О чем повесть пастух и пастушка

«Пастух и пастушка»: анализ произведения, образы главных героев

Содержание:

Виктор Астафьев написал повесть «Пастух и пастушка» в 1967 году. Произведение посвящено военным действиям. В его основе – любовная история, которая наполнена светлыми чувствами. Автор несколько раз переписывал опус, редактировал судьбы персонажей, дополняя их новыми событиями. Любовь и война тесно переплетаются в сюжете, чувства побеждают жизненные сложности, гибель героев.

Жанр повести – современная пастораль. Он относится к древним тематикам. В основе – идеализированная жизнь людей, проживающих на природе. Они свободные, влюбленные, окрыленные, сталкиваются с суровой реальностью военного времени.

«Пастух и пастушка» – главные герои

О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть фото О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть картинку О чем повесть пастух и пастушка. Картинка про О чем повесть пастух и пастушка. Фото О чем повесть пастух и пастушка

В истории «Пастух и пастушка» герои символизируют значимость, силу взаимной любви. Главные персонажи произведения:

«Пастух и пастушка» – анализ произведения

Произведение Афанасьева повествует о неподдельной любви в период военного времени. Герои сохраняют человечность, сострадание, они ценят друг друга. Им удалось провести вместе два дня, после чего Борис снова отправляется в бой. Он проносит свою мечту о новой встрече с Люсей через все повествование.

Через годы женщина смогла найти, где похоронен лейтенант. Она приходит к могиле, говорит со своим избранником. Люся дает обещание любимому, что в ближайшее время они будут вместе навеки. Автор показал театральную долгую и беззаботную жизнь героев. В реальной жизни обстоятельства сложились иначе. Пожилые пастух и пастушка были убиты во время артиллерийского обстрела. Афанасьев поднимает три главных темы:

«Пастух и пастушка» – анализ сюжетной структуры

Писатель использует кольцевую композицию при написании произведения. Оно начинается с эпилога, заканчивается прологом. Читатель знакомится с героями в основной части, состоящей из четырех глав:

Главный герой мечтал встретиться с любимой, постоянно писал ей с фронта. После ранения он не смог справиться с болезнью. Влюбленные встречаются на могиле Бориса.

Источник

Пастух и пастушка

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: «Как долго я искала тебя!»

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным — по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались.

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: «С возвращением вас. Мы так вас долго ждали. Так долго. »

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: «Не нужно. Товарищ старшина. » Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозлённый Мохнаков ушёл в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лёг в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. «Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны». Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу.

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне — двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сражённая внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжёлых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей. Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжёлые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идёт на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашёл к нему и сказал: «Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат. »

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю. Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днём становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то.

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: «Такое лёгкое ранение, а он умер. »

Послушав землю, женщина сказала: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас. »

«А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один — посреди России».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Пастух и пастушка» краткое содержание повести Астафьева – читать пересказ онлайн

О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть фото О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть картинку О чем повесть пастух и пастушка. Картинка про О чем повесть пастух и пастушка. Фото О чем повесть пастух и пастушка

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.

Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.

Другие персонажи

Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.

Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.

Краткое содержание

По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой «стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море».

У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую «травою-проволочником и полынью». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: «Как долго я тебя искала!»…

Часть первая. Бой

Советская армия добивала «почти уже задушенную группировку немецких войск», командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.

Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем «головатые стрелы снарядов».

Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько «бойцов в батальон, никто из них не возвращался». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.

За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – «они лежали, прикрывая друг друга». От хуторян он узнал, что супруги «приехали сюда с Поволжья в голодный год» и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные «пастух и пастушка». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.

Часть вторая. Свидание

Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку «торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.

Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте «среди грязных, мятых и сердитых солдат». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила «убойно пахнущее зелье», поблагодарив бойцов за их возвращение.

В хорошо натопленной «хате жарко и душно», и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.

В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как «сон медведем навалился на него».

Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало «от нетерпеливой жажды схватки», и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.

Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, «да еще так близко».

В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам «пример благородного поведения».

Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь «закружила, закружила и понесла, понесла над землею». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене «танцевали двое – он и она, пастух и пастушка», и в своей любви и «доверчивости они были беззащитны», но при этом совершенно недоступны злу.

Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…

Часть третья. Прощание

Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.

Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.

Часть четвертая. Успение

Борис, которому «тоска прожгла глаза», отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.

Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели «он снова будет в строю».

Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его «на эвакуацию».

В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он «плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.

Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех «пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век».

Послушав землю, седая женщина «с уже отцветающими древними глазами» пообещала скоро встретиться там, где «уж никто не в силах разлучить» их. Женщина ушла, а он «остался один – посреди России» …

Заключение

При написании повести Виктор Астафьев намеренно выбрал жанр пасторали, чтобы подчеркнуть все бессилие войны перед сильным искренним чувством.

После краткого пересказа «Пастух и пастушка» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Источник

Краткое содержание и анализ повести Астафьева «Пастух и пастушка»

Виктор Астафьев — один из немногих писателей, кому удалось разрушить установленные каноничные изображения войны, рассказать жестокую правду о событиях минувших лет с точки зрения фронтовика. Но любимым произведением самого автора стала пастораль «Пастух и пастушка», краткое содержание которой позволит развеять миф о загадочности повести и понять, что люди не меняются от века Манон Леско до теперешних дней.

Особенности произведения

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьевым была написана в 1967, а последняя редакция произведения датируется 1889 годом. Писатель охарактеризовал жанр своего творения как «современная пастораль». В качестве эпиграфа автор использовал цитату из стиха Готье «Тайные слияния». Сам же рассказ состоит из четырех глав:

Каждая из частей озаглавлена и имеет собственный эпиграф. Такое авторское разделение можно использовать при пересказе краткого содержания «Пастуха и пастушки», написании сочинения, заполнении читательского дневника. Для более емкого ответа рекомендуется читать пастораль полностью.

Сам по себе жанр необычен, что взаимосвязано с писательской задумкой демонстрации одновременно возвышенности и сентиментальности повести, суровости и приземленности военного быта.

Виктор Астафьев хотел показать читателю, что даже на войне любви есть место. Но подобная обстановка не предоставляет возможности насладиться столь чудесным чувством.

Главные персонажи, основы сюжета

Автор рассказывал, что упорно работал над проработкой каждого образа. Но особо ему полюбилась главная героиня, в которую, по признанию писателя, он влюбился. Именно поэтому часто в своих трудах он упоминает произведение под названием «Пастушка».

Но в повести куда больше главных и второстепенных персонажей:

Сюжет «современной пасторали» закручен вокруг главного героя Бориса и его взвода. Он активно борется против противника. Оконченный бой приводит военных к дому на хуторе. Хозяйкой хижины была девушка по имени Люся. Поутру солдатам необходимо добраться до последнего опорного пункта, захваченного оппонентами. Находится он в селе неподалеку.

Успешно выполнив миссию, бойцы возвращаются в тот же дом. Борис и Люся влюбляются друг в друга, проводят совместную ночь. Утром солдат ждет очередной приказ от ротного — нужно догнать отступившие основные войска противника.

Во время боя Бориса ранит осколком в плечо. Он никак не может поправиться. Раненого бойца отправляют в место эвакуации, но по дороге в поезде герой умирает.

Краткое содержание повести

Открытая, безликая, солончаковая степь встречает женщину, которая бредет около путей железной дороги. Глаза ее полны слез. Ей почти не видно дороги. Картинка, словно волнующееся море, плыла перед глазами. Остановившись около километрового столба, женщина поднялась на сигнальный курган. Там героиня обнаружила заброшенную могилку, поросшую степными травами, цветами и полынью. Она опустилась на колени, плача, и прошептала: «Как долго я тебя искала».

Бой советской армии

Группировка немцев почти отступила под напором советской армии. Враги хотели напоследок поступить отчаянно, попытать судьбу и прорваться через окружение. Полководцы, батальоны и роты намеревались сдержать оборону. Все были готовы, в том числе и взвод лейтенанта Бориса Костяева. Бой шел всю ночь, разряжая тишину громкой, то учащающейся, то стихающей стрельбой, пронзительным воем мин, разрывая темноту сверкающими, пламенными стрелами снарядов.

Борисов взвод выстоял, отбил атаку. Командующий приказал подсчитать потери, собрать всех погибших и спасти раненых. Бойцы постепенно отправлялись в батальон. Но никто не возвращался. Лейтенант понимал, что раненые попросту не выживут при самостоятельном переходе ночью через степь. Он велел развести костер, раздеть умерших бойцов, чтобы выжившие могли согреться.

Поутру взвод отправился к ближайшему украинскому хутору. Возле бани Борис обнаружил тела старика и старухи. Оказалось, что это были местные пастух и пастушка.

Они приехали сюда из Поволжья, чтобы выпасом зарабатывать на жизнь. Умершие от осколочных ранений старики были похоронены военными. Отправляясь в последний путь, они словно обнимали друг друга.

Свидание Бориса и Люси

Бойцов в своем доме приняла девушка Люся. Она отогрела солдат, дала им самогона, чтобы мужчины согрелись, поставила вариться картошку. Военные быстро опьянели, так как бой нешуточно вымотал их. Трезвым оставался только старшина Мохнаков. Красивой хуторянке было неудобно в обществе выпивших, помятых и сердитых солдат. Но она любезно поблагодарила их за возвращение целыми и выпила одну рюмочку самогона.

Кто-то беседовал о счастливой прежней жизни. Другие же, раздевшись, легли спать на теплый пол натопленного дома. Мохнаков решил «приударить» за приютившей их хозяйкой, на что встретил отпор от Бориса. Лейтенант вывел пьяного старшину на улицу. Между героями завязалась молчаливая ненависть.

Люся отблагодарила Костяева, постелила ему в чистой комнате. Солдат не мог лечь в такую постель в грязной одежде. Тогда девушка предложила спасителю помыться. После банных процедур он уснул как младенец.

На рассвете взвод направляют в соседний хутор, где засели фашисты. Молодой командующий ждал схватки. Но бой длился недолго. Освобожденное село было занято советской армией. Несмотря на ненависть к захватчикам, немецкого генерала похоронили со всеми почестями.

Борис возвращается к Люсе, где познает все таинства любви. Герой решил поделиться с возлюбленной историей своей жизни. Он рассказал, как когда-то ездил с мамой в московский театр оперы и балета, где на сцене увидел пастушку и пастуха, танцевавших от любви.

Прощание и успение

Люся думала о том, что после окончания войны они с Борисом снова встретятся и построят семью. Взвод должен был задержаться на хуторе еще два дня. Но пришел приказ догнать противника. Разлука с любимым была неизбежна, но девушка даже не вышла провожать молодого лейтенанта, не было у нее сил справиться с горечью. Собрав всю волю в кулак, она побежала за уезжающей машиной и крепко поцеловала солдата.

Главный герой хотел отправиться в недолгий отпуск, но воспользоваться такой возможностью он не смог. Бои начинались и заканчивались снова. В одном из сражений погиб Мохнаков, пожертвовавший собой. Костяева ранило в плечо осколком. Рана была незначительной, поэтому в санитарном батальоне лейтенант пропускал тяжелых больных. Операцию герою сделали только спустя сутки. Но вернуться в строй ему так и не удалось.

Раненого отправили «на эвакуацию». Санитарка Арина смотрела на Бориса и не понимала, почему тот не шел на поправку. А он просто тосковал по любимой, вспоминал о похороненных на огороде за баней стариках. Утром было обнаружено, что Костяев умер. Его похоронили посреди степи. А могилку обозначили низким сигнальным столбиком.

Седая женщина обняла землю, прислушалась к ней. В отцветающих глазах читалась горечь утраты. Она прильнула к могиле и пообещала похороненному встретиться с ним там, где их точно никто не разлучит.

Это очень трогательное произведение, которое никого не оставит равнодушным.

Источник

Краткое содержание Астафьев Пастух и пастушка для читательского дневника

Уже немолодая женщина, тяжело дыша, идет вдоль железной дороги. Около одного столба женщина разворачивается и идет к могилке, и опускается перед ней на колени.

Наши войска уничтожали остатки немецких дивизий, отказывающихся принимать безоговорочную капитуляцию. Ночью произошла битва, и батальон отправляется на находящийся вблизи хутор.

Около сарая лежа старик и старуха. Будучи мертвыми, их руки были крепко сжаты друг с другом. Местный житель рассказал лейтенанту, что это пастушка и пастух.

Ночевали в доме молодой хозяйки Люси. Солдаты ели, пили, их настроение улучшилось. Борис услышал домогания старшины Мохнакова к Люсе. Произошла серьезная ссора между старшиной и лейтенантом.

Бориса отвели спать в другую часть избы, дав ему помыться и переодеться: лейтенант мгновенно заснул, будучи уставшим.

Утром до рассвета Бориса вызвали к командиру: ему поставлена задача освобождения соседнего хутора от вражеских сил. Лейтенант со своим отрядом достигнул поставленной цели. В сарае нашли тело немецкого солдата, который застрелился. Его хоронят как подобает.

Отряд возвращается. Ночью к Борису приходит Люся. Они становятся парой. Борис рассказывает о своей жизни, и вспомнил о том, как в детстве мама возила его в Москву смотреть балет о пастушке и пастухе.

Утром приходит приказ о снятии взвода с места. Шокированная девушка сперва не выходила из дома, но вскоре побежала вслед за Борисом, ни на кого не обращая внимания.

Вскоре Борис получает несерьезное ранение, от которого ему становится всё хуже: он скучает по возлюбленной. Впоследствии он умирает и его хоронят недалеко от железной дороги у определенного километрового столбика.

«Эта война должна стать последней» — выражает через Бориса свою мысль автор повести. Он призывает людей к любви и миру.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Общая характеристика

Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.

Краткое описание частей:

О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть фото О чем повесть пастух и пастушка. Смотреть картинку О чем повесть пастух и пастушка. Картинка про О чем повесть пастух и пастушка. Фото О чем повесть пастух и пастушка

В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести.

Основные действующие лица произведения:

Смерть солдата

Борис очень тосковал по своей любимой, писал ей письма и даже планировал отпроситься в кратковременный отпуск и съездить к Люсе на встречу. Однако вскоре попал в тяжёлое сражение, Мохнаков, который бросился под вражеский танк, погиб, а Костяев был тяжело ранен в плечо. В госпитале Бориса прооперировали, врачи были уверены, что его жизни ничего не угрожает, однако рана долгое время не затягивалась.

Врачебным консилиумом было принято решение отправить Бориса в тыл в эвакуацию. Главный герой тяжело тосковал по Люсе, которая не могла приехать к нему в прифронтовой госпиталь. В санитарном поезде ему стало хуже, у Бориса поднялась высокая температура, он уже перестал разговаривать, часто в горячке терял сознание. Утром санитарка Арина обнаружила мёртвого лейтенанта, которого похоронили в степи, соорудив наспех небольшую могилу.

Эпилог и описание боя

По солончаковой и затерянной степи вдоль железнодорожных путей идет девушка, в ее глазах «были слезы, и от этого все плыло перед ней, качалось, словно море». У одного из столбов она остановилась, поднялась на сигнальный холм, на котором нашла безымянную могилу, поросшую «полынью и травой-проволочником». Склонившись на коленях над ней, девушка вскрикнула: «Как долго я тебя искала!».

Советские войска практически уже добивали немецкую армию, но командование до последнего не соглашалось на капитуляцию. Немцы решились на отчаянную попытку прорыва через окружение. Все роты, батальоны и полки ждали такого шага от своего врага.

Взвод Костяева также готовился к встрече с прорывающимся противником. Ночное сражение было очень тяжелым — кричали огнем «головатые снаряды», пронзительно взрывались мины, нарастала стрельба.

Отразив нападение, взвод Бориса начал подсчитывать потери, собирать раненых и мертвых. Командир отправлял несколько солдат в батальон, но никто не вернулся. Лейтенант великолепно осознавал, что этой холодной ночью раненые не смогут выжить, поэтому отдал приказ разжечь костры, раздеть мертвых, чтобы живые солдаты еще могли хоть как-то отогреться с помощью их одежды. Под утро взвод подошел на отдых к хутору, который находился неподалеку.

За баней лейтенант видит убитых осколками от снаряда старуху и старика. Они находились на земле, закрывая друг друга. От местных он узнает, что они прибыли на хутор с Поволжья в «голодное время» и зарабатывали тем, что выпасали колхозную отару.

Это были простые пастух и пастушка. Бойцы закопали стариков, а те, даже будучи мертвыми, крепко прижимались друг к другу.

Пастух и пастушка

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: «Как долго я искала тебя!»

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным — по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

Продолжение после рекламы:

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались…

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: «С возвращением вас… Мы так вас долго ждали. Так долго…»

Брифли существует благодаря рекламе:

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: «Не нужно. Товарищ старшина…» Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозлённый Мохнаков ушёл в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лёг в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Продолжение после рекламы:

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. «Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны». Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу…

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне — двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сражённая внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

Брифли существует благодаря рекламе:

После тяжёлых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей… Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжёлые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идёт на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашёл к нему и сказал: «Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат…»

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю… Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днём становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то…

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: «Такое лёгкое ранение, а он умер…»

Послушав землю, женщина сказала: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас…»

«А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один — посреди России».

Встреча с Люсей

Солдаты из взвода Бориса разместились в хате, где хозяйкой была женщина Люся. Чтобы согреться, они пили самогон, молча и не спеша, не ожидая, пока приготовится картошка. После напряженной битвы бойцы, кроме старшины Мохнакова, устали и запьянели.

Привлекательная хозяйка дома не находила себе места «среди грязных, помятых и сердитых бойцов». Но она победила это чувство и вместе с остальными пила «убойно пахнущее зелье», выразив благодарность солдатам за то, что они вернулись.

В натопленной хате было жарко. Уставшие бойцы начали укладываться на пол. Те, у кого еще находились силы, стали вспоминать былую мирную жизнь, ведя душевный разговор.

В качестве благодарности Люся предлагает Костяеву спать в ее комнате. Ему стало неловко ложиться в кровать грязным. Хозяйка предлагает ему искупаться. Только отмывшийся от окопной пыли командир ложится в постель, как «сон медведем навалился на него».

Костяев получает из батальона приказ добить немцев в рядом находящемся селе. В лейтенанте все начало дрожать «от жажды схватки». Через время ему удается выплеснуть скопившийся гнев на противника.

Сражение было коротким, Костяев занимает хутор. Вскоре сюда приезжает командующий фронтом, его лейтенант ни разу не видел, «да при этом настолько близко».

Лейтенант с бойцами возвращается домой к Люсе. Этой ночью Костяев впервые узнает, что такое девушка, любовь закружила ему голову. Расчувствовавшийся командир начинает рассказывать Люсе о себе и своей военной жизни. Он вспоминает, как когда-то ходил с матерью в театр. На сцене были двое — пастушка и пастух. В своей любви они были беспомощны, но в то же время недоступны злу.

Борис и Люся упиваются волшебной ночью, забыв о смерти и идущей войне. Молодые люди отлично осознавали, что эти счастливые часы в их жизни никогда уже не смогут повториться.

Трогательное прощание

Утром Борис получает распоряжение срочно догнать основные силы наступающей Красной армии. Люся, которая хотела побыть с любимым несколько дней, сначала не нашла в себе силы прийти и проводить главного героя повести. Однако в последующем она не выдержала и побежала за машиной, лейтенант попросил остановить грузовик, выбежал к своей ненаглядной, обнял и поцеловал ее.

Девушка начала верить и мечтать, что после войны её Борис вернётся к ней, и они начнут строить вместе жизнь. Однако судьба распорядилась по-своему, и молодые люди всё же не смогли создать свою семью. Более они никогда не видели друг друга.

Особенности произведения

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьевым была написана в 1967, а последняя редакция произведения датируется 1889 годом. Писатель охарактеризовал жанр своего творения как «современная пастораль». В качестве эпиграфа автор использовал цитату из стиха Готье «Тайные слияния». Сам же рассказ состоит из четырех глав:

Каждая из частей озаглавлена и имеет собственный эпиграф. Такое авторское разделение можно использовать при пересказе краткого содержания «Пастуха и пастушки», написании сочинения, заполнении читательского дневника. Для более емкого ответа рекомендуется читать пастораль полностью.

Сам по себе жанр необычен, что взаимосвязано с писательской задумкой демонстрации одновременно возвышенности и сентиментальности повести, суровости и приземленности военного быта.

Виктор Астафьев хотел показать читателю, что даже на войне любви есть место. Но подобная обстановка не предоставляет возможности насладиться столь чудесным чувством.

Главные персонажи, основы сюжета

Автор рассказывал, что упорно работал над проработкой каждого образа. Но особо ему полюбилась главная героиня, в которую, по признанию писателя, он влюбился. Именно поэтому часто в своих трудах он упоминает произведение под названием «Пастушка».

Но в повести куда больше главных и второстепенных персонажей:

Сюжет «современной пасторали» закручен вокруг главного героя Бориса и его взвода. Он активно борется против противника. Оконченный бой приводит военных к дому на хуторе. Хозяйкой хижины была девушка по имени Люся. Поутру солдатам необходимо добраться до последнего опорного пункта, захваченного оппонентами. Находится он в селе неподалеку.

Успешно выполнив миссию, бойцы возвращаются в тот же дом. Борис и Люся влюбляются друг в друга, проводят совместную ночь. Утром солдат ждет очередной приказ от ротного — нужно догнать отступившие основные войска противника.

Во время боя Бориса ранит осколком в плечо. Он никак не может поправиться. Раненого бойца отправляют в место эвакуации, но по дороге в поезде герой умирает.

Снова на фронт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *