О чем пишет чехов
Что является центральной темой в рассказах Чехова?
Чехов является одним из самых известных мастеров слова в русской литературе. Он прославился не тем, что писал колоссальные по своему объему романы, или же повести, а тем, что умел концентрировать мысль в обычном рассказе.
Он настолько лаконично и четко рисовал образы и житейские ситуации, что пока что никто в этом деле не смог его превзойти. В общей сумме он написал более сотни рассказов.
Именно этим, прежде всего, рассказы Чехова и выделяются из общей массы. Они высказывают мысль и идею – только одну – с минимумом слов. Каждое из его произведений очень короткое, и располагается на паре страниц, однако передает конкретную мысль максимально ясно и четко. Он не расплывается в различных идеях, каждое его произведение служит только для одного сюжета и одного важного для него образа.
Главная тема, которую раскрывает Чехов – жизнь обычных людей. Он рисует картины быта, и, иногда гиперболизируя поведение персонажей, сквозь них высмеивает или драматично передает то, к чему может привести подобный подход к существованию человека. Например, рассказ «Спать хочется» заканчивается максимально трагично, и тем самым показывает, насколько ужасна и несчастна жизнь крепостных детей, которым приходится день и ночь трудиться на своего господина.
Автор очень любит говорить о крестьянах, и их нелегкой доле. Эту же идею носит рассказ «Ионыч», который раскрывает тему крестьянского одиночества. Старик-извозчик просто ищет, с кем бы поговорить, кому рассказать свои жизненные истории и поделиться мудростью – и собеседника он находит только в собственной лошади. Этим самым автор показывает ту самую тяжелую долю – когда люди не могут даже просто стать собеседниками обычному мужику.
Раскрытию темы чиновников и городских людей Чехов посвятил также большое количество рассказов. Например, «Крыжовник», в котором передается мысль о алчности и глупости людей, которые ради своей цели забывают о себе, своих родных и близких. В данном случае имение с крыжовником – просто метафора, на месте которой могло быть угодно другое.
Рассказы Чехова в первую очередь являются остросоциальными. Они рисуют картины и передают мудрость не только тех времен, но и нашего времени – поскольку ценности и общечеловеческая мораль никак не изменилась за это время. Именно поэтому каждому молодому человеку следует прочесть данные произведения – во-первых, чтобы лучше понять историческую картину, а во-вторых, чтобы приобщиться и получить ту самую мудрость и идеи, которые Антон Павлович старался передать через свои рассказы.
«Пусть эту главу раскроют вновь» О чем были пьесы Антона Чехова и почему их так трудно правильно трактовать
Фото: Леонид Средин / Wikipedia
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Каждый третий мой знакомый, даже из театральной среды, когда я завожу речь о русском прозаике и драматурге Антоне Чехове, чаще всего мне говорит: «Я вообще не понимаю, о чем это и зачем». И имеет полное право. Каждому, как говорится, свое.
Но если бы не было Чехова, если бы он не начал писать пьес — весь русский и мировой театр пошел бы по совершенно неизвестному пути развития, если бы вообще развился в какую-нибудь сторону. Итак, что же может рассказать нам этот доктор в пенсне и зачем его смотреть, если прошло столько времени?
Советский театральный режиссер Константин Станиславский писал о Чехове: «Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
Постойте, скажет читатель, пьесы Чехова совершенно не про будущее, и то будущее, которое в них нарисовано, — разве оно оптимистично? Разве оно красиво? Фирса заперли навсегда в подлежащем сносу доме, Треплев застрелился, три сестры потеряли любовь и никогда не увидят Москвы. Это вы называете оптимизмом?
Нет, все-таки немного не это. Чехова никогда не интересовали сюжеты нашей жизни. Он всегда смотрел на легкость и несуразность жизненных трагедий. На то, какой масштаб мы придаем совершенно незначительному, и то, какие ненужные слова мы говорим о наших подлинных чувствах.
Посмотрите. Заречная приезжает после долгого расставания к безутешно любящему ее режиссеру Треплеву. Она истаскалась по поездам, играла всякую дрянь, любила и теряла. Запуталась сама в себе и пришла на то место, с которого трагедия ее жизни началась. И что же она говорит в столь значимый период ее жизни?
Сцена из спектакля по пьесе Чехова «Чайка». Ангелина Степанова в роли Аркадиной, Андрей Мягков в роли Треплева. Московский художественный академический театр им. М. Горького, 1977 год
«Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы. »
И вот это Чехов считает действительно стоящим внимания. Два рядом сидящих человека, которые любят друг друга, — они обычно молчат. Молчат долго и плачут. Это важно.
«В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, каждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет…» Так писал про Чехова еще один очень тихий автор — Михаил Пришвин.
И в его словах — другая важная причина для ощущения пьес Чехова: они для нас камертон. Вот на сцене стоят три сестры. Это нас не касается. Их любовь ушла, отец умер. Это нас не касается и того более. Но посмотрите — они плачут. Они живут в далеком уральском городке и мечтают о Москве как о единственном спасении в их жизни. Они там были когда-то давно, в детстве, и не помнят почти ничего. Но вот именно это светлое воспоминание о давней Москве — это то, что, как они думают, их спасет. И эти эмоции знакомы каждому из нас.
Многие американские, британские, французские писатели, драматурги, кинорежиссеры признавались Чехову в любви даже спустя сто лет после его смерти. Он рисовал несуразность нашей с вами жизни так, что, глядя на нее из зала, мы начинаем смеяться и одновременно плакать.
Умирающий Чехов в письмах Станиславскому настаивал на том, что пьеса о проданном вишневом саде — это комедия, более того — это фарс. Хотя там ничего смешного нет.
«Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца», — так завещал нам Станиславский, первый режиссер, которого Чехов уважал при жизни за хоть немного, но верное прочтение своих пьес. Так давайте же вместе откроем книгу Чехова — хоть книгу писем, хоть сборник его ранних комедий! И попытаемся понять, что нам всем хотел сказать великий автор.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Антон Павлович Чехов
Фото Все
Видео Все
Антон Чехов. Гении и злодеи
Антон Чехов. «Три сестры» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Антон Павлович Чехов — биография
Антон Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом.
Один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому как бы не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю. Его любимым выражением было «краткость – сестра таланта», и руководствуясь им, он создавал произведения для детей.
Детство
Родился Антон Чехов 29 января 1860 года в Таганроге. Его отец Павел Чехов был владельцем бакалейной лавки, купцом третьей гильдии. Мама Антона Чехова, в девичестве Морозова, из купеческой семьи, была домохозяйкой. Антон стал третьим из шестерых детей этого семейства, где подрастало пять сыновей и одна дочь.
Антон Чехов в детстве
Детские годы Антона и его братьев прошли в постоянных церковных праздниках и именинах. После занятий в школе мальчики должны были сторожить лавку своего отца, ежедневно они вставали в 5 утра, и шли петь в церковный хор. Чехов потом сказал, что детства у него и не было.
Сразу Антона отдали в греческую школу в Таганроге, в конце августа 1868 года он стал учеником приготовительного класса гимназии, которая была одной из старейших в России. В это время отцу семейства пришлось срочно скрываться от кредиторов, и он уехал в Москву. Антон продолжал учиться в Таганроге, и ему пришлось жить в своем собственном доме, только уже купленном другими людьми. Чтобы его не выгнали, парень исправно платил, а деньги зарабатывал, подрабатывая репетитором.
Именно во время учебы в гимназии Чехов полюбил книги и театр, у него появилось своеобразное видение окружающей действительности. В то время и произошла первая проба пера – парень стал автором нескольких юмористических повествований и получил псевдоним Чехонте. Так его назвал Федор Покровский, преподаватель Закона Божьего в гимназии. В тринадцатилетнем возрасте Чехов понял, что ему нравится театр и все, что с ним связано. Он стал активным участником домашних постановок, которые устраивали его товарищи по гимназии.
Творчество
Творческая биография Антона Чехова началась в 1880-м, когда журнал «Стрекоза» первый раз напечатал его произведение. После этого он сотрудничает с другими изданиями, которых было достаточно много – «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк». Периодическое издание под названием «Осколки» напечатало на своих страницах его юмористические произведения. В 1883-м на страницах этого журнала читатели смогли прочесть повесть «Толстый и тонкий», спустя год «Хамелеона», а в 1885-м рассказ «Пересолил».
Произведение Антона Павловича Чехова «Письмо к ученому соседу» в журнале Стрекоза
Еще одно периодическое издание – «Петербургская газета», в 1886-м опубликовала новый рассказ Чехова под названием «Ванька». Под всеми этими произведениями красовался псевдоним «Чехонте».
В том же году ему пришло письмо из Петербурга, в котором ему предлагали работу. Чехова позвали в печатное издание «Новое время». Как раз в то время на суд читателей он представил сборники «Невинные речи» и «Пестрые рассказы». После того, как о нем начали отзываться хвалебно, Чехов больше не скрывался под псевдонимом, везде ставил свою настоящую фамилию.
В 1887-м в московском театре Корша прошла премьера постановки по пьесе Чехова «Иванов». Публика реагировала неоднозначно, но в общем спектакль прошел с большим успехом. Затем ее поставили в одном из петербургских театров, но только слегка доработали. В 1888-м творчество драматурга получило и материальное признание – он получил половину Пушкинской премии за сборник рассказов под названием «В сумерках».
Антон Павлович Чехов в процессе творчества
Летом 1888 и 1889 года Чехов с семьей проживал недалеко от города Сумы. В то время умер один из его братьев, и это вынудило его срочно уехать из этого места. Писатель хотел побывать в Европе, однако по воле судьбы оказался в Одессе, где в то время была на гастролях труппа Малого театра. Чехов влюбился в молоденькую актрису, но эти отношения не имели продолжения. Чтобы справиться с нахлынувшей апатией, Чехов решается на переезд в Ялту.
К 1889-му году копилка работ прозаика пополнилась повестями «Степь», «Драма на охоте», «Скучная история», «Огни». Он описывал все, что видел во время своих путешествий.
Чехову очень нравилось бывать в новых местах, и в конце 80-х он очень много путешествует, тем более, что в это время он уже не публиковался в юмористических журналах.
В 1890-м Антон Павлович принимает решение побывать на Сахалине, так сильно ему понравилось путешествовать по новым местам. Чтобы попасть на остров, ему нужно было проехать всю Сибирь, и это путешествие тоже дало ему много материала для литературной деятельности. Если учесть, что прозаик болел чахоткой, то в этом путешествии ему было очень трудно. Зато впечатления от поездки впоследствии вылились в собрание очерков под названием «По Сибири» и книгу, которую автор назвал просто – «Остров Сахалин».
Многочисленные поклонники Чехова больше всего помнят его «Палату №6», которая увидела свет на страницах журнала «Русская мысль» в 1892-м. Название повести до сих пор употребляется, если нужно рассказать о каком-то сумасшествии или ненормальном поведении.
В 1892-м сбылась давняя мечта писателя – он стал владельцем усадьбы в Мелихово. Там он поселился с родителями и сестрой Марией, которая была при нем неотлучно. После того, как у Чехова появилось собственное жилье, его жизнь вошла в другое русло. Он снова возобновил медицинскую практику, потому что кроме писательского таланта в нем жила страсть к хирургии.
Во время проживания в Мелихово Антон Павлович исполнял обязанности земского врача, инициировал строительство нескольких школ, участвовал в обустройстве пожарного пункта для селян и колокольни. Следующей его заботой стала шоссейная дорога, ведущая на Лопасню, а также он добился, чтобы на железнодорожной станции появилось почтовое отделение. Помимо этого писатель побеспокоился, чтобы на прореженных участках леса посеяли дубы, вязы, лиственницы, приобрел и высадил свыше 1000 саженцев вишен. На собственные деньги Антон Павлович открыл библиотеку в Таганроге.
Дом Антона Чехова в Мелихово
Именно мелиховский период принес новые произведения писателя, которые потом стали всемирно известными. Это были пьесы «дядя Ваня» и «Чайка». У Чехова частенько обострялся туберкулез, он был вынужден уезжать из имения и на некоторое время поселяться на юге. Зимний период 1898-го писатель прожил в Ницце, а после того, как вернулся домой, приобрел землю в Ялте. В 1899 году Чехов продает свое имение в Мелихово и окончательно поселяется в Крыму.
Именно в это время случились изменения в его личной жизни. Он познакомился с Ольгой Книппер и пригласил ее к себе на дачу.
Весь июль 1900-го года женщина прожила там и после этого их отношения стали официальными. В том же, 1900-м Чехов написал произведение «Три сестры», которое вскоре поставили в театре, а Ольга сыграла одну из ролей. История повторилась и с пьесой «Вишневый сад» в 1903-м, когда Книппер снова исполнила главную женскую роль и сорвала бурные аплодисменты зрителей.
Первое издание пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры»
В 1904-м Антона Чехова не стало. «Вишневый сад» стал последним произведением классика мирового масштаба.
Спектакли и кино
В 1969-м на экраны вышла лента советского режиссера Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», в которой рассказывалось как создавалась одна из самых известных пьес Чехова – «Чайка».
В 1991-м в Нидерландах состоялась премьера спектакля «Чехов», режиссерами которого были Дмитрий Френкель и Роберт Лонг. В основу легли известные и малознакомые события из биографии великого драматурга.
Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»
В 2007-м Правительство Москвы приняло решение о создании биографической драмы «Прощайте, доктор Чехов!».
В 2012-м на суд зрителей представлен еще один фильм, раскрывающий тонкости отношений Антона Чехова и Лидии Авиловой. Лента получила название «Поклонница», и в актерском составе ее можно было увидеть Кирилла Пирагова и Олега Табакова.
В 2015-м на экраны вышла лента французского режиссера Рене Фере «Антон Чехов 1890», сценарий к которой написал он сам. В роли Чехова снялся Николя Жиро, в картине идет рассказ о жизни писателя в 1885-1890 годах.
Личная жизнь
В личной жизни Антона Чехова было достаточно много любовных историй. Некоторые отношения длились много лет, причем бывало так, что он одновременно поддерживал отношения с двумя женщинами и они прекрасно знали о наличии соперницы. Но первыми на разрыв отношений не шли.
Антон Павлович Чехов и Лидия Мизинова
В 1888-м в жизни писателя появилась Лидия Мизинова. Ей было 19, и она была подругой его сестры. Она очень хотела выйти за Антона замуж, а ему больше всего хотелось свободы и независимости. В роли жены он Лику не видел, но на протяжении десяти лет не отпускал от себя, поддерживая в девушке огонек надежды. Ему нравилось ее общество, а вот разговоры о свадьбе он попросту игнорировал.
На протяжении первых лет знакомства, писатель старался высмеять в глазах Лики всех молодых людей, которые оказывались рядом и пытались привлечь ее внимание. А потом он сделал так, чтобы влюбленная в него Лидия переключилась на ловеласа Игнатия Потапенко.
У Мизиновой закрутился роман с женатым мужчиной, от которого она вскоре родила дочку. Девочка умерла в раннем детстве. Антон Чехов показал эту ситуацию в пьесе «Чайка», а Мизинова послужила прототипом главной героини Нины Заречной. После непонятных отношений с писателем Чеховым и ловеласом Потапенко, Лика наконец-то вышла замуж. В 1902 году ее мужем стал театральный режиссер Александр Санин.
Антон Павлович Чехов и Елена Шаврова
В 80-е годы в личной жизни писателя появилась Елена Шаврова. Девушке только исполнилось 15, она пришла к Чехову, чтобы он оценил ее рукопись, и влюбилась с первого взгляда. Она прекрасно понимала, что ни о какой взаимности речь идти не может, поэтому спустя пять лет счастливо вышла замуж.
В 1897-м они случайно встретились в Москве, куда Елена приехала к родственникам. Их роман вспыхнул мгновенно, и втайне от всех они сбежали в Ялту, где какое-то время наслаждались чувствами. Но вскоре они расстались. Антон написал ей почти семьдесят писем, столько он не писал никому. Шаврова стала прототипом героини рассказа «Дама с собачкой».
В 1898-м на премьерном показе постановки «Чайка» Чехов встретился со своей давнишней знакомой Ниной Корш. Она давно и безнадежно была влюблена в писателя, и решила теперь не упускать шанса. Чехов увлекся, Нина забеременела. Историки утверждают, что писатель не оставил прямых потомков, но в 1900-м Нина Корш родила от него дочь Татьяну. Она не рассказала писателю о рождении дочери, потому что на тот момент их отношения закончились. Родители увезли Нину в Париж, где Татьяна выросла и выучилась на врача, продолжив путь отца.
Антон Павлович Чехов с Ольгой Книппер
Чехов порвал с Ниной из-за Ольги Книппер, единственной из всех женщин писателя, которая смогла женить его на себе. Их знакомство длилось с 1898 года, когда они впервые увиделись на репетиции постановки «Чайка». Ольга была очень красивой женщиной, в 1901-м они стали мужем и женой. Вскоре она забеременела, но родить не получилось. Этот брак писателя был бездетным.
Неизвестно, был ли этот союз счастливым, потому что Ольга по-прежнему служила в театре, а Чехову приходилось все чаще уезжать в Ялту, чтобы бороться с туберкулезом. Их история любви начиналась очень красиво, но вскоре стала поддерживаться случайными встречами и перепиской.
Друзья писателя почему-то были уверены, что если бы он не связал себя узами брака с ней, то возможно не умер бы так рано. Хотя в его последние дни Ольга не отходила от его постели и даже отказалась от гастролей.
Болезнь и смерть
На протяжении долгих лет писатель страдал от туберкулеза. Впервые он понял, что болен, когда ему исполнилось 24 года. С 1885 года болезнь начала переходить в более активную фазу, у него держалась постоянная температура, случалось кровохарканье. В юные годы он тайком от родных (прежде всего, родителей) лечил у себя туберкулез, исключительно консервативными методами — уровень медицины XIX века — удавалось до поры до времени только снимать обострения. Туберкулез диагностировал у себя правильно. Более того, догадывался об этиологии у себя этой болезни: в детстве перенес перитонит (воспаление кишечника), чудом выжил; туберкулез мог быть следствием осложнения перенесенного заболевания: помимо туберкулеза Чехов страдал «катаром кишечника», а значит не мог есть жирную пищу.
Похоже он не хотел расстраивать родных, поэтому всячески скрывал от них свое состояние. Ему не хотелось вызывать тревогу у матери и сестры. В 1897-м болезнь обострилась еще больше, правое легкое постоянно кровоточило. Писатель понял, что дело очень серьезное и обследовался у одного из известных специалистов – профессора Остроумова.
Смерть Антона Павловича Чехова
Для того, чтобы изучить его заболевание, писатель был госпитализирован. Доктора диагностировали болезнь, назначили курс лечения. Но как только болезнь слегка отпустила, Чехов начал проситься выписать его домой. Ему очень хотелось дальше писать, а больничные стены не давали волю фантазии. В 1898-м кровавый кашель участился, приступ мог длиться по несколько суток. И это он не рассказывал своим родным.
Чехов постоянно находился в плену болезненных ощущений, которые передавал и своим персонажам. Заметнее всего это отразилось в «Рассказе неизвестного человека».
Чехова часто отправляли на курорт. Его отправляли в Африку. Поэтому Чехов несколько раз ездил на отдых в Ниццу и жил там по нескольку месяцев, чтобы пережить период с осени по весну, а затем возвращался в Россию, пока окончательно не обосновался в Ялте. Когда он находился в Ялте, то болезнь отступала и так продолжалось до тех пор, пока в его жизни не появилась официальная жена – Ольга Книппер. Писатель Бунин был твердо уверен, что здоровье Чехову подрывала именно она, своими бесконечными гастролями. Не сложились у Ольги отношения и с Марией, сестрой драматурга, и это тоже выводило его из спокойного состояния. Перед самой смертью Антон Павлович уехал на курорт в южную Германию.
Похороны Антона Павловича Чехова
15 июля 1904 года Антон Чехов умер в Баденвайлере. Причиной летального исхода был туберкулез. Началось с того, что ему стало значительно хуже. Когда к нему позвали врача, писатель говорил, что он сейчас умрет. Перед смертью он выпил бокал шампанского и в ту же минуту умер.