О чем поговорить с детьми
50 вопросов трехлетке: о чем можно поговорить с маленьким ребенком
О насущном
В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.
О еде
Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.
О звуках
Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?
О животных
Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.
О планах
Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.
О семье
Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.
О чувствах
Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.
О занятиях
Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.
Об окружающем мире
Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.
О друзьях
Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.
Вопросы, которые помогут разговорить детей
Сорок вопросов, которые помогут родителям общаться даже с самыми молчаливыми детьми
Общение укрепляет связь. Когда мы останавливаемся и внимательно слушаем, мы можем многое узнать о наших детях. Иногда дети неохотно раскрываются и не хотят рассказывать нам о своих мыслях, событиях, мечтах, волнениях. но мы очень хотим стать частью их мира, быть полезными и поддерживать их. Как же побудить детей к разговору?
Отличный способ заставить детей раскрыться – это положить за правило поддерживать ежедневные беседы. Чем сильнее наши дети чувствуют, что они могут разговаривать с нами о самых разных мелочах, тем охотнее в дальнейшем они начнут делиться с нами более важными проблемами. Мы дарим нашим детям удивительный подарок, просто общаясь с ними. Когда мы воздерживаемся от оценок и слушаем детей с намерением исследовать, поддерживать и устанавливать связь, происходит волшебство!
Список из тридцати вопросов, которые способствуют диалогу между родителями и детьми
1. Если бы ты писал книгу, как бы ты назвал главного героя и куда бы его отправил?
2. Какое твое любимое занятие?
3. Если бы ты мог сделать собственную футболку, что бы ты нарисовал или написал на ней?
4. Какой была самая лучшая часть твоего сегодняшнего дня/уроков/занятия.
5. Какое твое самое любимое воспоминание о том, когда тебе было ___ лет?
6. Если бы твою жизнь экранизировали, чем бы заканчивался фильм?
7. Есть ли у тебя какой-то интересный анекдот или шутка, чтобы рассказать мне?
8. Что самое смешное ты видел сегодня/на этой неделе?
9. Как бы ты описал свой идеальный день?
10. Если бы у нас был самолет, на котором мы прямо сейчас могли бы улететь на каникулы, куда бы ты хотел полететь?
11. Если бы мы могли поехать в (укажите название любимого места), но не на машине, как бы мы туда попали?
12. Если бы ты мог завести в качестве домашнего любимца любое животное из существующих в мире, куда бы ты отправился за ним и кто бы это был?
13. Если бы ты мог делать что-то так же хорошо, как твой друг (назовите имя друга), что бы это было?
14. Если бы ты мог делать что-то, что делает папа/мама, что бы ты хотел уметь делать?
15. Если бы ты мог изменить что-то в школе, что бы это было?
16. Если бы ты мог изменить что-то в нашей семье, что бы это было?
17. Если бы ты мог изменить что-то в мире, что бы ты изменил и как?
18. Кто твой любимый телевизионный/книжный/сказочный персонаж и что тебе нравится в нем/ней?
19. Если бы ты мог пообедать с (назовите имя любимого персонажа), куда бы вы пошли и что ели бы?
20. Если бы ты мог проснуться завтра с суперсилой, какую суперсилу ты хотел бы иметь?
21. Если бы могли исполниться три любых твоих желания, какими бы они были?
22. Если бы вся твоя одежда была только одного цвета, какой цвет ты бы выбрал?
23. Если бы ты мог изменить обеденное меню в школе/дома, что бы ты изменил?
24. Какая твоя самая большая мечта?
25. Что тебя больше всего беспокоит? (О чем твоя самая сильная тревога?)
26. Если бы ты мог изменить свое имя, стал бы ты это делать и какое имя выбрал?
27. Чем ты гордишься в своей жизни больше всего?
28. Какое твое самое любимое место?
29. Существует ли что-то, что ты никогда и не подумал бы мне рассказывать, но, может быть, хочешь рассказать сейчас?
30. Существует ли что-то, о чем ты всегда хотел спросить меня, но не делал этого раньше? Хочешь спросить меня сейчас?
Десять вопросов, которые помогут вам поддержать разговор с ребенком
1. Что еще ты можешь рассказать мне об этом?
2. Да ты что! Расскажи мне об этом подробнее?
3. Серьезно? А потом что случилось?
4. Интересно. Можешь рассказать мне об этом побольше?
5. Что ты думаешь (или чувствуешь) по поводу того, что случилось?
6. И поэтому ты подумал…?
7. А что ты планируешь делать теперь?
8. Понимаю. Какой твой следующий шаг?
9. Ну и как ты к этому отнесся?
10. Мне нравится слушать тебя. Можем ли мы больше поговорить в следующий раз?
P.S. А как бы вы ответили на вопрос № 21?
«Уроки сделал?» Почему нам не о чем говорить с детьми и как это исправить
Что делать, чтобы в общении со своими детьми выйти за рамки традиционно нейтрального «Как дела?» — «Нормально»? Наш колумнист Ксения Букша подготовила несколько советов, которые помогут родителям найти общий язык и с подростками, и с совсем маленькими детьми.
Дети для меня прежде всего собеседники. Некоторым взрослым неинтересно беседовать с «неразумными и неразвитыми существами», но я другого мнения. Вопрос лишь в том, чтобы найти подходящие темы для общения. Что спросить, что сказать, чтобы все получили удовольствие? Решение не всегда очевидно: малыши «говорят всякие глупости» и трещат, утомляя родителей. Подростки могут быть скрытными, избегать нервных тем (например, про школу), а иногда им, в свою очередь, не слишком интересно то, о чем говорят с ними старшие. Вот и получается, что иногда родитель вечером увидел ребенка — и… обменивается с ними ритуальными фразами: «Как прошел день?» — «Нормально».
Но все-таки есть несколько способов, которые помогут родителям найти общий язык с детьми.
1. Байки
Это самый беспроигрышный вариант. Вы примерно знаете, что именно может заинтересовать или поразить вашего ребенка. Например, многие дети обожают страшные истории с хорошим концом: «Позапрошлой зимой я видел, как сосулька приземлилась в двух метрах от одной женщины! Она так отпрыгнула, что с нее берет слетел!» (все это — в подробностях и эмоционально).
Другие любят послушать что-нибудь трогательное: «В банке встретила женщину с двухлетними тройняшками, один был в песочном комбинезончике, другой в коричневом, а третий в голубом, они все время разбегались, а она их ловила».
Подросткам чаще всего интересны истории из жизни взрослых, даже если они не подают вида (»…а виноват был на самом деле тот мужик, который неправильно парковался на обочине, но он так и не пришел, а штраф содрали с нас!»).
Ни разу еще не видела ребенка или подростка, который (если, конечно, в данный момент с родителем нет острого конфликта) не отреагировал бы на правильную байку, адресно подобранную для него. Обсуждение разных жизненных ситуаций может быть занятным, смешным и неожиданно полезным, заменяя лобовое чтение морали.
2. Новости
Почему бы не поделиться с детьми некоторыми новостями, которые нас касаются, захватывают или возмущают? Для малышей новости могут быть самими очевидными, например о погоде: «Через неделю весна! Но еще не совсем настоящая, а только по календарю» (очевидное продолжение разговора: «Ура, а настоящая когда? А мы на дачу поедем?»); «Мне пришла СМС, что сегодня ночью будет очень сильный ветер, 20 метров в секунду» (дальше можно беседовать о том, не ураган ли это и какой ветер может унести человека, или о том, что такое «двадцать метров в секунду» — как отсюда вон до того столба, и кто пишет нам такие сообщения, и зачем это делается).
4 типа детских вопросов, которые всегда ставят родителей в тупик
Конечно, многие новости, когда мы говорим с детьми, придется адаптировать. Но чем дети старше, тем проще посвящать их в те проблемы города и мира, которые волнуют и нас самих, обсуждать их, делиться мнениями. Пусть растут неравнодушными!
3. Вопросы
Есть дети-почемучки, которые сами постоянно задают вопросы. Но еще интереснее что-то спрашивать у детей и выслушивать их объяснения. Очень важно не спешить поправить ребенка, давая правильный ответ на свой же вопрос. Это не просветительская беседа — нам важно не научить, «как на самом деле», а пробудить мысль. Пусть ребенок свободно размышляет! Можно по ходу дела задавать другие наводящие вопросы, подкидывать свои версии наравне с детской («А может, воздух состоит из невидимых пузырьков?») и с удовольствием наблюдать за тем, как мыслит человек, которого мы ведем за руку. Способ годится почти для всех детей, кроме самых неуверенных в себе, но и таких можно приучить не отвечать сразу «не знаю», подбадривать, начинать с очень простых вопросов, просить поразмышлять и не предлагать готовых ответов.
4. Обсуждение фильмов, книг и Дани Милохина
Для этого, конечно, нужно, чтобы оба участника разговора были в курсе, о чем речь. И чтобы произведение было интересно ребенку (подростку). Тут есть несколько возможных поворотов. Первый: обсуждение чувств героев, почему кто-то из них поступил так, а не иначе, мог бы быть другой конец или нет («А помнишь, как мальчик закрыл свою сестру в подъезде, а сам пошел искать Чёрного Ворона. Не знаю, я бы так никогда не сделала»). Второй: обсуждение острой проблемы, затронутой в недавно увиденном или прочитанном («Стало столько сериалов и фильмов о психических болезнях, интересно почему»).
Третий: подросток просвещает взрослого («Слушай, а расскажи мне, кто такой Даня Милохин. Он что, правда раньше воровал?»).
5. Разговоры о чувствах
Вместо «Как дела?» (вопрос, на который мы рискуем получить ответ «Нормально») можно спрашивать по-другому: «Как у тебя сегодня настроение?» — и рассказать о своем. Старайтесь делиться тем, что вас расстроило и тем, что порадовало — вне связи с самим ребенком и его поведением. Рассказывайте о своих опасениях и тревогах. Конечно, не обо всех и не о слишком болезненных, но о некоторых можно, особенно если имеем дело с подростком.
5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор
Разговоры про чувства дают возможность на время выходить из функций «родитель» и «ребенок» — то, что часто очень сложно дается предыдущим поколениям. Для них общение даже с выросшими детьми неизбежно происходит сверху вниз. А ведь можно понемногу выращивать дружбу, человека, с которым можно будет поделиться грустью и радостью, когда ему будет 30, а вам 60. (Я не говорю, конечно, о другой крайности — когда мама поверяет дочери все подробности своей обиды на папу или разочарования в личной жизни. Так делать не надо.) Ну а подростку, если он регулярно слышит про чувства от мамы, будет гораздо легче говорить о своих собственных эмоциях, которые в этом возрасте частенько бурлят.
6. Познавательные беседы
7. Воспоминания и планы на будущее
Неисчерпаемый источник удовольствия — разговоры о совместных путешествиях, смешных или волнующих моментах. Или воспоминания о том, «как ты был маленьким» (некоторые подростки их ненавидят, другие, а также очень многие дети лет 6–10, сами просят рассказать что-то интересное из той поры). Фантазии о путешествиях нередко могут отчасти примирить с их невозможностью: денег нет, везде карантины, но вот мысль, воображение — их никто не сможет остановить, для них нет границ. Куда бы ты хотел поехать? Я бы с удовольствием оказалась в Италии, сначала заехала бы в Рим, а потом — на побережье. Только не стоит относиться к этому чересчур серьезно, ведь наша цель — просто помечтать вместе с ребенком, заодно мысленно перебирая в голове приятные образы и картинки.