О чем приключения шурика
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (фильм)
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (фильм)
Операция „Ы“ и другие приключения Шурика | |
Жанр | |
---|---|
«Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика» — комедийный художественный фильм Леонида Гайдая. Фильм имел большой успех, был лидером проката в СССР в 1965 году. Его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В 1965 году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз «Серебряный дракон Вавеля».
Сюжет фильма составлен из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение», «Операция „Ы“». Все три новеллы объединены фигурой главного героя — забавного и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская Пленница». «Операция Ы» также задействует комических антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого из короткометражных фильмов Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», вместе с которыми образует трилогию.
Содержание
Процесс создания
Подготовка к съёмкам
После успеха своего предыдущего фильма «Деловые люди» Леонид Гайдай решает снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. Из множества вариантов он выбирает сценарий кинокомедии, под названием «Несерьёзные истории» написаный двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Первоначальный вариант состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков — интеллигент-очкарик, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. В первой новелле студент перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй Владик устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт единственного сына родителей — оболтуса Илюшу.
25 марта 1964 года во Втором творческом объединении киностудии «Мосфильм» был одобрен литературный сценарий «Несерьёзных историй» и дано «добро» на его запуск в режиссёрскую разработку. Гайдай, вместе с авторами сценария, начинает его переработку. В результате сюжет новелл изменился и приобрёл основу, знакомую по фильму. В первой новелле («Напарник») Владик перевоспитывает тунеядца «пятнадцатисуточника» на стройке, во второй («Весеннее наваждение») — во время экзаменационной сессии влюбляется в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки»). Поскольку двух новелл для полнометражного фильма было недостаточно, было принято решение придумать третью. Гайдай решает скрестить в ней нового героя — Владика с троицей «Трус, Балбес и Бывалый». После месяца напряжённой работы на свет явилась новелла «Операция «Ы», в которой Владику предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.
С 1 июня 1964 года начались кинопробы актёров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя — студента Владика. Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были: Олег Видов, Всеволод Абдулов, Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев. Велись переговоры с Андреем Мироновым. В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался. Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправляется 11 июля в Ленинград на личные переговоры. Оба остались довольны друг другом. Актёр потом вспоминал: «Я как прочёл сценарий «Операции „Ы“», понял, что фильм обречён на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».
Носик сыграл в фильме эпизодическую роль студента на экзамене. [1]
Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу.
После фильмов «Пёс Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Гайдай прекратил творческое сотрудничество с Никитой Богословским. С фильма «Операция „Ы“…» началась совместная работа с Александром Зацепиным (тогда ещё малоизвестным композитором). Впоследствии ни один известный фильм Гайдая не обходился без музыки и песен Зацепина.
Съёмки картины
Фильм снимался в Ленинграде, в павильонах киностудии Мосфильм, в районе Свиблово и в районе МГУ (Москва), а также в Одессе.
Многие гэги были придуманы во время съёмок самими актёрами. Так, Юрий Никулин придумал сцену, где Шурик «ранит» Балбеса рапирой и из его груди хлещет «кровь» — красное вино. Сцена с щёлкающим зубами скелетом была импровизацией Никулина.
Новеллы
Напарник
Сюжет
Идёт сильнейший ливень. Шурик дожидается автобуса на остановке. Он так стремится помочь всем и каждому попасть в автобус, что сам остается на улице, пропускает первый автобус, второй. Вот наконец он в автобусе (ЗИЛ-158В). На одном из сидений автобуса развалился верзила-хам (Алексей Смирнов). Свою авоську с пустыми бутылками он поставил на соседнее сиденье. Из содержимого его авоськи легко сделать вывод, что он не прочь выпить. Пассажиры ему делают замечания, ведь рядом стоит беременная женщина (Валентина Березуцкая), но верзила отделывается циничной шуткой. Тогда Шурик идёт на хитрость: надев тёмные очки, он изображает слепого, а слепому хулиган всё-таки уступает место, занятое до того бутылками. Освободившееся место Шурик тут же уступает женщине. Увидев, что Шурик снял очки и он вовсе не слепой, хулиган Федя лезет в драку. В результате вмешательства милиции и бдительных пассажиров автобуса, хулиган Федя был приведён в милицию и приговорён к 15 суткам административного ареста. Проверив документы у Шурика, его отпускают из милиции. Раннее утро. В милиции идёт распределение пятнадцатисуточников по рабочим местам: перед нами строй из хулиганов, тунеядцев, стиляг, разгильдяев и пьяниц. По иронии судьбы, Федя был направлен работать на ту же стройку, где подрабатывал Шурик в свободное от учёбы в политехническом институте время.
Прораб объекта Пал Степаныч (Михаил Пуговкин) подробно рассказывает верзиле о стройке, проводя экскурсию по строительной площадке. А затем, ставит верзилу работать в паре с Шуриком. Хулиган Федя сразу же начал замышлять месть Шурику — ведь именно из-за него он очутился в милиции. Шурик же не без оснований опасался напарника. Первоначально Федя увидев, что Шурик нырнул в пролом в стене попытался быстро заложить этот пролом кирпичом, замуровать Шурика заживо. Однако Шурик просто вышел с другой стороны — план мести не сработал. Федя всячески отлынивает от работы и наконец просто ложится спать. Прораб, увидев это, пытается силой убеждения поднять Федю и заставить работать, но ему это не удаётся.
Наступило время обеда. На стройку пятнадцатисуточникам привезли обед. Суровый милиционер (Владимир Басов) и повар (Виктор Уральский) привезли Феде обед из двух блюд (суп на первое и шашлык на второе) и компот. Впрочем компот Федя пить не стал, он сделал из него коктейль — напополам разбавив водочкой из чекушки (которая у него каким-то непонятным образом оказалась) и выпив этот коктейль через соломинку. Шурик же обошёлся кефиром и батоном. Плотно поев, Федя ложится спать. Шурику всё меньше нравится тунеядство Феди и он решает его проучить. Выждав момент, он хлопает туго свёрнутой газетой дремлющего Федю по лицу. Тот вскакивает, но Шурик предъявляет ему якобы убитую им муху. Федя успокаивается, даже хвалит Шурика: Молодец!. Увидев ос, летающих над Федей, Шурик вновь повторяет серию ударов газетой. На этот раз они оба понимают, что назрела необходимость окончательно разобраться. Начинается погоня Феди за Шуриком по стройплощадке. Парочка бегает по всем этажам, бросает друг в друга тяжёлые и не очень предметы, использует даже строительную технику (бульдозер). В конце концов Шурик попадает в лицо Феде известковым тестом. Федя идёт мыться в душевую. Выйдя из душа он не обнаруживает своей одежды — её похитил Шурик. Федя, обвязавшись мочалом, выскакивает из душевой и вновь бросается в погоню за Шуриком. Он пробегает через облако дыма от горящего битума, а Шурик набрасывает ему на шею гирлянду из электрических изоляторов. Федя, ставший в мгновение ока похожим на папуаса, гонится по пятам за Шуриком. Шурик вбегает в квартиру, где клеили обои, разбрасывает по полу несколько рулонов обоев, поливает всё это клейстером. Вбежавшему в комнату Феде он ставит подножку и заматывает его в огромный кокон из обоев, полностью его обездвижив. В результате всего случившегося самодовольный Федя был наказан — попросту выпорот вымоченными в воде прутьями.
В ролях
Цитаты
Наваждение
Сюжет
У студентов горячая пора — идёт экзаменационная сессия. Шурик ищет конспект лекций для подготовки к экзамену.
Зайдя в комнату общежития к сокурснику по прозвищу Дуб (Виктор Павлов) Шурик видит того в наушниках. На самом деле Дуб с приятелем Костей (Виктор Зозулин) придумали, как без зубрёжки и шпаргалок сдать экзамен с помощью радиопередатчика и приёмника, но Шурику секрета он не открывает, а говорит лишь, что слушает популярнейшего в те годы Вана Клиберна.
Бегая по двору университета в поисках конспекта, Шурик случайно увидел конспект по интересующему его предмету в руках у девушки с подружкой (потом окажется, что её зовут Лида, актриса Наталья Селезнёва), он неотступно следует за ними, читая лекцию через плечо Лиды и даже не осознавая, где он и что с ним. Погружена в конспект и сама Лида. Шурик садится следом за девушками в трамвай Татра. Из трамвая выходят только Шурик и Лида, несущая конспект, её подружка заснула и проехала нужную остановку. Так Шурик попадает в квартиру Лиды. И он, и она так увлечены подготовкой к экзаменам, что совершенно не замечают друг друга: Лида думает, что рядом её подруга, а Шурик вообще ни о чём не думает, кроме конспекта. Перекусив и отдохнув, не отрываясь от конспекта, парочка отправляется на сдачу экзамена.
Настаёт час экзамена. Ухищрения Дуба и Кости им не помогают: профессор, принимающий экзамен (Владимир Раутбарт), раскрывает их планы и незаметно включает принесённую с собой глушилку, вызывающую помехи на частоте передачи Кости. Кроме шума в наушнике Дуб не слышит ничего, экзамен провален… Видим мы и ещё одного горе-студента (Валерий Носик), который путает экзаменационные билеты с игральными картами, изрядно смутив профессора тем, что тот забыв где он находится, увлёкся предложением сыграть в привычную азартную игру. Незадачливый студент проваливается ещё на этапе вытягивания билета (результат — Перебор).
Шурик и Лида, учащиеся на паралельных потоках, экзамен сдают успешно. После сдачи Шурик отмечает «пятерку» у автомата с газировкой, выпивая пару стаканов и ещё пару выливая себе на голову. К нему подходит его друг. Тут Шурик замирает как столб: он увидел девушку-ангела, которая, как ему казалось плывёт. Он спрашивает у друга кто это, друг, оказывается, знает её и предлагает познакомить Шурика с Лидой.
Лида и Шурик не узнают друг друга. Шурик так смущён, что перепутал своё имя и первоначально назвался Петей. После знакомства Шурик провожает Лиду до дома. Все препятствия, которые были благополучно преодолены в состоянии «изучения конспекта» при совместном путешествии домой и обратно, в «обычном» состоянии потребовали приложения элементов мышления. У подъезда дома, где она живёт, их ждёт неприятный сюрприз: сложенные вещи переезжающего соседа (Георгий Георгиу) охраняет злая собака. Расхрабрившийся и сообразительный Шурик знает, как провести Лиду домой, он проводит комбинацию с кошкой в лифте, однако борьба со злобным псом стоила ему брюк. Лида вызывается зашить брюки Шурика, так он вновь оказывается у неё дома.
Шурику кажется, что он здесь уже был (слова дежавю в русском языке тогда еще практически не существовало). У Лиды возникает предположение, что Шурик обладает, как она полагает, даром предвидения или телепатии (по её словам, как Вольф Мессинг). Она тут же выдумывает проверку (найти плюшевого мишку). Проверку Шурик не проходит, вместо того, чтобы найти плюшевого мишку, он целует Лиду. Впрочем, Лиду проверка устроила…
В ролях
Цитаты
Операция «Ы»
Сюжет
Зима. Зареченский колхозный рынок. Народ торгует тем, что приносит подсобное хозяйство и товарами народных промыслов, а Балбес (Юрий Никулин) и Трус (Георгий Вицин) торгуют там же фарфоровыми кошечками, небольшими настенными ковриками, леденцами. К ним подходит их шеф — Бывалый (Евгений Моргунов) и даёт им указание сворачиваться, для них есть «дело».
У выхода из рынка, в том месте где они поставили свою инвалидную коляску (троица разъезжает на двухместной мотоколяске СМЗ С-3А) их ожидает шофёр фургона (Владимир Комаровский) недовольный тем, что перегорожена дорога. Бывалый с лёгкостью разворачивает мотоколяску в нужную сторону и троица уезжает.
Директор базы Петухов (Владимир Владиславский) проворовался, и, чтобы спастись от грядущей ревизии и отвратить от себя гнев правосудия, нанимает эту троицу для того, чтобы они инсценировали взлом склада и создали там видимость кражи. Троица внимательно выслушивает Петухова и соглашается на это «дело» только после торга. Сговорились за «операцию Ы» (название успел придумать Балбес) по 330 рублей каждому.
Ночь, метель. Трус подходит к сторожу, пытается усыпить его платочком смоченным в хлороформе, Балбес пытается открыть двери склада… Неожиданно всё прерывается окриком Петухова. Оказывается Петухов для того, чтобы у троицы всё получилось с кражей, устроил тренировку использовав для этого свой собственный сарай. Он очень недоволен усердием тренируемых преступников и заставляет их вновь и вновь тренироваться.
Тренировка закончена, преступники ожидают «на базе» похода на дело. Балбес играет на гитаре (исполняя песню «Постой, паровоз») а затем тренируется с фомкой, Трус тренируется с платочком усыплять сторожа, Бывалый работает с боксёрской грушей. Отдых закончен, перед выходом на дело троица выпивает за успех операции, но не водку или вино, а кефир.
К несчастью для них, в день «ограбления века» обычно охранявшую склад бабушку — «божий одуванчик» (Мария Кравчуновская) — подменил снимавший у неё комнату студент Шурик, который так и не смог уследить за внучкой бабушки.
Кульминация новеллы — «битва за склад», в ходе которой Шурик и трое его противников используют самые разные подручные средства — шпаги, музыкальные инструменты и т. д. В конце концов на склад прибегает бабушка — «божий одуванчик» и связывает заснувших от хлороформа «расхитителей социалистической собственности».
«Операция Ы» в деталях
Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика
Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»
: «Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с «родной», но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово «Булочная» на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей «падающей» колокольней.
Пейзаж второй: драка в автобусе
Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.
Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка «Проблемы кибернетики».
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.
Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции
Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон. Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой «Хочу на Луну» на модную тогда космическую тематику…
Пейзаж четвертый: стройка
Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.
Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях «нашего СМУ», мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).
Пейзаж пятый: панорама Свиблово
Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки. Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.
Пейзаж шестой: внутри строящегося дома
Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне «Мосфильма». Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, «разъяснительной работой», также сняты на Мосфильме.
Пейзаж седьмой: носилки
Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.
Пейзаж восьмой: доставка еды
Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.
Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода херукции дедукции.
Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные «столичной» керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.
Пейзаж десятый: погоня
Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.
Одесса. Перед началом погони
Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова
Одесса. Балконы
Свиблово. Балконы
Мосфильм. Лестница
Свиблово. Прыжок в битум
Одесса. В битуме
Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова
Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова
Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова
Одесса. Труба
В «погоне» задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.
Эпизод с душевой и «туземцем» снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.
Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.
Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.
Пейзаж первый: «Политехнический институт»
Этот пейзаж кинематографисты «слепили» из нескольких, снятых в совершенно разных местах.
Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.
«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии.
Пейзаж второй: трамвай
Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.
Пейзаж четвертый: пешеходный переход
В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.
Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.
Пейзаж пятый: толпа с книгами
Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.
Пейзаж шестой: дом Лиды
Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.
Съемки происходили на Тишинском рынке.
В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».
Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».
Пейзаж третий: окрестности склада
Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии. Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.
Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:
Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.
К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века. Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото). Перед нам вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).
Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.
И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.