О чем произведение петербургские повести
Краткое содержание Гоголь Петербургские повести
Это сборник из 7 повестей, ниже вы найдете краткий пересказ входящих в него рассказов:
Невский проспект
Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.
Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)
Асессор Ковалёв проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки подать объявления в газеты о пропаже ни к чему не привели, пристав тоже не обратил на его заявление никакого внимания. Грустно бродя по улице, Ковалёв видит свой нос, разгуливающий в дорогой шинели. Робея от нелепой ситуации, мужчина уговаривает нос вернуться на своё законное место, но тот делает вид, что не понимает, о чём речь. Прошло еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалёва вернуть себе нос. Одним добрым утром мужчина просыпается и понимает, что нос вновь на его лице. (Подробнее)
Портрет
Чартков – бедный художник, на последние деньги купивший приглянувшийся портрет старика. Хозяин комнаты требует расплатиться за жильё, но денег у него совсем не осталось. Тогда хозяин начинает осматривать портрет, прикидывая, можно ли взять его в качестве уплаты долга. Внезапно из рамы портрета вылетает мешочек с деньгами. Радости Чарткова нет предела: он тут же снимает новую роскошную квартиру, покупает себе модные наряды и подаёт объявление, что пишет портреты на заказ. Очень быстро он становится модным художником. Прошло несколько лет, и Чартков понимает, что он утратил весь свой талант, став простым ремесленником. От осознания своего падения, он заболел чахоткой и вскоре умер.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Петербургские повести. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Холод сковал ночную землю и в нем едва слышен говор просыпающихся ручьев. Убог и сиротлив вид кругом, словно все задавлено невидимой кабалой.
Опера про Симона Бокканегру состоит из пролога и 3 действий. Главным персонажем считается плебей и дож Генуи Симон Бокканегра. История начинается в Генуе в доме семьи Гримальди в середине 14 столетия.
В ноябре 10 числа, а по старому календарю 23, в городке Ирпень, находящемуся неподалеку от Киева, родился и вырос мальчик по имени Коля. А фамилия у него была Носов.
Произведение «По следам оленя», созданное канадским писателем Эрнестом Сетон-Томпсоном, рассказывает об охотнике по имени Ян.
«Петербургские повести» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя
Описание книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
В некоторых из этих повестей описаны поистине фантастические происшествия, случившиеся в Петербурге, где, казалось бы, жизнь течёт по навек установленному порядку.
Главные герои
Повесть «Невский проспект»
Повесть «Нос»
Повесть «Портрет»
Повесть «Шинель»
Повесть «Записки сумасшедшего»
Темы и идея произведения
Основная тема цикла повестей «Петербургские повести» — нелёгкая судьба «маленького человека» в большом городе. Также раскрыты следующие темы: чинопочитание, одиночество, соблазн деньгами.
Основная мысль (идея) цикла повестей «Петербургские повести»: в обществе, где люди делятся на богатых и бедных, на власть имущих и на беззащитных, трудно оставаться самодостаточной, независимой личностью.
Повесть «Невский проспект». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Художник Пискарёв и его приятель поручик Пирогов, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух хорошеньких девушек. Художник пошёл за брюнеткой, чтобы узнать, где живёт эта девушка, поразившая его красотой. А поручик стал догонять блондинку.
Прекрасная брюнетка дала знак Пирогову идти за ней и привела его в квартиру, где было несколько женщин. Художник понял, что это гнездо разврата и бросился вон.
Во сне он увидел, что незнакомка блистает в светском обществе. С той поры по-настоящему Пискарёв жил только во сне, где видел, будто эта красавица стала его женой.
Художник решил спасти незнакомку из гнезда разврата. Придя туда, он предложил девушке стать его женой и трудиться, чтобы иметь средства на жизнь. Но красавица презирала труд и не желала заниматься рукоделием и шитьём. Разочаровавшись в любимой, художник пришёл домой и перерезал себе горло.
Далее повествуется о любовном приключении поручика Пирогова. Преследуемая им блондинка была женой жестянщика Шиллера. Узнав от неё, что по воскресеньям её мужа дома не бывает, поручик в воскресный день пришёл к ней и предложил потанцевать. Хотя вернувшийся муж блондинки и двое его приятелей побили Пирогова, он провёл остаток дня очень приятно, посетив светский вечер, где с успехом танцевал мазурку.
Более подробно о повести «Невский проспект» можно прочитать здесь.
Повесть «Нос». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Однажды цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе, испечённом его женой, нос. Он признал в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого обычно брил по средам и воскресеньям. Цирюльник, опасаясь, что полицейские найдут нос Ковалёва у него, бросил эту опасную находку в реку.
Платон Кузьмич Ковалёв, проснувшись, не заметил исчезновение своего носа. Только взглянув в зеркало, он обнаружил на месте носа гладкое место.
Удручённый чиновник направился к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже. По дороге он заметил, что из кареты выскочил и вошёл в один дом господин в мундире и при шпаге. С ужасом Ковалёв узнал в нём собственный нос, который, судя по шляпе, был статским советником. Когда этот господин вышел из дома и уехал в карете, Ковалёв что есть духу помчался за каретой.
В Казанском соборе нос стал молиться. Ковалёв робко стал просить его вернуться на своё место. Нос заявил, что не понимает, что нужно от него, и, когда Ковалёв отвлёкся, господин воспользовался этим и ускользнул.
Не удалось Ковалёву получить помощь ни в редакции газеты (там отказались дать объявление о пропаже носа), ни у частного пристава (тот заявил, что нос не оторвут у честного человека).
Вернул Ковалёву нос полицейский, сообщив, что его поймали с фальшивым паспортом по дороге в Ригу. Ковалёв не смог прилепить нос на его место, у доктора тоже это не получилось, но однажды нос оказался там, где ему следует быть, и его хозяин снова стал доволен собою и зажил, как прежде.
Более подробно о повести «Нос» можно прочитать здесь.
Повесть «Портрет». Краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)
Бедный молодой художник Чартков в лавочке купил портрет старика. Глаза изображённого старика были словно живые. Художник во сне увидел, что старик вылез из рамы, вынул из мешка свёртки с надписью «100 червонцев», затем снова сложил их в мешок и вернулся на место.
Утром хозяин квартиры привёл к Чарткову квартального надзирателя, так как художник не платил за квартиру. Надзиратель предложил Чарткову дать хозяину вместо денег этот портрет, взял его, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонцев». Чартков так быстро и ловко поднял его, что полицейский не заметил упавший свёрток.
Художник на эти деньги смог нанять богатую квартиру, скоро стал модным живописцем, но однажды, увидев прекрасную картину своего прежнего приятеля, понял, что свой талант растратил. Он стал рассматривать свои прежние картины, случайно наткнулся на купленный когда-то портрет и испугался страшных глаз старика. С того дня он стал, завидуя талантливым живописцам, покупать их картины и уничтожать эти прекрасные произведения. В конце концов, Чартков сошёл с ума и умер.
Далее повествуется о том, как появился портрет старика.
У одного художника старый ростовщик заказал свой портрет, тот начал его писать, а на следующий день узнал, что заказчик умер.
С той поры в душе художника поселилась тревога и зависть, а в его картине, которую заказала церковь, у всех изображённых людей были страшные глаза ростовщика. Художник решил сжечь портрет старика, но его товарищ попросил отдать портрет ему, и после этого художник стал спокойнее и добрее.
А приятель, ставший обладателем портрета, стал беспокойным, тревожным, но когда он отдал портрет другому человеку, к нему вернулось спокойствие. С той поры стал портрет переходить к разным людям.
Художник, написавший его, постригся в монахи, стал отшельником и написал прекрасную картину для церкви. Своему сыну он завещал, чтобы хранил свою душу чистой, а если увидит где-нибудь портрет ростовщика, уничтожил его.
Сын увидел этот портрет на аукционе, рассказал историю его создания и заявил, что имеет на него права больше других покупателей. Но, пока все слушали историю о портрете, его кто-то украл.
Более подробно о повести «Портрет» можно прочитать здесь.
Повесть «Шинель». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Повествование ведётся от первого лица, в намеренно косноязычной сказовой манере, которая сочетается с патетическими монологами автора. Сюжет повести очень прост — это рассказ о жизни «маленького человека», бедного мелкого чиновника.
Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин служил в департаменте, получал очень маленькое жалование, но работу свою любил. Работа же заключалась в переписывании деловых бумаг.
Шинель чиновника была так стара, что портной не стал её чинить, а посоветовал купить новую. В жизни Башмачкина появляется мечта — новая шинель, и ради её осуществления он начинает экономить деньги. Когда, наконец, шинель была сшита, Акакий Акакиевич был совершенно счастлив.
В этот день сослуживцы пригласили его вместе с ними отпраздновать именины одного из них. Когда вечером Башмачкин возвращался домой, с него грабители сняли шинель.
Несчастный чиновник заявил частному приставу о грабеже, но это оказалось бесполезно. Тогда сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но оно накричало на Акакия Акакиевича так, что он ничего уже не помнил от страха. Был сильный мороз, и Башмачкин, идя от «значительного лица», простудился, ведь старая шинель уже не защищала от холода. Бедный чиновник, удручённый своим горем, выздороветь не смог и умер.
С той поры в Петербурге появились слухи о мертвеце, который по ночам снимает с людей шинели. Эти грабежи прекратились только после того, как мертвец сорвал генеральскую шинель с «одного значительного лица». «Дух» мёртвого Башмачкина успокоился, видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».
Более подробно о повести «Шинель» можно прочитать здесь.
Повесть «Записки сумасшедшего». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
42-летний мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин ведёт дневник. Записи начинаются с 3 октября, после 8 декабря даты проставлены очень странные, например, «январь того же года, случившийся после февраля».
Из записей героя читатель узнаёт, чем он занимается на службе: работает с бумагами (пересматривает их и сверяет), а по средам сидит в кабинете директора департамента, чинит ему перья и выполняет различные мелкие директорские поручения.
Придя домой, Аксентий Иванович часто, лёжа на кровати, предаётся мечтам и различным рассуждениям. Иногда он переписывает себе сентиментальные стихи, любит читать в газетах о светских балах и смотреть водевили в театре.
Аксентий Иванович городится своим благородным происхождением, но удручён тем, что беден и что имеет низкий чин титулярного советника. Поприщин презирает лакеев и хочет быть поближе к высокопоставленным особам.
Однажды он решил захватить письма Меджи, собачки директорской дочери, написанные другой собачке, Фидель (об их переписке он узнал из их разговора на прогулке). Из этих писем чиновник хотел узнать о жизни дочки директора, в которую был влюблён.
Проникнув в квартиру, где жила собачка Фидель, он похитил связку маленьких бумаг. В письмах Меджи к Фидель Аксентий Иванович прочёл, что дочка директора Софи любит камер-юнкера Теплова и что ей смешон чиновник, который чинит перья для её отца. Взбешённый Поприщин изорвал в клочки эти письма.
Прочтя в газете, что в Испании упразднили престол, Аксентий Иванович понял, что он — испанский король. Он перестал ходить на службу, ожидал депутатов из Испании, а свои дневниковые записи стал датировать очень странно. Попав в сумасшедший дом, чиновник решил, что это Испания и удивлялся испанским обычаям, по которым короля обрили налысо, били палкой и лили ему на голову воду.
Более подробно о повести «Записки сумасшедшего» можно прочитать здесь.
Краткое содержание «Петербургские повести»
Всего получено оценок: 120.
О произведении
Сборник «Петербургские повести» Гоголя представляет собой цикл из пяти повестей, объединённых общим местом действия — Петербургом. Во всех произведениях автор поднимает тему «маленького человека» — убогого, нищего, отверженного обществом.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петербургские повести» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
«Невский проспект»
Двое приятелей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, отправились на прогулку по Невскому проспекту, чтобы невинно пофлиртовать с девушками. Пирогову понравилась очаровательная блондинка, и он, « уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться », отправился за ней попытать счастья.
Ранимого и чувствительного Пискарёва зацепила утончённая красота брюнетки в дорогом плаще. Он был уверен, что незнакомка — знатная дама, но на деле та оказалась проституткой. Девушка была чудо как хороша: « она была свежа; ей было только семнадцать лет; видно было, что ещё недавно настигнул её ужасный разврат », Пискарёв был глубоко разочарован.
Вернувшись домой, художник не переставал думать о красавице. Ему было больно осознавать, что такая неземная, чистая красота могла оказаться во власти разврата. Когда Пискарёв уснул, ему привиделось, будто брюнетка на самом деле была не проституткой, а знатной дамой с таинственным прошлым.
Когда Пискарёв увидел сон, в котором незнакомка предстала в образе его жены, он отправился в тот самый дом и сделал ей предложение. Художник хотел совершить благородный поступок: подарить падшей женщине честную жизнь и одновременно вернуть « миру прекраснейшее его украшение », однако девушка решительно отказала ему. Она не собиралась выходить замуж за бедняка, чтобы тяжело работать и прозябать в нищете.
Тем временем Пирогов, отправившийся за блондинкой, узнал, что она была немкой, женой немца-жестянщика Шиллера. На следующий день поручик заказал у Шиллера шпоры и принялся регулярно наведываться в мастерскую, заигрывая по возможности с его белокурой супругой.
« Жена Шиллера при всей миловидности своей была очень глупа » и не поняла намёков Пирогова. Тогда он, улучив момент, стал распускать руки. За этим занятием его застал пьяный Шиллер с двумя своими приятелями и изрядно поколотил любвеобильного поручика. Пирогов хотел было жестоко отомстить обидчику, но уже к вечеру того дня отошёл и совершенно позабыл об этом досадном происшествии.
Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаружил за завтраком в хлебе чей-то нос и очень испугался: « нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую середу и воскресенье ».
Желая поскорее избавиться от страшной находки, он поспешил к набережной — « не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву? ». Швырнув в реку тряпку с носом, цирюльник облегчённо вздохнул. Вскоре возле него появился квартальный надзиратель и принялся строго допрашивать о случившемся. Что произошло вслед за этим допросом, « решительно ничего не известно ».
Тем же утром майор Ковалёв, глядя на себя в зеркало, « к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место ». Он решил заявить о пропаже носа и « полетел прямо к обер-полицмейстеру ».
Неожиданно Ковалёв увидел свой нос в богатом мундире высокопоставленного чиновника. Бедняга не знал, что и думать: его собственный « нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире ». Ковалёв потребовал у носа, чтобы тот вернулся на своё законное место, но тот сделал вид, что ничего не понял, и поспешил скрыться.
К счастью, полицейский вовремя смог поймать нос, который « уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу », и вернуть его Ковалёву. Вот только нос ещё долгое время не хотел прирастать к лицу, чем доставил своему владельцу массу хлопот.
Между тем история с пропажей носа стремительно разошлась по Петербургу, « были чрезвычайно рады все светские, необходимые посетители раутов, любившие смешить дам ».
«Портрет»
В картинной лавке бедный художник Чартков за последние гроши приобрёл поразивший его портрет, на котором был изображён « старик с лицом бронзового цвета, скуластым, чахлым ».
Самой выразительной частью лица старика были тёмные, пронзительные глаза, которые, казалось, были живыми. Ночью Чарткову привиделось, будто старик ожил и принялся пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Художнику удалось забрать один из свёртков, и на эти деньги он решил заняться совершенствованием своего мастерства.
Чартков приоделся, снял приличную квартиру и стал модным в городе портретистом. В погоне за славой и деньгами он растерял свой талант, поскольку писал портреты в угоду заказчику.
Художник попытался было вернуть утраченные им способности, но « кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер ». Осознав своё ничтожество, Чартков люто возненавидел талантливых мастеров. Он скупал самые прекрасные картины, чтобы дома уничтожать их. От зависти и ненависти рассудок Чарткова помутился, и он скоропостижно скончался от припадков бешенства.
Впоследствии стало известно, что злосчастный портрет старика с пронзительными, живыми глазами написал художник-самоучка. Ему позировал жадный, злобный ростовщик, деньги которого вызывали в людях самые отвратительные порывы. После смерти ростовщика его душа поселилась в портрете, который сводил с ума всех владельцев.
«Записки сумасшедшего»
Дождливым осенним днём мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин отправился, как обычно, в департамент. По дороге он встретил юную дочку директора департамента, которая пленила сердце скромного чиновника. Рядом с девушкой шла её маленькая собачка Меджи. Неожиданно Поприщин понял, что слышит разговор Меджи и собачки Фидель, которые обсуждали последние новости.
На следующий день дочь директора пришла навестить отца в департамент. При виде её Поприщин потерял дар речи. Когда девушка случайно уронила платок, он « кинулся со всех ног, подскользнулся на проклятом паркете и чуть-чуть не расклеил носа ».
Чувство Поприщина к директорской дочке не осталось незамеченным, и начальник отделения отчитал его за дерзкие мечты: « ведь ты нуль, более ничего ». Но счастливый Поприщин не обращал никакого внимания на его слова, куда большей проблемой для него была его бедность: « достатков нет — вот беда ».
Оказавшись в доме директора по делам службы, Поприщин попытался заговорить с Меджи, но та лишь « поджала хвост, съёжилась вдвое ». Заметив изорванную в клочки бумагу, он решил, что это переписка Меджи и Фидель. Из неё влюблённый узнал, что директорскую дочку зовут Софи и она собиралась выйти замуж за камер-юнкера Теплова, а над ним открыто смеялась.
Любовные переживания настолько сильно истощили Поприщина, что он стал считать себя королём Испании. Он перестал вставать в присутствии директора, а на документах стал ставить подпись «Фердинанд VIII». Когда же Поприщин проник в директорский дом и сильно испугал Софи своим поведением, его забрали в сумасшедший дом.
«Шинель»
Преклонных лет чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю свою жизнь прослужил в департаменте на одной должности, все считали, что он « родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове ». В департаменте его никто не уважал, а начальники « поступали с ним как-то холодно-деспотически ».
Когда Башмачкин обнаружил, что его старая шинель совсем протёрлась и не подлежала починке, он очень расстроился. Чтобы насобирать нужную сумму, он решил « изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее…, чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток; как можно реже отдавать прачке мыть бельё ».
Спустя полгода всяческих лишений Башмакин накопил деньги и пошил новую шинель. Вот только радовался долгожданной обновке чиновник совсем недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.
В полиции даже не попытались помочь несчастному чиновнику. Он обратился за помощью к генералу, но был с криком изгнан вон. В расстроенных чувствах Башмачкин кинулся на улицу, где бушевала метель. На следующий день он « весь распух и слёг в постель », а вскоре скончался от горячки.
Вскоре после смерти чиновника по Петербургу поползли слухи, будто его призрак бродил по городу и снимал с прохожих шинели.
Заключение
В цикле «Петербургские повести» автор поднимает проблему «маленького человека», который неизбежно становится жертвой произвола властей или суровых жизненных обстоятельств. Оказавшись один на один со своим горем, такой человек не может рассчитывать на чью-либо помощь или простое участие, он обречён.
После ознакомления с кратким пересказом «Петербургские повести» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сборнику
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.
Содержание сборника «Петербургские повести»
В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
История создания сборника «Петербургские повести»
Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».
Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».
Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».
Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Краткое содержание
«Невский проспект»
История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.
«Портрет»
К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.
Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко
С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…
«Нос»
Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.
На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.
«Шинель»
Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»
Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.
«Записки сумасшедшего»
Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.