О чем поет высоцкий
18. О чём поёт Высоцкий
Преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры в Саратове Г. Мушита и «наш корр.» А. Бондарюк поместили 9 июня 1968 года в газете «Советская Россия» ругательную статью о Владимире Высоцком под названием «О чём поёт Высоцкий».
Не могу удержаться от того, чтобы не привести её целиком Комментарии редакционные (1989). Итак, статья:
В старину, говорят, в Москву за песнями ездили. Да, собственно, почему только в старину? Сколько замечательных песен, родившихся в столице, помогали советским людям строить и жить, бороться и побеждать.
Замечательные песни создают московские композиторы и сейчас. Только совсем не такие песни везут некоторые «барды» из Москвы. И звучат они в городах, находящихся на весьма солидном расстоянии от столицы. Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия блатных и пошлых песен, переписываемых с магнитных плёнок.
Быть может, на фоне огромных достижений литературы и искусства это кажется мелочью, «пикантным пустячком». Но у нас на периферии вредность этого явления в деле воспитания молодёжи видна совершенно отчётливо.
Мы очень внимательно прослушали, например, многочисленные записи таких песен московского артиста В. Высоцкого в авторском исполнении, старались быть беспристрастными.
Скажем прямо: те песни, которые он поёт с эстрады, у нас сомнения не вызывают и не о них мы хотим говорить. Есть у этого актёра песни другие, которые он исполняет только для «избранных». В них под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность.
Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью («Ну, ничего, я им создам уют, живо он квартиру обменяет») [1].
Вначале трудно даже понять, кто более дорог Высоцкому: тот друг, который поддержал его, свалившегося со скал, или тот, который едет в Магадан, потому что «с него довольно» (чего довольно?) и что автору ближе – «испробовать свои силы в горах» или «уехать с другом заодно и лечь на дно»?
Но в конечном итоге друг выбран. И совсем не тот, что «шёл за тобой, как в бой», а тот, который идёт «на дно». Певец клянётся ему в своей верности:
Я буду петь под струнный звон
Про то, что будет видеть он.
Высоцкий сложил «Сказку о русском духе», который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, «супротив милиции ничего не смог» [6]. Забрала «русского духа» милиция:
Вывели болезного, руки ему за спину,
И с размаху кинули в чёрный воронок.
В программной песне «Я старый сказочник» Высоцкий [7] сообщает:
Но не несу ни зла я и ни ласки.
Я сам себе рассказываю сказки.
Ласки он, безусловно, не несёт, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв строчку из поэмы В. Маяковского, он предлагает её в такой обработке:
Могут подумать: паясничает актёр, просто ублажает низменные вкусы. Однако, оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая «грустной собакой плетётся» за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не останавливается перед издёвкой над советскими людьми, их патриотической гордостью. Как иначе расценить то, что поётся от имени «технолога Петухова», смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву гордится советский народ:
Зато мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей,
А также в области балету
Мы впереди планеты всей [8].
В школах, институтах, в печати, по радио много усилий прилагается для пропаганды культуры речи. Борются за чистоту разговорного языка лингвисты и филологи. А артист Высоцкий уродует родной язык до неузнаваемости. Чего стоит хотя бы это: «из дому убег», «чегой-то говорил», «из гаражу я прибежу» и «если косо ты взглянёшь, то востру бритву наточу», «чуду-юду победю» [9] и т.д. и т.п.
Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в текст, и вы поймёте, какой внутренний смысл таится за их внешностью.
Мы слышали, что Высоцкий хороший драматический артист, и очень жаль, что его товарищи по искусству вовремя не остановили его, не помогли ему понять, что запел он свои песни с чужого голоса.
3. Не правда ли, любопытный метод цитирования? Несколькими строчками выше герой, которому принадлежат эти слова, характеризовался как «распоясавшийся хулиган», а теперь вдруг оказывается, что именно в его уста Высоцкий вложил свою жизненную программу. Интересно все же, как авторы об этом «догадались»?
4. Здесь уже прямой подлог, ибо не знать хотя бы песни ‘»Братские могилы», звучавшей в к/ф «Я родом из детства», и включавшейся Высоцким в большинство своих концертов, авторы статьи не могли.
6. Здесь вновь непонятна (или, наоборот, очень понятна) позиция авторов статьи. Можно не сомневаться, что, если бы в песне милиция не смогла справиться с «джинном», то Высоцкого обвинили бы в «очернительстве» советской милиции, но то, что их возмутил тот факт, что милиция справилась с хулиганом, выдает изначальную заданность и тенденциозность статьи.
8. Эти строки в последнее время стали уже почти что штампом, их постоянно цитируют, когда хотят обличить наплевательское отношение к действительным нуждам людей, прикрываемое пропагандистской трескотней о «великих достижениях». Так что действительность того – да и не только того времени – эта песня отражает абсолютно точно, даже жаль уточнять, что и она принадлежит не Высоцкому. а Ю. Визбору.
9. По этому поводу можно заметить, во-первых, то, что если уж цитировать, то надо это делать хотя бы добросовестно, не перевирая текст практически в каждом случае, а во-вторых, стоило ли походя пытаться разрешить вопрос, на котором ещё со времён Пушкина сломано немало копий: может ли использоваться разговорный язык, просторечие, жаргонизм в «высокой поэзии»?
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
О чём поёт Высоцкий
О чём поёт Высоцкий
Я буду петь под струнный звон
Про то, что будет видеть он.
Вывели болезного, руки ему за спину,
И с размаху кинули в черный воронок.
В программной песне «Я старый сказочник» Высоцкий (7) сообщает:
Но не несу ни зла я и ни ласки.
Я сам себе рассказываю сказки.
Ласки он, безусловно, не несет, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв строчку из поэмы В.Маяковского, он предлагает ее в такой обработке:
Могут подумать: паясничает актер, просто ублажает низменные вкусы. Однако, оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая «грустной собакой плетется» за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не останавливается перед издевкой над советскими людьми, их патриотической гордостью. Как иначе расценить то, что поется от имени «технолога Петухова», смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву гордится советский народ:
Зато мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей,
А также в области балету
Мы впереди планеты всей (8)
Г.Мушита, преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры, Саратов, А.Бондарюк. (Наш корр.). «Советская Россия», 9 июня 1968 года
(3) Не правда ли, любопытный метод цитирования? Несколькими строчками выше герой, которому принадлежат эти слова, характеризовался как «распоясавшийся хулиган», а теперь вдруг оказывается, что именно в его уста Высоцкий вложил свою жизненную программу. Интересно все же, как авторы об этом «догадались»?
(4) Здесь уже прямой подлог, ибо не знать хотя бы песни ‘»Братские могилы», звучавшей в к/ф «Я родом из детства», и включавшейся Высоцким в большинство своих концертов, авторы статьи не могли.
(6) Здесь вновь непонятна (или, наоборот, очень понятна) позиция авторов статьи. Можно не сомневаться, что, если бы в песне милиция не смогла справиться с «джинном», то Высоцкого обвинили бы в «очернительстве» советской милиции, но то, что их возмутил тот факт, что милиция справилась с хулиганом, выдает изначальную заданность и тенденциозность статьи.
(9) По этому поводу можно заметить, во-первых, то, что если уж цитировать, то надо это делать хотя бы добросовестно, не перевирая текст практически в каждом случае, а во-вторых, стоило ли походя пытаться разрешить вопрос, на котором еще со времен Пушкина сломано немало копий: может ли использоваться разговорный язык, просторечие, жаргонизм в «высокой поэзии»?
Нам не известно, почему столь высокий сановный гнев песни Высоцкого вызвали в Тюмени, но факт остается фактом: именно в этом городе был проведен «комсомольский актив» по борьбе с этими песнями, и городские газеты неоднократно обращались к этой теме. Со статьями в «Тюменском комсомольце» и в «Тюменской правде» мы и хотим вас познакомить.
О чём поёт Высоцкий.
Интерес к творчеству Владимира Высоцкого не ослабевает, в особенности учитывая, что всё то, что оставил после себя этот уникальный художник и человек, в каком бы жанре и направлении он ни работал, ни на йоту не потеряло своей художественной ценности и жизненной актуальности. Что греха таить, и сегодня тоже, когда многое из нашего недавнего прошлого тихой сапой неуклонно возвращается на круги своя. И тогда тем более интересно вспомнить и понять, через какие тернии прошёл Владимир Высоцкий на своём недолгом, но ярком жизненном пути. Чтобы возвратиться в атмосферу тех гнетущих лет, предлагаю всем желающим уже с позиции дня сегодняшнего перечитать четыре газетных публикации конца 60-х. Первая, под названием «О чём поёт Высоцкий», была напечатана в газете «Советская Россия» 9 июня 1968 года. Три остальные, как бы в продолжение «воспитательного процесса», чуть позже ударили по Художнику со страниц газет «Тюменский комсомолец» и «Тюменская правда». Итак, читаем, смеёмся, а потом горестно понимаем, откуда мы ушли и стоит ли туда возвращаться опять.
О ЧЁМ ПОЁТ ВЫСОЦКИЙ
(3) Не правда ли, любопытный метод цитирования? Несколькими строчками выше герой, которому принадлежат эти слова, характеризовался как «распоясавшийся хулиган», а теперь вдруг оказывается, что именно в его уста Высоцкий вложил свою жизненную программу. Интересно все же, как авторы об этом «догадались»?
(4) Здесь уже прямой подлог, ибо не знать хотя бы песни ‘»Братские могилы», звучавшей в к/ф «Я родом из детства», и включавшейся Высоцким в большинство своих концертов, авторы статьи не могли.
(6) Здесь вновь непонятна (или, наоборот, очень понятна) позиция авторов статьи. Можно не сомневаться, что, если бы в песне милиция не смогла справиться с «джинном», то Высоцкого обвинили бы в «очернительстве» советской милиции, но то, что их возмутил тот факт, что милиция справилась с хулиганом, выдает изначальную заданность и тенденциозность статьи.
(9) По этому поводу можно заметить, во-первых, то, что если уж цитировать, то надо это делать хотя бы добросовестно, не перевирая текст практически в каждом случае, а во-вторых, стоило ли походя пытаться разрешить вопрос, на котором еще со времен Пушкина сломано немало копий: может ли использоваться разговорный язык, просторечие, жаргонизм в «высокой поэзии»?
Нам не известно, почему столь высокий сановный гнев песни Высоцкого вызвали в Тюмени, но факт остается фактом: именно в этом городе был проведен «комсомольский актив» по борьбе с этими песнями, и городские газеты неоднократно обращались к этой теме. Со статьями в «Тюменском комсомольце» и в «Тюменской правде» мы и хотим вас познакомить.В.Дузь-КрятченкоВагант 10.11.1990г
Итак, читайте продолжение «КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ»
О чем поет высоцкий
Сколько всего написали о Владимире Высоцком и когда он жил, особенно же – после его кончины. И про особенности его образа жизни, и про музыкальные, литературные и исполнительские качества его песен, звучавших буквально на крике, хрипе, рыдании. И все-таки не только в годы соцреализма, когда на фоне приглаженной эстрады эти песни корябали слух, заставляли остановиться и обратить на них внимание, но и сейчас, когда от многообразия исполнителей мелькает в глазах, а уши перестают различать производимый ими шум, написанные десятилетия назад слова Высоцкого почему-то вновь «цепляют» людей. И почему в его стихах и песнях, которые написаны и исполнены в годы государственного атеизма, столько слов о Боге, церковных понятий, обращений к Господу практически с молитвами? Это желание выделиться из тогдашней сугубо безбожной среды или след его трудного, сопряженного со многими ошибками и падениями поиска истины? В день рождения Высоцкого предлагаем вниманию наших читателей попытку осмыслить его творчество с точки зрения православной веры. А что думаете об этом вы?
Глубокий философский смысл заложен во многих песнях, стихах. Не зря на них так ссылаются, цитируют многие крылатые фразы известнейших песен. Удивительно, что в советские годы гонений на христианство, Высоцкий довольно часто осмеливался не только упоминать Бога, но и его прославлять.
Сколько чудес за туманами кроется –
Ни подойти, ни увидеть, ни взять, –
Дважды пытались, но Бог любит Троицу –
Глупо опять поворачивать вспять.
Приятно, что сохранились фотоснимки Высоцкого с крестиком на шее, а также такие, на которых Владимир Семёнович стоит среди людей на фоне Распятия. Согласно рассказам очевидцев, у Высоцкого в доме были не только иконы и кресты, но и молитвословы, Священное Писание, другие церковные книги. Сколько людей в безбожные годы было крещены тайно – иные сами об этом не знают, но сын Владимира Высоцкого Аркадий подтверждает факт крещения его отца на территории Армении.
Неспроста Владимиру Высоцкому доставались порой роли не только положительных, но и верующих героев. В фильме «Служили два товарища» Владимир Высоцкий играл поручика Брусенцова, который венчался со своей женой. В фильме «Плохой хороший человек» снова же герой Высоцкого зоолог Николай Васильевич фон Корен на вопрос дьякона Победова о вере в Бога смело и уверенно отвечал, что верит и знает заповеди.
Выражение «Спасите наши души» встречается у него в трех разных песнях. Высоцкий верил в бессмертие души, поэтому пел так неоднократно. В песне «Дом хрустальный» есть обращение к Господу за помощью. Автор верит, что Всевышний его не оставит в час трудный.
Если беден я, как пес – один,
И в дому моем – шаром кати, –
Ведь поможешь Ты мне, Господи,
Не позволишь жизнь скомкати!
В песне «На мой на юный возраст не смотри» упоминается сюжет из Священного Писания о том, как Спаситель был предан распятию (Мф. 26:14-16; Лк. 22:1-6).
На мой на юный возраст не смотри,
И к молодости нечего цепляться,
Христа Иуда продал в тридцать три,
Ну, а меня продали в восемнадцать.
Этот же сюжет имеется и в песне о фатальных датах и цифрах, в которой упоминается шестая заповедь – Не убий (Исх. 20:13).
А в 33 Христу – Он был поэт, Он говорил:
«Да ни убий!» Убьешь – везде найду, мол.
Но – гвозди ему в руки…
В песне «Вершина» из фильма «Вертикаль» есть слова о молитве. Всегда были люди, не верившие во Всевышнего, но в трудную минуту они всё же обращались к Нему. Даже в наше время, когда столько возможностей быть верующим человеком, всё равно встречаются люди, которые только в самые опасные моменты вспоминают о Боге.
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала, –
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк –
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Песня о друге – олицетворение евангельских слов: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою” (Ин. 13:34–35).
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни –
рискни!
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь, кто такой.
В песне акына на слова Андрея Вознесенского, которую Владимир Семёнович исполнял в спектакле «Антимиры», есть замечательные слова, обращённые к Господу. В этой песне отображается желание автора и исполнителя чаще иметь рядом с собой верного друга.
Ни славы, и ни коровы,
Ни тяжкой короны земной –
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.
Прошу не любви ворованной,
Не милости на денек –
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок.
Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам (5:17-18) учил: «Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Самой лучшей песней Высоцкого на христианский мотив можно считать песню лётчика, в которой столько обращений ко Всевышнему. По выражению одной слегка пожилой глубоко верующей прихожанки, эта песня «царапает» за душу. Песня исполнена от лица верующего патриота, который готов сражаться за Родину до последнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).
Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»
Но только ворота – щелк, –
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!»
И я попрошу Бога, Духа и Сына, –
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою!
Мы крылья и стрелы попросим у Бога, –
Ведь нужен там ангел-ас, –
А если у них истребителей много –
Пусть пишут в хранители нас!
В одной из известнейших песен «Я не люблю» слова просто берут за душу. Автор показал свою любовь ко Спасителю, Которого распяли невиновным. Господь грехи наши вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:24). Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, –
Вот только жаль распятого Христа.
Песня о слухах сейчас особенно актуальна, когда много есть сплетников – любителей нарушать девятую заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Автор-исполнитель обличает этот порок человеческий и призывает людей задуматься над своими словами, за каждое из которых будет дан ответ Всевышнему.
Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль!
Словно мухи, тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам!
В песне «Лирическая» автор даёт понять, что счастье не в богатстве. Ведь, как известно из Евангелия, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25).
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
В Евангелии написано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Есть песни у Высоцкого и с покаянными мотивами. Он знал о своих грехах и хотел от них избавиться.
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Моменты поиска Бога, поиска истины содержит баллада об уходе в рай. Человек, побывавший на краю пропасти на грани смерти, осознаёт и понимает, что жизнь дана всего один раз и она не вечна. Автор рассуждает о загробной жизни.
Земной перрон! Не унывай!
И не кричи – для наших воплей он оглох.
Один из нас поехал в рай, –
Он встретит Бога там – ведь есть, наверно, Бог!
Вот и сбывается все, что пророчится:
Уходит поезд в небеса – счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно – уснуть!
Итак, прощай, – звенит звонок!
Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед!
А если там и вправду – Бог,
Ты все же вспомни – передай Ему привет!
В песне «Райские яблоки» первая строка «Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем» напоминает, что в свое время оставит всякий человек земную жизнь, и душа его попадёт в мир иной. Вся песня проникнута поиском Бога. Этой песней Высоцкий показал, что думает не только о материальных земных благах, но и рассуждает о бессмертии души.
«Финальная песня» открывается словами, похожими на те, что мы читаем в самом начале Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В следующих строках говорится о Сотворении Мира (Быт. 1:6-7): «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет он воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая по твердью, от воды, которая над твердью. И стало так». Высоцкий об этом пел следующее:
Сначала было Слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета, –
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.
Самой уникальной песней на христианскую тематику следует назвать «Купола», которая была написана для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но использована не была, зато стала актуальна сейчас. Русь издавна называли Святой, о вере людей столетия назад и ныне свидетельствуют золотым блеском на фоне неба купола храмов.
В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал, –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!
Песня «Случай на таможне» объективно повествует об обстановке в стране в годы гонений на веру. Сколько тогда церковных ценностей было вывезено за границу.
Таскают – кто иконостас,
Кто крестик, кто иконку, –
И веру в Господа от нас
Увозят потихоньку.
«Песня о времени» наполнена глубокой мудростью –
Ныне, присно, во веки веков, старина, –
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!
В песне «Мы из породы битых, но живучих» упоминается не только Бог, но и ветхозаветные сюжеты, насколько их знал и помнил Высоцкий.
Что на Таганке той – толпа нахальная,
У кассы давятся – Гомор, Содом!
Идут во МХАТ актеры, и едва ли
Затем, что больше платят за труды.
Но дай Бог счастья тем, кто на бульваре,
Где чище стали Чистые пруды!
Мы пара тварей с Ноева ковчега
Два полушарья мы одной коры.
В.С. Высоцкий написал много песен на тему войны. Написал так, словно сам прошёл с боями по тем военным дорогам. Сейчас, когда ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом остаётся всё меньше, очень актуально четверостишие, написанное Высоцким ещё в далёком 1978 году:
Всё меньше вас, участники войны, –
Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы.
Наверное, по Божьей воле Владимир Семёнович в 31 год выжил после клинической смерти и прожил с тяжёлой болезнью ещё более десятка лет, оставив по себе больший след, больше рассуждений и воспоминаний. За день до кончины Владимир Семёнович успел написать стихотворение, слова которого словно говорят о том, что он предчувствовал конец земно жизни.
Спасибо друг, что посетил последний мой приют.
Постой один среди могил, почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил, так распирало грудь,
Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть.
И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел и грезил, и творил –
Я многое успел,
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты один живой.
Написано 23 июля 1980 года
Творчество Владимира Высоцкого – своеобразный «бунт», попытка противостояния в том числе атеистической эпохе ХХ века. Сколько бы ни было критики и замечаний в адрес некоторых моментов его творчества, всё же чувствуется попытка автора найти Истину. Все мы люди грешные, всем свойственно ошибаться. Методом проб и ошибок Высоцкий оставил о себе глубокий след в памяти людей. За его смелые шаги говорить о Боге в годы воинствующего атеизма следует дать высокую оценку таким творческим порывам. Даже в обычных светских песнях прослеживается высмеивание многих пороков человеческого общества, отображается противоречивый характер устройства мира, в котором идёт вечная борьба добра со злом.
Возвращаются все – кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все – кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе, а себе – еще меньше.
Очень часто талантливые люди уходили из жизни преждевременно. Об этом вспоминал Высоцкий, когда писал стихотворение, посвящённое талантливому писателю, режиссеру и актеру, – «Памяти Василия Шукшина».
Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму! –
Не поздоровилось ему, –
Не буйствует и не скучает.
При анализе творчества Высоцкого складывается впечатление, что в его сознании ключом бурлили самые разные темы. Объём произведений, которые он оставил, прожив сорок с небольшим лет, свидетельствует, что он не сидел сложа руки, раз успел столько написать, спеть, выступить.
Как бы ни критиковали Высоцкого за его образ жизни, давайте вспомним разбойника, распятого вместе со Христом: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Луки 23:42-43). Евангелие показывает, как Господь принимает раскаявшихся. Каким бы Высоцкий ни был при жизни, но он не оставил людям после себя зла, о чём свидетельствуют не только воспоминания всех, кто знал его лично, но и множество людей, проводивших Высоцкого в последний путь…
Александр КОРСАКОВ,
учитель истории и обществоведения Видомлянской средней школы,
пономарь церкви Тихвинской иконы Божией Матери (Ковалёво, г. Брест, Белоруссия)