О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня

Почему роман «Мы» Замятина называют предупреждением?

Роман Евгения Замятина «Мы» общество считает предупреждением. Как и остальные произведения данного автора, работа отличается многообразием, хорошо и даже детально «прописанными» героями. Однако внимание привлекает именно злой рок, который предостерегает человечество от страшной ошибки.

Как и ряд других писателей, Замятин представляет вниманию читателя общество будущего. Мир и его жители подчиняются жесткому порядку, повсеместно следуют протоколу. Людям запрещено мечтать, развиваться. Они должны сфокусироваться только на выполнении прямых обязанностей и удовлетворении базовых потребностей. Общество проживает в прозрачных комнатах, по описанию больше напоминающих палаты в психиатрической лечебнице: вся жизнь на ладони.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Естественно, что в таких утопичных книгах главная роль будет отдана протестующему звену, который либо сможет побороть систему, либо падет смертью храбрых. В «Мы» подобными «еретиками» становятся мужчина и женщина, жизнь которых смутно напоминает проживание в СССР. Что же их объединяет?

В Советском Союзе, как и в книге, жизнь регламентирована: гимн, работа, пионерские отряды, четкий график, сон в ночное время суток. Отличительной чертой будет разве что разрешение советским гражданам читать книги и хотя бы иногда веселиться. Власть такая же деспотичная, что пересекается с 1937 годом, получившем широкую известность из-за подавляющего количества репрессий, царствовании жесткой цензуры. Автор невольно указывает и на главу государства. Так, в утопии смена власти невозможна, а в СССР она просто ничего не изменила в лучшую сторону, оставив о всем произошедшем одинокий мавзолей на Красной Площади.

Замятин всегда считал, что миром и прогрессом управляют еретики. Это люди, которые ради будущего своего и своих потомков готовы пойти против системы. Это те, кто имеет право называться личностью. Именно на таких персонах делает акцент писатель. В СССР подобные люди появлялись также редко. В качестве примера можно вспомнить Гагарина, который не побоялся полететь в космос. Однако его поступок не изменил систему, а в какой-то степени даже усугубил ее, ведь теперь в рамках холодной войны начались разговоры об «исключительности».

Система узурпаторская не жалеет никого. Даже смельчаки, отважившиеся дать бой, едва ли могут рассчитывать на что-то. К сожалению, книга и жизнь часто идут рука об руку, следуя друг за другом словно несчастья из латинской пословицы. Стоит помнить и то, что история циклична, а, следовательно, события книги ещё повторятся, если уже не повторяются.

Источник

Разработка урока по литературе «Евгений Замятин и его роман-предупреждение» (11 класс)

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Евгений Замятин и его роман-предупреждение

(Урок литературы по роману Е. Замятина «Мы»)

— продолжить знакомство обучающихся с писателями начала XX века и их творчеством;

— способствовать развитию познавательной активности, мышления;

— учить обучающихся отстаивать свою точку зрения.

— способствовать развитию УУД (анализ, сравнение, творческое мышление);

— формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (утопия, антиутопия, портрет, художественная деталь);

— развивать у учащихся навыки критического мышления.

— на примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.

Самое страшное в утопиях то,

— Прочитайте отрывок из стихотворения В. Кириллова «Мы».

— Как вы думаете, о каком времени идет речь? По каким признакам вы определили это?

Учитель: Задача сегодняшнего урока – проанализировать отрывки (записи) из романа Е. Замятина «Мы», сделать вывод: о чем хотел предупредить людей автор своим произведением

1. Слайды 3-7. Биографические сведения, относящиеся к моменту написания романа «Мы»

— Без «такого писателя страна строящегося социализма могла обойтись». Какой смысл заключен в слове «такого». Каким человеком был Е. Замятин?

— В чем заключается смысл писательского кредо автора романа «Мы»?

2. Слайды 8-11. Работа с понятиями утопия и антиутопия

3. Слайды 12-17. Обзорное знакомство с романом Е. Замятина «Мы»

Цель: Так как учащиеся не знакомы с содержанием романа, дать общее преставление о произведении, чтобы затем продолжить работу по анализу романа в группах.

1. Проанализируйте отрывки романа Приложение1.

2. Ответьте на вопросы Приложение 2.

3. Попробуйте в ходе работы сформулировать и записать основные идеи романа

1. – Каким словом можно назвать такое государственное устройство, что изобразил Е. Замятин в романе? (тоталитарное) (слайд 19)

— Кто или что скрывается за

Обожаемым Благодетелем – Сталин, Гитлер

Хранителями – политическая полиция (органы НКВД)

Зеленой Стеной – железный занавес

Газовым Колоколом – газовая камера (воздействие на людей пытками) (слайд 20)

2. Учитель: Е. Замятин изображает государство, где все счастливы. Но счастливы на первый взгляд. (слайд 21) Сцена бунта нумеров и расправы над некоторыми не оставляет равнодушным читателя. Но бунт подавлен. И-330 попадает в Газовый Колокол, главный герой подвергся Великой Операции и хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен (последний абзац 40 записи). Означает ли это, что писатель не оставляет читателям надежды?

Обобщение ответов: Несмотря ни на что, И-330 не сдается, Д-503, как и других, насильно подвергли Операции, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить ребенка, а не нумер для Единого Государства.

3. – Какие свои мысли хотел донести до читателей Е. Замятин (основные идеи романа) Слайды 22-24

— Почему роман «Мы» Е. Замятина называют романом-предупреждением?

Обобщение: Своим романом Замятин предупреждает: боритесь за свою индивидуальность, личную свободу, убеждения, не дайте превратить себя в Нумеров, иначе это будет великая трагедия для всего человечества.

V. Домашнее задание

Сочинение в формате ЕГЭ по одной из проблем романа Замятина

Конспект: Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.

Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»…

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится «Интеграл», и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.

Кончить придется после: щелкнул нумератор. Я подымаю глаза: О-90, конечно. И через полминуты она сама будет здесь: за мной на прогулку.

Запись 4-я
Конспект: Эпилепсия. Если бы

Как обычно, стройными рядами, по четыре, через широкие двери все выходили из аудиториума. Мимо мелькнула знакомая двоякоизогнутая фигура; я почтительно поклонился.

— Милый Д, если бы только вы, если бы.

Ну что «если бы»? Что «если бы»? Опять ее старая песня: ребенок.

22.05. Пора расставаться. Сон для всех. Появляться на улице нельзя. Иначе Хранители обвинят в— Нельзя даже думать об—

Конспект: Литургия. Ямбы и хорей. Чугунная рука

Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. Торжественная литургия Единому Государству, воспоминание о крестных днях-годах Двухсотлетней Войны, величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей.

Конспект: Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа

— За чем же дело? Чего же вы стоите здесь?

Нелепо опрокинутый, подвешенный за ноги, я молчал, весь полыхая от стыда.

— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

— Но. собственно, в чем же суть? Я как-то не. не представляю.

— Видите. как бы это вам. Ведь вы математик?

… Он посмотрел на меня, рассмеялся остро, ланцетно.

Тот, другой, услышал, тумбоного протопал из своего кабинета, глазами подкинул на рога моего тончайшего доктора, подкинул меня.

— Чрезвычайно, чрезвычайно любопытно! Послушайте: а не согласились бы вы. заспиртоваться? Это было бы для Единого Государства чрезвычайно. это помогло бы нам предупредить эпидемию. Если у вас, разумеется, нет особых оснований..

Конспект: Великая операция. Я простил все. Столкновение поездов

… I встала. Положила мне руки на плечи. Долго, медленно смотрела. Потом притянула к себе.

Беспощадно-острый, черный треугольник на белом:

— Как? Не хочешь счастья?

Голова у меня раскалывалась, два логических поезда столкнулись, лезли друг на друга, крушили, трещали.

Конспект: Факты. Колокол. Я уверен

День. Ясно. Барометр 760.

На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему все, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа).

Вопросы к Записи 1 (1 группа)

1. Как характеризует жителей Единого Государство то, что называют их не людьми, а нумерами?

2. Назовите прилагательные, называющие все события, происходящие в Едином Государстве

3. Прочитайте лозунги. Что они напоминают?

4. Как вы думаете, почему слова «я только один из математиков Единого Государства» заменены на «МЫ» в конце? Что дает это для понимания сущности нумеров?

Вопросы к Записи 2

1. Что говорит о том, что человеческое в Д-503 не умерло?

2. Почему балет машин красив, по мнению Д-503?

3. В чем вы видите абсурдность «послеобеденного личного счастья»?

Вопросы к Записи 4 (2 группа)

1. Какие сведения о жизни нумеров читатель узнает из этой записи?

2. Как создавалась музыка в Едином Государстве?(фонолектор)

Вопросы к Записи 9 (3 группа)

1. Что напоминает праздник в честь Двухсотлетней Войны? Каким сочетанием назван он в записи?

2.Говоря о Благодетеле, Д-503 использует слова «Он», «Ему». Кого напоминает вам портрет Благодетеля?

3. За что и как наказан второй поэт? В чем разница между первым и вторым поэтами?

Вопросы к Записи 16 (4 группа0

1. Прочитайте описание врачей Медицинского Бюро. Какие ассоциации возникают?

2. Что за болезнь «поразила» Д-503? Чем опасна эта болезнь? (сравнение души с зеркалом)

3. Нужна ли душа строителям ИНТЕГРАЛА?

4. Как отнеслись к возможному появлению души в нумерах доктора Медицинского Бюро?

Вопросы к Записи 31 (5 группа)

1. Как объясняет появление души Государственная Газета?

3. Что означают слова Д-5036 «все спасены, но мне спасения уже нет, я не хочу спасения»

Вопросы к Записи 40 (6 группа)

1. Как изменился Д-503 после Великой операции?

Источник

Предсказание и предостережение в романе Замятина «Мы»

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления29.04.2009
Размер файла15,0 K

О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня. Смотреть фото О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня. Смотреть картинку О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня. Картинка про О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня. Фото О чем предупреждает замятин в романе мы насколько актуально это предупреждение сегодня

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Предсказание и предостережение в романе Замятина «Мы»

В середине 20-ого века во всем мире приобрел большую популярность жанр антиутопия, в котором писалось много литературных произведений. Больше всего этот жанр был развит именно в социалистических странах, люди которых или не поддерживали веру в «прекрасное, светлое будущее» или просто очень боялись наступающих перемен. И действительно: как может выглядеть наш мир, если все будут равны и похожи друг на друга? Этот вопрос волновал умы многих великих людей. На западе тоже поднималась эта тема. Многие писатели старались приоткрыть завесу будущего и предсказать, что же случится с нашим миром через несколько столетий. Так постепенно формировался жанр антиутопия, имеющий много сходных черт с фантастикой.

Даже любовь в этом страшном обществе перестала существовать как таковая. У каждого номера есть так называемый розовый билет, по которому он может получиться сексуальное удовлетворение от любого другого номера противоположного пола. Это считается нормальным и правильным, потребность в физической близости расценивается как потребность в еде и воде. Но как же чувства? Как же любовь, тепло? Нельзя же все это заменить простой физиологией! Дети, что рождаются от такой близости, тут же передаются в руки прислужников Благодетеля, где чуть ли не в условиях инкубатора из них выращивают таких же номеров. Таким образом из людей выбивается всяческая индивидуальность. Каждый становится таким же, как все остальные.

Как страшно это равенство! Когда серая толпа идет по улице, марширует в ногу в строгом порядке, когда все эти люди становятся единым тупым животным, которым легко управлять, вся надежда на идеальное, просвещенное будущее умирает на корню. Неужели все то, за что боролись наши предки, что они строили, возводили, пусть не всегда правильно и умело, неужели все это, в конце концов, закончится именно так? Вот этим вопросом задается каждый автор антиутопического произведения, создавая очередной мир. Но Замятин дает нам надежду.

Главный герой произведения Д503 самый обычный рядовой номер, работающий на создании Великого Интеграла. Он, как и все, живет в стеклянной квартире, у него есть друг Р13, женщина О90. Все в его жизни течет так, как заведено по законам Благодетеля. Он работает, в личное время ведет дневник, куда записывает свои мысли и чувства, спит, ровно в назначенный срок опускает занавески для розового билета, ничем не отличается от остальных номеров. Но внезапно в его жизнь вихрем врывается женщина, перевернувшая все его сознание, всю его судьбу.

Мир Интеграла ограничен от природы и окружающего Зеленой Стеной, поэтому в городе стекла, солнца и неба нет птиц, растений, животных, все здесь сотворено руками человека. Но у самой границы Зеленой Стены, за которой просторы огромного мира, стоит крохотный домишка Древний Дом, являющийся своеобразным музеем прошлых лет, в котором собраны раритеты прошлых веков. Именно в этом музее и начинается история Д503 и I220, ведущая обоих к страшному и грустному концу отношений.

Д503 околдован необычной, интересной, фантастической женщиной, которая каждый раз удивляет его чем-то новым, которая постоянно исчезает и появляется в самые неожиданные моменты. Он любит ее всем своим сердцем, он постоянно нуждается в ее присутствии рядом, причем ему хватает даже просто глядеть на нее со стороны. I220 тоже любит его, но любит меньше, слабее, часто использует его для своих целей. Она протестует против Благодетеля, она протестует против всего общества Интеграла, против его серости, долго готовится к этому протесту в кружке своих единомышленников. И привлекает к этому протесту Д503. А он слишком любит ее, слишком верит ей, слишком переживает за нее. Ему абсолютно все равно, против чего она идет, он готов следовать за ней куда угодно, не взирая на последствия. И последствия эти наступают очень скоро.

Многие авторы старались отодвинуть завесу будущего и заглянуть вперед в то, что будет дальше. Многие пытались заглянуть туда, предвидеть мир, людские стремления, людские переживания. 20ый век стал переломным веком в истории литературы в целом, ведь технический прогресс шел столь быстрыми темпами, что все те изобретения, предсказанные раннее фантастами, воплощались в реальности. Человек полетел в космос, изобрел передатчики изображения и голоса на расстоянии, машины, двигающиеся с огромной скоростью, всевозможные приспособления, облегчающие жизнь человека до минимума. Но число людей в мире неуклонно растет, их становится все больше. И сможет ли в этом огромном количестве живых существ сохраниться индивидуальность, отличие от других? Будут ли все люди одинаковыми или все-таки единицам хватит сил противостоять серой массе? Этим вопросом задавались очень многие люди, им задаются до сих пор, он еще очень долгое время будет волновать души и сердца людей.

Замятин написал произведение, являющееся не только предсказанием, но и предостережением всем людям. Он сумел показать одну из вероятностей того, во что превратится наш мир. И мы постепенно идем к этому обществу, ведь сейчас человеку очень трудно спрятаться от глаз миллионов, следящих за ним, очень сложно сохранить свою индивидуальность в море людей. Фактически, мы сами живем за стеклом. Человеческое «я» давится популярной культурой, массовой культурой, нам навязывают стиль жизни, уклад общества, можно сказать, что и над всем миром сейчас стоит этот самый Благодетель, пытающийся контролировать каждое наше движение. Замятин предостерегает нас от того, что может произойти. Он спрашивает: «Неужели все светлое пропадет в этом мире? Неужели все станет однообразным и серым? Неужели даже любовь превратится в обычную физическую потребность?»

Подобные документы

Определение жанра утопии и антиутопии в русской литературе. Творчество Евгения Замятина периода написания романа «Мы». Художественный анализ произведения: смысл названия, проблематика, тема и сюжетная линия. Особенности жанра антиутопии в романе «Мы».

курсовая работа [42,0 K], добавлен 20.05.2011

Замятин как объективный наблюдатель революционных изменений в России. Оценка действительности в романе «Мы» через жанр фантастической антиутопии. Противопоставление тоталитарной сущности общества и личности, идея несовместимости тоталитаризма и жизни.

презентация [4,1 M], добавлен 11.11.2010

Творческая рецепция мотивов работы Ф. Ницше «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» в неореалистическом романе-антиутопии Е.И. Замятина «Мы». Отличия трактовки дионисийского начала у Замятина от его интерпретаций у Ницше и Вячеслава Иванова.

статья [28,0 K], добавлен 01.01.2010

Жанр антиутопии и историческая реальность. Антиутопия как обобщение исторического опыта. Классики антиутопии ХХ века. Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы». Конфликт между «естественной личностью и благодетелем». Концепция любви в романах-антиутопиях.

курсовая работа [69,3 K], добавлен 20.01.2012

Антиутопия как самостоятельный литературный жанр. Конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом. Воззрения Замятина и Оруэла относительно будущего тоталитарного государства. Сущность тоталитаризма, понятия утопии и антиутопии.

реферат [44,7 K], добавлен 17.03.2013

История антиутопии как жанра литературы: прошлое, настоящее и будущее. Анализ произведений Замятина «Мы» и Платонова «Котлован». Реализация грандиозного плана социалистического строительства в «Котловане». Отличие утопии от антиутопии, их особенности.

реферат [27,6 K], добавлен 13.08.2009

Разбор произведения Евгения Ивановича Замятина «Мы», история его создания, сведения о судьбе писателя. Основные мотивы антиутопии, раскрытие темы свободы личности в произведении. Сатира как органичная черта творческой манеры писателя, актуальность романа.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 10.04.2010

Источник

РОМАН-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Е. И. Замятин. “Мы”)

Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные де­ятели пытались дать на него свой ответ.

Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии “Мы”.

Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеа­льного общества при помощи вмешательства в естественный ход жизни и

Лю общество будущего, явившееся результатом Таких Действий, где человек только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются тео­рии о том, что “несвобода” – истинное “счастье”, Естественное со­стояние для человека, потерявшего свое “я” И Являющегося ничтож­ной и незначительной частью Всеохватывающего Безличного “мы”. Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной

Дело в том, что Замятин в своих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было по­строено в Советском Союзе, для которого был характерен примат го­сударства над личностью, принудительный коллективизм и подав­ление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример – фа­шистская Германия, в которой добровольная сознательная деятель­ность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.

Роман Евгения Замятина “Мы” был предостережением для его современников И Их потомков, предупреждением о надвигающейся опасности вмешательства государства во все сферы жизни граждан­ского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регла­ментации “математически совершенной жизни”, всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.

Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повест­вование, считает жизнь общества Единого Государства совершенно нормальной, а себя – абсолютно счастливым человеком. Он рабо­тает над строительством гигантского космического корабля “Интег­рал”, призванного подчинить “благодетельному игу разума” жите­лей соседних планет, находящихся в “диком состоянии свободы”. Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел и желающие вести бррьбу с порядками, установленными в Едином Государстве. Они создают заговор с целью захвата космического ко­рабля, для чего решают использовать возможности Д-503.

В это время главный герой знакомится с женщиной, к которой вскоре начинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, кото­рое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали бы любовью. Его любовь – женщина “нумер” 1-330 – не просто “ну­мер”, В ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, есте­ственность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, не­ожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в дан­ной ситуации.

Вместе с любимой женщиной от посещает Древний Дом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, что Д-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве – у него появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 Погибает в Колоколе, а главный герой после операции по Удалению Фантазии получает обратно утерянное спокойствие и “счастье”.

В Своем романе Евгений Замятин поднимает ряд важнейших для человечества проблем. Главнейшая из них – содержание сча­стья и способы его достижения. Автор полагает, что счастье, по­строенное искусственным путем, несовершенно и представляет со­бой лишь иллюзию. С моей точки зрения, важнейшей характери-

Стикои человеческого счастья является соответствие желаний и возмржностей реальным условиям жизни. Если исходить из этого, то искусственное счастье теоретически возможно, но оно не будет всеобщим, так как интересы людей различны, а чем глубже будет осуществляться вмешательство в фантазию жизни общества извне, тем шире будет пропасть между довольными и недовольными суще­ствующей ситуацией, что обычно приводит к социальному взрыву. Таким образом, общество должно быть самоорганизующимся, по­строение же всеобщего счастья неестественным путем не просто не­возможно, а даже губительно.

Другая важнейшая проблема, рассматриваемая в романе, – со­отношение власти и религии. Для граждан Единого Государства их правитель – Благодетель – является и богом. Это характерно для многих тоталитарных государств.

Теократия в видоизмененной форме присутствовала и в Советском Союзе, и в фашистской Герма­нии: имела место подмена религии официальной идеологией и дог­матикой. Слияние власти и религии является условием прочности государства, но оно исключает всякую возможность наличия свобо­ды в обществе.

Таким образом, Евгений Замятин в своем романе показал буду­щее тоталитарного государства, начавшего свое развитие в России в двадцатые годы, таким, каким он видел его через призму своих мыслей о проблемах, волновавших человечество в течение тысяче­летий, что делает данное произведение актуальным и по сей день. К сожалению, дальнейшие события, произошедшие в России и в мире, показали, что опасения писателя были верными: советские люди пережили и сталинские репрессии, и эпоху “холодной вой­ны”, и застой… Остается надеяться, что жестокий урок прошлого будет воспринят правильно и ситуация, описанная Е. Замятиным в романе “Мы”, не будет иметь аналогов в дальнейшем.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *