О чем пишет писательница абрамцева
Сказки Абрамцевой
А я кто?
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
Трудно быть добрым
История о том, что перед Новым Годом Снегурочка отпросилась у Деда Мороза в гости к тетушке Снежной Королеве. Но Деду Морозу трудно без помощницы детям и взрослым подарки разнести, и он выбрал себе другого помощника….
День рождения старой ели
Сказка про то, как звери в лесу решили устроить праздник для старой и уважаемой ели, которой исполнялось сто лет. День рождения у нее был летом, а ей хотелось выглядеть как в новогоднюю ночь. День рождения…
Как у зайчонка зуб болел
Сказка о том, как у зайчонка заболел зуб. Мамам зайчиха полечила его травой неболейкой, пыльцой цветка болезабывайки, шляпку гриба болел-да-перестал прикладывала. Но зуб все болел. Как у зайчонка зуб болел читать Тихо в лесу. Тихо…
Сказки о веселой пчеле
Сказка про веселую и добрую пчелку Жужу, которая делала очень вкусный мед и всех им угощала. Однажды к ней прилетела знакомая оса, но мед закончился и Жужа решила сделать свежего меда, чтобы угостить осу. Сказки…
Сказка про щенка и старую тапочку
Щенок ходил и скучал, потому что никто с ним не играл. Он предлагал поиграть собаке, кошке, хозяину, но все были заняты. Вдруг старая тапочка сама заговорила с ним. Сказка про щенка и старую тапочку читать…
О чем думал котенок
Сказка про котенка, который очень любил лежать под настольной лампой с желтым абажуром. Котенок раздвигал лапами кипы бумаг хозяина, который работал за этим столом, и, сощурившись от яркого света, подолгу смотрел на лампу О чем…
Как кошка на дачу собиралась
История о том, как семья собиралась на дачу. Мама собирала чемоданы с одеждой, бабушка — рассаду, папа — удочки для рыбалки, дочка — розовые бантики. Было много суеты и шума, и только кошка была спокойна….
Морозное окошко
Сказка про маленького котенка, который подружился с окном. Оно было большое, блестящее и прозрачное. Когда наступила зима, на окне стали появляться красивые морозные узоры. Морозное окошко читать Котенок Кис был маленьким и со всеми хотел…
Про колючки
Сказка про маленького котенка и кактус, который цвел один раз в году. Когда цветок распустился, котенок решил его понюхать и больно укололся иголкой кактуса. Про колючки читать Жил-был кактус. Он жил на подоконнике в красивом…
Кто лучше прыгает
Однажды на берегу речушки бельчонок и лягушонок устроили соревнования — кто лучше прыгает. Их рассудить должен был ежонок, но он никак не мог это сделать, так как прыгали они оба замечательно. Кто лучше прыгает читать…
Самая главная снежинка
Однажды в предновогоднюю ночь вся семья украшала елку, а один шарик несколько раз падал с елки и его ловила кошка. Оказалось, что на шарике заснула самая главная снежинка, без которой не будет новогоднего снега. Самая…
Сказка о двух снах
История о двух снах: веселом и страшном. Веселый сон забирался под подушки маленьким и взрослым, к ласковым кошкам и даже самым сердитым собакам. Добрый сон старался всегда опередить злой сон. Сказка о двух снах читать…
Очень простая сказка
Сказка про дружбу солнечного лучика и совы. Все вокруг удивлялись их дружбе, ведь видеться они могли только утром, когда всходило солнце, и вечером, когда сова уже просыпалась. Очень простая сказка читать Жили-были сова и солнечный…
Тропинка
Сказка про тропинку, которая любила всем помогать: то зайчонка от злого волка спрячет, то потерявшегося мышонка домой приведет, то девочке покажет, где ее босоножки. Тропинка читать Жила-была тропинка. Тоненькая петляющая ниточка. Весело, легко бежала тропинка….
Ну что ты, кошка!
Сказка про кошку, которая на крыше слушала веселый разговор сосульки и желтого воздушного шарика. Кошка была вредная и всем завидовала. Ну что ты, кошка! читать Жили-были блестящая сосулька, свисающая с крыши, вредная черная кошка с…
Про сову
Сказка про жителей лесного городка. В одном доме жила сова. Около ее домика росли красивые цветы, за которыми она очень ухаживала, но любила их дарить соседям. Про сову читать В одном городке, конечно, волшебном, в…
Зачарованная избушка
Сказка про старый, заброшенный дом, вокруг которого был сад. Сад совсем зарос, яблоки стали маленькие и кислые. Дом все ждал, что люди вернуться и все будет как прежде. Зачарованная избушка читать Дом был старый, деревянный….
Гном Скрипаленок
Однажды в лесу гуляла девочка с папой, мамой и кошкой. Они увидели странный сучок, очень похожий на веселого человечка. Они взяли его домой, и девочка назвала его гном Скрипаленок. Гном скрипаленок читать Жил-был маленький лесной…
Что такое зима?
Сказка про котенка, который жил в доме с дедушкой и мышкой. А в саду жили удод и яблоня Агриппина. Однажды дедушка сказал, что скоро придет зима и котенок решил узнать про нее. Что такое зима?…
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Сказки наших читателей
Сказки по возрасту:
Сказки по интересам:
Сказка о том, как старый чистик хотел рассказать молодым чайкам-каюхам, какого цвета бывает море. Чайки не захотели слушать, им казалось, что море бывает только синее. Но вскоре одни убедились, что море бывает и желтым, и…
Почему щука в море не живет
История о том, как однажды надоело щуке в реке и забежала она в море. Она думала, что тут и в засаду прятаться не надо: кругом добыча, сама в рот лезет. Но оказалось, что в море…
Сказка об одиноком кактусе
Рос в одной пустыне колючий кактус. Обыкновенный кактус, зелёного цвета, с острыми, длинными колючками. И все было бы замечательно, если бы ни одно обстоятельство — у кактуса никак не росли цветочки. Кактус много думал, почему…
Жил в море крабишка маленький. ока совсем маленький был, жил где придётся, подрос— стал себе дом искать. Залез в щель между камнями, но показалось ему там темно, жестко и тесно. Поплыл дальше. Решил закопаться в…
Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…
Третий ящик Пандоры
Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…
Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…
Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…
Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…
Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…
Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…
У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…
Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…
История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…
Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…
Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
О творчестве Наташи Абрамцевой
О ТВОРЧЕСТВЕ НАТАШИ АБРАМЦЕВОЙ
Именно так – НАТАШИ, а не Натальи. И сейчас объясню, почему.
Когда мне на глаза попались первые анонсированные на прозе.ру работы Н.Абрамцевой, я еще и представить себе не мог, с каким ЯВЛЕНИЕМ в прозе столкнулся! Мало-помалу узнал подробности, увидел на главной страничке Н. Абрамцевой ДВЕ даты: год рождения и. сами понимаете. Узнал, что произведения Наташи представляет на суд читателей мама писательницы, Людмила Николаевна. И вот, слово за слово, вчитался в написанное Наташей – и поразился. И было чему поразиться!
Ну, во-первых, приятно удивила фотография Наташи – фото молодой женщины, чем-то неуловимо похожей на знаменитую французскую певицу современности Мирей Матье. Но это детали. Самое же главное в другом.
Ну, в самом деле, человека уж более десяти лет как нет рядом с нами, а не верится – настолько свежи, добры, чисты и злободневны её миниатюры и рассказы, со страниц которых глядит на читателя тонкая, ранимая, очарованная ДУША автора.
В своих произведениях Наташа Абрамцева предлагает нам совершенно необычный мир доброты и фантазии. На ее главной страничке выставлено примерно тридцать произведений, в основном сказки и миниатюры. Когда их начинаешь читать, оторваться уже трудно. И если у вас, читатель, есть собственная душа, возможно даже утонченная и ранимая, то начав читать Наташины произведения, вы будете буквально купаться в этой самой доброте, фантазии и затаенной грусти автора. И вас наверняка захватит еще и богатейшая палитра красок в тех произведениях, где Наташа пишет, скажем, о цветах, либо об игре света.
Вас не сможет оставить равнодушными пускай и не новый, но чрезвычайно славный прием: одушевление, очеловечивание Сказочником вещей и животных. Наташа пользуется этим приемом виртуозно и с блеском!
А если вспомнить настолько же расхожий, насколько и верный афоризм «Краткость – сестра таланта», то творчество Наташи Абрамцевой являет собой поразительный пример точности и правдивости этого афоризма.
Впрочем, читайте сами и решайте, соглашаться со мной или нет? Одно гарантирую: чтение не будет вам в тягость, поскольку Наташины сказки и миниатюры действительно кратки, абсолютно нетягомотны, и чем-то сильно напоминают бриллианты.
Сказки. Рассказы. Стихи
Наталья Абрамцева. Сказки для добрых сердец. Все произведения
Наталья Абрамцева.Рождественские грезы
Наталья Абрамцева. С кем разговаривают собаки
Короткую и тяжелую жизнь прожила Наталья Абрамцева. «Сказки для добрых сердец» — работа, которая спасала женщину от депрессий и одиночества. В замечательных легких детских произведениях читатель может найти частичку души писательницы.
Непростая судьба Натальи Абрамцевой
Родилась гениальная сказочница 17 августа 1954 года в Москве. Отец был военным, который интересовался литературой. Мама девочки работала в школе. Когда крохе исполнился год, врачи поставили страшный и редкий диагноз. У Наташи был болен спинной мозг. Это навсегда приковало ее к постели. Кроме этого, медики не давали надежд на долгую жизнь.
Несмотря на тяжелое состояние, родители девушки пытались растить ее, как нормального ребенка. Все лето они проводили в маленьких путешествиях. Ездили в соседние леса и рощи. Там девочка знакомилась с удивительным миром природы. Впоследствии под впечатлением этих приятных воспоминаний Абрамцева написала «Сказки для добрых сердец». Краткое содержание произведений автора — это то, что нафантазировала Наталья.
Со специальным корсетом девочка некоторое время ходила в школу. Но из-за болезни ей было тяжело писать, поэтому продолжил обучение ребенок в дома. Но в классе она завела много хороших друзей. Всю жизнь одноклассники и учителя приходили к Наталье Абрамцевой в гости.
Главное призвание Натальи Абрамцевой
Несмотря на то что девушке было невероятно тяжело писать, она продолжала добывать знания. А также очень много читала. Абрамцева окончила курсы переводчика. Отлично знала английский и испанский.
Затем состоялся переломный момент в жизни. Девушка вполне серьезно задумывалась о суициде. Когда попытка вышла неудачной, Абрамцева попыталась что-то написать. Первый период творчества пришелся на середину 70-х годов. Сказки стали отрадой. Сама автор говорила, что так переносится в другой, лучший мир.
Жизнь писательницы оборвалась на 40-м году, 6 февраля 1995 г. За свое короткое и тяжелое существование, автор написала 120 сказок, а также 12 пьес.
Так возник сборник, автором которой стала Абрамцева — «Сказки для добрых сердец». Краткое содержание всех произведений в чем-то похоже. Это мир, где всегда побеждают правда и добро. Каждый ее герой хочет научить чему-то ребенка, показать пример того, как поступить правильно.
Читатели отмечают, что теплота и милосердие проявляются в каждом рассказе. Пожалуй, одна из самых добрых историй — это «Рыжая сказка». Главная героиня — маленькая кошка.
Однажды Рыжка подружилась с Солнышком, которое перепутало ее со своим солнечным зайчиком. Вместе друзья проводили много времени. Но однажды небо закрыли облака и кошка пошло искать подругу. По дороге встретила много разных цветов и даже ворону. Несмотря на то что они были рыжего оттенка, гордые растения считали себя оранжевыми или ярко-красными. Каждая цветная головка смеялась с крохи. Позже они осуждали ее веснушки. Но маленькая кошечка знала, что Солнышко любит ее, и это не давало ей пасть духом.
Когда же малышку убедили в том, что ее шерсть ужасная, вышел небесный друг. Солнышко не просто защитило котенка, а убедило напыщенные цветы в том, что оно тоже рыжего цвета.
Родители заявляют, что эта сказка учит быть не только справедливыми, но и милосердными. Главная героиня боролась с гордостью новых знакомых. Эта история — одна из лучших из сборника, который составила Абрамцева («Сказки для добрых сердец»). Краткое содержание произведения — это рассуждение о праве на счастье в этом мире самого автора, ведь сказочница очень отличалась от других людей.
Много положительных отзывов имеет и другое произведение Натальи Абрамцевой. Здесь главными героями выступают Дом и Сад. Эти два персонажа уже очень старые и практически развалились. Автор приводит несколько деталей, с помощью которых подчеркивает то, что жилище и деревья уже отживают свое. Но несмотря на то что люди обходят их, они все же надеются на лучшее.
Каждую весну два закадычных друга с помощью ветра, дождя и солнышка приводят себя в порядок. Так, со временем к ним пришел один путешественник, который увлекся очаровательной картиной. Недолго погостив, человек покинул эту территорию, но следующей весной эти два персонажа снова надеялись, что к ним придут люди.
Символизм произведения «Сказка про старый дом» очень широк. Родители, читая рассказ ребенку, могут сделать акцент на отдельной теме. Например, одни взрослые отмечают, что с помощью этой истории они учат детей уважать старость и ассоциируют главных героев с бабушками и дедушками. Другие мамы и папы рассказывают своим детям о том, что если очень чего-то ждать, то оно обязательно сбудется.
Удивительным талантом владела писательница Наталья Абрамцева. Ее произведения способны расширять фантазию малышей. Особенно много деталей можно найти в истории «Ночная сказка». Ее главная героиня Луна — очень интересная дама. Она, будто добрая и серьезная учительница, общается со своими учениками-звездочками. Этот персонаж носит очки и вытирает стекла хвостиком комет.
Однажды звездочки сообщили, что на крыше плачет Кошка. Оказалось, ее друг Фонарь заболел и перестал светиться. Как ни старались утешить небесные светила животное, но бесполезно. Никто из них не мог помочь одноногому другу, при этом Луна и звезды предлагали Кошке фактически предать Фонаря. Но верная подруга не сдалась.
Горю помог простой человек, который подремонтировал свет, и приятели снова были вместе. История учит дружить и не предавать друзей.
Добро как лекарство
В произведениях Натальи Абрамцевой возможно все. Так, например, «Волшебная сказка» развивает очень неординарный сюжет. Главные герои произведения — кошка и роза. Совершенно разные персонажи находят общий язык. Когда цветочек начинает болеть, потому что ему не хватает внимания от окружающих, животное решает помочь. Питомец рассказывает об удивительных лекарствах, что имеют силу лишь в Новогоднюю ночь. Благодаря стараниям кошки роза стала здоровой и смогла продолжать радовать своей красотой людей.
«Волшебная сказка» нравится не только детям, но и взрослым. Родители отмечают, что с помощью этой истории ребятам можно объяснить, какую большую силу имеет добро. Оно способно вылечить любой недуг и заживить все раны.
После прочтения произведения мама может сказать ребенку, что быть милосердным нужно не только к близким людям и друзьям, но и к тем, с кем вы незнакомы. Например, роза и кошка в тот вечер встретились впервые, но это не помешало чувствовать им теплоту друг к другу.
Многие истории писательницы Натальи Абрамцевой учат детей. Кроме гаммы чувств, где каждая эмоция выражена ярко и имеет четкий пример, есть рассказы, которые дают практические знания. Например, «Пестрая сказка» лучше воспримется вашим карапузом, если к чтению привлечь все имеющиеся карандаши, фломастеры и краски.
Эта история рассказывает о различных цветах. Автор отмечает, что их значительно больше, чем семь, как в радуге. В своем произведении Наталья Абрамцева называет практически все оттенки и гаммы цветов. Поэтому здесь вполне возможно, по словам родителей, совмещать игру с обучением.
Кроме этого, сюжет развивает еще одну линию. Как оказалось, синий и красный цвета долго спорили друг с другом о том, кто из них красивее и важнее для общества. Их ссора может стать примером того, как не нужно делать. Особенно эта сказка станет полезной для братика и сестрички, которые не могут определить, кого мама или папа любят больше. На самом деле они оба очень важны.
Наталья Абрамцева — настоящий гений литературы. Ее произведения — простые и понятные каждому. Все, кто читал рассказы, видят не скрытую науку. Герои самые обычные и знакомые каждому. Родителям очень легко объяснить детям, почему произошла та или иная ситуация в рассказе.
Следует отметить, что произведения Натальи Абрамцевой абсолютно лишены зла и негативных эмоций. Часто персонажи делают плохие поступки только потому, что не понимают или не знают, что может быть иначе. Абрамцева коснулась абсолютно всех тем, что можно придумать. В ее работах ребенок найдет ответы на любой вопрос.
Но родители также отмечают, что свои рассказы автор писала для малышей. Дети старшего возраста, вероятно, не заинтересуются данными работами. Сюжет, который предлагает автор, прозрачный.
Тем не менее, начинать знакомиться с литературой можно со сборника, который составила Наталья Абрамцева — «Сказки для добрых сердец». Краткое содержание произведений показывает, что у сказочных героев ваш ребенок научится только добру.
—————————————————
Сказки Натальи Абрамцевой.
Сказки для добрых сердец.
Читаем бесплатно онлайн
Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников
Сказки Абрамцевой как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе. Биография и творчество писательницы Н. Абрамцевой, организация изучения ее сказок в целях воспитания нравственных качеств у детей. Методика работы над сказками в начальной школе.
Сказки Наталья Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников
сказка абрамцева воспитание начальная школа
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
1.1 Биография и творчество Натальи Абрамцевой
1.2 Методика работы над сказками в начальной школе
1.3 Особенности работы Абрамцевой Н.К. над сказками
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н. К. в начальной школе
2.1 Организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в школе
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Список использованной литературы
Сказки Абрамцевой изучаются детьми в начальной школе, но таких учебников, где бы встречались ее произведения очень и очень мало. Например, в учебниках Матвеевой Е.И. по системе Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. во втором и третьем классах. Проблемой изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе активно занимается Марина Нефедорова. Хотелось бы, чтобы творчеству этой писательницы уделялось больше внимания.
Цель исследования: теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.
Объект исследования: сказки Абрамцевой Н.К. как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе.
Предмет исследования: методические приемы изучения сказок Натальи Абрамцевой на уроках чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что изучение творчества Абрамцевой Н.К. на уроках чтения в начальной школе будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младших школьников и усвоению специфики сказки как жанра.
1. Изучить литературу по проблеме исследования преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.
2. Описать и внедрить методику изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н. К.
3. Разработать и провести серию уроков по творчеству Натальи Абрамцевой.
1. Анализ теоретических источников.
3. Метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: используемая методика изучения сказок
Н.К. Абрамцевой в начальной школе может быть использована учителями начальных классов и студентами ПФ во время педагогической практики в работе с младшими школьниками.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ: СОШ №8 г. Бийска.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, методологический аппарат.
В первой главе рассматривается биография и творчество Абрамцевой, особенности работы над ее сказками и методика работы над ними.
Во второй главе рассматривается организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе, а также анализ полученных результатов.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
1.1 Биография и творчество Натальи Абрамцевой
сказка абрамцева воспитание начальная школа
С детства Наташа тяжёлой болезнью была «прикована к постели», и эта болезнь оборвала её жизнь в феврале 1995 года в период большой творческой активности. Прожила она 40 с половиной лет.
1.2 Методика работы над сказками в начальной школе
Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса [6, с. 30].
Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: «Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора». Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной.
Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?». Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки.
В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:
В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.
В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:
1) устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;
2) необычны в бытовом смысле события;
3) специфика сказочной поэтики.
В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:
1) сказки о животных;
2) волшебные сказки;
3) бытовые новеллистические сказки.
Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.
Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.
В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках.
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей.
Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.
1.3 Особенности сказок Натальи Абрамцевой
Большинству сказок присуща такая особенность, как троекратное повторение действия. В «Осенней сказке» три раза Осень помогала людям, с помощью своей волшебной шали, которая сначала взлетала над садами и огородами, затем над лесами и проселками, в третий раз шаль взлетела в небо. Из трех стежков появился на «картине» Мотылек в «Шелковой сказке». Три ночи Струмушка Творила» чудеса («Чудеса, да и только»).
Сюжеты сказок Натальи Абрамцевой имеют необычную композицию. В каждой из ее сказок есть волшебство, но волшебство заключается не только в чудесах совершаемых наведываемыми силами, но и в исполнении желаний, в изменении мировоззрения.
Глава 2. Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ: СОШ № 8 г. Бийска.
Сроки проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось с 7 декабря по 19 декабря 2009 года.
Цель экспериментального исследования: теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе.
Задачи экспериментального исследования:
1. Описать и внедрить методику изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.
2. Разработать и провести серию уроков по сказкам и творчеству Натальи Абрамцевой.
Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа:
2.1 Организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К.
Цель: описание и внедрение методики изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.
1. Описать методику изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе
2. Внедрить методику изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.
Во время прохождения педагогической практики мной была разработана и проведена серия уроков по чтению (Приложения), направленная на изучение творчества Натальи Абрамцевой в начальной школе. Практика показала, что творчество сказочницы очень заинтересовало учащихся, вызвало у них сострадание к ней. Сказки же писательницы вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Абрамцевой помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Натальи Абрамцевой способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.
Для того чтобы выявить уровень усвоения предложенного материала, после проведения разработанных уроков, учащимся был предложен следующий тест:
а) иронический стихотворный рассказ;
б) медкий выразительный образ, ходовое выражение;
в) древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
2. Кто из данных авторов является сказочником?
3. Кто является автором сказки «Кто лучше прыгает?»?
4. Какая особенность характерна для сказок?
а) в сказках все оживает и обретает язык;
б) в сказках нет зачина и концовки;
в) сказки описывают реальные события.
5. Каким волшебным предметом Осень («Осенняя сказка») совершала волшебство?
а) волшебная палочка;
6. Какое число в сказке является магическим?
7. Кто является главным героем сказки «Ласточка»?
8. Как зовут волшебницу в сказке «Чудеса, да и только»?
9. Какая птица внесла раздор в сказке «Кто лучше прыгает?»?
10. Какие животные являются главными героями сказок «Лужица», «Загадка»?
2.2 Анализ полученных результатов
Цель: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Абрамцевой в начальной школе.
1. Выявить уровень усвоения младшими школьниками сказок Абрамцевой Н.К.
2. Сравнить уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой в контрольной и экспериментальной группах.
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной методики.
После проведения методики изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Выявление уровня усвоения сказок Абрамцевой Н.К.