О чем предупреждают 12 красногвардейцев безоружных людей поэма
Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»
Вопросы по 1-й главе.
Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?
Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.
Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.
Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).
Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.
Вопросы ко 2-й и З-й главам.
Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?
Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь —
В кондовую.
В избяную,
В толстозадую!
Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего
начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).
Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.
Вопросы к 4-6-й главам.
Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?
С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.
Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя
пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в
Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».
Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение
Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.
Вопросы к 7-8-й главам.
Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?
Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил …
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил …
— Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча … ах!
Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».
Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»
Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.
Вопросы к 9-й главе.
Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему
возникает образ пса?
Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.
Вопросы к 10-12-й главам.
Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?
Разгулявшаяся вьюга возвращает читателя к стихии природы. Твёрже становится поступь двенадцати, что передано в ритмике стиха, напоминающего чёткий шаг: «В очи бьётся красный флаг. Раздаётся мерный шаг». Но идут они «без имени святого», так как готовы убивать: «Трах-тах-тах! — И только эхо откликается в домах … » Движение стихии истории направлено вперёд. Позади остаётся пёс — символ старого мира. Впереди — невидимый Иисус Христос.
Явление Христа напоминает нам о нравственном очищении Петрухи, служит олицетворённым символом всеобщего обновления жизни, прихода Духа Музыки. Для Блока революция — это явление не столько социальное, сколько нравственно-психологическое, связанное с духовной жизнью человека.
Почему поэма имеет такое название? Как оно отразилось в композиции произведения?
Двенадцать красноармейцев вызывают разные ассоциации. Двенадцать апостолов несли в мир учение Христа. Двенадцать разбойников — герои «Легенды О двух великих грешниках» (поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В ней повествуется о правоте народного мщения: Бог снимает с Кудеяра грех невинной крови не только за убийство ещё более грешного, но за искреннее покаяние и муки проснувшейся совести.
Замысел поэмы отразился и в композиции: в «Двенадцати» — 12 глав. Единство формы и содержания делает поэму целостным поэтическим полотном, в котором отражён отклик души поэта на стихию революции.
Поэма Блока «Двенадцать». Краткое содержание и анализ
«Двенадцать» – поэма Александра Блока. Полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание. Анализ произведения: тема, герои, революция в поэме Блока.
«Двенадцать» — революционная поэма Александра Блока, написанная в 1918 году. В ней рассказывается, как красногвардейский патруль из 12 человек на улицах Петрограда убивает бывшую возлюбленную одного из бойцов. В конце показано, как впереди отряда движется Иисус Христос с красным флагом.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
Зимний вечер в революционном Петрограде. Ветер и снег. По улице шагают двенадцать человек с винтовками — революционный патруль красногвардейцев.
Иллюстрация Юрия Анненкова
Бойцы обсуждают Ваньку, который «был наш, а стал солдат» и теперь сидит с Катькой в кабаке. В Катьку был влюблён один из красногвардейцев, Петруха.
Иллюстрация Юрия Анненкова
Иллюстрация Юрия Анненкова
Двенадцать патрульных шагают дальше. Петруха, убивший Катьку, горюет: «Эту девку я любил». Товарищи подбадривают его: «Что ты, Петька, баба, что ль?»
Иллюстрация Юрия Анненкова
Так они и идут дальше. Позади уличный пес, а впереди — Иисус Христос «с кровавым флагом» и «в белом венчике из роз».
Анализ и восприятие поэмы
Тема поэмы — революция. В 1917 году Александр Блок был очарован революционной романтикой, призывал «слушать музыку революции». В «Двенадцати» звучит именно эта музыка: не всегда понятная, порой страшная и отталкивающая, но всё-таки завораживающая.
Герои произведения — красногвардейцы, люди совершенно не героические. Речью и поведением они больше напоминают уголовников, чем «рыцарей революции». И они действительно оказываются убийцами: кульминация поэмы — момент, когда патрульные походя расстреливают девушку. Финал, где во главе отряда идёт Иисус с красным знаменем, на этом фоне выглядит инородно и загадочно.
«Сегодня я — гений», — записал Блок, закончив «Двенадцать». Однако многие современники не разделили этой оценки и осудили поэму, посчитав, что автор воспевает жестокости большевиков. Иван Бунин, к примеру, говорил про «Двенадцать»: «Патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц».
Однако «Двенадцать» вряд ли возможно назвать гимном революции. В поэме нет ни героического пафоса, ни революционной романтики, ни положительных героев. Стиль поэмы — во многом иронический. По выражению критика Виктора Шкловского, «частушечный» и даже «блатной». Это никак не похоже на пропаганду революционных идей и оправдание красного террора.
«Двенадцать» — парадоксальная поэма. Пытаясь осмыслить революцию, Блок не прославляет и не проклинает её, изображая происходящее со смесью юмора и ужаса.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Что видеть в этих строках — злую издёвку или искреннюю революционную романтику — каждый читатель решает для себя сам. Вероятнее всего, обе эти трактовки — неоправданное упрощение. Сам Блок говорил об этом так: «Те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».
«Двенадцать» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. А. Блока
Краткие сведения о произведении
Поэма делится на 12 глав и имеет зеркальную композицию. В этом произведении объединены в художественное целое почти самостоятельные стихи.
В поэме автор показал революционный Петербург. Время действия — зима 1917–1918 года.
Главные герои поэмы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Завязкой сюжета служит первая глава — поэт описывает улицы Петербурга зимой 1917–1918 годов и даёт несколько кратких и ёмких портретов прохожих — представителей старого мира.
По заснеженным улицам идёт патруль — отряд красногвардейцев. Их 12 человек. Они обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил дело революции ради разгульной жизни и сошёлся с проституткой Катькой.
Держа революционный шаг, патруль идёт дальше. За красногвардейцами увязывается бездомный пёс и плетётся сзади них.
Патруль вдали заметил неясную фигуру — впереди него шёл Иисус Христос.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
Поэма начинается с резкого противопоставления: «Чёрный вечер. Белый снег». Далее все действие поэмы развёртываются на фоне разгулявшейся природной стихии: ветра, метели.
На улицах революционного города — ветер, от которого «на ногах не стоит человек».
Увидев огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», старушка горюет, что ребята разуты, раздеты, что лучше бы из такого лоскута материи наделать для них портянки.
На перекрёстке стоит буржуй, спрятавший от мороза нос в воротник.
Идёт кто-то и говорит вполголоса, что погибла Россия — это, наверно, писатель-вития.
Далее идёт сторонкой поп, он невесел, так как для него настало тяжёлое время.
«Барыня в каракуле» говорит другой: «Уж мы плакали, плакали…» — затем поскользнулась и упала.
Ветер доносит отдельные фразы прохожих о собраниях. Улица опустела, виден один ссутулившийся бродяга да слышен свист ветра.
Глава 2
В этой главе на фоне разгулявшегося ветра и порхающего снега представлен коллективный образ красногвардейцев — защитников новой жизни.
Участники красногвардейского патруля разговаривают о том, что их бывший товарищ Ванька разбогател и сейчас пирует в кабаке с Катькой.
Из уст красногвардейцев слышатся революционные лозунги:
«Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!»
Глава 3
Эта глава отличается интонацией разбитной частушки. Она о том, что ребята, вступившие в Красную гвардию, хотят устроить «мировой пожар» революции «на горе всем буржуям».
Глава 4
На лихаче едут Ванька и Катька. Молодцеватый Ванька одет в солдатскую шинель. Он обнимает Катьку и развлекает её разговором.
Глава 5
Здесь рассказывается о развратной жизни Катьки. Раньше она гуляла с юнкерами, а сейчас стала гулять с солдатами.
Глава 6
Лихач снова несётся навстречу патрулю. Один из красногвардейцев командует другим, чтобы остановили сани, и стреляет в Ваньку. Но лихачу с Ванькой удалось уехать, а Катька — убита, ей пуля попала в голову. Катька остаётся лежать на снегу, а патруль идёт дальше.
Глава 7
Заканчивается глава словами о том, что не грех голытьбе позабавиться грабежами квартир.
Глава 8
После убийства Катьки появилась у Петрухи скука смертная, и Петруха угрожает за свою зазнобу расправиться с буржуем Ванькой.
Эта глава написана в стиле разгульной народной песни и заканчивается обращением к господу, чтобы он упокоил душу рабы его.
Глава 9
Здесь звучат интонации городского романса и показан старый мир в образе буржуя, стоящего на перекрёстке и упрятавшего в воротник нос. Рядом с ним — паршивый пёс, поджавший хвост.
Глава 10
Вьюга так разгулялась, что не видно ничего за 4 шага.
Петруха восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Товарищ ему говорит, что золотой иконостас не спас его от убийства, стыдит Петруху, что он бессознательный, коли призывает бога. Товарищи напоминают Петрухе:
«— Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!»
Глава 11
Все 12 красногвардейцев идут вдаль навстречу вьюге, готовые к отпору лютому врагу.
Заканчивается глава призывом:
Глава 12
Патруль идёт вдаль державным шагом. За ним ковыляет голодный безродный пёс. Его отгоняют, он скалит зубы, но не отстаёт.
Красногвардейцы переговариваются. Им кажется, что кто-то впереди машет красным флагом и «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома».
Патруль идёт державным шагом, позади него плетётся голодный пёс. А впереди двенадцати красногвардейцев идёт невидимый за вьюгой Иисус Христос «в белом венчике из роз». Его фигура едва различима на фоне жемчужной снежной россыпи.
Заключение к краткому пересказу
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) поэмы «Двенадцать»: в начале революции могут присутствовать стихийность и жестокость, но есть надежда, что в дальнейшем она осуществит идеалы справедливости. Это символически показал Блок, поставив во главе красногвардейского патруля Христа.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Анализ поэмы «Двенадцать» (А. Блок)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.07.2019 · Обновлено 10.12.2020
Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года, а Многомудрый Литрекон поможет Вам увидеть двойственность позиции автора.
История создания
Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.
Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.
Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:
Жанр, направление, размер
Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.
Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.
Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».
Смысл названия
Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.
Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — «Исус Христос», «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».
Композиция
В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.
Суть: о чем поэма?
В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется «Исус Христос», ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — символ старого времени.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.
герои | характеристика образов-символов в поэме «двенадцать» |
будущее | образ времени нарисован символами: 12 апостолов нового времени во главе с исусом шествуют вперед — к светлому будущему, которое щедро омывается кровью. терновый венец христа теперь состоит из белых (цвет чистоты и надежды) роз, что означает веру автора в новую миссию христа. |
двенадцать | образ красноармейцев становится центральным в произведении. вместе с ними мы проходим по революционному петрограду, наблюдаем за страшными сценами. это собирательный образ красноармейцев — невежественных и простых работяг, недавно вернувшихся с фронта. мы мало что знаем о их прошлом, лишь то, что их родители, как и они, работали с утра до ночи, что они остро нуждались и нуждаются теперь. двенадцать символизирует стихию революции, разгневанный народ, жаждущий перемен. это не конкретные люди, а толпа, поэтому мы не видим их лиц и имен. зато в них мы видим слепую злобу и месть, бесстрашие обреченных и отчаявшихся людей. они идут «без креста» — то есть отрицают все ценности прошлых эпох. толстозадая терпеливая русь сменяется грозной силой, отметающей все прежние рамки и устои. на место веры и преданности царю пришли идеалы мировой революции и кровавого правосудия,большенапоминающего судилище. |
исус христос | этот образ появляется в эпилоге, но имеет такое же важное значение, что и двенадцать красноармейцев. христос ведёт за собой в конце произведения отряд красных, что символизирует надежду на возрождение России. этот образ связан со светлыми цветами — он появляется «в белом венчике из роз». конечно, это самый провокационный образ, ведь революционерам не надлежит верить в бога. поэтому исус является неузнанным и ведет за собой тех, кто не видит его. некоторые исследователи даже говорили о том, что ведет отряд вовсе не христос, а антихрист, и перед нами не второе пришествие, а апокалипсис. возможно, ведь блок не анализировал истоки революции, а передавал ее атмосферу. она же может показаться и концом времен, и возрождением падшей земли для новой жизни, для второго шанса. Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Исус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего. Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени: Многомудрый Литрекон может назвать еще десяток тем, но нужно ли оно Вам? Если да, напишите об этом в комментариях! ПроблемыПроблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий: Если Вам чего-то не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит свой разбор в ответ на Ваш комментарий. Основная идеяГлавная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода. Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам:
КритикаПризнать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы. Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона». Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее». Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма: В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:
После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.
|