О чем повесть быкова обелиск
Краткое содержание Обелиск Быкова
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами. Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск. Важно знать настоящую правду.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Быков. Все произведения
Обелиск. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На старой липе открылась школа для птенцов. Там Старый Воробей учит малышей чистописанию, родному языку, чтению,пению, естествознанию. В учебном заведении пернатые получают необходимые знания для жизни
Продразверстка охватывала село за селом, округ за округом. Армия и центр нуждались в зерне, и никто не церемонился с теми, кто укрывал драгоценный хлеб, взращенный тяжкой работой. Злостных «кулаков» расстреливали
Повествование ведется от первого лица школьника. Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.
В общепринятом понимании роман «Герой нашего времени» призван осветить для читателя систему убеждений и жизненных ценностей Печорина. Ведь даже остальные персонажи введены в творение только лишь для того
Главный герой – доисторический девятилетний мальчик по имени Крек. В племени у каждого из детей свои обязанности. Креку предстоит стать ловцом птиц, его имя дословно это и означает.
«Обелиск» — краткое содержание повести В. В. Быкова
Краткие сведения о произведении
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь в город вместе с Ткачуком, рассказчик стал спрашивать о Морозе, о том, какое отношение он имел к Миклашевичу. Ткачук рассказал, что Алесь Иванович был сельским учителем, у него учился и Миклашевич. Мороз относился к ребятам, как к собственным детям, и старался сделать их настоящими людьми. Он приютил у себя мальчика, Павлика Миклашевича, которого часто был отец. Миклашевич-старший обратился к прокурору, и тот приказал Морозу отдать ему мальчика. Отец забрал Павлика и стал бить его на глазах людей. Мороз заступился за беспомощного мальчика и вскоре добился, что суд лишил его отца родительских прав.
Во время Великой Отечественной войны Ткачук воевал в партизанском отряде. Мороз, оставшись с детьми, тайно помогал партизанам. Один из полицаев стал его подозревать, сделал обыск в школе, но ничего не нашёл. Шестнадцатилетний Коля Бородач, бывший ученик Мороза, очень его уважавший и помогавший во всём, и другие ребята помладше решили отомстить, не поставив учителя в известность. Парнишки, среди которых был и Миклашевич, подпилили опоры у моста, по которому должна была проехать машина с полицаями. Машина рухнула в воду, а уцелевшие полицаи заметили убегавших парнишек. Вскоре ребята уже были схвачены врагами.
Мороз ушёл в партизанский отряд, но затем, когда немцы объявили, что отпустят ребят, если учитель сдастся в плен, пришёл к старосте, где его схватили. Это он сделал для того, чтобы поддержать своих учеников. Когда всех их повели на казнь, Мороз помог Миклашевичу бежать — сумел отвлечь внимание конвоиров.
Заключение к краткому содержанию
В повести В. В. Быкова «Обелиск» раскрыта тема подвига во время войны. Это произведение по направлению относится к героическим, так как Алесь Мороз поступил именно героически. Он считал своим человеческим и учительским долгом не пытаться спастись самому, а поддержать дух своих учеников, попавших в плен.
Идея повести состоит в том, что подвиги многих людей, которые не изменяли своим принципам и Родине, не были отмечены обелисками и не занесены в наградные листы, так как сопротивление врагу было поистине народным. Нужно стараться восстанавливать историческую справедливость, вспоминая деяния достойных и благородных людей во время войны.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание В. Быков «Обелиск»
Василь Быков — белорусский писатель, автор героического произведения «Обелиск», краткое содержание которого здесь представлено. Повесть была написана в 1971 году. За нее, а также за произведение «Дожить до рассвета», автор был удостоен высокой государственной награды. Краткое содержание рассказа «Обелиск» Быкова нужно читать после знакомства с главными действующими лицами.
Основные персонажи
Василий Быков в повести «Обелиск» задействовал минимум персонажей:
Рассказчик – от его имени ведется повествование. Имя его не указывается автором. Журналист.
Очень краткий пересказ
«Обелиск» Быкова, краткое содержание его повести, следует начать с того момента, когда рассказчик, местный журналист, узнает о смерти своего знакомого – скромного сельского учителя Павла Миклашевича из небольшой деревни Сельцо. Это застает журналиста врасплох – он давно собирался к нему приехать.
Тот торопится на похороны. Приехав в деревеньку, он попадает на поминки, где собравшиеся очень тепло вспоминают об ушедшем товарище. Слово берет Ткачук, который предлагает вспомнить не только Миклашевича, но и его учителя по фамилии Мороз. Его не поддерживают и он собирается ехать в город. Рассказчик тоже понимает, что задерживаться далее нет смысла и составляет ему компанию. Они шли по дороге и ждали попутной машины. Журналист попросил Ткачука рассказать ему о Морозе.
Тот охотно делится воспоминаниями. Мороз был не только прекрасным педагогом, но и всегда оставался другом и защитником для своих учеников. Он доносил знания, однако считал не менее важным вырастить из них достойных людей.
Началась война. Мороз не оставил своей работы и детей, несмотря на то что их селение захватили немцы. Ткачук вступил в ряды партизан, а учитель приглядывал за детьми и помогал партизанскому движению. Многие жители деревни стали переходит на сторону немцев, становясь полицаями.
Один из них заподозрил Мороза в пособничестве партизанам и устроил в доме, где была школа, обыск. Найти полицаям ничего не удалось, допросы тоже не дали результатов. Ученики Мороза не могли простить обиды и решили отомстить. Они договорились повредить опоры моста, по которому должны были проехать немцы и полицаи. Их план сработал, но кое-кто из выживших смог опознал мальчишек.
Ночью схватили всех причастных к происшествию мальчишек. Через некоторое время партизанам пришло сообщение о том, что немцы готовы обменять ребят на их учителя. В случае отказа мальчиков повесят. Мороз, не раздумывая, сдается, однако его учеников не отпускают. Во время их перевозки он помогает сбежать одному из своих учеников – Миклашевичу, остальных вешают.
Прошло время, и подвиг Мороза, который ценой своей жизни спас учеников, стал забываться. Многие стали говорить о том, что учитель – трус, который сдался немцам добровольно.
Вот о чем хотел напомнить Ткачук на поминках Миклошевича, однако он не был услышанным.
Краткое содержание
Далее последует краткое содержание повести, не распределенное по главам. Краткий пересказ, как и само произведение, нужно начать с того, что один местный журналист совершенно случайно от знакомого узнает, что в деревне Сельцо умер молодой учитель, 36 лет, Павел Миклошевич. Для журналиста это было неприятным известием. Он был немного знаком с ним. Когда-то Павел попросил журналиста помочь ему разобраться в одной истории, которая случилась в годы войны. Тот обещал приехать и выслушать учителя, но так и не выбрал время.
Теперь худая фигура Миклошевича, его лицо в морщинах, как у пожилого человека, его ясный прямой взгляд предстали перед журналистом. Он остановил попутный грузовик и выехал в Сельцо на похороны учителя. Пока его трясло в машине, он вспоминал, как познакомился с Павлом.
Всем было известно, что в годы войны его имя было каким-то образом связано с партизанами и некоторых его одноклассников убили фашисты. В свое время Миклошевич похлопотал, чтобы его товарищам поставили памятник. Затем он занимался историей партизанского движения в Белоруссии. Тогда они и познакомились, а Павел попросил его распутать одно дело. Увы, этому не суждено было случиться.
Когда грузовик доехал до обелиска, журналист попросил остановиться. В стороне белело здание школы. Подъехавший местный зоотехник с ящиком водки сообщил ему, что поминки собрали в учительском доме.
Журналист зашел в помещение, ему освободили место рядом с пожилым ветераном и налили стопку. Слово взял заведующий районо. Он долго говорил о том, какой Павел был коммунист, ответственный работник, активист. Его слова не понравились ветерану. Он возмутился, что речь об этом не должна идти на поминках Миклошевича. Вспоминая его, обязательно нужно вспомнить и Мороза, ведь эти имена так тесно переплетены.
Речь шла о чем-то таком, о чем не имел представление журналист. Он познакомился с ветераном. Тимофей Титович Ткачук, ранее работавший в этом селе, теперь проживал в городе. Оставшись непонятым, он отправился к выходу, журналист последовал за ним.
Они шли по направлению к городу, надеясь поймать попутку. Ткачук рассказал, как он познакомился с покойным.
Их знакомство состоялось до войны, когда Ткачук работал заведующим образования. В его обязанности входило обустройство и образование школ. В Сельце, в бывшей усадьбе одного пана, Мороз открыл школу на четыре класса. Слухи о методах преподавания ходили разные, Ткачук как-то решил сам все проверить.
Приехав на место, увидел школьный двор полный ребят. Там во всю кипела работа – мальчики вместе с учителем заготавливали дрова. Ткачук выяснил, что многие ребята ранее обучались в польской школе, до того момента, как Западная Белоруссия присоединилась к Белорусской ССР. С грамматикой у них не все в порядке. Но Мороз Алесь Иванович считал, что не это главное. Он мечтал воспитать в детях не послушных отличников, а умных, думающих людей.
Ткачук проникся его идеей, ведь Мороз делал это на личном примере. Он прививал им доброту, нравственность, позволяя ухаживать за больными животными и птицами.
Однажды Ткачук заехал в школу поздним зимним вечером. Алеся Ивановича не было на месте – мальчик, открывший дверь, сообщил, что учитель ушел провожать домой девочек-близняшек, поскольку те живут далеко. Это входило в обязанности старшего воспитанника – Коли Бородича, но сегодня его на занятиях не было. А мальчик, который обитал у Мороза, был Миклошевичем. Дома он жить не мог, так как его сильно бил отец.
Война заставила всех поменять свой жизненный уклад. В самые первые дни войны фашисты уже были в селе. Советских солдат не было видно, а многие жители селения не только не стали оказывать сопротивления немцам, но и перешли на их сторону.
Ткачук с некоторыми учителями ушли к партизанам. Мороз даже при фашистах не бросил своих ребят и продолжал преподавать, поскольку немцы дали ему разрешение. Среди партизан и сельчан прошел слух, что Алесь Иванович тоже на стороне противника, раз ему не запретили работать. Прокурор района требовал репрессировать предателя.
Однако в итоге Ткачук вместе с прокурором побеседовали с ним и поняли, что тот продолжает учить ребят по утвержденной программе, а не немецкому языку, как говорили в селе. По просьбе партизан, Мороз стал доносить им некоторые сведения относительно намерений врага.
Вскоре в школе по наводке одного из полицаев прошел обыск. Проверке подверглись даже детские сумки, допросили учителя, однако ничего не обнаружили. Мальчики задумали отомстить полицаям. По предложению Коли Бородича они подпилили небольшой мост, через который должны были ехать полицаи. Их план удался – машина улетела под мост. Кое-кто из выживших заметил ребят, и их схватили. Морозу донесли, что идут и за ним, поэтому ему пришлось сбежать к партизанам.
Через какое-то время связной партизан донес, что немцы требуют Мороза, иначе повесят всех ребят. Алесь Иванович собрался идти, хотя Ткачук его не пускал – ведь ясно же, что мальчишек не отпустят! Знал это и Мороз, но отправился к немцам.
Мороз знал, что ребят не отпустят, но пришел к немцам
Ребят долго истязали, но они молчали. Бородич сдался первым. Он взял всю вину на себя. Тут появился Мороз. Как вспоминал потом Миклашевич, их вели связанными, не позволяли разговаривать между собой. Они шли, глядя на родные места, и их брала тоска. Они дошли до мосточка, и Мороз тихо сказал Павлу, чтобы тот убегал, как только тот крикнет.
Миклошевич так и сделал. Но его догнал полицаи и избили, бросили в канаву. Мороза и остальных повесили спустя несколько дней на Пасху.
Когда немцев выбили из села, перебирали документы и относительно Мороза написали, что тот попал в плен. Далее разбираться никто не захотел. Подробности были восстановлены только благодаря Миклошевичу. Но здоровье у него так не выправилось, ведь в ту ночь его серьезно ранили в грудь, и он долго пролежал в сырой канаве. Он пытался лечиться от туберкулеза, но болезнь оказалась сильнее. Война сумела догнать его уже в мирное время, однако истину он успел доказать.
Основная идея рассказа
«Обелиск» Быкова – настоящая героическая повесть о военном времени. Автор затронул не простую для многих тему – человеческие взаимоотношения в сложные времена. Он показал, как по-разному действуют люди в период опасности, в тяжелых ситуациях, показывая свое истинное лицо.
Краткое содержание повести «Обелиск» В. Быкова
Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Основные персонажи повести
Главный герой:
Другие персонажи:
Быков «Обелиск» очень кратко
Краткое содержание «Обелиск» для читательского дневника:
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами.
Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Обелиск» Быкова
Василь Быков Обелиск краткое содержание:
Данное произведение автора посвящено военной тематике, как и остальные другие его труды.
Повесть с первых строчек знакомит нас с журналистом, посетившим деревню Сельцо. Он узнает от одного из жителей о кончине педагога Миклашевича.
Давно он был знаком с этим человеком. Когда- то на одной конференции Миклашевич попросил помощи в одно деле. В годы войны он работал на партизан. Фашисты зверски расправились с его друзьями. Они вместе учились в школе, и вот враги их уничтожили. Учитель много ходил по инстанциям и ходатайствовал, чтобы поставили им памятник. И его просьбу выполнили.
Когда журналист прибыл в деревню, он тот час направился в образовательное учреждение. Ему сразу же показали, где проходили поминки. Много слов было сказано о том, как советские люди победили в суровой войне, какие в стране происходят достижения, но никто не обмолвился о покойном.
И тогда бывший преподаватель Ткачук сильно возмутился, что даже ушел с поминального обеда, а журналист направляется к обелиску. Там был и Ткачук. Памятник был ухожен, и на нем аккуратно было написана фамилия – Мороз. Тут ветеран и рассказал корреспонденту историю про Миклашевича.
В 1939 году Тимофей Титович был руководителем районо, а Мороз преподавал в этом селе. Здесь же проживала одна полька, которая писала постоянно жалобы на учителя за то, что он неправильно воспитывает детей. Но Алесь Иванович помогал детям освоить программу на белорусском языке и содержал школу в порядке. Так что у него можно было многому научиться.
Учитель проявлял большую заботу о детях. Однажды в сильный мороз он пошел провожать домой двух учениц, а потом купил им обувь, чтобы они могли регулярно посещать занятия, ведь семья это была очень бедная.
Но вскоре война нарушила все планы образовательной деятельности. Гитлеровцы с первых дней были уже в их селе. Педагоги ушли в отряд к Селезневу, стали готовиться к обороне. И вот Ткачук и Сивак отправились разведать, что происходит в деревне. И были удивлены тем, что мороз продолжал вести занятия в школе.
Ночью педагог встретился тайно со своими односельчанами и сказал им, что он остался в деревне, потому что боится за детишек. Ему будет удобнее находиться здесь, наблюдать за происходящим и все докладывать в отряд.
Первоначально все шло гладко, Алесь Иванович помогал, как мог. Но в один из дней, выслушав донос от полицая Лавченя, предателя Родины, на педагога фашисты прибыли в школу. Они разгромили все, и обыскали ребят. Потом они устроили допрос Морозу.
Миклашевич все рассказал педагогу о происшествии, и он, конечно, не одобрил их поступок. А потом всех ребят схватили. Фашисты требовали, чтобы ученики выдали, где находится их учитель. Алесь Иванович пришел сам к ним.
И хотя немцы обещали мальчишек отпустить, слово они свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороза забили насмерть. А Павлу Милашевичу удалось бежать, хотя, и ранен он был тяжело в грудь.
После войны никто не считал, что Мороз совершил героический поступок, однако, Милашевич доказал обратное. В последнее время, конечно, он сильно болел, дала знать его старая рана, да и сердце пошаливало. Но он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал в освобождении страны от немецких захватчиков.
Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.
Содержание «Обелиск» с цитатами
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельцо. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем»: не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельцо, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце.
Возвращаясь домой, рассказчик со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу.
Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог.
Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу: «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу.
Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой».
Павлику повезло: ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Видео краткое содержание Обелиск
В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Миклашевич из села Сельцо…