О чем похвальная надпись к статуе петра великого
ПОХВАЛЬНЫЕ НАДПИСИ
Стихотворные надписи, помещавшиеся на транспарантах во время придворных празднеств, фейерверков и иллюминаций, были подчинены общему живописно-декоративному оформлению и получали предварительную апробацию двора. Иногда Ломоносову приходилось переводить или перекладывать в стихи готовый текст. К. этому жанру примыкают «надписи» на различные случаи (маскарады, спуск кораблей, изобретение роговой музыки и др.).
Надписи к статуе Петра Великого. Соч. 1751.— Соч. 1757. Автограф ЦГАДА. Цикл надписей датируется промежутком времени с 1743 по 1747 г., когда велись работы по отливке статуи Петра I (по проекту Карло Растрелли). Монумент Петру был задуман еще при его жизни, и тогда же (к 1719 г.) изготовлены первые модели. Первоначально предполагалось установить две статуи Петра — конную и пешую. Отлита была только первая (поставлена в 1799 г. перед Инженерным замком в Петербурге со значительными изменениями в декоративном оформлении). Ломоносов, по-видимому, сочинил надписи к монументу Петра по своему почину в то время, когда еще не было определено, какая из предполагаемых статуй будет отлита и установлена раньше. Число их и характер надписей указывают, что он, возможно, заготовил их для «конного» и «пешего» Петра. Две строки надписи 1-й
Когда он строил град. и странствовал в морях являются переводом двух стихов из «Энеиды». Отдельно от надписи они помещены на картуше «Карты Ингерман-ландии и Ингрии» (составленной около 1743г.), где, согласно проекту, изображена статуя «пешего» Петра. По углам памятника помещены четыре скованные фигуры «пленников», олицетворявших побежденных противников Петра (в надписи 5-й Ломоносова:
Перс, Турок, Гот, Сармат). См.: Морозов А. А. К истории надписей М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого»//«Рус. лит.». 1965, № 1. С. 102—114.
О чем похвальная надпись к статуе петра великого
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
Уроки литературы в 7 классе[1]
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
УРОК 10
М. В. ЛОМОНОСОВ. «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»,
«ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА» (ОТРЫВОК
Основное содержание урока
Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
I. Краткий рассказ об учёном и поэте
Рассказ учителя о М. В. Ломоносове с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся:
Ломоносов — учёный-естествоиспытатель, Ломоносов — филолог, поэт и педагог, Ломоносов — художник.
II. Чтение и обсуждение статей учебника о Ломоносове и составление их цитатных планов.
Группа 1. Статья Б. В. Шергина «Слово о Ломоносове» (см. статью ниже):
Группа 2.
Статья В. И. Коровина «Михаил Васильевич Ломоносов» (см. статью ниже):
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».
Какие стихи Ломоносова вы знаете?
Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?
Что вы знаете о просветительской деятельности Петра I?
Каково отношение Ломоносова к Петру I? Почему оно было таким?
III. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина
Чтение надписи Ломоносова «К статуе Петра Великого»:
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
Показ изображения статуи Петра I (см. фото ниже):
Комментарии учителя:
1. Ломоносов создал цикл из пяти надписей к статуе Петра Великого с 1743 по 1747 год (см. тексты всех надписей ниже):, когда велись работы по отливке статуи (по проекту Бартоломео Карло Растрелли).
Монумент Петру был задуман ещё при его жизни, и к 1719 году изготовлены первые модели. Предполагалось установить две статуи Петра — конную и пешую. Отлита была только первая.
Она установлена по приказу Павла I лишь в 1799 году перед Инженерным замком в Петербурге с изменениями в декоративном оформлении и надписью «Прадеду правнук».
2. Отливка статуи была выполнена в 1745—1747 годах. Однако памятник не был установлен и хранился на складах Канцелярии строений. Памятник красив по силуэту и благодаря высокому цоколю чётко рисуется на фоне неба. Светлый оттенок мрамора пьедестала контрастирует с тёмной бронзой монумента. Пьедестал памятника, облицованный олонецким мрамором белого, розового и зелёного оттенков, украшен бронзовыми барельефами «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам зрак, утеха, россы, гласит, сей, град, художества.
— Какую оценку даёт Ломоносов деяниям Петра I?
— В чём он видит заслуги царя перед Россией?
IV. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
Патриотизм и призыв к миру
Группа 1.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам от недр, дерзайте, ободренны, раченье, Платон, Невтон, случай, утеха, пользовать.
Группа 2.
Прокомментируйте смысл выражений которых ожидает / Отечество от недр своих, дерзайте ныне ободренны / Раченьем вашим показать, в несчастной случай берегут, среди народов и в пустыне.
Группа 3.
Выполните задание 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Группа 4.
Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему Ломоносов придавал большое значение образованию и наукам?
О чём мечтает поэт? Сбылись ли его мечты?
В чём Ломоносов видит пользу наук?
Прокомментируйте его утверждения о роли наук в разных случаях жизни человека.
V. Практическая работа.
Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли.
VI. Понятие о жанре оды.
Ода в актёрском исполнении
Прослушивание «Оды на день восшествия…» в актёрском исполнении.
Какие черты характерны для жанра оды?
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Итоговый вопрос:
Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть.
Написать текст «Похвального слова Ломоносову» и подготовиться к его произнесению.
Групповые задания.
Выполнить задания о Ломоносове из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение о Г. Р. Державине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы сообщений в следующем уроке)
Составить лексические и историко-культурные комментарии к статье учебника о Державине.
Прочитать фрагмент романа В. Ф. Ходасевича «Державин» (см. фрагмент «Державин в Тамбове»).
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.
«СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ»
Б. В. Шергин.
. Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.
Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили «Историю Российскую».
Горячечносгь, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, — эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали.
Однако гений архангельского мужика снял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому.
Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.
Перед смертью говорил другу своему Штелину:
— Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют.
Б. В. Шергин. «Слово о Ломоносове» (сказ)
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовна, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое низкое происхождение. За пять лет он прошел восьми летний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1711 года вернулся в Петербург.
С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. И нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Впрочем, он и сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование ученого проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей»(1): «высокий» — церковно-славянские слова и русские, «средний» русские слова с небольшой примесью церковно-славянских, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских. Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.
1. Штиль — устаревшее слово. Стиль — минера выражения мысли.
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка отвечали культурным потребностям нации. Тема могущества и величия России сочеталась в его поэзии с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. Основной лирический тон его произведений торжественный. Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
В. И. Kopовин
1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как ученого, поэта и общественного деятеля.
2. Какие жанры относятся к каждому из «грех штилей»?
. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(См. текст оды полностью)
1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
2. Какова главная мысль каждого из них?
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.
4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».
1
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град[3], сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
2
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
3
Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.
4
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.[4]
Источник: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
(вернуться к уроку)
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
2. Памятник Петру I (Михайловский замок) — бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675 — 1744) изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
Впервые надписи «К статуе Петра Великого» были изданы в корпусе «Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова» в 1751 г.
На основании того, что в рукописи они непосредственно предшествуют надписи к раке Александра Невского, в Полном собрании сочинений они датируются 1750 г.; A. A. Морозов предлагает более раннюю датировку 1743—1746 гг. (Морозов A. A. К истории надписей М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» // Русская литература. 1965. № 4. С. 111).
Действительно, есть основания предполагать, что работа Ломоносова над первой надписью началась намного ранее 1750 г.: 7-й и 8-й стихи ее значатся на «Карте Ингерманландии и Карелии» 1742 г. Тогда эти строки относились к изображенному на картуше карты пешему памятнику Петру I. C воцарением Елизаветы вспомнили об изготовленных ранее моделях пешего и конного монументов Петру К. Б. Растрелли, и в 1744 г. начались работы по их изваянию. Однако к 1746 г. А. Мартинелли была отлита только конная статуя, модель пешего монумента к этому времени уже пришла в негодность. Неизвестно, что именно послужило поводом для возвращения Ломоносова к теме памятника, время от времени разговоры о его постановке возобновлялись, но нет сведений, чтобы они велись в 1750 г. Издатели Полного собрания сочинений предполагают, что Ломоносов намеревался поместить первую надпись «непосредственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала» (Полн. собр. соч. Т. 8. С. 966), но это маловероятно, поскольку все надписи слишком пространны. Скорее, они могли украшать гравюру с изображением памятника. Такая гравюра была отпечатана в 1753 г. — «План столичного города Санкт-Петербурга», но никакой надписи на ней не значится.
Надписи Ломоносова, как и несколько известных гравированных изображений памятника, отражают разные этапы работы над памятником и постаментом к нему, которому придавалось большое значение. (вернуться)
3. Когда он строил град. — эти строки значатся на гравюре 1742 г., где служат переводом 5-го и 7-го стихов «Энеиды»: «Multum ille terris et alte Multa quoque et bello passus dum conderet urbem» (см.: Алексеева Н. Ю. Два стиха из «Энеиды» в переводе Ломоносова // XVIII век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 81-88). (вернуться)
5. «. И доле в мире сем Мафусаила жил». — ср.: «Слово. » Амвросия Юшкевича. (вернуться)
«М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Патриотизм и призыв к миру в одах «К статуе Петра Великого…», «Ода на день восшествия…»»
Тема: «М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Патриотизм и призыв к миру в одах «К статуе Петра Великого…», «Ода на день восшествия…»»
ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.
развитие навыков опережающего восприятия литературной и личной судьбы великого человека.
воспитательные : привитие интереса к подлинному искусству и воспитание народного и национального чувства при ознакомлении с произведениями классика.
предметные: знание основных фактов биографии М. В, Ломоносова, особенностей его творчества, особенностей жанра оды; владение элементами анализа текста.
— формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения к родной
литературе и чувства любви к родному языку;
-развитие целостного восприятия искусства и человека;
— обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных
-продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность,
осуществлять самоконтроль и рефлексию;
— развивать умение вырабатывать собственное мнение с учётом позиции других, выбирать
стратегию общения, регулировать своё поведение;
— фо рмировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, формулировать выводы.
Оборудование: тексты стихотворений, дидактический материал, презентация
Тип урока: получение новых знаний
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
= Приветствие. Эмоциональный настрой.
2) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
= Беседа по вопросам
— Вспомните, о каком периоде развития русской литературы мы с вами говорили последние несколько уроков? (древнерусская литература)
— В каком веке этот период был начат? (в 10)
— Когда был закончен? (Период древнерусской литературы продлился до 17 века).
= Заполнение «Ленты времени»:
Третий этап развития русской литературы: 17-18 вв..
3) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Третий этап развития русской литературы был связан с личностью человека, которого вы видите на экране.
= Работа с иллюстрациями:
— Рассмотрите скульптурный портрет работы скульптора Ф. И. Шубина (1793 г.).
— Кто это? (М. В. Ломоносов)
«М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Патриотизм и призыв к миру в одах «К статуе Петра Великого…», «Ода на день восшествия…»»
4) ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
= Работа с иллюстрациями:
— Что вы можете сказать об этом человеке?
— Впишите подходящие по смыслу пропущенные слова в приведенный текст (работа в парах)
Скульптор Ф. И. Шубин изображает ______________________________ без парика, подчеркивает огромный открытый _______________ мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший ___________________________ портретируемого. Перед нами вдохновенный ____________________________ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере ______________________ достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня _______________________________и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех _______________ к распространению _____________________в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
Скульптор Ф. И. Шубин изображает Ломоносова без парика, подчеркивает огромный открытый лоб мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший вниманием портретируемого. Перед нами вдохновенный образ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере Ф. И. Шубин достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
= Летопись жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
На основе материала учебника (стр. 84-86) составьте краткую летопись жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Для этого заполните таблицу, вписав в правый столбец события, соответствующие помещенной в левом столбце дате.
= Чтение «Теории трех штилей« (стр. 85)»
На основе прочитанного материала составьте таблицу «Теория трех штилей» М. В. Ломоносова»
5) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки» (о том, как Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу), так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру 1, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой», «Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746, когда была сооружена статуя царя.
= Чтение стихотворения «К статуе Петра Великого» (стр. 86)
= Работа с теоретическим материалом, определение особенностей жанра, слово учителя:
Жанр оды – любимый жанр Ломоносова. Каково его место и значение в русском классицизме?
Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы (запись в тетрадь).
У древних греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.
Правила, которым следовали западноевропейские поэты-одописцы XVII в., требовали:
а) чтобы ода посвящалась только важным предметам;
б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя;
в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение;
г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и др.
= Чтение стихотворения «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (стр. 86-87)
— К кому обращается автор в первых строках отрывка? (к молодым соотечественникам)
— К чему он их призывает? (к служению отечеству, к стремлению к знаниям, к наукам)
— Найдите слова, принадлежащие «высокому стилю » (Отечеству, благословенны, ободренны, раченьем, отраду)
— Что представляет собой это произведение? Какова его основная мысль? (послание к потомкам, призыв к просвещению)
= Проблемный вопрос (метод «Микрофон»):
Как вы думаете, почему в оде, посвященной императрице, Ломоносов рассуждает о значении науки и просвещения? Можно ли утверждать, что эти мысли великого русского ученого-просветителя не устарели в наше время? Докажите, что история подтвердила справедливость мнения М. В. Ломоносова, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». ( Несмотря на то, что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т. п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения).
= Анализ стихотворного размера и рифмовки
Елисаве́та здесь воздви́гла зрак Петро́в
К уте́хе ро́ссов всех, но кто он был тако́в,
Гласи́т сей град и флот, худо́жества и войски,
Гражда́нские труды́ и по́двиги геро́йски
… О вы, кото́рых ожида́ет
Оте́чество от недр свои́х
И ви́деть таковы́х жела́ет,
Каки́х зовёт от стран чужи́х
По, его, Ломоносов, я, язык, ю, пир, ит, о, а, на, а, ые, мнени, сь, и, ть, стих, надлеж, а, сочин, наш, я, природ, свойств, н, а.
По мнению Ломоносова, «стих надлежит сочинять, опираясь на природные свойства нашего языка».
7) РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Великий, русский, знаменитый
8) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) Докажите справедливость этого высказывания (10 предложений):
«Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…» (М. В. Ломоносов)
2) Напишите оду (4-6 строк) «Ломоносову – поэту, ученому, общественному деятелю»
3) Выучить наизусть «Оду на день восшествия…»
Скульптор Ф. И. Шубин изображает ______________________________ без парика, подчеркивает огромный открытый _______________ мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший ___________________________ портретируемого. Перед нами вдохновенный ____________________________ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере ______________________ достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня _______________________________и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех _______________ к распространению _____________________в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
Скульптор Ф. И. Шубин изображает ______________________________ без парика, подчеркивает огромный открытый _______________ мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший ___________________________ портретируемого. Перед нами вдохновенный ____________________________ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере ______________________ достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня _______________________________и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех _______________ к распространению _____________________в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
Скульптор Ф. И. Шубин изображает ______________________________ без парика, подчеркивает огромный открытый _______________ мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший ___________________________ портретируемого. Перед нами вдохновенный ____________________________ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере ______________________ достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня _______________________________и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех _______________ к распространению _____________________в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
Скульптор Ф. И. Шубин изображает ______________________________ без парика, подчеркивает огромный открытый _______________ мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный, как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет, полностью завладевший ___________________________ портретируемого. Перед нами вдохновенный ____________________________ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. В этом портере ______________________ достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. В портрете великолепно передан облик того, который о себе сказал: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня _______________________________и прилежания в учении… и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех _______________ к распространению _____________________в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже….»
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,