О чем повесть метель только ли о любви
«Метель» Пушкина: по воле рока так случилось…
В своей повести А.С. Пушкин показывает жизнь самых обыкновенных людей. У них нет примечательной внешности, острого ума, набора талантов, каких-либо нетипичных склонностей. Центральная проблема повести – взаимоотношение человека и судьбы. Пушкин задается вопросом, как по воле Рока меняются жизни людей, их стремления и мысли. В повести Метель смысл заключается в осознании того, что в руках Судьбы человек превращается в тряпичную куклу, никак не способную повлиять на происходящее с ней.
Краткое содержание
Маша – «стройная, бледная» девушка 17 лет, влюблённая в прапорщика Владимира. Окружающие отмечали красоту Маши, многие хотели взять ее замуж.
На заметку! Метель вошла в цикл новелл «Повести Белкина» наряду с такими произведениями, как Выстрел, Станционный смотреть, Гробовщик и Барышня-крестьянка.
Родители девушки не дали своего согласия на отношения с Владимиром. Именно поэтому молодые люди решили сбежать из дому и тайно жениться в церкви. Маша прибыла на место встречи первой. Затем в церковь зашел молодой мужчина и их обвенчали.
Как только Маша увидела лицо жениха, оказалось, что это не Владимир. Ее возлюбленный попал в метель и не смог доехать до церкви. Маша подумала, что Владимир решил отказался от идеи жениться на ней. Девушка отправилась домой, венчание молодых людей не состоялось.
До Владимира дошли новости, что его невеста вышла замуж за незнакомца. И он решает уехать в армию. Спустя какое-то время он погибает на войне.
Когда Маша становится уже взрослой женщиной, то случайно встречается с полковником Бурминым. Он рассказывает, что обвенчался с девушкой в зимнюю снежную ночь и даже не видел ее лица. Маша тут же понимает, с кем свела ее судьба. Стоит отметить, что Пушкин оставил открытый финал. Дал возможность читателям самим сделать вывод о будущей судьбе Маши и полковника: будет она счастливой или нет.
Интересно! У Александра Сергеевича всегда вызывала интерес роль случая в жизни человека. Пушкин верил в судьбу. Писатель утверждал, что все события для каждого уже давно предрешены. Свою веру он вложил в смысл произведения Метель.
Объяснение сюжета
В центре повести – женитьба Маши и Владимира. Сюжет можно условно разделить на:
Повествование начинается с рассказа о поместье, действующих лицах в произведении. Кульминацией можно считать момент, когда Маша узнает в полковнике Бурмине своего мужа. Символ, который буквально пронизывает всю повесть – это метель. Стихия такой силы – это также символ переменчивости, накала страстей, чувств.
Непогода помешала планам возлюбленных о тайном венчании ночью. Роковая метель, не давшая двум возлюбленным познать счастье друг с другом. Зато, словно насмехаясь, привела к церкви полковника Бурмина. И это вмешательство Рока изменило судьбы всех героев произведения.
Смысл названия «Метели» Пушкина
Судьба – это образ метели. Стихия столкнула двух людей. Разлучила их на некоторое время, чтобы они вновь нашли друг друга. Метель в произведении Пушкина превращается в тайные силы, руководящие людскими жизнями. Силы эти могут принести как радость и удачу, так и зло посмеяться.
Интересно! В повесть Метель Пушкин вкладывает мистический смысл. Рок – это будто отдельный герой в произведении, руководящий судьбами персонажей.
Маша и полковник Бурмин достойно приняли произошедшее с ними. Поэтому судьба смилостивилась и свела их вместе второй раз, дала им возможность обрести счастье. В повести Метель смысл Пушкин придает стихии, как главной движущей силе произведения.
Метель: смысл концовки
Повесть кончается на том моменте, когда полковник понял, что Маша – и есть его тайная жена по воле Судьбы. Как написал Пушкин, Бурмин побледнел и бросился к ногам Маши. Как такового счастливого финала не наблюдается: читатель не знает, как складывается дальше жизнь у главных героев.
В тягость ли им друг с другом или нет? Писатель не дает конкретного ответа. Однако, оставляет надежду на лучшее. После прочтения нет чувства недосказанности или плохого финала. Почему-то читатель уверен, что у полковника и Марии все сложится хорошо.
В произведении Пушкина Метель смысл сводится к пониманию того, что шутки Судьбы или госпожи Фортуны – это не всегда плохо. У случайностей можно найти положительную сторону. В мире существует множество случаев, происшествий, когда вмешательство свыше только помогло людям обрести счастье. История Бурмина и Маши – тому подтверждение.
«Метель» — краткое содержание повести А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин не только величайший русский поэт, но также драматург и прозаик. Первой завершённой книгой его прозы стал цикл повестей, написанный осенью 1830 года под псевдонимом Иван Петрович Белкин. В сборник вошло пять произведений с разными сюжетами, последним из которых была написана повесть «Метель». Краткое содержание этой повести поможет прочувствовать её мистический настрой и, возможно, побудит прочитать эту интересную историю полностью.
История создания
Своим созданием повесть в некотором роде обязана холерным карантинам, которые задержали Пушкина в Болдине, имении его отца, куда писатель приехал перед свадьбой. Три осенних месяца Александр Сергеевич посвятил написанию повестей, пьес, стихотворений и других произведений (в частности, «Сказку о попе и о работнике его Балде»), контрастирующих между собой по тональности и жанру. Среди них были и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», куда вошло пять произведений:
Произведения цикла, как и следует из его названия, объединяет рассказ вымышленного автора, молодого помещика, занимающегося сочинительством.
Краткое содержание
В повести рассказывается романтическая, но очень необычная история любви. Главные герои «Метели»:
В качестве эпиграфа автор выбрал отрывок популярного произведения русского романтизма — баллады В. А. Жуковского «Светлана». В дальнейшем повесть тесно перекликается с ней, имеет похожий мистический настрой и развязку-толкование. Полный текст не разбит на главы, но в нём можно чётко увидеть, как одна сюжетная линия перетекает в другую.
Несостоявшаяся свадьба
Непосредственные события начинаются в 1811 году. Автор представляет читателю зажиточного помещика, Гаврилу Гавриловича Р. Он является любезным хозяином, часто принимает гостей ко двору, а ещё у него есть семнадцатилетняя красавица-дочь, Марья.
Девушке пророчат блестящую партию, но она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Гавриле Гавриловичу и его жене не нравится выбор дочери, но, несмотря на недовольство родителей, она ведёт с возлюбленным переписку и встречается с ним тайком от всех. И вскоре пара решается сбежать и обвенчаться.
В выбранный день Маша оставляет письмо родителям, в котором обещает вернуться, как только они будут готовы простить её. За окном тем временем бушует вьюга, девушка чувствует в этом недобрый знак, но всё равно отправляется в церковь. Она добирается благополучно и ждёт жениха, но Владимир не может прибыть в назначенное место. Из-за метелицы он заблудился, как только выехал за околицу…
Новая любовь
Дальше повествование переносится в дом помещика. Утром из своей комнаты выходит Марья, и жизнь семьи течёт по старому укладу. Однако вечером девушке становится плохо, она заболевает и бредит возлюбленным. Испуганные родители понимают, что их дочь страдает из-за любви и ради неё решаются дать согласие на неравный брак. Об этом извещают Владимира, но в ответ он пишет, что никогда не переступит порог их дома.
Тем временем происходит вторжение французской армии в Россию. Прапорщик уходит в армию и участвует в Бородинском сражении, где его ранят, и он умирает. Марья безутешна, к тому же она теряет отца, и они с матерью переезжают.
Соседом в их новом доме оказывается молодой полковник Бурмин. Он прошёл всю Отечественную войну, был награждён орденом и является завидным женихом. Он влюбляется в Машу, и та отвечает взаимностью, но с женитьбой, несмотря на ожидания всех окружающих, молодые не торопятся.
Своё поведение Бурмин решает объяснить любимой и оказывается, что полковник женат, но супруги своей не знает. Несколько лет назад он решился выехать в дальнюю дорогу в метель, но заблудился и оказался у церкви. Люди рядом с ней как будто уже давно ждали молодого человека и завели внутрь. В слабоосвещённой церкви стоял священник, а перед ним девушка. Когда Бурмин приблизился, прочитали молитву, и незнакомка обернулась, но увидев его, ахнула, произнесла: «Не он!» — и упала без чувств.
Бурмин посчитал случай забавным и уехал, но теперь очень раскаивается в опрометчивом поступке. Марья же от услышанного меняется в лице и спрашивает, не узнал ли он её. И только тогда молодые люди всё понимают.
Анализ повести
Особый смысл произведения в непостижимой игре судьбы, оно является плодом философских и романтических размышлений А. С. Пушкина. Великий русский поэт верил в рок, и это явление всегда интересовало его. Непредсказуемость человеческой жизни показана им на примере самых обычных людей.
Неоднозначность финала
Финал истории удивителен и не совсем типичен для пушкинской прозы. Безнадёжная и даже трагическая ситуация оборачивается удачей. Некоторые критики увидели в этом иронию, ведь теперь молодым людям предстоит обыденная жизнь помещиков, их счастье оказалось прозаично и неглубоко. Другие обратили внимание на то, что концовка получилась не абсолютно благополучной. Ведь один из главных героев, Владимир хоть и порывисто разорвал отношения, но всё же любил Марью, а в финале оказался убит и забыт.
Однако нашлись и такие исследователи, которые не могут назвать финал счастливым, а считают его очень серьёзным. Реакция главной героини на открывшуюся ей правду (бледность, явное смятение, интонация голоса, выраженная автором на письме при помощи знаков препинания) показалась литературоведу В. Э. Вацуро напряжённой. Что, если девушка не обрадовалась внезапному любовному соединению, а выразила обиду и возмущение, ведь тот, кого она полюбила, оказался одновременно виновником её несчастья, которое она переживала на протяжении нескольких лет.
Кроме того, читатели принимают как само собой разумеющееся тот факт, что молодых людей ждёт счастливая совместная жизнь. Но если подумать, герои оказались так религиозны и высокоморальны, что не смогли пренебречь браком, о котором всё равно никто не знал, и умолчать о нём. Они мучились и страдали, но теперь, когда супруги узнали друг друга, как они расскажут об этом остальным? Венчаться повторно уже нельзя по всё тем же религиозным и моральным принципам, а раскрытие тайны их необдуманного и легкомысленного поведения грозит осуждением и даже суровым наказанием по службе для новоиспечённого мужа.
Что хотел сказать концовкой сам автор, можно только гадать. Возможно, именно такого запутанного эффекта и неоднозначного финала он и добивался. Зато читателю представляется заманчивый шанс самому решить, чем закончилась история. Может, кто-то интерпретирует развязку как-то ещё?
Выбор названия
Интересен и выбор названия Пушкиным для своей повести. Метель оказалась роковым погодным явлением, разлучившим двух возлюбленных, но с другой стороны, благодаря ей, получили шанс соединиться сердца, которым, возможно, это было предназначено судьбой.
Опасность и романтику вьюги признавали и посвящали ей свои произведения и другие известные творцы. В качестве примеров можно привести:
О том, что направлением, в котором написана повесть, является сентиментализм, можно понять даже из краткого содержания «Метели» Пушкина. Конечно, сокращение поможет для пересказа событий в читательском дневнике и написания сочинения, однако талантливое описание автором чувственности, переживаний героев, их жизненной ситуации можно оценить, только прочитав произведение не в сокращенном виде, а полностью, тем более что его объём совсем небольшой.
Анализ повести А.С.Пушкина «Метель» (8 класс)
«Метель», анализ повести Пушкина
Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», « Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта. Издана повесть была в 1831 году. Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина. Скорее всего, причиной было предположение поэта о том, что написанное будет принято публикой холодно. Тогда так не писали – просто и ясно, без «романтического тумана».
Критика была разнообразная. Чернышевский высказывался о том, что цикл уступает другим его прозаическим произведениям, а Дружинин пишет: «Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою.
Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.
Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.
Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить. Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость. Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой. Он не знает ничего о своей «случайной» жене. Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин. Героев ожидает счастливый финал.
Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни. Первый – Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе – прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир – эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент – она нужна как факт. В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное – отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки – во что бы то ни стало нужно выполнить задачу. Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары. Бурмин: переосмысление поступков Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира – раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».
Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой. В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть. Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Художественное своеобразие «Метели» Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица». Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам. Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное – какую роль она сыграет в судьбе героев.
Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.
В чем смысл повести «Метель» Пушкина
«Метель» — повесть А. С. Пушкина из цикла «Повести Ивана Белкина». В повести рассказывается история любви молодого человека и девушки, а также то, что в итоге привело к их расставанию.
Краткое описание событий повести, главные герои
В повести «Метель» присутствует три главных героя:
Повесть начинается с описания главных героев – Марии Гавриловны и влюбленного в нее Владимира. В порыве юношеской страсти пара решает пойти наперекор родителям, которые не видят в молодом человеке достойную пару для своей дочери, и тайно обвенчаться.
Марии удается сбежать из имения – перед эти она волнуется, пишет наполненные чувствами письма подруге и родителям. Перед побегом она не может уснуть – ей снится, что что-то постоянно мешает задуманному побегу – ее останавливает отец, умер Владимир….
В день побега на дворе поднимается сильная метель. Мария, сославшись на слабость, отказывается ужинать, поднимается в свои комнаты и просит не беспокоить ее. После она сбегает, ей в этом помогает служанка.
Девушке удается, несмотря на сильную метель, добраться до церкви, в которой она и Владимир условились венчаться.
Владимир же весь день потратил на уговоры священника, поиски свидетелей. Незадолго до венчания он остается на обед у корнета, который его об этом просит – корнет становится его свидетелем, и помогает найти еще людей, которые помогут засвидетельствовать брак. Так как до места венчания всего 20 минут пути, Владимир не торопится. Когда он наконец выезжает, на дворе поднимается сильнейшая метель, и молодой человек блуждает, оказываясь далеко от условленного места. Венчаться он не успевает – когда он наконец появляется у церкви, тройки Марии во дворе нет.
Мария же возвращается домой и почему-то заболевает, медленно выздоравливая. Решая помочь дочери, ее родители дают согласие на брак и посылают его молодому человеку, но тот отвечает им гневным отказом. Владимир отправляется в армию в 1812 году, позже становится известно, что он отличился в бою и тяжело ранен. Мария переживает за него, все боятся, что ее болезнь вернется, но этого не происходит.
Вскоре умирает отец Марии, и она остается с матерью в имении, после уезжает с ней в другое поместье. Всем женихам, что вьются около нее, девушка отказывает. Женихов много, но она всем отказывает, несмотря на просьбы матери.
После окончания войны в соседнее поместье возвращается полковник Бурмин, молодой человек 26 лет. Он и Мария находят общий язык. Он признается Марии в любви, но сознается, что женат.
Читатель узнает, что именно Бурмин попал в ту злополучную метель и оказался в церкви, в которой проходило венчание Марии и Владимира. Его принимают за ее жениха и совершают обряд. То, что перед ней другой, она понимает только после венчания.
В конце истории Мария признается, что это была она. Мария и Бурмин обретают счастье.
Смысл повести
В конце повести становится понятна основная идея произведения – юношеская горячность в первой любви может привести к неожиданным последствиям. Здесь же просматривается борьба с судьбой – решаясь на отчаянный шаг, Мария и Владимир так и не смогли быть вместе. Девушка, вернувшись домой, скрывает опрометчивый поступок и по итогу встречает свою настоящую судьбу – Бурмина, с которым ее тогда обвенчали. Но история могла и не завершиться для девушки счастливо. О судьбе Владимира после ранения ничего не известно.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 32
Пушкин «Метель» краткое содержание – читать пересказ повести онлайн
Основные персонажи повести
А. С. Пушкин «Метель» очень краткое содержание
Александр Пушкин «Метель» из цикла «Повести Белкина» для читательского дневника:
Девушка Маша полюбила молодого человека Владимира, но ее родители были бы против их отношений и поэтому они решили сбежать и тайно венчаться.
Она прибыла в церковь первой, а потом зашел молодой человек и их обвенчали, но когда она увидела лицо жениха, это оказался не тот, кого она любила. Ее настоящая любовь попала в метель и он не добрался до церкви в которой происходило венчание.
Девушка подумала, что любимый ее бросил и отправилась домой. Их венчание не состоялось. А Владимир, узнав, что его невеста обвенчалась с незнакомцем, уезжает в армию и умирает на войне.
А потом, много лет спустя, эта девушка, (уже взрослая женщина), встречает того незнакомца, с кем она обвенчалась, они полюбили друг друга.
История создания
Своим созданием повесть в некотором роде обязана холерным карантинам, которые задержали Пушкина в Болдине, имении его отца, куда писатель приехал перед свадьбой. Три осенних месяца Александр Сергеевич посвятил написанию повестей, пьес, стихотворений и других произведений (в частности, «Сказку о попе и о работнике его Балде»), контрастирующих между собой по тональности и жанру. Среди них были и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», куда вошло пять произведений:
Произведения цикла, как и следует из его названия, объединяет рассказ вымышленного автора, молодого помещика, занимающегося сочинительством.
Короткий пересказ «Метель» Пушкина
В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.
В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.
Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.
А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.
«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в своё поместье, находившееся неподалёку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашёл Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его.
В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.
«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Другая повесть А. С. Пушкина «Выстрел» была написана в 1830 году и вошла в известный болдинский цикл писателя «Повести Белкина». Прочитать краткое содержание «Выстрела» Пушкина вы можете на нашем сайте. Предлагаемый пересказ поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку русской литературы.
Цикл Белкина
«Метель» входит в цикл повестей, которые были написаны якобы не Пушкиным, а неким Иваном Петровичем Белкиным. Автор указывает, что эта повесть была «рассказана» Белкину одной девицей, но имени ее не называет.
Своё произведение Пушкин заканчивает в октябре 1830 года, а уже на следующий год пушкинский цикл был опубликован. И лишь только в 1964 году состоялась экранизация новеллы «Метель». Цикл включает в себя пять произведений, которые расположены в следующем порядке:
Ко всему циклу повестей есть и небольшое вступление, где читатель может познакомиться с рассказчиком. Безусловно, Белкин — это вымышленный персонаж, который возник в художественной фантазии Пушкина. Но из вступления читатель узнаёт, что Иван Петрович молод и богат. Этот помещик предпочитал на досуге заниматься сочинительством, а умер он скоропостижно в 1828 году.
Из вступления читатель узнаёт, что Иван Белкин написал не только это произведение, но он и автор «Истории села Горюхино». Во вступлении приводилось и письмо самого Белкина, которое было написано с юмором, но оно должно было быть доказательством того, что этот вымышленный персонаж существовал и авторство принадлежит именно ему.
Нужно знать: краткая биография А. С. Пушкина— жизнь и творчество.
Содержание «Метели» с цитатами
Метель Пушкин краткое содержание:
Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.
Родители Марьи были против их отношений, поэтому влюбленные тайно встречались, «были в переписке». По законам французских романов они решили тайно повенчаться, а после броситься в ноги к родителям, которые будут тронуты их постоянством, простят и благословят.
По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.
Накануне побега Марья не спала всю ночь, собирала вещи, написала прощальные письма подругам и родителям. Перед рассветом девушка задремала, но просыпалась от пугающих видений: ей казалось, что побег обнаружил отец и в наказание бросил ее в темное подземелье, а после девушке привиделся окровавленный, умирающий Владимира. В ночь побега «на дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали». Как и было договорено, девушка села в присланные возлюбленным сани и поехала в Жадрино.
Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.
Утром следующего дня Марья как обычно вышла к родителям. Вечером же девушке внезапно стало плохо, «открылась сильная горячка» и она «две недели находилась у края гроба». В доме никто не знал о побеге, «но Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну», впрочем, ее слова были бессвязны, поэтому мать поняла только то, что дочь «смертельно влюблена во Владимира Николаевича».
Посоветовавшись, Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна решили одобрить выбор девушки. Родители сообщили Владимиру о своем согласии на брак. Однако к их удивлению в ответ юноша прислал «полусумасшедшее письмо», в котором сообщил, что больше никогда не появится в их доме и просил забыть о нем. Вскоре Владимир уехал в армию. «Это было в 1812 году». После случившегося Марья никогда не вспоминала о Владимире, только однажды увидев его имя в числе раненых под Бородином, упала в обморок.
Вскоре умер Гаврила Гаврилович, оставив Марью наследницей всего имения. Дочь с матерью переехали в ***ское поместье. «Женихи кружились» вокруг Марьи, но она никому не подавала надежды. Девушка берегла все, что напоминало ей о бывшем возлюбленном, который к тому времени погиб в Москве.
После блистательной победы русских над Наполеоном в соседнее поместье приезжает раненый полковник Бурмин. Мужчина начинает ухаживать за девушкой, их симпатия взаимна, однако Марья никак не может понять, что удерживает его от признания. В это время все соседи уже давно говорила об их свадьбе, «как о деле уже конченном».
Наконец Бурмин решается признаться Марье в чувствах. Мужчина говорит, что страстно влюблен в девушку, однако у него есть страшная тайна, которая способна стать «непреодолимой преградой» между ними: «я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь».
Как оказалось, В 1812 году мужчина ехал в Вильну к своему полку. На одной из станций началась сильная метель, но «непонятное беспокойство овладело» им, и мужчина отправился в самую бурю. По дороге ямщик заблудился и, ориентируясь на огонек, они выехали к деревянной церкви. В храме Бурмина приняли за жениха и он, посчитав невесту хорошенькой, из-за своей «непонятной, непростительно ветрености» согласился венчаться. Однако когда после окончания обряда им сказали поцеловаться, девушка вдруг вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала в обморок. Бурмин быстро вышел из церкви и беспрепятственно уехал прочь.
Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.
«— Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Заключение
В повести «Метель» Пушкин на примере счастливой истории Марьи Гавриловны и Бурмина раскрыл тему значения неведомых, потусторонних, мистических сил и случая в жизни человека. Воплощением этого мистического начала в произведении является метель, которая в буквальном смысле «сводит» совершенно незнакомых людей, помогая им обрести любовь и счастье.
Еще одна повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.
Краткое содержание повести «Метель»
Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин – «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша – завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.
Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.
В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.
В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.
После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.
Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.
Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.
Сюжет повести «Метель» с планом
А. С. Пушкин Метель краткое содержание по плану:
Тайные встречи
Конец 1811 года. Дочь богатого помещика, 17-летняя Марья Гавриловна Р**, влюбляется в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Родители девушки против этого брака, поэтому запрещаются влюбленным видеться. Вопреки запретам, Марья и Владимир тайно встречаются. Наконец девушка соглашается тайно обвенчаться и бежать из дома.
Побег
Начало 1812 года. В ночь побега на дворе бушует метель. Марья в тайне от родителей уезжает из дома в церковь в соседнее село. Владимир выезжает отдельно от нее на своих санях. Из-за метели он сбивается с пути и долго ищет дорогу.
Роковое венчание
Пока Марья ожидает Владимира в церкви, туда входит молодой гусар Бурмин. Он видит, что готовится тайное венчание. Ради шутки Бурмин выдает себя за жениха. Священник проводит обряд венчания. После венчания Марья смотрит в лицо “мужу” и видит, что ее обвенчали с незнакомцем. Марья возвращается к себе домой. Под утро добравшись до церкви, Владимир узнает, что Марья обвенчана с незнакомцем.
От переживаний Марья заболевает и находится при смерти. В бреду она говорит о Владимире. Видя страдания дочери, родители смягчаются и решают дать согласие на брак с Владимиром. В тайне от дочери, они приглашают жениха к себе. Но Владимир наотрез отказывается. Владимир знает, что Марья обвенчана с другим. Убитый горем, он уезжает в армию (в начале 1812 года). Осенью он умирает на войне. Марья свято хранит воспоминания о нем и долгое время не смотрит на других женихов.
Встреча с Бурминым
После смерти отца Марья с матерью переезжают в другое поместье. На новом месте Марья знакомится с молодым офицером – Бурминым. Они нравятся друг другу. Бурмин признается Марье в любви, но говорит, что не сможет жениться, потому что уже женат. Он рассказывает о венчании с незнакомкой в метель. Марья узнает в его словах свою историю. Она признается, она и есть та самая незнакомка из церкви. Услышав это, Бурмин падает к ногам Марьи.
Это интересно: Повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина была написана в 1833 году. Повесть написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.
Краткое содержание одной из повестей Белкина «Метель» подробно по частям
Тайные свидания и «запретная любовь»
Заканчивается 1811 год. Владелец крупного поместья Гаврила Гаврилович радушный хозяин вместе с женой и дочерью Марьей Гавриловной часто принимает в стенах своего имения благородных и чинных гостей. Большинство из них приезжают полюбоваться богатой невестой Марьей. Но знатные женихи не интересны семнадцатилетней девушке, она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, и он отвечает ей взаимностью. Родители девушки категорически против союза влюблённых. И молодые люди решили обойтись без их благословения. Они задумали венчаться тайно и после броситься к ногам родителей, которые будут вынуждены смириться с фактом.
Побег Марьи из родительского дома
Начался 1812 год. Венчаться тайные жених и невеста должны были в Жадрино. В назначенный день за Марьей Гавриловной Владимир обещал прислать сани, чтобы отвезти её в церковь, где будет её ожидать. В последний вечер дома Марья Гавриловна была беспокойна, собирала вещи, писала родителям письма. Перед самым рассветом удалось взволнованной невесте заснуть, и привиделся ей жуткий сон, в котором она видела то себя, брошенную отцом в подземелье, то своего Владимира умирающего, окровавленного. В ночь побега на дворе поднялась небывалая метель, но, как и было обговорено, Марья Гавриловна села в приготовленные для неё сани и отправилась в церковь. Владимир же перед венчанием долго уговаривал священника, после встречался с другом, а, отправившись в церковь, заплутал из-за непогоды и сбился с пути.
Роковое венчание
Марья Гавриловна ожидала Владимира Николаевича в церкви, а он заблудился и не мог найти дороги. Из-за метели у церкви остановился молодой гусар Бурмин. Только он зашёл внутрь и увидел, как в полумраке церкви на лавочке сидит молодая барышня, как его стали торопить к венчанию, приняв за опаздывающего жениха. Сам не понимая почему, Бурмин не возражал происходящему. Венчание состоялось, но, когда молодым предложили поцеловаться, девушка, взглянув на Бурмина, с ужасом осознала, что жених не тот. Марья упала в обморок, Бурмин уехал прочь. Настоящий жених проездил по округе всю ночь в поисках дороги, а, когда добрался до Жадрино, двери церкви уже были заперты, а его Марья обвенчана с незнакомцем.
Гибель Владимира и тяжелая болезнь Марьи
Марья Гавриловна после ночного венчания возвращается домой. Родители и не заметили её отсутствия, но девушка от нервных переживаний тяжело заболела и находится на краю гибели. Увидев страдания дочери, Гаврила Гаврилович, оставив предрассудки, решает не противиться выбору её сердца и пытается пригласить Владимира в свой дом, чтобы дать согласие на брак молодых людей. Но возлюбленный Марьи Гавриловны заявляет, что ноги его не будет в их поместье, так как его любимая обвенчана с другим. Раздавленный горем, Владимир Николаевич отправляется на фронт, где погибает во время сражения. Марья Гавриловна хранит о любимом светлую память, и не торопится выйти замуж.
Новая встреча с Бурминым — счастливый конец несчастьям Марьи Гавриловны
После смерти отца Марья и Прасковья Петровна переехали в другое имение. В поместье, находившееся неподалёку от нового дома, где поселилась Марья Гавриловна, прибыл молодой и успешный полковник Бурмин. Молодые люди полюбили друг друга. Бурмин признавшись в своих чувствах, рассказал Марье, что не может на ней жениться, так как женат и сам не знает на ком. Выслушав его историю, Марья Гавриловна признаётся, что она и есть та самая «неизвестная» невеста. От избытка чувств Бурмин падает к ногам своей возлюбленной.