О чем поют барды
О чем поют амурские барды
Проект «Живая струна» соединяет сердца артистов и поклонников в амурской филармонии
Глотком свежего воздуха называют амурские зрители их концерты. А кто еще так споет о настоящей мужской дружбе, романтике гор, как не барды. В Амурской областной филармонии вот уже несколько лет живет уникальный литературно-музыкальный проект «Живая струна». О его особенностях и планах «Амурской правде» рассказал автор проекта, режиссер, поэт и бард Александр Бобошко.
Фото: Дмитрий Тупиков
— По моим данным, на Дальнем Востоке и Сибири точно ничего подобного нет, чтобы раз в месяц проходил концерт бардов в течение всего концертного сезона, — начал рассказ Александр Семенович. — А точнее, литературно-музыкальные вечера, потому что процентов двадцать концертного времени посвящены стихам.
В амурском бардовском коллективе проекта «Живая струна» 13 участников. Плюс Лариса Викторовна Старинская — художественный руководитель филармонии вообще и непосредственный куратор «Живой струны» в частности. К каждому концерту Александр Бобошко пишет новый сценарий, в итоге каждый концерт становится не похож на предыдущий.
участников в амурском бардовском проекте
— Мы сделали в общей сложности уникальные 24 программы, — продолжил идейный вдохновитель Александр Семенович. — В ноябре 2013 года директор филармонии Ольга Смирнова поддержала мою инициативу по созданию данного литературно-музыкального проекта, и 25 января 2014 года состоялся первый концерт «Живой струны». Он был посвящен дню рождения Владимира Высоцкого, и получилось так, что вроде бы он сам его вел. Для этого мной была написана биография выдающегося барда в стихотворной форме от первого лица… Многие зрители потом удивлялись, мол, не имели понятия, что Высоцкий составил свою биографию.
Делает артистов ближе к зрителям и неожиданное место выступлений — прямо в холле возле большого зала. Четырежды здесь пели песни Владимира Высоцкого, дважды Сергея Есенина, были концерты, посвященные Булату Окуджаве, Юрию Визбору, Александру Галичу и многим другим.
— Я поначалу артачился, так как привык к большому залу, но потом понял, что получилось даже лучше, — отметил автор проекта. — Ведь мы видим глаза и реакцию каждого зрителя. Во время выступления на кого-то посмотришь, кивнешь, улыбнешься. И настроение совсем другое — своеобразный диалог со зрителем получается. Последний концерт «Живой струны» в этом сезоне назывался «Калейдоскоп». Дело в том, что наши предыдущие концерты в большинстве были посвящены определенной теме, в «Калейдоскопе» же хотелось, чтобы прозвучали песни разных авторов.
Фото: Дмитрий Тупиков
Уже сейчас участники «Живой струны» строят планы на будущий концертный сезон, который в Амурской областной филармонии стартует в ноябре.
— Недавно появилась у нас еще одна форма обратной связи со зрителями. Мы поставили на сцену ящичек и предложили присутствующим написать пожелания — на концертах какой тематики они хотели бы побывать, — отметил Александр Бобошко. — И нам уже подсказали идею первого концерта нового сезона — «Школьная пора».
Кроме этого, в планах у амурских бардов подготовить концерты к 80-летию Владимира Высоцкого и 100-летию армии.
Артисты «Живой струны»
рублей стоит входной билет на выступление «Живой струны» в Амурской областной филармонии
— Нам не удалось бы в течение трех с лишним лет удержать зрителя, если бы не старания самих участников коллектива, — рассказывает Александр Бобошко. — Все они работают вне сфере культуры и знают, что, если сегодня как следует не споют или не прочитают, завтра другой возможности не будет. Потому-то отдают себя здесь на сцене с полной отдачей. Зал напряженно слушает наших чтецов — Владимира Шатковского и Елену Пронченко. Взрывается аплодисментами после выступления Ивана Зубарева — яркого барда и актера… Александр Тонких — тонкий лирик. Есть замечательный дуэт — Алексей и Раиса Мишанины. Имеются свои барды — помимо меня и Зубарева, сочинением собственных песен занимаются Федор Новоселов, Светлана Санько, Александр Мамин и Сергей Феоктистов. Все они играют на гитаре, а двое наших «живострунцев» пока этим инструментом не владеют в достаточной степени, а потому поют под фонограмму «минус». Это Валентина Щебенькова и Александр Гуляев.
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Барды и авторская песня.
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым
Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.
Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.
Юлий Ким с гитарой.
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»
С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.
Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.
Александр Галич.
Булат Окуджава
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой.
В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:
Булат Окуджава.
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу.
Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
Владимир Высоцкий.
Александр Городницкий
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни.
Юрий Визбор
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.
Виктор Берковский
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.
Юрий Кукин
Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».
Александр Суханов
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.
Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.
Сергей Никитин
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.
Олег Митяев
Олег Митяев – народный советский и российский поэт, известный певец и автор песен. Его творчество любит вся страна, его стихи и музыка вошли в золотой архив бардовской песни, а отдельные строчки из произведений до сих пор расходятся на цитаты среди многих поколений слушателей. Вклад этого артиста в развитие культуры и музыки поистине невероятен.
Родился поэт в 1956 году в скромной семье рабочего завода и домохозяйки.Он самостоятельно освоил гитару, начал записывать и петь свои теплые и добрые стихи и песни. Но сам певец не рассчитывал, что в нем проявится музыкальный талант. Каково же было его удивление, когда первая же песня стала настоящим шлягером.
Успех не вскружил композитору голову. Он решил получить профильное образование и потому поступил в ГИТИС. Активно творить и писать песни на свои стихи Олег Митяев начал с 1979 года, сам исполнять свои произведения – несколькими годами позже.
Романтики ушедшего века. Барды
«Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Мне звезда упала на ладошку Слова и музыка Александра Дольского
Семейная молитва Слова и музыка Александра Дольского
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
О чем поют амурские барды
Проект «Живая струна» соединяет сердца артистов и поклонников в амурской филармонии
Глотком свежего воздуха называют амурские зрители их концерты. А кто еще так споет о настоящей мужской дружбе, романтике гор, как не барды. В Амурской областной филармонии вот уже несколько лет живет уникальный литературно-музыкальный проект «Живая струна». О его особенностях и планах «Амурской правде» рассказал автор проекта, режиссер, поэт и бард Александр Бобошко.
Фото: Дмитрий Тупиков
— По моим данным, на Дальнем Востоке и Сибири точно ничего подобного нет, чтобы раз в месяц проходил концерт бардов в течение всего концертного сезона, — начал рассказ Александр Семенович. — А точнее, литературно-музыкальные вечера, потому что процентов двадцать концертного времени посвящены стихам.
В амурском бардовском коллективе проекта «Живая струна» 13 участников. Плюс Лариса Викторовна Старинская — художественный руководитель филармонии вообще и непосредственный куратор «Живой струны» в частности. К каждому концерту Александр Бобошко пишет новый сценарий, в итоге каждый концерт становится не похож на предыдущий.
участников в амурском бардовском проекте
— Мы сделали в общей сложности уникальные 24 программы, — продолжил идейный вдохновитель Александр Семенович. — В ноябре 2013 года директор филармонии Ольга Смирнова поддержала мою инициативу по созданию данного литературно-музыкального проекта, и 25 января 2014 года состоялся первый концерт «Живой струны». Он был посвящен дню рождения Владимира Высоцкого, и получилось так, что вроде бы он сам его вел. Для этого мной была написана биография выдающегося барда в стихотворной форме от первого лица… Многие зрители потом удивлялись, мол, не имели понятия, что Высоцкий составил свою биографию.
Делает артистов ближе к зрителям и неожиданное место выступлений — прямо в холле возле большого зала. Четырежды здесь пели песни Владимира Высоцкого, дважды Сергея Есенина, были концерты, посвященные Булату Окуджаве, Юрию Визбору, Александру Галичу и многим другим.
— Я поначалу артачился, так как привык к большому залу, но потом понял, что получилось даже лучше, — отметил автор проекта. — Ведь мы видим глаза и реакцию каждого зрителя. Во время выступления на кого-то посмотришь, кивнешь, улыбнешься. И настроение совсем другое — своеобразный диалог со зрителем получается. Последний концерт «Живой струны» в этом сезоне назывался «Калейдоскоп». Дело в том, что наши предыдущие концерты в большинстве были посвящены определенной теме, в «Калейдоскопе» же хотелось, чтобы прозвучали песни разных авторов.
Фото: Дмитрий Тупиков
Уже сейчас участники «Живой струны» строят планы на будущий концертный сезон, который в Амурской областной филармонии стартует в ноябре.
— Недавно появилась у нас еще одна форма обратной связи со зрителями. Мы поставили на сцену ящичек и предложили присутствующим написать пожелания — на концертах какой тематики они хотели бы побывать, — отметил Александр Бобошко. — И нам уже подсказали идею первого концерта нового сезона — «Школьная пора».
Кроме этого, в планах у амурских бардов подготовить концерты к 80-летию Владимира Высоцкого и 100-летию армии.
Артисты «Живой струны»
рублей стоит входной билет на выступление «Живой струны» в Амурской областной филармонии
— Нам не удалось бы в течение трех с лишним лет удержать зрителя, если бы не старания самих участников коллектива, — рассказывает Александр Бобошко. — Все они работают вне сфере культуры и знают, что, если сегодня как следует не споют или не прочитают, завтра другой возможности не будет. Потому-то отдают себя здесь на сцене с полной отдачей. Зал напряженно слушает наших чтецов — Владимира Шатковского и Елену Пронченко. Взрывается аплодисментами после выступления Ивана Зубарева — яркого барда и актера… Александр Тонких — тонкий лирик. Есть замечательный дуэт — Алексей и Раиса Мишанины. Имеются свои барды — помимо меня и Зубарева, сочинением собственных песен занимаются Федор Новоселов, Светлана Санько, Александр Мамин и Сергей Феоктистов. Все они играют на гитаре, а двое наших «живострунцев» пока этим инструментом не владеют в достаточной степени, а потому поют под фонограмму «минус». Это Валентина Щебенькова и Александр Гуляев.