О чем плачет колокол

О чем плачет колокол

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колоколЕсли спросить европейца, что за событие приходится на 2 июля 2012 года, то значительная часть скажет, что следующий день, идущий за окончанием финальной части Евро – 2012. С точки зрения массовости, т.е. пресловутых «хлеба и зрелищ», это, вроде, и так. Но с точки зрения всемирной истории – это день 70-летия завершения героической обороны Севастополя, к которой, как и в последующем, к Сталинграду, было приковано внимание всей Европы, да и мира. И если 2 июля 2012-го Европа будет отходить от футбольных баталий, а представители одной из ее стран, радоваться победе, то на выжженном кусочке крымской земли, на святом Херсонесе, будет не до празднеств, ибо 2 июля мир должен вспомнить о 70-летии Заветного Камня и Заветного Утеса. Именно в этот день, по Героям Севастополя будет плакать колокол… Колокол Херсонеса.
Тысячи книг написаны о защитниках Севастополя – участниках его второй героической обороны. Сотни песен посвящены Севастополю, десятки фильмов сняты конкретно о тех страшных блокадных 250-ти дней и ночей. Но до сих пор, имя города достойного поклонения (это дословный перевод имени Севастополя) ни кого не может оставить равнодушным. И такая героическая, а вместе с этим, и трагическая дата, которая прошла через сердца всех людей – «… наши войска оставили Севастополь», никак не может остаться незамеченной даже спустя семь десятилетий.

Но, если уж и говорить о последних днях обороны Севастополя, то, конечно же, надо вспомнить о том, что последние бои обороны черноморской твердыни проходили как раз там, откуда пошло православие по нашей земле – на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как и в границах ее массива.

В преддверии 70-летия этой даты на базе родственной по духу истории и сути современности 30-й батарее Черноморского флота России и на полигоне в Казачьей бухте режиссерской группой Олега Штрома был снят хроникально-документальный фильм с художественным наполнением под весьма интригующим названием «О чем молчит 35-я батарея». Интерес к этому фильму подогревало и то, что, практически все актеры в нем, исконно севастопольские. А фрагменты последних дней обороны на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как ранее говорили, приближены к условиям реальных боевых действий.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Несмотря на документальную основу, есть и элементы художественного вымысла, столь необходимые для восприятия сегодняшним глазом, умом и разумом. И все же, главное сохранено. Воссозданы в фильме истинно реальные события, когда оборону батареи, по личному приказу командующего флотом Октябрьского, возглавил комбат Лещенко. Героизм этого человека, до последнего не желавшего покидать родную землю, достоин поклонения. После подрыва батареи капитан Лещенко повел остатки сводного гарнизона в атаку, был контужен и в бессознательном состоянии был своими матросами в прямом смысле, заброшен на последний уходящий катер. Это он, комбат Лещенко зажал в руке «заветный камень» и не разжимал ладонь, пока не пришел в себя уже в Новороссийском госпитале.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Конечно, главным героем в фильме стал сам ее комбат Алексей Лещенко. Есть место и для Октябрьского, и Кулакова, и Петрова. Но все другие персонажи – матросы-батарейцы, солдаты, воины морской пехоты, севастопольские жители уже не выведены под своими именами – такова объемная возможность фильма… И хотя, я прекрасно понимаю, что тысяч героев невозможно вывести на экран, все же, немного грустно, что остались за кадром те, про которых всю свою жизнь думал и писал свою рукопись комбат.

Но если будет возможность увидеть эту картину, мой совет – обязательно посмотрите ее, ведь правда о героизме и трагизме защитников 35-й батареи до сих неизвестна широкому кругу наших граждан.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Это именно та фактура фильма, о которой, как говорят режиссеры. Можно только мечтать, ведь съемки, как раз и проходили там, где 70 лет назад советские солдаты и матросы, жители Севастополя, стояли насмерть за свой «Заветный Утес».

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Алексей Лещенко, комбат-35: «Батарея! Залп!»

Еще совсем недавно в Киеве проживала жена комбата Людмила Александровна и сын Валерий Алексеевич, у которых я был постоянным и желанным гостем в уютной квартире на Березняках…

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Последняя совместная фотография жены и сына комбата-35

И стала у нас доброй традицией, перед каждым началом нового исследования о правде на Херсонесе, перед убытием в Севастополь, приходить на Лукьяновское военно-мемориальное кладбище в Киеве, чтобы получить благословение Алексея Яковлевича – комбата-батяни. Могу сказать честно, что духовное благословение режиссерской группой также было получено, благодаря Валерию Алексеевичу, успевшему сказать мне, фильм должен выйти, во что бы то ни стало.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Но жизнь неумолима в своих рамках. Она начинается с рождения и заканчивается в день смерти, такова формула человеческой природы. Неумолима в материализме, но неслучайно живет в наших умах вера в то, что человек жив, пока о нем помнят…

Давно нет с нами комбата Лещенко. Два года назад ушла из жизни его жена, а совсем недавно – и сын, Валерий Алексеевич…

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Мне, как одному из авторов книг о героизме и трагизме 35-й батареи и ее комбата можно было бы многое сказать о фильме «О чем молчала 35-я батарея», но скажу лишь одно, то, что фильм выйдет на экраны – это заслуга комбата Лещенко, который, ни одного дня не молчал, а ежедневно добивался того, чтобы все защитники Херсонеса были признаны Героями Севастополя. Он не успел. Не успела его жена и сын, но успели мы, за что низкий поклон создателям фильма. А зритель теперь точно будет знать, по ком плачет колокол.

Источник

Колокольные тайны

Наверное, ни о чем на свете не создано столько легенд, как о колоколах. Они собирали людей на молитву, были вестниками несчастий и радости, оповещали о начале новой эпохи. В колокольном звоне заключена неведомая сила, которая может изменить жизнь человека.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Звон для богов и духов

Необыкновенные свойства колоколов были подмечены людьми еще в давние времена. Изначально их форма была совсем не такая, как сейчас. Они изготавливались из медных или бронзовых пластин, которые крепились вместе и напоминали продолговатый короб с билом внутри.

В Древнем Китае появились сначала крохотные бубенцы, которые использовались при магических обрядах. Считалось, что их нежные голоса нравятся добрым обитателям тонкого мира, а потому, насладившись ими, духи непременно исполнят просьбу человека. Кроме того, первые колокольчики служили и оберегами, ведь, по поверью, темные сущности не переносили их звона.

Греки считали звон колокольчиков подходящим даром богам. Так, дубовая роща, окружавшая оракул Додоны в Эпире, была вся увешана ими, дабы звон колокольчиков услаждал слух богов и те не скупились на дары людям.

В Риме бронзовые бубенчики украшали колесницы триумфаторов, а также использовались при жертвоприношениях богам.

Цветочная подсказка

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колоколТолько в V веке колокола уже знакомой нам формы впервые появились на звонницах храмов.

А о том, как это произошло впервые, рассказывает следующее предание.

Как-то во сне епископ города Нола (Италия) святой Павлиний увидел Божьего ангела, держащего в руках букет цветов, издававших дивный звон.

Предсказатель и помощник в любви

Вскоре колокола зазвучали во всех христианских странах. Даже самый бедный приход старался приобрести колокола разных размеров для стройного мелодичного звона. А к меди при их изготовлении теперь добавляли олово и серебро, что делало голоса колоколов более звучными.

К колоколам люди всегда относились с трепетом, ведь недаром же сохранилось немало легенд, рассказывающих об их необычной силе. Так, в Кракове существует предание о колоколе Сигизмунде (Зигмунде), который и сейчас висит на главной звоннице города и является одним из национальных символов Польши.

Этот медный красавец, отлитый из трофейных пушек в начале XVI века, считается верным помощником девушек в любовных делах и за свою долгую историю помог не одной юной прелестнице найти женское счастье.

Чтобы заручиться его помощью, нужно всего лишь подняться на звонницу и искренне поведать древнему великану (вес колокола достигает 12 600 килограммов) о сердечных переживаниях, после чего обнять язык колокола.

Кроме того, известно, что колокола могут предупреждать об опасности. Так жители Йорка (Англия) и Эрфурта (Германия) вот уже несколько столетий внимательно прислушиваются к звону «Великого Петра» и «Марии Глориозы», так как когда их голоса становятся глухими и грозными, это означает приближение эпидемии, войны или смерти правителя.

«Царский» благовест

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол На Русской земле колокольный звон впервые зазвучал лишь в начале XI века, но почти сразу же завоевал любовь народа.

Долгое время люди верили, что колокола живые, так как им под силу разогнать дьявольские силы, даровать здоровье и. разоблачить злодея.

Этот набатный колокол был казнен отсечением уха и сослан в сибирский Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение. Колокол находился в ссылке почти 300 лет, после чего вернулся в свой родной город.

Но все же это, скорее, исключение из правил, так как на Руси очень любили колокольный звон. Иван Грозный вместе с сыновьями Иваном и Федором ежедневно в четыре часа утра поднимался на звонницу благовестить к заутрене, а своих приближенных, которые отлынивали от почетного права сопровождать правителя и царевичей к колокольне, сажал под арест на восемь дней.

Царь Федор Алексеевич мог слушать колокола часами и был способен заменить любого самого искусного звонаря. Он частенько говорил, что если бы не родился царским сыном, пошел бы служить пономарем.

Восхищался колоколами и знаменитый полководец Александр Суворов. Во время ссылки в селе Кончанском Александр Васильевич регулярно поднимался на колокольню, дабы оповестить крестьян о начале церковной службы.

К XVIII веку наши предки начали использовать колокольный звон в быту в качестве оберега. Именно тогда стали вешать небольшие колокольчики на шею домашнего скота, дабы уберечь его от происков нечистого. Ямщиков же в пути хранили от всяких напастей голосистые бубенцы под дугой. Свадебный поезд еще 100 лет назад сплошь украшали небольшими колокольцами, ведь их звон оберегал молодых от порчи и сглаза.

Дарующий исцеление

Еще в Средние века была отмечена лечебная сила колокольного звона. Во время эпидемий чумы «оживали» все звонницы европейских городов, так как люди верили, что голоса колоколов изгоняют болезнь и очищают зараженный воздух.

На Руси вода, который обмывали язык колокола, считалась лучшим лекарством от глухоты и немоты. Долгое время голоса колоколов лечили бесноватых. Больного специально заводили на звонницу, где ставили под язык большого колокола. После этого звонарь начинал бить в малые колокола, которые и помогали достичь желаемого эффекта.

Еще 100 лет назад налет, снятый с колоколов, применялся как лекарство от всех кожных заболеваний, так как изготовленная из него мазь могла справиться даже с таким серьезным недугом, как стригущий лишай.

Под пасхальный звон девушки спешили умыться ключевой водой, чтобы подольше сохранить молодость, здоровье и красоту.

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Надо сказать, что в наши дни раскрыты тайны целебной силы колокольного звона. Эзотерики считают, что при ударе в колокол его внутреннее пространство заполняет положительная энергетика, которая благотворно влияет на человека. Кроме того, звуки литых красавцев восстанавливают биополе человека и увеличивают его энергетический потенциал.

Также живые голоса звонниц «стерилизуют» пространство, а потому было бы неплохо в тех домах, где люди часто ссорятся, включать аудиозаписи с колокольным звоном или вешать так называемую музыку ветра, которую рекомендует даосская практика символической организации пространства фэн-шуй.

Сегодня даже некоторые врачи рекомендуют своим пациентам, страдающим нервными расстройствами и сердечно-сосудистыми заболеваниями, регулярно слушать колокольный звон. Он помогает как дополнительное средство при лечении неврозов и для избавления от бессонницы.

Елена ЛЯКИНА, журнал «Тайны ХХ века»

Источник

Словари

1. Проливать слезы от боли или душевного потрясения.

отт. перен. разг. Покрываться каплями влаги.

Испытывать или выражать сожаление, скорбь; горевать, тужить.

отт. Издавать звуки, похожие на рыдание, всхлипывание, завывание (о ветре, буре и т.п.).

Морфология: я пла́чу, ты пла́чешь, он/она/оно пла́чет, мы пла́чем, вы пла́чете, они пла́чут, пла́чь, пла́чьте, пла́кал, пла́кала, пла́кало, пла́кали, пла́чущий, пла́кавший, пла́ча; св. запла́кать

1. Если вы плачете, значит, у вас на глазах появляются слёзы.

Горько плакать. | Плакать от обиды, от радости. | Плакать о сыне. | Плакать громко, навзрыд. | Я с досады чуть не плачу. | Он перестал плакать, но слёзы ещё сами текли из глаз. | св.

Сестра поняла, что её обидели, и тихо заплакала.

2. Если о ком-либо говорят, что он плачет, то имеют в виду, что он жалуется и горюет, сожалеет о чём-либо.

Не плачь, купим тебе новые сапоги. | св.

Придёт время, и над его картинами заплачут и остальные.

3. Если вы говорите о какой-либо ситуации Хоть плачь!, то вы имеете в виду, что у вас нет сил или возможности её исправить.

Так обидно, хоть плачь. | Внутри квартиры у него было пусто, хоть плачь.

4. Если кто-либо плачет (плачется) кому-либо в жилетку, значит, он жалуется ему на судьбу, ищет поддержки, сочувствия.

5. Если что-либо, например, музыкальный инструмент или ветер, издаёт тоскливые звуки, то говорят, что оно плачет.

Жалобно плакала скрипка. | И знают все, почему плачет колокол.

6. Если вы говорите, что ваши деньги (денежки) плакали, вы имеете в виду, что они пропали или потрачены зря.

Если не успеем на станцию, то плакали наши денежки. | Плакали и денежки, и любовь.

7. Если вы говорите, что ваши мечты, поездка и т. д. плакали, значит, они никогда не сбудутся, не реализуются.

8. Если о ком-либо говорят, что по нему тюрьма плачет, то имеют в виду, что этот человек заслуживает того, чтобы его посадили в тюрьму.

Все соседи в один голос заявляли, что по нему давно тюрьма плачет.

ПЛА́КАТЬ, плачу, плачешь, несовер.

1. Проливать слезы от боли или душевного потрясения. Плакать навзрыд. Горько плакать. Плакать от радости. «Мать горько плакала обильными слезами.» Максим Горький. «Не плачь, я дело говорю.» Грибоедов. «Я плачу: видишь эти слезы?» Лермонтов. Досадно, хоть плачь!

|| перен., о ком-чем. То же, как выражение сожаления о ком-чем-нибудь. Плакать о потерянной молодости. Плакать об умершем. О чем ты плачешь?

2. перен. Запотев, покрыться каплями влаги (разг. обл.). Окна плачут.

ПЛА́КАТЬ, плачу, плачешь; несовер.

1. Проливать слезы, обычно издавая жалобные, нечленораздельные голосовые звуки, плач. Горько п. П. от боли, от горя, от радости. Плачущий голос (плаксивый, жалобный). Хоть плачь (очень трудно, тяжко; разг.).

2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), перен., по кому и по ком. В нек-рых выражениях: ожидать кого-н., быть предназначенным кому-н. (о чём-н. неприятном) (разг.). Палка по нему плачет. Тюрьма (верёвка, петля) по этому негодяю давно плачет.

4. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Покрываться каплями выделяемой влаги. Когда сыр плачет, сыровар смеётся (посл.). Запотевшие окна плачут.

ПЛАКАТЬ, плакивать, прослезиться, проливать слезы; рюмить, реветь, выть; хныкать, визжать; слезно скорбеть или умолять. Плачут от боли, от жали, горя. Животные не плачут. Плакать навзрыд.

| * Грустить, горевать, тужить, тосковать, скорбеть, жалеть о чем. Плакать голосом, выть, причитать, голосить по обычаю по покойнику или на девичнике. Плакать к кому: невеста, на причете, должна плакать к каждому из родных и к каждой подруге особо, встречать и поминать плачем, припевами. Плачь плакать, голосить, причитать на известный, плаксивый голос, по умершем, или выходя замуж.

| Окна плачут, архан. потеют, мокнут.

| Плаканье, плакса, плач, обряд причитания по невесте и время от сговора до девичника, недели две.

| Плакальщица или плачея жен. плакуша, женщина, которая по найму вопит, воет, плачет, причитает по покойнику, а также заводит, запевает плачи по невесте на девичнике, зная все причитанья и заплачки. Плакальщичьи ухватки. Была бы кутья, а плакуши будут. Голоси всяк по своему покойнику, а плакуша по всем. Сваха за чужу душу божится, плакуша по чужому горю плачет. Плачуга, плакса, пск. плакута ·об. плакуша, плаксиха жен. плаксивый человек, ребенок, слезливый, склонный к вытью и плачу.

| Плакса, возница, повозник, мальчик, с коим укутанная невеста одна едет в церковь.

| Плакса жен. или плаксы мн. плаканье, плач, плача, заплачки, жалобные песни, оплакивающие невесту;

| самый обряд этот и

| вся пора плача, от сговора до девичника.

| Плаксы, криксы, ночной болезненный крик ребенка. Плаксивость ребенка бывает болезненна. Плачугин, плаксин, плакушин, им лично принадлежащий. Плакун муж. трава, от коей плачут бесы и ведьмы; корень ее собирают в иванову ночь, и он хранит от соблазна.

| Растен. Epilobium angustifolium, иван-чай, кипрей.

| Луговой зверобой, Hypericum ascyron.

| Растенье же Lithrum salicaria, дикие васильки, махорка, дубник, подбережник, твердяк, тройчак, кровавница, верба-трава.

| Растен. Spirea ulmaria, батер (не паклун ли?). Плакучие глаза, будто заплаканные. Плакучая ива, береза, порода со свислыми ветками. Плакучая или плакущая радуница, навий день, см. радуница. Плачевный, достойный плача, жалости, соммезнованья; жалкий или печальный, грустный, горестный. Плачевность этого со бытия всех сильно опечалила. Плачевница церк. плакальщица, плачея, плакуша. У него какой-то плачевный голос, грустный, плаксивый.

ПЛА́КАТЬ пла́чу, пла́чешь; пла́чущий; нсв.

1. Проливать слёзы (от обиды, горя, боли и т.п.). Горько п. П. от жалости. П. от обиды. П. при встрече. П. читая письмо. П. о сыне, о детях, по умершему. П. по утрате кого-, чего-л. П. в голос, навзрыд. Молча п. Он не плакал, а рыдал. Он не умел п.

2. Горевать, сожалеть по поводу чего-л., испытывать неприятности, затруднения. От таких детей впору п. Что ты вечно плачешь? Он привык п. по любому поводу. Хоть плачь (разг.; о состоянии беспомощности, бессилия, досады). П. в жилетку (разг.; ища сочувствия, жаловаться кому-л. на судьбу, жизненные неудачи и т.п.).

3. Издавать протяжные, тоскливые звуки (о птицах, ветре, музыкальном инструменте и т.п.). Жалобно плакала скрипка. Ветер плакал в трубе. Плачет иволга.

4. Разг. Запотев, покрываться каплями влаги (о стёклах). Осенью окна плачут от дождей.

5. Поэт. Изливаться дождём. Небеса плачут.

6. Оплывать (о свечах). В канделябрах плачут свечи.

7. только прош. Разг. Истратиться, потратиться, пропасть. Плакала моя обувь. Плакал мой отпуск на юге. Плакала заграничная поездка. Плакали (плачут) деньги (денежки) чьи-л. (разг.; деньги истрачены, пропали впустую).

◊ Палка пла́чет по ком. О том, кто заслуживает наказания, кого нужно побить. Тюрьма пла́чет по ком. О том, кто заслуживает тюрьмы, уголовного наказания.

пла́чу, пла́чешь; прич. наст. пла́чущий; несов.

1. Проливать слезы (от горя, боли и т. п.).

Горько плакать. Плакать от жалости. Плакать от обиды.

Горевать, сожалеть по поводу чего-л.

Литература ударилась в сентиментальность: оставляя в стороне существенные бедствия, плакали над вымышленным горем. Добролюбов, А. С. Пушкин.

Издавать протяжные, тоскливые звуки.

[Макар] слышал, как в глубокой тишине вокруг и над ним плачет сторожевой колокол монастыря, режет воздух тонкий, тревожный свист. М. Горький, Случай из жизни Макара.

В тайге ревела и плакала неистовая пурга. Саянов, Лена.

Запотев, покрываться каплями влаги (о стеклах).

За окнами бездонно чернел дождливый мрак. Окна плакали, и сползающие по стеклу капли искрились. Гладков, Энергия.

4. (только прош.). разг. Оказываться не осуществленным (о чем-л. ожидаемом, желаемом).

Завербовался в Томскую область на лесоповал, но за зиму там кончились хорошие леса, и заработки наши плакали. В. Чивилихин, Над уровнем моря.

о том, кто заслуживает наказания, кого нужно побить.

о том, кто заслуживает тюрьмы.

о состоянии отчаяния из-за своей беспомощности, бессилия.

Источник

Легенда о вечевом колоколе и валдайских колокольчиках

Легенда о вечевом колоколе и валдайских колокольчиках

Трагический конец вольного Новгорода поразил воображение русского народа, породив много устных преданий и среди них легенду о вечевом колоколе. Легенда гласит, что по приказу московского великого князя колокол был погружен на особые сани повышенной грузоподъемности и отправлен в Москву. Возле Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски. Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных колокольчиков.

Вот так звучит эта легенда в поэтическом пересказе писателя Юрия Вронского:

Повелел Иван Васильевич,

Князь Московский и всея Руси,

Снять священный древний колокол

И отправить в стольный град Москву.

Как снимать его явилися,

Сам собою зазвонил он вдруг

Звоном отроду неслыханным.

То не звон был, а рыдание,

Помни, мол, о древней вольности,

Господин Великий Новгород.

Вырывали тут язык ему,

Самого на сани ставили

И везли немого, пленного,

Навсегда в чужую сторону…

Только колоколу гордому

Крепко, видно, не хотелося

В плен московский на позорище.

По холмам валдайским едучи,

Выбрал пленник ночь метельную,

Соскользнул с саней украдкою,

Покатился вниз по горочке,

Покатился — да и был таков!

Полетел с обрыва кубарем,

О валун внизу ударился

И на тысячу осколочков

Раскололся вольный колокол…

А случилось чудо чудное,

Приключилось диво дивное:

Не погиб священный колокол,

Все его осколки звонкие

Превратились в знаменитые

Говорят, они когда-нибудь

Вновь сольются в вольный колокол,

И над Новгородом сызнова

Поплывет его свободный звон.

А до той поры звенеть ему

Горевать о вольной волюшке

И тревожить сердце русское…

Какова же была действительная судьба вечевого колокола?

Итак, в 1478 году, не выдержав тяжелой осады, новгородцы были вынуждены принять все условия великого князя, более похожие на ультиматум: «Вечу не быть, колоколу не быть, а государство все нам держати». За это великий князь обещал не трогать боярских вотчин и не выводить новгородцев из новгородских земель. Оба обещания Иван III нарушил. Почти все состоятельные новгородцы, включая тех, кто выступал на стороне Москвы, были депортированы, а земельные владения бояр и Софийского дома отошли великому князю.

В январе 1478 года Ярославов двор был освобожден от находившихся там вечевых учреждений. 8 февраля великий князь повелел снять вечевой колокол и увезти в Москву. Летописец пишет, что, прощаясь с колоколом, все новгородцы от мала до велика плакали как по покойнику.

Что же представлял собой вечевой колокол? По всей вероятности, вечевых колоколов было два, так как в Новгороде собиралось два веча, одно возле Софийского собора, где выбирали новгородских владык, другое на Ярославовом дворе. Колокол-вечник обладал особым голосом, который новгородское ухо легко отличало от голоса церковных колоколов. Ударить в вечевой колокол имел право любой свободный новгородец, но за «ложный звон» можно было дорого поплатиться. Звонница была невысокой, поскольку звонили с земли, на европейский манер раскачивая сам колокол, а не «било», то есть его язык. Такие колокола назывались «очапными».

По свидетельству Карамзина, привезенный в Москву вечевой колокол был повешен на колокольне Успенского собора. Однако историк М. Полянский утверждает, что новгородский вечник два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля. Известен эпизод, когда в 1681 году царь Федор Алексеевич был напуган внезапным звоном этого колокола и приказал дослать его в Карельский монастырь недалеко от Архангельска. По другой версии колокол никуда не увезли, он разбился во время пожара в 1713 году. По повелению Петра I разбившийся колокол был отлит заново и помещен в Московской Оружейной палате, где находится до сих пор. Во время нашествия Наполеона колокол вывозили из Москвы, а затем снова вернули в Оружейную палату. В 1917 году Новгородская городская управа сделала запрос о судьбе вечевого колокола в надежде получить его обратно, но в это время в стране началась революция…

О чем плачет колокол. Смотреть фото О чем плачет колокол. Смотреть картинку О чем плачет колокол. Картинка про О чем плачет колокол. Фото О чем плачет колокол

Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 г. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.

Таким образом, можно предположить, что новгородский вечевой колокол, а вернее сказать, бронза, из которой он был отлит, хранится сегодня в Оружейной палате в качестве экспоната под названием «Колокол И. Моторина». Его вес составляет 1728 килограммов. Хочется верить, что когда-нибудь этот колокол вернется в Новгород…

Что же касается валдайских колокольчиков, то о них можно многое узнать, посетив замечательный музей колоколов в Валдае. Ямщицкий колокольчик был чисто русским изобретением, выполнявшим сразу несколько функций: сигнального оповещения, музыкального инструмента и своего рода дирижера, задававшего ритм движения лошадям. По своей форме колокольчик напоминает женщину, одетую в сарафан.

Валдайские колокольчики пользовались на Руси огромным спросом, хотя и стоили недешево. Легенда о вечевом колоколе служила им лучшей рекламой.

Читайте также

Легенда

Легенда В СССР песней о буревестнике были рассказы про действия танков «Т-34» и «КВ» в начальный период войны. Характерный пример: «Немецкое командование, встретив новые советские танки и видя бессилие своих противотанковых средств, переложило борьбу с «КВ» и «Т-34» на

Легенда

Легенда Характерный пример созданных вокруг «Ме.262» мифов и легенд дают нам мемуары Альберта Шпеера. Министр вооружений и боеприпасов Третьего рейха пишет: «По мере того как положение ухудшалось, Гитлер становился все более нетерпимым и еще более неприступным для любого

6. Как писали на Руси до XVII века. Трудно читаемая надпись на Звенигородском колоколе, объявленная сегодня «тайнописью»

6. Как писали на Руси до XVII века. Трудно читаемая надпись на Звенигородском колоколе, объявленная сегодня «тайнописью» Читатель, воспитанный на общепринятой версии истории, возможно, думает, что русская письменность до XVII века была обычной, хорошо знакомой нам

6. Как писали на Руси до XVII века Трудно читаемая надпись на звенигородском колоколе, объявленная сегодня «тайнописью»

6. Как писали на Руси до XVII века Трудно читаемая надпись на звенигородском колоколе, объявленная сегодня «тайнописью» Читатель, воспитанный на скалигеровской истории, наверняка думает, что русская письменность до XVII века была обычной, хорошо знакомой нам кириллической

Легенда

Легенда Легенда повествует о сверхъестественном истоке алхимии, окаянном и вместе с тем чарующем. Она была принесена падшими ангелами, о которых говорится в «Книге бытия»: «Тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто

Легенда

Легенда В СССР песней о буревестнике были рассказы про действия танков «Т-34» и «КВ» в начальный период войны. Характерный пример: «Немецкое командование, встретив новые советские танки и видя бессилие своих противотанковых средств, переложило борьбу с „КВ“ и „Т-34“ на

Легенда

Легенда Характерный пример созданных вокруг «Ме.262» мифов и легенд дают нам мемуары Альберта Шпеера. Министр вооружений и боеприпасов Третьего рейха пишет: «По мере того как положение ухудшалось, Гитлер становился все более нетерпимым и еще более неприступным для любого

39. Что было написано на колоколе у входа в Архангельский Собор Кремля?

39. Что было написано на колоколе у входа в Архангельский Собор Кремля? Перед Архангельским собором Московского Кремля, справа от западного, главного входа, на чуть приподнятой над уровнем земли бетонной площадке, стоят два колокола. Один из них — небольшой, привезенный

Легенда

Легенда «В лето 6493 (985). Иде (князь) Володимиръ на Болгары съ Добрынею своимъ, в лодьях, а торъки берегомъ приведе на коних: и побъди болгары». Владимир с болгарами «сотворил мир» и пошел обратно в Киев. Как мы показали в одной из предыдущих глав, речь идет о дунайских

7.3. Что было написано на колоколе, стоящем у входа в Архангельский собор Московского Кремля?

7.3. Что было написано на колоколе, стоящем у входа в Архангельский собор Московского Кремля? Перед Архангельским собором Московского Кремля, справа от центрального входа в собор, на бетонной площадке, окружающей собор, чуть выше уровня земли, стоят два колокола, рис. 7.23.

7.4. Как писали на Руси до XVII века Надпись на колоколе из подмосковного Звенигорода

7.4. Как писали на Руси до XVII века Надпись на колоколе из подмосковного Звенигорода Читатель, воспитанный на скалигеровской истории, наверняка думает, что русская письменность до XVII века была обычной, хорошо знакомой нам кириллической письменностью. Может быть, с

Легенда

Легенда О Кыз-кермене и Тепе-кермене существует легенда. Согласно ей, Кыз-кермен был некогда хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе-кермена непрестанно чинили обиду городу, грабя

Калязин — история о большом колоколе

Калязин — история о большом колоколе Большинство трагедий, происходящих в нашей реальности, плоскости и времени как пугают, так и очаровываю до безумия. Как правило, многие считают, что большинство легенд, мифов или баллад являются всего лишь вымыслом. Люди больше

Легенда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *