О чем произведение паустовского теплый хлеб
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Название: «Тёплый хлеб»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: влияние людей на мир вокруг.
Число страниц: 13
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ об угрюмом и злом мальчике Фильке, он никого не жалел, обидел и деревенского раненного коня. После этого начался лютый мороз, который получилось растопить только Филькиным трудолюбием и добротой.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравились эпизоды, когда ни бабушка, ни Панкрат не стали ругать мальчика Фильку, а серьёзно с ним поговорили, попытались все объяснить. Им удалось достучаться до его сердца без наказания и криков.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Без людей и взаимопомощи не прожить, не только людям нужна наша доброта, но и всей природе, каждому живому существу.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что важно быть добрым и внимательным, ведь наши слова влияют на мир вокруг. От злости плохо всем, а от ласкового слова, взаимопомощи – мир становится светлее. А ещё учит нас, что всегда есть шанс исправиться, попросить прощения, главное не бояться.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился рассказ, потому что он похож на сказку. Автор смог показать, что станет с миром вокруг, если в нём не останется доброты и сострадания. Мне понравилось, что мальчик Филька начал исправляться, думаю, он стал таким угрюмым и злым не по своей вине, ведь где его родители, что с ними стало, мы не знаем, почему-то же их нет рядом, только бабушка. Но у мальчика появился шанс поменяться, и это радостно.
Новые слова и выражения:
Околица – изгородь вокруг деревни.
Ботва – листья корнеплодов.
Пешни – тяжёлый лом, чтобы рубить лёд, мёрзлую землю.
Треух – зимний головной убор.
Пословицы к произведению:
Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.
Доброе слово лечи, а злое калечит.
Бедного обижать – себе добра не желать.
Мир строит, а война разрушает.
Название произведения | Теплый хлеб |
---|---|
Автор | Константин Георгиевич Паустовский |
Жанр | Повесть |
Год написания | 1954 |
Главные герои
Сюжет произведения
Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.
Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.
В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.
Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.
Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки. Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.
Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.
Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.
Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.
За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.
К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню. Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал. Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку. Так примирились искалеченный конь и мальчик.