О чем повествует сказание
сказание
Смотреть что такое «сказание» в других словарях:
Сказание — (греч. historia, diegemata) в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело… … Литературная энциклопедия
сказание — См. сказка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сказание история, сказка; притча, теогония, предание, сага, старина, хадис, былина, легенда, миф, рассказ … Словарь синонимов
СКАЗАНИЕ — СКАЗАНИЕ, сказания, ср. (книжн., лит.). Рассказ, предание, облеченные в литературную форму, устную или письменную. Сказание о невидимом граде Китеже. Сказания иностранцев о русской земле. «Еще одно, последнее сказанье и летопись окончена моя.»… … Толковый словарь Ушакова
СКАЗАНИЕ — СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающих ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого: предания, легенды, бывальщины. Существует и как литературный … Современная энциклопедия
СКАЗАНИЕ — в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором … Большой Энциклопедический словарь
СКАЗАНИЕ — СКАЗАНИЕ, я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сказание — в фольклоре общее название повествовательного произведения исторического или легендарного характера (предания, легенды). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко … Энциклопедия культурологии
Сказание — СКАЗАНИЕ см. Легенда … Словарь литературных терминов
сказание — СКАЗА´НИЕ повествовательно житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и легендарных материалов. Хотя почти все С. носят на себе печать религиозности, их можно разделить на два рода… … Поэтический словарь
сказание — я, с. В фольклоре: повествовательное произведение исторического или легендарного характера. Сказание о Мамаевом побоище. Сказание о князьях Владимирских. Сказанье о кончине страдальца Епифания и прочих, с ним вместе пострадавших в Пустозерске:… … Популярный словарь русского языка
Сказание — в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания (См. Предание), легенды (См. Легенда) и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с … Большая советская энциклопедия
СКАЗАНИЕ
Смотреть что такое СКАЗАНИЕ в других словарях:
СКАЗАНИЕ
в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания (См. Пред. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
сказание ср. Повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.
СКАЗАНИЕ
сказание с.story, legend
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений историч. и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ (греч. historia, diegemata) — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребл. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗА´НИЕ — повествовательно-житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и легендарных мате. смотреть
СКАЗАНИЕ
в фольклоре и древней литературе повествовательное произведение исторического и легендарного характера. Различаются сказания-предания, в которых события мыслятся как более реальные и более приближенные к настоящему времени, и сказания-легенды, в которых события представляются более отдаленными, полумифическими. Пример сказания – санскритский «Океан сказаний» индийского поэта 11 в. Сомадевы, древнерусские «Сказание о граде Китеже», «Сказание о Мамаевом побоище». Сказания могут переходить из литературы одного народа в литературу другого (напр., существующая на нескольких языках «Александрия»). Сказания в новой литературе включают в себя традиционные образные и стилистические особенности фольклора («Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина, «Дедовы сказания» Б. В. Шергина и др.). смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗА́НИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием (см., напр., Повесть древнерусская). В новой литературе бывают и стихотворными. Литературные С. в той или иной мере включают в себя традиционные образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский «Океан сказаний» Сомадевы, древнерусское «Сказание о граде Китеже», известная разным народам «Александрия», а в новой литературе «Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина, «Дедовы сказания» Б. В. Шергина и др.
СКАЗАНИЕ
Как и повсюду, античные С. возникли и развивались благодаря стремлению объяснить прошлое. Возможность вмешательства потусторонних сил не подвер. смотреть
СКАЗАНИЕ
Сказание в фольклоре общее название повествовательного произведения исторического или легендарного характера (предания, легенды). Существует и как л. смотреть
СКАЗАНИЕ
Rzeczownik сказание n legenda f opowieść f baśń f klehda f wydanie wyroku f powiedzenie odczas. n wypowiedzenie odczas. n odpowiedzenie odczas. n
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
как и повсюду, антич. С. возникли и развив. благодаря стремл. объяснить прошлое. Возможность вмешательства потустор. сил не подверг. сомнению. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
-я, ср. Рассказ, предание, облеченные в литературную форму, письменную или устную.Сказание о киевских богатырях. □ [Пимен (пишет перед лампадой):] Еще. смотреть
СКАЗАНИЕ
как и повсюду, антич. С. возникли и развив. благодаря стремл. объяснить прошлое. Возможность вмешательства потустор. сил не подверг. сомнению. В Греции наиболее распростр. были С. о героях, что нашло отраж. в эпосе и изобразит. иск-ве. С. о богах имеют аналогич. знач. Наряду с этим существов. также С. местн. хар-ра — о кладах и природ. явлениях (они использ. в историографии). Сравнит. редко встреч. волшебные С. Это, в осн., С. о гномах. С. имеют выраж. соц.-критич. окраску. Нац. черты не исключ. «варварских» мотивов. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
с, лит. menkıbeгерои́ческое сказа́ние — hamaset destanıСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогон. смотреть
СКАЗАНИЕ
(2 с), Пр. о сказа/нии; мн. сказа/ния, Р. сказа/нийСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, х. смотреть
СКАЗАНИЕ
Низка Низ Насека Наказ Наз Кси Ксана Киса Кинз Киназа Кина Кен Кеа Касание Канзас Кан Каин Казна Казеин Казан Иск Исак Исаак Иса Инк Икс Ника Иена Знак Зинка Никс Саз Зина Зенки Сазан Сак Засека Сан Зак Сани Заика Санки Сек Сена Аскеза Аск Асан Ска Аксен Акие Аки Акан Азин Азан Снизка Аник Анис Скин Скен Сказание Сказ Син Сиена Сени Анк. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающих ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого: предания, легенды, бывальщины. Существует и как литературный жанр, воспринявший образно-стилистические свойства народно-поэтического творчества.
. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
сказаниеהַגָדָה נ’, סִיפּוּר ז’; מַעֲשֶׂה ז’ (בּ-)Синонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, ха. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
Ударение в слове: сказ`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: сказ`ание
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ — см. Легенда.Синонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
сlenda f, história fСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором.
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором. смотреть
СКАЗАНИЕ
сSage f, Legende fСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
frasagn, legende, saga, sagnСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
— в фольклоре общее название повествовательных произведенийисторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины).Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором. смотреть
СКАЗАНИЕ
в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера: предания, легенды, бывальщина. Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором. смотреть
СКАЗАНИЕ
с.légende fСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
故事 gùshì, 传说 chuánshuōСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
сказание с Sage f c, Legende f cСинонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис
СКАЗАНИЕ
с.historia f, leyenda f
СКАЗАНИЕ
сущ. ср. родалит.сказання
СКАЗАНИЕ
с. leggenda f, saga f Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: баит, былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, хадис. смотреть
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
сказа’ние, сказа’ния, сказа’ния, сказа’ний, сказа’нию, сказа’ниям, сказа’ние, сказа’ния, сказа’нием, сказа’ниями, сказа’нии, сказа’ниях
СКАЗАНИЕ
Сказа́ниеhadithi (-);сказа́ние в стиха́х — utenzi (tenzi)
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
сказание история, сказка, притча, теогония, предание, сага, старина, хадис, былина, легенда, миф, рассказ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
СКАЗАНИЕ
• báj• pověst• vyprávění• zkazka
СКАЗАНИЕ
лит. паданне, ср. сказанне, ср., апавяданне, ср.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)
Во время тяжелой беспробудной войны 997 года князь Владимир был против печенегов. Печенегов было большинство, они окружили город, тем самым избавили людей от возможности доставлять туда продукты. Голод в городе царил невероятный, еще бы немного и он бы начал граничить с жизнью. Князь на помощь не шел, потому что не хватало воинов в его армии. На народном вече было принято решение сдаваться печенегам, так как все равно все умрут от голода, а так хоть у кого-то будет возможность остаться в живых.
Один мудрый старец, который узнал о вече немного позже, предложил свое решение проблемы. Он попросил принести немного крупы и подготовить все что нужно, чтобы сварить кисель в колодце. Такое действие нужно было сделать с тремя колодцами. Потом нужно было пойти к врагам, предложить им взять нескольких человек в плен и зайти посмотреть, как обстоят дела в городе. На радости, что скоро печенеги захватят город, раз предлагают пленных, они согласились.
Когда избранные печенеги отправились в разведку, им рассказали, что могут они стоять в осаде десятилетиями, потому что горожан сама земля кормит. Конечно же, нужно проверить эту информацию лично, потому что новые сведения должны быть донесены до военачальника. И повели «гостей» к колодцам угощать всеми дарами. Печенеги были вынуждены отступить перед горожанами. Так мудрость одного горожанина спасла от падения целый Белгород.
В «Сказании о белгородском киселе» воспеваются мудрость и находчивость старца, как символа русского человека. А также акцентируется внимание на том, что из любой, даже самой сложной, ситуации всегда есть выход, в этом поможет нестандартное мышление, изобретательность и нежелание покоряться чужой воле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади, и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам – помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня, и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались – они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».
Пересказ «Сказания о белгородском киселе»
Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»:
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение.
Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».
Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли».
Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Заключение:
Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.
В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Действующие лица
Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
Православный портал
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
Неожиданное предложение старца
Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит. А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой. Когда все было сделано, то же самое проделали с медом – лукошко его нашли в кладовой князя – налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.
К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой – немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.
Удивленные печенеги
Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.
Развязка действия
Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.
Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».
Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В былинах, если они касаются исторических персонажей, слишком много мифов, тем более, что былины передавались из уст в уста и каждый следующий рассказчик добавлял что-то своё, искажая первоначальный смысл.
Я ничего не понял, что такое былина
Алексей: сказание старины глубокой, устный рассказ (часто в поэтической форме, ибо исполнялась нараспев). По сути, это исторические зарисовки с элементами сказки.
Ну, а былинники — это артисты (исполнители песен), зарабатывающие этим на хлеб. Пользовались спросом в силу отсутствия других доступных путей получения (для широких масс населения) познаний об уже ушедших временах и людях.
Это если простыми словами и без присущего былинам пафоса.