит героев романа, внушает чёрные мысли и вменяет неправомерные поступки. По средствам этого давления извне и рождается безумная теория главного героя.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Душный, пыльный, нищий Петербург в романе «Преступление и наказание» можно смело включить в список основных героев. Даже читая краткий пересказ событий произведения Достоевского, характеристике этого города следует уделить особое внимание.

Великолепием городского ландшафта Санкт-Петербурга во все времена восхищались поэты и художники, гордились жители и любовались туристы. Но в бессмертном произведении Достоевского Северная столица представлена в совершенно другом свете. С первых страниц автор окунает читателя с головой в отвратительную своей духотой и бедностью атмосферу Петербурга «вонючего», каким видит его главный герой романа: унылые, болезненные лица прохожих, облупленная краска на стенах, помой, мусор, разбитые мостовые и бесконечные забегаловки, призывающие найти забвение в стакане дешёвого алкоголя.

Нищий квартал, в котором не живёт, а существует несчастный студент, вряд ли сможет кого-то вдохновить на создание прекрасного, он, напротив, служит толчком к рождению бесчеловечной теории Раскольникова. Жара, грязь, вонь, голод и человеческое безразличие воцарились на этих улочках, проникли в каждый дом и в сердца городских жителей.

Ужасны условия комнаты, размером с гроб, в которой ютится Раскольников, печальна атмосфера квартирки Сонечки Мармеладовой, отвратительны условия проживания и малолетних детей вдовы Катерины Ивановны. В судьбах этих героев нет воздуха, солнца и надежды на будущее. Они обречены страдать.

В описаниях пейзажей и интерьеров Достоевского превалируют жёлтый и серый цвета, символизирующие безысходность и непроглядную тоску. Дом, родной город, Родина — для человека всегда отдушина и спасение от трудных будней. Но персонажи Достоевского, несчастные люди, лишённые этой благодати и ощущения защищенности, которое даруется «родными стенами». Им негде укрыться, некуда пойти, они одиноки в своих несчастьях.

Основные герои романа «Преступление и наказание»

Главные герои «Преступления и наказания» сложные, многогранные и противоречивые личности. Их судьбы неразрывно связаны со средой, в которую они помещены, и с индивидуальными чертами, присущими их характерам. Говорить о характеристиках героев «Преступления и наказания», можно только ориентируясь на их поступки, так как поясняющего происходящие события голоса автора в романе нет.

Краткая характеристика Родиона Раскольникова главного героя в романе «Преступление и наказание»

Автор представляет читателю своего центрального персонажа Родиона Раскольникова гордым молодым человеком с приятной внешностью, незаурядным складом ума и высокой самооценкой.

Личность этого героя неоднозначна — он расчётлив и жесток, при этом способен на сострадание и любовь, которая, в конечном счёте, приведёт его к раскаянию и спасению.

Краткая характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова — нежная девушка лет восемнадцати с несчастливой судьбой. Софья Семёновна — худенькая блондиночка небольшого роста с печальными голубыми глазами, наивным характером, доброй душой и сердцем, способным на истинную любовь. Отец Сонечки много пьёт, мачеха ею вечно недовольна, а малолетние сводные сёстры и брат нуждаются в помощи. Это хрупкое, робкое, стеснительное создание продаёт своё тело на злачных улицах Петербурга, чтобы поддержать семью. Жить Сонечка вынуждена в убогом съёмном жилье, чтобы не смущать своим «статусом» близких. Героиня влюбится в растерянного Раскольникова и после вынесения ему приговора, отправится вслед за ним на каторгу, где обретёт счастье, любовь и покой.

Краткая характеристика героя романа «Преступление и наказание» Дмитрия Вразумихина

Очень кратко о второстепенных персонажах «Преступления и наказания»

Раскрытие образа основного героя в любом из произведений литературы невозможно без описаний его взаимодействий и отношений с другими персонажами. Это могут быть соседи, члены семьи, бывшие возлюбленные, коллеги по работе и просто случайные прохожие, в результате общения с которыми характеристики главных героев обретают дополнительную краску, а их поступки — мотивацию. В сюжет «Преступления и наказания» Достоевский внедрил целый ряд интереснейших личностей второстепенного плана.

Краткая характеристика Лужина Петра Петровича в романе

Лужин Пётр Петрович — сорокапятилетний жених Авдотьи Раскольниковой. Пётр Петрович человек почтенный и уважаемый в светских кругах. Он ведёт успешную предпринимательскую деятельность, обеспечен и уверен в себе. Но под маской добропорядочного господина скрывается тщеславный и расчётливый тип, выбравший себе в жёны Дуню не из любви или благородства, а с целью заполучить в полную власть женщину, находящуюся в безвыходном положении. В мечтах, его жена должна ему быть полностью подчинена и исполнена вечной благодарностью. Преследуя выгоду, Лужин способен на подлый поступок, клевету и предательство.

Краткая характеристика Мармеладова в романе

Семён Захарович Мармеладов — безработный, многодетный чиновник, отец Сонечки, который не в состоянии прокормить своё семейство и топит чувство вины в бутылке с алкоголем. Он неплохой человек, не злой, не жадный, но лишен силы воли и мужественности. Его слабохарактерность подтолкнула Соню отправиться на панель, чтобы заработать себе и родным на пропитание. Одна из самых печальных сцен в романе — гибель Мармеладова. Он попадает под колёса кареты и умирает от полученных ран на руках своих родных.

Краткая характеристика Дуни Раскольниковой в романе

Раскольникова Авдотья Романовна — образованная, воспитанная, умная, но бедная девушка на выданье. Сестра Родиона хороша собой и нравится мужчинам. Она горда, стремится к независимости, целеустремленна, решительна. Дуня была сосватана с Лужиным, но этот брак по расчёту сорвался, и девушке удалось встретить настоящее счастье — рядом с любимым Дмитрием Разумихиным.

Краткая характеристика Свидригайлова в романе

Характеристика героев небольших эпизодов в произведении «Преступление и наказание»

Кроме перечисленных уже персонажей на страницах «Преступления и наказания» встречаются герои, которым Достоевский уделил гораздо меньше внимания. Но они тоже важны в развитии сюжета и даже, читая краткое содержание романа, не лишним будет знать об их существовании:

Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»

Фёдор Михайлович Достоевский задумал свой роман, отбывая наказание на каторге в 1859 году. «Преступление и наказание» должен был стать исповедью автора, но в процессе семилетнего написания рукописи основная идея заметно переменилась. Роман полифоничен и многолик, личности каждого из основных героев индивидуальны и неповторимы.

Произведение написано в реалистическом направлении, в жанре социально-психологического философского романа. Автор словно находится среди своих героев, не возвышаясь над ними мечом правосудия, а исповедуя их, с пониманием относясь к их непростым жизненным ситуациям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *