О чем предупреждает чехов в ионыче
Проблематика рассказа Чехова «Ионыч»
Рассказ Ионыч Чехов — краткое описание
Рассказ Чехова «Ионыч» был написан в 1898 году. По мере того, как автор работал над произведением, его сюжетная линия претерпевала изменения. Изначально Чехов хотел показать пример социального обнищания и духовной деградации целой семьи Филимоновых.
Но впоследствии поменял намерение, и сделал акцент не на семье, которая теперь у него носит фамилию Туркиных, а на отдельной личности, коей является главный герой Дмитрий Ионович Старцев, а в конце рассказа — просто Ионыч.
В самом начале повествования Чехов противопоставляет молодого, энергичного земского доктора, который посвящает работе все свое время, остальным жителям губернского города, обычным мещанам и обывателям. В конце же произведения под влиянием окружения он сам превращается в такого же обывателя, который некогда любимую профессию превратил в процесс обогащения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Тема произведения
Тематика многих чеховских рассказов посвящена нравственным проблемам общества. В «Ионыче» автор также уделил время подробному описанию жизни городских обывателей, оказавших пагубное влияние на главного героя. Темой произведения является проблема духовного обнищания, деградации личности Старцева, превращение его из всеми уважаемого доктора в обычного мещанина Ионыча, такого же, как все жители губернского города С.
Жители этой провинции — малообразованные граждане, погрязшие в духовной нищете и бескультурьи. Они погружены в свой собственный маленький мирок, дальше которого ничего не видят. Жизнь у них проходит скучно и однообразно, по одному и тому же сценарию. Их не волнуют возвышенные идеи и стремления, так как неразвитость мышления не позволяет им стремиться к высоким идеалам.
В рассказе присутствует и тема любви. По тем чувствам которые испытывал герой, можно судить о ходе его трансформации и переменам в отношении к жизни на разных этапах. Поначалу он был человеком сильным и страстным, а затем стал склоняться к равнодушию.
Проблематика рассказа
Замысел автора в том, чтобы показать читателю, каким именно образом происходят постепенные перемены в душе главного героя. В начале сюжета, когда он только приступил к практике в качестве земского врача, был полон физических и душевных сил, много ходил пешком, вел активный образ жизни, был бодр и пел песни. Его ценили как внимательного по отношению к пациентам доктора.
Когда Старцев еще только знакомится с семейством Туркиных, самой талантливым и интеллигентным во всем городе, он замечает насколько не соответствует духовность этой семьи и их гостей его представлениям о высшем обществе. Земского доктора поражает закостенелость мышления, узость взглядов, а порой и откровенная глупость окружения. Поэтому около года он туда больше не показывается.
Ему не хочется продолжать случайное знакомство. Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев вдруг пленяется юностью и, как ему кажется, начитанностью ее дочери, Екатерины Ивановны. Ему становится интересно с ней общаться. Его уже не раздражает общение с обывателями, он подумывает о том, чтобы породниться с ними. Старцев хочет сделать предложение руки и сердца Екатерине Ивановне.
Примечательно, что в этот момент ему в голову приходят не возвышенные мысли, а то, сколько за ней дадут приданого. Старцев становится еще на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению. В это же время у него уже имеется бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния.
Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли о том, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Получив от девушки отказ, он жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о неудобствах, которые ему доставили ухаживание и признание.
Проходит всего лишь четыре года, а доктор за это время сильно меняется — он располнел, совсем перестав ходить пешком. Внешним изменениям сопутствуют и внутренние — доктор начинает духовно нищать, его интересы становятся приземленными, он становится менее тактичным и внимательным к пациентам и окружающим людям.
Встретившись со своей бывшей любовью Екатериной Ивановной, Старцев поначалу испытывает теплые чувства от нахлынувших воспоминаний, но тут же прогоняет их, как наваждение. О своей бывшей страсти он с облегчением думает: «Хорошо, что я не женился».
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег. Единственное развлечение — это ежевечернее пересчитывание своих накоплений, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться.
Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появляется одышка, голос становится грубым из-за заплывшего жиром горла, в нем все чаще слышно раздражение. Общественная жизнь и возвышенные материи его уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт.
Любовная тема тоже его больше не волнует. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность. Он имеет две практики — земскую и в городе. Пациентов осматривает быстро, невнимательно. Главная цель — получить больше денег, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить свои доходы.
Он абсолютно ничем не отличается от остальных обывателей губернского города, которых раньше презирал. Этот факт дает моральное право горожанам относиться к нему пренебрежительно, по-свойски, использовать фамильярное обращение «Ионыч», ставя его на один уровень с собой.
Такое упрощенное, грубоватое звучание обращения к Старцеву подчеркивает ту степень метаморфозы, которая произошла с главным героем. Это словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег Ионыча.
Любовь в рассказе
Теме любви в рассказе отводится совсем немного места. В начале повествования молодой амбициозный доктор увлекается юной и, как ему кажется, начитанной героиней. Как и все юноши в его возрасте, он жаждал любви, мечтал о страстных поцелуях и объятиях. Екатерина Туркина — единственный подходящий объект из его окружения, поэтому она и становится объектом его страстных чувств.
Он пытается ухаживать за Екатериной Ивановной, но получает от нее лишь насмешки. Тем не менее он идет поздним вечером на свидание, которое героиня назначила ему на кладбище и, разумеется не пришла. Но даже это происшествие не охладило его пыл на тот момент. Он все же находит удобный случай, чтобы признаться ей в чувствах и сделать предложение.
Екатерина Ивановна отказывает ему, объясняя это тем, что уезжает учиться в консерваторию в столичный город. Она мечтает стать артисткой и не хочет связывать себя узами брака. Старцев в этот момент думает не о несостоявшейся любви, а о своем неловком положении и хлопотах, которые сам себе доставил. Внезапно он ощущает облегчение от того, что ему не надо себя связывать узами брака.
Герой разочаровывается в любви и огонек страсти в нем гаснет навсегда. В дальнейшем это чувство облегчения только крепнет в нем вместе с постепенным умиранием личности как таковой.
Спустя четыре года Екатерина Ивановна возвращается в родной город, повзрослевшая и утратившая иллюзии по поводу своего музыкального дарования. Она теперь уже сама пытается встретиться с Дмитрием Старцевым, которого запомнила как талантливого доктора, увлеченного своим делом, и вызвавшего ее искреннее уважение и даже зависть. Она намекает ему, что ее взгляды на семейную жизнь изменились, и она не против составить ему пару.
Но Старцев уже совсем не тот человек, которого она помнила. Он уже наполовину Ионыч. После признания героини, ему становится лишь неловко за свои прежние чувства к ней. Огонек, затеплившийся в его груди от воспоминаний, тут же гаснет. В голову ему приходит одна и та же фраза: «А хорошо, что я тогда не женился».
Все дальнейшие попытки Екатерины Ивановны искать встреч с ним он попросту игнорирует. На этом тему любви в романе можно считать исчерпанной.
О чем предупреждает Чехов
Чехов наглядно продемонстрировал, как общество может пагубно влиять на человека. Некогда прогрессивный, талантливый врач, под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Молодой, энергичный, активный человек, интересующийся возвышенными материями, мечтающий о семье, превращается в инфантильного, безразличного ко всему человека.
Внимание и тактичность к пациентам замещаются небрежностью и грубостью. На протяжении рассказа он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью. Он сам уподобляется этому обществу, становится таким же бездуховным и беспринципным, теряется среди серой обезличенной массы.
Что же именно привело героя к духовной нищете? Вряд ли причиной послужила безответная любовь. Если бы Котик приняла предложение земского врача, она бы постепенно деградировала вместе с ним. Ее от от этой участи спасло бегство из города.
Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, кроме «начитанной» Екатерины Ивановны, которая вскоре уехала, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания. Ему не с кем поговорить об истории, литературе, политике.
Интеллигентному, духовно развитому человеку сложно находиться среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Спасаясь от душевного и духовного одиночества, Старцев пытается стать равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.
В этом проявляется конфликт между силой влияния окружения и человеческой личностью. Чехов доказывает, что далеко не каждый способен ей противостоять.
Проблематика произведения «Ионыч» Чехова?
Антон Павлович Чехов — настоящий мастер кратких, но очень ярких произведений. Неудивительно, что фраза «краткость — сестра таланта» принадлежит именно ему. В нескольких печатных страницах он доносил мысли, которые не умещались и на нескольких томах. Рассказ «Ионыч» как раз входит в это число коротких шедевров автора. В этой статье мы разберем проблематику произведения и подчеркнем основные темы, затронутые Антоном Павловичем Чеховым в повествовании.
Любовная проблематика
Что есть любовь? Именно этот вопрос и сопровождает отношения Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной. Сначала еще молодой лекарь пытался проявить знаки внимания к девушке, однако получил отказ. Она предпочла душевному порыву юноши обучение в консерватории. Она надеялась стать известной пианисткой. Несомненно, подобная травма сильно сказалась на моральном состоянии Ионыча.
Время шло. Он растолстел, полюбил деньги, а прочие чувства откинул в сторону. Екатерина пыталась объясниться с ним, сказать, что была неправа. Сначала огонек в душе Дмитрия Старцева начал медленно разгораться, но любовь к деньгам потушила его окончательно. Сердце врача стало холодным и нелюдимым, поэтому появление былых чувств было невозможно. Ионыч стал игнорировать Екатерину, а та все ждала его и ждала. На этой грустной ноте и закончились их отношения.
На самом деле, Антон Павлович Чехов делает очень грамотный ход. В их связи нет истинно влюбленного. Каждый период жизни он меняется. Подобный прием нередко используется писателями для создания живых отношений. Опять же Чехов не делит мир на чисто белое или черное. Кто же виноват в разрушенной любви? Оба. И Екатерина в свое время была слишком резка с Дмитрием, и Ионыч грубо обошелся с Екатериной, отдав предпочтение деньгам и азартным играм. Сложно сказать есть ли тут положительный герой. Скорее всего, так и задумывалось. Ионыч стал медленно вливаться в местное общество, пропитанное не самой положительной энергетикой. Отсутствие его развития поглощало Дмитрия Старцева, делая его идеальным компонентом. В итоге тот потерял все свои чувства. Он стал тем, что его отпугивало.
Общественная проблематика
Антон Павлович Чехов никогда бы не стал известным писателем, если бы не поднимал общественные проблемы в своих произведениях. На примере семьи Туркиных он обращает наше внимание на отсутствие развития в социуме. Даже приемы этой семьи не отличаются один от другого. Вера Иосифовна и через 10 лет после событий будет сочинять бездарные романы, Екатерина Ивановна же останется скромной женщиной, а ее отец будет отпускать одни и те же шутки. Подобным описанием Антон Павлович Чехов пытается показать нам факт того, что обществу требуется встряска, резкое изменение. Без этого оно стоит на одном и том же месте, что, конечно же, постепенно его и разрушает.
Данная тема ярко соответствовала периоду написания рассказа. Общество понимало, что в скором времени его ждут глобальные изменения. Антон Павлович Чехов пытался показать, что изменения нужны, иначе каждый человек рано или поздно станет тем самым Ионычем, получившим все, о чем только можно мечтать, но утратившим самое главное — любовь.
Проблематика падения личности
Дмитрий Ионыч Старцев медленно превращался из любимого всеми врача, бегущего к больному на своих двоих, в толстого человека, принимающего пациентов исходя из своего желания. Конечно же, люди и относиться к нему стали совершенно по-другому. Приличное и уважительное обращение было заменено на «Ионыча», а ласковое отношение на холодное и даже несколько злобное. Дело в том, что сам лекарь заслужил подобные изменения в отношении к себе. Понятно, что жизнь во многом не оправдала его ожиданий, однако это не выход настолько зазнаваться. Нужно быть скромнее и уважительнее ко всем вокруг. Если бы Дмитрий Старцев следовал этому совету, то никогда бы не стал для всех тем самым Ионычем.
На этом и заканчивается наш скромный разбор проблематики рассказа «Ионыч». В нем автор заложил мысли, которые, пожалуй, будут актуальны все существование человеческого рода. Алчность и жадность никуда не уйдут из нашей жизни, поэтому и заявления о бессмертности произведения далеко не голословны. Помните, литература — лучший учитель!
Ответ оценен 5 баллами (2; 1; 2).
Вопрос 8: О чем предупреждает Чехов в своем рассказе «Ионыч»?
Ответ:
Страшное зло человеческих душ показывает Чехов в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. самой образованной и талантливой, олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же. Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация и того и другого. Семья Туркиных действительно выделяется на фоне города С, но если она – вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь. Город С. пропитан ленью и однообразной жизнью.
Комментарий. Вместо прямого ответа на поставленный вопрос («О чем предупреждает Чехов?») экзаменуемый рассказывает о пошлости жизни семьи Туркиных, то есть формально нечетко соотносит свое размышление с заданием. В то же время очевидно, что в содержательном плане его работа характеризует именно те проявления жизни, об опасности которых предупреждает писатель, для их оценки экзаменуемый использует слова «страшное зло человеческих душ», «как же низко пала эта нескладная жизнь».Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента: К1 – 1 балл. Текст рассказа привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании: К 2 – 1 балл. В ответе допущены две речевые («низко пала … жизнь», «город С. пропитан … однообразной жизнью) и одна логическая ошибка («Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет…»): на самом деле их нет в семье Туркиных. К 3 – 0 баллов.
Ответ оценен 2 баллами (1; 1; 0).
Вопрос 9: В каких произведениях русской литературы показаны герои, которых можно отнести к обломовскому типу, и в чём они схожи с этим персонажем?
Ответ 1:
К обломовскому типу можно отнести таких героев русской классики, как: Ноздрев («Мертвые души» Н.В. Гоголь), который не хотел заниматься делом и его интересовали только развлечения, Мармеладов («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский). Этот человек тоже абсолютно ничего полезного для общества не делал. Он умел только пропивать последние деньги и совершенно не заботился о своих голодных детях и несчастной жене. Он был таким же эгоистом, как и Обломов.
Комментарий. Из ответа следует, что Обломова, подобно гоголевскому Ноздреву, «интересовали развлечения», и что основным качеством характера Обломова (как и Мармеладова) был «эгоизм». Столь вульгарное толкование образов следует считать искажением авторской позиции. Ученик не понял значения выражения «обломовский тип» и поэтому не сумел провести сопоставление в заданном направлении анализа.
По К1 и К2 ответ оценивается 0 баллов и по другим критериям не проверяется.
Ответ оценен 0 баллов.
Ответ 2:
К героям, родственным Обломову, очевидно, можно отнести Манилова – героя поэмы
Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Общим в их характерах является «отсутствие всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности», а также неумение вести хозяйство. Однако раскрытие общего и оценка его у Гончарова и Гоголя различны. Если средством раскрытия образа Манилова становится юмор и сатира, то образ Обломова, сохраняя свои комические черты, получает у Гончарова иное освещение. Это приятный, добрый и сердечный человек: «чистое, светлое и доброе начало» в нём видят Штольц и Ольга. Вспомним, рассуждения Гоголя о том, что «у всякого есть свой задор… но у Манилова ничего не было». Вот почему о нём сказано: «Ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Об Обломове говорится иное: «хрустальная душа», «честное, верное сердце».
Если же вспомнить о том, что Обломова можно отнести к типу «лишних людей», то возможно сопоставление его с Онегиным – героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Обломов не смогли реализовать свои способности, стать созидателями в этой жизни.
Комментарий. Оба сопоставления можно признать удачными: названы произведения, указаны их авторы, произведения сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа.. (К1 – 2 балла, К2 – 2 балла). Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого выбранного произведения – на уровне общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена (К3 – 3 балла). Логические и речевые ошибки отсутствуют (К4 – 2 балла).
Ответ оценен 9 баллами (2; 2; 3;2).
Вопрос 9. В каких произведениях русской литературы показаны герои, судьбы которых напоминают судьбу чеховского Ионыча, и в чём их можно сопоставить с этим персонажем?
Ответ 1:
Судьба Ионыча сильно напоминает жизнь Обломова.
Комментарий. Экзаменуемый называет героя, не указывая автора и название произведения. Тезис о сходстве Ионыча с Обломовым он не обосновывает и не проводит сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Таким образом, по К1 и К2 ответ оценён 0 баллов. В этом случае работа по другим критериям не проверяется.
Ответ оценен 0 баллов.
Ответ 2:
Судьба Ионыча напоминает судьбу персонажа из другого рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» – Николая Иваныча. Оба героя прячутся от жизни в футляр своих мелких жизненных целей. Ионыч страхует себя покупкой домов, а Николай Иваныч покупкой имения, в котором растет крыжовник. Оба героя равнодушны к чужой беде, они отгорожены собственным эгоизмом от страданий других. На пути достижения цели оба проявляют неразборчивость в средствах. Николай Иванович без любви женился на старой некрасивой богатой вдове и прибрал ее деньги к рукам. Ее же держал впроголодь. От такой жизни она умерла, но Николай Иваныч был столь черствым человеком, что даже не ощущал своей вины. Ионыч, принося боль людям своим вторжением в скупаемые им дома, также не ощущает уколов совести. Оба героя живут внешне благополучно, но по сути они пришли к страшному финалу омертвления души.
Расчётливостью и целеустремлённостью в достижении материальных благ Ионыч также напоминает Чичикова, героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В судьбах Чичикова и Ионыча есть нечто общее: оба всеми силами стремятся разбогатеть, не прислушиваясь к голосу совести. Чичиков радуется покупке «мертвых душ», мору, болезням, а Ионыча радует разорение людей, что позволяет ему стать богатым домовладельцем.
Комментарий. Ответ экзаменуемого свидетельствует о понимании задания и текстов выбранных для сопоставления произведений. Для контекстного сопоставления выпускник имеет право выбрать не только произведения других авторов, но и произведение автора исходного текста, что и было сделано. Сопоставление «Ионыча» с рассказом А.П. Чехова «Крыжовник» обосновано (К1 – 2 балла). Второе сопоставление следует также признать убедительным (К2 –
2 балла) По остальным критериям работа также заслуживает высших баллов.
Ответ оценен 10 баллами (2; 2; 4;2).
Вопрос 15. В чём Г.Р. Державин видит истинную награду поэтического таланта? (По стихотворению «Памятник»)
Ответ 1:
Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.
Комментарий. Ответ экзаменуемого свидетельствует о понимании стихотворения: К1 – 2 балла. Однако сам текст для аргументации привлекается только на уровне общих рассуждений, при этом фактические ошибки в нём отсутствуют: К 2 – 1 балл. В ответе соблюдаются логика изложения мыслей и речевые нормы: К3 – 2 балла.
Анализ рассказа Чехова «Ионыч»: смысл произведения, о чем предупреждает автор
Чехов Ионыч: описание, история создания
Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.
Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.
О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.
Почему рассказ называется Ионыч
Чехов вынес в название отчество главного героя неспроста. Читатель на протяжении повествования наблюдает, как всеми уважаемый молодой и талантливый врач из Дмитрия Ионовича Старцева под влиянием окружения превращается в рядового обывателя Ионыча.
В начале сюжета, когда он только начинает свою практику в качестве земского врача, он полон физических и душевных сил, много ходит пешком, ведет активный образ жизни, бодр, поет песни. Его ценят как внимательного по отношению к пациентам доктора, подающего большие надежды врача.
В конце же чеховского рассказа он практически ничем не отличается от остальных обывателей губернского города, которых он раньше презирал. Это дает моральное право горожанам относиться к нему с иронией, по-свойски, использовать фамильярное обращение «Ионыч», ставя его на один уровень с собой.
Такое упрощенное, панибратское обращения подчеркивает ту степень деградации, которая произошла с главным героем. Перед читателем словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег обывателя Ионыча.
Сюжет произведения
Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.
В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.
Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.
Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.
Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.
Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.
Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.
В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.
Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.
Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.
За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.
Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.
Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.
Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.
Литературное направление рассказа
По своему жанру произведение можно было бы отнести и к повести, и к рассказу, так как его объем позволяет это сделать. Но если судить по его содержанию и темам, которые затрагивает автор, то оно ближе к реалистическому рассказу.
В русской литературе чеховской эпохи правил реализм, и «Ионыч» принадлежит к этому же направлению литературного течения. Это особенно заметно в построенном на контрасте эпизоде, где Вера Иосифовна читает свой дилетантский роман о вымышленной жизни.
А потом они слушают хоровое исполнение «Лучинушки» из расположенного по соседству городского сада. Здесь автор обращает внимание читателя, что песня это передавала то, что бывает в жизни, и чего не было в только что услышанном романе.
В рассказе Чехов описывает без прикрас повседневную, обыденную жизнь горожан, совершенно типичные характеры и обстоятельства, социальные проблемы общества. Автор мастерски создал достоверные события и портреты главных героев, которые часто встречались в то время.
Литературный критик Аким Львович Волынский считал, что в рассказе описана самая настоящая российская действительность. Журналист и публицист Александр Сергеевич Глинка подтвердил, что Чехов провел широчайшее обобщение жизни обывателей в России.
Скрытый смысл произведения
Чехов продемонстрировал читателям, как общество может изменить человека. Некогда прогрессивный, движимый высокими идеалами земский врач под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Будучи поначалу активным и энергичным человеком, стремящимся к духовности, в конце рассказа Старцев превращается в инфантильного, безразличного ко всему, кроме денег, обывателя.
Он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью, уподобляясь обществу, которым изначально пренебрегал. Главный герой сам становится таким же бездуховным и беспринципным человеком. Что же именно привело героя к духовной нищете?
Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания.
Автор делает вывод, что интеллигентному, духовно развитому человеку сложно сохранять свою духовность и возвышенность среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Пытаясь спастись от душевного и духовного одиночества, Старцев становится равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.
В этом проявляется конфликт между силой влияния окружающей среды и человеческой личностью. На примере превращения доктора Старцева в Ионыча Чехов доказывает свою мысль, что далеко не каждый способен противостоять влиянию толпы, что развитие человеческой личности сильно зависит от окружения.
Почему рассказ называют сатирическим
Большинство рассказов Чехова являются сатирическими. В них одновременно сочетаются комические и трагические стороны жизни, жесткое обличение и добродушная насмешка, анекдотический юмор и сатира.
В рассказе «Ионыч» также есть многое от анекдота — здесь и жизненная достоверность, и выразительные диалоги, и яркий сюжет, и оригинальность ситуаций (взять хотя бы сцену поездки Старцева ночью на кладбище, на несостоявшееся свидание с Екатериной).
Анализ произведения доказывает, что оно является одновременно и комедией, и трагедией. Писатель высмеивает «достоинства» семейства Туркиных, описывая их с изрядной долей иронии, в смешном свете представляет нам поступки Старцева. В конце рассказа мы уже видим откровенную сатиру на считающуюся прогрессивной и интеллигентной семью.
Сам Старцев, превратившись в Ионыча, описан уже не с добродушной насмешкой, а с сарказмом. То, что поначалу казалось смешным, становится достойным сожаления, так как является трагической стороной российской действительности. Именно это позволяет назвать рассказ сатирическим.
Общее впечатление от рассказа Ионыч
Чехов не навязывает читателю своего мнения относительно главного героя и затронутых в рассказе проблем духовного развития/деградации личности. Будучи человеком весьма деликатным, автор также не дает прямой оценки ни городским обывателям, ни семье Туркиных. Он предоставляет возможность сделать выводы самостоятельно.
С одной стороны, главный герой сделал карьеру, он по-прежнему неплохой врач, его приглашают на консилиумы. С другой стороны, он духовно деградировал как личность, сделав своей жизненной целью приумножение богатства. Читателю поневоле приходится задуматься о собственных жизненных целях и приоритетах.
Даже литературные критики той эпохи, делая обзор произведения, не сошлись во мнении относительно главного героя. Одни считали, что он преуспел не только в карьере, но и в жизни. Другие же, напротив, уверенно заявляли, что он окончательно деградировал.
На основании этого можно сказать, что общее впечатление от рассказа неоднозначно. Он заставляет читателя анализировать не только жизнь и поступки героев произведения, но и задуматься над своим собственным духовным развитием, в чем и состоит основная задача литературы.