О чем поэма 12 блока кратко
Двенадцать
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о преданной России. Среди прохожих — «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».
Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.
Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.
Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».
Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес.
Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Александр Блок — Двенадцать (Поэма 12):
Краткое содержание
Революционный Петроград зимы 1917-1918 гг. Под черным небом сбивает с ног идущих по гололедице «бывших» людей черный разбойничий ветер. Между домами бьется громадный плакат с призывом: «Вся власть Учредительному Собранию!».
Мимо плаката, молясь «Матушке-Заступнице» (Богородице) лезет через сугроб какая-то старуха. Она неодобрительно охает: такой лоскут ткани пустить бы на портянки для ребят в эдакий мороз. И сомнений у старой нет: от большевиков добра не жди, всех «загонят в гроб».
Сквозь метель бредут потерянные побежденные: «буржуй» пешком, длинноволосый «вития» (писатель), пророчествующий о гибели России, измене. Мимо бредет «невеселый товарищ поп». Больше не брюхом вперед, а крадучись.
Две встречные барыни «в каракуле» в слезах жалуются на судьбу. Одна из них шлепается на лед: ветер злорадствует. Потом срывает плакат об Учредительном Собрании. Нынче собрания у всех, даже у проституток. Они устанавливают новые цены на свои услуги. Допоздна на улице только нищий, «бродяга», которому нечего есть. Пустота улиц обманчива: всюду люди с кипящей в груди «святой злобой», товарищи.
«Идут двенадцать человек» с винтовками (революционный патруль). Теперь их время: «свобода без креста». В прежнее времена им только каторжниками быть – с бубновым тузом на спине. Товарищи хотят палить «в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую». И ругают на все корки Ваньку: заделался буржуем, и пьянствует в кабаке с распутной и богатой девкой Катькой.
Отряд распевает лихую песню о службе в Красной Армии. Пусть в рванье, с трофейным австрийским ружьем, с опасностью сложить буйную головушку, зато за идею: «Мировой пожар раздуем!» И дружно ревут, то ли с издевкой, то ли по привычке: «Господи, благослови!»
Ваньку с Катькой на очередные увеселения везет извозчик-лихач. Им мороз нипочем: в солдатской шинельке черноусый крепкий парень обнимает свою «толстоморденькую» подругу.
Ванька припоминает Катьке ее недавнее прошлое, кутежи с офицерами да юнкерами, изысканные кушанья да дорогое белье. На ее теле – отметины разгульной жизни: шрамы от ножа. Она, «холера», замешана в убийстве одного из офицеров. Теперь должна искупить свою вину: блудить с революционным солдатом.
Сани с веселой парочкой вылетают навстречу отряду из двенадцати красноармейцев. Начинается пальба: оказывается, Ванька в свое время увел «девочку» у Петрухи. Метким выстрелом Петруха убивает бывшую любовницу. Извозчик чудом вывозит Ваньку из-под выстрелов. Мертвая Катька, как «падаль», остается на снегу.
Отряд бодро шагает дальше. Петруха хмурится: память о хмельных ночах с Катькой не дает покоя. Загубил он Катьку почем зря. Товарищи приводят его в чувство: борьба за революцию важнее какой-то девки. Петруха веселеет. Все вместе они идут грабить дома буржуев.
Старый мир, «как пес безродный», беззащитен перед революционной стихией. Нет на улицах больше символа порядка – городового. Очередной испуганный буржуй застрял на перекрестке. К его ногам жмется «паршивый пес».
Отряд идет в непроглядной вьюге. «За четыре за шага» ничего не видать. Видавший виды Петруха, спотыкаясь, бормочет молитву. Но бдительные товарищи и здесь его осаживают: молитва – пережиток старого мира. Кроме того, руки его в Катькиной крови. Значит, все мосты сожжены. Теперь только путь в революцию, с рабочим народом.
«Без имени святого», зато с готовностью умереть в любой момент, под красным флагом, не жалея ни себя, ни других, двенадцать человек ищут врагов на улицах города. Они потеряли счет дням и ночам, проведенным в борьбе. Их шаг – только вперед, только в ногу, в смычке с рабочими.
Поступь революционеров «державная», хозяйская. Кто-то с красным трепещущим флагом, скрытый метелью, идет впереди отряда. Товарищи зорко смотрят по сторонам. Что-то темное скребется в сугробе: «Выходи!»
К отряду прибилась шелудивая голодная собака. Ее гонят с остервенением, как подыхающий «старый мир». Впрочем, пес не отвязывается. Между тем, товарищей все больше интересует тот, что впереди шагает с флагом. Пробуют его подстрелить – мимо.
Так и идут: замыкающим – голодный паршивый пес, затем революционный отряд. И теперь уже ясно, кто идет первым «в белом венчике из роз» – сам «Исус Христос».
Читательский дневник по поэме «Двенадцать» (Поэма 12) Блока
Сюжет
На улицах ветреного зимнего революционного Петрограда люди побежденного «старого мира», «Святой Руси» (богачи, интеллигенция, священство, просто бродяги) опасливо уступают дорогу вооруженному отряду красноармейцев в количестве двенадцати человек. Товарищи бранят отступника Ваньку: борьбе за свободу он предпочел утехи с проституткой Катькой, которая путалась с офицерами и буржуями.
Отзыв
Название многозначно, это еще и намек на двенадцать апостолов Христа. Поэтическая летопись первых месяцев революции, картины гибнущего мира, разгула свободы, мести, «святой злобы» рабочих, солдат. Тема религии, преступления и безнаказанности, народа, утраты прежних ценностей, обнищания. Языком улиц, плаката, частушек, романса автор рисует русскую революционную столицу. Противопоставление старого мировоззрения и нового. Фигура Христа в поэме – символ неоднозначный. Здесь он то ли завзятый революционер, то ли тот, кто вопреки всему ведет человечество своими путями.
Кратко «Двенадцать» А. А. Блок
В своем произведении Поэма «12» Александр Блок ярко описал революционное время и положение дел в стране в этот нелегкий период. В 12 главах автор смог уместить несколько сюжетных линий и показать настроение, которое охватило народ, насколько моральные устои утратили свою ценность и как меняется мир.
Очень краткий пересказ поэмы «12».
В первой главе начинается завязка сюжета. На заснеженных улицах Петрограда времен 1917-1918 годов несколько прохожих, священник, барыня в каракуле, старушка. По городу идут красноармейцы – отряд, состоящий из 12 человек.
Они вспоминают своего бывшего товарища Ваньку, который отказался продолжать дело революции и стал буржуем, сошелся с девушкой легкого поведения Катькой и любит весело проводить время в кабаках. Затем поют песню о том, как служится в Красной гвардии.
По пути им встречается повозка, в которой ехали Ванька с Катькой. Красноармейцы нападают на них. Извозчик с Ванькой сбегают, а Катька погибает от рук Петьки, одного из бойцов. Он начинает много думать о случившемся и грустит, но товарищи его за это осуждают.
Патруль отправляется дальше ровным строем, а за ними плетется уличный пес. Бойцы пытаются отогнать его штыками, но он все равно продолжает идти за отрядом. Впереди они видят непонятную фигуру, оказалось это был Исус Христос.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «12» подробно по главам.
Заснеженный Петроград времен революции 1917-1918 годов. На улице мороз, ветер усиливается, сбивая с ног прохожих. Между домами висит большой транспарант, на котором написано «Вся власть Учредительному Собранию!».
Мимо через сугроб пробирается, молясь, старушка. Видя этот плакат, сетует, что такой большой лоскут ткани было бы полезнее пустить на портянки парням, чтобы их согреть в такой мороз. Она видит, что происходит вокруг и уверена, что не нужно ждать от большевиков чего-то хорошего, они всех «загонят в гроб».
Сквозь метель по улице пробираются и другие прохожие. На перекрестке стоит, спрятавшись в воротник буржуй. Писатель повествует о гибели России и предателях. Идет опечаленный поп, крадучись. Барыня в каракуле разговаривает с другой женщиной, жалуясь на судьбу, вдруг поскальзывается и падает на лед.
Ветер срывает плакат об Учредительном Собрании. Автор описывает то, что сейчас собрания проходят у всех, даже у проституток, которые устанавливают новую стоимость на свои услуги. На первый взгляд улицы опустевшие, но всюду есть люди, озлобленные и уставшие, а допоздна там бродит только нищий голодный бродяга.
По улице идет отряд красноармейцев с винтовками. Настало их время. Они скорее сошли бы за каторжников в былые времена, а теперь идет патруль, свободный, без креста. Они ругают бывшего товарища Ваньку, который стал буржуем и теперь пьянствует в кабаке с Катькой, распутной девкой. Отряд продолжает идти революционным шагом по улице.
Ванька с Катькой мчатся по улицам с извозчиком. Он обнимает свою подругу «толстоморденькую». Мороз им нипочем, Ванька в солдатской теплой шинели, веселится с Катькой.
Ванька напоминает своей подруге о ее темном прошлом, как она гуляла с офицерами и юнкерами. Катька тогда носила дорогое белье и кушала изысканные блюда, а на ее теле остались шрамы и отметины разгульной жизни.
Так же он напоминает, как одного из офицеров убили из-за нее, и теперь она должна искупить свою вину блудом с «солдатьем».
Парочка летит на санях, им весело, но тут они встречаются с отрядом красноармейцев, который на них нападают. Гремят выстрелы, Ванька с извозчиком сбегает, оставляя подругу.
Петька, жаждущий мести (Ванька увел у него Катьку), делает выстрел и убивает Катьку, которая «как падаль» остается лежать мертвая на снегу. Отряд снова продолжает идти, держа шаг.
После случившегося Петька совсем опечалился, вспомнил, как проводил с Катькой ночи, его грызут остатки совести.
Товарищи не поддерживают его в этом и объясняют, что сейчас другое время, поэтому нужно дальше идти за идею, бороться с врагом, а не упиваться переживаниями о распутной девке. Петька взбодрился и идет дальше, столь же бодро, как и до убийства бывшей возлюбленной.
Старый мир, как пес безродный, беззащитный перед революционерами. На улицах больше нет городовых, которые бы следили за порядком. На перекрестке стоит перепуганный буржуй, к которому жмется «паршивый пес».
Отряд красноармейцев продолжает путь, вьюга усиливается, впереди ничего не видно. Петька начинает молиться, но товарищи ему напоминают об убийстве Катьки.
Называют Петьку бессознательным и говорят, что бог ему уже ничем не поможет, раз руки в крови. Назад пути нет, нужно продолжать идти вперед с рабочим народом творить революцию.
Бойцы идут под красным флагом, и нет в них жалости и сочувствия ни к другим, ни к себе. 12 человек ищут врагов на городских улицах и всегда готовы погибнуть за идею. Они должны идти вперед, нога в ногу вместе с рабочими.
Красноармейцы продолжают идти державным шагом, а впереди отряда кто-то идет с красным флагом, но из-за метели ничего не видно. Бойцы кричат, чтобы неизвестный вышел и показался.
Так отряд продолжает идти: в хвосте плетется паршивый пес, а впереди с кровавым флагом от пуль невредим «в белом венчике из роз» – идет– Исус Христос».
Кратко об истории создания произведения.
Поэма Александра Блока неоднозначна, и многие критики трактовали идею, заложенную в произведение по-разному. «12» была написана в 1918 году после того, как был свергнут царь.
В этот период пролетариями уже была захвачена власть, и они активно вводили свои новые порядки. На написание произведения Блока вдохновила «музыка революции», когда он был в Петрограде.
Поэму напечатали в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года, а в мае вышла книга.
Краткое содержание «12»
Всего получено оценок: 5875.
О произведении
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Это произведение является одним из самых ярких в русской литературе эпохи символизма.
События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «12». Для проверки знания сюжета рекомендуем пройти тест, составленный по пересказу поэмы.
Место и время действия
События поэмы происходят зимой 1917–1918 года в России, в революционном Петрограде.
Главные герои
Краткое содержание
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».
Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.
Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.
В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».
«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!».
«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»
Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.
«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»
Заключение
Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XX века.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Поэма Блока «Двенадцать». Краткое содержание и анализ
«Двенадцать» – поэма Александра Блока. Полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание. Анализ произведения: тема, герои, революция в поэме Блока.
«Двенадцать» — революционная поэма Александра Блока, написанная в 1918 году. В ней рассказывается, как красногвардейский патруль из 12 человек на улицах Петрограда убивает бывшую возлюбленную одного из бойцов. В конце показано, как впереди отряда движется Иисус Христос с красным флагом.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
Зимний вечер в революционном Петрограде. Ветер и снег. По улице шагают двенадцать человек с винтовками — революционный патруль красногвардейцев.
Иллюстрация Юрия Анненкова
Бойцы обсуждают Ваньку, который «был наш, а стал солдат» и теперь сидит с Катькой в кабаке. В Катьку был влюблён один из красногвардейцев, Петруха.
Иллюстрация Юрия Анненкова
Иллюстрация Юрия Анненкова
Двенадцать патрульных шагают дальше. Петруха, убивший Катьку, горюет: «Эту девку я любил». Товарищи подбадривают его: «Что ты, Петька, баба, что ль?»
Иллюстрация Юрия Анненкова
Так они и идут дальше. Позади уличный пес, а впереди — Иисус Христос «с кровавым флагом» и «в белом венчике из роз».
Анализ и восприятие поэмы
Тема поэмы — революция. В 1917 году Александр Блок был очарован революционной романтикой, призывал «слушать музыку революции». В «Двенадцати» звучит именно эта музыка: не всегда понятная, порой страшная и отталкивающая, но всё-таки завораживающая.
Герои произведения — красногвардейцы, люди совершенно не героические. Речью и поведением они больше напоминают уголовников, чем «рыцарей революции». И они действительно оказываются убийцами: кульминация поэмы — момент, когда патрульные походя расстреливают девушку. Финал, где во главе отряда идёт Иисус с красным знаменем, на этом фоне выглядит инородно и загадочно.
«Сегодня я — гений», — записал Блок, закончив «Двенадцать». Однако многие современники не разделили этой оценки и осудили поэму, посчитав, что автор воспевает жестокости большевиков. Иван Бунин, к примеру, говорил про «Двенадцать»: «Патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц».
Однако «Двенадцать» вряд ли возможно назвать гимном революции. В поэме нет ни героического пафоса, ни революционной романтики, ни положительных героев. Стиль поэмы — во многом иронический. По выражению критика Виктора Шкловского, «частушечный» и даже «блатной». Это никак не похоже на пропаганду революционных идей и оправдание красного террора.
«Двенадцать» — парадоксальная поэма. Пытаясь осмыслить революцию, Блок не прославляет и не проклинает её, изображая происходящее со смесью юмора и ужаса.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Что видеть в этих строках — злую издёвку или искреннюю революционную романтику — каждый читатель решает для себя сам. Вероятнее всего, обе эти трактовки — неоправданное упрощение. Сам Блок говорил об этом так: «Те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».