О чем пишет пушкин в своих романах

Жанровая специфика романа в стихах А. С. Пушкина Е

Характеризуя прозаическую сторону романа «Евгений Онегин» прежде всего, можно выделить широкий охват событий, полисюжетность, широкое использование разнообразных выразительных средств для организации разветвлённой системы образов, но а лирическое начало характеризуется тем, что в романе наблюдается единство лирического героя и автора-повествователя. За счет этого создается уникальный и в высшей мере реалистичный мир произведения, но при этом он также пронизан и душевными проживаниями и самого автора, и героев романа, что присуще лирике как роду литературы. Именно жанр романа в стихах позволил Пушкину наиболее полно и явно отразить свое отношение к изображаемому, чем это позволяет сделать эпос. Отсюда можно сделать и еще один важный вывод: исследование особенностей композиции романа должно отталкиваться от жанрового своеобразия «Евгения Онегина», так как именно смесь эпоса и лирики во многом определяет композиционные особенности романа.

Таким образом, «Евгений Онегин», действительно, является романом новаторским и довольно сложным для литературоведческого разбора. Сам поэт так охарактеризовал свой роман:

«…Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных …»

Кроме того, поэт определял свое произведение как «свободный роман». В самом деле, в романе нет стройного повествования о героях и событиях; автор-повествователь позволяет себе переходить от изображения героев и событий к размышлениям на литературные и житейские темы. Так, читатель становится свидетелем его размышлений о жизни, о смерти, о любви, о дружбе и т.д. Казалось бы, что в подобный «свободный» роман могло бы войти что угодно, но едва ли все так просто: при всей своей «свободе» композиция романа стройна и продумана до мельчайших тонкостей. Поэт мастерски обыграл свой новаторский жанр, создав истинно реалистический роман, который открыл в свое время дорогу новой литературе.

Источник

Откуда Пушкин брал героев для своих произведений и о ком писал Александр Сергеевич в своих книгах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

«Дубровский» и бедный дворянин Павел Островский

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

В 1812 году во время войны сгорели все документы на владение имением. Богатый сосед Островского не растерялся и присвоил себе его имущество. Ведь доказать свои права тот не имел возможности. Однако крестьяне не приняли нового хозяина и подняли бунт. Большая часть из них подалась в разбойники. У юного хозяина не получилось начать жизнь сначала, поэтому он примкнул к своим крестьянам-разбойникам. Банда грабила только зажиточных и нечестных помещиков. Так 22-летний юноша хотел восстановить справедливость в обществе. Островского сдал помещик, в доме которого тот присутствовал в качестве учителя. Его арестовали, но он сумел бежать и скрыться.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Пушкина до глубины души поразила эта необычная история. Писатель начал работать над произведением в 1832 году, а при написании главный герой получил иную фамилию. Пушкин отобразил и другую историю в романе, которая произошла в Тамбовской губернии. В суде рассматривалось дело полковника Крюкова и поручика Мартынова. Состоятельный Крюков отобрал имение у небогатого Мартынова. Суд оказался на стороне богача.

Такие недоразумения происходили часто по всей стране. Пушкина очень возмутила такая несправедливость. В такой неприятной ситуации оказался и помещик Дубровский. Позже Пушкин выберет эту фамилию для своего героя и подробно опишет его историю. Роман Александра Сергеевича «Дубровский» кажется незаконченным, и это действительно так. Ведь после того, как Островский сбежал, никто о нем ничего не слышал.

«Евгений Онегин» – офицер Петр Чаадаев или профессор Петр Плетнев

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Претендентом на главного героя мог быть Петр Плетнев. Он был профессором словесности, а со временем стал ректором Петербургского университета. Но самое главное – Плетнев по-дружески помогал Пушкину издавать его произведения. Профессор считал Александра Сергеевича гениальным поэтом, поэтому помочь такому человеку было для него делом чести. Благодаря помощи Плетнева Пушкину удалось издать около 20 книг. Сам писатель называл его благодетелем и кормильцем. Поэтому не удивительно, что он мог посвятить Петру Плетневу сначала несколько глав, а затем и целый роман.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Другим прототипом романа «Евгений Онегин» мог быть Петр Чаадаев. Это был офицер, который написал труд «Философские мысли». В нем он отразил свое мнение о том, какая судьба, возможно, ждет Россию в мировой истории. Однако этого человека посчитали не совсем здоровым. В качестве наказания его заперли в собственном доме под пристальным надзором врачей. А вот прототипом Татьяны Лариной стала Наталья Фонвизина, чья судьба очень схожа с историей главной героини.

Что послужило поводом для создания «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила»

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Известно, что у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему народные сказки. Один из сюжетов сказки стал идеей к написанию нового произведения в стихах. Конечно, писатель доработал все услышанное, добавив новых ярких героев. Получилась увлекательная и многими любимая сказка для детей.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Поводом для написания поэмы «Руслан и Людмила» тоже послужили сказки няни Арины Родионовны. А книги Карамзина «История Государства Российского» и Ариосто «Неистовый Роланд» стали плодотворным источником для некоторой информации и получения вдохновения для Пушкина. При написании поэмы на Александра Сергеевича повлияли и труды Карамзина «Илья Муромец» и Радищева «Алеша Попович».

«Пиковая дама» и графиня Наталья Голицына

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Интересно, что к написанию «Пиковой дамы» Александра Сергеевича подтолкнула история из жизни. Ее поведал сам князь Сергей Голицын. Оказывается, что тот был заядлым игроком в карты, как и сам Пушкин. Голицын играл часто, проигрывая небольшие суммы, но как-то раз «попал на большие деньги». Такой суммы у князя не было. Пришлось ему идти к бабушке княгине Наталье Петровне Голицыной и просить о помощи. Та была женщиной властной и не захотела помогать внуку. Несмотря на ее 90-летний возраст, ее панически боялось все семейство. Княгиня имела в обществе весомое значение. А ее рекомендация могла поспособствовать головокружительной карьере и успеху. Однако та не считала нужным вести себя почтительно с великосветскими особами.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Бабка не дала денег внуку, но поделилась одним очень ценным советом. Когда-то она тоже поигрывала в карты. И сам граф Сен-Жермен раскрыл ей тайну выигрышных карт. Это не раз ей приносило выигрыш. Действительно, когда князь Сергей Голицын поставил деньги на эти 3 карты, то с легкостью сумел отыграться.

В такие истории могли часто попадать заядлые игроки того времени. Пушкин не просто рассказал о том, что делать в такой ситуации, а затронул человеческую сущность. Правда, в романе «Пиковая дама» все не так хорошо заканчивается для главного героя. Он сходит с ума в расплату за свою жадность и алчность. Также интересно будет почитать, что известно о настоящей мужской дружбе великого писателя Пушкина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Петров С. М.: Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина

Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина

Пушкин отстаивал независимость поэта, не желая идти навстречу требованиям светского общества, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали. По рассказу современника, «Пушкин терпеть не мог, когда с ним говорили о стихах его и просили что-нибудь прочесть в большом свете. У княгини Зинаиды Волконской бывали литературные собрания понедельные. На одном из них пристали к Пушкину с просьбою что-нибудь прочесть. В досаде он прочел «Чернь» и, кончив, с сердцем сказал: «В другой раз не станут просить».

В этом стихотворении и в стихотворении «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту идти «дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства», искусства, отрешенного от жизни и общества. По свидетельству польского поэта Мицкевича, близкого к русскому поэту именно в эту пору, Пушкин «презирал авторов, у которых нет никакой цели, никакого стремления. Он не любил философского скептицизма и художественной бесстрастности, которые видел у Гёте».

«Он первый,- писал о Пушкине Н. Г. Чернышевский,- возвел у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель». Н. А. Добролюбов отмечал огромную роль Пушкина в истории русского просвещения и образованности и видел значение поэзии Пушкина прежде всего в том, что она обратила мысль народа на те предметы, которые именно должны занимать его.

«О народности в литературе» Пушкин писал: «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думает определить, что разумеет он под словом народность.

Другие видят народность в словах, то есть радуются тем, что, изъясняясь по-русски, употребляют русские выражения»,- иронически писал он.

Под народностью сам Пушкин разумеет отражение «в зеркале поэзии» «особенной физиономии» народа, его «образа мыслей и чувствований», «тьмы обычаев, поверий и привычек, принадлежащих какому-нибудь народу». Выступая против салонно-аристократического направления некоторых писателей, Пушкин стремится к демократизации русской литературы. Он расширяет тематику современной ему литературы, обращаясь к изображению реальной жизни общества, настойчиво советует изучать народную поэзию, язык простого народа. Со всей страстностью поэт восставал против, как он писал, «насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому». Идея народности литературы сливалась в мыслях Пушкина с требованием истины в изображении жизни как основы дальнейшего развития русской литературы.

Начало литературной деятельности Пушкина совпало с развитием новых направлений в русской литературе. Уходил в прошлое классицизм, хотя его еще всячески отстаивали литературные староверы; кончалось время и сентиментализма; после войны 1812 года начинается расцвет романтизма, родоначальником которого явился поэт В. А. Жуковский.

защитников литературной старины.

На основе эстетических принципов реализма расцветает поэтический гений Пушкина, он становится «великим реформатором русской литературы» (В. Г. Белинский).

Пушкин принимает для себя «законы драмы Шекспировой», расценивая их как законы народной драмы: «. Признаюсь искренно, неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедии Расина. » Содержание трагедии: «Судьба человеческая, судьба народная».

Пушкина привлекает шекспировский метод «вольного и широкого изображения характеров, небрежного и простого составления типов».

Вопросы русской литературы Пушкин всегда решал в свете ее исторического развития, а также на основе художественного опыта мировой литературы.

культуры. Он высказывает сожаление о том, что «проза наша так еще мало обработана». Он борется против пренебрежительного отношения к «презренной прозе», постепенно со все большей настойчивостью привлекая к ней внимание литературных кругов.

Первоначально Пушкин намеревался придать своему роману сатирический характер. «. Пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью»,- сообщает он А. И. Тургеневу 1 декабря 1823 года. В предисловии к первой главе Пушкин называет себя «сатирическим писателем», а в романе видит «шуточное описание нравов». Но позднее замысел поэта изменился.

Сатирический элемент в изображении провинциального дворянства и высшего дворянского общества в романе остался. Но главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности. И если в метафоричности, в особенно сильном лиризме, в быстрых переходах от одной ситуации к другой в первых двух главах романа еще ощутимо влияние романтической поэмы, то дальше повествование принимает все более и более объективный и простой в своих художественных средствах характер.

Внимание Пушкина к роману соответствовало общему развитию европейской и потребностям русской литературы.

«Дон Кихот» Сервантеса. С развитием классицизма, обратившегося к античным формам поэзии, роман приходит в упадок. В XVIII веке французский «роман делается скучной проповедью или галереей соблазнительных картин». Только в Англии «Ричардсон, Филдинг и Стерн поддерживают славу прозаического романа». С этими итогами роман приходит к XIX веку.

По своей реалистической манере, по своему стремлению дать правдивый облик людей и охарактеризовать нравы данной эпохи английский роман XVIII века был ближайшим предшественником европейского реалистического романа XIX века. Критерием пушкинской оценки старинного романа и было соответствие изображенного в нем «истине, то есть жизни».

«В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании»,- писал он в 1830 году.

Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел, следовательно, в изображении жизни в последовательно историческом духе, в строгом соответствии с «духом времени», в развитии, в процессе, не статично. И если роман не является историческим по теме, то он все же должен быть историческим по самому своему характеру и методу изображения действительности.

Существенная черта современного романа, по мысли Пушкина,- это всестороннее изображение жизни и характера человека в противоречиях его внутреннего мира, в связях с конкретной исторической средой.

Конкретным объектом искусства романа являлись, по мнению Пушкина, нравы и характеры. Два литературных гения прошлого изображали в своих творениях страсти (Шекспир) и нравы (Гёте). Одну из задач новой литературы Пушкин видел в художественном отображении этих обеих сторон в жизни человека, в их связях, и притом строго исторически, объективно, всесторонне. В этом отношении поэта немногое удовлетворяло в литературе его времени, в частности в романе. Он выделил роман «Адольф» французского писателя Б. Констана, еще два-три романа, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно. » Эту цель Пушкин поставил и перед собой как романистом.

С нарастающим успехом читались романы Вальтера Скотта, которые в России начали переводить с 1820 года. Высоко ценил романы Вальтера Скотта и Пушкин за их внимание к внутренним, «домашним» сторонам жизни нации, за их демократичность.

Понятно, какой огромный интерес должны были вызвать у русской читающей публики исторические романы, посвященные своей родной, национальной истории. «Недавно исторический роман обратил на себя внимание всеобщее»,- замечает Пушкин в 1830 году.

Неслыханный успех выпал на долю первого исторического романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», появившегося в 1829 году. Его читала вся грамотная Россия. Пушкин с похвалой отозвался о романе Загоскина. Им самим были уже написаны несколько глав исторического романа «Арап Петра Великого». Через несколько лет Пушкин создает «Капитанскую дочку».

«Литературная газета». Пушкин принимает в ней деятельное участие. Сотрудниками газеты были поэты П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, И. М. Языков, начинающие писатели Н. В. Гоголь и А. В. Кольцов, ссыльные декабристы А. И. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский и другие. Задачей Пушкина и его друзей была организация такого органа печати, который мог бы воздействовать на широкий круг читателей и бороться с ложными литературными взглядами и реакционной журналистикой. «Литературная газета» выступала против «неистовой» поэтики крайних романтиков, увлеченных изображением всяких ужасов и тайн, за сближение литературы с действительностью.

Для «Литературной газеты» Пушкин пишет ряд критических статей и заметок, проникнутых стремлением объединить вокруг газеты передовые силы русской литературы.

Отвечая на нападки противников газеты, Пушкин пишет: «В одном из наших журналов дают заметить, что «Литературная газета» у нас не может существовать по весьма простой причине: у нас нет литературы. Если б это было справедливо, то мы не нуждались бы и в критике; однако ж произведения нашей литературы как ни редки, но являются, живут и умирают, не оцененные по достоинству. Критика в наших журналах или ограничивается сухими библиографическими известиями, сатирическими замечаниями, более или менее остроумными, общими дружескими похвалами, или просто превращается в домашнюю переписку издателя с сотрудниками, с корректором и проч.». Пушкин размышляет над тем, какой должна быть критика, выдвигая требование философско-эстетического обоснования критических суждений.

Пушкин выступает как борец за реализм. В критических статьях и рецензиях поэта по-прежнему проводится идея сближения русской литературы с действительностью, с современностью. С удовлетворением отмечал он реалистические тенденции в русской беллетристике того времени, в ранних произведениях Гоголя, в повестях Н. Ф. Павлова. Пушкин назвал их «очень замечательными».

Пушкин внимательно отмечал все, что помогало развитию реализма и в произведениях исторического жанра. Этим, по-видимому, и объясняются исключительные похвалы поэта художественно незначительной, но реалистической по своим тенденциям исторической трагедии М. П. Погодина «Марфа Посадница». Этим также объясняется и чрезмерно высокая оценка Пушкиным первого романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

«Последний Новик» и «Ледяной дом». Обращая внимание на художественные достоинства «Ледяного дома», Пушкин в письме к автору заметил, однако, что «истина историческая в нем не соблюдена», имея прежде всего в виду образы Волынского и Тредьяковского.

Пушкин всячески поощрял новые таланты в русской литературе. Он высоко ценил поэзию Баратынского, он одобрил песни Кольцова. Молодой и скромный поэт был поражен дружелюбным отношением к нему Пушкина. С робостью явился он к знаменитому поэту, но Пушкин крепко сжал ему руку, разговорился с ним, как с давним знакомым. По словам Белинского, «с особенным чувством вспоминал Кольцов всегда о радушном и теплом приеме, который оказал ему тот, кого он с трепетом готовился увидеть как божество какое-нибудь,- Пушкин. Почти со слезами на глазах рассказывал нам Кольцов об этой торжественной в его жизни минуте»,- заключает критик.

Постоянную дружескую поддержку Пушкина встречал молодой Гоголь. В мае 1831 года произошло их знакомство, перешедшее в дружбу.

По свидетельству самого Гоголя, поэт правильно определил основную особенность его таланта. «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

«Когда я творил,- рассказывает Гоголь,- я видел перед собою только Пушкина. Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».

Я не припомню подробностей их состязания,- помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса. Пушкин говорил с увлечением, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так что за толпой трудно было расслышать. Впрочем, меня занимал не Игорь, а сам Пушкин.

«Современник», первая книга которого вышла в апреле 1836 года. «Современник» продолжал линию «Литературной газеты» на сближение литературы с действительностью.

Пушкин навсегда останется великим учителем искусства слова. «Верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность. » были в глазах поэта признаком истинно художественного произведения. В нем не должно быть «ничего запутанного, темного. лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах». «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность»,- писал Пушкин одному своему корреспонденту. И именно эти черты характеризуют творчество самого Пушкина.

«Моцарт и Сальери» Пушкин осветил тайны самого процесса художественного творчества. В том же 1826 году, к которому относится замысел «Моцарта и Сальери», Пушкин в заметках о критической статье В. К. Кюхельбекера, размышляя о вдохновении, записывает: «Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии».

Таков и сам Пушкин. В мировой литературе он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой.

— родоначальник новой русской литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Плодотворное влияние поэта сказалось во всех областях русской культуры, искусства и литературы.

В нашей стране глубоко человечная, свободолюбивая и мужественная поэзия Пушкина приобрела особенное значение как могучее средство нравственного и эстетического воспитания новых поколений.

В сборник вошли отрывки из стихотворных произведений поэта, тексты его критических статей и заметок, извлечения из его писем и воспоминаний, относящиеся к вопросам литературы.

Источник

О чем пишет пушкин в своих романах

Основные мотивы и художественное своеобразие поэзии
А.С. Пушкина

Пушкин писал стихотворения о людях, которые были близки ему. Он писал о своей няне, которая выростила его. Она читала ему книжки на ночь, он любил очень свою няню. Он посветил ей стихи, которые люди читаю до сих пор.

Пушкин любил писать о природе русских земель, он всегда описывал ее как буд-то она его мать он называл ее ласковыми словами. Александр Сергеевич Пушкин очень любил природу. В своих стихах он описывал воздух, леса, реки, озера. Пушкин описывал природу словно он художник, рисующий картину, он описывал ее так, как буд-то он рисовал ее на полотне, описывая каждое дерево, как буд-то выводил кисточкой. Он писал стихи о природе с любовью он хотел, что бы все люди поняли какая прекрасная земля, что надо беречь свою природу, а не уничтожать, как обычно происходит.

Пушкин много стихов написал о народе. Например такие стихи как «Сижу я в неволе, в темнице сырой, скормленный неволе, орел молодой». Мне так кажется, что в этих строках Пушкин хотел рассказать о народе, о нашем бедном народе, которого заморили голодом и требуют от него что бы он работал, а как человек может работать если его не кормить, вот и приходится ему жить и работать в проголодь.

Александр Сергеевич Пушкин знаком был нам с детства он много хороших стихов написал для детей, много рассказов таких как «Красавица и чудовище», «Аленький цветочек» и много-много других.

Александр Сергеевич Пушкин был хорошим писателем он написал много хороших, да не просто хороших, а отличных произведений, я думаю люди его долго не забудут, и очень еще долго будут читать его произведения.

О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть фото О чем пишет пушкин в своих романах. Смотреть картинку О чем пишет пушкин в своих романах. Картинка про О чем пишет пушкин в своих романах. Фото О чем пишет пушкин в своих романах

Источник

О чем писал пушкин в своих произведениях

Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: «Это был. не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. « Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием «Современники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали, что в поэзии их счастье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении.
Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а царских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении «Эхо» Пушкин пишет, обращаясь к поэту:


На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
Тебе ж нет отзыва.
Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других.

Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении «Порок». О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:


Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Моих ушей коснулся он.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи.
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.

Что произошло после «прикосновения шестикрылого серафима» к поэту? У поэта появилась острота зрения:

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:

И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Поэт стал мудрым:
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.

Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь «угль, пылающий огнем». Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился.

«Шестикрылый серафим» изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:

Как труп в пустыне я лежал.

Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей«

Таким образом, в стихотворении «Пророк» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.

В стихотворении «Поэт», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:

Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес.

Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «Поэт и толпа»!

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки.

Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевичу, как провозгласить в стихотворении «Поэту»:

Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег. Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:

Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бессмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.


И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин говорит о более серьезной заслуге: «. чувства добрые я лирой пробуждал. «. «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу». Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник» оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искусство. Искусство, по мнению поэта, — нечто независимое от земных интересов:

Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

О чем писал пушкин в своих произведениях

Русская классическая литература

Александр Сергеевич Пушкин

Значение Пушкина неизмеримо велико.

Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.

Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.

…О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Сколько люди не будут говорить об этом поэте, но так до конца и не откроется тайна, вдохновлявшая автора на столь удивительные произведения. Ведь роль Александра Сергеевича Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века.

Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув, таким образом, приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала. Пушкин рассказывает, что »до глубокой старости Аннибал помнил еще Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из которых он был меньшой.

Помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого »арапа Петра Великого» (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю – 26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке.

Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. Кстати, именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это

разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.

Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума».

Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков».

Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так, как основана, была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.

Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме «ЦЫГАНЕ» два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.

Созданные Александром Сергеевичем стихотворения, были обращены к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Шли и шли тридцатые годы девятнадцатого века. Умер дядя Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» — повесть в стихах о наводнении 1824 года. Умерла мать Пушкина, внучка негра. Пушкин написал «Повести Белкина» — короткие рассказы о разных забавных жизненных случаях. Жена поэта Наталья Николаевна рожала детей. Иногда случались выкидыши. Пушкин написал «Дубровского» и «Историю Пугачева». Денег не было решительно.

Пушкин написал аппликацию и получил от царя грант. Он приступил к собиранию материалов для «Истории Петра», сидел в архивах, делал выписки, но писать не писал. Все уже по этому поводу начали посмеиваться.

Чтоб заработать денег, Пушкин придумал издавать журнал «Современник», получил разрешение и приступил к делу. Журнал был хороший, там печатался Гоголь, которому Пушкин подсказывал сюжеты для произведений. Но публика не торопилась раскупать журнал, и он терпел убытки.

Зимой 1837 возник конфликт Пушкина с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли.

— Кончена жизнь. — произнес Пушкин внятно. — Теснит дыхание.

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

Издательство «Художественная литература», 1985 г.

«A. C. ПУШКИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ В ДВУХ ТОМАХ»

Пушкин Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва —29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт,драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Полная биография А С Пушкина из Википедии (wikipedia)

26 мая 6 июня 1799

Москва,
Российская империя

29 января (10 февраля) 1837(37 лет)

Санкт-Петербург,
Российская империя

Гражданство:Род деятельности:

поэт, прозаик, драматург,литературный критик,переводчик, публицист,историк

Годы творчества:Направление:

Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драмы, сказки

Александр Сергеевич Пушкин

Читайте сочинения Пушкина.
Обучайтесь примерам великого
поэта любить искусство, правду и
родину.
Н. А. Некрасов

Читайте почаще Пушкина, это —
основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.
М. Горький

Александр Сергеевич Пушкин по отцовской линии — из старинного дворянского рода Пушкиных, по материнской — из рода знатных Ганнибалов. Имена предков поэта встречаются в некоторых его произведениях — в «Борисе Годунове», в «Арапе Петра Великого», в «Моей родословной».

Сложилось так, что род Пушкиных в начале XIX века обеднел, и семья Пушкиных уже ничем не выделялась в дворянском сословии России, хотя и признавалась значительность ее предков.

Именно гувернерам, выписанным из Парижа, и Арине Родионовне обязан юный Пушкин своим великолепным знанием французского языка и любовью к русской народной культуре. Уже в восьмилетнем возрасте он не только умел читать и писать, знал множество народных песен и сказок, но и сочинял на французском языке маленькие детские комедии. Брат Саши, Лев Сергеевич, пишет в своих воспоминаниях: «Страсть к поэзии проявилась в нем (в Саше) с первыми понятиями. ребенок нередко проводил бессонные ночи в кабинете отца и тайком „пожирал“ книги одну за другой. Пушкин был одарен памятью неимоверной и на одиннадцатом году уже знал всю французскую литературу».

В Москве дом родителей часто посещали известные писатели, художники, музыканты. Свидетелем их рассуждений и споров об искусстве был будущий поэт, как губка впитывая ценную информацию о судьбе российской и европейской литературы и искусства.

В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей знатных дворян. Лицеисты особенно увлекались литературой, выпускали журналы, читали свои поэтические произведения, горячо спорили о состоянии искусства. И «мы всегда видели, — писал в воспоминаниях закадычный друг будущего великого поэта Пущин, — что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать. »

В лицее быстро вызревал гений Пушкина. Через шесть лет, в 1817 году, закончилось бурное, содержательное лицейское время, и Пушкин вступает в новую, свободную творчески яркую литературную жизнь. Он увлекается театром, посещает светское общество и создает романтическую поэму «Руслан и Людмила», воспринятую в литературных кругах как небывалое явление. В знак признания поэтического дарования Пушкина известный поэт-романтик В. А. Жуковский — один из первых учителей молодого поэта, подарил ему свой портрет с восторженной надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя. »

В сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинев на новое место службы. Здесь много читал, изучал жизнь молдаванского народа и плодотворно трудился — создал великолепные романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан».

По Высочайшему повелению царя в 1824 году Пушкина отправляют в ссылку в село Михайловское Псковской губернии. Здесь вдали от друзей и светского общества он создает поэму «Цыганы» — последнее произведение в своих романтических увлечениях, работает над реалистическим романом в стихах «Евгений Онегин» и драмой «Борис Годунов», навсегда распрощавшись с эпохой романтизма.

С годами растет поэтическое мастерство «русского гения», расширятся его историко-литературные интересы. Теперь он выступает как критик, публицист, историк. Создает прозаические произведения «Дубровский», «Повести Белкина» и др., изучает историю крестьянского восстания под предводительством бывалого казака Емельяна Пугачева и публикует книгу «История Пугачева». Продолжая эту тему, Пушкин в 1836 году публикует яркое художественное произведение — повесть «Капитанская дочка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *