О чем поговорить с психологом подростку

Содержание диагностической беседы с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.

Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).

Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.

Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать! При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.

Дальний прогноз вообще невозможен.

Ближайший прогноз – условно-вариантный.

Советы по воспитанию.

Коррекция выявленных трудностей.

Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).

Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).

Источник

Психолог для подростка: зачем он нужен и как его найти

О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть фото О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть картинку О чем поговорить с психологом подростку. Картинка про О чем поговорить с психологом подростку. Фото О чем поговорить с психологом подростку

По статистике ВОЗ, половина ментальных расстройств проявляется до 14 лет. При этом большинство из них не диагностируется и не лечится. Помимо ментальных расстройств, подростки сталкиваются с множеством трудностей: самоопреfделение, самооценка, проблемы в общении, учебный стресс. Их можно безопасно проработать в кабинете психолога.

В Alter можно подобрать психолога для подростка. Просто укажите в анкете, что проходить терапию будет ребенок. Для занятий с подростком до 16 лет требуется согласие родителей.

Как понять, что подростку нужен психолог: чек-лист для родителей

Консультация у психолога никогда не бывает лишней — она поможет разобраться в себе и наметить жизненный путь. Но есть ситуации, в которых психотерапия становится необходимостью. Мы составили чек-лист для родителей: на какое поведение подростка и другие факторы стоит обратить внимание.

Ни в коем случае не ругайте подростка, если вы заметили у него проблемное поведение. Это заставит его только сильнее замкнуться и скрывать от вас свои проблемы. Покажите, что вы рядом, поддерживаете его и готовы помогать.

О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть фото О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть картинку О чем поговорить с психологом подростку. Картинка про О чем поговорить с психологом подростку. Фото О чем поговорить с психологом подростку

Как уговорить подростка пойти к психологу

Подростки часто отказываются идти к психологу, даже если на этом настаивают родители. У такого отказа может быть несколько причин:

— Подросток не доверяет психологу. Он воспринимает психолога как «еще одного взрослого, который будет критиковать и ничего не поймет». Возможно, у него уже был негативный опыт — например, со школьным психологом.

— Подросток не доверяет родителям. Он подозревает, что с помощью психолога они хотят больше «разузнать» о своем ребенке.

— Мешает стигма на психотерапии. Даже взрослые люди отказываются идти к психологу или боятся, что об этом кто-то узнает: «Подумают. что я псих», «Решат, что я не справляюсь с собственной жизнью». Для подростков мнение ровесников важнее всего — и это совершенно нормально.

Главная задача родителей в этом случае — развенчать мифы и подробно объяснить своему ребенку, что такое психотерапия и что на ней происходит. Обязательно скажите, что это конфиденциально — если человек не дает согласия, психолог не имеет права никому рассказывать о консультациях.

Темы консультации психолога для подростков

Подросток может обратиться к психологу с любым вопросом. Но чаще всего это темы

Даже если какие-то из этих тем кажутся родителям несерьезными — для подростка они очень важны. Проработав их с психологом, он может избежать проблем в этих областях во взрослой жизни.

О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть фото О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть картинку О чем поговорить с психологом подростку. Картинка про О чем поговорить с психологом подростку. Фото О чем поговорить с психологом подростку

Пример психологической консультации подростка

Лене 16 лет, она заканчивает школу и готовится поступать в университет. Сначала подготовка к поступлению шла нормально, но в последнее время Лена стала чувствовать, что сил ни на что не хватает. Она начала пропускать занятия на подготовительных курсах, стала замкнутой, отдалилась и от родителей, и от друзей. Родители заметили перемену в ее состоянии и сначала не придали ей значения: все школьники переживают перед экзаменами. Но со временем стало очевидно, что Лене нужна консультация психолога.

Родители предложили сходить сначала всего на одну консультацию, чтобы психолог объяснил Лене ее эмоциональное состояние. На это она согласилась. От длительной психотерапии отказалась, потому что «ни за что не найдет на это времени».

Первая консультация началась со знакомства. Психолог спрашивала у Лены, как она живет, чем занимается, как проходит ее обычный день, какие у нее отношения с семьей и друзьями. Также психолог рассказала немного о себе и пообещала, что не будет пересказывать родителям слова Лены без ее согласия.

Когда Лена описала свою проблему, психолог начала задавать уточняющие вопросы:

— Как ты чувствуешь себя прямо сейчас?

— Какое настроение у тебя обычно бывает? От чего оно портится, а от чего — улучшается?

— Что происходит, если ты не можешь справиться с какой-то задачей? Просишь ли ты помощи? Как ты переживаешь неудачи?

— Тревожит ли тебя что-то в твоем будущем?

— Есть ли у тебя мечта?

Некоторые вопросы, казалось, не относились к теме обсуждения:

— Бывает ли, что у тебя в теле возникают непонятные боли и другие дискомфортные ощущения?

— Как ты спишь? Во сколько ложишься и встаешь? Не просыпаешься ли среди ночи?

— Не пропадает ли у тебя аппетит? Или, может, наоборот — бывают моменты, когда ты ешь и не можешь наесться?

Вопросы о физическом состоянии чаще всего возникают, если психолог подозревает у клиента депрессию или тревожное расстройство.

На первой же консультации не удалось окончательно прояснить, что происходит с Леной, но она согласилась прийти еще раз. После разговора с психологом ей полегчало. Появилось ощущение, что с ее состоянием можно разобраться и справиться.

О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть фото О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть картинку О чем поговорить с психологом подростку. Картинка про О чем поговорить с психологом подростку. Фото О чем поговорить с психологом подростку

Лучший подростковый психолог: как выбрать

Подростку подходит не любой психолог. Важно, чтобы у специалиста была соответствующая подготовка и опыт работы именно с подростками. В целом, терапия будет отличаться и от взрослой, и от детской:

В Alter есть специалисты, которые умеют работать с подростками. Записаться к ним можно за 4 шага (мы рекомендуем делать это вместе с ребенком, чтобы он мог сам выбрать себе специалиста):

Подбор бесплатный и анонимный. При отмене консультации за 24 часа на вашу карту автоматически вернется оплата.

Мы соблюдаем анонимность

Анонимность и конфиденциальность — ключевые пункты профессиональной этики психолога. То, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. Поэтому ни школа, ни университет не могут запросить у психолога личную информацию клиента (и даже просто узнать, что он посещал психолога)

Все специалисты Alter подписывают документ, запрещающий разглашать личную информацию клиента без его согласия. Поэтому в Alter вы защищены юридически, а не только профессиональной этикой.

Подростковый психолог на дом — стоит ли так делать?

Мы уже писали подробную статью о том, почему консультировать клиентов на дому — неэтичная практика. Если коротко: нет, мы не рекомендуем вызывать психолога на дом. Кроме того, ни один специалист, соблюдающий профессиональную этику, не согласится так работать.

Если у подростка нет возможности посещать психолога лично — можно проходить психотерапию онлайн.

Онлайн консультация психолога для подростков

Психотерапию можно проходить как лично, так и онлайн. Главное — обеспечить подростку комфортное звукоизолированное помещение, в котором он будет заниматься с психологом. Если такая возможность есть, родителям лучше выйти из дома на время онлайн-сессии. Так вы покажете свое доверие, а подростку будет легче расслабиться и говорить о том, что его волнует.

Почти все психологи Alter проводят онлайн-консультации. Выбирайте тот формат, который подходит вам.

Индивидуальный психолог или консультация в школе?

Задумываясь о психологической помощи для подростка, многие в первую очередь обращаются к школьному психологу. Но у этого варианта есть ряд минусов:

— Сложно проверить квалификацию школьного психолога. Вы не можете проверить, есть ли у него соответствующее психотерапевтическое образование.

— Заказчик школьного психолога — даже не родитель, а сама школа. Поэтому конфиденциальность может быть не соблюдена.

— Школьный психолог может консультировать всех учащихся. Это может создавать у психолога предвзятое отношение.

Поэтому, если такая возможность есть, мы рекомендуем делать выбор в пользу консультаций детей и подростков у частного специалиста.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть фото О чем поговорить с психологом подростку. Смотреть картинку О чем поговорить с психологом подростку. Картинка про О чем поговорить с психологом подростку. Фото О чем поговорить с психологом подростку

Как начать беседу с подростком или старшим школьником?

Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации («Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать»).
Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу «запуска» беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.
Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.

Методический прием «Давай думать вместе!»

Методический прием «Психологический контакт»

Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: «Ну, что у тебя опять случилось?’ произнесенными «учительским голосом», со строго-формальным выражением лица, у клиента «сработает» установка взаимоотношений типа «учитель-ученик» и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.

Методический прием «Человечек»

Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воле», а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, «в массе коллектива» и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В этом случае эффективен прием «Человечек». На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: «Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем».
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

Методический прием «Проблемная ситуация»

В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.

Методический прием «Зеркало»

Методический прием «Вербальное пространство»

Для этого психолог должен уметь:

Источник: «Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997»

Источник

«Я могу пойти к психологу без разрешения родителей?»: отвечаем на 10 вопросов про подростковую терапию

С родителями или учителями сложно поговорить о том, что волнует, — они могут не понять или смутиться. Поделиться переживаниями со сверстниками тем более страшно — а вдруг они засмеют или расскажут всем. Мог бы помочь психолог — но где его искать и каким он должен быть? Где гарантии, что он не сольёт родителям всё, что было на консультации? Отвечаем на 10 вопросов, которые подростки задают о терапии.

1. Сколько мне должно быть лет, чтобы пойти к психологу и не просить на это разрешение у родителей?

В России нет официального документа, в котором написано, во сколько лет можно пойти к психологу. Но есть Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Он гласит, что подросток может обратиться к специалисту без разрешения родителей после того, как ему исполнится 15 лет.

Если вам ещё не исполнилось 15, а просить у мамы разрешение не хочется, можно воспользоваться телефонами довериями или психологическими чатами поддержки. Это анонимно и бесплатно.

2. Мне 14, и мои родители не верят в психологию. Может мне дать разрешение на консультации другой взрослый?

Пойти к психологу до 15 лет можно только с разрешения родителей или опекунов. Хорошие знакомые и бабушки с дедушками помочь не смогут. Если так вышло, что мама или папа не дают согласия на психолога, придётся ждать, когда вам исполнится 15.

3. А психолог не раскроет мои тайны другим людям?

В России родители имеют право знать, что делают врачи с их несовершеннолетними детьми. Нюанс в том, что у некоторых психологов есть медицинское образование, а у некоторых — нет. Клинический психолог, врач-психотерапевт и психиатр могут рассказать родителям, о чём вы говорили на приёме.

Ещё важно, работает ли психолог в медицинском учреждении. Если вам нет 18 и вы обратились к врачу-психотерапевту в клинику, то родители смогут по письменному запросу узнать, что вы обсуждали со специалистом. А если вы выбрали частного психолога без медобразования, то он ничего родителям рассказывать не обязан.

Психолог не имеет права раскрывать ваши тайны. Даже другим специалистам. Даже членам своей семьи. Даже если не назовёт ваше имя, когда захочет с поделиться: «Недавно ко мне мальчик приходил с такой интересной проблемой». Есть только два исключения, когда психолог-неврач может сообщить родителям или экстренным службам, о чём вы рассказали на приёме:

В этих случаях психолог может позвонить родителям, полиции или скорой. Всем остальным терапевт ничего о вас рассказывать не будет.

4. Я решил поговорить с родителями о том, что мне нужен психолог. Что мне сказать, чтобы они согласились?

Родители могут принять такую новость на свой счёт и начать винить себя. Ещё они боятся, что вы станете жаловаться на них постороннему человеку, и родителям это неприятно. От них можно услышать: «А что, ты не можешь поговорить с нами? Это мы виноваты? Ты будем там о нас рассказывать?» Поэтому важно донести до мамы и папы, что дело не в них. А даже если в них, то нужно сказать об этом мягко, без претензий.

Когда будете разговаривать с родителями, не обвиняйте их. Говорите только о себе и своих чувствах, в этом вам помогут «».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *