О чем поговорить с начальником
Добавьте немного юмора: пять полезных способов пообщаться с начальником
Одним из важнейших навыков социальной коммуникации является умение наладить хорошее общение, в том числе с начальством. В рабочей среде нам приходится встречаться с коллегами, обладающими разным темпераментом, с клиентами, с боссом, к которому тоже нужно найти подход, чтобы иметь возможность общаться с ним. Специалисты выделили пять основных способов, с помощью которых можно выстроить общение в нужном вам русле и при этом чувствовать себя комфортно.
Сначала думайте, потом говорите
Хорошие отношения с руководителем начинаются с одного простого правила: слушайте, что он говорит, подумайте над его словами и только после этого дайте взвешенный искренний ответ. Для начальника ваши ответы будут означать, что слова идут из глубины души, а не выдуманы для того, чтобы удовлетворить его самолюбие. Босс может уступить или проявить эмоции. Это значит, что он видит в вас искреннее желание с ним разговаривать.
Выберите тему для разговора
Выбор темы для беседы является важной частью коммуникации. Если тема интересна, понятна, то руководитель будет чувствовать себя комфортно, отвлечется и немного поговорит с вами, если есть время. График обычно у руководителей очень плотный, поэтому начинать разговор нужно о вещах, которые действительно важны для работы. Ни в коем случае не должно складываться ощущения, что вы намеренно тратите время начальства впустую. Это раздражает и выставляет вас не в лучшем свете. И да, не стоит начинать разговор на личные темы. В офисе это вас не касается. Будете выглядеть как человек, набивающийся в друзья.
Добавьте немного юмора
Если вы хотите, чтобы разговор продолжался как можно дольше и проходил в легкой, непринужденной атмосфере, ведите беседу мягко, не будьте слишком жестким, не выражайте агрессию. Не нужно вставлять в разговор шутки о коллегах или кулуарных сплетнях. Такие шуточки выглядят всегда грязно и неуместно, роняя тень на вас как на сплетника и интригана. Кроме того, вы не знаете отношения человека к участнику шуток и легко можете нарваться на конфликт. Чтобы руководителю было приятно с вами разговаривать, используйте нейтральные шутки, которые не задевают личности и не касаются вещей, о которых не принято говорить вслух. Говорите серьезно, но и на шутки реагируйте, потому что ввернуть в беседе шутку можете не только вы, но и ваш собеседник. Будьте готовы.
Проявите интерес
Общайтесь свободно
Подчиненные прежде всего должны уметь одновременно поставить себя в коллективе, соблюдать субординацию и уважать начальство. Но нет ничего страшного в том, если в простом разговоре вы будете слегка небрежны. Не развязны, а именно небрежны. Проявите мягкость, даже если общение станет похоже на дружеское, но не забывайте о манерах и деловом этикете. Это создаст комфортную психологическую атмосферу и позволит выйти из неловкой ситуации с юмором. Неловкие ситуации будут обязательно, потому что подчиненных нигде не обучают умению выстраивать качественную коммуникацию.
В целом, знакомство и общение с людьми на руководящих должностях должно присутствовать в офисной рутине, и такие шансы нужно использовать по максимуму. Хорошие отношения начинаются с хорошего общения, которое может привести вас к повышению. Не так ли?
Общение с начальником: основные правила
У работников с начальником складываются разные отношения. Одни говорят на равных, другие боятся сделать неверный шаг. Обычно разговаривать с начальником необходимо каждый день, поэтому наладить контакт нужно еще в начале трудовой деятельности. Обязательное условие – проявлять уважение и строить отношения на доверительном основании. Будьте приветливы и толерантны. Даже со злым начальником можно найти общий язык.
Правила поведения
Хорошие отношения с начальством – залог комфортной обстановки в коллективе и продуктивной работы. Но каждый человек имеет свои особенности, сильные и слабые качества, вредные привычки. С этим нужно смириться. Изменить плохого, капризного начальника бывает очень тяжело, но подстроиться под его особенности – намного проще.
Первое, что следует сделать – очертить границы. Проблемы обсуждайте в спокойном тоне, но при необходимости отстаивайте свою точку зрения. Свои недовольства также можно озвучивать. Делать это лучше тет-а-тет и в вежливой форме. Объясните, чем недовольны, и предложите варианты исправления ситуации.
Не заводите пустых разговоров о шефе в коллективе. Лучше направьте эту энергию на повышение результативности. Попробуйте помочь начальнику в достижении рабочих целей. Это поможет наладить отношения, получить признание и улучшить свое положение.
Даже если он ведет себя неприемлемо, оставайтесь профессионалом. Сохраняйте спокойствие и ведите себя достойно. Внимательно выслушайте его и покиньте кабинет.
Пять типов руководителей
В психологии выделяют 5 основных типов начальников. Главные различия между ними – отношение к сотрудникам, личные качества и модель поведения.
«Всезнайка»
Ему важно чувствовать превосходство над другими. Чрезмерно высокомерный и самоуверенный. Решения принимает необдуманно. Считает, что знает все рабочие нюансы. Его поведение часто становится объектом сплетен и возражений. Не сумев этого стерпеть, любым способом желает наказать тех, кто плохо выразился о нем. Спорить с ним бесполезно. Практически каждого подчиненного считает плохим работником. Он никогда не прислушается к чужому мнению, считая его неправильным. Вместо спора необходимо использовать совет, который подчеркнёт позицию наставника.
Главное, чтобы руководитель почувствовал себя нужным. Такие действия помогут избежать конфликтов и скандалов.
«Джокер»
Они являются отличными бизнесменами. Любят рисковать, не боятся поражения. Любую ошибку воспринимают как вызов становиться лучше, не терпят конкуренцию. Поэтому наличие неформального лидера в коллективе воспринимают остро и попытаются любым способом устранить с рабочего места. «Джокеры»– отличные начальники для тех, кто любит трудиться в команде. Умеют правильно организовать работу с ориентацией на результат. Не пытайтесь конкурировать. У вас все равно ничего не выйдет, а отношения будут навсегда испорчены. Лучшее, что можно сделать – внимательно слушать команды и сдавать работу в срок. Тогда конфликтных ситуаций возникать не будет.
«Хозяин»
Самый распространённый тип начальников. Может позвонить поздно вечером по деловому вопросу или дать тяжелое задание на выходные. Будучи трудоголиком, он не умеет отдыхать. Результат деятельности подчиненных его радует редко, поэтому ссоры случаются часто. Подчиненных считает собственностью и часто называет плохими сотрудниками.
Как вести себя с «хозяином»:
Важно отстаивать свои интересы. Если работа не является приоритетом, дать это понять. Если он позвонит глубокой ночью, есть смысл не брать трубку. Покажите, что приветствуете разделение дня на рабочее время и отдых. Сначала шеф может обижаться, но позже перестанет быть таким навязчивым по отношению к работнику.
«Деятель»
Задания озвучивает громко и конкретно. Требует их немедленного исполнения. Постоянно позитивный и энергичный. Всегда имеет план действий, которого обязательно придерживается. Не любит смелых и инициативных работников и часто их наказывает. У него тяжело отпроситься с работы пораньше, даже если причина уважительная. Премия — также редкое явление. Единственное правильное решение работника – ориентироваться на результат. Сдавать работу вовремя, постоянно повышать продуктивность. Такое поведение – гарантия хороших отношений.
«Душенька»
Хвалить за успехи желательно, но только искренне. Он не приветствует лицемерие.
Разговор во время ссоры
Бывает, что шеф является инициатором всех конфликтов. В результате вместо благоприятной атмосферы в коллективе обстановка очень напряженная. Тогда сотрудники чувствуют отвращение не только к руководителю, но и к работе. Как результат – продуктивность низкая, настроение плохое и качество работы оставляет желать лучшего. Игнорировать постоянные оскорбления или делать вид, что это нормальное отношение, не стоит. Сядьте за стол переговоров и спокойно побеседуйте. Желательно иметь при себе доказательства негативного воздействия шефа. Это могут быть электронные письма, голосовые сообщения, СМС.
Худшее, что может сделать сотрудник-женщина во время ссоры – расплакаться. Необходимо даже в конфликтной ситуации вести себя достойно и не показывать слабость.
Правила, которых необходимо придерживаться при ссоре:
В любой ссоре нужно вести себя достойно и не говорить на повышенных тонах. Это может только усугубить ситуацию. Излишняя эмоциональность – признак того, что человек не может адекватно оценить ситуацию и быстро найти решение. В этом случае гнев и агрессия – защитное средство.
Способы решения проблем
Часто случается, что сотрудник пытается объяснить начальнику его неправоту или предлагает забыть о конфликте, но он не отступает. В итоге каждый день сопровождается ссорами и скандалами. Если шеф постоянно в чем-то упрекает и кричит, стоит задуматься о смене работы. Терпеть подобное поведение – неуважение к себе. На этом рабочем месте вряд ли есть перспективы карьерного роста. Нужно заботиться о своем здоровье, тем более психическом.
Другое верное решение – перейти в другой отдел, если работа в фирме устраивает. Необходимо заранее узнать, есть ли вакантные места и поговорить с сотрудниками об их шефе. Но просить о переводе в другой отдел или департамент стоит руководителя всей фирмы. Внятно объясните ему сложившуюся ситуацию и попросите помочь.
Если сотрудник стал жертвой дискриминации со стороны начальства, стоит обратиться в соответствующие органы по защите работников. Есть конфликты, которые переступают грань закона, а инициатор требует наказания.
Заключение
Часто сотрудники не знают, как вести себя с шефом. Одни начинают лицемерить, другие – критиковать и обсуждать каждое его действие с коллегами. Но важно научиться строить доверительные отношения. В конфликтной ситуации необходимо вести себя достойно. Попытаться перебороть излишнюю эмоциональность и в нормальной обстановке всё обсудить. Если даже после нескольких разговоров с выяснением отношений устранить непонимание не удалось, стоит задуматься об увольнении. Иногда это единственное правильное решение.
Как обсудить с начальством неловкие вопросы
Даже к любимой работе можно потерять интерес, если вас не устраивают условия труда. Чтобы помочь себе и своей карьере, нужно научиться обсуждать с руководителем трудные темы. Выяснили, как разговаривать с начальством про переработки, повышение или отгулы.
Переработки
Энтузиазм в работе — это здорово, но фраза «Коллеги, работаем до последнего» должна вас насторожить. Если вы чувствуете, что задержки или работа в выходные стали рутиной, нужно менять ситуацию. Мы попросили психолога рассказать, как переработки влияют на наше психологическое состояние и почему важно отстоять свои границы на рабочем месте.
Стресс — это попытка организма адаптироваться под экстремальные условия. В офисе к ним можно отнести частые переработки, режим «надо было ещё вчера» и многозадачность. Юристы назовут такие моменты нарушением условий труда, а психологи — нарушением границ. Женщины чаще отстаивают свои границы в отношении режима и личности, а мужчины — в отношении территории. Поэтому можно предположить, что от переработок в большей степени страдают женщины.
Стресс из-за постоянных переработок развивается поэтапно:
Молчать и терпеть в надежде, что руководитель сам догадается, не нужно. Важно разговаривать с начальством сразу, как почувствовали, что силы покидают вас.
Ориентируйтесь на трудовой договор. Договоритесь о беседе и спокойно объясните руководителю, почему вас не устраивает объём или темп работы. Если в трудовом договоре прописаны рабочие часы, ссылайтесь на него и просите придерживаться графика, распределять задачи в это время.
Найдите компромисс. Если договорённости о графике были устные, обсудите решение, которое устроит всех. Например, попросите присылать задачи в течение недели, не позже определённого часа. Также проговорите делегирование обязанностей — возможно, вы делаете чужую работу или вам нужен помощник.
Конечно, бывают исключения — например, работа в SMM предполагает регулярный постинг и ответы на сообщения. В таком случае ограничьте количество задач, которые вы готовы делать вне графика. К примеру, отвечать на комментарии в выходные — ок, составлять контент-план — не ок.
Если руководитель не хочет идти на уступки, подумайте, стоит ли эта работа отсутствия личной жизни.
Мы подстраиваемся под невыгодные условия из-за тревожности и ощущения собственной уязвимости. Есть несколько способов, как с этим бороться:
— работать с самооценкой и знать свои сильные стороны;
— учиться приводить аргументы в пользу своего мнения;
— уметь разделять «своё» и «чужое».
Задавайте себе вопросы: «Это действительно касается меня и моих возможностей? Или это ответственность другого человека, которую хотят переложить на меня? Или кто-то хочет добиться своих целей, используя меня?».
Повышение в должности
Не игнорируйте желание развиваться — длительный «застой» в работе может привести к выгоранию. Если понимаете, что отлично делаете свою работу и готовы выполнять больше обязанностей, поговорите об этом с руководством. Просить повышения — нормальная практика, потому что босс не всегда знает, что вы хотите большего.
Подготовьтесь к разговору заранее. Соберите аргументы, которые подкрепят вашу просьбу: чему научились к этому моменту, какие ваши навыки принесли пользу компании, почему вам важно оставаться здесь и какие сферы ещё интересны. Не скромничайте — воспринимайте разговор как бета-версию собеседования.
Выслушайте, что предложит работодатель. Он может одобрить повышение или подключить вас к новым задачам — горизонтальное развитие тоже развитие. Если он отказывает в повышении, попросите обосновать. Возможно, вам не хватает всего пары навыков, чтобы занять новую должность. Тогда вы будете знать, над чем следует поработать.
Не стесняйтесь напоминать о себе. Если вам ответили, что предложат новое место позже или что нужно подумать, уточните, когда вы сможете вернуться к этому разговору. Возможно, изменить ситуацию сразу не получится. Но руководство будет знать, что вы готовы брать на себя больше ответственности.
Повышение зарплаты
Разговаривать с начальством про деньги — тяжело. «А я точно заслуживаю?», «Начальник не подумает, что я жадный?», «Или меркантильный?». Мысли о повышении зарплаты — настоящая проверка на здоровый эгоизм и наличие синдрома самозванца.
Если вы начинали работать на одних условиях, а потом захотели большего — это абсолютно нормально. Работодатель оценивает имеющийся опыт и навыки. Соответственно, когда вы работаете в компании больше года, прокачиваетесь и показываете отличный результат, вы начинаете «стоить» дороже как профессионал.
Обоснуйте причину для повышения оплаты. Сделайте акцент на пул обязанностей, качество выполнения работы и пользу, которую вы приносите компании. Не «Я хочу зарплату побольше, потому что я классная», а «Я хочу зарплату побольше, потому что беру на себя всё больше задач / моя работа приносит прибыль / я сильно прокачала свои навыки».
Если отказали, узнайте причину и попробуйте договориться. Спросите, что поможет работодателю изменить решение. Возможно, он не может повысить зарплату прямо сейчас, но сделает это в будущем. Или босс готов увеличить сумму, только если вы возьмёте на себя дополнительные задачи и ответственность.
Просить прибавку в зарплате абсолютно нормально, потому что все хотят расти. Но нужно обосновать, за что вы просите повышение. Например, вы готовы взять на себя новые задачи, показываете классный результат или предлагаете идею, которая принесёт прибыль компании. Ещё один способ — спросить у руководителя, что вы можете сделать, чтобы получить прибавку. Это деловой подход: вы показываете, что хотите больше денег не за просто так.
Отгул по семейным обстоятельствам
Если вам нужно ухаживать за больным родственником или посетить детский утренник, есть несколько вариантов, как это сделать без ущерба работе.
Отгул. Вы можете взять выходной за собственный счёт, по переработке или в счёт будущего отпуска. Также можно отработать пропущенный день в выходные. Однако разрешение на отгул по причинам, которые не перечислены выше, остаётся на усмотрение работодателя.
Будьте готовы пойти навстречу. Если вы заранее знаете, что вам нужно пропустить рабочий день, скажите об этом сразу. Руководитель может попросить выполнить нужный объём работы перед отгулом или подыскать замену. Если у вас доверительные отношения, может быть достаточно устной договорённости без потери зарплаты или дней отпуска. Будьте честными, говоря о причинах отгула, и выразите готовность наверстать работу, если понадобится.
Увольнение
Разговаривать с начальством об увольнении довольно сложно и неловко, но это нормальная часть любого карьерного пути. Наши потребности и запросы компании не всегда совпадают, и не следует держаться за работу, которая перестала давать то, что нужно.
HR-консультант рассказала, как уволиться без потерь для компании и своих ресурсов.
Не скрывайте своё решение. Если вы уходите, предупредите об этом руководителя. Вы дадите ему возможность предложить новые условия или подготовиться к вашему уходу. Если чувствуете, что к вашему решению отнесутся с пониманием, можете сообщить о нём сразу. Когда есть опасения, что начнутся конфликты и прессинг, скажите непосредственно перед написанием заявления, но не позднее двух недель.
Обсудите детали. Предварительно сформулируйте ответы на два вопроса: «Почему вы уходите из компании?» и «Может ли компания вас удержать?». Спокойно объясните своё решение и расскажите, как вы поможете «пережить» ваше увольнение. Например, подготовите передачу дел, закроете текущие проекты или порекомендуете человека. Если видите, что начальник расстроен, рассержен или негодует, дайте ему время принять новость. Предложите обсудить передачу дел и отработку позже, когда он будет готов.
Попросите у руководителя рекомендации. Если он готов их предоставить, значит, считает вас хорошим сотрудником и принимает ваше решение двигаться дальше.
Подготовьте все дела. Переместите важные документы в сетевые папки, передайте руководителю и сотрудникам всю информацию по вашим проектам и задачам. Напишите подробную инструкцию о своей работе. Уточните все детали и лайфхаки, которыми вы пользовались, чтобы новый человек смог легко и эффективно влиться в задачи компании.
Отработайте две недели. Если это возможно, не просите руководство отпустить вас пораньше. 14 дней — срок, за который компания может подготовиться к вашему уходу, и так вы проявляете уважение.
Оставьте контакты для связи. Первое время могут появляться вопросы, ответы на которые знаете только вы. Скажите коллегам, как с вами можно связаться и по каким вопросам.
Иногда случается, что руководство манипулирует сотрудниками после того, как они сообщили об уходе. Предлагают отработать ещё недельку или просят остаться допоздна, чтобы всё успеть. По закону вас не могут удерживать в компании дольше двух недель с даты написания заявления на увольнение. И в этот срок вы работаете по стандартному графику.
Чтобы избежать такой ситуации, скажите, как вы планируете отработать последние две недели и что успеваете закрыть за этот срок. Если чувствуете, что вами злоупотребляют, то вернитесь к этой беседе в мягкой форме и напомните об изначальных договорённостях.
👩💼 Дайджест по работе мечты
Как общаться с начальником, чтобы быть на высоте
Начальник – не титул, и не отдельная «каста».
Это статус, принадлежащий обычному человеку.
На этой аксиоме строятся четыре ключевых правила общения с начальником.
От ваших отношений с начальством зависит ваш комфорт на рабочем месте и удовлетворенность работой.
Хотя в обществе принято «замалчивать» обиды и лишний раз не попадаться начальству на глаза, это неверный подход, который приводит к конфликтам.
Не поддавайтесь эмоциям на рабочем месте
Вспышки гнева – адекватная реакция на агрессивное отношение, выговор или несправедливое замечание. Но ярость мешает адекватно мыслить.
Поддавшись ей, трудно осознать истинную причину поведения начальника.
Более того, ярость, как правило, не обоснована.
Люди часто злятся только потому, что ими кто-то командует.
В этой ситуации важно:
Взяв под контроль мысли, вы здраво оцените справедливость высказанных начальником замечаний и адекватно отреагируете.
Когда шеф прав, здоровой реакцией станет признание вины, вопрос, как это исправить (если не видите вариантов) или предложение способов выхода из сложившейся ситуации.
Только не публично, а в кабинете. И не криками, а спокойно оперируя фактами.
Так вы подчеркнёте уважение к статусу шефа и подтолкнёте его к принятию правильного решения.
А вот крики или возражения на публике с такой задачей не справятся. Они заставят начальника защищаться, отвергая, в том числе, разумные аргументы.
Ему придётся постоянно доказывать свою правоту подчинённым, даже если те ошибаются.
Не молчите о проблеме перед начальством
Высокий статус = большая ответственность.
Руководство отвечает не только за свои действия, но и за ошибки подчинённых. Поэтому, если видите, что не успеваете выполнить задачу или она неправильно поставлена, не стесняйтесь сообщить об этом.
Получив предупреждение о возможной проблеме, начальник постарается не допустить её возникновения. Если же будете молчать до последнего, проиграют все.
Однако есть нюанс: сообщать лучше в личном порядке – по телефону или в кабинете. Особенно при неправильной постановке задачи.
Сохраняйте дистанцию с директором
Даже если вы с шефом друзья, не выносите это в работу.
Там он начальник, а вы – исполнительный подчинённый.
Эти рамки нарушать нельзя – панибратское отношение навредит обоим.
Отстаивайте свои интересы
Начальник старается загрузить дополнительным объёмом задач?
Если есть желание и возможность их выполнить – обсудите вознаграждение за сверхурочный труд. За «спасибо» работать не стоит.
Когда нет возможности заняться сверхурочной работой, в личном порядке сообщите об этом, объяснив причину отказа.
Но помните: безосновательные отказы тоже запоминаются. Начальник вспомнит о них и отомстит, превратив опечатку или двухминутное опоздание в выговор. Ну или не отпустит с работы в нужный момент.
Причины такого поведения – статус, влекущий за собой ответственность. Если сотрудники беспричинно отказываются от сверхурочной работы и тем самым срывают сроки – первым пострадает начальник.
У него ведь тоже есть начальство, которое спрашивает за его подчиненных.
А ещё успешному общению с руководством способствует знание, что начальник тоже не всегда знает, как общаться с подчинёнными.
Чем не повод перехватить инициативу, заработать хорошее отношение к себе и помочь человеку сориентироваться?
А заодно и получить премию за инициативность!
Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе