О чем попросить учителя
Разговаривать с учителем. Как?
Вы решили поговорить с учителем ребенка? Но не знаете, с чего начать?
Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий — от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно-мозговых травм. А уж крики при всем классе «Да как вы посмели поставить тройку моей девочке!» вообще стали классикой жанра. Учителя обороняются, как могут. Да, они тоже не ангелы. Как и мы. И за то, какой будет наша беседа, мы отвечаем в равной степени.
Родительское собрание
Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание — для всех. Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.
Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.
И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да — кто-то другой.
Тет-а-тет в пустом классе
Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее.
А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону.
И — без обид! — учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради.
Чтобы разговор был конструктивным.
То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.
Ребенок жалуется.
Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.
Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.
Что делать, чтобы весь пар в гудок не ушел? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. Избитый и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя — тоже люди.
Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.
Подарки и подношения
Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими родителями. Люди, зависящие от подарков, в профессии не так уж часты. Это патология, это исключение.
Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим подаркам, он будет закрывать глаза на проблемы вашего ребенка, и это никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы, как минимум, поставите в неловкое положение. Хотите как-то поблагодарить — сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взятка, сунутая постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.
Проблемы с успеваемостью
Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.
Как провести разговор с учителем о вашем ребенке?
Найдите правильный способ и время для общения с учителем.
Личная встреча с учителем вашего ребенка может быть проще и продуктивнее, чем переписка по вотсапу (очень распространенная сейчас) или по электронной почте. Это позволит вам обменяться информацией и обсудить возможные пути решения проблемы в режиме реального времени вместо того, чтобы долго переписываться.
Если встреча в ближайшее время невозможна, вы можете договориться о телефонном звонке в определённое время, когда у вас обоих есть хотя бы свободные полчаса. (Возможно, вы также захотите убедиться, что вы сможете разговаривать без присутствия ребенка.)
Когда вы попросите поговорить с учителем, скажите ей, что вы хотели бы встретиться, потому что вы замечаете трудности дома с домашней работой. Это поможет учителю подготовиться ко встрече и даст возможность понаблюдать за домашними заданиями вашего ребенка до того, как вы встретитесь.
Общайтесь четко.
Сосредоточьтесь на том, что делает ваш ребенок, а не на том, что делает учитель или какова школьная политика на тему домашних заданий. Будьте внимательны к тому, что вы замечаете дома, но не критикуйте учителя.
Например, если вы скажете: «Вы даете так много домашней работы, что мой сын часами пытается ее выполнить», это может звучать так, будто вы обвиняете учителя. Кроме того, он не дает четкого представления о психологическом состоянии вашего ребенка.
Вместо этого, попробуйте сказать что-то вроде: «Для некоторых детей объем домашней работы может не быть проблемой, но мой сын тратит большую часть времени на каждую тему».
Вот несколько примеров того, как вы можете понять, что вы видите:
«У моего ребенка проблемы с пониманием заданий, и он тратит на них час, а не 20 минут как другие дети».
«Моему ребенку трудно систематизировать его идеи, и ему требуется целый день, чтобы ответить на все вопросы с короткими ответами».
«После двух страниц математических задач мой ребенок теряет фокус. Заставить его закончить все задание может занять два часа и больше».
«Мой ребенок очень медленно читает и ложиться спать очень поздно, чтобы закончить вечернее задание по чтению. Иногда это заставляет его плакать».
Если вы не уверены, в чем конкретно заключается проблема, это нормально, если вы так говорите. Вы можете обсудить проблему вместе.
Будьте ориентированы на решение.
Предложите и свои собственные идеи.
Не бойтесь задавать такие вопросы, как:
«Какое максимальное количество времени он должен тратить на домашнюю работу каждый вечер? Может ли он вместе со взрослым подписать незаконченную часть задания, если он проработал определенное количество времени?
«Есть ли альтернативные способы показать, чему он учится?»
«Как можно настроить рабочую нагрузку в соответствии с его потребностями в обучении?»
«Есть ли способ убедиться, что он понимает, что он должен делать с заданием, прежде чем он покинет школу?»
Если вы предлагаете определенные стратегии или поддержку для своего ребенка, будьте уверены, что это то, что вы делаете. Лучше сказать: «Я хотел бы спросить вас, можете ли вы внести некоторые изменения для моего ребенка», чем «Я думаю, что моему ребенку нужно что-то другое».
После того, как вы согласовали план действий, договоритесь о встрече с учителем через несколько недель, чтобы обсудить промежуточный результат. Если не было большого прогресса, поговорите о возможных следующих шагах, таких как дополнительные занятия.
О чем родители хотят поговорить с учителями
Светлана Лаврентьева
28 ноября 2017 • 17:25
Педсовет 18 лет является местом встречи и общения педагогов, работающих в самых разных городах и селах страны. Мы подумали, что пришло время попытаться сделать Педсовет еще и площадкой встречи и общения учителей и родителей, чтобы переломить ситуацию взаимного непонимания.
Мы провели небольшое исследование, спросив родителей школьников о том, на какие темы они хотели бы общаться с учителями. Что именно они считают необходимым обсуждать совместно?
Публикуем наиболее интересные ответы. И сообщаем, что в ближайшее время с теми же вопросами обратимся к вам, уважаемые педагоги.
Родители не знают всей кухни
Киселева Екатерина, г. Пермь: «В первую очередь, хочется иметь возможность обсудить с педагогами те изменения, которые происходят в школьном образовании. Думаю, что у учителей больше информации о том, что меняется, как меняется, почему меняется и какие могут быть последствия. Мой сын учится в 9 классе, и за годы его школьной жизни частенько бывали ситуации, когда о каких-то серьезных изменениях в школьной программе, например, я узнавала постфактум, от него. И недоумевала: чем вызвано такое изменение, кто его инициировал и т.д. Например, так у него вдруг исчез из расписания второй иностранный язык в 7 классе. В пятом и в шестом был, а в седьмом – уже нет.
Потом, от учителя немецкого языка в частном разговоре я узнала, что у нее была маленькая нагрузка, и ее просто уволили, чтобы она своей небольшой зарплатой не портила статистику по зарплатам учителей в школе. А мы, родители, об этой кухне не имеем никакого представления, хотя она впрямую отражается на наших детях.
Модель взаимодействия школы и родителей
Я хочу понять, почему у многих учителей такое отношение к родителям и родительскому участию в жизни школы? Я с радостью пообщалась бы с учителями, чтобы выяснить, какой они видят наилучшую модель взаимодействия с родителями, в чем мы можем им помочь, а во что точно не нужно соваться и почему».
Что такое хорошо и что такое плохое
Савельева Наталья, г. Челябинск: «Думаю, что главная тема общения учителей с родителями, а родителей с учителями сегодня – это тема этики. Мне кажется, что подавляющее количество возникающих между нами конфликтов имеют именно эту причину: отсутствие этических норм в мировосприятии, как некоторых учителей, так и некоторых родителей.
Помните у Маяковского? «Что такое хорошо и что такое плохое»? Вот сейчас, мне кажется, в обществе в целом сильно размыты представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И нужно с этим что-то делать. И сделать что-то с этим смогут не политики, не власть, не СМИ, а именно педагоги и родители. Потому что только учителя, и мы по-настоящему сильно заинтересованы в том, чтобы дети выросли порядочными людьми, с усвоенными морально-этическими нормами. Значит, нам надо объединяться, разговаривать, пытаться понимать друг друга, вспоминать о правилах цивилизованного общения и вместе что-то делать в этом направлении».
Мы стоим по разные стороны баррикады
Кручинин Платон, г. Москва: «Я не думаю, что нужна площадка для общения учителей и родителей, и что само это общение нужно. Мы стоим по разные стороны баррикады. У нас слишком разные мотивации и цели. Родители сосредоточены на своем ребенке, его образовании и воспитании, его встраивании в социум. У современных учителей совсем другие приоритеты: выполнение распоряжений начальства, выдача нужных результатов, выполнение государственного заказа. Так получается, что заказ государства и заказ родителей – это две разные вещи. Так что не верю в то, что диалог учителей и родителей сложится».
Друг без друга нам не справиться
А вопросов, по которым учителя и родители могли бы выработать консолидированную позицию и отправить ее наверх, довольно много: проблемы инклюзивного образования, проблема детей с девиантным поведением, питание в школах, плохое материальное и техническое оснащение школ и т.д. Думаю, с десяток наберется вопросов, по которым мы сможем выработать единую позицию.
И в этом диалоге мы нужны друг другу, потому что учителя лучше знают ситуацию школьного образования, более компетентны в том, что мешает учителю и детям, а родители – более независимы и не боятся громко высказывать свое мнение, обращаться в структуры власти, имеют возможность привлекать к написанию заявлений профессиональных юристов. Поэтому друг без друга нам не справиться».
Помимо этого опрошенные нами родители хотели бы в общении с учителями обсуждать качество учебников, ФГОСы, вопросы воспитания, внеурочной деятельности, школьного самоуправления, получать консультации по подготовке к ГИА, к олимпиадам, конкурсам, подискутировать относительно нужности или ненужности домашних заданий, некоторых предметов школьной программы, разобраться в основополагающих документах, которые регламентируют образовательную деятельность.
Как общаться со школьными учителями?
Учимся отстаивать интересы детей без лишних конфликтов с педагогами.
Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.
Разговаривайте с учителем уважительно и на равных
Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.
Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».
Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.
Выберите подходящее время
Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.
Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.
Не накручивайте себя разговорами с другими родителями
Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.
Подчеркните, что понимаете ситуацию
Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.
Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.
Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»
Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»
Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.
А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.
Ищите общие цели
Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.
Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.
Не прыгайте через голову
Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.
Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»
Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».
Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.
Оставайтесь защитником своего сына или дочери
Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.
Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».
Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.
20 очень странных вещей, о которых родители просят учителей
Школьные и детсадовские чаты — это стресс не только для родителей, но и для учителей. С появлением мессенджеров и соцсетей обратиться к преподавателям стало гораздо проще, но не всегда их это радует. Сайт WeAreTeachers собрал коллекцию самых странных родительских просьб к учителям.
1. Почините компьютер
«Родители попросили меня в пятницу вечером провести внеклассное занятие для их ребёнка, чтобы он смог починить компьютер. Я — преподаватель литературы, если что!».
2. Дайте ребёнку поспать
«Одни родители отказались подписать мой устав класса в начале года. Я писал о том, что желательно, чтобы ученики на уроках были внимательны и не засыпали. Мама одного из них заявила, что её сын-подросток должен иметь возможность вздремнуть в любое время, когда ему захочется».
3. Проследите за ним
«Один из наших учеников регулярно прогуливал. Его мама попросила учителей следить за ним на переменах, но делать это незаметно: „Не надо его смущать!“. Ещё она попросила следить за тем, чтобы он всё же входил в нужный класс: „Но если он не хочет, не заставляйте его, ему такое не нравится!“. Ну, и она целыми днями строчила письма в школу и звонила, чтобы проверить, всё ли идет по плану».
4. Продиктуйте правильный ответ
«Один из родителей потребовал у меня ответы на все вопросы тестов, которые я проводил в классе. Он хотел убедиться, что я правильно поставил оценку его ребёнку».
5. Назовите вашу причину
«Мама спросила меня, может ли её дочь один день пропустить школу по уважительной причине — накануне девочка потеряла девственность».
6. Научите ребёнка одеваться
«Мама ребёнка, в группе которого в детском саду я работала воспитательницей, была возмущена тем, что я не учила его одеваться. Пожаловалась, что из-за моей халатности она тратит слишком времени дома на сборы ребёнка».
7. Дайте погуглить на контрольной
«Папа моего ученика заявил, что на контрольных детям надо разрешить использовать смартфоны. „Мы же все гуглим, когда чего-то не знаем“, — написал он мне».
8. Подуйте ему на суп
«Мама ученика начальной школы позвонила нашему секретарю и попросила помочь ребёнку с обедом — подуть на суп, если он будет слишком горячим».
9. Перестаньте хвалить ребёнка
«Родители попросила меня не хвалить их ребёнка за успехи в школе, заявив, что это задаёт ему такую высокую планку, которую невозможно всё время удерживать».
10. Вышлите домашку по смс
«Одна мама написала мне письмо и попросила каждый день отправлять ей текстовые сообщения с домашним заданием сына-девятиклассника, чтобы она могла без проблем всё контролировать. Заодно она попросила не давать её ребёнку заданий в групповых проектах, потому что он — очень одарённый, а вот в других детях она сомневается».
11. Не расстраивайте детей математикой
«Мама моего ученика попросила сделать уроки по математике не такими частыми. По её мнению, математики достаточно один или, максимум, два раза в неделю. Ведь математика навевает на ребёнка хандру. Не надо его расстраивать лишний раз».
12. Чайку заварите
«Получил записку от мамы с просьбой готовить её сыну (у него болело горло) горячий чай в течение дня. К записке прилагалась сумка с чайными пакетиками. Ещё она написала, что если у меня есть мёд, то неплохо было бы добавить его в чай, чтобы успокоить горло».
13. Отучите ловить лягушек
«Родители попросили меня повлиять на сына-восьмиклассника и сделать так, чтобы он перестал собирать лягушек по дороге из школы домой. Ведь лягушки могут быть ядовитыми!».
14. Заставляйте пить воду
«Одна из мам оспаривала плохие оценки, выставленные её ребёнку. Она заявила, что он просто недостаточно пил воды в классе. Это вызвало обезвоживание, а оно уже стало причиной неуспеваемости. И тут же нашла выход — попросила учителя следить, чтобы её ребёнок выпивал всю воду из бутылки, которую она даёт ему с собой в класс».
15. Не снижайте оценки
«Я понизил оценку за тест ученику, которого поймал на списывании. Вечером мне позвонил его папа и попросил больше так не делать, потому что это испортит его табель!».
16. Просто купите ребёнку суши
«Мы с классом уезжали на весь день на экскурсию, попросили всех родителей дать детям с собой обед. Одна девочка пришла без еды. Пока мы ещё были в школе, я позвонила её маме и попросила завезти ребёнку поесть. Мама ответила: «Ой, ну просто по дороге на экскурсию купите ей где-нибудь суши».
17. Не давайте есть яблоки
«Получил сообщение от родителей, которые попросили последить за их дочерью. Их волновало, что она ест в школе слишком много яблок».
18. Научите сына пользоваться дезодорантом
«Мама одного старшеклассника хотела, чтобы я научил её сына основам гигиены. В списке значились чистка зубов, использование дезодоранта и хорошие манеры».
19. Не заставляйте детей читать
«Я веду уроки английского. Среди прочего мы, естественно, читаем. Обычно это не вызывает вопросов, но недавно я получил обращение от мамы, которая просила освободить её дочь от чтения, потому что у девочки и без того много уроков и внеурочки в школе».
20. Поставьте ему отлично
«Ученик заваливал тест за тестом. В итоге в школу приехал его отец — мужчина в дорогом костюме. Сразу с места он объяснил мне, как должны обстоять дела у его ребёнка: «Я владею компанией, которая стоит 30 миллионов долларов, поэтому мой сын не может быть неуспевающим, а вы просто всегда ставьте ему отлично!».